Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html
Sototvet.ru - Игры и приложения для android.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
Статьи на букву "С" (часть 1, "САГ"-"СОЗ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САГ"-"СОЗ")

САГА

САГА (древнесканд. saga, от sedja - сказывать) - одна из разновидностей эпоса. В древнескандинавском фольклоре - прозаическое повествование о богах и героях со стихотворными вставками. В переносном (расширительном) смысле - обширное эпическое повествование.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: эпические жанры

Пример: Дж. Голсуорси. "Сага о Форсайтах"

"Для современных скандинавских литератур древние саги составляют живое наследие. Мотивы и образы саг часто звучат в произведениях писателей XIX-XX веков, например, у Г. Ибсена, Х. Лакснесса" (А.Ф. Головенченко).

САРКАЗМ

САРКАЗМ (от греч. sarkasmos - насмешка <sarkazo - букв. "рву мясо") - гневная, язвительная ирония, исключающая двусмысленное толкование.

Рубрика: эстетические категории в литературе

Род: ирония (1)

Пример:

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что станет полным, наконец.

А. Пушкин. Эпиграмма на гр. Воронцова

"Если сущность иронии в иносказании, в тонком намеке, в сарказме главное - крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование" (А.С. Сулейманов).

"Ирония Гоголя иногда становится еще более резкой и переходит в сарказм - осмеяние негодующее и обличительное" (Е.Г. Руднева).

САТИРА

САТИРА (от лат. satira <satura (lanx) - переполненное блюдо, мешанина) - способ проявления комического, который состоит в беспощадном осмеянии общественно вредных явлений и человеческих пороков.

Рубрика: эстетические категории в литературе

Антоним/коррелят: юмор

Род: комическое

Жанр: комедия, памфлет, фарс2, фельетон

Прочие ассоциативные связи: аллегория, гипербола, гротеск, ирония1, сарказм

"Для того чтобы сатира была действительно сатирою и достигла своей цели, надобно, во-первых, чтобы она дала почувствовать тот идеал, из которого отправляется творец ее, и, во-вторых, чтобы она вполне ясно осознавала тот предмет, против которого направлено ее жало..." "Сатира провожает в царство теней все отжившее" (М.Е. Салтыков-Щедрин).

"...В сатире действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу, как высшей реальности" (Ф. Шиллер).

"Сатира "моделирует свой облик", создавая образ высокой степени условности, что достигается "направленным искажением" реальных контуров явления с помощью преувеличения, заострения, гиперболизации, гротеска" (А.З. Вулис).

САТИРИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ

САТИРИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ - см. комедия + сатира.

САТИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

САТИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - см. герой произведения + сатира.

САТИРИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ

САТИРИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ - см. детективная литература + сатира.

САТИРИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ

САТИРИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ - см. персонаж + сатира.

СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА

СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА - право каждого художника творить в согласии со своим мировоззрением, этико-эстетическими идеалами и жизненным опытом. Одна из важнейших ценностей человеческой культуры.

Рубрика: автор и художественное творчество

Прочие ассоциативные связи: мировоззрение художника, творческий процесс, эстетический идеал

"Мы... хотим говорить об искусстве свободном как с точки зрения цели, так и с точки зрения средств для ее достижения... Лишь в этой свободе художественное творчество впервые становится подлинным искусством" (Г. Гегель).

"Столетие назад Герцен изо дня в день повторял... в "Колоколе": без свободного слова нет свободных людей, без независимого слова нет могучей, способной к внутренним преобразованиям страны" (Л.К. Чуковская).

СВОБОДНЫЙ СТИХ

СВОБОДНЫЙ СТИХ - стих, лишенный рифмы и метра и сохранивший только один признак, отличающий стихи от прозы, - заданное членение на соотносимые и соизмеримые строки, которое отмечается в тексте графическим их расположением.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Синоним: верлибр

Род: стих

Прочие ассоциативные связи: белый стих, вольный стих (не путать!)

Пример:

Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовней.

А. Блок

Персоналии: У. Уитмен

"В особенности далек от внутренней симметричности строк свободный стих, опирающийся на интонационно-синтаксическую их однородность" (Л.И. Тимофеев).

"Самая свободная стиховая форма, так и называющаяся "свободный стих", или "верлибр", все же обладает завершенностью и замкнутостью каждого стиха. Таков, скажем, верлибр Блока "Она пришла с мороза..." (В.В. Кожинов).

СЕКСТИНА

СЕКСТИНА (от лат. sex - шесть) - шестистишие на две рифмы.

Рубрика: роды и жанры литературы + структура стихотворного произведения

Род: строфа + твердые формы

Пример:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз, -

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз...

А. Пушкин. Кипренскому

"Секстина возникла в средневековой итальянской поэзии" (В.А. Никонов).

СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ - см. контекст.

СЕМИОТИКА

СЕМИОТИКА (от греч. semeion - знак, признак) - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (главным образом естественных и искусственных языков).

Рубрика: литература и наука

Прочие ассоциативные связи: знак, знаковая система, структурализм, язык

"Споры о возможности или невозможности семиотики искусства... беспредметны, а отказ от семиотики искусства в современных условиях не может не обеднять - и весьма существенно - науку об искусстве" (С.Х. Рапопорт).

"К семиотическому анализу продуктов художественного творчества и его процессов... относятся такие признанные направления исследований, как структурная поэтика, использование методов структурной и математической лингвистики в изучении строения произведений искусства и ряд других" (Б.В. Бирюков, Е.С. Геллер).

СЕМИОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

СЕМИОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - исследование литературного произведения на основе категорий семиотики. Семиотический анализ сосредоточивает внимание на моделирующей роли художественного языка в процессе познания мира, а также на способности литературного текста быть не только передатчиком, но и генератором художественной информации.

Рубрика: литература и наука

Род: методы изучения литературы

Прочие ассоциативные связи: знаковая система, семиотика, текст, художественная информация

Персоналии: М.М. Бахтин, Г.А. Гуковский, Ю.М. Лотман, Л.С. Выготский, В.Я. Пропп, В.М. Жирмунский

"Применение семиотического анализа к описанию литературных (и шире - принадлежащих искусству) текстов создавало надежду ухода от традиционных для гуманитарных наук субъективно-вкусовых методов анализа..." (Ю.М. Лотман).

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment - чувство, чувствительность) - направление в литературе и искусстве второй половины XVIII в., для которого характерна абсолютизация человеческих чувств и переживаний, эмоциональное восприятие окружающего, культовое отношение к природе с элементами патриархальной идеализации.

Рубрика: художественные методы и направления

Род: литературное направление + художественное направление

Персоналии: И.-В. Гёте, Т. Смоллетт, О. Голдсмит, Ф. Шиллер, С. Ричардсон, В. Жуковский, Ж.-Ж. Руссо, Н. Карамзин

"Сентиментализм обращен к действительности, но в отличие от реализма он наивен и идилличен в трактовке мира. Сентименталистическое искусство эмоционально насыщено, слезливо-чувствительно" (Ю.Б. Борев).

"Сентиментализм выдвигает в качестве героя человека простого, незаметного. Слова Карамзина в "Бедной Лизе" "и крестьянки любить умеют" указывали на относительную демократическую направленность сентиментализма" (С.А. Тураев).

СИЛЛАБИКА

СИЛЛАБИКА - см. силлабическое стихосложение.

СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ - см. силлабическое стихосложение.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. syllabe - слог) - система стихосложения, в которой длина стиха определяется только количеством слогов вне зависимости от количества ударений; стихи называются 2-, 3-, 4-, 5-, 6-сложными и т.д. В строках допускается и разное количество слогов; желательно только, чтобы четносложные стихи сочетались с четносложными, а нечетносложные - с нечетносложными. В 10-, 11- и более сложных стихах появляется цезура - обязательный словораздел, членящий стих на короткие полустишия.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Синоним: силлабика, силлабическая система стихосложения

Род: стихосложение

Пример:

Если в мучительские / осужден кто руки,

Ждет бедная голова / печали и муки.

Не вели томить его / делом кузниц трудных,

Ни посылать в тяжкие / работы мест рудных.

Пусть лексикон делает/ - то одно довлеет,

Всех мук роды сей один / труд в себе имеет.

Ф. Прокопович

"Русское силлабическое стихосложение сформировалось в XVII в. в известной мере под влиянием польского силлабического стихосложения. Им пользовались Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Кантемир, молодой Тредиаковский" (В. Холшевников).

"Силлабический принцип стихосложения развился преимущественно в поэзии тех народов, в языке которых ударные и неударные гласные в словах обладают относительным равенством звучности, подкрепляемым постоянным местом словных ударений" (Г.Н. Поспелов).

СИЛЛАБОТОНИКА

СИЛЛАБОТОНИКА - см. силлабо-тоническое стихосложение.

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ - см. силлабо-тоническое стихосложение.

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. syllabe - слог и tonos - ударение) - система стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе; на сильных местах метра располагаются, как правило, ударные, на слабых - безударные слоги.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Синоним: силлаботоника, силлабо-тоническая система стихосложения

Род: стихосложение

Прочие ассоциативные связи: амфибрахий, анапест, дактиль, хорей, ямб

"Характерной особенностью силлабо-тонического стиха является наличие в нем своеобразной ритмической инерции. Она возникает в результате того, что основная схема распределения ударных и безударных слогов, лежащая в основе силлабо-тонического ритма, позволяет в общих чертах наперед определять ритмическое движение стиха" (А. Карпов).

"Силлабо-тонический стих широко употребляется в современной поэзии наряду с тоническим стихом, занимая по распространенности первое место" (К.Д. Вишневский).

СИМВОЛ

СИМВОЛ (от греч. symbolon - условный знак) - образ, максимально обобщенно и экспрессивно выражающий идею, суть какого-либо события или явления. Смысл символа многозначен и неотделим от его образной структуры.

Рубрика: художественный образ

Эстетическая категория: условность в искусстве

Прочие ассоциативные связи: символизм

Пример: Образ бури как символ революции в "Песне о Буревестнике" М. Горького

"Наряду с общепринятой символикой (буря - революция, меч - символ войны и т.д.) литература богата индивидуальными символами. Смысл их раскрывается, если вникнуть в поэтический мир автора и литературного направления, к которому он принадлежит. Так, индивидуальный характер имеет символ в творчестве символистов. Например, символ Прекрасной Дамы у Блока" (С. Небольсин).

"Мифологические имена, персонажи и предметы, развернутые в аллегорические картины и символы, подчеркивают структуру стиля и жанра" (М.Я. Поляков).

СИМВОЛИЗМ

СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг., основным принципом которого является художественное выражение посредством символа сущности предметов и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. При этом символ понимается как выражение индивидуального представления художника о мире.

Рубрика: художественные методы и направления

Род: модернизм1,2

Прочие ассоциативные связи: символ, художественный метод

Персоналии: П. Валери, А. Блок, П. Верлен, В. Брюсов, С. Малларме, З. Гиппиус, М. Метерлинк, В. Иванов, А. Рембо, Д. Мережковский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, А. Белый, В. Соловьев

"Символизм - сложное и противоречивое явление. Творчество многих писателей-символистов несравненно шире и богаче теории символизма..." (Л.И. Тимофеев).

"С 1910 г. символизм как течение перестал существовать. Однако символизм как художественный метод еще не исчерпал себя. Так, А.А. Блок, самый талантливый поэт символизма, в конце 1900-1910-х гг. создает свои самые зрелые произведения... А. Белый создает роман "Петербург", как бы подводящий итог эпохе, породившей символизм" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ - см. пейзаж + символ + символизм.

СИНГАРМОНИЗМ

СИНГАРМОНИЗМ (от греч. syn - вместе и harmonia - созвучие) - упорядоченное расположение одинаковых или сходных ударных и безударных гласных стиха, придающее стихотворному тексту особую звуковую окраску и эмоциональную выразительность.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Синоним: гармония2

Антоним/коррелят: консонантизм

Целое: звуковая организация стиха

Прочие ассоциативные связи: ассонанс

Пример:

И в суму его пустую

Суют грамоту другую.

А. Пушкин

Любви и очи, и ланиты...

К. Батюшков

"В XVIII и XIX вв. поэты часто пользовались гармонией, упорядоченным расположением ударных гласных стиха..." (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

СИНЕКДОХА

СИНЕКДОХА (греч. synekdohe) - вид метонимии, название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: Метонимия

Пример:

И гордый внук славян, и финн...

А. Пушкин

А в двери - бушлаты, шинели, тулупы...

В. Маяковский

Бьем грошом,

Очень хорошо!

В. Маяковский

"Разновидностью синекдохи является употребление собственных имен в нарицательном значении. Например: "Ты что же, Пушкиным себя воображаешь?" (Г.Н. Поспелов).

СИНОНИМЫ

СИНОНИМЫ (греч. synonymos - одноименный) - слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимичными могут быть также синтаксические и грамматические конструкции, а в широком смысле - целые фрагменты текста. Синонимы - важнейшее средство создания и выражения оттенков художественной мысли.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Антоним/коррелят: антонимы

Род: средства лексической выразительности

Вид: грамматические синонимы, идеографические синонимы, контекстуальные синонимы, однокоренные синонимы, полные (абсолютные) синонимы, синтаксические синонимы, словообразовательные синонимы, стилистические синонимы, фразеологические синонимы, частичные синонимы

Пример:

бегемот - гиппопотам (абсолютные)

горячий - жаркий - жгучий - знойный - обжигающий - палящий (различные оттенки значения - идеографические)

веселый, добродушный смех (контекстуальные)

растратить - расточить - растранжирить (стилистические)

жилище - жилье (однокоренные)

ударил мороз - ударили морозы (грамматические)

нарезание - нарезка (словообразовательные)

проза Лермонтова - лермонтовская проза (синтаксические)

выходить из себя - лезть на стенку (фразеологические)

"Русский язык чрезвычайно богат синонимами. Выбирая синоним, писатель не безразлично подменяет одно слово другим, а добивается наиболее точной передачи смысла" (Е. Аксенова).

"В самом языке есть резерв художественных значений - естественная синонимия в лексике и параллельные формы на всех других уровнях. Давая возможность выбора, они являются источником стилистических значений. Сущность поэтической структуры в том, что она заведомо несинонимические и неэквивалентные единицы употребляет как синонимы и адекваты" (Ю.М. Лотман).

СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПАУЗА

СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПАУЗА - пауза, выражающая определенные синтаксические отношения между разделяемыми ею частями предложения.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: пауза

"Наиболее часты совпадения ритмических пауз с синтаксическими в лирических стихотворениях, в которых каждая строка представляет более или менее законченное поэтическое выражение определенного переживания.

Например, у Кольцова:

Надо мною буря выла,

Гром на небе грохотал,

Слабый ум судьба страшила,

Холод в душу проникал.

И наоборот: в эпических и драматических стихотворных произведениях несовпадение ритмических пауз с синтаксическими - обычное явление. Оно вызывается необходимостью живой передачи речи действующих лиц" (Г.Л. Абрамович).

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ - см. синонимы.

СИНТЕЗ

СИНТЕЗ (от греч. synthesis - соединение) - соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему).

Рубрика: литература и наука

Антоним/коррелят: анализ

"...Целостность произведения не может быть передана в исследовании при помощи той непосредственной нерасчлененности, которая остается и преимуществом, и недостатком читательского восприятия. Наука идет к ее постижению через предварительный анализ и последующий синтез" (Ю.М. Лотман).

СИСТЕМА

СИСТЕМА (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и в силу этого образующих определенную целостность, единство.

Рубрика: литература и наука

Антоним/коррелят: структура

"Кроме естественного языка, человек имеет еще по крайней мере две стихийно ему данных и потому не заметных для него, но тем не менее очень мощных моделирующих системы, которые активно формируют его сознание. Это система "здравого смысла", каждодневного бытового сознания, и пространственно-зрительная картина мира" (Ю.М. Лотман).

СИСТЕМА ОБРАЗОВ

СИСТЕМА ОБРАЗОВ - множество художественных образов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих целостное единство художественного произведения. Система образов играет важнейшую роль в воплощении темы и идеи произведения.

Рубрика: художественный образ

Синоним: образная система

Прочие ассоциативные связи: идея, композиция, тема

"Поскольку человек существует не изолированно, а находится в тесной связи с миром природы, миром животных, вещным миром и пр., постольку для его изображения писателю необходимо раскрыть и эти связи, показать человека во всех его взаимодействиях, вывести систему образов" (Л.И. Тимофеев).

СИТУАЦИЯ

СИТУАЦИЯ (от лат. situatio - положение) - совокупность определенных условий, обстоятельств, в которых развивается конфликт. Ситуация зависит от общественных отношений, противоречий, столкновения стремлений, взглядов, намерений. Характер противоречий определяет и характер ситуации.

Рубрика: композиция и сюжет

Целое: композиция

Вид: драматическая ситуация, комическая ситуация, трагическая ситуация и т.п.

"Сюжет художественного произведения может включать ситуации, например, покупка Чичиковым мертвых душ. Но покупка Чичиковым мертвых душ не исчерпывает сюжета. Сюжетные ситуации используются для обрисовки характеров, для глубокого и широкого обобщения" (А. Ревякин).

СКАЗ

СКАЗ -

1) - жанр фольклора, повествование о современных событиях или недавнем прошлом; в отличие от легенды, обычно не содержит фантастического элемента.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: жанры фольклора

Прочие ассоциативные связи: легенда

"Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение, говорили они о неисчерпаемых сокровищах уральской земли, не только уже открытых, но и главным образом о тех, какие еще не найдены и хранятся в недрах гор... В живописных деталях сказов запечатлелись характерные черты быта... Народ запечатлел в слове и юморе, в легендах и сказах свое поэтическое восприятие явлений жизни, морально-этические воззрения, свою мудрость" (Л. Скорино).

2) - форма эпического повествования, основанная на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа - рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Прочие ассоциативные связи: Образ рассказчика, словесная маска, стилизация

Пример: Н.В. Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки", Н. Лесков. "Левша", П. Бажов. "Малахитовая шкатулка", М. Зощенко. Рассказы

"Сказ - это не только один из важнейших видов развития новеллы, рассказа и повести, но и мощный источник обогащения языка художественной литературы. Сказ как форма литературно-художественного повествования, широко применяемая в русской реалистической литературе XIX века, прикреплен к рассказчику - "посреднику" между автором и миром литературной действительности" (В.В. Виноградов).

СКАЗИТЕЛЬ

СКАЗИТЕЛЬ - исполнитель и творец эпических песен. Иногда сказителями называют и сказочников.

Рубрика: автор и художественное творчество

Жанр: баллада, былина, сказ1, сказка

Прочие ассоциативные связи: импровизация

Персоналии: М.Д. Кривополенова, М.С. Крюкова, Т.Г. Рябинин, В.П. Щеголенок, и др.

"Среди сказителей надо различать... певцов двух типов: исполнителей фольклора и творцов самостоятельных произведений" (В.П. Аникин).

СКАЗКА

СКАЗКА - один из основных жанров фольклора, преимущественно прозаический художественный рассказ волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на фантастический вымысел.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: жанры фольклора

Вид: авантюрная сказка, бытовая сказка, волшебная сказка, сказка о животных и т.п.

Эстетическая категория: фантастическое в литературе

Прочие ассоциативные связи: бродячий сюжет, литературная сказка, присказка

Пример: Лучшие сборники сказок: арабских - "Тысяча и одна ночь"; индийских - "Панчатантра"; немецких - братьев В. и Я. Гримм; русских - А.Н. Афанасьева

"Начало собирания, публикации и научного изучения сказок датируется эпохой романтизма. Мировую известность приобрели "Детские и семейные сказки", опубликованные немецкими учеными братьями Я. и В. Гримм (1812-1814)" (В.П. Аникин).

"Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма" (А.С. Пушкин).

СКАЗКА О ЖИВОТНЫХ

СКАЗКА О ЖИВОТНЫХ - см. сказка.

СКАЗ ЛИТЕРАТУРНЫЙ

СКАЗ ЛИТЕРАТУРНЫЙ - см. литературный сказ.

СКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

СКРЫТЫЙ ДИАЛОГ - см. диалог.

СЛАВЯНИЗМЫ

СЛАВЯНИЗМЫ - слова или обороты речи, заимствованные русским языком из старославянского или церковнославянского языка. Используются для придания речи торжественности, приподнятости, а также для создания колорита эпохи, характеристики речи героев. Иногда применяются в ироническом плане.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: средства лексической выразительности

Прочие ассоциативные связи: архаизмы

Пример:

беречь как зеницу ока

паче чаяния

ничтоже сумняшеся

***

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

А. Пушкин

"Будучи заимствованными из письменных текстов главным образом религиозного и морально-этического характера, славянизмы за время употребления в русском языке претерпели семантические преобразования, во многих случаях утратили преж-нее религиозное содержание, но сохранили оттенок книжности, некоторой возвышенности, торжественности..." (А.И. Горшков).

СЛОВЕСНАЯ МАСКА

СЛОВЕСНАЯ МАСКА - вербальная оболочка образа рассказчика, который не совпадает с образом автора.

Рубрика: художественный образ

Целое: образ рассказчика

Прочие ассоциативные связи: сказ2, стилизация

Пример: Старуха Изергиль из одноименного рассказа М. Горького, Безымянный рассказчик у М. Зощенко ("Баня", "Аристократка" и др.)

"Часто словесная маска находится в глубокой противоположности с истинным лицом автора, как у Зощенко, но тем сильнее художественный эффект" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

СЛОВО

СЛОВО -

1) - основная единица языка, служащая для наименования предметов, лиц, процессов, свойств.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Целое: лексика

Прочие ассоциативные связи: знак, значение слова, средства лексической выразительности, тропы

"Слово - материал художественного образа в произведениях словесного искусства (литературы). Писатель, стремясь к точному и яркому воспроизведению жизни, использует такие драгоценные качества слова, как перенос значения, на котором основаны все художественные тропы - эпитеты, сравнения, метафоры и др. Многозначность - одно из его качеств, которые дают возможность писателю точно, индивидуализированно воссоздать образы и картины действительности" (Н.Д. Молдавская).

"Слово в художественном произведении, совпадая по своей внешней форме со словом соответствующей национально-языковой системы и опираясь на его значение, обращено не только к общенародному языку и отражающемуся в нем опыту познавательной деятельности народа, но и к тому миру действительности, который творчески создается или воссоздается в художественном произведении. Оно является строительным элементом для его построения и соотнесено с другими элементами его конструкции или композиции. Поэтому оно двупланово по своей смысловой направленности и, следовательно, в этом смысле образно. Его смысловая структура расширяется и обогащается теми художественно-изобразительными "приращениями" смысла, которые развиваются в системе целого эстетического объекта" (В.В. Виноградов).

2) - жанр древнерусской литературы, иногда дидактического характера.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: жанры древнерусской литературы

Пример: "Слово о законе и благодати" Илариона (XI век), "Слово о полку Игореве" (конец XII века)

"Слово в древнерусской литературе было и одним из жанров светской литературы..." (А. Позднеев).

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИНОНИМЫ

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИНОНИМЫ - см. синонимы.

СМЕЖНАЯ РИФМА

СМЕЖНАЯ РИФМА - см. рифма.

Синоним: парная рифма

СМЕХ

СМЕХ - реакция на комическое; является выражением того, что осмеиваемый недостаток увиден, понят и оценен. Смех отражает чувство духовного превосходства над объектом смеха.

Рубрика: эстетические категории в литературе

Род: комическое

"Смех не только казнит несовершенство мира, но и, омыв мир свежей эмоциональной волной радости, преображает и обновляет его" (Ю.Б. Борев).

"Смех уничтожает вещь тем, что слишком верно характеризует ее, слишком верно выказывает ее недостатки" (В.Г. Белинский).

СМЫСЛ

СМЫСЛ - значение, которое слово или словосочетание получают в конкретной речевой ситуации. Расширительно - целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (например, смысл художественного произведения).

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Антоним/коррелят: значение слова

Вид: переносный смысл, прямой смысл

"Изучая отражение действительности в художественном произведении, мы не должны ограничиваться вопросом: "верно или неверно" - и восхищаться только верностью, точностью, правильностью. Внутренний мир художественного произведения имеет еще свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл, как система" (Д.С. Лихачев).

"В стихотворении "Ночь" Б. Пастернак предлагает нам формулу, удивительную по художественной точности и смысловой емкости: поэт - это... "вечности заложник у времени в плену". Для полного раскрытия смысла этой формулы понадобились бы страницы и страницы" (Е. Эткинд).

СМЫСЛОВАЯ ПАУЗА

СМЫСЛОВАЯ ПАУЗА - пауза, определяющая смысловую законченность отрезка речи.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: пауза

"Паузы используются как средство смыслового или эмоционального выделения слова или синтагмы: логические, психологические паузы" (Е.А. Брызгунова).

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА - см. единство содержания и формы.

СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - см. художественное содержание.

СОЗНАНИЕ

СОЗНАНИЕ - человеческая способность к идеальному отражению действительности. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Формы общественного сознания - наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика, право.

Рубрика: литература и наука

Прочие ассоциативные связи: искусство, культура, художественная литература

"Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом" (Философский словарь).

"Сознание человека обладает замечательной способностью проникать в сознание других людей и понимать его, несмотря на все его отличия. Больше того - сознание познает и то, что не является сознанием, что является иным по своей природе" (Д.С. Лихачев).

Предыдущая страница Следующая страница