Наши партнеры
Статьи на букву "С" (часть 1, "САГ"-"СОЗ")
САГА (древнесканд. saga, от sedja - сказывать) - одна из разновидностей эпоса. В древнескандинавском фольклоре - прозаическое повествование о богах и героях со стихотворными вставками. В переносном (расширительном) смысле - обширное эпическое повествование. Рубрика: роды и жанры литературы Род: эпические жанры Пример: Дж. Голсуорси. "Сага о Форсайтах" "Для современных скандинавских литератур древние саги составляют живое наследие. Мотивы и образы саг часто звучат в произведениях писателей XIX-XX веков, например, у Г. Ибсена, Х. Лакснесса" (А.Ф. Головенченко). |
САРКАЗМ (от греч. sarkasmos - насмешка <sarkazo - букв. "рву мясо") - гневная, язвительная ирония, исключающая двусмысленное толкование. Рубрика: эстетические категории в литературе Род: ирония (1) Пример: Полу-милорд, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, Что станет полным, наконец. А. Пушкин. Эпиграмма на гр. Воронцова "Если сущность иронии в иносказании, в тонком намеке, в сарказме главное - крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование" (А.С. Сулейманов). "Ирония Гоголя иногда становится еще более резкой и переходит в сарказм - осмеяние негодующее и обличительное" (Е.Г. Руднева). |
САТИРА (от лат. satira <satura (lanx) - переполненное блюдо, мешанина) - способ проявления комического, который состоит в беспощадном осмеянии общественно вредных явлений и человеческих пороков. Рубрика: эстетические категории в литературе Антоним/коррелят: юмор Род: комическое Жанр: комедия, памфлет, фарс2, фельетон Прочие ассоциативные связи: аллегория, гипербола, гротеск, ирония1, сарказм "Для того чтобы сатира была действительно сатирою и достигла своей цели, надобно, во-первых, чтобы она дала почувствовать тот идеал, из которого отправляется творец ее, и, во-вторых, чтобы она вполне ясно осознавала тот предмет, против которого направлено ее жало..." "Сатира провожает в царство теней все отжившее" (М.Е. Салтыков-Щедрин). "...В сатире действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу, как высшей реальности" (Ф. Шиллер). "Сатира "моделирует свой облик", создавая образ высокой степени условности, что достигается "направленным искажением" реальных контуров явления с помощью преувеличения, заострения, гиперболизации, гротеска" (А.З. Вулис). |
САТИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - см. герой произведения + сатира. |
САТИРИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ - см. детективная литература + сатира. |
СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА - право каждого художника творить в согласии со своим мировоззрением, этико-эстетическими идеалами и жизненным опытом. Одна из важнейших ценностей человеческой культуры. Рубрика: автор и художественное творчество Прочие ассоциативные связи: мировоззрение художника, творческий процесс, эстетический идеал "Мы... хотим говорить об искусстве свободном как с точки зрения цели, так и с точки зрения средств для ее достижения... Лишь в этой свободе художественное творчество впервые становится подлинным искусством" (Г. Гегель). "Столетие назад Герцен изо дня в день повторял... в "Колоколе": без свободного слова нет свободных людей, без независимого слова нет могучей, способной к внутренним преобразованиям страны" (Л.К. Чуковская). |
СВОБОДНЫЙ СТИХ - стих, лишенный рифмы и метра и сохранивший только один признак, отличающий стихи от прозы, - заданное членение на соотносимые и соизмеримые строки, которое отмечается в тексте графическим их расположением. Рубрика: структура стихотворного произведения Синоним: верлибр Род: стих Прочие ассоциативные связи: белый стих, вольный стих (не путать!) Пример: Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней. А. Блок Персоналии: У. Уитмен "В особенности далек от внутренней симметричности строк свободный стих, опирающийся на интонационно-синтаксическую их однородность" (Л.И. Тимофеев). "Самая свободная стиховая форма, так и называющаяся "свободный стих", или "верлибр", все же обладает завершенностью и замкнутостью каждого стиха. Таков, скажем, верлибр Блока "Она пришла с мороза..." (В.В. Кожинов). |
СЕКСТИНА (от лат. sex - шесть) - шестистишие на две рифмы. Рубрика: роды и жанры литературы + структура стихотворного произведения Род: строфа + твердые формы Пример: Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, - И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз... А. Пушкин. Кипренскому "Секстина возникла в средневековой итальянской поэзии" (В.А. Никонов). |
СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ - см. контекст. |
СЕМИОТИКА (от греч. semeion - знак, признак) - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (главным образом естественных и искусственных языков). Рубрика: литература и наука Прочие ассоциативные связи: знак, знаковая система, структурализм, язык "Споры о возможности или невозможности семиотики искусства... беспредметны, а отказ от семиотики искусства в современных условиях не может не обеднять - и весьма существенно - науку об искусстве" (С.Х. Рапопорт). "К семиотическому анализу продуктов художественного творчества и его процессов... относятся такие признанные направления исследований, как структурная поэтика, использование методов структурной и математической лингвистики в изучении строения произведений искусства и ряд других" (Б.В. Бирюков, Е.С. Геллер). |
СЕМИОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ - исследование литературного произведения на основе категорий семиотики. Семиотический анализ сосредоточивает внимание на моделирующей роли художественного языка в процессе познания мира, а также на способности литературного текста быть не только передатчиком, но и генератором художественной информации. Рубрика: литература и наука Род: методы изучения литературы Прочие ассоциативные связи: знаковая система, семиотика, текст, художественная информация Персоналии: М.М. Бахтин, Г.А. Гуковский, Ю.М. Лотман, Л.С. Выготский, В.Я. Пропп, В.М. Жирмунский "Применение семиотического анализа к описанию литературных (и шире - принадлежащих искусству) текстов создавало надежду ухода от традиционных для гуманитарных наук субъективно-вкусовых методов анализа..." (Ю.М. Лотман). |
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment - чувство, чувствительность) - направление в литературе и искусстве второй половины XVIII в., для которого характерна абсолютизация человеческих чувств и переживаний, эмоциональное восприятие окружающего, культовое отношение к природе с элементами патриархальной идеализации. Рубрика: художественные методы и направления Род: литературное направление + художественное направление Персоналии: И.-В. Гёте, Т. Смоллетт, О. Голдсмит, Ф. Шиллер, С. Ричардсон, В. Жуковский, Ж.-Ж. Руссо, Н. Карамзин "Сентиментализм обращен к действительности, но в отличие от реализма он наивен и идилличен в трактовке мира. Сентименталистическое искусство эмоционально насыщено, слезливо-чувствительно" (Ю.Б. Борев). "Сентиментализм выдвигает в качестве героя человека простого, незаметного. Слова Карамзина в "Бедной Лизе" "и крестьянки любить умеют" указывали на относительную демократическую направленность сентиментализма" (С.А. Тураев). |
СИЛЛАБИКА - см. силлабическое стихосложение. |
СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ - см. силлабическое стихосложение. |
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. syllabe - слог) - система стихосложения, в которой длина стиха определяется только количеством слогов вне зависимости от количества ударений; стихи называются 2-, 3-, 4-, 5-, 6-сложными и т.д. В строках допускается и разное количество слогов; желательно только, чтобы четносложные стихи сочетались с четносложными, а нечетносложные - с нечетносложными. В 10-, 11- и более сложных стихах появляется цезура - обязательный словораздел, членящий стих на короткие полустишия. Рубрика: структура стихотворного произведения Синоним: силлабика, силлабическая система стихосложения Род: стихосложение Пример: Если в мучительские / осужден кто руки, Ждет бедная голова / печали и муки. Не вели томить его / делом кузниц трудных, Ни посылать в тяжкие / работы мест рудных. Пусть лексикон делает/ - то одно довлеет, Всех мук роды сей один / труд в себе имеет. Ф. Прокопович "Русское силлабическое стихосложение сформировалось в XVII в. в известной мере под влиянием польского силлабического стихосложения. Им пользовались Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Кантемир, молодой Тредиаковский" (В. Холшевников). "Силлабический принцип стихосложения развился преимущественно в поэзии тех народов, в языке которых ударные и неударные гласные в словах обладают относительным равенством звучности, подкрепляемым постоянным местом словных ударений" (Г.Н. Поспелов). |
СИЛЛАБОТОНИКА - см. силлабо-тоническое стихосложение. |
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ - см. силлабо-тоническое стихосложение. |
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. syllabe - слог и tonos - ударение) - система стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе; на сильных местах метра располагаются, как правило, ударные, на слабых - безударные слоги. Рубрика: структура стихотворного произведения Синоним: силлаботоника, силлабо-тоническая система стихосложения Род: стихосложение Прочие ассоциативные связи: амфибрахий, анапест, дактиль, хорей, ямб "Характерной особенностью силлабо-тонического стиха является наличие в нем своеобразной ритмической инерции. Она возникает в результате того, что основная схема распределения ударных и безударных слогов, лежащая в основе силлабо-тонического ритма, позволяет в общих чертах наперед определять ритмическое движение стиха" (А. Карпов). "Силлабо-тонический стих широко употребляется в современной поэзии наряду с тоническим стихом, занимая по распространенности первое место" (К.Д. Вишневский). |
СИМВОЛ (от греч. symbolon - условный знак) - образ, максимально обобщенно и экспрессивно выражающий идею, суть какого-либо события или явления. Смысл символа многозначен и неотделим от его образной структуры. Рубрика: художественный образ Эстетическая категория: условность в искусстве Прочие ассоциативные связи: символизм Пример: Образ бури как символ революции в "Песне о Буревестнике" М. Горького "Наряду с общепринятой символикой (буря - революция, меч - символ войны и т.д.) литература богата индивидуальными символами. Смысл их раскрывается, если вникнуть в поэтический мир автора и литературного направления, к которому он принадлежит. Так, индивидуальный характер имеет символ в творчестве символистов. Например, символ Прекрасной Дамы у Блока" (С. Небольсин). "Мифологические имена, персонажи и предметы, развернутые в аллегорические картины и символы, подчеркивают структуру стиля и жанра" (М.Я. Поляков). |
СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг., основным принципом которого является художественное выражение посредством символа сущности предметов и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. При этом символ понимается как выражение индивидуального представления художника о мире. Рубрика: художественные методы и направления Род: модернизм1,2 Прочие ассоциативные связи: символ, художественный метод Персоналии: П. Валери, А. Блок, П. Верлен, В. Брюсов, С. Малларме, З. Гиппиус, М. Метерлинк, В. Иванов, А. Рембо, Д. Мережковский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, А. Белый, В. Соловьев "Символизм - сложное и противоречивое явление. Творчество многих писателей-символистов несравненно шире и богаче теории символизма..." (Л.И. Тимофеев). "С 1910 г. символизм как течение перестал существовать. Однако символизм как художественный метод еще не исчерпал себя. Так, А.А. Блок, самый талантливый поэт символизма, в конце 1900-1910-х гг. создает свои самые зрелые произведения... А. Белый создает роман "Петербург", как бы подводящий итог эпохе, породившей символизм" (Энциклопедический словарь юного литературоведа). |
СИНГАРМОНИЗМ (от греч. syn - вместе и harmonia - созвучие) - упорядоченное расположение одинаковых или сходных ударных и безударных гласных стиха, придающее стихотворному тексту особую звуковую окраску и эмоциональную выразительность. Рубрика: структура стихотворного произведения Синоним: гармония2 Антоним/коррелят: консонантизм Целое: звуковая организация стиха Прочие ассоциативные связи: ассонанс Пример: И в суму его пустую Суют грамоту другую. А. Пушкин Любви и очи, и ланиты... К. Батюшков "В XVIII и XIX вв. поэты часто пользовались гармонией, упорядоченным расположением ударных гласных стиха..." (Энциклопедический словарь юного литературоведа). |
СИНЕКДОХА (греч. synekdohe) - вид метонимии, название части (меньшего) вместо целого (большего) или наоборот. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Род: Метонимия Пример: И гордый внук славян, и финн... А. Пушкин А в двери - бушлаты, шинели, тулупы... В. Маяковский Бьем грошом, Очень хорошо! В. Маяковский "Разновидностью синекдохи является употребление собственных имен в нарицательном значении. Например: "Ты что же, Пушкиным себя воображаешь?" (Г.Н. Поспелов). |
СИНОНИМЫ (греч. synonymos - одноименный) - слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимичными могут быть также синтаксические и грамматические конструкции, а в широком смысле - целые фрагменты текста. Синонимы - важнейшее средство создания и выражения оттенков художественной мысли. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Антоним/коррелят: антонимы Род: средства лексической выразительности Вид: грамматические синонимы, идеографические синонимы, контекстуальные синонимы, однокоренные синонимы, полные (абсолютные) синонимы, синтаксические синонимы, словообразовательные синонимы, стилистические синонимы, фразеологические синонимы, частичные синонимы Пример: бегемот - гиппопотам (абсолютные) горячий - жаркий - жгучий - знойный - обжигающий - палящий (различные оттенки значения - идеографические) веселый, добродушный смех (контекстуальные) растратить - расточить - растранжирить (стилистические) жилище - жилье (однокоренные) ударил мороз - ударили морозы (грамматические) нарезание - нарезка (словообразовательные) проза Лермонтова - лермонтовская проза (синтаксические) выходить из себя - лезть на стенку (фразеологические) "Русский язык чрезвычайно богат синонимами. Выбирая синоним, писатель не безразлично подменяет одно слово другим, а добивается наиболее точной передачи смысла" (Е. Аксенова). "В самом языке есть резерв художественных значений - естественная синонимия в лексике и параллельные формы на всех других уровнях. Давая возможность выбора, они являются источником стилистических значений. Сущность поэтической структуры в том, что она заведомо несинонимические и неэквивалентные единицы употребляет как синонимы и адекваты" (Ю.М. Лотман). |
СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПАУЗА - пауза, выражающая определенные синтаксические отношения между разделяемыми ею частями предложения. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Род: пауза "Наиболее часты совпадения ритмических пауз с синтаксическими в лирических стихотворениях, в которых каждая строка представляет более или менее законченное поэтическое выражение определенного переживания. Например, у Кольцова: Надо мною буря выла, Гром на небе грохотал, Слабый ум судьба страшила, Холод в душу проникал. И наоборот: в эпических и драматических стихотворных произведениях несовпадение ритмических пауз с синтаксическими - обычное явление. Оно вызывается необходимостью живой передачи речи действующих лиц" (Г.Л. Абрамович). |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ - см. синонимы. |
СИНТЕЗ (от греч. synthesis - соединение) - соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему). Рубрика: литература и наука Антоним/коррелят: анализ "...Целостность произведения не может быть передана в исследовании при помощи той непосредственной нерасчлененности, которая остается и преимуществом, и недостатком читательского восприятия. Наука идет к ее постижению через предварительный анализ и последующий синтез" (Ю.М. Лотман). |
СИСТЕМА (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и в силу этого образующих определенную целостность, единство. Рубрика: литература и наука Антоним/коррелят: структура "Кроме естественного языка, человек имеет еще по крайней мере две стихийно ему данных и потому не заметных для него, но тем не менее очень мощных моделирующих системы, которые активно формируют его сознание. Это система "здравого смысла", каждодневного бытового сознания, и пространственно-зрительная картина мира" (Ю.М. Лотман). |
СИСТЕМА ОБРАЗОВ - множество художественных образов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих целостное единство художественного произведения. Система образов играет важнейшую роль в воплощении темы и идеи произведения. Рубрика: художественный образ Синоним: образная система Прочие ассоциативные связи: идея, композиция, тема "Поскольку человек существует не изолированно, а находится в тесной связи с миром природы, миром животных, вещным миром и пр., постольку для его изображения писателю необходимо раскрыть и эти связи, показать человека во всех его взаимодействиях, вывести систему образов" (Л.И. Тимофеев). |
СИТУАЦИЯ (от лат. situatio - положение) - совокупность определенных условий, обстоятельств, в которых развивается конфликт. Ситуация зависит от общественных отношений, противоречий, столкновения стремлений, взглядов, намерений. Характер противоречий определяет и характер ситуации. Рубрика: композиция и сюжет Целое: композиция Вид: драматическая ситуация, комическая ситуация, трагическая ситуация и т.п. "Сюжет художественного произведения может включать ситуации, например, покупка Чичиковым мертвых душ. Но покупка Чичиковым мертвых душ не исчерпывает сюжета. Сюжетные ситуации используются для обрисовки характеров, для глубокого и широкого обобщения" (А. Ревякин). |
СКАЗ - 1) - жанр фольклора, повествование о современных событиях или недавнем прошлом; в отличие от легенды, обычно не содержит фантастического элемента. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры фольклора Прочие ассоциативные связи: легенда "Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение, говорили они о неисчерпаемых сокровищах уральской земли, не только уже открытых, но и главным образом о тех, какие еще не найдены и хранятся в недрах гор... В живописных деталях сказов запечатлелись характерные черты быта... Народ запечатлел в слове и юморе, в легендах и сказах свое поэтическое восприятие явлений жизни, морально-этические воззрения, свою мудрость" (Л. Скорино). 2) - форма эпического повествования, основанная на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа - рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Прочие ассоциативные связи: Образ рассказчика, словесная маска, стилизация Пример: Н.В. Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки", Н. Лесков. "Левша", П. Бажов. "Малахитовая шкатулка", М. Зощенко. Рассказы "Сказ - это не только один из важнейших видов развития новеллы, рассказа и повести, но и мощный источник обогащения языка художественной литературы. Сказ как форма литературно-художественного повествования, широко применяемая в русской реалистической литературе XIX века, прикреплен к рассказчику - "посреднику" между автором и миром литературной действительности" (В.В. Виноградов). |
СКАЗИТЕЛЬ - исполнитель и творец эпических песен. Иногда сказителями называют и сказочников. Рубрика: автор и художественное творчество Жанр: баллада, былина, сказ1, сказка Прочие ассоциативные связи: импровизация Персоналии: М.Д. Кривополенова, М.С. Крюкова, Т.Г. Рябинин, В.П. Щеголенок, и др. "Среди сказителей надо различать... певцов двух типов: исполнителей фольклора и творцов самостоятельных произведений" (В.П. Аникин). |
СКАЗКА - один из основных жанров фольклора, преимущественно прозаический художественный рассказ волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на фантастический вымысел. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры фольклора Вид: авантюрная сказка, бытовая сказка, волшебная сказка, сказка о животных и т.п. Эстетическая категория: фантастическое в литературе Прочие ассоциативные связи: бродячий сюжет, литературная сказка, присказка Пример: Лучшие сборники сказок: арабских - "Тысяча и одна ночь"; индийских - "Панчатантра"; немецких - братьев В. и Я. Гримм; русских - А.Н. Афанасьева "Начало собирания, публикации и научного изучения сказок датируется эпохой романтизма. Мировую известность приобрели "Детские и семейные сказки", опубликованные немецкими учеными братьями Я. и В. Гримм (1812-1814)" (В.П. Аникин). "Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма" (А.С. Пушкин). |
СКАЗКА О ЖИВОТНЫХ - см. сказка. |
СКАЗ ЛИТЕРАТУРНЫЙ - см. литературный сказ. |
СКРЫТЫЙ ДИАЛОГ - см. диалог. |
СЛАВЯНИЗМЫ - слова или обороты речи, заимствованные русским языком из старославянского или церковнославянского языка. Используются для придания речи торжественности, приподнятости, а также для создания колорита эпохи, характеристики речи героев. Иногда применяются в ироническом плане. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Род: средства лексической выразительности Прочие ассоциативные связи: архаизмы Пример: беречь как зеницу ока паче чаяния ничтоже сумняшеся *** Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. Пушкин "Будучи заимствованными из письменных текстов главным образом религиозного и морально-этического характера, славянизмы за время употребления в русском языке претерпели семантические преобразования, во многих случаях утратили преж-нее религиозное содержание, но сохранили оттенок книжности, некоторой возвышенности, торжественности..." (А.И. Горшков). |
СЛОВЕСНАЯ МАСКА - вербальная оболочка образа рассказчика, который не совпадает с образом автора. Рубрика: художественный образ Целое: образ рассказчика Прочие ассоциативные связи: сказ2, стилизация Пример: Старуха Изергиль из одноименного рассказа М. Горького, Безымянный рассказчик у М. Зощенко ("Баня", "Аристократка" и др.) "Часто словесная маска находится в глубокой противоположности с истинным лицом автора, как у Зощенко, но тем сильнее художественный эффект" (Энциклопедический словарь юного литературоведа). |
СЛОВО - 1) - основная единица языка, служащая для наименования предметов, лиц, процессов, свойств. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Целое: лексика Прочие ассоциативные связи: знак, значение слова, средства лексической выразительности, тропы "Слово - материал художественного образа в произведениях словесного искусства (литературы). Писатель, стремясь к точному и яркому воспроизведению жизни, использует такие драгоценные качества слова, как перенос значения, на котором основаны все художественные тропы - эпитеты, сравнения, метафоры и др. Многозначность - одно из его качеств, которые дают возможность писателю точно, индивидуализированно воссоздать образы и картины действительности" (Н.Д. Молдавская). "Слово в художественном произведении, совпадая по своей внешней форме со словом соответствующей национально-языковой системы и опираясь на его значение, обращено не только к общенародному языку и отражающемуся в нем опыту познавательной деятельности народа, но и к тому миру действительности, который творчески создается или воссоздается в художественном произведении. Оно является строительным элементом для его построения и соотнесено с другими элементами его конструкции или композиции. Поэтому оно двупланово по своей смысловой направленности и, следовательно, в этом смысле образно. Его смысловая структура расширяется и обогащается теми художественно-изобразительными "приращениями" смысла, которые развиваются в системе целого эстетического объекта" (В.В. Виноградов). 2) - жанр древнерусской литературы, иногда дидактического характера. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры древнерусской литературы Пример: "Слово о законе и благодати" Илариона (XI век), "Слово о полку Игореве" (конец XII века) "Слово в древнерусской литературе было и одним из жанров светской литературы..." (А. Позднеев). |
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИНОНИМЫ - см. синонимы. |
СМЕЖНАЯ РИФМА - см. рифма. Синоним: парная рифма |
СМЕХ - реакция на комическое; является выражением того, что осмеиваемый недостаток увиден, понят и оценен. Смех отражает чувство духовного превосходства над объектом смеха. Рубрика: эстетические категории в литературе Род: комическое "Смех не только казнит несовершенство мира, но и, омыв мир свежей эмоциональной волной радости, преображает и обновляет его" (Ю.Б. Борев). "Смех уничтожает вещь тем, что слишком верно характеризует ее, слишком верно выказывает ее недостатки" (В.Г. Белинский). |
СМЫСЛ - значение, которое слово или словосочетание получают в конкретной речевой ситуации. Расширительно - целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (например, смысл художественного произведения). Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Антоним/коррелят: значение слова Вид: переносный смысл, прямой смысл "Изучая отражение действительности в художественном произведении, мы не должны ограничиваться вопросом: "верно или неверно" - и восхищаться только верностью, точностью, правильностью. Внутренний мир художественного произведения имеет еще свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл, как система" (Д.С. Лихачев). "В стихотворении "Ночь" Б. Пастернак предлагает нам формулу, удивительную по художественной точности и смысловой емкости: поэт - это... "вечности заложник у времени в плену". Для полного раскрытия смысла этой формулы понадобились бы страницы и страницы" (Е. Эткинд). |
СМЫСЛОВАЯ ПАУЗА - пауза, определяющая смысловую законченность отрезка речи. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Род: пауза "Паузы используются как средство смыслового или эмоционального выделения слова или синтагмы: логические, психологические паузы" (Е.А. Брызгунова). |
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА - см. единство содержания и формы. |
СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - см. художественное содержание. |
СОЗНАНИЕ - человеческая способность к идеальному отражению действительности. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной. Формы общественного сознания - наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика, право. Рубрика: литература и наука Прочие ассоциативные связи: искусство, культура, художественная литература "Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом" (Философский словарь). "Сознание человека обладает замечательной способностью проникать в сознание других людей и понимать его, несмотря на все его отличия. Больше того - сознание познает и то, что не является сознанием, что является иным по своей природе" (Д.С. Лихачев). |