Статьи на букву "О"
ОБЗОР - публицистический жанр, в котором анализируется, рассматривается, оценивается освещение тех или иных проблем в газетах, журналах и других средствах массовой информации за определенный период. Рубрика: роды и жанры литературы Род: публицистические жанры + жанры критики Прочие ассоциативные связи: рецензия "Обзор... представляет собой разновидность рецензирования" (Г.П. Любимова). |
ОБОБЩЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - см. художественное обобщение. |
ОБРАЗ АВТОРА - концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками. Рубрика: художественный образ Антоним/коррелят: образ повествователя, образ рассказчика (не путать!) Прочие ассоциативные связи: авторская речь, сказ2, стилизация "Читая сочинение, в особенности чисто литературное - главный интерес составляет характер автора, выражающийся в сочинении... Хорошо, когда автор только чуть-чуть стоит вне предмета, так что беспрестанно сомневаешься, субъективно или объективно" (Л.Н. Толстой). "Первый интереснейший опыт создания образа автора в русской литературе принадлежит А.С. Пушкину. В его романе образ автора почти равнозначен Онегину, Татьяне и Ленскому. Пушкин раздвигает границы литературы. Он учит свободе и необходимости переходов из реальной жизни в искусство" (Энциклопедический словарь юного литературоведа). |
ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА - см. система образов. |
ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ - не персонифицированный в облике какого-либо из действующих лиц образ - носитель повествования в художественном произведении. Рубрика: художественный образ Антоним/коррелят: образ автора, образ рассказчика Прочие ассоциативные связи: повествование, сказ2 "...Перед читателем возникает особого рода образ повествователя, проявляющий себя только в речи, выражающей его отношение к тому, о чем он рассказывает. Образ повествователя может быть иногда как бы скрытым, мало заметным, иногда, наоборот, активным, отчетливо выраженным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой писатель (ср., например, образ повествователя в ранних романтических и реалистических произведениях М. Горького). Иногда образ повествователя называют также образом автора. Это неверно, потому что может привести к отождествлению языка, характеризующего образ повествователя и самого писателя. Между тем это художественный образ, создаваемый писателем именно для данного произведения, и у одного писателя поэтому могут быть различные образы повествователя в различных произведениях, как, например, у М. Горького в "Старухе Изергиль" и в "Коновалове" (Л.И. Тимофеев). |
ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. В отличие от образа повествователя, рассказчик в собственном смысле присутствует в эпосе не всегда - его нет в случае "нейтрального", "объективного" повествования, при котором сам автор как бы отступает в сторону. Рубрика: художественный образ Синоним: р а с с к а з ч и к Антоним/коррелят: образ автора, образ повествователя Часть: словесная маска Прочие ассоциативные связи: сказ2, стилизация Пример: Гринев (А. Пушкин. "Капитанская дочка"), Рудый Панько (Н. Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки") "Образ рассказчика в сказе накладывает отпечаток своей экс-прессивности, своего стиля и на формы изображения персонажей. Рассказчик - речевое порождение автора, и образ рассказчика в сказе - форма литературного артистизма автора" (В.В. Виноградов). "Понятие о рассказчике очень важно при анализе художественного содержания и формы... Проблема рассказчика встает при анализе эпических произведений. Рассказчик может быть близок автору, родствен ему (как, например, в "Униженных и оскорбленных" Достоевского) и может быть, напротив, очень далек от него по своему характеру и общественному положению (например, в "Очарованном страннике" Лескова). Далее, рассказчик может выступать и как всего лишь повествователь, знающий ту или иную историю (например, гоголевский Рудый Панько), и как действующий герой (или даже главный герой) произведения (рассказчик в "Подростке" Достоевского). Наконец, в произведении подчас предстает не один, а несколько рассказчиков, по-разному освещающих одни и те же события (например, в романах Фолкнера - "Шум и ярость" и др.)" (В.В. Кожинов). |
ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - см. художественный образ. |
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ - фольклорная поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (календарные, свадебные песни, плачи-причитания и т.д.). Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры фольклора "Образы обрядовой поэзии по традиции восходят к древнерусским обычаям... Образ ясного сокола - жениха, серой утушки - невесты, белой березы из весеннего цикла обрядовых майских песнопений, многие другие составили национальный фонд фольклорной художественной классики" (В.П. Аникин). |
ОБЩАЯ ПОЭТИКА - см. поэтика. |
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ИСКУССТВЕ - отражение в искусстве общечеловеческих явлений, идеалов и ценностей. Рубрика: литература и ее функции в обществе Прочие ассоциативные связи: гуманизм в искусстве, национальное в искусстве, общечеловеческое значение литературы "Общечеловеческое в искусстве имеет следующие источники: 1) художественное освоение жизненного материала по законам красоты требует рассмотрения всех явлений с точки зрения их эстетической ценности; 2) истинно великое произведение ставит общезначимые проблемы; 3) общечеловеческие начала есть в самой личности художника" (Ю.Б. Борев). |
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ - заключается в не проходящей со временем ценности словесного искусства для этико-эстетического развития человечества, а также для обеспечения гуманитарной связи поколений и воспитания культуры межличностных отношений. Рубрика: литература и ее функции в обществе Прочие ассоциативные связи: общечеловеческое в искусстве, функции художественной литературы "Процесс развития литературы никогда не происходит изолированно в одной национальной культуре. Очень важно понять взаимодействие не только между народным и национальным значением литературы, но и их связь с общечеловеческим значением литературы" (СВ. Калачева). |
ОДА (от греч. ode - песнь) - торжественное патетическое, прославляющее стихотворное произведение. Рубрика: роды и жанры литературы Род: лирические жанры Персоналии: Пиндар, Г. Державин, Вольтер, М. Ломоносов "Прообразом оды в обрядовой хоровой лирике была торжественная хвалебная песнь в честь богов - гимн у древних греков. На этой основе возникли хвалебные песни, посвященные людям" (Л.В. Чернец). "В России ода стала главным жанром поэзии у М. Ломоносова, выражая патриотическое, религиозное и философское воодушевление. Ода создавалась, как правило, по строгим нормам: "высокий стиль" речи, строфа в десять стихов с твердой схемой рифм..." (И.В. Шталь). |
ОДНОКОРЕННЫЕ СИНОНИМЫ - см. синонимы. |
ОДНОРОДНАЯ РИФМА - см. рифма. |
ОКСИМОРОН - см. оксюморон. |
ОКСЮМОРОН (от греч. oxymoron - букв: остроумно-глупое) - стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Синоним: оксиморон Род: антитеза Прочие ассоциативные связи: антонимы Пример: "Живой труп" (Л. Толстой) "Жар холодных числ" (А. Блок) "Оптимистическая трагедия" (Вс. Вишневский) "Оксюморон, встречающийся, как правило, в поэтических произведениях, всегда содержит элемент неожиданности: Никогда не забуду (он был или не был) Этот вечер... А. Блок Кому сказать мне, с кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив. С. Есенин" (Е. Аксенова). |
ОКТАВА (от лат. octo - восемь) - строфа из восьми стихов с рифмовкой абабабвв при обязательном чередовании мужских и женских окончаний. Своей развернутостью, законченностью и гибкостью октава удобна как для небольших лирических стихотворений, так и для поэм. Рубрика: структура стихотворного произведения Род: строфа Пример: Четырехстопный ямб мне надоел: Им пишет всякий. Мальчикам в забаву Пора б его оставить. Я хотел Давным-давно приняться за октаву. А в самом деле: я бы совладел С тройным созвучием. Пущусь на славу! Ведь рифмы запросто со мной живут: Две придут сами, третью приведут. А. Пушкин См. также "Дон Жуан" Д. Баройна. "Октава, как и терцины, итальянского происхождения. Ею написаны рыцарские поэмы эпохи Возрождения - "Неистовый Роланд" Лодовико Ариосто и "Освобожденный Иерусалим" Торквато Тассо. Октава была весьма распространенной строфой в пушкинское время, ею писали и серьезные, и шуточные сочинения. Пушкин использовал октаву и для своей глубоко лирической "Осени", и для комической поэмы "Домик в Коломне" (Е. Эткинд). |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные, вид метафоры. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Род: метафора Вид: персонификация Прочие ассоциативные связи: аллегория Пример: О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? Ф. Тютчев "В художественной литературе олицетворения предметов, сделанных руками людей, применяются преимущественно в лирических стихотворениях и поэмах. Таково, например, олице-творение трактора у Есенина: "На тропу голубого поля / Скоро выйдет железный гость" (Г.Н. Поспелов). |
ОМОГРАФЫ (от греч. homos - одинаковый + grapho - пишу) - разные слова, совпавшие по написанию (но не по произношению). Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Синоним: графические омонимы Антоним/коррелят: омонимы Род: средства лексической выразительности Прочие ассоциативные связи: каламбур Пример: замо́к - за́мок мука́ - му́ка "От омонимов отличаются слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: орган - орган - омографы" (А.Ф. Головенченко). |
ОМОНИМИЧЕСКАЯ РИФМА - см. рифма. |
ОМОНИМЫ (от греч. homos - одинаковый + onyma, onoma - имя) - слова, принадлежащие к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но разные по значению. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Антоним/коррелят: омографы Род: средства лексической выразительности Прочие ассоциативные связи: каламбур Пример: брак (супружество) - брак (испорченная продукция) искупать (вину) - искупать (в ванне) "Если синонимы - это слова, совпадающие по смыслу, но разные по звучанию, то омонимы - это слова, совпадающие по звучанию, но разные по смыслу. Здесь все, так сказать, наоборот" (С.С. Наровчатов). |
ОМОНИМЫ ГРАФИЧЕСКИЕ - см. омографы. |
ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - принадлежащая А.С. Пушкину форма строфы, которой написан роман "Евгений Онегин": 14-стишие четырехстопного ямба с рифмовкой абабввггдееджж. Таким образом, ее образуют три четверостишия различной схемы рифмовки (перекрестной, смежной и охватной) и заключительное двустишие. Такое строение делает онегинскую строфу гибкой, цельной и выразительной, удерживающей стройность большого романа. Рубрика: структура стихотворного произведения Род: строфа Пример: Покамест упивайтесь ею, Сей легкой жизнию, друзья! Ее ничтожность разумею И мало к ней привязан я; Для призраков закрыл я вежды; Но отдаленные надежды Тревожат сердце иногда: Без неприметного следа Мне было б трудно мир оставить. Живу, пишу не для похвал; Но я бы, кажется, желал Печальный жребий свой прославить, Чтоб обо мне, как верный друг, Напомнил хоть единый звук. А. Пушкин "В "Евгении Онегине" строф 393 - свыше пяти тысяч строчек. Если бы все они рифмовались, как одно и то же четверостишие, или будь они одинаковыми пятистишиями, восьмистишиями, монотонии не избежать... Онегинская строфа позволяет Пушкину легко и быстро менять интонацию, синтаксический строй, логическое членение повествования" (К.Д. Вишневский). |
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПОЭТИКА - см. поэтика. |
ОПОЯСЫВАЮЩАЯ РИФМА - см. охватная рифма. |
ОСТРАНЕНИЕ - в литературном произведении описание знакомых предметов и явлений как впервые увиденных, с необычной позиции (например, с высоты птичьего полета, или с точки зрения ребенка, или как их видит герой, будучи в определенном психическом состоянии). Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Эстетическая категория: условность в искусстве Прочие ассоциативные связи: предметный мир литературы "Прием остранения у Л. Толстого состоит в том, что он не называет вещь ее именем, а описывает ее как в первый раз виденную" (В.Б. Шкловский). |
ОТКРЫТАЯ КОМПОЗИЦИЯ - см. композиция. |
ОТКРЫТАЯ РИФМА - см. рифма. |
ОТРАЖЕНИЕ (философ.) - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса; одно из основных понятий теории познания. Выс-шая, специфически человеческая форма отражения - сознание. Рубрика: литература и наука Прочие ассоциативные связи: информация, модель, сознание "Психическое отражение имеет две стороны: 1) содержание отражения (образ, знание, информация) и 2) форму, способ его материального существования" (Философский словарь). |
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ - см. сравнение. |
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ - см. положительный герой. |
ОХВАТНАЯ РИФМА - см. рифма. Синоним: кольцевая рифма, опоясывающая рифма |
ОЧЕРК - эпический и (или) публицистический жанр, отличающийся строгой документальностью, адресной направленностью и высокой степенью участия автора в развитии сюжета. Рубрика: роды и жанры литературы Род: публицистические жанры + эпические жанры Вид: документальный очерк, портретный очерк, проблемный очерк, путевой очерк, художественный очерк Персоналии: М. Горький, Марк Твен, В. Гиляровский, О. Генри, В. Овечкин, Дж. Лондон, В. Песков, Евг. Богат, Ан. Аграновский, Ив. Васильев, Татьяна Тэсс, Анат. Стреляный, Ю. Черниченко, Н. Шмелев "Очерк - жанр человековедения, обладающий весьма эффективными средствами показа человеческой личности, индивидуальности, коллектива" (А.М. Горький). "Многие очерки передают реальные факты, повествуют о действительных лицах. В этих случаях художественный вымысел сводится до минимума, так как, показывая существующих конкретных людей и останавливаясь на событиях из их жизни, очеркист не может приписывать изображаемым им лицам того, чего у них нет" (Г.Л. Абрамович). "Очерк отличается от других видов эпического рода универсализмом своих интересов... Очеркист рисует в своем творчестве картину нравов, политической, экономической, социальной жизни на определенном этапе ее исторического развития" (Н.А. Гуляев). |