Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

ОБЗОР

ОБЗОР - публицистический жанр, в котором анализируется, рассматривается, оценивается освещение тех или иных проблем в газетах, журналах и других средствах массовой информации за определенный период.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: публицистические жанры + жанры критики

Прочие ассоциативные связи: рецензия

"Обзор... представляет собой разновидность рецензирования" (Г.П. Любимова).

ОБОБЩЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ОБОБЩЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - см. художественное обобщение.

ОБРАЗ АВТОРА

ОБРАЗ АВТОРА - концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками.

Рубрика: художественный образ

Антоним/коррелят: образ повествователя, образ рассказчика (не путать!)

Прочие ассоциативные связи: авторская речь, сказ2, стилизация

"Читая сочинение, в особенности чисто литературное - главный интерес составляет характер автора, выражающийся в сочинении... Хорошо, когда автор только чуть-чуть стоит вне предмета, так что беспрестанно сомневаешься, субъективно или объективно" (Л.Н. Толстой).

"Первый интереснейший опыт создания образа автора в русской литературе принадлежит А.С. Пушкину. В его романе образ автора почти равнозначен Онегину, Татьяне и Ленскому. Пушкин раздвигает границы литературы. Он учит свободе и необходимости переходов из реальной жизни в искусство" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА

ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА - см. система образов.

ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ

ОБРАЗ ПОВЕСТВОВАТЕЛЯ - не персонифицированный в облике какого-либо из действующих лиц образ - носитель повествования в художественном произведении.

Рубрика: художественный образ

Антоним/коррелят: образ автора, образ рассказчика

Прочие ассоциативные связи: повествование, сказ2

"...Перед читателем возникает особого рода образ повествователя, проявляющий себя только в речи, выражающей его отношение к тому, о чем он рассказывает. Образ повествователя может быть иногда как бы скрытым, мало заметным, иногда, наоборот, активным, отчетливо выраженным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой писатель (ср., например, образ повествователя в ранних романтических и реалистических произведениях М. Горького). Иногда образ повествователя называют также образом автора. Это неверно, потому что может привести к отождествлению языка, характеризующего образ повествователя и самого писателя. Между тем это художественный образ, создаваемый писателем именно для данного произведения, и у одного писателя поэтому могут быть различные образы повествователя в различных произведениях, как, например, у М. Горького в "Старухе Изергиль" и в "Коновалове" (Л.И. Тимофеев).

ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА

ОБРАЗ РАССКАЗЧИКА - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. В отличие от образа повествователя, рассказчик в собственном смысле присутствует в эпосе не всегда - его нет в случае "нейтрального", "объективного" повествования, при котором сам автор как бы отступает в сторону.

Рубрика: художественный образ

Синоним: р а с с к а з ч и к

Антоним/коррелят: образ автора, образ повествователя

Часть: словесная маска

Прочие ассоциативные связи: сказ2, стилизация

Пример: Гринев (А. Пушкин. "Капитанская дочка"), Рудый Панько (Н. Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки")

"Образ рассказчика в сказе накладывает отпечаток своей экс-прессивности, своего стиля и на формы изображения персонажей. Рассказчик - речевое порождение автора, и образ рассказчика в сказе - форма литературного артистизма автора" (В.В. Виноградов).

"Понятие о рассказчике очень важно при анализе художественного содержания и формы... Проблема рассказчика встает при анализе эпических произведений.

Рассказчик может быть близок автору, родствен ему (как, например, в "Униженных и оскорбленных" Достоевского) и может быть, напротив, очень далек от него по своему характеру и общественному положению (например, в "Очарованном страннике" Лескова). Далее, рассказчик может выступать и как всего лишь повествователь, знающий ту или иную историю (например, гоголевский Рудый Панько), и как действующий герой (или даже главный герой) произведения (рассказчик в "Подростке" Достоевского). Наконец, в произведении подчас предстает не один, а несколько рассказчиков, по-разному освещающих одни и те же события (например, в романах Фолкнера - "Шум и ярость" и др.)" (В.В. Кожинов).

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - см. художественный образ.

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ - фольклорная поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (календарные, свадебные песни, плачи-причитания и т.д.).

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: жанры фольклора

Вид: заговор, плач

"Образы обрядовой поэзии по традиции восходят к древнерусским обычаям... Образ ясного сокола - жениха, серой утушки - невесты, белой березы из весеннего цикла обрядовых майских песнопений, многие другие составили национальный фонд фольклорной художественной классики" (В.П. Аникин).

ОБЩАЯ ПОЭТИКА

ОБЩАЯ ПОЭТИКА - см. поэтика.

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ИСКУССТВЕ

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ИСКУССТВЕ - отражение в искусстве общечеловеческих явлений, идеалов и ценностей.

Рубрика: литература и ее функции в обществе

Прочие ассоциативные связи: гуманизм в искусстве, национальное в искусстве, общечеловеческое значение литературы

"Общечеловеческое в искусстве имеет следующие источники: 1) художественное освоение жизненного материала по законам красоты требует рассмотрения всех явлений с точки зрения их эстетической ценности; 2) истинно великое произведение ставит общезначимые проблемы; 3) общечеловеческие начала есть в самой личности художника" (Ю.Б. Борев).

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ - заключается в не проходящей со временем ценности словесного искусства для этико-эстетического развития человечества, а также для обеспечения гуманитарной связи поколений и воспитания культуры межличностных отношений.

Рубрика: литература и ее функции в обществе

Прочие ассоциативные связи: общечеловеческое в искусстве, функции художественной литературы

"Процесс развития литературы никогда не происходит изолированно в одной национальной культуре. Очень важно понять взаимодействие не только между народным и национальным значением литературы, но и их связь с общечеловеческим значением литературы" (СВ. Калачева).

ОДА

ОДА (от греч. ode - песнь) - торжественное патетическое, прославляющее стихотворное произведение.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: лирические жанры

Персоналии: Пиндар, Г. Державин, Вольтер, М. Ломоносов

"Прообразом оды в обрядовой хоровой лирике была торжественная хвалебная песнь в честь богов - гимн у древних греков. На этой основе возникли хвалебные песни, посвященные людям" (Л.В. Чернец).

"В России ода стала главным жанром поэзии у М. Ломоносова, выражая патриотическое, религиозное и философское воодушевление. Ода создавалась, как правило, по строгим нормам: "высокий стиль" речи, строфа в десять стихов с твердой схемой рифм..." (И.В. Шталь).

ОДНОКОРЕННЫЕ СИНОНИМЫ

ОДНОКОРЕННЫЕ СИНОНИМЫ - см. синонимы.

ОДНОРОДНАЯ РИФМА

ОДНОРОДНАЯ РИФМА - см. рифма.

ОКСИМОРОН

ОКСИМОРОН - см. оксюморон.

ОКСЮМОРОН

ОКСЮМОРОН (от греч. oxymoron - букв: остроумно-глупое) - стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Синоним: оксиморон

Род: антитеза

Прочие ассоциативные связи: антонимы

Пример:

"Живой труп" (Л. Толстой)

"Жар холодных числ" (А. Блок)

"Оптимистическая трагедия" (Вс. Вишневский)

"Оксюморон, встречающийся, как правило, в поэтических произведениях, всегда содержит элемент неожиданности:

Никогда не забуду (он был или не был)

Этот вечер...

А. Блок

Кому сказать мне, с кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив.

С. Есенин"

(Е. Аксенова).

ОКТАВА

ОКТАВА (от лат. octo - восемь) - строфа из восьми стихов с рифмовкой абабабвв при обязательном чередовании мужских и женских окончаний. Своей развернутостью, законченностью и гибкостью октава удобна как для небольших лирических стихотворений, так и для поэм.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Род: строфа

Пример:

Четырехстопный ямб мне надоел:

Им пишет всякий. Мальчикам в забаву

Пора б его оставить. Я хотел

Давным-давно приняться за октаву.

А в самом деле: я бы совладел

С тройным созвучием. Пущусь на славу!

Ведь рифмы запросто со мной живут:

Две придут сами, третью приведут.

А. Пушкин

См. также "Дон Жуан" Д. Баройна.

"Октава, как и терцины, итальянского происхождения. Ею написаны рыцарские поэмы эпохи Возрождения - "Неистовый Роланд" Лодовико Ариосто и "Освобожденный Иерусалим" Торквато Тассо. Октава была весьма распространенной строфой в пушкинское время, ею писали и серьезные, и шуточные сочинения. Пушкин использовал октаву и для своей глубоко лирической "Осени", и для комической поэмы "Домик в Коломне" (Е. Эткинд).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные, вид метафоры.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: метафора

Вид: персонификация

Прочие ассоциативные связи: аллегория

Пример:

О чем ты воешь, ветр ночной,

О чем так сетуешь безумно?

Ф. Тютчев

"В художественной литературе олицетворения предметов, сделанных руками людей, применяются преимущественно в лирических стихотворениях и поэмах. Таково, например, олице-творение трактора у Есенина: "На тропу голубого поля / Скоро выйдет железный гость" (Г.Н. Поспелов).

ОМОГРАФЫ

ОМОГРАФЫ (от греч. homos - одинаковый + grapho - пишу) - разные слова, совпавшие по написанию (но не по произношению).

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Синоним: графические омонимы

Антоним/коррелят: омонимы

Род: средства лексической выразительности

Прочие ассоциативные связи: каламбур

Пример: замо́к - за́мок

мука́ - му́ка

"От омонимов отличаются слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: орган - орган - омографы" (А.Ф. Головенченко).

ОМОНИМИЧЕСКАЯ РИФМА

ОМОНИМИЧЕСКАЯ РИФМА - см. рифма.

ОМОНИМЫ

ОМОНИМЫ (от греч. homos - одинаковый + onyma, onoma - имя) - слова, принадлежащие к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но разные по значению.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Антоним/коррелят: омографы

Род: средства лексической выразительности

Прочие ассоциативные связи: каламбур

Пример: брак (супружество) - брак (испорченная продукция)

искупать (вину) - искупать (в ванне)

"Если синонимы - это слова, совпадающие по смыслу, но разные по звучанию, то омонимы - это слова, совпадающие по звучанию, но разные по смыслу. Здесь все, так сказать, наоборот" (С.С. Наровчатов).

ОМОНИМЫ ГРАФИЧЕСКИЕ

ОМОНИМЫ ГРАФИЧЕСКИЕ - см. омографы.

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА - принадлежащая А.С. Пушкину форма строфы, которой написан роман "Евгений Онегин": 14-стишие четырехстопного ямба с рифмовкой абабввггдееджж. Таким образом, ее образуют три четверостишия различной схемы рифмовки (перекрестной, смежной и охватной) и заключительное двустишие. Такое строение делает онегинскую строфу гибкой, цельной и выразительной, удерживающей стройность большого романа.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Род: строфа

Пример:

Покамест упивайтесь ею,

Сей легкой жизнию, друзья!

Ее ничтожность разумею

И мало к ней привязан я;

Для призраков закрыл я вежды;

Но отдаленные надежды

Тревожат сердце иногда:

Без неприметного следа

Мне было б трудно мир оставить.

Живу, пишу не для похвал;

Но я бы, кажется, желал

Печальный жребий свой прославить,

Чтоб обо мне, как верный друг,

Напомнил хоть единый звук.

А. Пушкин

"В "Евгении Онегине" строф 393 - свыше пяти тысяч строчек. Если бы все они рифмовались, как одно и то же четверостишие, или будь они одинаковыми пятистишиями, восьмистишиями, монотонии не избежать... Онегинская строфа позволяет Пушкину легко и быстро менять интонацию, синтаксический строй, логическое членение повествования" (К.Д. Вишневский).

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПОЭТИКА

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПОЭТИКА - см. поэтика.

ОПОЯСЫВАЮЩАЯ РИФМА

ОПОЯСЫВАЮЩАЯ РИФМА - см. охватная рифма.

ОСТРАНЕНИЕ

ОСТРАНЕНИЕ - в литературном произведении описание знакомых предметов и явлений как впервые увиденных, с необычной позиции (например, с высоты птичьего полета, или с точки зрения ребенка, или как их видит герой, будучи в определенном психическом состоянии).

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Эстетическая категория: условность в искусстве

Прочие ассоциативные связи: предметный мир литературы

"Прием остранения у Л. Толстого состоит в том, что он не называет вещь ее именем, а описывает ее как в первый раз виденную" (В.Б. Шкловский).

ОТКРЫТАЯ КОМПОЗИЦИЯ

ОТКРЫТАЯ КОМПОЗИЦИЯ - см. композиция.

ОТКРЫТАЯ РИФМА

ОТКРЫТАЯ РИФМА - см. рифма.

ОТРАЖЕНИЕ

ОТРАЖЕНИЕ (философ.) - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса; одно из основных понятий теории познания. Выс-шая, специфически человеческая форма отражения - сознание.

Рубрика: литература и наука

Прочие ассоциативные связи: информация, модель, сознание

"Психическое отражение имеет две стороны: 1) содержание отражения (образ, знание, информация) и 2) форму, способ его материального существования" (Философский словарь).

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ СРАВНЕНИЕ - см. сравнение.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ - см. положительный герой.

ОХВАТНАЯ РИФМА

ОХВАТНАЯ РИФМА - см. рифма.

Синоним: кольцевая рифма, опоясывающая рифма

ОЧЕРК

ОЧЕРК - эпический и (или) публицистический жанр, отличающийся строгой документальностью, адресной направленностью и высокой степенью участия автора в развитии сюжета.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: публицистические жанры + эпические жанры

Вид: документальный очерк, портретный очерк, проблемный очерк, путевой очерк, художественный очерк

Персоналии: М. Горький, Марк Твен, В. Гиляровский, О. Генри, В. Овечкин, Дж. Лондон, В. Песков, Евг. Богат, Ан. Аграновский, Ив. Васильев, Татьяна Тэсс, Анат. Стреляный, Ю. Черниченко, Н. Шмелев

"Очерк - жанр человековедения, обладающий весьма эффективными средствами показа человеческой личности, индивидуальности, коллектива" (А.М. Горький).

"Многие очерки передают реальные факты, повествуют о действительных лицах. В этих случаях художественный вымысел сводится до минимума, так как, показывая существующих конкретных людей и останавливаясь на событиях из их жизни, очеркист не может приписывать изображаемым им лицам того, чего у них нет" (Г.Л. Абрамович).

"Очерк отличается от других видов эпического рода универсализмом своих интересов... Очеркист рисует в своем творчестве картину нравов, политической, экономической, социальной жизни на определенном этапе ее исторического развития" (Н.А. Гуляев).

Предыдущая страница Следующая страница