Наши партнеры

Ставки на класк
https://zaimdozp.vip кредит на карту в украине в онлайн. Кредиты онлайн на карту.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

НАПЕВНЫЙ СТИХ

НАПЕВНЫЙ СТИХ - см. песенный стих.

НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ

НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ - см. художественное направление.

НАПРАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ - см. литературное направление.

НАПРАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

НАПРАВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ - см. художественное направление.

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

НАРОДНАЯ ПЕСНЯ - небольшое словесно-музыкальное фольклорное произведение, которое отражает национальный характер народа, обычаи, исторические события; своеобразна по жанровой структуре и языку.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: песня + жанры фольклора

"Народные песни делятся на обрядовые и необрядовые. Календарные обряды сопровождали колядки, масленичные песни, веснянки, жатвенные песни. Главное назначение календарных песен - оказать желаемое воздействие на природу, вызвать хороший урожай. Необрядовые песни исполнялись в самых различных условиях, в любое время года" (С. Лазутин).

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

НАРОДНОЕ ИСКУССТВО - см. народное творчество.

НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

НАРОДНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ - стихосложение русской устной народной поэзии, в котором стиховые границы совпадают со смысловыми, и отличие от прозы заключается в синтаксисе, допускающем членение на предложения и словосочетания внутри предложения, по величине и интонации соответствующие нормальному дыханию.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Вид: песенный стих, раешный стих

Прочие ассоциативные связи: тактовик

"Размер стиха в народном стихосложении заключается в постоянном мелодическом рисунке, на который могут быть спеты или сказаны все строки текста" (М.Г. Харлап).

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы.

Рубрика: роды и жанры литературы

Синоним: народное искусство

Вид: фольклор

"В терминах "фольклор", "народное творчество" слово "народ" подчеркивает социальную природу фольклора и его идейную сущность. В фольклоре выражаются чаяния и ожидания народа, его высокие нравственные качества, его вера в свои силы" (Н. Кравцов).

НАРОДНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ

НАРОДНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ - обусловленность литературных произведений жизнью, идеями, чувствами и стремлениями народных масс, выражение в литературе их интересов и психологии. Представление о народности литературы во многом определяется тем, какое содержание вкладывается в понятие "народ".

Рубрика: литература и ее функции в обществе

Прочие ассоциативные связи: национальное в искусстве

"Народность литературы связывают с отражением существенных народных черт, духа народа, его основных национальных особенностей" (Л.И. Тимофеев).

"Идея народности противостоит замкнутости, элитарности искусства и ориентирует его на приоритет общечеловеческих ценностей" (Ю.Б. Борев).

НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИЗМ (от лат. naturalis - природа) - направление в европейской и американской литературе и искусстве последней трети XIX в., базирующееся на позитивистском представлении о полном предопределении судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, его природой (физиологией, наследственностью).

Рубрика: художественные методы и направления

Род: реализм

Эстетическая категория: художественная правда

Персоналии: Г. Гауптман, А. Амфитеатров, Э. и Ж. Гонкуры, М. Арцыбашев, Э. Золя, П. Боборыкин

"Несомненно, что натурализм, в особенности у Золя, завоевал для искусства новые области жизни, которые раньше оставались вне поля зрения. Это касается не только биологической стороны жизни, наследственности и т.д., но и таких социальных сфер, как жизнь городских низов, производственная жизнь, кулисы предпринимательской деятельности" (С. Тураев).

НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ (ПАСПОРТНЫЙ) ПОРТРЕТ

НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ (ПАСПОРТНЫЙ) ПОРТРЕТ - см. портрет + натурализм.

НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА

НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА - литературное направление, существовавшее в 40-50-х гг. XIX в. в России, связанное с развитием критического реализма, с творчеством Н.В. Гоголя и В.Г. Белинского.

Рубрика: художественные методы и направления

Род: критический реализм

Пример: Н. Некрасов. "Петербургские углы"

Д. Григорович. "Деревня", "Антон-Горемыка"

Ф. Достоевский. "Бедные люди"

"Представители "натуральной школы" развивали традиции Гоголя в изображении "маленького человека", укрепляя гоголевское направление русской литературы. Однако для некоторых писателей натуральной школы характерно чрезмерное увлечение внешним бытописательством, что снижает художественную ценность их произведений" (Н.Ф. Филиппова).

"Наиболее четко новизна художественных принципов натуральной школы выразилась в "физиологических очерках" - произведениях, ставящих своей целью предельно точное фиксирование определенных социальных типов ("физиологии" помещика, крестьянина, чиновника и т.д.), их видовых отличий, скажем, "физиологии" петербургского чиновника, московского чиновника, фиксирования социальных, профессиональных и бытовых особенностей, привычек, достопримечательностей и т.д." (Ю. Манн).

НАУЧНАЯ ПРОЗА

НАУЧНАЯ ПРОЗА - см. проза + научный стиль.

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА - см. научно-фантастическая литература.

НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (от греч. phantastike - искусство воображать) - совокупность литературных произведений, которые на основе современного уровня познания изображают невероятное как действительное и действительное как невероятное.

Рубрика: роды и жанры литературы

Синоним: научная фантастика

Эстетическая категория: фантастическое в литературе

Жанр: антиутопия, сказка, утопия

Прочие ассоциативные связи: приключенческая литература

Персоналии: А. Азимов, А. Беляев, Р. Брэдбери, И. Ефремов, Ж. Верн, А. и Б. Стругацкие, С. Лем, Г. Уэллс

"Борьбой за лучшее будущее не ограничиваются задачи фантастики, и не только о будущем повествует она. Фантасты пишут и о настоящем (примером может служить роман Г. Уэллса "Человек-невидимка"), и о прошлом (скажем, "Янки при дворе короля Артура" М. Твена). Впрочем, рассказ и о будущем, и о прошлом - это тоже рассказ о настоящем, потому что в нем отражаются сегодняшние представления автора" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ - см. стиль языка.

НАЦИОНАЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ

НАЦИОНАЛЬНОЕ В ИСКУССТВЕ - отражение в искусстве особенностей культуры, быта, языка, нравов и обычаев, характера, экономический и политической жизни какого-либо народа, нации. Главный критерий национального своеобразия искусства заключается в выражении художником общих свойств национального характера, независимо от тематической и структурной специфики произведения.

Рубрика: литература и ее функции в обществе

Прочие ассоциативные связи: народность литературы, общечеловеческое в искусстве

"Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа..." (Н.В. Гоголь).

"Образы художественной литературы охватывают национально-типические черты глубже и многограннее, нежели научные формулы. Художественная литература показывает и многообразие национальных типов, и их конкретно-классовую природу, и их историческое развитие" (И.И. Кон).

НЕОЛОГИЗМЫ

НЕОЛОГИЗМЫ (от греч. neos - новый + logos - слово) - слова или обороты речи, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия; индивидуально-стилистические неологизмы создаются автором данного литературного произведения и обычно не получают широкого распространения, не входят в словарный состав языка.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: средства лексической выразительности

Пример:

зеленокудрые (Н. Гоголь)

надвьюжный (А. Блок)

громадье, молоткастый (В. Маяковский)

"Неологизмы могут и не войти в лексику национального литературного языка, могут остаться собственно художественным словесным новаторством. Но если писатель проявил в их создании лексический такт, если он сотворил новые слова по "законам" словообразования своего национального языка, то художественные неологизмы его произведений могут сохраняться надолго в эстетическом сознании национального общества" (Г.Н. Поспелов).

НЕСКЛАДУХА

НЕСКЛАДУХА - жанр фольклора, родившийся как пародия на частушку; четверостишие, в котором отброшены и рифма, и смысл. Популярна в детской литературе.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: жанры фольклора

Прочие ассоциативные связи: детская литература, перевертыш, прибаутка, частушка

Пример:

Я с высокого забора

Прямо в воду упаду.

И кому какое дело,

Куда брызги полетят.

*

Вы послушайте, ребята,

Нескладуху вам спою:

"Сидит заяц на березе,

Курит валяный сапог".

"Частушка знает пародию на самое себя - это нескладухи и перевертыши" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

"Примеров таких "нескладух" можно привести сколько угодно, и все они будут свидетельствовать о неистребимой потребности каждого здорового ребенка всех эпох и народов внести нелепицу в тот малый, но отчетливый мир, с которым он недавно познакомился" (К.И. Чуковский).

НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ

НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ - стилистический прием соединения в одно целое авторского повествования и речи персонажей.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: художественная речь

Прочие ассоциативные связи: "Поток сознания", язык художественного произведения

Пример: "Лыжин проснулся и сел в постели. Какой смутный, нехороший сон! И почему агент и сотский приснились вместе? Что за вздор!" (А. Чехов).

"Несобственно-прямая речь позволяет автору как бы говорить и думать за своих персонажей. Тем самым создаются взаимосвязи между образом автора и образами персонажей, достигается единство художественного текста". (Е.Н. Ширяев).

НЕСТРОФИЧЕСКИЙ СТИХ

НЕСТРОФИЧЕСКИЙ СТИХ - стих с непредсказуемым порядком рифмующихся между собой стихов (или стихов с незарифмованными окончаниями).

Рубрика: структура стихотворного произведения

Антоним/коррелят: строфический стих

Род: стих

Прочие ассоциативные связи: строфа, строфика

"В поэзии каждый стих существует не изолированно от других. В зависимости от характера связи между стихами стихотворения делятся на строфические и нестрофические" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

НЕТОЧНАЯ РИФМА

НЕТОЧНАЯ РИФМА - см. рифма.

НЕЯЗЫКОВЫЕ ЗНАКИ

НЕЯЗЫКОВЫЕ ЗНАКИ - см. знак.

Рубрика: литература и наука

Антоним/коррелят: языковые знаки

Вид: знаки-копии, знаки-признаки, знаки-символы

НИЗМЕННОЕ

НИЗМЕННОЕ - эстетическая категория, противоположная возвышенному; служит для определения и оценки недостойных и порочных явлений действительности.

Рубрика: эстетические категории в литературе

Антоним/коррелят: возвышенное

Прочие ассоциативные связи: безобразное

"Низменное - крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность. Это явления или предметы, имеющие отрицательную общечеловеческую значимость и таящие в себе угрозу для человечества..." (Ю.Б. Борев).

НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИЯ

НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИЯ (от лат. novator - обновитель и traditio - передача). Для литературы характерно как обогащение художественного творчества новыми темами, идеями, героями, приемами и средствами, так и стремление закрепить и передать следующим поколениям писателей свой духовный опыт и творческие принципы.

Рубрика: художественные методы и направления

Эстетическая категория: эстетический идеал

Прочие ассоциативные связи: преемственность в литературе

"Новаторство и традиции - между этими полюсами в поле их взаимодействия расположено все искусство каждой эпохи. Новаторство - изменение, ведущее искусство по пути прогресса. Самое яркое новаторство опирается на традицию, и самая новаторская художественная культура требует бережного отношения к художественному наследию" (Ю.Б. Борев).

НОВЕЛЛА

НОВЕЛЛА (итал. novella - новость) - эпический жанр, разновидность небольшого по объему рассказа. Чаще всего в новелле изображаются один-два эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц. Как правило, это произведение с острым, захватывающим сюжетом.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: рассказ

Вид: вставная новелла

Пример: А. Пушкин. "Пиковая дама", И. Бунин. "Легкое дыхание"

"Новелла... - новое, невиданное происшествие" (И.-В. Гёте).

"В основе новеллы лежит нередко какое-нибудь необычное происшествие из жизни отдельного человека или анекдотический случай с острой неожиданной развязкой. Новеллист избегает подробных бытовых, историко-этнографических зарисовок. Герой раскрывается им прежде всего не в общественно-политической, а в моральной сущности... В критическом реализме новелла трансформируется, приобретает синтетический характер, совмещает в себе острый драматизм, психологизм и социально-исследовательскую направленность. Таковы новеллы Мопассана ("Пышка", "В порту", "Мадемуазель Фифи"), Т. Манна ("Тонио Крегер", "Смерть в Венеции")" (Н.А. Гуляев).

НОВЕЛЛА ВСТАВНАЯ

НОВЕЛЛА ВСТАВНАЯ - см. вставная новелла.

НОВЫЙ РОМАН

НОВЫЙ РОМАН - прозаическое произведение, которое в противовес традиционному романическому повествованию автор пытается создавать без малейших примесей политики, идеологии, морали, и т.д., ставя перед собой задачу "чистого" познания жизни.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: роман

Прочие ассоциативные связи: антигерой

Персоналии: А. Роб-Грийе, Н. Саррот

"В первые послеоктябрьские годы была популярна идея, согласно которой в новом романе главным или даже единственным содержанием должен стать образ массы. Однако при реализации этой идеи роман оказался под угрозой распада, он превращается в цепь бессвязных эпизодов (например, в произведениях Б. Пильняка). В литературе XX в. частое стремление ограничиться изображением внутреннего мира личности выражается в попытках воссоздать так называемый "поток сознания" (Пруст, Джойс, современная школа "нового романа" во Франции)" (В.В. Кожинов).

НОЭЛЬ

НОЭЛЬ (от франц. noel - рождество) - сатирическое стихотворение с особой композицией строфы.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: лирические жанры

Прочие ассоциативные связи: сатира

Пример: А. Пушкин. "Сказки"

"Читал свои ноэли Пушкин..." (А.С. Пушкин. "Евгений Онегин").

Предыдущая страница Следующая страница