Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html
Sototvet.ru - Детальная информация android на сайте.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

КАЛАМБУР

КАЛАМБУР (франц. calembour) - игра слов, оборот речи, шутка, основанная на комическом обыгрывании звукового сходства слов или их сочетаний, имеющих разное значение. Каламбур часто переосмысляет фразеологизмы.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Эстетическая категория: комическое

Прочие ассоциативные связи: омографы, омонимы

Пример:

"Я приехал в Москву, плачу и плачу" (П. Вяземский. Письмо к жене).

"Хочешь чаю, Никанор?" - предложил хозяин. "Нет, спасибо, я уже отчаялся" (Е. Петров).

"Ученье - свет, неученых - тьма" (Э. Кроткий).

"Форма анекдота - игра слов, каламбур, излюбленная ситуация - с легкостью приспосабливается к любому злободневному содержанию" (Е. Аксенова).

"Каламбур - игра слов, использование для достижения художественной выразительности и комизма многозначности слов, омонимии" (Ю.Б. Борев).

КАНТАТА

КАНТАТА (от лат. cantare - петь) - стихотворно-музыкальное произведение, исполняемое преимущественно по какому-либо торжественному случаю.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: лирические жанры

Персоналии: В. Тредиаковский, И. Бехер

"Кантата возникла на рубеже XVI-XVII веков в Италии, во Франции; в России появилась в XVIII веке... Попытки возродить кантату с новым содержанием были предприняты в революционной поэзии... но большого распространения не получили" (В.А. Никонов).

КАНЦОНА

КАНЦОНА (от итал. canzone, от франц. chanson - песня) - лирическое стихотворение о рыцарской любви в средневековой поэзии.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: лирические жанры

Персоналии: Данте, Петрарка

"Возникнув в Провансе, канцона в XIV в. достигла расцвета в Италии под пером Петрарки. Затем периоды расцвета канцоны сменились упадком, и канцона растворилась в лирической поэзии вообще" (А.Ф. Головенченко).

КАРИКАТУРА

КАРИКАТУРА (от итал. caricare - перегружать) - произведение искусства или отдельный художественный образ, в которых комический эффект создается соединением реального и фантастического, преувеличением и заострением характерных черт, не-ожиданными сопоставлениями и уподоблениями.

Рубрика: Художественный образ

Вид: Шарж

Эстетическая категория: Сатира, Условность в искусстве, Юмор

Жанр: памфлет, фельетон

Прочие ассоциативные связи: гипербола, гротеск

Пример: людоедка Эллочка ("Двенадцать стульев" И. Ильфа и Е. Петрова).

"В литературе сатирические карикатурные образы наиболее четко выступают в таких жанрах, как сатирический роман, памфлет и фельетон" (Краткий словарь по эстетике).

КАТРЕН

КАТРЕН - см. четверостишие.

КЛАССИКА

КЛАССИКА (от лат. classims - образцовый) - выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

Рубрика: литература и ее функции в обществе

Персоналии: С.М. де Сервантес, А. Пушкин, В. Шекспир, Л. Толстой, И.-В. Гёте, Ф. Достоевский и др.

"Классическим периодом в национальной литературе принято считать время появления наибольшего числа крупных дарований, создающих законы, традиции этой литературы. Во Франции таким периодом стал XVII век, ознаменованный именами Корнеля, Расина, Мольера, в Германии - вторая половина XVIII века (Лессинг, Гёте, Шиллер), в России - XIX век (от Пушкина до Чехова). К классике относят и произведения современности, получившие мировое признание" (Д.Л. Чавчанидзе).

КЛАССИЦИЗМ

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) - художественное направление и стиль в искусстве и литературе XVII-начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах, а также обращение к античному наследию как к норме.

Рубрика: художественные методы и направление

Род: литературное направление + Художественное направле- ние + стиль (в искусстве)

Персоналии: Вольтер Г. Державин, И. Гёте, Я. Княжнин, Ф. Ларошфуко, М. Ломоносов, П. Корнель, А. Сумароков, Ж. Расин, Ф. Шиллер

"Искусству классицизма присущи гражданский пафос, государственность концепции, вера в силу разума, четкость и ясность моральных и эстетических оценок" (Ю.Б. Борев).

"В искусстве классицизм неуследимо возник из барокко, соотносясь с ним как строгий и воспитанный сын с красивой, пышной, но претенциозной матерью... Авторитарность классицизма целиком опиралась на непререкаемый авторитет человеческого разума. Всё и вся подчиняется ему, как верховному господину людских деяний и поступков" (С.С. Наровчатов).

"Своеобразие русского классицизма состояло в его национальном колорите, в том, что его произведения создавались на материале не Древней Греции и Рима, а отечественной истории... Насыщая свое творчество национально-патриотическими мотивами, русские классицисты приближали тем самым литературу к демократическому читателю" (Н. Гуляев).

КЛАУЗУЛА

КЛАУЗУЛА (от лат. clausula - заключение) - окончание стиха, состоящее из последнего ударного и следующих за ним неударных слогов.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Вид: дактилическая клаузула, женская клаузула, мужская клаузула

Прочие ассоциативные связи: рифма

"При повторе созвучных клаузул двух (и более) стихов возникает рифма" (Б.П. Гончаров).

КОЛЛИЗИЯ

КОЛЛИЗИЯ - см. конфликт.

КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

КОЛЬЦЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ - см. композиция.

КОЛЬЦЕВАЯ РИФМА

КОЛЬЦЕВАЯ РИФМА - см. охватная рифма.

КОМЕДИЯ

КОМЕДИЯ (от греч. komodia) - один из основных видов драмы (1), изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. Комедия как особая форма комического в литературе наиболее точно улавливает и передает его важнейшие оттенки - юмор, иронию, сарказм, сатиру.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: драматические жанры

Вид: водевиль, комедия положений, комедия характеров, сатирическая комедия, трагикомедия, юмористическая комедия

Эстетическая категория: комическое, ирония, сарказм, сатира, юмор

Персоналии: Аристофан, Н. Гоголь, П. Бомарше, А. Грибоедов, Б. Брехт, В. Маяковский, К. Гольдони, А. Островский, Лопе де Вега, А. Сухово-Кобылин, Ж.-Б. Мольер, А. Чехов, В. Шекспир, Б. Шоу

"В самом начале комедия была общественным, народным сознанием. По крайней мере, такою показал ее сам отец ее Аристофан" (Н. Гоголь).

"Комедия подобна мемуарам эпохи, хотя и прошедшей, но все еще осязаемой, как бывает осязаем мир времен молодости бабушек и дедушек, оживающий в их рассказах" (В.Г. Белинский).

КОМЕДИЯ ПОЛОЖЕНИЙ

КОМЕДИЯ ПОЛОЖЕНИЙ - см. комедия.

КОМЕДИЯ ХАРАКТЕРОВ

КОМЕДИЯ ХАРАКТЕРОВ - см. комедия.

КОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

КОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ - см. ситуация + комическое.

КОМИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

КОМИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - см. герой произведения + комическое.

КОМИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ

КОМИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ - см. персонаж + комическое.

КОМИЧЕСКОЕ

КОМИЧЕСКОЕ (от греч. komikos - веселый, смешной) - категория эстетики, подразумевающая отражение в искусстве явлений, которые содержат несоответствия или противоречия (цели - средствам, формы - содержанию, действия - обстоятельствам, сущности - ее проявлению и проч.) и вызывает смех.

Рубрика: эстетические категории в литературе

Вид: ирония1, сатира, смех, фарс1, юмор

Жанр: анекдот, комедия

Прочие ассоциативные связи: каламбур

"Бывает смех издевательский, язвительный, смех от отчаяния и т.д. Комическому же, напротив, свойственна бесконечная благожелательность и уверенность в своем безусловном возвышении над собственным противоречием, а не печальное и грустное его переживание" (Г. Гегель).

"Всякое противоречие есть источник комического и смешного" (В.Г. Белинский).

КОММУНИКАТИВНАЯ РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОММУНИКАТИВНАЯ РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - см. коммуникативная функция художественной литературы.

КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (от лат. communnicatio; commuico - делаю общим, общаюсь). Художественная литература - особое средство коммуникации (связи, общения, сообщения) между людьми, между человеком и обществом, между поколениями.

Рубрика: литература и ее функции в обществе

Синоним: коммуникативная роль художественной литературы

Род: функции художественной литературы

"На коммуникативности искусства основывается его современное рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию" (Ю.Б. Борев).

КОМПАРАТИВИЗМ

КОМПАРАТИВИЗМ - см. сравнительно-историческое литературоведение.

КОМПОЗИЦИЯ

КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio - составление, связывание) - построение художественного произведения, система средств раскрытия и организации образов, их связей и отношений.

Рубрика: композиция и сюжет

Синоним: а р х и т е к т о н и к а

Вид: закрытая композиция, зеркальная композиция, кольцевая композиция, открытая композиция

Часть: зачин, конфликт, концовка, присказка, пролог, ситуация, сюжет, фабула

"И в большом сложном романе, и в маленьком лирическом стихотворении мы будем иметь дело с композицией, с определенным построением, вытекающим из данного содержания" (Л.И. Тимофеев).

"В подлинно художественном произведении композиция, все ее приемы подчиняются выражению его идейного содержания" (А. Ревякин).

"Одной архитектоники... довольно, чтобы поглотить всю умственную деятельность автора: соображать, обдумывать участие лиц в главной задаче, отношение их друг к другу, постановку и ход событий... и т.д." (И.А. Гончаров).

КОНСОНАНТИЗМ

КОНСОНАНТИЗМ (от франц. consonance - созвучие) - звуковая организация речи с опорой на звучание согласных (а не гласных) звуков.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Антоним/коррелят: сингармонизм

Род: звуковая организация стиха

Прочие ассоциативные связи: аллитерация

Пример:

Лодка колотится в сонной груди,

Ивы нависли, целуют в ключицы,

В локти, в уключины. О, погоди:

Это ведь может со всяким случиться!

Б. Пастернак

"В XX в. усиливается консонантизм, то есть опора на звучание не гласных, а согласных звуков. Перестраивается слух поэтов, перестраивается и слух читателей" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

КОНСТАНТНАЯ ПАУЗА

КОНСТАНТНАЯ ПАУЗА (от лат. constans - неизменный, постоянный) - пауза, отделяющая один стих от другого.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства, структура стихотворного произведения

Синоним: постоянная пауза

Род: ритмическая пауза

"В стихе встречается еще один вид паузы - постоянная (константная), заключающая строку" (А. Карпов).

КОНСТРУКТИВИЗМ

КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. constructio - построение) - направление в искусстве 1920-х гг., тесно связанное и обусловленное ростом индустриальной культуры. Для него характерна эстетизация техники и всевозможных конструкций, замена образности функциональной, конструктивной целесообразностью форм. Наибольшее распространение конструктивизм получил в архитектуре и изобразительном искусстве.

Рубрика: художественные методы и направления

Род: модернизм (1), (2)

Персоналии: А. Родченко, Л. Лисицкий, В. Татлин

"Группа конструктивистов (в нее входили А. Ган, А. Веснин, К. Иогансон, В. и Г. Стенберги, А. Родченко, Л. Попова, В. Степанова) возникла в 1921 г. и объединила художников, сменивших станковые виды творчества на "производственную" работу: архитектурное проектирование и оформление города, создание театральных декораций, обложек книг и журналов" (А.Н. Лаврентьев).

КОНТЕКСТ

КОНТЕКСТ (от лат. contextus - сцепление, соединение) - отрезок речевой цепи, составляющий окружение входящей в эту цепь единицы языка.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Целое: текст

Вид: грамматический контекст, семантический контекст, фонетический контекст

Прочие ассоциативные связи: подтекст

"Поэтический язык открывает новые возможности взаимодействия слова и его окружения, влияния на восприятие поэтического слова его фонетического, грамматического, семантического контекста. Поэтический контекст влияет на входящий в него элемент: происходит акцентирование определенных семантических признаков в слове, присоединение факультативных признаков, подавление элементов смысла, объединение смыслов с сохранением известной самостоятельности каждого из них, контрастное подчеркивание и т.п." (О.Г. Ревзина).

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ СИНОНИМЫ

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ СИНОНИМЫ - см. синонимы.

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus - столкновение) - отраженное в художественном произведении противоречие, приводящее к столкновению характеров, характера и обстоятельств, различных сторон характеров. Непосредственно раскрывается в сюжете и композиции; составляет ядро темы, а способ разрешения конфликта - определяющий фактор развития художественной идеи.

Рубрика: композиция и сюжет

Синоним: к о л л и з и я

Целое: композиция

Прочие ассоциативные связи: идея, интрига, сюжет

"Часто конфликт полностью воплощается и исчерпывает себя в ходе изображаемых событий. Он возникает, обостряется и разрешается как бы на глазах читателей" (В.Е. Хализев).

"Характер не может быть раскрыт вне тех жизненных конфликтов, с которыми он связан" (Л.И. Тимофеев).

"В словесном искусстве широко и многопланово отражается бытие как отдельных людей, так и целых общественных групп, прежде всего конфликты, выражающиеся в событиях, поступках, свершениях" (Г.Н. Поспелов).

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА - завершающая часть художественного произведения, следующая за развязкой.

Рубрика: композиция и сюжет

Целое: композиция

Вид: апофеоз (в сценическом произведении), мораль (в басне), поучение (в басне), эпилог (в прозаическом произведении)

Прочие ассоциативные связи: сюжет, финал

"Известные формы народного эпоса - эпопея и песня - различаются между собой по композиции, но обеим им свойственны общие способы построения: противопоставление героя и врага, развитые описательные моменты, зачины и концовка" (Н. Кравцов).

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ (от лат. correspondero - отвечать, осведомлять) - жанр публицистики, в котором факты, связанные единством темы, не просто сообщаются, а комментируются, анализируются с различных сторон.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: публицистические жанры

Прочие ассоциативные связи: заметка

"Факты, цифры, живые люди с именами и фамилиями - вот основа всех корреспонденций..." (А.М. Горький).

КРАСОТА

КРАСОТА - важнейшая эстетическая категория, служащая для оценки таких свойств предметов и явлений, как совершенство, гармоничность, выразительность, завершенность. Тесно связана с категорией прекрасного.

Рубрика: эстетические категории в литературе

Прочие ассоциативные связи: гармония1, прекрасное

"Художественно прекрасное выше природы. Ибо красота искусства является красотой, рожденной и возрожденной на почве духа" (Г. Гегель).

"Еще в глубокой древности, на стадии охотничьего производства люди постепенно учились создавать словесные, графические и скульптурные изображения жизни. Все это требовало от людей какого-то мастерства, все это в какой-то мере могло быть творчеством по законам красоты" (Г.Н. Поспелов).

"Красотой в смысле субъективном мы называем то, что доставляет нам известного рода наслаждение. В объективном же смысле красотой мы называем нечто абсолютно совершенное, вне нас существующее" (Л.Н. Толстой).

КРАТКИЙ СЛОГ

КРАТКИЙ СЛОГ - см. долгий и краткий слог.

КРЕСТЬЯНСКАЯ ПЕСНЯ

КРЕСТЬЯНСКАЯ ПЕСНЯ - см. песня.

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ - см. литературная критика.

КРИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ

КРИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ - см. жанры критики.

КРИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

КРИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - см. жанры критики.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - художественный метод и литературное направление, сложившиеся в XIX в., разновидность реализма. Главная особенность критического реализма - изображение человеческого характера в его обусловленности социальными обстоятельствами.

Рубрика: художественные методы и направления

Род: реализм

Вид: "натуральная школа"

Эстетическая категория: типическое, художественная правда

Прочие ассоциативные связи: художественный тип

Персоналии: О. Бальзак, Л. Толстой, Ч. Диккенс, Н. Гоголь, Стендаль, Ф. Достоевский, У. Теккерей, А. Пушкин, И. Тургенев, А. Чехов

"Начавший свое активное развитие в европейских литературах XIX века реализм, вытекающий из историзма мышления писателей, был реализмом критическим" (Г.Н. Поспелов).

"Эстетический идеал в критическом реализме утверждается через отрицание. Это суд над обществом. Задачей искусства становится воспроизведение действительности и вынесение ей приговора" (Ю.Б. Борев).

КУБОФУТУРИЗМ

КУБОФУТУРИЗМ - литературное течение в рамках футуризма. Приставка "кубо" возникла от пропагандировавшегося кубофутуристами в живописи кубизма.

Рубрика: художественные методы и направления

Род: футуризм

Персоналии: Д. Бурлюк, Б. Лившиц, Е. Гуро, В. Маяковский, В. Каменский, В. Хлебников, А. Крученых

"Иногда кубофутуристы называли себя "гилейцами", а Хлебников придумал для них наименование "будетляне"... В изданиях кубофутуристов участвовали Асеев, Пастернак и Шершеневич" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

КУЛЬМИНАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

КУЛЬМИНАЦИОННЫЙ МОМЕНТ - см. кульминация.

КУЛЬМИНАЦИЯ

КУЛЬМИНАЦИЯ (от лат. culmen, род. пад. culminis - вершина) - момент наивысшего напряжения в развитии действия, максимально обостряющий художественный конфликт. В литературном произведении может быть несколько кульминационных моментов.

Рубрика: композиция и сюжет

Синоним: кульминационный момент

Целое: сюжет

"В большинстве хроникальных произведений кульминация отсутствует" (Г.Н. Поспелов).

"С особенной отчетливостью кульминация выступает в произведениях драматургии" (Л.И. Тимофеев).

КУЛЬТУРА

КУЛЬТУРА (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле культура - сфера духовной жизни людей.

Рубрика: литература и ее функции в обществе

Вид: * художественная культура

Прочие ассоциативные связи: искусство, художественная литература

"...Искусство, будучи сложной динамической системой, как бы скрепляющей в единое целое различные формы "художественной энергии", является подсистемой более широкой информационно-коммуникативной художественной системы "творчество (художник) - произведение (искусство) - восприятие (публика)", входящей в еще более сложную и широкую систему - художественную культуру общества, которая, в свою очередь, есть подсистема самой широкой и самой сложной системы - системы социальных отношений, материальных и духовных" (Б.В. Бирюков, Е.С. Геллер).

Предыдущая страница Следующая страница