Наши партнеры

Ставки на кибер волейбол

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ

ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ - см. эстетический идеал.

ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ - см. идея.

ИДЕЙНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА

ИДЕЙНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА - выражение в произведении искусства мыслей о сущности показанных событий и характеров; передается только или по преимуществу в художественных образах.

Рубрика: Автор и художественное творчество

Прочие ассоциативные связи: идея, мировоззрение художника

"Искусство не допускает в себе отвлеченных философских, а тем более рассудочных идей: оно допускает только идеи поэтические, а поэтическая идея - это не силлогизм, не догмат, не правило, это - живая страсть, это пафос" (В.Г. Белинский).

"Идейность творчества предполагает четкость художественной тенденции, однако в художественном произведении, особенно при высоком уровне реалистического мастерства писателя, идейные принципы не должны подавлять и растворять в себе живых героев" (С. Небольсин).

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА - см. идея + тема.

ИДЕОГРАФИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ

ИДЕОГРАФИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ - см. синонимы.

ИДЕЯ

ИДЕЯ (греч. idea - понятие, представление) - главная мысль художественного произведения, выражающая отношение автора к действительности. Выражается всей художественной структурой произведения, единством и взаимодействием всех его содержательных и формальных компонентов.

Рубрика: тема и идея

Синоним: идейное содержание

Антоним/коррелят: тема

Прочие ассоциативные связи: тенденция

"В художественном мире самые странные, самые незначительные и случайные детали, вещи, явления, поступки, черты характера на самом деле подчинены главной идее произведения" (Ю.Б. Борев).

"Когда ложная идея кладется в основу художественного произведения, она вносит в него такие внутренние противоречия, от которых неизбежно страдает его эстетическое достоинство" (Г.В. Плеханов).

"Для писателя-романтика идея или чувство его произведения не выражены во всех моментах созданной им картины, но сгущены в какой-то одной, центральной точке, разросшейся в результате того, что к ней максимально приближен взгляд художника" (С.Г. Бочаров).

ИДИЛЛИЯ

ИДИЛЛИЯ (греч. eidyllion) - жанровая разновидность, изображающая мирную добродетельную сельскую жизнь на фоне прекрасной природы.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: буколика

Персоналии: Феокрит, И. Фосс, Вергилий, И.-В. Гёте

"От античных образцов идиллия унаследовала представление о неизменной гармонии и красоте природы, интерес к жизни простолюдинов, к миру чувств. Особое развитие идиллия получила в XVII-XVIII вв. на Западе (например, в творчестве Фосса), с середины XVIII в. - в России" (И.В. Шталь).

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА - художественные приемы и средства создания литературных образов, определяющие их эмоционально-эстетическую выразительность.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Прочие ассоциативные связи: художественная форма, язык художественной литературы

"Идейное содержание произведения может получить совершенное словесное выражение только с помощью изобразительно-выразительных средств художественной речи, воспроизводящей выразительные предметные детали" (Г.Н. Поспелов).

"Целесообразно называть изобразительно-выразительными средствами те элементы литературного произведения, которые создают чувственно-предметные, как бы зримые, слышимые, осязаемые картины мира" (В.В. Кожинов).

ИМАЖИНИЗМ

ИМАЖИНИЗМ (от франц. image - образ) - русская литературная группировка 1920-х гг. Имажинисты утверждали примат самоцельного образа, его формы над смыслом, идеей; основную задачу своего творчества видели в придумывании небывалых ранее в поэзии образов и слов.

Рубрика: художественные методы и направления

Род: модернизм (1)

Персоналии: С. Есенин, А. Мариенгоф, Р. Ивнев, В. Шершеневич, А. Кусиков

"Поиски слова значительного, яркого, способного передавать тончайшие человеческие переживания и сложную гамму красок и звуков, свойственную самой природе, стремление преодолеть инерцию стиха, сделать его более "полководческим", ведущим за собой стихию слов и метафор, привели Есенина к имажинистам - модному, но бесплодному направлению в русской поэззии" (В. Базанов).

"Быт имажинизма нужен был Есенину больше, чем желтая кофта молодому Маяковскому. Это был выход из его пастушества, из мужичка, из поддевки с гармошкой... цилиндр был символом ухода Есенина из деревенщины в мировую славу" (С. Городецкий).

ИМПРЕССИОНИЗМ

ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impression - впечатление) - направление и художественный метод в искусстве последней трети XIX-начала XX в. Его представители стремились наиболее точно запечатлеть реальный мир в его изменчивости, передавая свои мимолетные впечатления о нем. Как о сложившемся методе об импрессионизме принято говорить в основном по отношению к живописи, скульптуре, графике, музыке. В литературе чаще говорят о чертах импрессионистического стиля.

Рубрика: художественные методы и направления

Род: художественное направление

Прочие ассоциативные связи: импровизация, экспрессионизм

Персоналии: И. Анненский, Э. и Ж. Гонкуры, П. Верлен, С. Малларме, К. Гамсун, О. Уайльд, Г. Гауптман

"В литературе черты импрессионизма можно встретить в произведениях писателей разных направлений: и у реалиста, и у натуралиста. Так, в лирике русских поэтов можно встретить отдельные импрессионистские строфы, например, в стихотворении А. Фета "Шепот, робкое дыханье..." (С. Тураев).

"Поэта-импрессиониста привлекает не столько самый предмет изображения, сколько его, поэта, ощущение данного предмета. Поэтому столь характерен для импрессионистической поэ-зии дух импровизации. Достаточно мгновенного толчка сознания, вызванного мимолетным впечатлением, - и непосредственно, стихийно рождается образ" (Вл. Орлов).

ИМПРОВИЗАЦИЯ

ИМПРОВИЗАЦИЯ (от лат. improviso - непредвиденно, внезапно) - сочинение художественного произведения в момент исполнения или произведение, созданное таким образом.

Рубрика: автор и художественное творчество

Род: художественное творчество

Прочие ассоциативные связи: сказитель, творческое вдохновение, художественное мастерство

"Какой вид импровизации мы ни взяли бы: русские народные причитания или итальянскую комедию дель’арте - мы легко убеждаемся, что импровизированный текст - это вдохновенный, мгновенно рождающийся в сознании творца монтаж многочисленных общих формул, готовых сюжетных положений, образов, ритмико-интонационных ходов" (Ю.М. Лотман).

ИНВЕРСИЯ

ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: фигуры речи

Пример:

"Сметливость его и тонкость чутья меня поразили".(А. Пушкин).

"Досадно было, боя ждали" (М. Лермонтов).

"Тут сгорел мой приятель со стыда" (И. Тургенев).

"Инверсия - тонкое средство художественной речи. Инверсии употребляются и в художественной прозе - где они едва ли бывают "вынужденными", поскольку ритм прозы гораздо более свободен, чем в поэзии, в стихе" (В.В. Кожинов).

"Инверсия и другие риторические фигуры, построенные на "игре" порядком и расположением слов, позволяют создать ощущение речевого пространства" (Ю.Б. Борев).

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ (от лат. individuum - неделимое) - способ воспроизведения существенных сторон реального мира в неповторимых и индивидуальных формах; художественная форма передачи типического.

Рубрика: эстетические категории в литературе

Антоним/коррелят: типизация

Прочие ассоциативные связи: типическое

"В подлинно художественных произведениях каждый тип обязательно является характером, созданным на основе и типизации, и индивидуализации" (Г.Л. Абрамович).

"Нам важен идеал в его определенности, вследствие чего возникает более строгое требование, чтобы характер был особенным и индивидуализированным" (Г. Гегель).

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ - см. стиль писателя.

ИНСЦЕНИРОВКА

ИНСЦЕНИРОВКА (от лат. in - на и sсena - сцена) - переработка литературного произведения для сценического его воплощения (для театра, телевидения, радио).

Рубрика: структура драматического произведения

Прочие ассоциативные связи: экранизация

"Крупных успехов в инсценировке русских классических романов достиг Московский Художественный театр (в дореволюционный период - "Братья Карамазовы" Достоевского, в советское время - "Мертвые души" Гоголя, "Воскресение", "Анна Каренина" Л. Толстого)" (А.С. Сулейманов).

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ - жанры художественной литературы, в которых внимание автора сосредоточено не столько на изображении самой жизни, человеческих характеров, сколько на идейных спорах, которые ведут действующие лица.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: жанр

Пример: А. Франс. "На белом камне", "Восстание ангелов"

Т. Манн. "Волшебная гора", "Доктор Фаустус"

Г. Гессе. "Игра в бисер"

Б. Брехт. "Добрый человек из Сезуана"

Э. Межелайтис. "Человек"

"Хотя традиция интеллектуальных жанров восходит к веку Просвещения (философские повести Вольтера, Дидро), особое значение интеллектуальные жанры приобрели в литературах Запада в XX веке. Интеллектуальные жанры не составляют особого течения (направления) в литературе: произведения интеллектуальных жанров можно встретить у писателей разных течений" (С.В. Тураев).

ИНТЕРВЬЮ

ИНТЕРВЬЮ (от англ. interview - беседа) - предназначенная для печати беседа с интересным человеком (или группой лиц). Обычно имеет форму диалога журналиста и интервьюируемого.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: публицистические жанры

Прочие ассоциативные связи: диалог

"Специфика интервью как жанра заключается в том, что факт, событие, их общественное значение раскрываются через сообщение, мнение собеседника, обладающего определенной информацией и компетентностью" (В.Д. Пельт).

ИНТЕРМЕДИЯ

ИНТЕРМЕДИЯ (от лат. intermedius - находящийся посреди) - небольшая пьеса комического содержания, разыгрываемая между актами основной драмы. В XIX-XX вв. интермедия утратила значение самостоятельного жанра и сохранилась только как вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: драматические жанры

Персоналии: С.М. де Сервантес, В. Шекспир

"Большую популярность интермедия получила в Испании и в Англии в эпоху Возрождения (Сервантес, Шекспир). У Шекспира интермедии входили обычно в состав трагедий, например, сцена с могильщиком, открывающая 5-й акт "Гамлета" (А.С. Сулейманов).

"Ярким примером интермедии может служить интермедия-пастораль "Искренность пастушки" в опере Чайковского "Пиковая дама" (А. Чернышев).

ИНТЕРЬЕР

ИНТЕРЬЕР (от франц. interieur - внутренний) - внутреннее пространство здания или помещения в здании; в художественном произведении - изображение обстановки помещений, в которых живут и действуют герои и персонажи.

Рубрика: композиция и сюжет

Целое: предметный мир литературы

Прочие ассоциативные связи: пространство в художественном произведении

"В художественном произведении большое идейно-композиционное значение имеет интерьер - окружающая действующих лиц обстановка. Ее изображение, так же как и картин природы, соотносится с общим смыслом произведения" (Г.Л. Абрамович).

ИНТОНАЦИЯ

ИНТОНАЦИЯ (от лат. intonare - громко произносить) - основное выразительное свойство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику. Интонация обогащает конкретный смысл любого высказывания, выражает его целеустановку и эмоциональную природу.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Вид: вопросительная интонация, побудительная интонация, повествовательная интонация, гневная интонация, грустная интонация, торжественная интонация и т.п.

"Наиболее велико значение интонации в стихотворной речи, в особенности в лирике, непосредственно передающей в слове человеческие переживания. А "голосом" чувства как раз и является прежде всего интонация" (М. Гиршман).

"Учитывая связь синтаксиса художественных произведений с интонацией их звучания, требующей чтения вслух, гораздо легче понимать в тексте отдельные собственно синтаксические явления" (Г.Н. Поспелов).

ИНТРИГА

ИНТРИГА (франц. intrigue, от лат. intricare - запутывать) - способ построения действия в художественном произведении при помощи сложных перипетий, переплетения и столкновения интересов героев и персонажей.

Рубрика: композиция и сюжет

Прочие ассоциативные связи: конфликт, сюжет, фабула

"В художественном произведении интрига либо создается сознательными усилиями одной из противоборствующих сторон, либо возникает в результате случайного стечения обстоятельств. Интрига способствует развитию драматического действия, раскрытию характеров действующих лиц" (А. Чернышев).

ИНТУИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ИНТУИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - см. художественная интуиция.

ИНФОРМАЦИЯ

ИНФОРМАЦИЯ (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - общенаучное понятие, характеризующее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, а также обмен сигналами в животном и растительном мире. Одно из основных понятий кибернетики.

Рубрика: литература и наука

Вид: художественная информация

Прочие ассоциативные связи: знак

"Всякий акт коммуникации включает в себя отправителя и получателя информации".

"Искусство - самый экономный и компактный способ хранения и передачи информации" (Ю.М. Лотман).

ИНФОРМАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ИНФОРМАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - см. художественная информация.

ИРОНИЯ

ИРОНИЯ -

1) (от греч. eironоia - притворство) - особый вид идейно-эстетической оценки явлений действительности, для которой характерны скрытое отрицание или насмешка, замаскированные внешней серьезностью.

Рубрика: эстетические категории в литературе

Род: комическое

Вид: сарказм

Прочие ассоциативные связи: сатира, юмор

"Важнейшим стилистическим приемом в достижении комического эффекта в сатирическом и юмористическом произведении является ирония, скрытая насмешка. Она имеет место там, где хула камуфлируется под хвалу. От начала до конца выдержана в таком ключе, например, "Похвала глупости" Эразма Роттердамского" (Н. Гуляев).

"Притворно-хвалебный тон гоголевского изображения действительности в "Невском проспекте" выражает его насмешливое, ироническое отношение к столичному светскому обществу" (Е.Н. Руднева).

"Ирония - ..."смех-айсберг" с подводным содержанием..." (Ю.Б. Борев).

2) - один из тропов, перенос значения по противоположности. Отличительный признак - двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства.

Род: тропы

Прочие ассоциативные связи: сарказм, сатира, юмор

Пример:

Осла спрашивают: "Отколе, умная, бредешь ты, голова?" (И.А. Крылов).

"Иронию как художественный принцип следует отличать от иронии в качестве стилистического средства. В последнем случае ирония содержится в речи персонажей или самого автора. Посредством такой иронии создается комический эффект, так как здесь высказанное имеет смысл прямо противоположный тому, что сказано автором" (Д.Л. Чавчанидзе).

ИСКУССТВО

ИСКУССТВО - особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, органически сочетающая художественное (образное) познание жизни и творчество по законам красоты; это художественное творчество в целом, объединяющее литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и проч.

Рубрика: литература и ее функции в обществе

Вид: художественная литература

Прочие ассоциативные связи: материал искусства, эстетическое переживание

"Лишь в свободе художественное творчество становится подлинным искусством, и оно лишь тогда разрешает свою высшую задачу, когда вступает в один общий круг с религией и философией и является только одним из способов осознания и выражения божественного, глубочайших человеческих интересов, всеобъемлющих истин духа" (Г. Гегель).

"...Если вопрос: "Почему невозможно общество без искусства?" - остается открытым, а реальность исторических фактов заставляет его снова и снова ставить, то с неизбежностью напрашивается вывод о недостаточности наших концепций культуры человечества.

...Искусство является великолепно организованным генератором языков особого типа, которые оказывают человечеству незаменимую услугу, обслуживая одну из самых сложных и не до конца еще ясных по своему механизму сторон человеческого знания" (Ю.М. Лотман).

ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА

ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА - эстетическая теория, сложившаяся во 2-й половине XIX в., в основе которой лежит утверждение независимости искусства от политики и общественных требований, самоцельности художественного творчества.

Рубрика: художественные методы и направления

Синоним: "чистое искусство"

Прочие ассоциативные связи: "натуральная школа"

Персоналии: П. Анненков, А. Майков, В. Боткин, Я. Полонский, А. Дружинин, А. Фет

"Игнорируя интересы общественной деятельности человека, представители "искусства для искусства" ограничивались миром интимных переживаний; стремились "красу долин, небес и моря и ласки милой воспевать", как иронически писал Н.А. Некрасов" (С. Калачева).

"В русском искусстве лозунги "искусства для искусства" по-настоящему антиобщественными стали с 40-50-х гг. XIX в., когда их полемически противопоставляли "натуральной школе" или "гоголевскому направлению"... К так называемой школе "чистого искусства" в поэзии XIX в. относят часто поэтов А.А. Фета, А.Н. Майкова, но их поэзия не укладывается в рамки "искусства для искусства" (В. Сквозников).

ИСТОРИЗМ ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОРИЗМ ЛИТЕРАТУРЫ - способность в живых картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной исторической эпохи. В более узком смысле историзм произведения или творчества связан с тем, насколько верно и тонко художник понимает и изображает смысл исторических событий.

Рубрика: литература и ее функции в обществе

"Историзм присущ всем истинно художественным произведениям, независимо от того, изображают ли они современность или далекое прошлое. Примером могут служить "Песнь о вещем Олеге" и "Евгений Онегин" А.С. Пушкина" (А.С. Сулейманов).

"Лирика исторична, ее качество определяется конкретным содержанием эпохи, она рисует переживания человека определенного времени и среды" (Л. Тодоров).

ИСТОРИЧЕСКАЯ ДРАМА

ИСТОРИЧЕСКАЯ ДРАМА - см. исторические жанры + драма2.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭМА

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭМА - см. исторические жанры + поэма.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА - см. поэтика.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - художественные произведения, в которых внимание автора сосредоточивается на событиях и проблемах относительно далекого исторического прошлого.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: жанр

Вид: историческая драма, историческая поэма, исторический роман

Пример: В. Скотт. "Айвенго", А. Пушкин. "Капитанская дочка".

Персоналии: В. Скотт, О. Форш, А.Н. Толстой, Ю. Тынянов, А. Чапыгин, В. Пикуль, Б. Окуджава

"Историзм - понятие, сложившееся в литературе XIX в. для обозначения нового подхода к изображению прошлого, когда писатель хочет понять и показать своеобразие более или менее отдаленной эпохи, особенности характеров и поступков людей. ...Этот новый подход проявляется в создании так называемых исторических жанров: романов, драм, поэм на исторические сюжеты" (А.С. Сулейманов).

ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН

ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН - см. исторические жанры + роман.

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - наука, изучающая историю литературных произведений, творческую биографию и взаимоотношения художников слова, историю литературных течений и направлений, жанров, стилей, сюжетов и мотивов, а также историю конкретных национальных литератур и всемирной литературы.

Рубрика: литература и наука

Целое: литературоведение

Часть: сравнительно-историческое литературоведение

"История литературы исследует процесс литературного развития и на этой основе определяет место и значение различных литературных явлений" (Г.Л. Абрамович).

"История литературы народов мира выглядит в истолковании компаративистов как непрерывный переход ("миграция") одних и тех же некогда возникших "мотивов" из произведений в произведения, из одной национальной литературы в другую" (Г.Н. Поспелов).

Предыдущая страница Следующая страница