Наши партнеры
Статьи на букву "И"
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ - см. эстетический идеал. |
ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ - см. идея. |
ИДЕЙНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА - выражение в произведении искусства мыслей о сущности показанных событий и характеров; передается только или по преимуществу в художественных образах. Рубрика: Автор и художественное творчество Прочие ассоциативные связи: идея, мировоззрение художника "Искусство не допускает в себе отвлеченных философских, а тем более рассудочных идей: оно допускает только идеи поэтические, а поэтическая идея - это не силлогизм, не догмат, не правило, это - живая страсть, это пафос" (В.Г. Белинский). "Идейность творчества предполагает четкость художественной тенденции, однако в художественном произведении, особенно при высоком уровне реалистического мастерства писателя, идейные принципы не должны подавлять и растворять в себе живых героев" (С. Небольсин). |
ИДЕОГРАФИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ - см. синонимы. |
ИДЕЯ (греч. idea - понятие, представление) - главная мысль художественного произведения, выражающая отношение автора к действительности. Выражается всей художественной структурой произведения, единством и взаимодействием всех его содержательных и формальных компонентов. Рубрика: тема и идея Синоним: идейное содержание Антоним/коррелят: тема Прочие ассоциативные связи: тенденция "В художественном мире самые странные, самые незначительные и случайные детали, вещи, явления, поступки, черты характера на самом деле подчинены главной идее произведения" (Ю.Б. Борев). "Когда ложная идея кладется в основу художественного произведения, она вносит в него такие внутренние противоречия, от которых неизбежно страдает его эстетическое достоинство" (Г.В. Плеханов). "Для писателя-романтика идея или чувство его произведения не выражены во всех моментах созданной им картины, но сгущены в какой-то одной, центральной точке, разросшейся в результате того, что к ней максимально приближен взгляд художника" (С.Г. Бочаров). |
ИДИЛЛИЯ (греч. eidyllion) - жанровая разновидность, изображающая мирную добродетельную сельскую жизнь на фоне прекрасной природы. Рубрика: роды и жанры литературы Род: буколика Персоналии: Феокрит, И. Фосс, Вергилий, И.-В. Гёте "От античных образцов идиллия унаследовала представление о неизменной гармонии и красоте природы, интерес к жизни простолюдинов, к миру чувств. Особое развитие идиллия получила в XVII-XVIII вв. на Западе (например, в творчестве Фосса), с середины XVIII в. - в России" (И.В. Шталь). |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА - художественные приемы и средства создания литературных образов, определяющие их эмоционально-эстетическую выразительность. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Прочие ассоциативные связи: художественная форма, язык художественной литературы "Идейное содержание произведения может получить совершенное словесное выражение только с помощью изобразительно-выразительных средств художественной речи, воспроизводящей выразительные предметные детали" (Г.Н. Поспелов). "Целесообразно называть изобразительно-выразительными средствами те элементы литературного произведения, которые создают чувственно-предметные, как бы зримые, слышимые, осязаемые картины мира" (В.В. Кожинов). |
ИМАЖИНИЗМ (от франц. image - образ) - русская литературная группировка 1920-х гг. Имажинисты утверждали примат самоцельного образа, его формы над смыслом, идеей; основную задачу своего творчества видели в придумывании небывалых ранее в поэзии образов и слов. Рубрика: художественные методы и направления Род: модернизм (1) Персоналии: С. Есенин, А. Мариенгоф, Р. Ивнев, В. Шершеневич, А. Кусиков "Поиски слова значительного, яркого, способного передавать тончайшие человеческие переживания и сложную гамму красок и звуков, свойственную самой природе, стремление преодолеть инерцию стиха, сделать его более "полководческим", ведущим за собой стихию слов и метафор, привели Есенина к имажинистам - модному, но бесплодному направлению в русской поэззии" (В. Базанов). "Быт имажинизма нужен был Есенину больше, чем желтая кофта молодому Маяковскому. Это был выход из его пастушества, из мужичка, из поддевки с гармошкой... цилиндр был символом ухода Есенина из деревенщины в мировую славу" (С. Городецкий). |
ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impression - впечатление) - направление и художественный метод в искусстве последней трети XIX-начала XX в. Его представители стремились наиболее точно запечатлеть реальный мир в его изменчивости, передавая свои мимолетные впечатления о нем. Как о сложившемся методе об импрессионизме принято говорить в основном по отношению к живописи, скульптуре, графике, музыке. В литературе чаще говорят о чертах импрессионистического стиля. Рубрика: художественные методы и направления Род: художественное направление Прочие ассоциативные связи: импровизация, экспрессионизм Персоналии: И. Анненский, Э. и Ж. Гонкуры, П. Верлен, С. Малларме, К. Гамсун, О. Уайльд, Г. Гауптман "В литературе черты импрессионизма можно встретить в произведениях писателей разных направлений: и у реалиста, и у натуралиста. Так, в лирике русских поэтов можно встретить отдельные импрессионистские строфы, например, в стихотворении А. Фета "Шепот, робкое дыханье..." (С. Тураев). "Поэта-импрессиониста привлекает не столько самый предмет изображения, сколько его, поэта, ощущение данного предмета. Поэтому столь характерен для импрессионистической поэ-зии дух импровизации. Достаточно мгновенного толчка сознания, вызванного мимолетным впечатлением, - и непосредственно, стихийно рождается образ" (Вл. Орлов). |
ИМПРОВИЗАЦИЯ (от лат. improviso - непредвиденно, внезапно) - сочинение художественного произведения в момент исполнения или произведение, созданное таким образом. Рубрика: автор и художественное творчество Род: художественное творчество Прочие ассоциативные связи: сказитель, творческое вдохновение, художественное мастерство "Какой вид импровизации мы ни взяли бы: русские народные причитания или итальянскую комедию дель’арте - мы легко убеждаемся, что импровизированный текст - это вдохновенный, мгновенно рождающийся в сознании творца монтаж многочисленных общих формул, готовых сюжетных положений, образов, ритмико-интонационных ходов" (Ю.М. Лотман). |
ИНВЕРСИЯ (от лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Род: фигуры речи Пример: "Сметливость его и тонкость чутья меня поразили".(А. Пушкин). "Досадно было, боя ждали" (М. Лермонтов). "Тут сгорел мой приятель со стыда" (И. Тургенев). "Инверсия - тонкое средство художественной речи. Инверсии употребляются и в художественной прозе - где они едва ли бывают "вынужденными", поскольку ритм прозы гораздо более свободен, чем в поэзии, в стихе" (В.В. Кожинов). "Инверсия и другие риторические фигуры, построенные на "игре" порядком и расположением слов, позволяют создать ощущение речевого пространства" (Ю.Б. Борев). |
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ (от лат. individuum - неделимое) - способ воспроизведения существенных сторон реального мира в неповторимых и индивидуальных формах; художественная форма передачи типического. Рубрика: эстетические категории в литературе Антоним/коррелят: типизация Прочие ассоциативные связи: типическое "В подлинно художественных произведениях каждый тип обязательно является характером, созданным на основе и типизации, и индивидуализации" (Г.Л. Абрамович). "Нам важен идеал в его определенности, вследствие чего возникает более строгое требование, чтобы характер был особенным и индивидуализированным" (Г. Гегель). |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ - см. стиль писателя. |
ИНСЦЕНИРОВКА (от лат. in - на и sсena - сцена) - переработка литературного произведения для сценического его воплощения (для театра, телевидения, радио). Рубрика: структура драматического произведения Прочие ассоциативные связи: экранизация "Крупных успехов в инсценировке русских классических романов достиг Московский Художественный театр (в дореволюционный период - "Братья Карамазовы" Достоевского, в советское время - "Мертвые души" Гоголя, "Воскресение", "Анна Каренина" Л. Толстого)" (А.С. Сулейманов). |
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ - жанры художественной литературы, в которых внимание автора сосредоточено не столько на изображении самой жизни, человеческих характеров, сколько на идейных спорах, которые ведут действующие лица. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанр Пример: А. Франс. "На белом камне", "Восстание ангелов" Т. Манн. "Волшебная гора", "Доктор Фаустус" Г. Гессе. "Игра в бисер" Б. Брехт. "Добрый человек из Сезуана" Э. Межелайтис. "Человек" "Хотя традиция интеллектуальных жанров восходит к веку Просвещения (философские повести Вольтера, Дидро), особое значение интеллектуальные жанры приобрели в литературах Запада в XX веке. Интеллектуальные жанры не составляют особого течения (направления) в литературе: произведения интеллектуальных жанров можно встретить у писателей разных течений" (С.В. Тураев). |
ИНТЕРВЬЮ (от англ. interview - беседа) - предназначенная для печати беседа с интересным человеком (или группой лиц). Обычно имеет форму диалога журналиста и интервьюируемого. Рубрика: роды и жанры литературы Прочие ассоциативные связи: диалог "Специфика интервью как жанра заключается в том, что факт, событие, их общественное значение раскрываются через сообщение, мнение собеседника, обладающего определенной информацией и компетентностью" (В.Д. Пельт). |
ИНТЕРМЕДИЯ (от лат. intermedius - находящийся посреди) - небольшая пьеса комического содержания, разыгрываемая между актами основной драмы. В XIX-XX вв. интермедия утратила значение самостоятельного жанра и сохранилась только как вставная комическая или музыкальная сцена в спектакле. Рубрика: роды и жанры литературы Род: драматические жанры Персоналии: С.М. де Сервантес, В. Шекспир "Большую популярность интермедия получила в Испании и в Англии в эпоху Возрождения (Сервантес, Шекспир). У Шекспира интермедии входили обычно в состав трагедий, например, сцена с могильщиком, открывающая 5-й акт "Гамлета" (А.С. Сулейманов). "Ярким примером интермедии может служить интермедия-пастораль "Искренность пастушки" в опере Чайковского "Пиковая дама" (А. Чернышев). |
ИНТЕРЬЕР (от франц. interieur - внутренний) - внутреннее пространство здания или помещения в здании; в художественном произведении - изображение обстановки помещений, в которых живут и действуют герои и персонажи. Рубрика: композиция и сюжет Целое: предметный мир литературы Прочие ассоциативные связи: пространство в художественном произведении "В художественном произведении большое идейно-композиционное значение имеет интерьер - окружающая действующих лиц обстановка. Ее изображение, так же как и картин природы, соотносится с общим смыслом произведения" (Г.Л. Абрамович). |
ИНТОНАЦИЯ (от лат. intonare - громко произносить) - основное выразительное свойство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к предмету речи и к собеседнику. Интонация обогащает конкретный смысл любого высказывания, выражает его целеустановку и эмоциональную природу. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Вид: вопросительная интонация, побудительная интонация, повествовательная интонация, гневная интонация, грустная интонация, торжественная интонация и т.п. "Наиболее велико значение интонации в стихотворной речи, в особенности в лирике, непосредственно передающей в слове человеческие переживания. А "голосом" чувства как раз и является прежде всего интонация" (М. Гиршман). "Учитывая связь синтаксиса художественных произведений с интонацией их звучания, требующей чтения вслух, гораздо легче понимать в тексте отдельные собственно синтаксические явления" (Г.Н. Поспелов). |
ИНТРИГА (франц. intrigue, от лат. intricare - запутывать) - способ построения действия в художественном произведении при помощи сложных перипетий, переплетения и столкновения интересов героев и персонажей. Рубрика: композиция и сюжет Прочие ассоциативные связи: конфликт, сюжет, фабула "В художественном произведении интрига либо создается сознательными усилиями одной из противоборствующих сторон, либо возникает в результате случайного стечения обстоятельств. Интрига способствует развитию драматического действия, раскрытию характеров действующих лиц" (А. Чернышев). |
ИНТУИЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - см. художественная интуиция. |
ИНФОРМАЦИЯ (от лат. informatio - разъяснение, изложение) - общенаучное понятие, характеризующее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, а также обмен сигналами в животном и растительном мире. Одно из основных понятий кибернетики. Рубрика: литература и наука Вид: художественная информация Прочие ассоциативные связи: знак "Всякий акт коммуникации включает в себя отправителя и получателя информации". "Искусство - самый экономный и компактный способ хранения и передачи информации" (Ю.М. Лотман). |
ИНФОРМАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - см. художественная информация. |
ИРОНИЯ - 1) (от греч. eironоia - притворство) - особый вид идейно-эстетической оценки явлений действительности, для которой характерны скрытое отрицание или насмешка, замаскированные внешней серьезностью. Рубрика: эстетические категории в литературе Род: комическое Вид: сарказм Прочие ассоциативные связи: сатира, юмор "Важнейшим стилистическим приемом в достижении комического эффекта в сатирическом и юмористическом произведении является ирония, скрытая насмешка. Она имеет место там, где хула камуфлируется под хвалу. От начала до конца выдержана в таком ключе, например, "Похвала глупости" Эразма Роттердамского" (Н. Гуляев). "Притворно-хвалебный тон гоголевского изображения действительности в "Невском проспекте" выражает его насмешливое, ироническое отношение к столичному светскому обществу" (Е.Н. Руднева). "Ирония - ..."смех-айсберг" с подводным содержанием..." (Ю.Б. Борев). 2) - один из тропов, перенос значения по противоположности. Отличительный признак - двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства. Род: тропы Прочие ассоциативные связи: сарказм, сатира, юмор Пример: Осла спрашивают: "Отколе, умная, бредешь ты, голова?" (И.А. Крылов). "Иронию как художественный принцип следует отличать от иронии в качестве стилистического средства. В последнем случае ирония содержится в речи персонажей или самого автора. Посредством такой иронии создается комический эффект, так как здесь высказанное имеет смысл прямо противоположный тому, что сказано автором" (Д.Л. Чавчанидзе). |
ИСКУССТВО - особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, органически сочетающая художественное (образное) познание жизни и творчество по законам красоты; это художественное творчество в целом, объединяющее литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и проч. Рубрика: литература и ее функции в обществе Вид: художественная литература Прочие ассоциативные связи: материал искусства, эстетическое переживание "Лишь в свободе художественное творчество становится подлинным искусством, и оно лишь тогда разрешает свою высшую задачу, когда вступает в один общий круг с религией и философией и является только одним из способов осознания и выражения божественного, глубочайших человеческих интересов, всеобъемлющих истин духа" (Г. Гегель). "...Если вопрос: "Почему невозможно общество без искусства?" - остается открытым, а реальность исторических фактов заставляет его снова и снова ставить, то с неизбежностью напрашивается вывод о недостаточности наших концепций культуры человечества. ...Искусство является великолепно организованным генератором языков особого типа, которые оказывают человечеству незаменимую услугу, обслуживая одну из самых сложных и не до конца еще ясных по своему механизму сторон человеческого знания" (Ю.М. Лотман). |
ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА - эстетическая теория, сложившаяся во 2-й половине XIX в., в основе которой лежит утверждение независимости искусства от политики и общественных требований, самоцельности художественного творчества. Рубрика: художественные методы и направления Синоним: "чистое искусство" Прочие ассоциативные связи: "натуральная школа" Персоналии: П. Анненков, А. Майков, В. Боткин, Я. Полонский, А. Дружинин, А. Фет "Игнорируя интересы общественной деятельности человека, представители "искусства для искусства" ограничивались миром интимных переживаний; стремились "красу долин, небес и моря и ласки милой воспевать", как иронически писал Н.А. Некрасов" (С. Калачева). "В русском искусстве лозунги "искусства для искусства" по-настоящему антиобщественными стали с 40-50-х гг. XIX в., когда их полемически противопоставляли "натуральной школе" или "гоголевскому направлению"... К так называемой школе "чистого искусства" в поэзии XIX в. относят часто поэтов А.А. Фета, А.Н. Майкова, но их поэзия не укладывается в рамки "искусства для искусства" (В. Сквозников). |
ИСТОРИЗМ ЛИТЕРАТУРЫ - способность в живых картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной исторической эпохи. В более узком смысле историзм произведения или творчества связан с тем, насколько верно и тонко художник понимает и изображает смысл исторических событий. Рубрика: литература и ее функции в обществе "Историзм присущ всем истинно художественным произведениям, независимо от того, изображают ли они современность или далекое прошлое. Примером могут служить "Песнь о вещем Олеге" и "Евгений Онегин" А.С. Пушкина" (А.С. Сулейманов). "Лирика исторична, ее качество определяется конкретным содержанием эпохи, она рисует переживания человека определенного времени и среды" (Л. Тодоров). |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ДРАМА - см. исторические жанры + драма2. |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭМА - см. исторические жанры + поэма. |
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА - см. поэтика. |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - художественные произведения, в которых внимание автора сосредоточивается на событиях и проблемах относительно далекого исторического прошлого. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанр Вид: историческая драма, историческая поэма, исторический роман Пример: В. Скотт. "Айвенго", А. Пушкин. "Капитанская дочка". Персоналии: В. Скотт, О. Форш, А.Н. Толстой, Ю. Тынянов, А. Чапыгин, В. Пикуль, Б. Окуджава "Историзм - понятие, сложившееся в литературе XIX в. для обозначения нового подхода к изображению прошлого, когда писатель хочет понять и показать своеобразие более или менее отдаленной эпохи, особенности характеров и поступков людей. ...Этот новый подход проявляется в создании так называемых исторических жанров: романов, драм, поэм на исторические сюжеты" (А.С. Сулейманов). |
ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН - см. исторические жанры + роман. |
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - наука, изучающая историю литературных произведений, творческую биографию и взаимоотношения художников слова, историю литературных течений и направлений, жанров, стилей, сюжетов и мотивов, а также историю конкретных национальных литератур и всемирной литературы. Рубрика: литература и наука Целое: литературоведение Часть: сравнительно-историческое литературоведение "История литературы исследует процесс литературного развития и на этой основе определяет место и значение различных литературных явлений" (Г.Л. Абрамович). "История литературы народов мира выглядит в истолковании компаративистов как непрерывный переход ("миграция") одних и тех же некогда возникших "мотивов" из произведений в произведения, из одной национальной литературы в другую" (Г.Н. Поспелов). |