Наши партнеры

Live-ставки на снукер

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

ЗАВЯЗКА

ЗАВЯЗКА - событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта, который составляет основу сюжета художественного произведения. Завязка определяет последующее развертывание действия; это важнейший элемент сюжета.

Рубрика: композиция и сюжет

Антоним/коррелят: развязка

Целое: сюжет

Прочие ассоциативные связи: конфликт

"В "Ревизоре" завязкой является готовящаяся ревизия изображенного в комедии мира взяточников, казнокрадов, карьеристов, бездельников" (Г.Л. Абрамович).

"Завязка обнаруживает и обостряет уже имевшиеся ранее противоречия в жизни героев или же сама создает ("завязывает") какие-либо конфликты" (Г.Н. Поспелов).

ЗАГАДКА

ЗАГАДКА - жанр фольклора, в котором вещи и явления воспроизводятся иносказательно через сравнение их с отдаленно сходными; обычно предлагается как вопрос для отгадывания.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: жанры фольклора

Прочие ассоциативные связи: метафора

Пример:

Белое поле, черное семя;

Кто его сеет, тот разумеет.

(Книга)

Что с земли не подымешь?

(Тень)

"Загадками не только испытывается сообразительность человека - они открывают мир захватывающей поэзии, самой смелой в сравнениях. Мир знакомый, обыденный, увиденный зоркими глазами народных поэтов" (В.П. Аникин).

ЗАГОВОР

ЗАГОВОР - древнейший жанр заклинательного фольклора, тесно связанный с магическими обрядами; словесная формула, которую считали средством воздействия на окружающий мир. Отличается особой композицией: зачин, эпическая повествовательная часть, приказная часть и закрепка.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: обрядовая поэзия

"Существовали заговоры на удачную охоту и рыбную ловлю, любовно-брачные заговоры, заговоры против болезней и пр. Заговоры ритмичны, изобилуют повторением отдельных слов и оборотов ("...Есть море золото, на золоте море золото древо, на золоте древе золоты птицы..."). Повторения были средством психологического внушения и самовнушения" (В.П. Аникин).

ЗАДЕРЖАННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

ЗАДЕРЖАННАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ - см. экспозиция.

ЗАКРЫТАЯ КОМПОЗИЦИЯ

ЗАКРЫТАЯ КОМПОЗИЦИЯ - см. композиция.

ЗАКРЫТАЯ РИФМА

ЗАКРЫТАЯ РИФМА - см. рифма.

ЗАМЕТКА

ЗАМЕТКА - жанр публицистики, назначение которого - оперативно сообщать общественно значимые факты.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: публицистические жанры

Прочие ассоциативные связи: корреспонденция

"Заметка - новость, отраженная в факте, цифрах. Особенности построения: когда? где? что? Но вместе с тем заметка не является простой регистрацией явления или события. Отбирая какой-то факт из множества других, выдвигая на первый план его определенные стороны, наиболее важные с точки зрения пишущего, журналист дает одновременно и оценку этому факту" (Г.П. Любимова).

ЗАМЫСЕЛ

ЗАМЫСЕЛ - сложившееся в воображении художника, пронизанное определенной идеей общее представление о содержании и форме будущего произведения.

Рубрика: автор и художественное творчество

Целое: творческий процесс

Прочие ассоциативные связи: идея

"Тенденция художественных произведений всегда выражена в образах. Но бывает и так, что писатель все же высказывает в произведениях от себя немало отвлеченных суждений, поясняя свою образную мысль, разъясняя свой замысел. Таковы отвлеченные рассуждения Чернышевского в романе "Что делать?" или Л. Толстого в "Войне и мире" (А.Я. Эсалнек).

ЗАЧИН

ЗАЧИН - устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. В сказке зачину может предшествовать присказка, в былине - запев.

Рубрика: Композиция и сюжет

Целое: композиция

Прочие ассоциативные связи: жанры фольклора, присказка, экспозиция

Пример: "Жили-были..." (сказка)

Как во стольном было городе во Киеве,

Как у славного было князя у Владимира,

Заводилось пированье - почестной пир...

(былина)

"Зачин не следует путать с присказкой, былинным запевом, с молитвенным вступлением к заговору. Назначение зачина во многом совпадает с функцией экспозиции: зачин содержит указания на время и место действия, называет персонажей" (В.П. Аникин).

ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТИХА

ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТИХА - художественно-выразительное применение в стихотворном тексте тех или иных элементов, явлений, свойств звукового состава языка: согласных и гласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, различных видов интонации и т.д.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Часть: аллитерация, долгий и краткий слог, звукопись, консонантизм, рифма, сингармонизм

Прочие ассоциативные связи: повтор

"Сами по себе однородные звуки насыщают всякую речь и стилистически нейтральны, неощутимы в художественно-выразительном плане, но именно в связи с интонацией, отмечающей весомые в смысловом или эмоциональном отношении слова, они становятся уже выразительным средством. В этом смысле значение звуковой организации речи может быть раскрыто лишь в данном контексте" (Л.И. Тимофеев).

"В системе стихотворения звуковая перекличка слов, звуковая организация стиха становится музыкальным образом, входящим в целостную образную систему, созданную поэтом. Можно утверждать, что в стихах звуковая, или, если угодно, музыкальная метафора: сопряжение слов-понятий по звуковому сходству, которое ведет к расширению смыслового объема каждого из сопрягаемых слов" (Е. Эткинд).

ЗВУКОВОЙ ПОВТОР

ЗВУКОВОЙ ПОВТОР - см. повтор + звуковая организация стиха.

ЗВУКОПИСЬ

ЗВУКОПИСЬ - система звуковых повторов, ориентированная на условное воспроизведение звуков природы, рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т.д.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Целое: звуковая организация стиха

Вид: звукоподражание

Прочие ассоциативные связи: консонантизм, сингармонизм

Пример:

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши...

К. Бальмонт

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

А. Пушкин

"В поэзии звучащее слово дается крупным планом. Слово превращается в образ, и в этом важную роль играет звукопись" (Е. Эткинд).

"Фонетические эффекты, звукопись может показаться верхом искусности, полной и свободной властью над речью. Но это не всегда так, потому что в таких стихах заранее приняты определенные ограничения, определенные "правила игры" (В.В. Кожинов).

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - один из видов звукописи, когда используются слова, звучание которых как бы повторяет звуковые особенности изображаемых явлений.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Род: звукопись

Прочие ассоциативные связи: аллитерация, консонантизм, сингармонизм

Пример:

Трах-так-так! - И только эхо

Откликается в домах...

А. Блок

"Есть в языке немало слов, которые по происхождению изобразительны. Это слова, основанные на звукоподражании: шушукать, балаболка, барабан, бабахнуть" (Е. Эткинд).

"Поскольку звукоподражание, то есть имитация при помощи звуков речи тех или иных явлений действительности, в некоторой мере присуще языку (кукушка), постольку оно может иметь место и в звуковой организации речи, но в столь же незначительной мере, так как подавляющее большинство явлений невоспроизводимо звуковыми средствами речи" (Л.И. Тимофеев).

ЗЕРКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

ЗЕРКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - см. композиция.

ЗНАК

ЗНАК - материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения.

Рубрика: литература и наука

Целое: знаковая система

Вид: неязыковые знаки, языковые знаки

Прочие ассоциативные связи: значение знака, семиотика, слово, текст

"В естественных языках сравнительно легко выделяются знаки - устойчивые инвариантные единицы текста - и правила синтагматики. Знаки отчетливо разделяются на планы содержания и выражения... В словесном художественном тексте не только границы знаков иные, но иное и само понятие знака. ...Знаки в искусстве имеют не условный, как в языке, а иконический, изобразительный характер" (Ю.М. Лотман).

"Сказать, что у литературы есть свой язык, не совпадающий с ее естественным языком, а надстраивающийся над ним, - значит сказать, что литература имеет свою, только ей присущую систему знаков и правил их соединения, которые служат для передачи особых, иными средствами не передаваемых сообщений" (Ю.М. Лотман).

ЗНАКИ-КОПИИ

ЗНАКИ-КОПИИ - см. неязыковые знаки.

ЗНАКИ-ПРИЗНАКИ

ЗНАКИ-ПРИЗНАКИ - см. неязыковые знаки.

ЗНАКИ-СИМВОЛЫ

ЗНАКИ-СИМВОЛЫ - см. неязыковые знаки.

ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА

ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА - система знаков, функционирующая как средство коммуникации, передачи и приема информации.

Рубрика: литература и наука

Часть: знак

Прочие ассоциативные связи: информация

Пример: естественный язык

знаки светофора

язык жестов

"...Сами литературу и искусство... как и другие явления культуры (такие, скажем, как религии, мифологии и связанные с ними формы поведения, этикет и т.п.), можно трактовать как совокупность определенных знаковых систем, как построение, функционирование и т.п. некоторых "языков"..." (Б.В. Бирюков, Е.С. Геллер).

ЗНАЧЕНИЕ ЗНАКА

ЗНАЧЕНИЕ ЗНАКА - содержание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения и т.п.) некоторого языка. Значения языковых выражений изучаются в языкознании, логике и семиотике. Значения языковых знаков - основа создания художественных образов в литературе как искусстве слова.

Рубрика: литература и наука

Прочие ассоциативные связи: знак, значение слова, семиотика

"...Значением знака считается то, что приписывается данному предмету, вместо чего этот первый выступает. Определить значение языковых знаков куда сложнее, так как они выполняют одновременно несколько функций" (А.А. Уфимцева).

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА - отображение в слове того или иного явления действительности и (или) человеческого сознания (предмета, качества, отношения, действия, состояния).

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Антоним/коррелят: смысл

Прочие ассоциативные связи: значение знака, слово

"Сопоставление значений различных слов делает очевидным, что они во многих случаях различны по своей "сложности", то есть включают различное количество семантических признаков" (Д.Н. Шмелев).

Предыдущая страница Следующая страница