Наши партнеры
Статьи на букву "Г"
ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ - см. публицистические жанры. |
ГАЛЛИЦИЗМЫ (от лат. gallicus - галльский) - слова и выражения, заимствованные из французского языка или образованные по модели французских слов и выражений. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Род: средства лексической выразительности Прочие ассоциативные связи: варваризмы Пример: комплимент, кашне, анфас; "влияние" по образцу "influence". "...Со временем галлицизмы усваивались языком и входили в обиход (район, сувенир). Многие писатели (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, И.П. Мятлев) вы-смеивали галломанию" (А.Ф. Головенченко). |
ГАРМОНИЯ - 1) (греч. harmonia - связь, стройность) - органическая взаимосвязь всех компонентов художественного произведения. Рубрика: эстетические категории в литературе Прочие ассоциативные связи: красота, прекрасное "Красота гармонична. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство многообразного. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Там же, где противоположности находятся в "соразмерной смеси", там благо человека. Красота выступает как мера гармоничности, истинности бытия" (Ю.Б. Борев). "Возвращая к гармонии со своим истинным понятием все то, что в прочих формах существования было искажено случайными и внешними особенностями, искусство освобождает явление от не соответствующих этому истинному понятию черт и создает идеал лишь посредством такого очищения" (Г. Гегель). 2) см. сингармонизм. |
ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (от греч. hedone - наслаждение). Художественная литература - источник радости, эстетического наслаждения, которое является своеобразной формой духовной связи, духовного общения людей. Рубрика: литература и ее функции в обществе Род: функции художественной литературы "Гедонистическая функция искусства опирается на идею самоценного значения личности, исходит из этой идеи и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения" (Ю.Б. Борев). |
ГЕКЗАМЕТР (от лат. hexametros - шестистопный) - шестистопный дактиль с женским окончанием; в каждой стопе, кроме пятой, два кратких слога могут заменяться одним долгим, образуя спондей (- -). Рубрика: структура стихотворного произведения Синоним: г е к с а м е т р Род: дактиль Прочие ассоциативные связи: пентаметр Пример: Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий содеял... Гомер Персоналии: Гомер. "Илиада" и "Одиссея" "Знаменитым древнегреческим гекзаметром (шестостопие) написаны поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Гекзаметром иногда пользовались и поэты нового времени" (Г.Н. Поспелов). |
ГЕКСАМЕТР - см. гекзаметр. |
ГЕНИЙ (франц. genie) - высшая степень таланта, особая творческая одаренность, приводящая к созданию качественно новых, уникальных творений, открытиям ранее неизведанных путей творчества. Рубрика: автор и художественное творчество Прочие ассоциативные связи: талант "Имя гения - миллион, потому что в груди своей носит он страдания, радости, надежды и стремления миллионов" (В.Г. Белинский). |
ГЕРОИЧЕСКАЯ ПОЭМА - см. поэма. |
ГЕРОИЧЕСКОЕ (от греч. heros - герой) - эстетическая категория, одна из форм проявления возвышенного, выражающаяся в совершении личностью или народом выдающихся по общественному значению поступков, требующих мужества, стойкости и готовности к самопожертвованию. Рубрика: эстетические категории в литературе Прочие ассоциативные связи: возвышенное, прекрасное, трагическое "Образно раскрывая основные качества героических характеров, восхищаясь ими и воспевая их, художник слова создает произведения, проникнутые героическим пафосом" (Е.Г. Руднева). "Греческая трагедия героична. У Эсхила Прометей совершает подвиг во имя самоотверженного служения человеку и расплачивается за передачу людям огня. Хор поет, возвеличивая Прометея: Ты сердцем смел, ты никогда жестоким бедам не уступишь... ...В средние века трагическое выступает не как героическое, а как мученическое..." (Ю.Б. Борев). |
ГЕРОЙ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ - см. отрицательный герой. |
ГЕРОЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ - см. положительный герой. |
ГЕРОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ - одно из главных действующих лиц произведения искусства (в отличие от персонажа); развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решающую роль в развертывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его темы и идеи. Рубрика: художественный образ Синоним: литературный герой Антоним/коррелят: антигерой Вид: второстепенный герой, главный герой, комический герой, сатирический герой, трагический герой, отрицательный герой, оложительный герой, романтический герой - прочие основания Прочие ассоциативные связи: лирический герой, литературный характер, персонаж (не путать!), художественный тип "В эпических и драматических произведениях изображаются человеческие индивидуальности с присущими им поведением, наружностью, миропониманием. Эти индивидуальности принято называть либо характерами, либо действующими лицами, либо героями произведения" (Г.Н. Поспелов). "Право на особое поведение (героическое, безнравственное, нравственное, безумное, непредсказуемое, странное - но всегда свободное от обязательств, непременных для неподвижных персонажей) демонстрирует длинный ряд литературных героев от Васьки Буслаева до Дон Кихота, Гамлета, Ричарда III, Гринева, Чичикова, Чацкого" (Ю.М. Лотман). |
ГИМН (греч. hymnos) - жанровая форма лирики, торжественная песнь в честь богов, героев, победителей, позднее - в честь важного события. Рубрика: роды и жанры литературы Род: лирические жанры Вид: военный гимн, государственный гимн, революционный гимн, религиозный гимн Пример: "Интернационал" "Виды лирической поэзии зависят от отношения субъекта к общему содержанию, которое он берет для своего произведения. Если субъект погружается в элемент общего созерцания и как бы теряет в этом созерцании свою индивидуальность, то являются гимн, дифирамб, псалмы" (В.Г. Белинский). |
ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbole - преувеличение) - намеренное чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Антоним/коррелят: литота Род: тропы Эстетическая категория: условность в искусстве Прочие ассоциативные связи: гротеск Пример: "Редкая птица долетит до середины Днепра" (Н. Гоголь). "Образы народных сказок создавались на основе олицетворения животных, наделения их человеческими способностями мыслить, чувствовать, говорить, вместе с тем на основе гиперболы-преувеличения размеров животных, присвоения им сверхъестественных знаний и способностей" (Г.Н. Поспелов). "Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает" (Е. Аксенова). "Иногда гипербола предстает в сочетании с метафорой ("Этот кот - тигр")" (Ю.Б. Борев). |
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ - см. герой произведения. |
ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА - см. рифма. |
ГНЕВНАЯ ИНТОНАЦИЯ - см. интонация. |
ГОРОДСКАЯ ПЕСНЯ - см. песня. |
ГОРОДСКАЯ ПОВЕСТЬ - повесть, местом действия которой является город, чем определяются и характеры, и ситуации, и образ действия, мыслей и переживаний персонажей. Рубрика: роды и жанры литературы Род: повесть Прочие ассоциативные связи: деревенская проза, пространство в художественном произведении Персоналии: Д.А. Гранин, Г.В. Семенов, Р.Т. Киреев, Ю.В. Трифонов, В.С. Маканин "Для таких писателей, как Ю.В. Трифонов, Д.А. Гранин, Г.В. Семенов, Р.Т. Киреев, В.С. Маканин, А.А. Проханов и другие, характерным местом действия является город, и поэтому произведения этих писателей часто называют городской повестью..." (Энциклопедический словарь юного литературоведа). "...Я имел в виду людей самых простых, обыкновенных. Ну, там инженеров, скажем, домохозяек, преподавательниц, научных работников, заводских мастеров, драматургов, студентов и так далее. Как их можно назвать всех вместе? Может быть, так: горожане. Жители города. Раньше было такое спокойное слово: мещане, то есть как раз то самое - жители города, "места"... Однако еще раз повторяю: ни о каких мещанах я писать не собирался. Меня интересуют характеры" (Ю.В. Трифонов). |
ГОРОДСКОЙ РОМАНС - см. романс. |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН - см. гимн. |
ГРАДАЦИЯ (лат. gradatio - постепенное усиление) - фигура речи, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже - уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже - ослабление) производимого ими впечатления. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Род: фигуры речи Пример: Восходящая градация: "Пришел, увидел, победил" (Юлий Цезарь). Нисходящая градация: Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. О. Берггольц "Градация сосредоточивает внимание на определенном объекте, мысли, чувстве, придает большую силу и выразительность их передаче" (Г.Л. Абрамович). |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ - см. синонимы. |
ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ - см. контекст. |
ГРАФИЧЕСКИЕ ОМОНИМЫ - см. омографы. |
ГРОТЕСК (франц. grotesque, букв. - причудливый, комичный) - вид художественной образности, обобщающий и заостряющий жизненные явления с помощью причудливого сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, трагического и комического, прекрасного и безобразного. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Жанр: фарс (2) Эстетическая категория: сарказм, сатира, фантастическое в литературе, фарс1, характерность в искусстве Персоналии: Ф. Рабле, Н. Гоголь, Ф. Кафка, М. Булгаков, Е. Шварц "Сближая далекое, сочетая взаимоисключающее, нарушая привычные представления, гротеск в искусстве родствен парадоксу в логике. С первого взгляда гротеск только остроумен и забавен, но он таит большие возможности" (Л.Е. Пинский). "Гротескный образ характеризует явление в состоянии его изменения, незавершенной еще метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления. Отношение к времени, к становлению - необходимая конститутивная (определяющая) черта гротескного образа" (М.М. Бахтин). |
ГРУСТНАЯ ИНТОНАЦИЯ - см. интонация. |
ГУМАНИЗМ В ИСКУССТВЕ (от лат. humanus - человеческий, человечный) - отражение в произведениях искусства общечеловеческих прогрессивных идей, заключающихся в признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, в утверждении блага человека как критерия оценки общественных отношений. Рубрика: литература и ее функции в обществе Прочие ассоциативные связи: общечеловеческое в искусстве "Высшая цель искусства - всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности, формирование ее потребностей и ценностных ориентаций. Поэтому искусство способно одухотворить научный и технический прогресс, осветить его идеями гуманизма" (Ю.Б. Борев). |