Наши партнеры

https://volga.news/article/645327.html

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО - см. абстракционизм.

АБСТРАКЦИОНИЗМ

АБСТРАКЦИОНИЗМ (от лат. abstractio - удаление, отвлечение) - направление в искусстве XX в., приверженцы которого принципиально отказываются от изображения реальных предметов и явлений (главным образом в живописи, скульптуре и графике); крайнее проявление модернизма.

Рубрика: художественные методы и направления...

Синоним: абстрактное искусство, беспредметное искусство

Род: модернизм2

Эстетическая категория: субъективное в искусстве

Прочие ассоциативные связи: декадентство, формализм в искусстве

"У истоков абстракционизма стояла пессимистическая философия, связанная с утратой положительного идеала..." (Н.Я. Малахов).

"Абстракционизм - цветовая фантазия, стихийно-импульсивное самовыражение, моментальный снимок состояния духа художника, принципиальный отказ от изображения действительности, погоня за чистой выразительностью" (Ю.Б. Борев).

АВАНГАРДИЗМ

АВАНГАРДИЗМ (франц. avant-gardisme) - направление в художественной культуре XX в., приверженцы которого порывают с существующими нормами и традициями, превращая новизну выразительных средств в самоцель.

Рубрика: художественные методы и направления

Антоним/коррелят: модернизм

"Авангардизм... в изобразительном искусстве можно рассматривать как... реакцию, свидетельствующую о том, что общество более не нуждается в изобразительном искусстве как источнике информации" (О. Карпа).

АВАНТЮРНАЯ СКАЗКА

АВАНТЮРНАЯ СКАЗКА - см. сказка.

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР

АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР - см. мемуарная литература.

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ - небольшое лирическое произведение, то же, что и литературная песня, но получившая распространение в исполнении автора, барда.

Рубрика: роды и жанры литературы

Синоним: бардовская песня

Род: песня

Персоналии: В. Высоцкий, А. Галич, Н. Матвеева, Б. Окуджава

"...У нас был Высоцкий - с этим сегодня невозможно не считаться, и не только представителям так называемой авторской песни" (Н.А. Крымова).

"У авторской песни были предшественники. Это и народная песня, и традиция поэтов-певцов дальних времен - гусляров, бардов, менестрелей, рапсодов, кобзарей, ашугов, и лирические песни литературного происхождения, и городской романс..." (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

АВТОРСКАЯ РЕЧЬ

АВТОРСКАЯ РЕЧЬ - - в эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, то есть весь текст произведения, кроме речи персонажей.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Антоним/коррелят: повествование

Род: художественная речь

Прочие ассоциативные связи: образ автора

Язык художественного произведения

"В сочинениях Чехова обычно осуществляется тонкое разграничение экспрессивных форм... авторской речи и... речи персонажа, при господстве плана персонажа" (В.В. Виноградов).

АКМЕИЗМ

АКМЕИЗМ (от греч. akme - высшая степень) - литературное направление, возникшее в русской поэзии 1910-х гг. Акмеисты стремились реформировать символизм, провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", отстаивали возврат к материальному миру, естественному предмету, точному значению слова. Для акмеизма характерна повышенная склонность к историко-культурным ассоциациям.

Рубрика: художественные методы и направления

Род: модернизм (1)

Персоналии: А. Ахматова, М. Кузмин, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут

"Всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками - вот принцип акмеизма" (Н.С. Гумилев).

"Всякое направление испытывает влюбленность к тем или иным творцам и эпохам... В кругах, близких к акмеизму, чаще всего произносятся имена Шекспира, Рабле, Виллона и Теофиля Готье" (Н.С. Гумилев).

АКРОСТИХ

АКРОСТИХ (от греч. akros - крайний, stichos - стих) - стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые сверху вниз, образуют слово или фразу (часто имя автора или адресата). Такого рода построение может встречаться и в прозе.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: лирические жанры

Пример:

Слов нездешних шепот странный,

Аромат японских роз...

Фантастичный и туманный

Отголосок вешних грез.

(САФО)

Вл. Соловьев

"Мастерство акростиха в том, чтобы вынужденные, заданные начала строк не делали текста искусственно подогнанным... Чаще акростих - шутка или формальное щегольство" (В.А. Никонов).

АКТ

АКТ (от лат. actus - поступок) - законченная часть пьесы или спектакля.

Рубрика: структура драматического произведения

Синоним: действие2

Целое: пьеса

Часть: явление

"Драматургия XIX в. использовала разное число актов (например, "Ревизор", "Гроза" - пятиактные пьесы; "Маскарад", "Вишневый сад" - четырехактные; "Женитьба" Н. Гоголя - двухактная и т.д.). В современной драме акты нередко заменяются более многочисленными "эпизодами", что позволяет охватить на сцене больший круг жизненных явлений (Вс. Вишневский, Б. Брехт)" (А.С. Сулейманов).

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ - основная форма тонического стихосложения; стих, в котором урегулировано только число ударений в строке, а число безударных слогов между ударениями свободно колеблется в пределах естественных данных языка (в русском языке обычно 0-4 слога).

Рубрика: структура стихотворного произведения

Род: стих

Вид: раешный стих

Прочие ассоциативные связи: дольник, тоническое стихосложение

Персоналии: В. Маяковский

Пример:

Мне бы

памятник при жизни

полагается по чину.

Заложил бы

динамиту -

ну-ка,

дрызнь!

\

Ненавижу

всяческую мертвечину!

Обожаю

всяческую жизнь!

В. Маяковский. "Юбилейное"

"С начала XX в. наряду с силлабо-тоническим вновь осваивается тоническое стихосложение - как в чистом виде (акцентный стих), так и в формах, промежуточных между силлаботоникой и чистой тоникой" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

"В акцентном стихе, построенном на соотнесении ударений, а не слогов, повышается ритмическая выделенность (а следовательно, и интонационная самостоятельность) речевых отрезков, несущих ударения, то есть слов и объединенных одним сильным ударением словосочетаний" (А. Карпов).

АЛЛЕГОРИЯ

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria - иносказание) - раскрытие отвлеченной идеи (понятия) посредством конкретного изображения предмета или явления действительности. В отличие от многозначного смысла символа смысл аллегории однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по аналогии или смежности.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: тропы

Жанр: басня, притча, сказка

Прочие ассоциативные связи: символ

Пример: В баснях и сказках хитрость изображается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т.п.

"Многие аллегории обязаны своим происхождением древним обычаям, культурным традициям (ср. гербы, эмблемы), фольклору - главным образом сказкам о животных (лиса - аллегория хитрости, волк - злобы и жадности и т.п.)" (Л.И. Лебедева).

"Поэтический образ каждый раз, когда воспринимается и оживляется понимающим, говорит ему нечто иное и большее, чем то, что в нем непосредственно заключено. Таким образом, поэ-зия есть всегда иносказание, аллегория в обширном смысле слова" (А.А. Потебня).

АЛЛИТЕРАЦИЯ

АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. al - к, при и litera - буква) - повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стихотворному, особую звуковую и интонационную выразительность.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Целое: звуковая организация стиха

Прочие ассоциативные связи: консонантизм, повтор

Пример:

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

А.С. Пушкин

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

К. Бальмонт

"Слова, связанные аллитерацией, выделяются в речевом потоке, приобретают определенную интонационную значимость" (Л.И. Лебедева).

"В стихе играет нередко очень существенную роль фонетический ритм - повторы однородных согласных (аллитерация) и гласных (ассонанс) звуков. Так, например, в пушкинском стихе

Роняет лес багряный свой убор...

Повторение "р" имеет первостепенное ритмическое значение. Оно создает своеобразие самого рисунка стиха: стих начинается и кончается звуком "р", а третье "р" расположено в самом его центре. Очарование этого стиха, сразу захватывающее слушателей, во многом обусловлено этой инструментовкой" (В.В. Кожинов).

АЛЛЮЗИЯ

АЛЛЮЗИЯ (от лат. allusio - намек) - стилистическая фигура, одна из форм иносказания; употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный литературный, бытовой или общественно-политический факт ("слава Герострата").

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: фигуры речи

Прочие ассоциативные связи: аллегория, реминисценция, эзопов язык

Пример:

"Но вреден север для меня" (А.С. Пушкин. "Евгений Онегин"). Намек Пушкина на свою ссылку, замаскированный бытовым тоном разговора о здоровье.

"Такого отечества / такой дым / разве уж настолько приятен?" (В. Маяковский. "Хорошо!"). Перекличка с репликой Чацкого, героя комедии А. Грибоедова "Горе от ума": "И дым отечества нам сладок и приятен", в свою очередь восходящей к строкам Г. Державина:

Мила нам добра весть о нашей стороне;

Отечества и дым нам сладок и приятен...

а также к латинской пословице "И дым отечества сладок".

"Аллюзии часто носят политический характер, когда при помощи намека указывается на то, что по цензурным условиям нельзя высказать прямо... Большую роль играют аллюзии в исторических романах и драмах, когда изображаемая историческая ситуация соотносится с ситуацией современной" (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

АМПИР

АМПИР (фр. empire - империя) - стиль в архитектуре и декоративном искусстве первой трети XIX в., завершивший развитие классицизма. Сложился во Франции при Наполеоне I, служил воплощению идей государственного могущества.

Рубрика: стиль

Род: стиль (в искусстве)

Прочие ассоциативные связи: классицизм

"Для ампира характерно стремление к монументальности и величественности, строгости и порядку художественных форм" (М.Ф. Овсянников).

АМФИБРАХИЙ

АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys, букв. - с обеих сторон краткий) - трехсложный размер, в котором ударный слог находится между двумя безударными.

Схема амфибрахия:

Рубрика: структура стихотворного произведения

Род: трехсложные размеры

Пример:

О милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей.

Н. Некрасов

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

В. Жуковский

"В XVIII веке амфибрахий употреблялся крайне редко. В широкую практику амфибрахий был введен В. Жуковским. К нему обращались В. Кюхельбекер, М. Лермонтов, В. Бенедиктов, А. Фет и др. ...Наиболее распространенная форма - четырехстопный амфибрахий" (К.Д. Вишневский).

АМФИБРАХИЧЕСКАЯ СТОПА

АМФИБРАХИЧЕСКАЯ СТОПА - см. стопа + амфибрахий.

АНАЛИЗ

АНАЛИЗ (от греч. analysis - разложение) - расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; в широком смысле - синоним научного исследования вообще.

Рубрика: литература и наука

Антоним/коррелят: синтез

АНАПЕСТ

АНАПЕСТ (от греч. anapoistos - обратный дактилю, букв. - отраженный назад) - трехсложный размер, в котором два первых слога - безударные, последний - ударный.

Схема анапеста:

Рубрика: структура стихотворного произведения

Род: трехсложные размеры

Пример:

До рассвета поднявшись, коня оседлал

Знаменитый смальгольмский барон...

В. Жуковский

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал...

Н. Некрасов

"В стихи Некрасова хлынула масса обыденных подробностей и лексических "прозаизмов", вытеснивших условно-поэтические формулы, усилилось сюжетное начало, на смену элегическому раздумью пришел стихотворный рассказ, зазвучала разговорная интонация в сочетании с песенными ритмами, вследствие чего возросла роль трехсложных размеров, в особенности анапеста..." (Энциклопедический словарь юного литературоведа).

АНАПЕСТИЧЕСКАЯ СТОПА

АНАПЕСТИЧЕСКАЯ СТОПА - см. стопа + анапест.

АНАФОРА

АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение вверх) - повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз).

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Антоним/коррелят: эпифора

Род: повтор

Прочие ассоциативные связи: поэзия

Пример:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид...

А. Пушкин

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища...

А. Пушкин

...Черноглазую девицу,

Черногривого коня...

М. Лермонтов

Мы не скажем командиру,

Не расскажем никому...

М. Светлов

"Мало того, что осуждена я на такую страшную участь; мало того, что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, - мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я" (Н. Гоголь).

"На анафоре может строиться целое стихотворение" (И. Трофимов).

АНАХРОНИЗМ

АНАХРОНИЗМ (от греч. ana - вверх, против; chronos - время) - неосознанные или намеренные неточности (бытовые, культурно-исторические, временные и пр.) при изображении прошлого в художественном произведении, привнесение в него признаков более позднего времени.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Прочие ассоциативные связи: историзм литературы, исторические жанры

Пример: Такие реалии, как "архивариус", "жалобная книга", "личный секретарь", или выражения типа "эпидемия", "государственная система", "стратег и тактик", "Здорово, ребята!" и т.д. в сказке Е. Шварца "Дракон", повествующей о поединке рыцаря Ланселота с Драконом; бой башенных часов, которых не было в Древнем Риме, в "Юлии Цезаре" Шекспира.

"Анахронизмы неизбежны в произведениях, изображающих минувшие исторические эпохи: при описании прошлого писатель невольно (или сознательно - Н.Р.) переносит на него черты своего времени. В широком понимании... анахронизмы связаны с проблемой историзма в художественном творчестве. Показательным примером такого анахронизма может служить образ Пимена в "Борисе Годунове" Пушкина. В. Белинский назвал Пимена "прекрасной поэтической ложью" на том основании, что "ни русскому, но и никакому европейскому отшельнику-летописцу не могли прийти в голову подобные мысли...". Смелое совмещение разных временных планов очень часто встречается в современной драматургии (Б. Брехт, Е. Шварц). Анахронизм становится важным стилистическим средством" (А.Л. Гришунин).

АНЖАМБЕМАН (ENJAMBEMENT)

АНЖАМБЕМАН (ENJAMBEMENT) (фр., [анжанбеман]) - см. перенос (в стихе).

АНТИГЕРОЙ

АНТИГЕРОЙ - - нарочито сниженный, дегероизированный персонаж, зачастую лишенный психологической либо социально-исторической характеристики.

Рубрика: художественный образ

Антоним/коррелят: герой произведения

Прочие ассоциативные связи: "Новый роман"

Пример: Дмитриев в повести Ю. Трифонова "Обмен", Геннадий Сергеевич в его же повести "Предварительные итоги".

"...Критика требовала от литературы положительного героя. Литература отвечала антигероями Юрия Трифонова; за два десятилетия ничего светлого и цельного не нашла она в нашей городской жизни..." (И. Клямкин).

АНТИРОМАН

АНТИРОМАН - см. "новый роман".

АНТИТЕЗА

АНТИТЕЗА (греч. antithesis - противоположение) - со- или противопоставление конкретных понятий, положений, образов.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: фигуры речи

Вид: мнимая антитеза, оксюморон

Прочие ассоциативные связи: антонимы

Пример:

Я царь - я раб - я червь - я бог!

Г. Державин

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная...

Н. Некрасов

"Антитеза особенно выразительна, когда складывается из метафор" (Ю.Б. Борев).

"Подчеркивая высказываемую мысль, усиливая эмоционально-стилистическое звучание речи, антитеза лежит в основе многих пословиц, поговорок, афоризмов..." (В.В. Одинцов).

АНТИУТОПИЯ

АНТИУТОПИЯ (анти - от греческого anti... - противоположность чему-либо + утопия - от греч. u - нет и topos - место, то есть место, которого нет) - произведение, изображающее вымышленную картину нежелательного, порочного жизненного устройства.

Рубрика: роды и жанры литературы

Антоним/коррелят: утопия

Эстетическая категория: фантастическое в литературе

Прочие ассоциативные связи: художественный вымысел

Пример: "Мы" Е. Замятина, "1984" Дж. Оруэлла.

"Вопрос жанра утопии - каким должно быть будущее? Вопрос антиутопии - каким будет будущее, если настоящее, меняясь лишь внешне, материально, захочет им стать?" (И. Шайтанов).

"...Свифт - провозвестник антиутопии, которая бичует государство всеобщей подозрительности и могущественного сыска" (А. Зверев).

АНТИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ

АНТИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ - см. трагедия.

АНТОЛОГИЯ

АНТОЛОГИЯ (от греч. anthologia - собрание цветов) - сборник избранных литературно-художественных произведений разных авторов (чаще одной нации).

Рубрика: роды и жанры литературы

"Первая из антологий была составлена в Древней Греции в I веке до н.э. Антология широко распространена в литературах Востока, в древнерусской представлена "Изборниками", в русской литературе XVIII-начала XX века - сборниками и альманахами" (И.В. Шталь).

АНТОНИМЫ

АНТОНИМЫ (от анти... и греч. onyma - имя) - слова одной и той же части речи с противоположным значением. Выразительное средство создания контраста.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Антоним/коррелят: синонимы

Род: средства лексической выразительности

Прочие ассоциативные связи: антитеза

Пример: правда - ложь, "Отцы и дети"

бедный - богатый, "Война и мир"

далеко - близко, "Толстый и тонкий"

подниматься - опускаться, "Дни и ночи"

до - после.

"Обозначая противоположные проявления одной и той же сущности, антонимы взаимно отрицают и в то же время предполагают друг друга" (Л.А. Новиков).

АНТРОПОМОРФИЗМ

АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. antropos - человек и morphё - вид, форма) - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Род: персонификация

Пример:

"Все мое", - сказало злато;

"Все мое", - сказал булат.

"Все куплю", - сказало злато,

"Все возьму", - сказал булат.

А. Пушкин

Солнце в "Необычайном приключении..." В. Маяковского.

"На антропоморфизме иногда строится целое произведение" (А.Ф. Головенченко).

АПОФЕОЗ

АПОФЕОЗ (в сценическом произведении) - см. концовка.

АРГО

АРГО - см. жаргон.

АРМЕЙСКИЙ ЖАРГОН

АРМЕЙСКИЙ ЖАРГОН - см. жаргон.

АРХАИЗМЫ

АРХАИЗМЫ (греч. arсhaios - древний) - слова, выражения, синтаксические конструкции и грамматические формы, вышедшие из активного употребления. Используются для воссоздания исторического колорита эпохи; для придания речи оттенка торжественности; для создания комического эффекта; для речевой характеристики персонажа.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Синоним: устаревшие слова

Род: средства лексической выразительности

Прочие ассоциативные связи: славянизмы

Пример:

аршин совершать вояж

бонна оне (вместо "они")

вран (ворон) ответствовать (отвечать)

конка

зерцало

"Архаизмы могут вновь войти в активное употребление, приобретая при этом стилистический оттенок высокости или оттенок шутливости, ироничности..." (А.С. Белоусова).

"Архаизмы... не употребляются в живой речи, но литература, особенно исторические повествования, без них обойтись не может. Обычно эти слова становятся понятны читателю из контекста, который проясняет их значение" (С.С. Наровчатов).

АРХИТЕКТОНИКА

АРХИТЕКТОНИКА - см. композиция.

АСИНДЕТОН

АСИНДЕТОН - см. бессоюзие.

АССОНАНС

АССОНАНС (от лат. assonare - звучать в лад) - повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, в частности, в неточной рифме.

Рубрика: структура стихотворного произведения

Род: звукопись

Прочие ассоциативные связи: *неточная рифма

сингармонизм

Пример:

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

М. Лермонтов

...И веют древними поверьями

Ее упругие шелка...

А. Блок

Ромул и Рем взошли на гору,

Холм перед ними был глух и нем;

Ромул сказал: "Здесь будет город".

"Город, как солнце", - ответил Рем.

Н. Гумилев

"Ассонансом называют также неточную рифму, в которой созвучны лишь некоторые, главным образом гласные звуки, стоя-щие под ударением: "красивая - неугасимая", "музыкой - мускульной", "жажда - жалко" и др. (Б.П. Гончаров).

АФОРИЗМ

АФОРИЗМ (греч. aphorismos) - изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную, законченную мысль.

Рубрика: роды и жанры литературы

Род: жанр

Жанр: поговорка, пословица

Прочие ассоциативные связи: художественное обобщение

Пример:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

А. Грибоедов

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Н. Некрасов

Человек! Это звучит... гордо!

М. Горький

"...Благодаря афоризмам мысль говорящих выражается не только значительно точнее, но и более информативно, образно и - самое главное - значительно более эмоционально" (Е.М. Верещагин).

Следующая страница