Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
Белинский, Виссарион Григорьевич

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Белинский, Виссарион Григорьевич

Белинский, Виссарион Григорьевич (1811-1848) - литературный критик, по определению Герцена, "человек экстремы". Еще учась на словесном факультете Московского университета, пишет драматическую повесть "Дмитрий Калинин", содержащую протест против крепостничества. За эту повесть, признанную "безнравственной", был исключен из числа студентов. Знакомство с Надеждиным, издателем "Телескопа" и "Молвы", позволило Белинскому в 1834 г. опубликовать в "Молве" "Литературные мечтания", сразу сделавшие его известным критиком. Сотрудник "Телескопа" и "Молвы" (1834-36), "Московского наблюдателя" (1838-39), "Отечественных записок" (1839-46), "Современника" (1846-48).

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Гончарова

(1811-1848). - Знакомство Б. с Гончаровым, несмотря на то, что они оба были студентами Моск. универс., произошло лишь в 46 году, когда Гончаров, через Панаева, передал Белинскому свою "Обыкновенную историю" для предполагаемого альманаха "Левиафан". Гончаров в течениен нескольких вечеров читал Б. свою первую повесть. По словам Панаева, "Б. все с более и более возраставшим участием и любопытством слушал чтение Гончарова и по временам привскакивал на своем стуле, с сверкающими глазами, в тех местах, которые особенно ему нравились". Сообщая позже Боткину о неслыханном успехе повести "в Питере", Б. прибавлял: "действительно, талант замечательный. Мне кажется, что его особенность, так сказать, личность заключается в совершенном отсутствии семинаризма, литературщины и литераторства, от которых не умели и не умеют освобождаться даже гениальные русские писатели. Я не исключаю и Пушкина. У Гончарова нет и признаков труда, работы; читая его, думаешь, что не читаешь, а слушаешь мастерской изустный рассказ. Я уверен, что тебе повесть эта сильно понравится. А какую пользу принесет она обществу! Какой она страшный удар нанесет романтизму, мечтательности, провинциализму!" (Пыпин. Белинский, 2 изд., стр. 525). В статье: "Взгляд на р. литерат. 1847 г." Б. метко определил сущность таланта Гончарова. Приложение 5-ое. Отмечая несходство взглядов и натур Белинского и Гончарова, Е. Ляцкий замечает, что влияние Белинского на общие представления Гончарова об искусстве, о роли литературы в общественном развитии, о критике не подлежит сомнению". "Оно сказалось в романах в тех местах, где заходит речь о том, чем должна быть литература и как искусство, и как орудие общественного прогресса. Признаки влияния Белинского можно усматривать и в характеристике одного из второстепенных лиц "Обрыва" - художника Кирилова, и в либеральных речах Райского, и в неожиданной горячей беседе Обломова с Пенкиным. До Белинского Гончаров едва ли вложил бы в уста Обломова эти для его времени замечательные слова: "Вы думаете, что для мысли не надо сердца!" "Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, - тогда я стану вас читать и склоню пред вами голову"... Литературные суждения подобного рода не явились случайно, как бы навеянные извне, они были восприняты Гончаровым при самом начале его сознательной творческой деятельности, совпавшей с расцветом ранней эстетической теории Белинского. Эти идеи прочно вошли в умственную природу Гончарова, словно вросли в него, и он остался им верен на всю последующую жизнь. Они одни и те же и в "Обыкновенной истории", и в сценах писательства Александра Адуева, и в художественных вспышках Обломова, и в порывах Райского, - такими же остаются они и в "Литературном вечере" и в "Миллионе терзаний". Они проходят через всю историю творчества Гончарова, где он остается верен основному принципу отыскивать в человеке, прежде всего, человека и уже потом изображать его как общественное явление" (Е. Ляцкий. Гончаров). Воспоминаниям о великом критике посвящены Гончаровым его "Заметки о личности Б.".

-----------------------------------

Смотри также Литературные типы произведений Пушкина

(1811-1848). - "Литер. мечтания" Б. появились в 1834 г. Статьи Белинского не могли пройти не замеченные Пушкиным, но лично они не были знакомы. В 1836 г. Пушкин послал Белинскому через Нащокина экземпляр "Современника", прося передать журнал тихонько от "Наблюдателей". (Отзыв Белинского, т. VI, изд. Венгерова). В 1836 г. Нащокин уведомлял Пушкина, что Белинский желает работать в "Современнике", но через три месяца Пушкина уже не было в живых.

В начало словаря