Литературные герои (классика)
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

УБЮ

УБЮ (фр. Ubu) - герой цикла пьес А.Жарри «Убю король» (1896), «Убю рогоносец» (1896), «Убю прикованный» (1899), «Убю на Холме» (1901) и «Альманаха папаши Убю», издававшегося драматургом, а после его смерти - А.Волларом. У. изначально был задуман как собирательный карикатурный образ всего самого отвратительного и отталкивающего в человеке. Главные черты этого персонажа - трусость и наглость, жадность и бессердечие, тупость и хитрость, цинизм и самонадеянность, равнодушие к окружающим и жестокость. Первые очертания У. рождались в стенах коллежа в Ренне, где учился А.Жарри, решивший вместе с товарищами беспощадно высмеять ненавистного учителя физики по фамилии Эбер. Придуманный ими Эбе (плод мальчишеского острословия и мстительности) - скопище всех пороков, главный из которых - бесконечное самодовольство, - впервые появился под именем Убю в придуманном Жарри спектакле для марионеток (1888). В 1896 г. папаша Убю во плоти вышел на сцену театра с красноречивым названием «Нуво театр» (Новый театр), в помещении которого уже очень известный к тому времени режиссер Люнье-По показал первое драматическое произведение своего молодого помощника А.Жарри, «Убю король». По прошествии столетия очевидно, что грандиозный скандал, разразившийся в вечер премьеры в маленьком театре у подножия Монмартрского холма, был провозвестником новых эстетических принципов, утверждения безобразного, абсурдного, шокирующего, провокационного как постулатов эпатирующей театральной эстетики.

Сведение персонажа У. к карикатуре на буржуазию (через сто лет после Великой французской революции она столь успешно пожинала ее плоды, что вызвала к жизни сонм высмеивающих ее и обличающих художественных произведений) весьма обедняет творение Жарри. У.- символический образ Хама. Поэтому невозможно обрисовать его поведенческие реакции с точки зрения здравого смысла. Вкрапление примет реальной эпохи, в которой очевидны отголоски франко-прусской войны и Парижской Коммуны, не могущих служить верными ориентирами для соотнесения поступков У. с конкретными событиями, лишь делает более объемным универсализм предло женной Жарри модели человеческого существования. Появление персонажа У. на сценических подмостках разрушило все существовавшие до того стереотипы представлений о взаимоотношениях сцены и зала: самим своим бытием У оскорблял зрителей, убежденных в том, что они способны понять происходящее на сцене, нравится им это или нет. Даже символический театр стремился с помощью слова и живописных выразительных средств заставить работать воображение публики. У. же всячески демонстрировал, что ему на нее наплевать, а извергаемые им ругательства, приводившие ее в шоковое состояние, - единственный доступный ему язык.

Бесполезно пересказывать похождения У -старается ли он завоевать корону весьма условной Польши, оказывается ли прикованным по возвращении в Париж, становится ли рогоносцем или осваивается на Монмартрском холме. С!уть его остается неизменной - вызов толпе, утверждающей, что ее заставляют смотреться в кривое зеркало, не желающей узнавать себя в персонаже Жарри. Толпа отомстила художнику, идентифицировав автора с его персонажем. Решив идти в своем сражении с ней до конца, Жарри сознательно окружил себя слухами, столь же нелепыми, как и жутковатые выходки папаши У. В первые десятилетия XX в. прием отождествления себя со своим персонажем станет почти обязательным моментом мифологизации творцами своих биографий. Но в отличие от трагического опыта, «поставленного» на себе создателем У, его последователи использовали холодно-остра-ненное и пародийно-игровое начало подобной мистификации.

Естественно, что такое создание, как У, не может похвастаться какой бы то ни было родословной. Очевидно лишь, что Жарри опирался в какой-то мере на смеховую стихию Рабле, заимствуя у него и гротескно разработанную тему «телесного низа». А вот потомство У.- весьма многочисленно, хотя и не все готовы признавать его своим прародителем, и его легче всего обнаружить среди персонажей драматургии абсурда.

Сценическая жизнь У, особенно богатая и разнообразная в 70-80-е годы, хранит имена таких великих исполнителей этой роли, как игравший премьеру Ф.Жемье, один из самых зна менитых французских актеров и режиссеров первой половины XX в., и очень популярный во второй половине века актер и режиссер Ж.Вильсон (постановка «Убю короля» Ж.Вила-ром в ran, 1958), Люнье-По и П.Брук (постановка в «Буфф дю Нор», 1977), - этими именами отмечены вехи в столетней истории жизни персонажа Жарри. В 1969 г. Ж.-Л.Барро ставит спектакль «Жарри на Холме», используя произведения об У и архивные материалы автора.

В год столетия появления на свет У. во Франции начинает выходить журнал «Убю», посвященный европейскому театру.

Лит.: Жемье Ф. Театр. М., 1958; Зингер Г. А.Жар-ри

//Барро Ж.-Л. Воспоминания для будущего. М., 1979. С.383-384; Проскурникова Т.Б.Сюрреали-стические мотивы во французском театре. От Альфреда Жарри до Антонена Арго

//На грани тысячелетий. М., 1994. С. 124-145; Вёлаг H. Jany dramaturge. P. 1980; Besnier P., Alfred Jairy. P., 1990.

Т.Б.Проскурникова

УДАЯНА

УДАЯНА - центральный персонаж многих произведений индийской средневековой литературы, повествовательной и драматургической. Герой-любовник в натаках Бхасы, в романтических эпосах Будхасвамина, Кшемендры, Сомадевы, тамильском «Перунгадаи» и др. Его любовные похождения проходят под своего рода контролем министра Яугандхараяны, использующего их в интересах политических, для организации матримониальных союзов во имя упрочения мощи царства и приращения земель к царству Ватса. К образу У обращался драматург Бхаса (ок. III в.), которому принадлежат пьесы «Приснившаяся Васавадатга» и «Клятва Яугандхараяны». Его традицию продолжил драматург царь Харша (VII в.). В драмах последнего «Ратнавали» и «Приядаршика» действительным героем является Яугандхарая-на. Отметим, что в «Приядаршике» использован прием «пьесы в пьесе». Сюжет об У. широко развернут в «Избранных строфах из Великого сказа» Будхасвамина (IX в.), «Отрасли Великого Сказа» Кшемендры, «Океане сказаний» Сомадевы (втор, полов. XI в.) и других.

К образу У неоднократно обращались авторы, писавшие не только на санскрите, но и на других языках. Калидаса свидетельствует о популярности преданий об Уцаяне в народе. К этому образу обращались также буддийские и джайнские авторы.

Лит.: Грин дер П. А. Бхаса. М., 1979; Серебряков И.Д. Очерки древнеиндийской литературы. М., 1971.

И.Д.Серебряков

УЛЬРИХ

УЛЬРИХ (нем. tllrich) - герой романа Р.Му-зиля «Человек без свойств» (1930-1943). В дневниках писателя на стадии замысла романа - Ахилл, Андерс. У.- сын известного юриста, 36 лет, независим и обеспечен; был офицером, инженером, затем математиком, но ни одна из этих профессий не дала ему удовлетворения, несмотря на то, что в каждой из них 417 он добился успеха. Поэтому У решает взять «отпуск от жизни», чтобы найти более подходящее применение своим способностям и заняться «отделкой собственной личности». Обладая «какими-то дольками нового способа думать и чувствовать», У. желает строить свою жизнь по принципу эссеизма как персонаж на страницах книги, когда отброшено все несущественное. У. предлагает учредить Всемирный «секретариат точности и души» для того, чтобы постичь «скользящую логику души, которой соответствует родство вещей в догадках искусства и религии, овладеть тем, что никак не осуществимо вполне», познать взаимодействие между внутренним миром и внешним, постичь «тайну целого».

В родном городе У. встречает свою почти забытую сестру Агату. Между братом и сестрой возникает духовное общение и удивительное понимание. Они ведут «святые разговоры», пытаясь постичь природу фундаментальных понятий: жизни, добра и зла, морали, действия, веры. У. и Агата приходят к выводу о необходимости переосмысления прежних смыслов: вместо статичной, охранительной морали достижения цели и присвоения мира должна быть создана мораль «озаренного человека» и творческого момента. В своих размышлениях У. использует самый различный опыт человечества на пути его становления: рациональное, иррациональное, этическое, эстетическое, мистическое. Он пытается разрешить «утопию самого себя», устранить субъект-объектную трещину, проходящую через сердце мира и человека, «найти заклинание, рычаг, за который можно ухватиться, может быть, кусок, который замкнет круг». Задача У превосходит возможности человека, и потому, наверное, роман Р.Музиля остался незавершенным.

«Человек без свойств» - новая в литературе XX века концепция героя. Сам Музиль определил У. как человека, который «рожден для изменения» и окружен «созданным для изменения миром». Вальтер, друг У. говорит о нем: «Он талантлив, наделен силой воли, лишен предрассудков, мужествен, вынослив, напорист, острожен - «...» пусть у него будут все эти свойства. Ведь у него-то их нет!.. Копа он зол, в нем что-то смеется. Когда он грустен, он что-то готовит. Когда его что-то трогает, он этого не приемлет... Для него нет ничего раз навсегда установленного. Все видоизменяемо, все - часть целого, бесчисленных целых, принадлежащих, возможно, к сверхцелому, которого он, однако, ни в коей мере не знает».

Т.Свительская акцентирует в понятии «человека без свойств» содержащуюся там категорию возможности: «Освобожденный от «свойств» герой Музиля - это человеческое в том возможном состоянии, которое гарантирует сохранность лучшего в личности, освобождает ее от гнетущей власти отчуждения, раскрепощает ее духовный потенциал». И.Шмидт видит истоки определения «человека без свойств» в религиозном учении немецкого мистика XIV века Эккарта, полагающего, что Бог обращает свой лик в первую очередь на человека без свойств как на высшее проявление человеческого существа, как на самую истинную и никогда не исчезающую святыню жизни. Это учение в свою очередь уходит корнями в традицию принимать перед вступлением в монашество аскезу. Близкое понятие «человека без качеств» встречается у Плотина в трактате «О благе и едином»: «... как о материи говорится, что ей-де необходимо быть лишенной всех качеств, раз она должна принимать образы всех вещей, так и гораздо более необходимо душе становиться безвидной, раз не должно быть никакого таящегося в ней препятствия к ее наполнению и осиянию первоприродой». «Человек без свойств» противопоставлен понятию характера как чему-то окончательно сформированному, несущему на себе печать «обжитой жизни», с ее нескончаемым «повторением подобного». Характер как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности замкнут, «человек без свойств» открыт любой возможности, еще не перестал быть прекрасной гипотезой самого себя. Это соотносится с незамкнутостью и неклассичностью современной науки, с насущной потребностью выживания человека в мире, что предполагает у него ценности более высокого порядка.

Лит.: Heydebrand R. Die Reflexionen Ulrichs in Robert Musils Roman «Der Mann ohne Eigenschaften». Munster, 1966; Seeger L.G. Zur Funktion Ulrichs in «Der Mann ohne Eigenschaften». Colloguia germanica. 1968. Jg.3. S.299-321.

Е.И.Кузнецова

УРИЕЛЬ АКОСТА

УРИЕЛЬ АКОСТА (нем. Uriel Ac6sta) - герой трагедии немецкого писателя К.Гуцкова «Уриель Акоста» (1846). У.А.- историческое лицо, философ-вольнодумец, родом из Португалии; вырос в еврейской католической семье, бежал в Амстердам, освободившийся от господства испанской инквизиции, в 1614 году перешел в иудаизм, но не принял некоторые его догматы, за что был отлучен от синагоги, подвергался унижениям; покончил жизнь самоубийством в возрасте 55 лет.

У.А. в пьесе имеет ту же биографию, но по возрасту он гораздо моложе. Драматург включает в историю У.А. любовную линию, заканчивающуюся двойным самоубийством: У.А. и его возлюбленной Юдифи, выданной замуж за другого. Действие происходит в 1640 году в фанатичной еврейской среде. Отец Юдифи, просвещенный и образованный богач Манассе Вандерстратен, знакомый с Рубенсом и Ван Дейком, ради собственного покоя предпочитает не ссориться с могущественными раввинами Бен-Акибой и Де Сантосом. Шурин Манассе, мудрец Де Сильва - учитель У.А. - либерал лишь на словах. Жених Юдифи Бен-Иохаи - негодяй и интриган. У.А. остается в полной изоляции. Единственный человек, который не предал его,- Юдифь. Ее смерть означает для У.А. утрату единственной понимающей и любящей его души. Несмотря на то, что в пьесе Гуцкова У.А. из философа-первопроходца превращен в Ромео, который стреляется после самоубийства возлюбленной, образ его был невероятно популярен во всех странах Европы как символ твердости духа и идейной убежденности.

Впервые пьеса была поставлена в 1846 г. в Дрезденском придворном театре: У.А. играл известный немецкий актер Эмиль Девриент, Де Сильву - его старший брат Эдуард Девриент. На русской сцене в роли У.А. выступали А.П.Ленский (1879, Малый театр, бенефис М.Н.Ермоловой, игравшей Юдифь), А.И.ЮЖИН (1883), К.С.Станиславский (1895). На советской сцене лучшим У.А., как, впрочем, и лучшим Ромео, был А.А.Остужев (1940).

Лит.: Maenner L. Karl Gutzkow und der dramatische Gedanke. Miinchen-Berlin, 1921.

М.Ю.Сорвина

УЧИТЕЛЬ ГНУС

УЧИТЕЛЬ ГНУС (нем. Professor Unsat) -герой романа Г.Манна «Учитель Гнус, или Конец одного тирана» (1905). УГ. - школьный учитель, настоящая фамилия которого Нусс, но за его вздорный и мстительный характер, за его мелочность и издевательства над учениками его прозвали Гнусом (Unsat - нем. грязь, нечистоты). У.Г. преподает вполне интересный предмет - историю литературы. Но бесконечные задания, связанные с «Орлеанской девой» Шиллера, придирки к сочинениям, унизительные поручения и угрозы всех отправить в каталажку отвращают учеников от предмета и заставляют искать развлечения, не вполне соответствующие их возрасту. Узнав, что его ученики посещают сомнительное заведение под названием «Голубой ангел», где выступает певица и танцовщица Роза Фрелих, У.Г. решает их выследить и разоблачить перед всем городом. Но случается непредвиденное: однажды посетив заведение, где поют полупристойные песни, демонстрируют обнаженное тело, У.Г. становится завсегдатаем кабаре, знакомится с артисткой Фрелих, влюбляется в нее, забывая о своей роли блюстителя нравственности. Долго сдерживаемые естественные чувства проявляются у него надрывно и извращенно. Он становится еще более жалким и нелепым, чем ранее, когда мучил учеников стихами Гомера и молитвами короля из «Орлеанской девы». По-прежнему он произносит воспитательные речи, но ученики знают, что их строгий ханжа-педагог проводит свободное время в уборной Розы Фрелих. В конце концов У.Г. бросает свою педагогическую деятельность, не в силах противиться захватившей его другой жизни, грязной, но веселой и занимательной. У.Г. втягивается в сомнительные авантюры, терпит насмешки друзей Розы. Ранее заботившийся о том, чтобы ничто не нарушало «священный порядок» империи, УГ. превращается в одного из главных нарушителей порядка: он становится содержателем игорного притона, где совращает молодежь - и не может остановиться в своем падении. Конец У.Г. нелеп и драматичен: его, запутавшегося в финансовых махинациях, арестовывают. В лицо ему пускают струю воды из шланга, и, оступившись, он падает, чтобы уже больше никогда не подняться.

В 1930 г. появилась экранизация романа режиссера Дж. Штернберга под названием «Голубой ангел», где роль У.Г. сыграл знаменитый немецкий актер Эмиль Яннингс. В 1981 году своеобразный римейк этого фильма сделал Р.В. Фассбиндер.

Лит.: Серебров Н.Н. Генрих Манн. Очерк творческого пути. М., 1964; Павлова Н.С. Генрих Манн

//Типология немецкого романа. М., 198S; Herder W. Aufruf und Bekenntnis

//Weimarer Beitrage, 1965, № 3.

Г.В.Макарова

Предыдущая страница Следующая страница