Наши партнеры

Ставки на снукер
https://zaimdozp.vip взять кредит онлайн по паспорту: займы по паспорту онлайн.

Литературные герои (классика)
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

НАНА

НАНА (франц. Nana) - героиня романа Э.Зо-ля «Нана» (1880). Согласно родословному древу семьи Ругон-Маккаров, составленному Э.Золя, родилась в 1852 г. от Жервезы Маккар и ее мужа рабочего Купо, страдавшего наследственным алкоголизмом. О детстве Н. рассказано в романе «Западня» (1877). Отец и мать избивали ее. В конце концов она убежала из дома и пошла по рукам. В подготовительных заметках к роману «Нана» Золя указывает, что его действие начинается в 1867 г. Директор театра «Варьете» Борднав, познакомившись с Н., решает использовать ее в одном из спектаклей в роли Венеры. Ни держаться на сцене, ни петь она не умела, но публика была очарована ее пышными формами, хорошо видными под тонкой туникой. Так началась карьера великосветской и хорошо оплачиваемой проститутки. В начале романа она живет в большой квартире, занимающей целый этаж в новом доме по бульвару Осман; квартиру снял для Н. богатый купец из Москвы. У нее сын Луи, неизвестно от кого прижитый. Список «побед» Н. обширен; среди ее любовников банкир Штейнер, граф Мюффа, молодой человек из хорошей семьи Жорж Югон. Но чувства ее отданы комическому актеру Фонтану, который всячески эксплуатирует и избивает ее. Другая привязанность Н. - проститутка Атласная. Стоит Н. дорого, и все ее любовники постепенно разоряются. Неожиданно Н. исчезает из Парижа; говорят, что она уехала то ли в Египет, то ли в Россию, где стала любовницей какого-то князя. Но Н. возвращается и в 1870 г. умирает от оспы, через несколько дней после смерти сына.

Характеризуя Н. в родословной Рутон-Мак-каров, Золя пишет: «Наследственный алкоголизм сказывается в моральной и физической извращенности. В основе - порок». А в другом случае писатель уподобляет свою героиню Второй империи Наполеона III: «Сгнившее тело Нана - это Франция Второй империи в агонии, хотя это и значило бы слишком усугубить символику».

Е.Л.Немировский

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА - героиня романа Ф.М.Достоевского «Идиот» (1867-1869). Первым произносит это имя молодой купец Парфен Рогожин, рассказывая, как увидел ее и как его «тут и прожгло». У Юрия Олеши сказано: «вздрогнувшее в строчке имя Настасьи Филипповны»; «кажущееся лиловым имя, от которого то тут, то там вздрагивают строчки». Она еще долго не появится, не заговорит. Но князь Мышкин уже узнает, как может «прожечь» женская красота и как Рогожин был бит своим отцом за то, что купил Н.Ф. бриллиантовые «подвески». Рогожин этим рассказом будто вводит героиню в роман. Еще несколько страниц, и князь Мышкин видит ее лицо на фотографии - портрет свой она подарила Гане Иволгину. «Удивительное лицо!., и я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а?»

Достоевский - мастер экспозиции. В следующей главе, чтобы объяснить некоторую напряженность в доме генерала Епанчина, он рассказывает, как сблизился с этим генералом некто Тоцкий, человек лет пятидесяти пяти, «изящного характера, с необычайной утонченностью вкуса». Тоцкий хотел было посвататься к одной из генеральских дочерей, однако тут был «один мудреный и хлопотливый случай, из-за которого все дело могло расстроиться безвозвратно». Так под видом «хлопотливого случая», мешающего богатому человеку хорошо жениться, появляется в Петербурге женщина по имени Н.Ф. В коротком (всего на одну страницу) рассказе Достоевский умещает всю ее жизнь. Оказывается, Тоцкий взял когда-то на воспитание двух девочек-сироток (младшая вскоре умерла от коклюша) и, живя за границей, совсем забыл о них, а потом, спустя годы, увидел в своем деревенском доме «прелестного ребенка, девочку лет двенадцати, резвую, милую, умненькую и обещавшую необыкновенную красоту». Воспитание ее приняло «чрезвычайные размеры». Не ведая, что ее ждет, девочка училась языкам, музыке и рисованию, в то время как Тоцкий терпеливо поджидал, пока этот бутон не раскроет все свои благоухающие лепестки. Дождавшись, он пожаловал собственной персоной и с тех пор «как-то особенно полюбил ту глухую свою деревеньку, заезжал каждое лето... И так прошло довольно долгое время, года четыре, спокойно и счастливо, со вкусом и изящно». Это «спокойствие» Достоевский внезапно взрывает. До деревеньки дошел слух, что Тоцкий в Петербурге собирается жениться. И тут Н.Ф. обнаружила характер необыкновенный. Она бросила свой деревенский домик, явилась в Петербург к Тоцкому, и тот понял, что перед ним совершенно другая женщина. Она хохотала, излагая ему, что, кроме глубочайшего презрения, ничего к нему не испытывает, а приехала, чтобы не позволить ему жениться - «ну хоть для того, чтобы мне только посмеяться над тобой вволю». И Тоцкий понял, что теперь имеет дело «с существом совершенно из ряду вон».

Героиней романа Достоевский делает женщину, которой движет «ненасытимое чувство презрения, совершенно выскочившее из мерки». Эта женщина для Тоцкого безвредна в смысле «юридическом», но готова самое себя погубить безвозвратно и безобразно, лишь бы надругаться над своим обидчиком. Тоцкий в петербургском окружении Н.Ф. не один, он только богаче других, умнее и осторожнее. Генерал Епанчин и Ганя Иволгин - еще два участника интриги, которая ведется вокруг женщины. Ею торгуют, ее перекупают. На свой день рождения она собирает всех, кто хочет ее купить. Генерал Епанчин, имея свои дальние планы, принес ей роскошный жемчуг. Ганя Иволгин явился, зная, что ему продают женщину, а он клятву дал «доехать» ее, когда купит. И наконец, Н.Ф. ждет Рогожина, который поднял ей цену с восемнадцати тысяч до ста.

Все собравшиеся на этот невероятный день рождения преступают какую-то черту - совершают скверность или преодолевают желание ее совершить. Н.Ф. сознает, что, чем бы тут ни торговали, торгуют ею. И в момент отчаяния вместо себя предлагает другой объект внимания - бросает в огонь пачку денег, принесенных Рогожиным, и искушает Ганю бредовым соблазном: «Вытащишь - твоя».

Когда-то Тоцкий удивлялся, как дешево досталась ему эта «нежившая душа». Теперь эта душа оживает и подымает мятеж. В пламени этого мятежа все выглядят ничтожными. Все - кроме князя Мышкина. Он один, плохо разбираясь в происходящем, видит, что перед ними - живая, страдающая душа. «Вы страдали и из такого ада чистая вышли...» - это момент понимания, доступный лишь сверхпроницательному князю.

Чувство стыда в Н.Ф. обострено настолько, что другим это совсем непонятно, разуму недоступно. Отсюда версия, что она сумасшедшая. Иногда это мерещится даже князю. Он самому себе боится сказать, отчего такой гипнотической силой повлекла его за собой женщина. «Она помешанная», - не один раз повторяет князь, то отводя от Н.Ф. суждения толпы, то ужасаясь своей мысли.

Достоевский оставляет внутренний мир героини закрытым. Мы узнаем о нем только по тому, как судят эту женщину другие. Какие-то детали («точки», как говорил Достоевский) намекают на характер и на образ жизни героини. Например, лицо, каким его видит Мышкин на портрете, или постоянно повторяемые ею слова о том, что Рогожин ее зарежет (первым про это сказал князь Мышкин, еще не видя Н.Ф.). Или еще подробность - роман Флобера «Мадам Бовари», который князь, разыскивая Н.Ф., нашел в ее комнате.

Н.Ф. - это красота, не дающаяся никому в руки. Ее невозможно присвоить, и на страсть Рогожина она не отвечает, хотя и понимает, что этот человек - единственный, кто любит ее и ради нее пойдет на все. Она мечется от Рогожина к Мышкину, от Мышкина к Рогожину, придумывает для князя свою форму счастья, толкает его к Аглае и обещает Рогожину повенчаться, когда князь женится на Аглае. Ей нужно, чтобы в любви князя не было жертвенности, а было бы молодое и чистое счастье. Обостренным слухом она схватывает какие-то слова и интонации Мышкина, которые убеждают ее в собственной правоте: да, конечно, он любит Аглаю. Но достаточно получасового свидания двух женщин, чтобы всякая надежда на мир распалась и рассеялась. Встреча эта написана Достоевским как поединок. Два его свидетеля - князь и Рогожин, а сражаются две женщины. У них все разное - судьбы, социальное положение, даже ненависть. Аглая ненавидит соперницу, и это обычное женское чувство. Н.Ф. в Аглае ненавидит «чистенькую». Одна женщина - огромной внутренней силы, темперамента и опыта страданий. Другая - девчонка перед ней, очень живая и живучая. Идет яростная борьба за князя. У Аглаи своя бессознательная цель - не пустить Н.Ф. туда, где уже принят князь, указать «беспутной» ее место. А «беспутная» верит только в Мышкина, больше ей верить не во что. И от того, уйдет ли князь вместе с Аглаей или останется, зависит все. Князь метнулся к дверям. «За ней? За ней?» - и Н.Ф. без чувств упала ему на руки. Тут Достоевский первый раз дает мизансцену, которой чуть позже закончит роман. В финале князь утешает Рогожина, а тут - Н.Ф.

Как сказал Достоевский в «Идиоте», «причины действий человеческих обыкновенно бесчисленно сложнее и разнообразнее, чем мы их всегда потом объясняем». И сам он под финал ограничивается «простым изложением событий», связанных с Н.Ф., не уклоняясь, правда, от невероятного толкования этих событий в слухах и сплетнях. Н.Ф. торопила свадьбу, князь подчинился, но из-под венца невеста сбежала - бросилась опять к Рогожину с криком «Спаси меня!» Она бежала прямо на «нож» и знала это. Ее панические слова о том, что нужно скрыться в Москве, в Орле, Рогожин прекращает ударом ножа - того самого ножа, которым была заложена книга «История России...».

Роман Достоевского много раз инсценировался и экранизировался во всем мире. На первые пьесы, написанные на основе романа, был наложен цензурный запрет. «Пессимистический взгляд на жизнь и общество Достоевского проявляется ярче, усугубляется при подаче его творениям драматической формы и делает из них какой-то сплошной протест против существующего общества» - таково было заключение цензора. Но в 1899 году постановка «Идиота» была разрешена. В Малом театре роль Н.Ф. исполнила М.Н.Ермолова; в Александрийском - М.Г.Савина. В 20-50-е годы эту роль играли Е.Н.Гоголева, В.Н.Пашенная, Е.И.Тиме, Ю.К.Борисова.

Н.А.Крымова

НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА

НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА - героиня комедии И.С.Тургенева «Месяц в деревне» (1848-1869, первонач. редакции под назв. «Студент», «Две женщины»). Н.П.Ислаева - молодая хозяйка «дворянского гнезда» - является соперницей юной воспитанницы Верочки в любви к молодому учителю Беляеву. Дама из хорошего общества, она преступно и трагично влюблена в разночинца. Человек нравственных принципов, она, поддаваясь любовной страсти, совершает безнравственный поступок: эгоистично разрушает чувства Верочки к Беляеву. Н.П.- образ сложного социально-психологического «состава». Это знак целой культурной эпохи, стиля жизни, выражение красоты дворянского быта и драматизма конкретной судьбы. Тургенев всматривается в душевные брожения героини, переживающей любовный кризис. Увлечение учителем сына разрушает привычную гармонию существования. С ветром, которого жаждет Н.П. и которому открыто подставляет лицо (символизирующим функцию Беляева в пьесе), в дом Ислаевых врывается страшный, еще не знакомый диссонанс отношений. Тургенев выстраивает сложный внутренний конфликт героини. Она, как и Ракитин, рефлекси-рует, способна трезво оценить свое положение: жизнь, «закованная в корсет», плетение кружев в душной комнате,- и потому новое чувство - это глоток свежего воздуха в душный день. Поведение Н.П.- это бунт против себя, правил, устоявшегося течения жизни. Новое чувство манит Н.П. как стихия свободы, раскрепощения. Ее любовь - это тоска по сильному, естественному чувству, открытие всепоглощающей, невостребованной страсти в себе, стремление к полноте, насыщенности переживаний. В порыве счастья она бежит на луг пускать змея, глаза ее будут блестеть: Ракитин никогда не видел такой Н.П., а мы неожидание узнаем в ней Верочку. Н.П. испугана, ей незнакомы эти ощущения («кажется, я схожу с ума»), она совершает такие нравственные просчеты, что теряет уважение к себе («комедия, которую я разыграла с Верой, меня возмутила»). Но при всем том любовь к Беляеву - не просто влюбленность в молодого мужчину (в пародийном плане эта сюжетная ситуация отзовется в «Лесе» Островского: Гурмыжская - Аксюша - Буланов). Тургенев всячески подчеркивает, что учитель - обыкновенный молодой человек, не герой, обаяние и сила его в другом. С ним Н.П. открывает в жизни новые для себя ценности: простоту, свободу и т.д. Однако, как и в Ракитине, в Н.П. есть некая «типологическая» ущербность. Не знавшая радости детства и молодости, зараженная особым вирусом законов общества, она никогда не обретет гармонию в «другом» пространстве (психологическом и социальном). В ее изломанной душе любовь все равно оборачивается болезнью (в пьесе постоянно говорят, что Н.П. нездорова). Конфликт характера складывается из двух разнонаправленных жизненных и психологических установок. Очевидно, что Н.П. никогда не выйдет за пределы «культурной нормы» (отношения с Беляевым - бесперспективны). С другой стороны, потеря любви равносильна для нее смерти («но для чего же жить потом?»). Оттого в финале Н.П.- это неживая, опустошенная душа.

Наиболее известные исполнительницы роли: М.Г.Савина (1903), М.Н.Ермолова (1900), О.Л.Книппер-Чехова (1909).

Лит. см. к статье «БЕЛЯЕВ».

Н.С.Пивоварова

НАТАН

НАТАН (нем. Nathan) - герой драматической поэмы Г.-Э.Лессинга «Натан Мудрый» (1779). Н. - богатый еврей, живущий в Иерусалиме во времена первых крестовых походов. Прототипом для Лессинга послужил его берлинский друг Моисей Мендельсон. Н. уже немолод, много пережил, но страдания и житейские невзгоды не ожесточили его, напротив - научили мудрости и терпимости. Живя среди мусульман (у Лессинга они названы сарацинами), встречаясь с христианами, Н. судит людей не по вероисповеданию, а по человеческим качествам. Он снисходителен к религиозной нетерпимости молодого храмовника, не желающего поддерживать с ним отношения. Когда-то давно Н. спас девочку-христианку и воспитывал ее как приемную дочь, зная, что за это его могут наказать самым жестоким образом. Н. убежден, что и еврей, и христианин, и фанатичный дервиш, стремящийся к берегам священного Ганга, - каждый из них прежде всего человек. Этим убеждением Н. руководствуется во всех жизненных перипетиях. Именно в уста Н. вложена знаменитая притча о трех кольцах, изложенная Боккаччо в новелле из «Декамерона» - «Еврей Мельхиседек рассказом о трех перстнях устраняет большую опасность, уготованную ему Саладином». Н. тоже устраняет нависшую над ним опасность, но делает это не столько ради себя, сколько ради других. Султан Саладин считает, что, как и все евреи, Н. стяжатель. Мудрому Н. рассказ о трех кольцах помогает рассеять предубеждение Са-ладина: жил отец троих сыновей и каждому, умирая, вручил по кольцу, и каждый считал, что именно его кольцо волшебное, а братья - обманщики; после ссор и споров братья обращаются к судье, и тот советует им считать собственное кольцо заветным и приумножать добрые свойства талисмана праведной жизнью. Под кольцами Н. подразумевает различные религии, считая, что не они в конечном счете определяют, кто плох и кто хорош, а добрые дела, «благодетельная ко всем любовь». Саладин признает мудрость Н. и своей властью прекращает его преследование. Центральная часть драматической поэмы Лессинга посвящена конфликту Н. с патриархом, который требует казни Н. за то, что тот воспитал христианского ребенка как родную дочь. Начинается следствие, во время которого выясняется, что волею обстоятельств Н. спас и воспитал племянницу султана Саладина, дочь его брата, принявшего христианство. Образ Н. выражает идею прощения, в которой Лессинг усматривал высшее проявление мудрости и силы.

«Натан Мудрый» был поставлен на сцене театра в Веймаре по инициативе и под руководством Гете (1801). В историю театра Германии вошел спектакль 1945 г., когда после перерыва вновь открылся в Берлине «Дойчес-теа-тер», в роли Н. выступил старейший немецкий актер, работавший с М.Рейнхардтом, - Пауль Вегенер. В послевоенной Германии этот спектакль имел символическое значение, звучал призывом к терпимости и миролюбию.

Г.В.Макарова

НАТАША ИХМЕНЕВА

НАТАША ИХМЕНЕВА - героиня романа Ф.М.Достоевского «Униженные и оскорбленные» (1861). Ее история занимает около двух третей романа, композиционно выстраиваясь в ряд эффектных драматических сцен, разделенных между собой кратким изложением текущих событий. Дочь Николая Сергеевича Их-менева, управляющего имением князя Валков-ского. В доме Ихменевых воспитывается сирота Ваня, которого с Н. связывает детская, невинная и чистая любовь. Но Ваня вырастает и уезжает в Петербург, где впоследствии становится профессиональным литератором. Между тем князь посылает в деревню к Ихменеву своего девятнадцатилетнего сына Алешу Банковского, который влюбляется в Н. Князь, подозревая корыстный расчет Н. и ее родителей, обвиняет Ихменева в воровстве. Чтобы вести процесс, Ихменев с семьей перебирается в Петербург, где после четырех лет разлуки Н. встречается с Ваней (Иваном Петровичем). Но прежнее детское чувство умерло - она влюблена в Алешу «как безумная, как сумасшедшая», по ее же собственным словам. Непримиримая вражда между Ихменевым и Валков-ским делает невозможной саму мысль о любви молодых представителей этих фамилий. Н. решает, вопреки воле отца, рискуя навлечь на себя родительское проклятие, уйти к Алеше. Князь, стремясь разорвать связь сына с Н., знакомит его с богатой и очаровательной девушкой Катей, которой Алеша увлекается. Ихме-нев проклинает дочь. Алеша, движимый инстинктивным порывом, признается Кате, что любит другую, и Катя жертвует собой ради счастья Н. Князь, тонкий психолог и изощренный интриган, разыгрывает иезуитский ход - он делает вид, что согласен на брак сына с Н. Успокоенный Алеша еще более увлекается Катей и охладевает к Н. Девушка понимает коварный замысел князя и, бросая ему в лицо обвинения, отказывается от каких бы то ни было прав на Алешу. Н. встречается с Катей и уступает ей Алешу, который, страдая от раздвоенности чувств, предлагает фантастический вариант, жестокую и невероятную идиллию («И право: я бы свел вас обеих вместе, а сам бы стоял возле да любовался на вас... Но мы будем все трое любить друг друга, и тогда...»). В конце концов он уезжает с Катей в деревню, чтобы там с ней обвенчаться. В финале романа Н. примиряется с родителями, но сердце ее разбито.

Н. - сложный образ. Предельно точно обрисовывает суть любовной драмы Н. наивный и бесхитростный Алеша: «...она меня уж слишком любит, так что уж из меры выходит, а от этого и мне и ей тяжело». «Наташа готова идти дорогой жертв до конца, переступая «черту» за «чертой», - отмечает В.А.Тунима-нов, - но ее рабство - оборотная сторона тирании, мучительства. Алеше тягостны добровольные жертвы, болезненно подчеркнутое благородное смирение подавляет его». Исследователи романа (К.Мочульский, В.Тунима-нов, Г.Фридлендер и др.) отмечают, что в Н. заложены многие характерные черты будущих героинь Достоевского - как «гордых», «хищных», жертвующих собой с наслаждением, так и «кротких». Полина («Игрок»), Дуня Расколь-никова («Преступление и наказание»), Катерина Ивановна («Братья Карамазовы») - этих героинь объединяет с Н. не только сложность и противоречивость натуры, эмоциональная смятенность, иррациональность порывов и чувств, вступающих в противоречие с рассудком, но и особенный, присущий им эгоизм страдания - «растравление» душевной боли и наслаждение ею. Н. привыкает к страданиям, именно она произносит в романе «программную» фразу: «Надо как-нибудь выстрадать вновь наше будущее счастье; купить его какими-нибудь новыми муками. Страданием все очищается...» «Эгоизм страдания» овладевает ею как тяжелая прогрессирующая болезнь. После катастрофы она живет только мучительными воспоминаниями о минувшем - с необыкновенной художественной силой развитие этой болезни будет представлено Достоевским в романе «Преступление и наказание» в образе Катерины Ивановны Мармела-довой.

Эгоизм страдания превращает Н.-жертву в Н.-мучителя. Она часто бывает жестока и несправедлива по отношению к вернейшему и покорнейшему Ивану Петровичу, бывшему ее жениху, подозревая его то в презрении и ненависти к Алеше, то в лицемерии (в его великодушии к сопернику ей чудится добровольная - оскорбительная для Алеши - жертва). Она пользуется услугами Ивана Петровича, не задумываясь о том, что у него, отвергнутого и вынужденного «быть на посылках», творится в душе. Н. - первая в ряду героинь Достоевского, сочетающих в себе кротость, жертвенность, самоотречение с потребностью жестоко мучить тех, кого они любят и кому приносят самые отчаянные жертвы; со способностью испытывать болезненно-утонченное наслаждение страданием, которое они не променяют ни на какое благополучие.

Лит.: Добролюбов Н.А. Забитые люди

//Современник, 1861, № 1; Мочульский К.В. «Униженные и оскорбленные»

//Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995. С. 315-325; Туниманов В.А. Творчество Достоевского 1854-1862. Л., 1980.

Д.В.Мулкахайнен

НАТАША РОСТОВА

НАТАША РОСТОВА - героиня романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-1869). Этот образ зародился у писателя, когда возник первоначальный замысел повести о вернувшемся в Россию декабристе и его жене, переносившей с ним все тяготы изгнания. Прототипом Н.Р. считается свояченица писателя Татьяна Андреевна Берс, в замужестве Кузминская, обладавшая музыкальностью и красивым голосом. Второй прототип - жена писателя, который признавался, что «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа».

По данной героине характеристике, она «не удостаивает быть умной». В этом замечании проявляется основная отличительная черта образа Н.Р. - ее эмоциональность и интуитивная чуткость; недаром она необыкновенно музыкальна, обладает редким по красоте голосом, отзывчива и непосредственна. В то же время в ее характере есть внутренняя сила и несгибаемый нравственный стержень, что роднит ее с лучшими и популярнейшими героинями русской классической литературы.

Наталья Ильинична - дочь известных в Москве хлебосолов, добряков, разоряющихся богачей графов Ростовых, семейные черты которых получают от Денисова определение «ростовская порода». Н.Р. предстает в романе, пожалуй, наиболее ярким представителем этой породы, благодаря не только своей эмоциональности, но и многим другим качествам, важным для понимания философии романа. Н.Р. как бы бессознательно воплощает в себе то истинное понимание жизни, причастность к общенародному духовному началу, достижение которого дается главным героям - Пьеру Безухову и Андрею Болконскому - только в результате сложнейших нравственных исканий.

В начале романа Наташе тринадцать лет, она некрасивая, но живая и непосредственная девочка, живущая в атмосфере постоянной влюбленности. По мере развития сюжета она превращается в привлекательную своей живостью и обаянием девушку, чутко реагирующую на все происходящее. Чаще всего именно Н.Р. принадлежат в романе самые точные характеристики других героев. Она способна на самопожертвование и самозабвение, высокие душевные порывы (обжигает раскаленной линейкой руку, чтобы доказать свою любовь и дружбу Соне; фактически решает судьбу раненых, отдавая подводы, чтобы вывезти их из горящей Москвы; спасает от умопомешательства мать после смерти Пети; самозабвенно ухаживает за умирающим князем Андреем).

В то же время Н.Р. может быть очень эгоистичной, что диктуется не разумом, а скорее инстинктивным стремлением к счастью и полноте жизни. Став невестой Андрея Болконского, она не выдерживает годичного испытания и увлекается Анатолем Курагиным, готовая в своем увлечении на самые безрассудные поступки. После случайной встречи в Мытищах с раненым князем Андреем, осознавая свою вину и получив возможность искупить ее, Н.Р. вновь возрождается к жизни; а после смерти Болконского (уже в эпилоге романа) становится женой Пьера Безухова, близкого ей по духу и по-настоящему любимого ею. В эпилоге Н.Р. представлена Толстым как жена и мать, целиком погруженная в свои семейные заботы и обязанности, разделяющая интересы мужа и понимающая его. Образ Н.Р. явно полемически заострен Толстым по отношению к новым модным идеям женской эмансипации.

Лит.: Краснов Г.В. Наташа Ростова (к проблеме героя «Войны и мира»)

//Научные доклады высшей школы. Филологич. науки. 1962, № 1; Леушева С.И. Образ Наташи Ростовой в свете гуманистического идеала Толстого

//Литература в школе. 1963, № 2; Метева Е. Работа Толстого над образом Наташи Ростовой

//Л.Н.Толстой. Статьи и материалы. VI. Горький, 1966.

В двух самых известных экранизациях романа - американской и советской - роль Н.Р. играли О.Хепберн (1956) и Л.М.Савельева (1967-1968). В опере С.С.Прокофьева «Война и мир» (1941-1943) образ Н.Р., пожалуй, единственный, дан в развитии, тогда как остальные персонажи, включая князя Андрея и Пьера, запечатлены в отрывочных состояниях и сюжетных коллизиях этой грандиозной музыкально-театральной фрески. Знаменитой исполнительницей партии Н.Р. была Г.П.Вишневская (1959).

Е.В.Николаева

НЕГИНА

НЕГИНА - героиня комедии А.Н.Островского «Таланты и поклонники» (1881). Н., молодая талантливая актриса провинциального театра,- один из самых обаятельных образов в драматургии Островского, не случайно давшего ей свое имя и отчество: Александра Николаевна. Она - как «белый голубь в стае черных грачей» среди мещанской провинциальной жизни. Существо таланта Н. в том, что она богато одарена «чувством» и ее игра отличается теплотой и искренностью. За эти «редкие и дорогие качества души» ее полюбила публика. Зрители «рады все руки себе отхлопать, по десяти раз вызывают Негину». Равнодушная к околотеатральной суете, Н. живет «затворницей», берет уроки у студента Пети Мепузова. Впечатлительная, эмоциональная натура, Н. глубоко воспринимает его «уроки добра», которые воплощаются ею в ролях романтических героинь.

Традиционный для Островского конфликт «идеального» и «житейского» не миновал и этой пьесы. Наступает момент, когда Н. «не преподавание нужно, а деньги», так как в предстоящий бенефис ей на сцену выйти не в чем. Отвергнутый ею старый волокита князь Дулебов затевает против нее «адскую интригу», и Н. оказывается в отчаянном положении. Бенефис срывается, контракт с театром из-за ссоры с князем продлен не будет, денег нет.

Богач Великатов появляется в жизни Н. как искуситель, вовремя и «деликатно» предлагая то, что ей жизненно необходимо: платье для бенефиса, покупку бенефиса и, наконец, целый театр. Н. в смятении перед трудностью выбора: «честная трудовая жизнь» с благородным и умным Мелузовым или - ценой «позора» - жизнь в театре. Н. уезжает из города, выбирая Великатова и театр. Она разом отбрасывает все, что могло погубить ее талант: домогательства «поклонников», наглую бесчестность антрепренеров, досадные хлопоты о бенефисных «сборах», унизительную бедность «тихой семейной жизни». В сцене отъезда она умоляет Петю понять и простить ее: «Если бы я вышла за тебя замуж, я бы скоро бросила тебя и ушла на сцену; хотя бы за маленькое жалованье, да только бы на сцене быть».

Жестокая «проза жизни» побеждает в пьесе, но трогательная беззащитность Н., ее душевная грация, страстная приверженность театру просветляют безнадежность финала.

Первая исполнительница роли Н. - М.Н.Ермолова (1881). Среди других исполнительниц - М.Г.Савина (1882), В.Ф.Комис-саржевская (1895).

Лит.: «Таланты и поклонники». Материалы и исследования. М., 1947.

Н.А.Шалимова

НЕЗНАЙКА

НЕЗНАЙКА - герой сказочной трилогии Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958), «Незнайка на Луне» (1965). «Его прозвали Н. за то, что он ничего не знал». В своей яркой голубой шляпе, канареечных брюках и оранжевой рубашке с зеленым галстуком, он любил целыми днями слоняться по улицам, сочинять разные небылицы и всем их рассказывать. Н. - самый известный коротышка сказочного Цветочного города. Фантазер и хвастун, непоседа и забияка, Н. в центре всех увлекательных, а порой опасных приключений и происшествий на Земле с ее городами-утопиями и на Луне, где царят жестокие законы капиталистического мира. У Н., по словам автора, есть жизненный прототип. Это ребенок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребенок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, любознательностью и в то же время с неусидчивостью, со всеми хорошими задатками и недостатками. В зависимости от воспитательных задач, которые Носов преследует в трилогии, меняется внутренний мир Н.: от беззаботности и чудаковатости в первой части к увлеченной любознательности и совестливости - во второй, до проявления дружеского самопожертвования и ностальгии по земному счастью в «лунных» обстоятельствах, когда Н.-малыш становится «взрослым» человечком.

Образ Н. продолжает традиции прославленных литературно-сказочных персонажей - Чиполлино, Пиноккио, Буратино, Мурзилки.

Н.И.Короткова

НЕЗНАКОМКА

НЕЗНАКОМКА - героиня лирической драмы А.А.Блока «Незнакомка» (1906). Образ Н. впервые появляется в стихотворении того же названия. В нем описывается «скука загородных дач» и пошлая обстановка пригородного ресторана. Этой прозаической картине противопоставлено нездешнее видение прекрасной Н., которая в одиночестве проходит меж рядами пьяных. Она наделена всеми возможными романтическими атрибутами: одета в «упругие шелка», на ней «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука». Появление Н. имеет двойственную мотивировку: среди присутствующих ее видит один поэт, но при этом поэт пьян, и видение может быть истолковано равным образом как хмельная галлюцинация.

Поклонники ранней лирики Блока, прежде всего Андрей Белый и Сергей Соловьев, с неодобрением отнеслись к эволюции, которую претерпел поэт от «Прекрасной Дамы» к Н. и дальше - к Снежной маске и Кармен, поскольку в них прослеживается отход от романтических мечтаний и утопических идей. В творчество Блока входит тема земной страсти, он обращается в них к реальности, погружается в жизнь большого города. «Вместо «Хранительницы девы», «Царевны Золотокудрой», Беатриче музой его становится «Незнакомка», «Снежная маска», «Цыганка»... Друзья того Блока, который сознавал себя «стражем в приделе Иоанна», не могли примириться с этой переменой. Андрей Белый и я в печати заявили, что Блок изменил своему прошлому».

Лирическая драма «Незнакомка» (первоначально ее жанр определялся как «три видения», в окончательном тексте «видениями» называются действия пьесы) продолжала развивать противопоставление, на котором строилось стихотворение, между миром романтической мечты и действительностью. Но, как указывал сам Блок, в драме развиваются темы и других его стихотворений 1906 года: «Там дамы щеголяют модами...», «Твое лицо бледней, чем было...», «Шлейф, забрызганный звездами...», «Там, в ночной завывающей стуже...» Ее герой - поэт, мечтающий встретить на земле возлюбленную, портрет которой он случайно приобретает у одного из посетителей кабачка. Его горячая мольба - «воплотись» - исполняется, и звезда, падая с неба, воплощается в прекрасную Незнакомку Марию. Но пьяный поэт не смог стать земной опорой для нее, точно так же как и персонаж под именем Голубой. Не узнает ее в земной женщине и астроном, который давно наблюдает за звездой Марией и переживает ее исчезновение с небосклона. Н. попадает в руки одного из пошляков; соприкоснувшись с земной пошлостью, она возвращается на небосклон.

Эпиграфами к драме «Незнакомка» Блок избирает два отрывка из «Идиота» Достоевского, оба относящиеся к Настасье Филипповне, что еще раз подчеркивает двойственность женского образа, воплощенного в Н., привносит в ее образ тему поруганной красоты.

Драма «Незнакомка» намечалась к постановке в театре В.Ф.Комиссаржевской в 1906-1907 годах, но была запрещена цензурой, поскольку цензор О.И.Ламкерт нашел, что «автор в лице «незнакомки» изобразил богоматерь». Запретила цензура постановку пьесы и в 1912 году. Впервые она была поставлена в 1913 году в студии молодых актеров московского Литературно-художественного кружка. В 1914 году ставилась силами молодых актеров студии В.Э.Мейерхольда, в 1917 году - в московском «Кафе-Питтореск» (режиссер С.В.Вермель).

Лит.: Анненский Иннокентий. Книги отражений. М., 1979. С.362-363; Долгополое Л.К. Александр Блок. Личность и творчество. Л., 1980. С.66-69; Медведев П.Н. Драмы и поэмы Блока. Из истории их создания. Л., 1925.

Е.В.Иванова

НЕМО

НЕМО (фр. Nemo) - герой двух романов Ж.Верна: «20 000 лье под водой» (1869-1870) и «Таинственный остров» (1875). В первом романе повествование ведется от имени французского натуралиста профессора Аронакса, ставшего участником морской экспедиции, организованной правительством Соединенных Штатов для поимки или уничтожения неизвестного существа гигантских размеров, которое видели в разных широтах мирового океана, встреча с которым для некоторых кораблей оказывалась гибельной. Волею обстоятельств профессор раскрывает тайну, взволновавшую мир, - чудовище оказывается подводным кораблем, чудом инженерной мысли, озарением гениального изобретателя. Создатель и хозяин подводного корабля под названием «Наутилус», владыка всего подводного мира - капитан Н. Именно так отрекомендовался он профессору Аронаксу, не желая, очевидно, открывать свое настоящее имя (лат. nemo означает никто). Для Ж.Верна капитан - воплощение истинного героя, благородного, мужественного, решительного и справедливого. Помимо этого Н. красив, обладает завидной силой и здоровьем. И все-таки он несчастен. За внешней холодной сдержанностью Н. Пьер Аро-накс чувствует скрываемое ото всех горе. «Наутилус» обязан своим появлением желанию Н. скрыться от людей и вместе с несколькими преданными соратниками покинуть человеческое общество, чтобы обрести свободу в стихии океана. 20 000 лье под водой - это удивительное кругосветное плавание, которое совершают обитатели подводного корабля, как нельзя лучше приспособленного и для отдыха, и для научных занятий. Капитан забрал с собой в глубины морей коллекцию шедевров живописи, огромную библиотеку и дополнил все это собранием чудес, найденных на дне океанов. Однако он не до конца порвал связь с теми, кто остался на суше: время от времени «Наутилус» подходит к берегу, с борта корабля передают кому-то таинственные ящики. И профессор Аронакс понимает, что Н. помогает тем, кто борется за свободу, отдавая им сокровища «Наутилуса». Однако тайна капитана так и не будет раскрыта в романе: Пьер Аронакс покинет корабль (а точнее, сбежит с него), не узнав ничего, кроме того, что ему сочли возможным показать: южные и северные моря, жизнь океанских обитателей, подводные рощи и, наконец, затонувший материк Атлантиду. И только в романе «Таинственный остров» умирающий Н. расскажет историю своей жизни нескольким американцам, заброшенным на необитаемый остров после катастрофы. Эти люди (не знавшие, что в подводной пещере островка нашел приют «Наутилус»), сумевшие выстоять и выжить, сохранив человеческое достоинство, имели право услышать исповедь капитана и судить о его поступках. Творец уникального подводного корабля звался когда-то принцем Даккаром, его родиной была Индия, но образование он получил европейское. После подавления англичанами восстания, вождем которого он был, принц, потерявший всю свою семью, решил навеки скрыться от мира. Так он превратился в капитана Н., жителя моря, ученого и отшельника, всегда готового, однако, прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. И он до конца остается верен избранному пути: «Наутилус», навсегда погруженный в океанскую бездну, становится саркофагом своего создателя.

Е.В.Кочетова

НЕСЧАСТЛИВЦЕВ

НЕСЧАСТЛИВЦЕВ - центральный персонаж комедии А.Н.Островского «Лес» (1870). Геннадий Демьян ыч Гурмыжский, оставшийся в пятнадцать лет сиротой, учившийся «на медные деньги», оставляет дворянское общество и идет в актеры под псевдонимом Н. Превыше всего ценящий в артистах «страсть», «чувство», «огонь», Н. и сам обладает «широкой душой», которая, по словам его товарища по искусству комика Аркашки Счастливцем, «только у трагиков и осталась».

Н.- образ, вобравший в себя типовые черты русских провинциальных трагиков, актеров «нутра», самоучек, воспринявших школу игры с голоса и на глаз. Среди жизненных прототипов Н. называют Н.Х.Рыбакова и К.Н.Полтав-цева, провинциальных трагиков прошлого столетия, упоминаемых в пьесе в качестве безусловных авторитетов для героя.

Н. наделен громовым басом, мощным стихийным темпераментом, большими страстями, за которые удостаивается сравнения со Стенькой Разиным и Пугачевым. «Лев» по натуре, Н. «не терпит подлости», а оттого не может ужиться ни в одном театре. Эти свойства натуры Н. определяют его судьбу бродячего артиста, зерно его образа, подчеркнутое «говорящей» фамилией («Несчастлив тот, кто угождать и подличать не умеет»,- говорит о себе Н.).

Встреча на проселочной дороге трагика и комика, следующих «из Керчи в Вологду» и «из Вологды в Керчь», их диалог - настоящая энциклопедия русской театральной жизни. В их диалоге - все составляющие компоненты театральной провинции: актерские «байки»; представление об иерархии амплуа (комики - «шуты», а трагики - «люди»); новые веяния («образованные... на сцену лезут»); репертуар (от водевильной «дряни» с нотами до благородной драмы); актерский быт - с полной театральной географией, бенефисами на ярмарках, взлетами успеха («Как я играл!..»), атмосферой закулисья («Неуважение... интриги, искусства не ценят, копеечники») и проч.

Романтик театра, Н. в силу своей «индивидуальности» переносит в жизнь те благородные помыслы и чувства, которыми наделены его любимые романтические герои («Я чувствую и говорю, как Шиллер, а ты - как подьячий!»). Он пересыпает свою речь шилле-ровскими монологами и шекспировскими репликами, что, по замечанию его тетки Гурмыж-ской, выходит «глупо» и «восторженно».

Театральная критика называет трагика Н. «российским Дон Кихотом». Один свой идеализм почерпнул из рыцарских романов, другой - из шиллеровской драмы. Оба смешны и неуместны, когда с «книжными» представлениями о высоком выходят в реальную жизнь. И оба - «бедный артист» и «рыцарь печального образа» - трогательны, когда выступают в защиту высоких идеалов. Финал комедии - с гневным монологом Н., направленным в защиту «благородных артистов», против лицемерных обитателей «леса», - это победа театра высокой поэзии над пошлой прозой жизни.

Первый исполнитель роли Н.- Ф.А.Бурдин (1871). Среди других исполнителей - Н.Х.Рыбаков (1876), М.И.Писарев (1880), Ю.М.Юрьев (1936).

Лит.: Бороздин В.А. Геннадии и Аркашки

//Памяти А.Н.Осгровского. Пг., 1923.

Н.А.Шалимова

НЕТОЧКА НЕЗВАНОВА

НЕТОЧКА НЕЗВАНОВА - героиня неоконченного романа Ф.М.Достоевского «Неточка Незванова» (1848-1849). Жизнь Н.Н. прослеживается от 8 до 16 лет. Вначале девочка живет с матерью и отчимом Ефимовым в каморке на чердаке большого петербургского дома. Одаренный скрипач, но высокомерный, грубый и бесцеремонный человек, отчим живет за счет «злодейки» жены, якобы загубившей его талант. Не понимая их истинных взаимоотношений, Н.Н. страстно привязывается к «отцу» и мечтает после смерти больной матери уйти с ним в новую, счастливую жизнь - в «дом с красными занавесами», богатый особняк, который виден из их окна. Пользуясь слепой любовью Н.Н., Ефимов заставляет ее обмануть мать и отдать ему последние деньги для билета на концерт известного скрипача С-ца. Потрясенная мать в тот же вечер умирает. Отчим в припадке безумия уходит с Н.Н. навстречу ее детской мечте. Дальнейшая жизнь Н.Н. протекает в «доме с красными занавесами», куда ее взяли из сострадания, а потом у Александры Михайловны, которая рада заменить «сиротке» мать и много сил отдает ее воспитанию. Повзрослевшая Н.Н. проникает в домашнюю библиотеку, знакомится с романами, «волшебные картины» которых далеко уносят ее от «унылого однообразия» вокруг. Имея «чудный» голос, в 16 лет начинает учиться пению в консерватории. Случай помогает ей проникнуть в тайну дома: в одной из книг она находит давнее забытое письмо некоего С.О. к Александре Михайловне. Их «безгрешная» любовь стала предметом «злобы и смеха» в обществе. Муж «защитил» жену, но с тех пор морально тиранит подавленную его «великодушием» женщину. Н.Н. испытывает к нему открытую неприязнь, тот же пытается оклеветать ее в глазах жены, обвинив в переписке с любовником. Во время бурной сцены он не щадит чувств жены, в ответ на что Н.Н. прямо обличает его в притворстве и собирается навсегда покинуть их дом.

Тема страдающего ребенка постоянна в творчестве Достоевского. Н.Н. во многом предваряет «эмансипированных» женских персонажей, таких, как Наташа Ихменева («Униженные и оскорбленные»), Дуня Рас-кольникова («Преступление и наказание»), Аглая Епанчина («Идиот»), Ахмакова («Подросток») и др.

Лит.: Дружинин А.В. Письма иногороднего подписчика...

//«Современник», 1849, №2, 3 отд. V; Миллер О.Ф. Публичные лекции. Спб., 1878; Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество. Париж, 1947; Нечаева B.C. Ранний Достоевский (1821-1849). М., 1979.

О.А.Богданова

НЕХЛЮДОВ

НЕХЛЮДОВ - герой романа Л.Н.Толстого «Воскресение» (1889-1899). Фамилию Нехлюдов носят также герои повестей «Отрочество» (1854), «Юность» (1857), «Утро помещика» (1856) и рассказа «Из записок князя Д.Нехлюдова (Люцерн)» (1857). М. Горький не без оснований полагал, что тот же самый персонаж выступает в повести «Казаки» под именем Оленина, а в «Анне Карениной» под именем Левина.

Развивающийся художественный образ, нашедший в романе «Воскресение» свое финальное воплощение, вобрал в себя много автобиографических черт: напряженные духовные искания, стремление к нравственному самоусовершенствованию, строгий суд над собой и окружающей средой, чувство вины и ответственности за совершающееся в мире. В литературной критике этот тип получил название «кающийся дворянин».

Историю о человеке из общества, который случайно встретил на скамье подсудимых жертву своего давнего увлечения, рассказал Толстому в 1887 г. известный судебный деятель А.Ф.Кони; поэтому начатую повесть о Валерьяне Юшкине, переименованном позднее в Н., автор называл в дневнике и письмах «конев-ской». Уже после завершения и публикации романа Толстой говорил своему биографу П.И.Бирюкову: «Вот вы пишете про меня все хорошее. Это неверно и неполно. Надо писать и дурное. В молодости я вел очень дурную жизнь, и два события этой жизни особенно и до сих пор мучают меня. И я вам, как биографу, говорю это и прошу вас это написать в моей биографии. Эти события были: связь с крестьянской женщиной из нашей деревни, до моей женитьбы. На это есть намек в моем рассказе «Дьявол». Второе - это преступление, которое я совершил с горничной Глашей, жившей в доме моей тетки. Она была невинна, я ее соблазнил, ее прогнали, и она погибла».

Читатель знакомится с Дмитрием Ивановичем Н., просыпающимся в своей богато убранной спальной в утро суда над Катюшей Масловой, где он обязан присутствовать присяжным заседателем. Портрет героя ни здесь и ни далее не обрисован; говорится преимущественно о дорогих принадлежностях туалета и праздной жизни: «Все вещи, которые он употреблял - принадлежности туалета: белье, одежда, обувь, галстуки, булавки, запонки,- были самого первого, дорогого copra, незаметные, простые, прочные и ценные». Героем романа Н. становится в силу того, что способен на раскаяние, «чистку души»; он намерен жениться на Катюше и предлагает ей это, хотя в итоге получает отказ.

Н. принадлежит к людям, которые обладают высшим, с точки зрения Толстого, свойством: способностью к резким переменам, к нравственному движению, росту. Именно в связи с рассказом о душевной жизни Н. сформулирован знаменитый афоризм романа: «Люди как реки...» (гл. LIX первой части). Свободный от сословных пут, просветленный взгляд Н. способен разглядеть комедию суда, ужасы крестьянской нищеты, бесчеловечность чиновников, особенно высших, жестокость и несправедливость всего существующего строя. Широкая панорама российской жизни последних десятилетий прошлого века развертывается в романе, требуя от героя внимания к себе и отклика. На этом фоне отодвигаются на второй план отношения Н. с героиней романа, и А.П.Чехов с проницательностью великого художника заметил: «Это замечательное художественное произведение. Самое неинтересное - это все, что говорится об отношениях Нехлюдова к Катюше, и самое интересное - князья, генералы, тетушки, мужики, арестанты, смотрители» (письмо М.О.Меньшикову, 28 января 1900).

Толстой расстается со своим героем, читающим Евангелие, покоренным пятью заповедями и постигающим истину: «Ишите Царства Божия и правды Его, а остальное приложится вам». Рассказ о «новом периоде жизни» Н. не был создан, хотя в дневнике Толстого находятся заметки к «продолжению» романа - о «крестьянской жизни» героя, о «деревенском» Н. 17 июля 1904 г. записано: «Дорбгой увидал дугу новую, связанную лыком, и вспомнил сюжет Робинзона - сельского общества переселяющегося. И захотелось написать 2-ю часть Нехлюдова. Его работа, усталость, просыпающееся барство, соблазн женский, падение, ошибка, и все на фоне робинзоновской общины».

Прекрасные живописные изображения Н. сделал Л.О.Пастернак, первый иллюстратор «Воскресения».

В литературной критике образ Н. оценивался по-разному. Редактор журнала «Нива», где в 1899 г. появился роман, Р.И.Сементковский причислил толстовского героя к «лишним людям» типа грибоедовского Чацкого, гоголевского Манилова, тургеневского Рудина, гончаровского Райского. Они «все осуждают и ничего не делают. В сущности, они носятся только с собственной личностью, с своими душевными движениями, любуются собой». По мнению Н.К.Михайловского, Н.- последователь Толстого, один из толстовцев новой эпохи, человек «шаткий» и поэтому ненадежный. Мнимой «трагедии» Н. и Катюши критик-народник противопоставил платоническую чистоту отношений Симонсона и Марии Павловны Щетининой. Критик журнала «Мир Божий» А.И.Богданович увидел в Н. «возможность воскресения для каждого». Напротив, В.В.Розанов, в ту пору деятельный сотрудник газеты «Новое время», полагал, что Н. никогда не мог бы воскреснуть - в нем есть что-то «кислое», «сморщенное», это герой «отрицания», «негации», пассивных идеалов и даже лицемерия. В курсе лекций «История русской литературы», читанных на Капри в 1908-1909 гг. (опубликованы в 1939 г.), М.Горький высказался о значении образа Н. для всего творчества Толстого: «Итак, почти все художественное творчество Толстого сводится к единой теме: найти для князя Нехлюдова место на земле, хорошее место, с которого вся жизнь мира представлялась бы ему гармонией, а он сам 285 себе - красивейшим и величайшим человеком мира».

Переведенный сразу после публикации на европейские языки, роман Толстого и его главный герой вызвали противоречивые отклики. Англичанин Джон Кенворти сетовал на несоответствие Н. эталону положительного героя, а Джордж Пэрис, еще в 1898 г. издавший книгу «Толстой - великий мужик», справедливо обратил внимание на глубокий смысл финала в судьбе Н.: «Последняя романтическая идея его филантропического периода рушится, когда деревенская девушка Маслова отвергает предложение и находит сама свое спасение».

Лит.: Михайловский Н.К. Литература и жизнь. Несколько слов по поводу двух писем

//Русское богатство. 1900, №3; Розанов В.В. Пассивные идеалы

//Новое время. 1900, №11-13; Горький М. История русской литературы. М., 1939 (Введение и гл. «Лев Толстой»); Гудзий Н.К. Как работал Л.Толстой. М., 1936 (гл. «Воскресение»); Маймин Е.А. Особенности портретной живописи в романе «Воскресение»

//Толстовский сборник. Тула, 1964; Бабаев Э.Г. Судьба «Воскресения» (Первые отклики газетной и журнальной критики в России); Горная В.З. Зарубежные современники Л.Н.Толстого о романе «Воскресение»

//Роман Л.Н.Толстого «Воскресение». Историко-функциональное исследование. М., 1991. Л.Д.Громова-Опульская

НИЛЬС ХОЛЬГЕРСОН

НИЛЬС ХОЛЬГЕРСОН (шв. Nils Holgerson) - герой сказки шведской писательницы С.Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерсона по Швеции» (1906-1907). Сказка задумана как учебник географии. Н.Х. - четырнадцатилетний крестьянский мальчик из Сконе, знаменитый гусенавт, счастливый путешественник не только по родной стране, но и по легендам и мифам. Совсем обыкновенный мальчишка, не самый добрый и достаточно ленивый, он поставлен в условия необыкновенные: превращенный Домовым за грубость и лень в гнома, Н.Х. совершает одно из самых невероятных путешествий в истории сказки - на гусе. Вместе с дикими гусями он облетает всю Швецию на домашнем гусе своей семьи Мортоне. Во время путешествия он проникает в закрытые для него раньше миры: леса, поля, поднебесье, а также города и деревни. Он соприкасается с миром фольклора и мифа. И, конечно, с миром знаний о национальной истории и географии. При этом Н.Х. легко мигрирует из одной сюжетной плоскости в другую, оказываясь то в будничном, реальном мире, то в волшебном, сказочном. «Одушевленное пространство» его путешествия - птицы и звери, способные иногда на вполне человеческие подлости, но прежде всего - на самоотверженную помощь друг другу. Сказка странствий оборачивается для героя сказкой воспитания. К концу путешествия Н.Х. не только обрел свой прежний облик, но и внутренне преобразился.

Среди персонажей сказочного фольклора образу Н.Х. ближе всего Мальчик-с-Пальчик. Другая литературно-сказочная генеалогия - Гулливер Свифта или Алиса Кэролла.

Лит.: Брауде Л. Обновление жанра

//Брауде Л. Скандинавская литературная сказка. М., 1979. С. 120-145.

Т.Н.Суханова

НИНА

НИНА - героиня драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад» (1834-1836). Другое имя -Настасья Павловна. Судьба Н., лишь эскизно намеченная в пьесе, необходима не только функционально для раскрытия главного героя, но и важна сама по себе. Н.- определенный культурный код, отразивший романтическое соединение ангельского и дьявольского как «нормы женского поведения» (Ю.М.Лотман). С образом Н. связан мир домашней интимной жизни, дарующей Арбенину успокоение. Однако сама Н. достаточно органично существует в салонном Петербурге, в разомкнутом пространстве социальной жизни. Н. посещает маскарад (по наблюдению Лотмана, это «один из устойчивых символов бесовства»), причем тайно от Арбенина. В Н. есть (или возможны?) черты баронессы Штраль, недаром же они близкие подруги. Нельзя забывать и о том, что в одной из редакций «Маскарада», получившей название «Арбенин», Н. действительно виновна.

Автор делает Н. олицетворением божественной гармонии, символически объединяющей в единое целое небо и землю, дух и материю. Н.- это последняя надежда Арбенина на справедливость мирозданья, вера в возможность существования на земле добра, по словам Арбенина, ангел, посланный ему с неба. И все же между ними пропасть непонимания. Н. боится заглянуть в бездну его души. Любовь для нее - реальная, бытовая жизнь. Для Арбенина - это сакральное мистическое чувство. И потому история с браслетом для Н.- пустяк, случай; для Арбенина - судьба, честь, счастье. Прекрасная, но не «идеальная» Н. не в силах выдержать той колоссальной нагрузки, которую возложил на нее Арбенин. Судьба Н. выстраивается двояко: как разрешение фабульного конфликта (у Арбенина есть все доказательства ее виновности, но она абсолютно невинна) и как трагическая «развязка» антитезы желаемого, воображаемого и действительного. Арбенин, знающий ад жизни, готов поверить, что ангел, приносящий свет во тьму ночи,- перевоплощенный дьявол. Убийство Н. для Арбенина - это уничтожение дьявольского начала в ней самой. Смерть и любовь у Лермонтова связаны неразрывно. Н. гибнет от любви демонического существа (как и Бэла, Тамара), в трагическом заблуждении уничтожающего прекрасное начало жизни.

Наиболее известные исполнительницы роли Н.: на сцене - Г.Н.Федотова (1863), Е.Н. Ро-щина-Инсарова (1917), в кино - Т.Ф.Макарова (1941).

Лит. см. к статье «АРБЕНИН».

Н.С.Пивоварова

НИНА ЗАРЕЧНАЯ

НИНА ЗАРЕЧНАЯ - героиня комедии А.П.Чехова «Чайка» (1896). Жизненный прототип - Л.С.Мизинова (по мужу Шенберг-Санина; учительница, певица, в 1901-1902 гг. актриса МХТ). Литературный прообраз - Катя, героиня повести А.П.Чехова «Скучная история».

Красота и сложность образа Н.Э. - в «реализме, отточенном до символов» (Вл.И.Неми-рович-Данченко). Ключевые образы пьесы («озеро», «чайка», «луна», «Мировая Душа», «Театр»), повторяясь, варьируясь, окутывают героиню прихотливой игрой ассоциаций, сообщая ее образу «неуловимо-поэтическое содержание» (П.А.Марков) и в то же время символически выявляя тему избранничества и призвания Н.Э. Целое строится в драматургии Чехова как «симфония характеров, устремлений и настроенностей» (Дж.Гасснер). Образ Н.Э., возникая на пересечении этих встречных эмоциональных потоков, «симфонизирует» их, объединяет в целостное образное единство. «Роль Нины для меня все», - писал Чехов.

Изменчивое, отражающее лунный свет и блеск солнца озеро; полет чайки над ним; «странная» пьеса о Мировой Душе; атмосфера богемы с не менее странной откровенностью чувств и признаний; «романы в жизни» и «романы жизни», превращаемые в материал для литературных сюжетов; сумрачное декадентство Треплева; капризы знаменитой артистки Аркадиной', известный писатель, «любимец публики» Григории и записная книжка в его руках - все это влечет Н.З., волнует ее воображение, заставляет мечтать о славе, возбуждает надежды на иную, высокую и страстную жизнь.

Артистический дебют Н.З. происходит на сцене летнего театра при свете луны над горизонтом, на фоне «колдовского» озера. Она не столько «сыграла» роль Мировой Души, сколько «высказалась» в ней, «свежо» и «наивно» выразив свой полет души и воображения. Ее природная одаренность одушевила «сюжет из области отвлеченных идей», окружила его атмосферой поэтической тайны.

Лунный свет сменился блеском солнечного дня, и образ Мировой Души перестал волновать Н.З. Она отказывается понимать «символы» Треплева, которыми еще так недавно было полно ее сердце. Она с детским жадным любопытством тянется к Тригорину. Охваченная счастливым возбуждением, безотчетной радостью жизни, она доверчиво поверяет ему свои мысли о «наслаждении творчеством», о «гордых и неприступных» творцах, «избранниках судьбы». «Лунная» Н.З. вдохновила Треплева на создание образа Мировой Души. «Солнечная» - пробудила волнение души Тригорина, нечаянно подарив «сюжет для небольшого рассказа». Уезжая, он обещает ей помнить этот «ясный день», «светлое платье» и «белую чайку на скамье». «Да, чайка...» - задумчиво произносит Н.З. в ответ.

Отъезд Тригорина и Аркадиной для Н.З. означает конец праздника, пробуждение от «сна». Возвращение к «милой деревенской скуке», к «пескариной жизни» для нее уже немыслимо, невозможно: «Я решила бесповоротно, жребий брошен, я поступаю на сцену».

За два года, прошедших с момента побега из дому, Н.Э. узнала, как «груба жизнь». Она пережила за это время роман с Тригориным и разрыв с ним, смерть ребенка, актерские неудачи. «Особенная» жизнь Н.З. парадоксально срифмовалась с «бестолковой» жизнью Арка-диной.

Настроение тревоги и душевной смуты предваряет последнее появление героини. В осеннюю непогоду, когда на озере «громадные волны», а театр стоит «голый, безобразный, как скелет, и занавеска от ветра хлопает», Н.З. возвращается туда, где все начиналось: к озеру, к театру, к Треплеву. Она ничего не «вычеркивает» и не «отменяет» из прожитого. Все «перетекает» в душевный опыт художника: и чувства, «похожие на нежные, изящные цветы»; и любовь к Тригорину, «даже сильнее, чем прежде»; и сознание духовного родства с тургеневскими «бесприютными скитальцами»; и высокий настрой заново звучащего монолога Мировой Души... За «сюжетом для небольшого рассказа» просвечивает, мерцает «сюжет из области отвлеченных идей», связанный с внутренней жизнью Н.З., с ее верой в свое призвание и в свои душевные силы.

«Томление о лучшем» (А.П.Скафтымов) роднит Н.З. с героями чеховской прозы (ср. «Учитель словесности», «Три года», «Моя жизнь» и пр.); с героинями «позднего Островского» (Негина, Лариса); а также героинями Г.Ибсена (Нора в «Кукольном доме», Гильда в «Строителе Сольнесе»), М.Горького (Варвара Михайловна в «Дачниках», Лиза в «Детях солнца»). Недоговоренность, волнующая недосказанность, незавершенность оставляют образ Н.З. открытым для различных толкований и в то же время позволяют говорить о нем как об образе, вобравшем в себя «основной, духовный лейтмотив» (К.С.Станиславский) всего творчества Чехова.

Первая исполнительница роли Н.З. - В.Ф.Комиссаржевская (1896). Среди других исполнительниц - М.Роксанова (1898), А.Г.Коонен (1944). Образ Н.З. воплотила М.М.Плисецкая в балете «Чайка» на музыку Р.К.Щедрина(1979).

Лит.: Набоков В.В. Заметки о «Чайке»

//Театр, 1991, № 1; Волков Н.Д. Шекспировская пьеса Чехова

//Волков Н.Д. Театральные вечера. М., 1966; Гроссман Л.П. Роман Нины Заречной

//Прометей. Т. 2. М., 1967; Зингерман Б.И. «Чайка» и рождение новой театральной системы

//Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988; Паперный З.С. «Чайка» А.П.Чехова. М., 1980; Рудницкий К.Л. Режиссерская партитура К.С.Станиславского и «Чайка» на сцене МХТ в 1898 году

//Режиссерские экземпляры К.С.Станиславского. Т. 2. М., 1981; Кириллова И. Пьеса Константина Треплева в поэтической структуре «Чайки»

//Чехов и театральное искусство. Сб. статей. Л., 1985; Лакшин В.Я. Провал

//Театр, 1987, № 4; Вилькин A.M. «Отчего стрелялся Константин?»

//Современная драматургия, 1988, № 3.

Н.А.Шалимова

НОЗДРЕВ

НОЗДРЕВ - персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842, под ценз, назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842-1845). Литературные источники образа Н.- образы лгунов и хвастунов в драматургии Я.Б.Княжнина, А.П.Сумарокова, И.И.Хемницера, И.А.Крылова, а также Загорецкий из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», Глаздурин из романа Ф.В.Бул-гарина «Иван Выжигин». В образе Н. развиты черты гоголевских персонажей Ихарева и особенно Хлестакова.

Образ Н. представляет тип «разбитного малого», кутилы «неугомонной юркости и бойкости характера», «исторического человека», ибо Н. всякий раз попадает в историю: либо его выводят из зала жандармы, либо выталкивают свои же приятели, либо он напивается в буфете, либо врет, будто держал лошадь голубой или розовой масти. Н. также охоч до женского пола, по его выражению, не прочь «попользоваться насчет клубнички» (он завсегдатай провинциальных театров и поклонник актрис, его детей воспитывает «смазливая нянька»). Главная страсть Н.- «нагадить ближнему»: Н. распускал небылицы, расстраивал свадьбу, торговую сделку, но по-прежнему почитал себя приятелем того, кому нагадил. Страсть Н. общечеловеческая, не зависит ни от чина, ни от веса в обществе. По Гоголю, подобно Н., гадит человек «с благородной наружностью, со звездой на груди» («И нагадит так, как простой коллежский регистратор»). Фамилия Н.- метонимия носа (происходит абсурдное двойное отделение: ноздрей от носа, носа - от тела). Ряд пословиц и поговорок соотносится с образом и характером Н.: «совать нос не в свое дело», «любопытной Варваре нос оторвали», «остаться с носом», «держать нос по ветру» (ср. у Гоголя: «Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами...»). Портрет Н. также построен на метонимии лица (бакенбарды) и согласуется с его метонимической фамилией: «возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних».

Вещи вокруг Н. тождественны его хвастливой и азартной натуре. С одной стороны, они иллюстрируют хаотичность, беспорядочность Н., с другой - его гигантские претензии и страсть к преувеличениям. В доме Н. все заляпано краской: мужики белят стены. Н. показывает Чичикову и Мижуеву конюшню, где стой ла в основном пустые; пруд, где раньше, по словам Н., «водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку»; псарню с густопсовыми и чистопсовыми, «наводившими изумление крепостью черных мясов»; поле, где Н. ловил зайца-русака за задние ноги. Кабинет Н. отражает его воинственный дух: вместо книг по стенам висят сабли, ружья, турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «Мастер Савелий Сибиряков» (алогизм Гоголя подчеркивает абсурдность вранья Н.). Шарманка Н. играет воинственную песню «Мальбруг в поход поехал». Метонимический принцип в образе Н. последовательно проводится Гоголем: дудка в шарманке Н. совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна». Даже блохи в доме Н., всю ночь кусавшие Чичикова, как и Н., «пребойкие насекомые». Энергичный, деятельный дух Н., в противоположность праздности Манилова, тем не менее лишен внутреннего содержания, абсурден и в конечном счете так же мертв. Н. меняет все, что угодно: ружья, собак, лошадей, шарманку - не ради выгоды, а ради самого процесса. Четыре дня, не выходя из дому, Н. подбирает крапленую колоду, «на которую можно было бы понадеяться, как на верного друга». Н.- шулер, он подпаивает Чичикова мадерой и рябиновкой с запахом сивухи, чтобы обыграть в карты. Играя с Чичиковым в шашки, Н. ухитряется обшлагом рукава халата продвинуть шашки в дамки.

Если Манилов заботится о «деликатных» деталях, Собакевич - о целом, то Н. пренебрегает тем и другим. Еда у Н. выражает его бесшабашный дух: «кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку <...> перец ... капусту, пичкал молоко, ветчину, горох - словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет».

Н. импульсивен и гневлив. В пьяном виде Н. сечет розгами помещика Максимова, собирается с помощью дюжих слуг побить Чичикова. Н. способен одновременно хвалить и ругать, не стесняясь в выражениях: «Голову ставлю, что врешь!», «... ведь ты большой мошенник <...> Ежели бы я был твоим начальником, я бы тебя повесил на первом дереве» (о Чичикове); «...это просто жидомор» (о Собакевиче). Н.- инициатор скандала вокруг «мертвых душ», он первым выдал тайну Чичикова на бале у губернатора, после чего «посреди котильона он сел на пол и стал хватать за полы танцующих». Н. в разговоре с чиновниками подтвердил, будто Чичиков - шпион, еще в школе был фискалом, что он печатает фальшивые ассигнации и что к его дому на ночь поставили караул, но Чичиков за одну ночь все ассигнации переменил на настоящие, что он, Н., помогал Чичикову похитить губернаторскую дочку и пр.

В инсценировке поэмы роль Н. исполняли И.М.Москвин, Б.Н.Ливанов.

В опере Р.К.Щедрина «Мертвые души» партия Н. была предназначена для тенора (первый исполнитель - В.И.Пьявко, 1977).

Лит. см. к статье «ЧИЧИКОВ».

А.Б.Галкин

НОРА

НОРА (норв. Nora) - героиня пьесы Х.Ибсена «Кукольный дом» (1879), молодая женщина, жена адвоката Торвальда Хельмера, мать троих детей. Завязка драмы происходит как бы в двух временных планах, в которых Н. живет. С одной стороны, она всегда помнит о своем давнем подвиге-проступке (подделке подписи умершего отца для спасения тяжело больного мужа). С другой стороны, Н. поглощена нехитрыми, но вполне реальными заботами о доме и семье, о благополучном и комфортном существовании. Художественная сила образа состоит в том, что, оказавшись в ситуации «социальной героини», Н. решительно не вписывается в это амплуа. По видимости Н.- заботливо опекаемое мужчинами (сначала отцом, потом мужем), нежное, женственное существо, не только кокетливое, но иногда и по-женски коварное. Она, например, не лишает себя удовольствия подразнивать влюбленного в нее доктора Ранка. Но особенность Н. как героини в том, что в отличие, скажем, от Гедды Габаер она прямо на глазах у зрителя меняется и раскрывается с неожиданной стороны. Когда-то она имела мужество пойти на преступление во имя близких и многие годы жила памятью о своем проступке, выплачивая тайно от мужа сумму долга. Но с появлением традиционного для Ибсена рокового персонажа, «человека со стороны» Крог-стада, прошлое врывается в настоящее. И тогда выясняется, что уютная, спокойная, нежная женщина - только видимость. Ее суть определится постепенно и станет явной, когда рассеются ее надежды на то, что, узнав однажды обо всем, Хельмер станет гордиться ею. Н. понимает, что переменилась, и больше не может играть роль счастливой, немного легкомысленной хозяйки «кукольного дома». Это немедленно отдаляет от нее не только мужа, но и детей. Конечно, драма Н. коснулась и Хельмера, человека по-своему, может быть, порядочного, но искренне не готового понять (не то что извинить) ее поступок. Н. женственна и хрупка внешне; культивируемый мужем образ куколки-белочки, маленькой мотовки - это скорее невольное подыгрывание с ее стороны. В сущности она прежде всего человек, ориентированный нравственно. Когда же оказалось, что ее представления о жизни наивны, детски и неправильны, она осмеливается сделать честный и правдивый вывод о самой себе: она не имеет права быть ни женой, ни матерью. Она вообще еще только «начинает быть». И поэтому Н. уходит. Если ее уход из семьи - не истерика, а Н. как раз уравновешенный, быстро и четко действующий человек, то она не вернется. Новая Н. этой семьи - и не только мужа, но и детей - не знает. Конечно, для современников Ибсена такой финал был невозможен. Автор даже придумал другую мелодраматическую развязку: Н. не уходит, а в последний момент останавливается, как бы передумав. Ничего более неестественного, разрушительного для такой героини быть не может. Однако «плохой» конец не устраивал не только современников Ибсена. До сих пор в театрах его домысливают подчас как «благополучный»: Н. все же в последний момент не решается уйти от детей и «исправившегося» мужа. Интересное продолжение сюжета предложил современный датский драматург Эрнст Бруун Ольсен в пьесе «Куда ушла Нора» (1967): героиня оказалась на «дне» общества, но, будучи вполне состоятельной и свободной, она живет вместе с ворами и проститутками, честно трудясь на фабрике. Хельмер пытается ее вернуть.

Среди знаменитых актрис, сыгравших Н. на сцене, - Г.Режан, С.Бернар (1894), Э.Дузе. Событием театральной жизни России стало создание образа Норы В.Ф.Комиссаржевской (1904).

Лит.: Weygand H.J. The Modem Ibsen. New York, 1960; Адмони В. Генрик Ибсен: Очерк творчества. Л., 1989. С.159-178.

Т.Н.Суханова

Предыдущая страница Следующая страница