Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "П" (часть 5, "ПЕТ"-"ПИН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 5, "ПЕТ"-"ПИН")

ПЕТРОВ Е. П.

ПЕТРОВ Евгений Петрович (1903-) - современный юмористический писатель и фельетонист. Совместно с И. Ильфом (см). им написаны два романа - «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», - ряд фельетонов, опубликованных в «Правде» и юмористических журналах под псевдонимами Федор Толстоевский и Холодный философ (лучшие из них собраны в сборнике «Как создавался Робинзон»).

Романы Ильфа и П. в своем сюжетно-композиционном принципе являются своеобразным вариантом так называемого «плутовского романа». В романе «Двенадцать стульев» завязкой служит эпизод поисков бриллиантов, спрятанных тещей одного из героев романа, бывшего предводителя дворянства, ныне делопроизводителя Загса, Воробьянинова. Раскрывается и высмеивается мир обывателей, пошляков, мелких людишек, рвачей. Но авторы намеренно ограничиваются изображением только этого мира, вызывающего беззлобный смех. Интонация их смеха не изменяется при переходе от эпизода, рисующего попытку создания контрреволюционной организации, к любовным похождениям какой-нибудь мадам Грицацуевой. Враги советской власти показаны ими просто ничтожными. Бездумность юмора становится особенно заметной при анализе центрального персонажа романа - Остапа Бендера. Ловкий пройдоха, талантливый мошенник, Бендер, руководитель поисков спрятанных в стуле сокровищ, является носителем духа частнособственнической инициативы, капиталистического стяжательства. В связи с тем, что плуты и обыватели показаны в романе крайне ничтожными, Бендер, сталкивающийся с ними, становится гигантской фигурой. «Бендер кажется единственно-подлинным человеком среди этих микроскопических гадов» (А. Луначарский). Авторы любуются ловкостью героя. На романе лежит отпечаток богемно-нигилистического отношения к действительности.

Значительным шагом вперед является роман «Золотой теленок». В основу его легла сюжетно-композиционная схема «Двенадцати стульев» (поиски миллионов), центральным персонажем является тот же Остап Бендер, но исходная позиция авторов уточнилась. «Микроскопические гады» в «Золотом теленке» не только злобствуют, но и вредят советской власти. В «Золотом теленке» авторы показывают действия этих гадов на фоне подлинной жизни социалистической страны. Анекдотическому автомобилю, на котором Бендер ездит, разыскивая миллионы, противостоит пробег советских автомашин. «Двенадцать стульев» состояли из ряда веселых новелл, идея к-рых не звучала отчетливо и определенно. «Золотой теленок» более заострен идейно. В «Двенадцати стульях» Бендер был всего лишь блестящим веселым плутом. В «Золотом теленке» он превращается в мелкого беса капитализма, утверждающего власть денег. Он находит свои миллионы, но деньги как орудие частнособственнического накопления никакой власти в СССР не дают. Ничтожество Бендера становится очевидным, как только он делается миллионером. «Мне бы триста рублей, - говорит заведующий советским музеем, - я бы здесь Лувр сделал». А миллионер Бендер оказывается самым бессильным и беспомощным человеком в стране.

Романы Ильфа и П. не представляют заостренной, резкой сатиры. Глубокого раскрытия классовой враждебности Бендера ими не дано. В «Золотом теленке» они развенчивают его, но не разят острием сатиры. Налет богемно-интеллигентского нигилизма и эстетизма, культ остроумия, самодовлеющего наслаждения смехом остаются и в этом романе, как и в некоторых фельетонах «Холодного философа», посвященных различным вопросам искусства, гл. обр. литературы. Здесь Ильф и П. разят по преимуществу приспособленчество и вульгаризаторство, реже ставят коренные проблемы классовой борьбы, происходящей на участке искусства.

Большей политической заостренностью отличаются их фельетоны, помещенные в «Правде».

Библиография:

I. Двенадцать стульев, изд. «ЗиФ», М., 1928 (неск. изд.); Золотой теленок, изд. «Советская литература», М., 1933 (неск. изд.); Как создавался Робинзон, изд. «Молодая гвардия», М., 1933; То же, изд. «Советская литература», М., 1933; Равнодушие, изд. Жургазобъединение, М., 1933.

II. Тарасенков Ан., «Литературная газета», 1929, № 9; Гурьев К., «На литературном посту», 1929, № 18; Кашинцев А., «Звезда», 1929, № 10; Дукор И., «Молодая гвардия», 1929, № 18; «Октябрь», 1929, № 7 (отзыв без подписи); Луначарский А., «30 дней», 1931, № 8; Селивановский А., Смех Ильфа и Петрова, «Литературная газета», 1932, № 38; Никулин Л., О месте в «литературном трамвае», там же, 1932, № 38; Каган Л., Книга веселого смеха, «Книга и пролетарская революция», 1933, № 6; Никулин Л., Веселая история печального конца советского миллионера, «Художественная литература», 1933, № 4; Зорич А., Холостой выстрел, «Прожектор», 1933, № 7-8; Рыкова Н., «Звезда», 1933, № 6; Эрлих А., Разгром равнодушных, «Художественная литература», 1933, № 5, и др.; Трощенко Е., Последние приключения анархического индивидуализма, «Красная новь», 1933, № 9; Хохлов Герман, Ильф-Петров и другие, «Литературная газета», 1934, № 27, 6 марта.

ПЕТРОВИЧ

ПЕТРОВИЧ Велько (1884-) - видный современный сербский новеллист и поэт. Принимал активное участие в национальном движении в Венгерской Сербии, редактировал ряд сербских национально-революционных изданий. Довоенные сборники его стихов проникнуты националистической и антиавстрийской тенденцией, резко порывая с господствующей поэзией модернизма («Родольубиве песме», 1912, «На Прагу», 1914).

После войны П. выступает почти исключительно как автор небольших реалистических новелл из жизни мелкой буржуазии Войводины и Сербии. Писатель сербской буржуазной интеллигенции, П. в первых сборниках своих новелл («Буньа и други из Раванграда», 1921, «Варльиво Пролече», 1921, «Померене Савести», 1922, и др.) заметно отражал влияние Тургенева и сентиментально-идиллического сербского реализма. В дальнейшем, с нарастанием экономического кризиса, в творчестве П. все больше и больше места занимали проблемы «больной души», человека современного капиталистического города. Начиная с 1924 («Искушенье», 1924, «Приповетке», 1925, и др.), П. создает новый для сербской литературы стиль, стоящий ближе всего к ранним произведениям Достоевского. Главное внимание сосредоточено на психологическом анализе, на проблемах жизни больной и надломленной молодежи, разочаровавшейся в беспочвенной интеллигенции, и т. д. Мастерство стиля, подчас близкого к импрессионистической прозе, делает новеллы П. выдающимся явлением в сербской литературе.

Значение П. - в том, что он впервые создал картину внутренней жизни сербского капиталистического города, в частности в послевоенную эпоху, и нарисовал целую галерею типов современного города. Известная ограниченность и надломленность творчества Петровича объясняется характером сербского капитализма, получившего возможность экономического развития уже в момент загнивания капитализма.

ПЕТРОВ Н. И.

ПЕТРОВ Николай Иванович (1840-1921) - украинский историк литературы. Р. в с. Вознесенском Макарьевского у. Костромской губ. Окончил Киевскую духовную академию. В 1870 был назначен доцентом академии по кафедре иностранных лит-p и русской литературы. В 1918 при основании УАН П. был избран в действительные члены по историко-филологическому отделению.

П. работал по вопросам археологии, истории Киевской духовной академии, истории украинской литературы. В области последней следует отметить такие труды П., как «Очерки украинской литературы XVIII в.» (Киев, 1880, переработанное издание - 1911) и «Очерки из истории украинской литературы XIX в.» (Киев, 1884). Являясь последователем буржуазной сравнительно-исторической школы, П. рассматривал украинскую литературу в аспекте влияний на нее русской литературы; исключительно этими влияниями объяснял он основные этапы развития украинской литературы.

Значение трудов П. заключается в установлении некоторых точек соприкосновения русской и украинской литератур, которые нашли свое подтверждение в новых марксистских исследованиях.

ПЕТРОВСКИЙ Д. В.

ПЕТРОВСКИЙ Дмитрий Васильевич (1892-), современный поэт; примыкал к Лефу. Участник гражданской войны. Гражданская война - основная тема его творчества. Очерки, собранные в сборнике «Повстанья», дают яркую художественную хронику событий 1918 на Украине. Героизируя период гражданской войны и удаль советского казачества («Галька», «Червонное казачество»), Петровский не сумел дать четкого классово осмысленного освещения событий; его лирика полна отвлеченным разгульным восторгом боевой страды, он преклоняется перед разбушевавшейся «стихией» - войной. Революционный порыв П., его симпатии к социалистической действительности отвлеченны. Романтика социалистического строительства по-настоящему им еще не воспета. «Денис Кочубей» - художественно слабые очерки о коллективизации - является единственной и далеко недостаточной попыткой П. подойти к актуальным темам современности. Наметившееся уже в «батальных» вещах индивидуалистическое восприятие поэта в цикле философской лирики («Поединок») переходит в крайний субъективизм и граничит с мистикой. В области формы Петровский продолжает унаследованные от Хлебникова (см.) словесные искания, стремится «найти язык», обогатить его неологизмами и усложнить.

П. тяготеет к песенному фольклору. Песни его динамичны, сюжетны, богаты лексически и певучи; Петровский пользуется разнообразными ритмами.

При большой свежести языка и яркости образов (особенно «Черноморская тетрадь») его нервный напряженный стиль страдает отсутствием простоты, и это обусловлено еще непреодоленным импрессионистическим, анархически-стихийным мироощущением автора, которое сводится к мелкобуржуазной основе его творчества.

Библиография:

I. Повстанья, М. - Л., 1925; Поединок, М., 1926; Галька, М., 1927; Червонное казачество, Москва - Ленинград, 1928; Черноморская тетрадь, Москва, 1928; Дмитрий Петровский, Москва, 1929; Денис Кочубей, Москва, 1931; Стихи в журналах: «Красная новь», «Октябрь», «Звезда», «Леф», «Новая Россия», в сборниках «Перевал».

II. Красильников В., Молодые поэты, «На литературном посту», 1926, VII-VIII. Отзывы: «Повстанья» - С. Д., «Книгоноша», 1925, № 14; «Поединок» - Зенкевич М., «Печать и революция», 1927, IV; «Галька» - Степанов Н., «Звезда», 1927, XII; Красильников В., «Октябрь», 1928, V; Его же, «Красная новь», 1928, I; Поступальский И., «Новый мир», 1928, II; Беккер М., «Молодая гвардия», 1928, IV; Зенкевич М., «Печать и революция», 1928, IV; «Черноморская тетрадь» - Красильников В., «Октябрь», 1928, V; Беккер М., «Молодая гвардия», 1928, IV; Зенкевич М., «Новый мир», 1928, III; «Печать и революция», 1928, IV; «Правда», 1928, № 53, 2 марта; «Червонное казачество» - Поступальский И., «Новый мир», 1929, III; «Дмитрий Петровский» - Локс К., «Новый мир», 1929, XII; «Октябрь», 1929, XI (без подписи); «Денис Кочубей» - Россоловская В., «Красная новь», 1931, VII; Михайлов Б., «Литературная газета», 1931, № 28, 25 мая; Ситков И., «На литературном посту», 1931, IX, и др.

ПЕТРОВСКИЙ М. А.

ПЕТРОВСКИЙ Михаил Александрович (1887-) - современный литературовед. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, при к-ром был оставлен по кафедре зап.-европейских лит-p. Преподавал в Московском университете и на Высших женских курсах романскую филологию и историю средневековой литературы. С 1923 по 1930 состоял заведующим подсекцией теоретической поэтики при лит-ой секции ГАХН.

Большинство работ П. написано в духе немецкой формалистической школы (см. «Композиция новеллы у Мопассана» в журн. «Начала», № 1, П., 1921; «Морфология пушкинского Выстрела » в сб. «Проблемы поэтики», М., 1924; «Морфология новеллы» в сб. «Ars poetica», ГАХН, М., 1927). Влияние это позднее осложнилось гуссерлианством (работа «Поэтика и искусствоведение», журн. «Искусство», 1927, кн. II-III, и др.). В настоящее время П. усиленно занимается переводами; ему принадлежат образцовые переводы «Повелителя блох» Гофмана («Academia», 1929), «Манон Леско» Прево («Academia», 1932) и др.

ПЕТРОВСКИЙ П. Н.

ПЕТРОВСКИЙ Петр Николаевич (1864-) - поэт. Р. в разорившейся дворянской семье. Печататься начал в 1883.

П. - один из последних представителей вырождающейся дворянской лирики. Поэтизация прошлого делает его поэзию архаичной и даже объективно-вредной в наше время. Мотивы любви, природы, грусти о прошлом переполняют лирические миниатюры Петровского - единственный жанр, которым он пользуется, обнаруживая статичность писательской техники.

Творчество П., лишенное «гражданских» мотивов, отмечено влиянием Фета и Верлена; поэтические средства его небогаты, образы нередко шаблонны, но отличаются искренностью и простотой. Переводы Петровского из Верлена, Гюйо, Сюлли-Прюдома, а также татарского поэта Х. Туфана изящны и точны в передаче ритма, музыки подлинников. Переводить Верлена П. начал одним из первых в России. П. создал также ряд произведений для детей младшего возраста.

Библиография:

I. Стихи П. печатались в журналах: «Колосья», 1884-1885; «Северный вестник», 1889; «Живописное обозрение», 1890; «Наблюдатель», 1896-1900; «Беседа», 1904-1908; «Женское дело», 1910-1911; «Путь», 1913-1914; «Ежемесячный журнал», 1915; «Новая жизнь», 1915-1916; «Зернышки», 1924; «Детский уголок», 1927; «Женский журнал», 1927; «Мурзилка», 1929, и другие. Книги П.: Песни юноши, СПБ, 1885; Лирические наброски, Киев, 1894; Стихотворения, М., 1901; П. Верлэн в переводах русских поэтов, М., 1912; изд. 2-е, М., 1913 (ред.); Сюлли-Прудом в переводах русских поэтов, М., 1913, и М., 1924 (ред. и вступ. статья); Невольные песни, М., 1916; Последние песни, М., 1922; Про ушастую сову, М., 1925 (неск. изд.); Кисевна и котята, М., 1926 (неск. изд.); Забавный зверь Мишка, М., 1927; Тоска по музыке, Москва, 1927.

II. «Новости дня», 1900, № 6304; «Новое время», 1901, № 8962; «Уральская жизнь», 1916, № 284; «Бюллетень литературы и жизни», 1917, I; Усов Д., «Понедельник», 1918, № 14; Анибал Борис, «Утренники», 1922, I; Брюсов В., «Печать и революция», 1922, VI.

ПЕТРОНИЙ

ПЕТРОНИЙ (в рукописях П. Арбитр) - римский писатель I в. нашей эры, автор лишь частично сохранившегося (отрывки из XIV-XVI книг) комико-реалистического романа «Сатуры» (или «Сатирикон»); повидимому тождествен с тем П., к-рый был «арбитром изящества» и законодателем вкусов и развлечений при дворе Нерона и вскрыл себе жилы, будучи заподозрен в заговоре против императора. Как литературное явление роман П. стоит в античной литературе изолированно. Автор - законченный представитель аристократического эстетства - с презрительно-небрежной иронией обнажает перед читателем изнанку римского быта, жестоко высмеивая при этом подымающиеся средние классы - вольноотпущенников, муниципальных землевладельцев и торговцев - и афишируя беспощадную откровенность своих зачастую порнографических описаний. По сюжетной схеме роман П. может рассматриваться как пародия на эротический роман: главные герои «Сатирикона» - скитающийся искатель сомнительных приключений, преследуемый «гневом Приапа», бога половой силы, и его возлюбленный, мальчик (в античном эротическом романе влюбленную пару преследует «гнев» Афродиты). Герои эти попадают во всевозможные переделки, в к-рых фигурируют лупанары, оргии тайных культов, колдуньи, дамы, жаждущие приключений, искатели наследств, бродячие поэты-неудачники - пестрый калейдоскоп персонажей и ситуаций, являвшихся обычным уделом «низших» жанров античной литературы - новеллы и мима. Центральный эпизод сохранившейся части романа, «Пир Тримальхиона», содержит блестящие зарисовки новобогачей-вольноотпущенников и их быта. По внешней форме «Сатирикон» представляет собой «мениппову сатиру» - чередование прозы со стихами - и содержит многочисленные вставные новеллы и стихотворения, но от обычной менипповой сатиры отличается как объемом и широтой захвата, так и отсутствием каких бы то ни было обличительных или морализующих установок. Петроний проповедует «откровенность», и художественные достоинства романа не могут скрыть идеологического разложения той верхушки правящего класса, к которой принадлежит утонченный эстет-автор. Роман откликается и на злободневные литературные споры: вкрапленная поэма «О гражданской войне» пародирует Лукана; много места занимает полемика против модного риторического стиля. Реалистической установке «Сатирикона» соответствует и чуждый всякой вычурности яз., приближающийся к обыденной речи; П. иногда прибегает и к языковой характеристике персонажей, уснащая их речь диалектизмами. Благодаря своеобразной литературной позиции П. роман исключительно ценен как источник для знакомства с римским бытом и живым латинским яз. Объем романа в целом неизвестен: много читавшийся в древности, он пострадал в средние века от ряда последовательных сокращений. Даже в дошедшей до нас части только эпизод «Пира Тримальхиона» сохранен полностью: от прочих эпизодов остались лишь извлечения, позволяющие в общих чертах судить о ходе действия. В XVII в. Нодо (Nodot) попытался заполнить пробелы романа якобы на основании новонайденной рукописи, и хотя фальсификация была немедленно обнаружена, «дополнения» Нодо продолжают фигурировать во многих, в том числе и русских переводах «Сатирикона».

Библиография:

I. Издания текста: Buecheler-Heraeus, Berlin, 1922; Ernout, Paris, 1922; комментарий к «Пиру Тримальхиона», Friedlander, Lpz., 1891 (русск. перев., Под редакцией Б. И. Ярхо, Л., 1924).

II. Потемкин В., Петроний и его роман, «Русская мысль», 1900, VII; Клингер В., Петроний и его роман, Киев, 1908; Boissier G., L’Opposition sous les Cesars, P., 1875 (русск. перев.: «Общественное настроение времен римских цезарей», П., 1915; Collignon A., etude sur Petrone, P., 1892; Его же, Petrone au moyen age et dans la litterature francaise, P., 1893; Thomas E., L’envers de la societe romaine-Petrone, 2-me ed., P., 1901; Collignon A., Petrone en France, P., 1905; Rosenbluth M., Beitrage zu Quellenkunde v. Petronien Satiren, Diss., Киев, 1909.

ПЕТРОСЯН

ПЕТРОСЯН Мадат (1866-) - армянский беллетрист. Р. в с. Коти (Армения). Окончил Тифлисское ремесленное училище. 32 года работал машинистом на водопроводной станции.

В 1928 ему было присвоено звание героя труда. Свою литературную деятельность П. начал в 1903. Его ранние рассказы рисовали безотрадную жизнь армянских трудящихся города и деревни в Закавказье в период господства царизма («Из-за куска хлеба», «Люси», «Рипси»). Они выражали протест против капиталистической эксплоатации и царского произвола. Герои П. - одиночки, олицетворяющие собой разрозненную, политически еще не организованную рабочую массу, делавшую первые шаги по пути борьбы с капитализмом («Рабочий», «Бродяга»). Классовое самосознание автора более отчетливо выступает в последующих его рассказах, в к-рых он выражает свою симпатию томящимся в тюрьме борцам за новую жизнь («Патруль»). В рассказе «Держите крепко...» (1911), запрещенном царской цензурой и вышедшем в свет при советской власти, П. призывал к революционной борьбе с царизмом. В послеоктябрьский период П. написал ряд мелких рассказов из жизни города и деревни, не затрагивая однако актуальных тем социалистич. строительства.

В творчестве П. нашли свое отражение первые выступления армянских рабочих масс, поднявшихся на борьбу с капиталистическим строем. Этим оно и ценно.

Библиография:

Рассказы, Сборник, Арменгиз, Эривань, 1930.

ПЕТУХОВ

ПЕТУХОВ Евгений Вячеславович (1863-) - историк русской литературы и славист; до последнего времени - проф. Крымского пед. института им. Фрунзе; член-корреспондент Академии наук с 1916. Окончил историко-филологический факультет в Петербургском университете, где учился гл. обр. у О. Ф. Миллера, М. И. Сухомлинова и А. И. Незеленова. Первые научные труды П. по темам и методу всецело примыкают к традиции его учителей и посвящены древней письменности. Однако он уделял известное внимание и литературе XVII-XIX вв. П. принадлежит обобщающий труд «Русская литература» (Юрьев, 1910; изд. 3-е, П., 1916), в к-ром применяется «исторический метод»; сущность последнего, по П., - «в установлении связи одних литературных явлений с другими, в объяснении литературы фактами и запросами русской жизни и общим ходом того литературно-исторического процесса, который сближал русскую жизнь с литературной жизнью других народностей». Автору совершенно чужда идея социальной детерминированности литературного процесса и необходимости изучения литературных произведений в их классовой диференцированности.

Библиография:

Лукьяненко А. М., Очерк научной и педагогической деятельности проф. Евг. Петухова к моменту ее сорокалетия (1887-1927), «Известия Крымского пед. ин-та», кн. I, 1927, и отд. (там же указаны труды Петухова).

ПЕТЦОЛЬД

ПЕТЦОЛЬД Альфонс (1882-1923) - немецкий социал-демократический писатель. В его творчестве нашли свое яркое выражение как оппортунистически-мещанские тенденции немецкой социал-демократии довоенного периода, так и ее позднейший социал-патриотизм. Выходец из рабочей среды, П. в своих довоенных произведениях, как напр. сб. стихотворений «Trotz alledem», 1910, и «Seltsame Musik», 1911, и сб. рассказов «Memoiren eines Auges», в сентиментально-расплывчатых тонах рассказывал об ужасающей нищете, о мечтаниях бедняков о лучшем будущем. Говоря о социальной несправедливости, П. в то же время типичный певец классового мира, т. е. представитель буржуазной идеологии в рабочем классе. В этом отношении характерна также его художественная несостоятельность (подражание буржуазному модернизму) и стремление приспособиться к буржуазной культуре вообще и литературе в частности.

Во время империалистической войны П. воспевал доблести германской армии. Как и другие социал-патриоты, он с особым рвением выражал свои верноподданнические чувства. Для лицемерия социал-шовинистической литературы военного времени особенно характерно одно стихотворение П., где поэт, никогда не знавший (по слабости здоровья) фронта, изображает умирающего солдата, который, вспоминая поле битвы, восклицает: «И все же это было так прекрасно!»

Автобиографический роман П. «Суровая жизнь» (1920) проникнут мелким мещанским самолюбованием. Преклонение перед буржуазным обществом и государством, желание заслужить его доверие и одурачивание рабочего читателя рабочелюбивой фразеологией - вот что определяет творчество П. в последние годы его жизни. Вместе со своей партией он неуклонно эволюционировал к социал-фашизму.

Библиография:

I. Кроме указанных в тексте: Der Eurige und die Stunde, Lpz., 1912; Aus dem Leben und der Werkstatte eines Werdenden, Wien, 1913; Erde, Wien, 1931; Heimat Welt, 1913; Sil, der Wanderer, Konstanz, 1916; Drei Tage, Warnsdorf, 1916; Von meiner Strasse, Warnsdorf, 1917; In geruhigter Stunde, Lpz., 1918; Franciscus von Assisi, Warnsdorf, 1918; Der feurige Weg, Wien, 1920; Das Lacheln Gottes, Lpz., 1923; Totentanz, Zpz., 1923, и др.

II. Rolland R., Le calvaire d’un poete proletaire, в сб. «Les precurseurs», P., 1923; Soergel A., Dichtung und Dichter der Zeit. Im Banne des Expressionismus, Lpz., 1926.

ПЕХЛЕВИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПЕХЛЕВИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - лит-pa на языке пехлеви (см. Персидский язык). Известна нам лишь очень неполно, по разрозненным отрывкам сочинений, сохранившимся после арабского завоевания. Много сочинений утеряно целиком. О том, что сассанидская Персия (224-651) имела богатую литературу, в частности историческую, мы узнаем из указаний Фердоуси и других персидских писателей, к-рые использовали источники на пехлеви яз. Однако как-раз светская историческая и повествовательная П. л., наиболее для нас интересная, представлена слабее всего в том литературном наследии, к-рое дошло до нас. Наиболее интересными сохранившимися памятниками являются «Карнамак-и Артахшатр-и Папакан» (книга деяний Ардешира Бабекана - основателя династии Сассанидов), «Арда-Вираф-намак» (книга Арда-Вирафа, описывающая путешествие зороастрийца на небо и в ад), «Яшкар-и Зариран» (отрывок материалов, вошедших позднее в состав персидского Шах-намэ). Более обильны, но с литературной точки зрения менее интересны памятники религиозного содержания, отражающие систему зороастрийских жрецов. Как памятник древней зороастрийской культуры язык и лит-pa пехлеви в последнее время усердно изучаются персами (зороастрийцами), живущими в Индии.

Библиография:

Browne, A literary History of Persia, I, L., 1908 (глава III); West, Pahlavi Literature (в «Grundriss der iranischen Philologie», II, Strassburg, 1896-1904).

ПЕХЛЕВИЙСКИЙ ЯЗЫК

ПЕХЛЕВИЙСКИЙ ЯЗЫК, чаще пехлеви (язык), или среднеперсидский язык, - см. Персидский язык.

ПЕЦКА СТАГОВСКИЙ

ПЕЦКА СТАГОВСКИЙ Иосиф (Pecka Strahovsky, 1849-1897) - чешский поэт из рабочих. Работал ткачом, литейщиком, портным.

Был одним из основателей чехо-словацкой соц.-дем. партии. За секретарствование на первом съезде этой партии (1878) был посажен в тюрьму на 14 мес. Подвергаясь постоянным репрессиям, вынужден был в конце концов эмигрировать в Америку. Остальная часть его жизни прошла в Чикаго, где он редактировал ряд рабочих газет («Право лиду», «Дух часу», «Боудуцность» и др.).

П. С. принадлежал к первому поколению рабочих поэтов (Зоула, Кохман), к-рые вместе с тем были и первыми организаторами рабочего движения. Сравнительно скромная литературная деятельность Пецки Стаговского являлась составной частью его революционной работы. Он, как и указанные выше поэты, писал стихи потому, что считал их наиболее действенной формой пропаганды социалистических идей.

Несложные по форме, неяркие по языку и образам, но богатые социальной тематикой (труд, быт, борьба рабочего класса) и политической тенденцией, эти стихи являются весьма характерным документом, отражающим первую стадию организованного рабочего движения в Чехии.

Стихи и песни П. С. печатались при его жизни в рабочих газетах, впоследствии (1899) были изданы в Чикаго отдельным сборником «Sebrane basne J. B. Pecky».

ПЕЧАТЬ И РЕВОЛЮЦИЯ

«ПЕЧАТЬ И РЕВОЛЮЦИЯ» - журнал критики и библиографии. Издавался Госиздатом с 1921 по 1930. Первая книга вышла под редакцией А. В. Луначарского, И. Л. Мещерякова, М. П. Покровского, В. П. Полонского и И. И. Степанова-Скворцова. Ответственным редактором журнала - вплоть до апреля 1929 - являлся В. П. Полонский.

Первоначально журнал стремился дать критическое обозрение вновь выходящей литературы во всех областях науки и искусства. В ранний период журнал сыграл положительную роль в организации нашей литературы, журналистики, издательского дела. Наряду с «Красной новью» он был одним из первых «толстых» журналов СССР, собиравшим вокруг себя культурные силы республики. Постоянными сотрудниками статейного отдела в первые годы существования журнала были В. Полонский, А. Луначарский, М. Покровский, Н. Мещеряков, И. Степанов-Скворцов, В. Фриче, П. Коган, В. Брюсов, Н. Асеев, А. Воронский, В. Переверзев, Н. Пиксанов, Г. Баммель, М. Рейснер, М. Павлович, П. Преображенский, Б. Горев, А. Сидоров, В. Адарюков, А. Арватов, Я. Тугенхольд, А. Федоров-Давыдов, Л. Сабанеев и др. К сотрудничеству в отделе рецензий привлекались многочисленные специалисты соответствующих областей знания. Журнал снабжался гравюрами русских мастеров и другими иллюстрациями.

При наметившемся уклоне в сторону освещения вопросов художественной литературы и искусства журнал вплоть до 1929 рецензировал книги по самым разнообразным вопросам, вплоть до естественнонаучных. Существенным недостатком «П. и р.» за годы редактирования журнала В. Полонским (см.) был методологический эклектизм - отсутствие единой принципиальной линии в вопросах искусства, литературы. Наряду со статьями квалифицированных и авторитетных марксистов в журнале печатались без всяких редакционных оговорок статьи (особенно в разделе критики художественной литературы и искусства) формалистские, культурно-исторические, формально-социологические, импрессионистические и др. Уделяя место методологическим дискуссиям (например дискуссия о формальном методе, о социологическом методе П. Н. Сакулина и др.), но не имея собственных твердых позиций, журнал не доводил дискуссий до конца, не делал должных выводов.

В начале 1929 В. Полонский был отстранен от редактирования «П. и р.». Редколлегию составили В. М. Фриче (отв. редактор), И. М. Беспалов (зам. отв. редактора), Р. М. Азарх, П. М. Керженцев, И. И. Литвинов, И. Л. Маца и В. Ф. Переверзев. Вскоре Фриче умер, обязанности ответственного редактора выполнял И. Беспалов. Журнал сделался центральным органом переверзевской группы литературоведов, в конкретных вопросах литературного движения выражал взгляды «Литфронта» (см.). В 1930, после пятого и шестого номеров, журнал прекратил свое существование.

ПЕШИКТАШЛЯН

ПЕШИКТАШЛЯН Мкртич (1828-1868) - армянский писатель. Р. в Константинополе в семье ремесленника. Воспитывался в Венеции, на острове св. Лазаря, в клерикальной среде. Был под сильным влиянием ряда армяно-католических клерикальных поэтов, писавших на древнеармянском яз. («грабар»), совершенно непонятном для армянских трудящихся масс. П. не мог окончательно отрешиться от этого яз. Он также написал ряд произведений на «ашхарабаре» (современном литературном яз.) и на смешанном яз.

П. - наиболее видный представитель западно-армянской литературы, в особенности поэзии. Его творчество отражало идеологию западно-армянской буржуазии. В течение многих десятилетий оно служило в руках армянской торгово-промышленной буржуазии орудием борьбы за ее интересы и средством воспитания масс. По этой именно причине его националистическая, зовущая к национальному объединению поэзия в свое время заполняла страницы песенников, распевалась и распространялась в массах в огромном количестве экземпляров. Армянская буржуазия неоднократно издавала и переиздавала сочинения П. Ему не была чужда и интимная лирика; однако в художественном отношении она значительно уступает его национально-патриотическим произведениям. Кроме стихотворных произведений Пешикташляном написано несколько драматических, посвященных историческому прошлому Армении («Корнак», «Аршак», «Бахе» и др.). Им переведен на армянский яз. ряд сочинений Вольтера.

Библиография:

Собр. сочин. в одном томе издавалось неоднократно: в 1870 (Константинополь), 1903 (Тифлис), 1907 (Нью Иорк) и др.

ПЕЯМИ

ПЕЯМИ Сафа (1899-) - современный буржуазный турецкий писатель. Р. в Стамбуле в семье поэта Исмаила Сафа. С пятнадцати лет стал заниматься педагогической работой. В этот период П. увлекался философией и психологией. Рассказы стал печатать 19 лет. Эти рассказы, составившие сборник «Istanbul hikâyeleri», обратили на него внимание литературного мира. Известность П. приобрел романом «Sözde Kizlar». К ранним романам относятся также «Maher» и «Canan», к-рые автор считает несовершенными. Из последующих произведений следует назвать «Şimşek», «Bir akşamdi», «Ateş böcekleri», «Dokuzuncu Hariciye Koğnşu», значительное в художественном отношении, и наконец «Atila».

П. - писатель-индивидуалист, интереса к социальным проблемам не проявляет. Неплохо рисует П. картины национального быта, но его больше интересует внутренний мир героев, принадлежащих к буржуазии и ее интеллигенции, и психологический анализ их переживаний. Язык П. - живой, свежий и выразительный. В последних вещах чувствуется большая работа над формой.

Помимо писательской деятельности П. занимается журналистикой, а также пишет детективные романы под псевдонимом Сервер Беди.

Библиография:

Ali Canip, Türk edebiyati anotolojisi, Istanbul, 1931.

ПИА

ПИА Феликс (Felix Pyat, 1810-1889) - французский драматург, журналист и политический деятель, мелкобуржуазный демократ-республиканец, участник революции 1848 и член Парижской коммуны.

П. отражал оппозиционные настроения мелкобуржуазной демократии против монархии Луи-Филиппа, этой диктатуры «финансовой аристократии» (Маркс). Помимо очерков, этюдов и фельетонов П. писал мелодрамы, выделявшиеся своей парадоксальностью и радикализмом. В одной группе мелодрам, перенося действие то в древний Рим («Une revolution d’autrefois», 1832; «Une conjuration d’autrefois», 1833), то в Испанию («Arabella», 1838), то во Францию XVI в. («Ango», 1835), то в героические времена Скандинавии («Cedric le Norvegien», 1842), П. дискредитировал на разные лады короля Луи Филиппа. В других мелодрамах («Le brigand et le philosophe», 1834; «Les deux serruriers», 1841; «Diogene», 1846; «Le chiffonnier de Paris», 1847) он обнажал противоречия между бедными и богатыми, отводя последним место в ряду «злодеев» мелодрамы. Однако, несмотря на приподнятый пафос обличительных речей против социальной несправедливости, Пиа остается ограниченным мелкобуржуазным радикалом. Это - схематизатор и лакировщик, «апеллирующий к сердцу обывателя» (Маркс).

Идеал Пиа - «республика демократическая и одновременно социальная». Пиа не сознает мелкобуржуазного содержания своего идеала. В революцию 1848 Пиа боролся против идеи самостоятельного рабочего движения. Став одним из руководителей французской секции I Интернационала, он отстаивал в ней чисто бланкистскую программу. Маркс вел самую ожесточенную борьбу с П. и его товарищами по французской секции Интернационала, неустанно разоблачая «сладкого» П. как мелкобуржуазного демагога, примазавшегося к рабочему движению и толкающего его на путь революционного авантюризма, объективно нанося ему глубокий вред. Издеваясь над «мелодраматической революционной декламацией» П., Маркс подчеркивал единство его лит-ой и политической практики, одинаково поверхностной и фразерской. В письме к Энгельсу от 30 марта 1852 Маркс возмущался тем, что П. «переработал декабрьские дни в мелодраматический спектакль. Он нашел английского предпринимателя и вместе с ним поставил в Нью-Йорке эту гадость, сцены убийств, изгнание, ссылку и т. д. Можно ли более низким образом спекулировать на бедствиях своей страны? И этот осел считает это проституирование французской misere политическим актом» (Сочинения, т. XXI, стр. 345-346).

Во время Парижской коммуны П. принадлежал к ее якобинско-бланкистскому большинству, вместе с ним неся ответственность за все политические ошибки Коммуны, являвшиеся причиной ее гибели.

Библиография:

I. Все перечисленные произведения Пиа вышли в отдельных изданиях, кроме: Une conjuration d’autrefois - напечатана в «Revue des Deux Mondes», 1833; Arabella - «Europe Litteraire», 1838; Русские переводы: Парижский ветошник - Сборник театральных пьес, переведенных с французского Ф. А. Бурдиным, том II, Петербург, 1875; Два слесаря и дочь банкира, перев. с английского (sic), литографир. изд. Курочкина, 1878; Диоген и Аспазия, перев. М. В. Карнева, литограф. изд. С. Ф. Рассохина, 1899.

II. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, М. - Л., 1929-1931, тт. XXI-XXIV, Переписка (см. именной указатель в т. XXIV); Фридлянд Ц., История Западной Европы 1789-1914, т. I, изд. 3-е, Харьков, 1930, Лекции 26, 27, 33 и 34; Mirecourt E., Portraits el silhouettes, P., 1867-1872; Royer A., Histoire du theatre contemporain, I, P., 1879; Thiery E., Souvenir: F. Pyat, «Revue d’art dramatique», v. 15, 16, 1889; Zevaes A., F. Pyat, homme de lettres et homme politique, «La nouvelle revue», 1930, v. 109, p. 161-175; 259-87; v. 110, p. 60-69, 95-109.

III. Thieme H. P., Bibliographie de la litterature francaise de 1800 a 1930, t. II, P., 1933.

ПИДМОГИЛЬНЫЙ

ПИДМОГИЛЬНЫЙ Валерьян (1901-) - украинский беллетрист. Р. в семье крестьянина в с. Чаплях б. Екатеринославской губ. Учился в реальном училище и университете. Занимался педагогической работой. Состоял членом националистических литературных организаций «Ланка» (Звено) и «Марс». Первые произведения П. - рассказы «Гайдамаки» и «Ваня» - напечатаны в журн. «Сiч».

Тематика произведений П. - жизнь украинской интеллигенции, отчасти крестьянства. Ранние произведения писателя - рассказы в импрессионистической манере. В дальнейшем П. перешел к более крупным полотнам. С наибольшей полнотой и яркостью черты мировоззрения и стиля П. раскрываются в самом большом его произведении - романе «Мiсто» (русск. перев. - «Город», Гиз, М. - Л., 1930). Содержание романа - история крестьянского парня Степана Радченко, приехавшего в город учиться и постепенно втянувшегося в городскую буржуазную стихию. В романе отражены буржуазно-интеллигентские индивидуалистич. настроения периода нэпа. Вместо показа городского рабочего в тесной связи с производственными процессами писатель изобразил уличную жизнь города, ночных подвальных ресторанов и пр. Для писателя характерны тяготение ко всему изысканному, своеобразные дифирамбы утонченным физиологическим сексуальным переживаниям. Устами персонажа - поэта Выгодского, - к-рому явно сочувствует автор, проводится характерная для П. фаталистическая философия пессимизма и скептицизма в отношении социального прогресса и перспектив пролетарской революции. Несмотря на явно упадочнические настроения, писатель однако выявил в своем романе определенные симпатии к сильным «селюкам», стремящимся завладеть городом, т. е. к кулачеству.

Творчество П. в целом выражает буржуазно-индивидуалистическую идеологию с явным уклоном к биологизму и физиологизму. Стилевой особенностью П. является сочетание натурализма с импрессионизмом. К числу формальных достоинств художественной прозы П. относится яз. писателя, отличающийся большой ясностью и правильностью. В последнее время в новых мелких произведениях П. проявляет тенденции к перестройке в смысле попыток приблизиться к социалистическому строительству.

Библиография:

Лейтес А. i Яшек М., Десять рокiв украiнськоi лiтератури (1917-1927), т. I, ДВУ, Харкiв, 1928; Шпiлевич Вiра, Бiблiография украiнськсоi лiтератури та лiтературознавства за 1928 рiк, ДВУ, Харкiв - Кiев, 1930.

ПИИТИКА

ПИИТИКА - см. Поэтика.

ПИКАР

ПИКАР Эдмонд (edmond Picard, 1836-1924) - бельгийский писатель. Известный адвокат, депутат парламента. Творчество П. чрезвычайно разнообразно: романы, литературная критика, драмы, труды в области права. П. возглавлял журнал «L’art modern» при ближайшем участии Верхарна и Лемонье. Находясь в оппозиции к «La jeune Belgique» (Молодая Бельгия), журналу, группировавшему парнассцев и символистов, П. лозунгу «искусство для искусства» противопоставил роль искусства как социального фактора. Однако, стремясь насытить свои художественные произведения социальной тематикой, он превращал их большей частью в сухие философские трактаты, социальная проблематика которых к тому же была достаточно поверхностна и абстрактна. В этом отношении особенно показательны «Scenes de la vie judicaire» (1893).

Драматические произведения Пикара по существу являются театром идей, лишенным действия, и носят печать эпохи «декаданса», отражая настроения усталости, разочарованности, пресыщенности: «Desesperance de Faust» (1904), «Fatigue de vivre» (1903). Пикар не закрывал глаз на противоречия и эксплоататорскую сущность капиталистического общества. Особенно характерна в этом отношении повесть «L’amiral» (1883), в к-рой П. изобразил тяжелый труд и быт моряков, «беспощадное лицо социального угнетения». Пути к улучшению положения пролетариата П. видит только по линии парламентских реформ.

Несмотря на внутренние противоречия, капиталистический строй для П. - нечто устойчивое и связное, покоящееся на «разумном» фундаменте буржуазного права. П. выражает взгляды бельгийской мелкой буржуазии эпохи становления империализма, ущемленной капитализмом, но при всех своих оппозиционных настроениях идущей у него на поводу.

Перу П. принадлежит также ряд художественных путевых заметок и философско-исторических трудов, явившихся плодом его путешествий по Востоку. В этом цикле этюдов П. стоит на почве расовой теории, пытаясь объяснить отсталость и нищету народов Востока их расовыми особенностями. Подобная «концепция» объективно служила оправданием колониальной политики «передовых» европейских государств, в частности Бельгии, перед которой, особенно в конце XIX века, встал вопрос о более интенсивной эксплоатации Центральной Африки.

Библиография:

I. Кроме перечисленных в тексте: La forge Roussel, Bruxelles, 1881; Pro arte, Bruxelles, 1886; Vie simple, Bruxelles, 1893; Imogene, Bruxelles, 1895; Discours sur le renouveau au theatre, Bruxelles, 1897; Comment on devient socialiste, Bruxelles, 1895; Iericho, Bruxelles, 1902, и др.

II. Nautet Fr., Histoire des lettres belges, v. I, Paris, 1892; Segard A., Les voluptueux et leshommes d’action, (P.), 1900; Bierne M., e. Picard et ses Ouvres, Bruxelles, 1908; Liebrecht H. et Rency G., Histoire illustree de la litterature belge de la langue francaise, s. l., 1926.

ПИККОЛОМИНИ

ПИККОЛОМИНИ (Aenea Silvio Piccolomini, 1405-1446, с 1558 папа Пий II) - итальянский писатель, гуманист. Род. в знатной семье, получил юридическое образование. В молодые годы П. сделал быструю карьеру; одновременно написал множество эротических стихотворений. Его комедия «Chrisis» и новелла об Евриале и Лукреции, основой для сюжета к-рой послужили похождения имперского канцлера, являются образцами фривольной литературы Возрождения. Поэтические способности П. высоко ценились современниками (Фридрих III короновал П. в поэты). Ненасытное честолюбие толкнуло П. на путь церковной деятельности; благодаря исключительным ораторским способностям и широкой образованности П. достиг высших ступеней католической иерархии. Пикколомини писал также по-латыни; здесь следует отметить его мемуары («Commentarii rerum memorabilium»), содержащие много живых жанровых сцен современной П. Италии и ряд талантливых портретов его современников. П. известен также своими исторической и географической работами.

Библиография:

I. Opera omnia, Bas., 1551; Opera inedita, Roma, 1883.

II. Буркхардт Я., Культура Италии в эпоху Возрождения, СПБ, 1905; Scherillo M., Le origini e lo svolgimento della letteratura italiana, v. II, Milano, 1926.

ПИКСАНОВ

ПИКСАНОВ Николай Кириакович (1878-) - современный литературовед. Профессор Петербургского, Саратовского и Московского университетов, ныне Ленинградского института философии, истории и лингвистики. С 1922 по 1929 состоял председателем Пушкинской комиссии Общества любителей российской словесности, вице-президентом ГАХН. Член-корреспондент Академии наук. Главные работы Пиксанова посвящены творчеству Грибоедова: под его редакцией вышло трехтомное собрание сочинений Грибоедова, изданное Академией наук (3 тома, П., 1911-1917). Творчеству Грибоедова посвящен ряд работ П., в том числе самая значительная - «Творческая история Горя от ум » (1928). Однако тематика работ П. далеко выходит за пределы грибоедовской эпохи.

По своим методологическим взглядам П. примыкает к сторонникам «социологического метода» в литературоведении, возглавлявшегося П. Н. Сакулиным (см. «Методы домарксистского литературоведения»). Подобно Сакулину П. был учеником Пыпина и Тихонравова и сохранил в своих взглядах явный отпечаток методологии культурно-исторической школы. Методологическое влияние Пыпина сказывается особенно ощутительно в ранних работах Пиксанова; таковы например статья «Памяти А. Н. Пыпина» в «Известиях 2-го отделения Академии наук», 1910, № 3, или статья о журналистике начала XIX в. в т. I «Истории русской литературы XIX в.». В дальнейшем П. довольно решительно отходит от своего учителя, методологию к-рого он неоднократно критикует и в конкретном и теоретическом плане. Эта критика все же не привела П. к действительному овладению диалектическим материализмом, как им неоднократно это декларировалось (см. напр. предисловие к «Двум векам» во 2-м издании, 1924, и особенно его работу о «Творческой истории Горя от ума »). Понимание культурной среды как «фактора», обусловливающего творческую деятельность художника, ведет П. к недоучету существеннейших процессов классовой борьбы, к-рая является определяющим моментом в истории литературы. Литературные произведения по большей части берутся им вне их диалектической связи, изолированно, как явление культуры, как выражение «социальной психологии» автора. Метод П. страдает эклектизмом. Характерно признание, сделанное П. в 1924 в предисловии ко 2-му изданию книги «Два века русской литературы»: «Литературная наука своим предметом имеет явление столь сложное, что ограничение каким-нибудь одним монопольным методом или приемом было бы положительно вредно. Поэтому вполне приемлемы и давали отличные результаты самые разнообразные методы: лингвистический, формальный, эстетический, психологический, социологический». В последнее время П. отказался от этого своего утверждения (см. «Письмо в редакцию журнала Литературный критик », 1933, VII).

В период 1925-1928 Пиксанов выступал с двумя методологическими теориями - «творческой истории» и «областных культурных гнезд». Разработке первой посвящена работа П. о Грибоедове и редактировавшийся им сб. «Творческая история» (1927). В них П. настоятельно требует изучения процесса создания шедевров, внимательного исследования всех первоначальных замыслов художника, прототипов отдельных образов, вариантов текста и т. п. Принцип «творческой истории» не содержит в себе ничего неприемлемого, но он далеко не нов, ибо исследование текста всегда входило в компетенцию литературоведения. П. только психологизирует это текстологическое исследование произведения, обязывая литературоведов к целому ряду посторонних исследований. Как бы ни было интересно изучение прототипов литературного произведения, оно не может заменить классового осмысления идейно-классового содержания литературы. Метод творческой истории имеет явно подсобное значение для науки о литературе. Вдобавок он не всегда целесообразен; так случилось в частности с «Горем от ума», исследуя творческую историю к-рого, П. вынужден был констатировать сравнительную стабильность отдельных сторон этого шедевра, напр. такой «стороны», как его идеология.

Другая методологическая концепция П. - его теория «областных культурных гнезд», нашедшая отражение в одноименной книжке, в статье П. об украинских повестях Гоголя, в его статьях о Горьком, - сводится к указанию необходимости изучать те черты областных культур, в к-рых росли и воспитывались писатели прошлого и которые наложили на их творчество особый отпечаток. Марксистское литературоведение не отрицает необходимости учета этих черт местного своеобразия, но, исходя из общих установок диалектического материализма, ставит этот принцип в подчиненное положение.

Ценность работ Пиксанова для современного литературоведения - в их фактической части, в обилии предлагаемых документов, в планомерной разработке вопросов (творческая история и проблема областной литературы), имеющих при всей своей подсобности важное значение для литературоведения.

Библиография:

I. А. С. Грибоедов, Биографический очерк, СПБ, 1911; Семинарий по новой русской литературе. Три эпохи: екатерининская, александровская, николаевская, СПБ, 1912; То же, изд. 2-е, переработанное, СПБ, 1913; Хронология русской литературы для учащихся, СПБ, 1914; И. В. Лопухин, сб. «Масонство в прошлом и настоящем», изд. «Задруга», М., 1914; Грибоедов и Мольер. Переоценка традиции, Гиз, М., 1922; Пушкинская студия, изд. «Атеней», П., 1922 (изд. 1-е - Саратов, 1921); Островский, Литературно-театральный семинарий, изд. «Основа», Иваново-Вознесенск, 1923; Старорусская повесть, Гиз, М., 1923; Два века русской литературы, Гиз, М., 1923; То же, изд. 2-е, М., 1924; Новый путь литературной науки. Изучение творческой истории шедевра (Принципы и методы), «Искусство» (М.), 1923, I; Грибоедов и старое барство. По неизданным материалам, изд. «Никитинские субботники», М., 1926; Короленко. Идеология. Творчество. Вступит. статья к «Избранным произведениям В. Г. Короленко», Гиз, М., 1926; Литературные работы М. С. Ольминского, «Звезда», 1926, V; Обломовщина, вступ. статья к «Обломову» И. А. Гончарова, Гиз, М., 1927 («Русские и мировые классики»); в переработанном виде эта статья вошла в изд. «Обломова», ГИХЛ, М. - Л., 1934; О сборнике молодых литературоведов-формалистов, «На литературном посту», 1927, IV (о сб. «Русская проза», Л., 1926); Областные культурные гнезда, Историко-краеведный семинарий, Гиз, М., 1928; Творческая история «Горя от ума», Гиз, М. - Л., 1928; Революционное народничество и «Новь» Тургенева. Вступит. статья к роману «Новь», Гиз., М. - Л., 1928; Сказки Щедрина, Вступит. статья к «Сказкам» М. Е. Салтыкова, изд. 2-е, Гиз, М. - Л., 1930; Безвестные статьи Н. И. Тургенева, сб. «Декабристы и их время», т. II, М., 1932; Из революционного прошлого М. Горького, сб. «Горький в Татарстане», Казань, 1932; Горький и фольклор, «Советская этнография», 1932, № 5-6; Горький - стихотворец, «Новый мир», 1932, IX; Глеб Успенский о Карле Марксе, там же, 1933, III; Акад. А. Н. Пыпин, К 100-летию со дня рождения, «Вестник Академии наук СССл, 1933, № 4; О классиках, Сборник статей, изд. Московского т-ва писателей, М., 1933; Дворянская реакция на декабризм, «Звенья», сб. II, М., 1933; Литературное наследие Салтыкова (Этапы, жанры, циклы, типы и темы его творчества). Вступит. статья к однотомному изд. «Сочинений», ГИХЛ, М. - Л., 1933; Письмо в редакцию (Об отзывах И. Сергиевского и о себе самом), «Литературный критик», 1933, № 7, и др.; Становление драматурга (Молодой Горький и театр), сб. «Горький и театр», Л., 1933; Достоевский и фольклор, «Советская этнография», 1934, № 1-2.

II. Сватиков С., «Современный мир», 1914, III (отзыв о семинарии «Три эпохи»); Фатов Н. Н., «Печать и революция», 1922, VIII; Его же, «Молодая гвардия», 1923, I (отзывы о «Пушкинской студии»); Его же, «Печать и революция», 1923, IV (отзыв на «Старорусскую повесть»); Его же, «Печать и революция», 1923, VI (отзыв о семинарии «Островский»); Дегтеревский И., «Жизнь», 1923, III (отзыв о книге «Грибоедов и Мольер»); Гим - б Б., «Известия ВЦИК», 1922, № 289; Фатов Н. Н., «Печать и революция», 1923, VII; Глаголев Арк., «Красная новь», 1925, IV, и др. (отзывы о «Двух веках русской литературы»); Глаголев А., «Новый мир», 1926, XII; Нейман Б., «Книгоноша», 1926, XXI; Бродский Н., «Печать и революция», 1927, I (отзывы о кн. «Грибоедов и старое барство»); Гудзий Н. К., «Красная новь», 1928, IV; Бельчиков Н. Ф., «Печать и революция», 1928, III; И. Я., «Звезда», 1928, V; Казаринов П., «Сибирские огни», 1928, I; Гревс И. М., «Краеведение», 1928, VI; Азадовский М., »Советская Азия», 1930, I-II, и др. (отзывы об «Областных культурных гнездах»); Глаголев А., «Книга и революция», 1929, XV-XVI; Замошкин Н., «Новый мир», 1929, VI; Бабух С., «На литературном посту», 1929, VIII (ср. ответ Пиксанова, там же, 1929, XI); Рыжиков П., там же, 1929, X; Архангельский В., «Печать и революция», 1930, I; Сакулин П. Н., «Известия Академии наук СССР, Отделение гуманитарных наук», 1930, № 3, и др. (отзывы о «Творческой истории Горя от ума »); Сергиевский И., «Литературный критик», 1933, II (отзыв на сб. «О классиках» - ср. ответ Пиксанова, там же, 1933, VII).

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. - Л., 1924; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928.

ПИКСЕРЕКУР

ПИКСЕРЕКУР Гильбер, де (Rene Charles Guilbert de Pixerecourt, 1773-1844) - французский драматург, создатель мелодрамы (см.), прозванный «Корнелем бульваров». Р. в Нанси в оскудевшей дворянской семье. Служил офицером эмигрантской армии в Кобленце. После ликвидации якобинской диктатуры вернулся во Францию. В период Директории начал свою драматургическую деятельность. Первые опыты его были неудачны. Только «Victor, ou L’enfant de la foret» (1798) выдвинул его на первое место среди драматургов бульварных театров. Эта пьеса положила начало популярнейшему жанру буржуазной драматургии начала XIX в. (мелодраме), ставившему целью отвлечение массы от революционной борьбы, подчинение ее буржуазной законности и мещанской морали. Деклассированный аристократ, П. стал проводником охранительных тенденций победившей буржуазии. Этим задачам служила тематика бульварного «романа ужасов», воспринятая П. у Дюкре-Дюминиля, в сочетании с отзвуками шиллеровских «Разбойников» и с излюбленным П. конфликтом между «голосом крови» и чувством благодарности.

Основные конструктивные особенности жанра мелодрамы, намеченные в «Викторе», закрепляются затем в шедевре Пиксерекура «Селина, или Дитя тайны» (Coelina, ou L’enfant du mystere, 1801) и проходят красной нитью сквозь всю его последующую драматургию (120 пьес). Расцвет его славы падает на время военной диктатуры буржуазии при Наполеоне. К этому периоду относятся такие знаменитые мелодрамы П., как «Человек о трех лицах» (L’homme a trois visages, ou Le proscrit, 1801), «Жена двух мужей» (La femme a deux maris, 1803), «Текели» (Tekeli, 1803), «Крепость на Дунае» (La forteresse du Danube, 1804), «Ангел хранитель, или Женщина-демон» (L’ange tutelaire, ou Le demon femelle, 1805), «Цистерна» (La citerne, 1809), «Развалины Вавилона» (Les ruines de Babylone, 1810), «Собака Монтаржи» (Le chien de Montargis, ou La foret de Bondi, 1814, русск. перев. - «Обриева собака») и др.

Пьесы П. были переведены почти на все европ. языки, в том числе и на русский, и с успехом шли на русской сцене, начиная с 1803.

Библиография:

I. Theatre choisi, 4 vv., Nancy, 1841-1843; Guerre au melodrame, Paris, 1818. Часть пьес П. вошла в многотомный сборник Le peintre, Repertoire general du theatre francais, 5-me serie: Melodrames, 20 vv., P., 1818-1825. Русские переводы П., печатные и литографированные, очень многочисленны; все они собраны в Центральной библиотеке русской драмы в Ленинграде.

II. Virely A., Guilbert de Pixerecourt, P., 1909; Hartog W. G., Guilbert de Pixerecourt, sa vie, son melodrame, sa technique et son influence, P., 1913; Heal F., Guilbert de Pixerecourt, sein Leben und seine Werke, Erlangen, 1912; Esteve E., Les droits d’auteur de Guilbert de Pixerecourt, «Revue d’histoire litteraire de la France», P., 1919; Marsan J., Le melodrame et Guilbert de Pixerecourt, «Revue d’histoire litteraire de la France», VII, Paris, 1900, p. 196-220; Lacey A., Guilbert de Pixerecourt and the French romantic drama, Toronto, 1928. См. также библиографию к ст. Мелодрама.

ПИЛЬНЯК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИЛЬСКИЙ

ПИЛЬСКИЙ Петр - критик, беллетрист. После Октября - белоэмигрант. Деятельность П. развертывалась после революции 1905. В своих статьях П. выступал против Арцыбашева и буржуазного декаданса и одновременно нападал на «Литературный распад», иронически отзываясь о литературных работах Плеханова, отстаивая свою якобы общечеловеческую психологически-творческую линию в критике. В беллетристических произведениях П. давал психологическую трактовку темам, популярным в мещанско-обывательских кругах; его произведения художественно слабы, идейный их уровень низок. В своих рассказах П. стоит на позициях индивидуалистического анархического бунта. Обличительная тенденция, имеющаяся в его произведениях, затрагивает частные стороны строя, не захватывая его основ.

Библиография:

I. Во мраке касты, «Русская мысль», 1905, № 11; Армия и общество, «Мир», 1906, № 6-7; Охранный шпионат, СПБ, 1906; Рассказы, СПБ, 1907; Проблема пола, половые авторы и половой вопрос, СПБ, 1909; Критические статьи, Петербург, 1910 (о Бальмонте, Дм. Крачковском, А. Каменском и пр.); Подруги, 1917.

II. Неведомский М., Художество и жизнь, «Современный мир», 1906, № 12.

ПИНДАР

ПИНДАР (ок. 518-442 до нашей эры) - греческий поэт; принадлежал к знатному фиванскому роду и был тесно связан с Дельфами, идейным центром греческой аристократии, певцом которой П. и является. Его произведения относятся к области хорической лирики, т. е. песнопений, исполнявшихся хором на празднествах. Из 17 книг П., собранных александрийскими филологами и обнимающих различные виды праздничных (в том числе и культовых) песнопений, сохранилось собрание «эпиникиев» - хвалебных стихотворений в честь победителей на «играх» (гимнастических состязаниях). Оно разделено на 4 книги соответственно месту игр (олимпийские, пифийские, немейские, истмийские оды). Эпиникии писались по заказу чествуемых лиц, а т. к. для кастовой идеологии греческой аристократии атлетический успех ценен в первую очередь как проявление «классовой доблести», то и прославление победителя-героя происходит в соотнесении его с мифологическими повествованиями и с классовой этикой. (О структуре эпиникия П. см. «Ода античная»). Миросозерцание П. строго-консервативно и совершенно не затронуто ионийской критикой традиционных ценностей: он твердо верит в божественное всемогущество, не доверяет знанию, ценит богатство и славу и признает только прирожденные доблести. Этическое углубление аристократической идеологии, которое характерно для религии Аполлона Дельфийского (см.), находит в П. красноречивого выразителя. П. - последний поэт греческой аристократии, и его значение не в создании новых форм, а в завершении старых. Богатство строфики, пышность образов, торжественность и ораторская выразительность яз., которая ставит П. на первое место среди греческих лириков, вполне гармонируют с его архаическим мировоззрением. При жизни Пиндар пользовался очень большой славой. Демократические Афины относились к нему с неодобрением, но в эллинистическую и римскую эпохи ораторская торжественность П. вызывала интерес, а школа ценила этическое содержание его од; лит-ой актуальности произведения П. уже не имели. «Пиндаризирование» нового времени (от XVI до начала XIX в.) обычно сводилось к высокопарной транспозиции горациевой манеры в формы европейского барокко и к попыткам воспроизведения пиндаровской строфики.

Библиография:

I. Творения Пиндара, перев. П. Голенищева-Кутузова, с разн. примеч. и объяснениями..., 2 чч., М., 1804; Пиндар, перев. с греч. И. Мартынова с примеч., 2 чч., СПБ, 1827; отдельные оды переведены В. В. Майковым, «Журн. мин. нар. просвещ.», 1892 - чч. 282-283; 1893 - чч. 285-286, 290, 1896 - ч. 305, 1898 - ч. 317, Вяч. Ивановым в кн. Зелинского Ф. Ф., Древнегреческая литература эпохи независимости, ч. 2, П., 1920; Opera (Boeckh A.), 4 T., Lpz., 1811-1821; Carmina, Rec. O. Schroder («Poetae lyrici Graeci», Ed. 6, Pars I, v. I), Lpz., 1923; Ib., ed. O. Schroeder in «Bibliotheca Scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana», Lpz., 1914. Комментарии к пифийским одам: Schroder О., Pindars Pythien, erklart, Lpz., 1922.

II. Croiset A., La poesie de Pindar, P., 1880; Dornseiff F., Pindars Stil, Berlin, 1921; Wilamowitz-Mollendorff U., v., Pindar, Berlin, 1922; Schadewaldt W., Der Aufbau d. pindarischen Epinikion, Halle, 1928.

ПИНДЕМОНТЕ Д.

ПИНДЕМОНТЕ Джованни (Giovanni Pindemonte, 1751-1812) - итальянский драматург и поэт. Аристократ по происхождению, П. рано отошел от мировоззрения своего класса, став идеологом поднимавшейся буржуазии. В одном из ранних своих стихотворений он нападал на венецианскую олигархию, приветствовал мятеж демократа Пизани и, заподозренный в связи с мятежниками, бежал во Францию, где принял участие в революционном движении. После занятия Италии войсками республиканской Франции и организации Цизальпинской республики П. в 1802 вошел в состав временного правительства. Ученик философов-просветителей XVIII в., сторонник политической и религиозной свободы, П. написал произведения, проникнутые идеями буржуазной революции («республиканскую» трагедию «Ipato Orso» и др.). Значительное место в творчестве Пиндемонте занимает популярная в передовых слоях итальянской буржуазии идея единой Италии, бывшая девизом в дальнейшей борьбе за освобождение страны от чужеземного гнета. Эта идея нашла яркое выражение в сонете П. «La republica Cisalpina». В своей драматургической деятельности П. не свободен от влияния Шекспира, французских драматургов и Альфиери. Лучшие драматические произведения П. - «Tre baccanali di Roma», «Adelina e Roberto» (1807), «L’autodafe» (с использованием исторического материала древнего Рима и Нидерландов) - насыщены пафосом борьбы за религиозное и политическое освобождение Италии, сторонником которого Пиндемонте являлся всю свою жизнь.

Библиография:

I. Poesie e lettere, Bologna, 1883; Componimenti teatrali, 4 vv., Milano, 1804-1805.

II. Фриче В., Итальянская литература XIX в., ч. 1, М., 1916; Pugliesi C., G. Pindemonte, nella letteratura e nella storia del suo tempo, Roma, 1905; Rossi V., Storia della letteratura italiana, v. I-III, Milano, 1928.

ПИНДЕМОНТЕ И.

ПИНДЕМОНТЕ Ипполито (Ippolito Pindemonte, 1753-1828) - итальянский поэт, брат Джованни Пиндемонте. Будучи свидетелем Французской революции - взятия Бастилии и созыва Генеральных штатов, - П. первое время с энтузиазмом воспринимал революционные события, посвятив им поэму «La Francia». Ho развитие революции, угроза коренной социальной ломки отпугнули П., аристократа по происхождению и идеологии, не усвоившего, подобно своему брату Джованни, мировоззрения восходящей буржуазии. В историю итальянской литературы П. вошел в качестве пионера итальянского сентиментализма в его дворянском выражении. В своих «Сельских песнях» (Poesie campestre, 1788) он идеализировал жизнь на лоне природы, противопоставляя ее жизни города с его буржуазной цивилизацией. «Он любит бродить среди полуразвалившихся барских усадеб, предаваясь сладостному одиночеству...». Его муза - «кроткая», «целомудренная» нимфа - «меланхолия» (Фриче). Последователь английских поэтов Макферсона, Грея и Юнга, П. был вместе с тем не свободен от влияния классических образцов, столь характерного для европейской литературы XVIII в. Сатиры П. «Sermoni» (1808) обнаруживают близость его к Горацию. Увлечение П. классической литературой выразилось в его стихотворном переводе «Одиссеи» (1809-1822), имевшем огромный успех, а также «Георгик» Вергилия. Опыты П. в области драматургии, где он находился под влиянием Шекспира и Альфиери, нельзя считать удачными («Ulisse», «Arminio», 1804). «Arminio» представляет собой страстный призыв к борьбе с «поработителями» Италии.

Библиография:

I. Le poesie originali, 2 ed., Firenze, 1865.

II. Фриче В. М., Итальянская литература XIX в., ч. 1, М., 1916; Gini S., Vita e studio critico delle opere di I. Pindemonte, Como, 1898; Peri S., I. Pindemonte, Rocca S. Casciano, 1904.

Предыдущая страница Следующая страница