Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "М" (часть 8, "МЕЛ"-"МЕР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 8, "МЕЛ"-"МЕР")

МЕЛВИЛЛЬ

МЕЛВИЛЛЬ Герман (Herman Melvill, 1819-1891) - американский писатель. Р. в Нью Иорке. С 18 лет плавал юнгой на корабле, затем небольшой промежуток времени был учителем и в 1842 ушел на китоловном судне в южные моря. Через полтора года вследствие жестокого обращения капитана судна М. сбежал у Маркизских островов и попал в плен к туземцам, откуда был освобожден австралийским китоловным судном. В 1860 М. совершил кругосветное путешествие. С 1866 по 1885 был чиновником в таможне.

Время М. - 30-е и 40-е гг. XIX в. - совершенно изменило лицо патриархальной Америки. Возникали железные дороги, росли фабрики и города. Чудовищная спекуляция землей, приток капиталов, реформа денежной системы, частная организация банков создавали атмосферу «золотой горячки». Потомки участников «войны за независимость», пуританская мелкая буржуазия городов деклассируется, теснимая новой, быстро растущей промышленной и финансовой буржуазией.

М. в поэтических образах с выразительностью и силой дал философию индивидуализма деклассирующегося мелкого буржуа этой переходной эпохи. Его романы «Тайпи» (Турее, 1844) и «Ому» (Omoo, 1847) характерны уходом в экзотику, полным отказом от реальной действительности. М. уводит своего героя в первобытный мир, к дикарям южных морей. Следующие его произведения стремятся осознать окружающую действительность и современные социальные отношения. Он пишет «Моби Дик» (Moby Dick, 1841), «Человек доверия» (The Confidence Man), «Пьер» (Pierre), «Белый китель, или Мир военного корабля» (White Jacket, or the World in a Man-of-War, 1850) и др. Во всех этих произведениях М. провозглашает примат иррационального. Так, в «Моби Дик» М. в поэтических образах доказывает иррационализм социальных отношений; он рисует фантастически мрачную действительность, где господствует таинственный Моби Дик с руками чудовища, к-рого никто не видел, но к-рый обнаруживает себя «результатами своих действий». Моби Дик властвует над всем. Таково и другое его произведение «Человек доверия», полное преклонения перед таинственным. В «Пьере» изображен писатель с резко выраженной психикой деклассированного интеллигента, среди шумной толпы чувствующий себя столь же одиноким, как на полюсе «Белый китель» изображает зло и жестокость современ. автору военных организаций.

Библиография:

Works, Standard ed., 16 vv., L., 1922-1924.

II. Weaver R. M., Herman Melvill, Mariner and Mystic, N.-Y., 1921; Freeman J., Herman Melville, L., 1926; Mamford L., Hermann Melville, L., 1929.

МЕЛИКСЕТЯН

МЕЛИКСЕТЯН Саркис (1896-) - армянский писатель. Р. в мелкобуржуазной семье. Учился в тифлисской нерсесянской семинарии. Член ВКП(б) с 1918, был активным работником АПП Армении. Первое художественное произведение М. - «Кит Мато» - вышло отдельной книжкой в 1925. В этом небольшом рассказе М. умело отобразил психологию нэпмана и его борьбу с кооперацией. Второе произведение М. - «Один из чужих» - напечатано в журнале пролетписателей «Гракан Диркерум». В этой повести М. разоблачает переживания «бывшего человека», его ненависть ко всему новому и мечты о невозвратном прошлом. Основная тематика творчества М. - деградация целиком изжившей себя буржуазной культуры. Автор стремится показать неизбежную гибель старого буржуазного мира.

После советизации Армении М. работал в партийной печати. За последние годы М. почти не печатался.

МЕЛИКЯН

МЕЛИКЯН Овик (1903-) - армянский пролетарский беллетрист. Член ВКП(б). Р. в селении Хачакап. Был батраком. Свою литературную деятельность начал рабкором. Один из организаторов армянской секции АзАПП. Основная тематика его творчества - классовая борьба в советской деревне и соцстроительство в Азербайджане и в Армении. Им изданы два сборника рассказов, повесть «Женщина идет» и сборник новелл о колхозном строительстве. В последних своих рассказах М. пытается показать, как соцстроительство перевоспитывает людей.

МЕЛИЧЕСКАЯ ЛИРИКА

МЕЛИЧЕСКАЯ ЛИРИКА (т. е. песенная лирика) - отрасль древнегреческой лирической поэзии (melos - песня, исполнявшаяся отдельным певцом - в отличие от хоровой лирики - под аккомпанемент струнного инструмента, в отличие напр. от элегии, к-рая сопровождалась аккомпанементом на флейте). М. л. свойственны были особые размеры, отвечавшие сравнительно несложной мелодии и приближавшиеся к размерам народной песни, гл. обр. эолийские метры (см. Стихосложение античное). Расцвет М. л. относится к VI в. до нашей эры - эпохе разложения военно-землевладельческой аристократии и ожесточенной борьбы между городом и деревней. Виднейшие представители М. л. - Алкей (см.), Сапфо (см.), Анакреонт (см.). Являясь канонизацией народной песни, М. л. сохраняет многочисленные черты примитивного образосложения и стиля (см. «Греческая литература»).

Попыткой обновления М. л. в литературе является позднеантичная анакреонтическая поэзия. В римской литературе наиболее полное использование мелических форм в лирике Горация (см.).

МЕЛОДИКА

I. Лингвистический термин, обозначающий систему повышений и понижений голосового тона в речи, а также отдел фонетики, эту систему изучающий. М. какого-либо высказывания слагается таким образом

1) из интонаций (см.), т. е. повышений и понижений тона, связанных со смыслом высказывания и являющихся мелодическими средствами речевой выразительности, и

2) из повышений и понижений тона, связанных с фонематической стороной яз. и являющихся мелодическими средствами диференциации слов. Примерами мелодических средств этого типа являются:

а) так наз. «музыкальное ударение» тех языков, к-рые с помощью повышений и понижений тона выделяют главный слог слова (напр. литовский, сербский, хорватский) или диференцируют лексемы (напр. китайский);

б) повышение или понижение тона, сопровождающее изменения силы экспирации в языках с так наз. «экспираторным ударением» (напр. в русском яз.) и др.

Совокупность всех этих изменений тона образует в каждом языке совершенно специфическую систему М., порой резко отличающуюся от мелодических систем других языков.

Библиография:

См. Фонетика.

II. Стиховедческий термин, не вполне еще определившийся в своем содержании. Оставляя в стороне звуковую организацию стиха (в смысле организации входящих в него звуков - звуковые повторы и т. п. явления), его фонику (см.) и ритмическую его организацию - ритмику (см.), - в М. мы рассматриваем интонационную систему стиха (см. Интонация), т. е. прежде всего систему повышений и понижений голоса в слоге, слове, законченном словосочетании и наконец в целом стихотворном произведении, имеющую то или иное выразительное значение в данной стилевой системе. Так, в «Марше» Маяковского («Бейте в площади бунтов топот!») мы имеем дело с резко выраженной восклицательной интонацией (характеризующейся сравнительно с повествовательной интонацией повышением голоса). Эта интонация закономерно организует все интонационное движение отдельных строк и всего стихотворения в целом, создает определенную мелодическую систему. Понятно, что весь характер урегулированного интонационного движения стиха определяется той смысловой насыщенностью, к-рую он в себе несет, и находится в неразрывном единстве с его ритмом и звучанием (вне к-рых не может быть и интонации в стихе). Отсюда очевидно, что характер М. стиха мы можем понять, только рассматривая ее как один из моментов стиля определенного класса. М. неотъемлема от словесной системы, словесная система - от системы образов. Каждый литературный стиль и даже каждый этап в движении стиля имеет свою мелодическую систему, в чем нас и убеждает историко-литературный анализ. Легко сопоставить напр. интонацию стиха символистов, имеющую явно напевный характер и основанную по преимуществу на повторяющейся повествовательной или вопросительной интонации, с приведенным примером из Маяковского.

Совершенно очевидно отличие этой монотонной М. от восклицательной, резко паузированной М. Маяковского, связанной со словесной системой, выражающей идеи совершенно иного характера. В одном случае перед нами этап движения буржуазного стиля - символизма, в другом - стиль поэта революционной мелкой буржуазии, шедшего к пролетариату (Маяковский). М. у пролетарских поэтов дает опять-таки особую систему - у Д. Бедного, у Безыменского и др., - близкую к яз. широких масс трудящихся, не противопоставляющуюся разговорному яз. и т. д. Поскольку в М. мы имеем дело с интонационным строем стиха, мы здесь вплотную подходим и к стихотворному синтаксису: именно от системы сочетания слов в стихе зависит в значительной степени и смена повышений и понижений голоса, характеризующая мелодическое движение стиха, к-рое особенно резко чувствуется на примерах восклицательной и вопросительной интонации. Здесь опять-таки выступает на первый план связь М. со всеми сторонами эмоционального и смыслового движения стиха. Отсюда изучение М. стиха мыслимо только на основе рассмотрения ее в единстве со всеми остальными особенностями выразительной системы стиха как одного из моментов словесной системы данного литературного стиля.

Однако методы и задачи изучения М. в соответствующей литературе представляются до сих пор едва намеченными, и даже самый этот термин не имеет точно определившегося содержания. Вопросом этим занимались только формалисты, в марксистской литературе он еще не поставлен. На Западе изучение М. было развернуто Эд. Зиверсом, исходившим из утверждения различий не только в типах М. отдельных яз., но и в речи каждого говорящего и выдвинувшим требование изучать стих не в написанном виде, а в его звучании (так наз. «Ohrenphilologie» вместо «Augenphilologie»). В основе его теории лежала предпосылка об эстетической значимости звуковых элементов стиха, воздействующих на воспринимающего, заложенных в тексте самим автором и обнаруживающихся при произнесении. Отсюда Зиверс приходил к учению о «ритмико-мелодической формуле», которую можно установить для каждого стихотворного произведения, о своеобразной мелодии, в нем заключенной и обнаруживающейся при чтении вслух. Эта мелодия с достаточной степенью достоверности может быть обнаружена при массовом чтении, поскольку большая часть чтецов идет по линии сохранения авторской мелодии («Autorenleser») и только немногие от нее отклоняются («Selbstleser»). Несмотря на оговорки относительно обусловленности мелодии стиха всем текстом, Зиверс по существу изучает М. стиха изолированно, стремясь установить общие ее законы и т. д., т. е. по существу стоит на явно идеалистических, формалистических позициях. В России изучение М. также шло именно по этой линии в работах Жирмунского, Эйхенбаума, Бернштейна и приводило к установлению таких отвлеченных категорий, как «разговорный», «декламативный» и «напевный» типы М. (В. Жирмунский) или «песенная», «романсная» М. (Б. Эйхенбаум). Конкретного историко-литературного смысла эти категории не имеют, поскольку «разговорных» М. может быть столько же, сколько и литературных стилей («разговорность» ахматовской М. не имеет ничего общего с М. Сельвинского, также весьма «разговорной»). Такого рода деление следовательно только обнаруживает невозможность изучения М. «как таковой», вне данного стиля, как момент к-рого она только и может быть понята. Попытки же формалистов включить изучение М. в изучение стиля не меняют дела по существу, т. к. неприемлемо самое их понимание стиля.

Понятие М. не следует смешивать с понятием мелодии или мелодичности стиха; система интонирования стиха может иметь напр. самый резко выраженный разговорный характер; мелодичность стиха есть только один из частных случаев мелодической организации вообще (как напр. у символистов).

Библиография:

Литература о мелодике в целом формалистична и идеалистична. Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, изд. «Об-ва изучения теории поэтического яз.», П., 1922 (в конце книги - указатель иностранной литературы); Жирмунский В. М., Мелодика стиха, «Мысль», 1922, № 5, май - июнь (по поводу предыдущей книги); Бернштейн С., Эстетические предпосылки теории декламации, «Поэтика», III. «Временник отд. словесных искусств ГИИИ», Л., 1927; Его же, Стих и декламация, сб. «Русская речь», Под редакцией проф. Л. В. Щерба, Новая серия, I, изд. Отдела словесных искусств ГИИИ, Ленинград, 1927; Коварский Н., Мелодия стиха, «Поэтика», IV. «Временник отд. словесных искусств ГИИИ», Ленинград, 1928 (изложение теории Сиверса); Балухатый С., Теория литературы. I. Общие вопросы, изд. «Прибой», Ленинград, 1929, стр. 175 и след. (указания на литературу); Sievers Ed., Rhytmisch-melodische Studien, Heidelberg, 1912 (особенно стр. 36-55, 56-77, 78-122).

МЕЛОДРАМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЛЬНИКОВ

МЕЛЬНИКОВ Павел Иванович (1819-1883) (псевдоним Андрей Печерский) - писатель. Сын жандармского офицера, учился в Казанском университете, в 1845 служил чиновником особых поручений по борьбе с расколом при нижегородском губернаторе. Первым беллетристическим произведением М., обратившим на себя внимание критики, было «Семейство Красильниковых» (1852), за ним последовали повести «Поярков», «В старые годы», «Медвежий угол», «Гриша» и др. Переведенный в 1853 в Петербург в министерство внутренних дел, М. издавал патриотическую газету «Русский дневник». С 1866 М. жил в Москве исключительно на литературный заработок, публикуя статьи по расколу и сектантству; в 1871-1875 напечатал в «Русском вестнике» роман «В лесах», а в 1875-1881 - его продолжение «На горах». Эти романы, так же как и часть рассказов М., посвящены изображению жизни зажиточной раскольничьей буржуазии. Последняя освещается им с точки зрения той части русской буржуазии 50-70-х гг., которая участвовала в бюрократическом управлении страной, выполняя задания правящего дворянства.

Герои романов М. в большинстве своем - представители крупной торговой буржуазии приволжских провинций. Все их миросозерцание неизменно окрашено в патриархально-домостроевские тона. У таких типичных представителей этой среды, как Чапурин и Смолокуров, автор тщательно выписывает консерватизм общественных взглядов и преданность престолу и отечеству. Членам артели и богатым крестьянам-кулакам (Силантию, Трифону Лохматому) свойственны жажда наживы, властность, самодурство, лицемерие, боязнь скандала, безразличное отношение к путям наживы, разгул, бахвальство и щедрость. Предпринимательницами, стоящими во главе сложного хозяйства, являются игуменьи больших скитов (напр. Манефа). Большинство женских образов М., начиная с эскизного образа княгини Варвары («В старые годы») и кончая персонажами «В лесах» и «На горах» (Настя Чапурина, Аксинья Захаровна, Дуня Смолокурова и т. д.), принадлежит к пассивным, слабовольным натурам. Если женщина и достигает самостоятельности, то только путем больших жертв, путем разбитой личной жизни - именно таким образом достигает власти Фленушка. Низшие слои старообрядчества почти не затронуты в романах М. Они выступают только в качестве эпизодических лиц. Крестьянская старообрядческая масса фигурирует у М. только как декорация. Психология этой массы изображается вскользь и всегда в одном и том же плане - необыкновенной привязанности к тем, от кого она зависит.

Романам М. свойственен сильный отпечаток этнографизма. Удачно и кстати используются им местные предания, напр. сказание о подводном граде Китеже, известное также и из древних рукописей, и разные другие сказания старообрядческих паломников, старцев и странников; песни девушек на посиделках, на Красной горке, причитания плакуш на похоронах и т. д. «Народной» речью М. пользуется не только в разговорах, но и там, где идет повествование от лица автора, напр. в описаниях природы.

Литературная деятельность М. как публициста и как беллетриста теснейшим образом связана с той обрусительской политикой, которая проводилась русской бюрократией и диктовалась интересами дворянского абсолютизма. Отсюда специфическая тяга М. к консервативным формам быта, отсюда та реакционность, к-рая резко отличает его чиновничий и благонамеренный этнографизм от этнографических очерков разночинцев 60-х гг. - Решетникова, Левитова, Якушкина и др.

Библиография:

I. Полное собр. сочин., 14 тт., изд. Т-ва Вольф, СПБ, 1897-1898 (с биографич. очерком М. Усова и характеристикой творчества А. П. Милюкова); То же, изд. 2-е, СПБ, 1910; То же, прилож. к журн. «Нива», 1909 (с предисл. А. Измайлова).

II. Иловайский Д., П. И. Мельников и его 25-летняя литературная деятельность, «Русский архив», 1875, I; Невзоров Н., П. И. Мельников, его жизнь и литературное значение, Казань, 1883; Миллер Ор., Русские писатели после Гоголя, изд. 3-е, СПБ, 1886; Богданович А. И., В годы перелома, СПБ, 1908; В память Мельникова, Сборник, Н.-Новгород, 1911 (биографич. очерк, сост. его сыном, переписка, автобиография, ст. Н. Саввина, Мельников в оценке литературной критики, и др. материалы); Янчук Н. А., П. И. Мельников (А. Печерский), в кн. «История русской литературы XIX в.», Под редакцией Д. Н. Овсянико-Куликовского, Т. IV, М., 1911; Ильинский Л., П. И. Мельников (А. Печерский), «Русский филологич. вестник», 1912, I-II; Зморович А., Об языке и стиле произведений П. И. Мельникова, там же, 1912, I-II.

III. Языков Д. Д., Обзор жизни и трудов покойных русских писателей, вып. III, СПБ, 1886 (и дополн. в след. выпусках); Библиографический указатель при т. I «Полн. собр. сочин.», изд. Вольфа и при указанном Нижегородском сборнике; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.

МЕЛЬШИН

МЕЛЬШИН - см. Якубович.

МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕНА

МЕНА Хуан (Juan de Mena, 1411-1456) - староиспанский поэт - см. Испанская литература

МЕНАНДР

МЕНАНДР (342(341)-292(291)) - афинский поэт-драматург, наиболее выдающийся представитель так наз. «новой» аттической комедии (см. Греческая литература и Драма, раздел «Драма античная»), в к-рой отсутствуют политическая злободневность и фантастические элементы старой комедии и преобладают темы любви и семейных отношений. Резкое обострение классовых противоречий в IV в. вызвало в зажиточных кругах тягу к «просвещенной» монархии. М., современник Александра Македонского и длительных войн между его преемниками, не затрагивает в своих пьесах политических событий эпохи; социальные проблемы рассматриваются лишь под углом зрения личной и семейной морали и разрешаются в духе филантропической гуманности. Уже самая постановка таких вопросов, как о правах ребенка, несправедливости различной морали для мужчин и женщин, нравственной личности раба, знаменует распад уклада жизни «государства-города» и нарастание индивидуалистического мироощущения эллинизма.

Разрабатывая эротические темы, М. широко пользуется приемами трагедии Еврипида (см.), перенося мифологические сюжеты в современную ему среду. Однообразие фабульных элементов (соблазненная девушка, подкинутые дети, узнавание их родителями и т. п.) и типических фигур комедии (раб, паразит, гетера и т. д.) М. оживляет углубленной разработкой характеров, которые и определяют развитие действия (в отличие от других корифеев «новой» комедии, разрабатывающих гл. обр. интригу), и искусной техникой диалога. Античная критика особенно ценила в комедиях М. реалистическое изображение характеров. М. написал свыше 100 пьес, к-рые до недавнего времени были известны лишь в многочисленных, но небольших отрывках и по римским переделкам, не коснувшимся лучших произведений М. с их неуместной в римских общественных условиях проблематикой. С 1907 находки папирусов обнаружили большие связные отрывки нескольких пьес М., в том числе самых известных: «Третейский суд» (Epiterepontes) и «Отрезанная коса» (Perikeiromene).

Библиография:

I. Ернштедт В. К., Порфирьевские отрывки из аттической комедии, СПБ, 1891; Варнеке Б. В., Новые комедии Менандра, Казань, 1909; Церетели Г., Новые комедии Менандра, Юрьев, 1914; Издания: Korte, 1910, и сл.; Van Leeuwen, 1919; Jensen, Menandr’s reliquiae, Berlin, 1929 (статьи и новые отрывки).

II. Guizot M. G., Menandre, etude sur la comedie et la societe grecques, 1855.

МЕНАХЕМ

МЕНАХЕМ (1881-) (псевдоним Менахема Гольдберга) - еврейский поэт. Р. в Брест-Литовске. Начал писать в эпоху реакции после 1905. М. - типичный подражатель русских декадентов и современных ему польских мистиков-символистов. Его циклы стихов «Из книги черных роз», а гл. обр. его поэма «Молитвы слабого» были в свое время популярны среди еврейской мелкобуржуазной интеллигенции, увлекавшейся «богоискательством».

Более поздние его произведения - поэмы «Польша» (1913) и «Песок» (написана после войны). Первая поэма выражает мелкобуржуазный протест против польского «общества», объявившего экономический бойкот еврейскому населению. Вторая представляет собой нечто вроде «плача на реках вавилонских». Политический кругозор М. ограничивается национал-шовинистической трактовкой «еврейского вопроса». Идейная бесперспективность М. особенно сказалась в его поэме «Sawl Rimer» (Варшава, 1923), являющейся по существу апологией мелкобуржуазной стихии.

Одно время под впечатлением усилившегося антисемитизма в Польше и мероприятий, к-рые правительство СССР предприняло для оздоровления еврейского местечкового населения (создание еврейской автономной единицы в Биробиджане, еврейских колоний в Крыму и пр.), Менахем примкнул к группе еврейских литераторов в Америке, сотрудничавших в органе компартии «Фрайгайт». Вскоре однако Менахем дезертировал из «Фрайгайт».

МЕНДЕЛЕ-МОЙХЕР-СФОРИМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕНДЕС

МЕНДЕС Катюлль (Catulle Mendes, 1841-1909) - французский поэт, романист и новеллист. Р. в Бордо в еврейской семье. Редактировал журн. «Revue Fantaisiste», где сотрудничали Теофиль Готье, Т. Банвиль, Бодлер, Бакери, Вилье де Лиль Адан, А. Додэ. В 1865 принимал участие в издании журн. «L’art», где сотрудничали Леконт де Лиль, Сюлли-Прюдомм, Коппе, Верлен, Малларме и др. и кладется начало «Парнасу». Сам М. как поэт примыкал к этой школе; в 1863 дебютировал сборником стихов «Philomela», за к-рым следовал длинный ряд других. Очень плодовитый автор, искусный версификатор, М. в стихах не возвышается над уровнем посредственности. Широкая известность М. покоится гл. обр. на многочисленных томиках его новелл, большей частью фантастического содержания. Наряду с изящными и остроумными сказками часто встречаются тягуче-сентиментальные вариации на избитые темы и рассчитанно-порнографические страницы. Таков наделавший шума диалог между частями тела заснувшей красавицы. Язык М. богат; стилистика изысканна; велика забота о словесной инструментовке; строки типа «exquise marquise Lise de Belvelise» очень часты. Основное для поэта - бегство от грубого мира реального в страну поэтической мечты, уживающееся с болезненным культом алькова; в политике - презрительное равнодушие аристократа-артиста. М. напечатал свой дневник, веденный им в эпоху Коммуны («Soixante treize journees de la Commune», P., 1871). Революционный переворот сначала вызывает как будто некоторое сочувствие поэта, раздраженного однообразием и скукой буржуазного общества, но это чувство быстро сменяется отвращением, страхом, ненавистью к пролетарской коммуне. В презрительно-эстетском брюзжании по поводу грубости движения, в лицемерном нытье по поводу якобы чрезмерно материального характера побуждений коммунаров сказалась реакция на революцию обычно самодовольного, а на этот раз напуганного и взбешенного буржуа, типичного буржуа 2-й Империи и 3-й Республики, трусливого, подлого, ограниченного, являющегося душой того самого порядка, за покушение на к-рый поплатились кровавой баней парижские коммунары. Дневник М. времен Коммуны принадлежит к той же категории произведений, что и грязно-клеветнический «труд» Максима дю Кана, невероятно обывательские записки Гонкуров, злобствующие воспоминания А. Дюма-сына и пр. Дневник М. явился лишним доказательством того, что с 1848 буржуазная интеллигенция Франции целиком и полностью перешла в лагерь контрреволюции и реакции. Это обстоятельство отражено и в романах М., наиболее интересной части его литературного наследства. Его романы - большие фантастические сказки, где рядом со сценами, возможными лишь в еновидении, даны нарочито грубые натуралистические картины. Лучший роман - «Luscignole» - история девочки, выучившейся соловьиному пению, усвоившей психологию соловья и ослепленной (как делают с соловьем, не поющим в клетке) ее дедом, соловьиным охотником, изображенным в тонах чудовищного гротеска; это искусный психологический анализ невозможного в природе случая. Тот же характер имеют другие романы: «Zo’har Mephistophela» (P., 1887), «Maison de la vieille» (P., 1894) и др.

Библиография:

I. Полное собр. сочин., 7 тт., изд. «Сфинкс», М., 1910-1912; Лесбия, Рассказы и стихотворения в прозе, перевод Е. Дживелеговой, М., 1912 (издание 2-е, М., 1913); Избранные рассказы, СПБ, 1912.

II. Bertrand A., Catulle Mendes, ed. Pansot, 1908.

МЕНДЕС ЛЕАЛЬ

МЕНДЕС ЛЕАЛЬ Жозе да Сильва (Jose da Silva Mendes Leal, 1818-1886) - португальский писатель, публицист, историк. Сын бедного учителя, член палаты представителей, позднее - министр иностранных дел, академик. В своих многочисленных произведениях М. Л. отражал идеологию тех групп мелкой буржуазии, к-рые в период становления промышленного капитализма в Португалии перерастали в буржуазию. М. Л. - ревностный патриот, окрыленный идеей независимой и сильной Португалии. Его взоры устремлены на великое прошлое страны, на ее «золотой век». Национальные предания, факты из героического прошлого Португалии и Европы давали обильный материал его стихотворениям (М. Л. - выдающийся лирик), поэмам («Ave Caesar», «Napoleon no Kremlin» и др.), романам («Os mosqueteiros da Africa», «Calavar» и др.) и драмам (им написано более 60 драм). Вместе с тем М. Л. не чужд современной тематики. Его пьесы «Os homens de marmora» (Мраморные люди), «Pedro» и «A Escala social» (Общественная лестница), а также ряд романов («A Senhora de Valdemil» и др.) - яркие зарисовки современных нравов. Не порвав до конца (гл. обр. в исторических сочинениях) с традициями романтизма, М. Л. тем не менее принадлежит к числу основоположников португальского буржуазного реализма.

Библиография:

Romero Ortiz A., La literatura portuguesa en el siglo XIX, Madrid, 1869; Brito Aranha P., Memorias de Mendes Leal, Lisboa, 1887.

МЕНЕНДЕС-И-ПЕЛАЙО

МЕНЕНДЕС-и-ПЕЛАЙО Марселино (Marcelino Menendez y Pelayo, 1856-1912) - испанский литературовед, профессор Мадридского университета, академик и директор Национальной библиотеки. Ученик знатока староиспанской литературы Мила'-и-Фонтанальс, последователь И. Тэна, М.-и-П. совершил грандиозную работу по пересмотру литературного наследия старой Испании, впервые критически осветив целые эпохи в истории испанской литературы. Вторая карлистская война и поражение Испании в войне с САСШ (1897) оказали несомненное влияние на научную деятельность М.-и-П., проникнутую идеей национального возвеличения Испании и утверждения международной и общечеловеческой значимости ее старой культуры. Консерватизм М.-и-П. сказался в католической точке зрения на материал изучения, искажавшей историческую перспективу. Правда, в последний период своей жизни М.-и-П. несколько отошел от католической ортодоксии. Применение буржуазно-позитивистской методологии Тэна путем мобилизации громадного количества печатных и рукописных источников было шагом вперед для испанской науки того времени.

Для современного испановеда многочисленные труды М.-и-П. до сих пор сохраняют свою ценность обширных и добросовестных сводов материала, являющихся неизменной точкой отправления для всех дальнейших изысканий.

Главнейшими трудами М.-и-П. являются: «История эстетических идей в Испании» - характеристика их эволюции в Испании до конца XIX в., увязанная с философскими и эстетическими системами европейской мысли; «История испанских еретиков» - капитальное ортодоксально-католическое исследование о деятелях испанского религиозного разномыслия преимущественно в XVI-XVII веках; «История кастильской поэзии средневековья» - обширный свод памятников на фоне углубленного анализа литературной эволюции средних веков; «Происхождение испанского романа» - исследование, включающее эволюцию испанских повествовательных жанров в истории европейской прозы; «История испано-американской поэзии»; «Трактат о старых романсах»; «Этюды о театре Лопе де Вега»; «Гораций в Испании»; «Испанская наука» и пр. В России представителем школы М.-и-П. в известной мере был в своих испановедческих работах проф. Д. К. Петров (см.).

Библиография:

I. Obras completas, 4 ed., Madrid, 1928.

II. Gonzales Blanco A., Menendez y Pelayo, su vida y su obra, Madrid, 1912; спец. номер журн. «Revista de archivos, bibliotekas y museos» (июль - август, 1912), посвященный памяти Менендес-и-Пелайо; Olmet L. A., del y Garcia Caraffa, Los grandes Espanoles, v. XXI, Nueva biblioteca de autores espanoles, 1915; Cassou J., Litterature espagnole, P., 1929.

МЕНЕСТРЕЛЬ

МЕНЕСТРЕЛЬ (англ. minstrel, франц. menestrier - от латинского ministerialis - слуга) - обозначение средневекового поэта-певца, введенное в употребление романтиками (Вальтер-Скотт, Песнь последнего М., 1805). Это понимание слова «М.» не совпадает с теми значениями, к-рые ему присваиваются на протяжении средневековья в латинских, французских и английских текстах. Так, в средневековых латинских текстах министериалами называются весьма различные по своему социальному положению лица, находившиеся на личной службе у сеньера и исполнявшие при нем какую-нибудь определенную обязанность (ministerium); министериалом в этом смысле, т. е. «служителем», мог называться и придворный поэт (versificator) или потешник (joculator), но слово «М.» здесь отнюдь не обозначает поэтической профессии. Последнее значение слово «менестрель» приобретает в позднем средневековье (после XIII в.) во французском и английском как не вполне точный синоним трувера (см.) или жонглера (см.). Во многих случаях это слово носит явно пренебрежительный оттенок как название потешника низшего сорта («Грязный менестрель» - в «Jeu de Robin et de Marion»).

С XIV в. слово М. понимается в своем значении как название профессионального музыканта; все сведения, к-рыми мы располагаем о М. XIV-XVIII вв., в частности, об их цеховой организации (menestrandie) в городах Франции и Англии, относятся таким образом к истории не литературного, а музыкального быта.

Библиография:

Bernhard B., Corporation des menestriers de Paris, 1844; Baring Gould S., English minstrelsy, 8 vv., 1895-1899; Schulz A., Das hofische Leben zur Zeit der Minnesinger, 1889; Chambers E. K., Minstrelsy, 2 vv., 1903; Feral E., Les jongleurs en France au moyen-age, P., 1910; Jusserand J., English wayfaring life, 3 ed., 1925. См. Скоморохи.

МЕНКЕН

МЕНКЕН Генри Луи (Henry Louis Mencken, 1880-) - современный сев.-американский критик и публицист. Начал свою деятельность в качестве репортера балтиморской газ. «Morning Herald» в 1899. Первое значительное выступление М. относится к 1903, когда вышел сборник его лирических стихотворений «Ventures into Verse» (Попытки стихосложения), первое и последнее поэтическое произведение М. С 1908 по 1923 вел литературно-критический отдел журн. «Smart Set»; с 1924 редактирует основанный им журнал «American Mercury».

По своему влиянию М. может считаться одним из крупнейших американских критиков последнего десятилетия. Идеолог мелкой буржуазии, он выдвинулся на первый план американской литературы благодаря тому радикальному движению, к-рое охватило американское фермерство и известные слои городской мелкой буржуазии в результате послевоенного экономического кризиса САСШ. «Книга предисловий» (A Book of Prefaces, 1917), заключающая в себе статьи М. о Дж. Конраде, Драйзере и др., и «Предрассудки» - сборники преимущественно литературно-критических статей М. (Prejudices - I-st series, 1919; 2-nd series, 1920; 3-rd series, 1922; 4-th series, 1924; 5-th series, 1926; 6-th series, 1927) - сделали его объектом ожесточенных нападок реакционной буржуазной критики (см. книгу Стюарта Шермана «Американцы», 1923) и, с другой стороны, объединили вокруг него передовую часть тогдашней молодой радикально настроенной интеллигенции. Литературно-критическая деятельность М. способствовала популяризации творчества таких радикальных писателей-реалистов, как Теодор Драйзер, Шервуд Андерсон, Юджин О’Нейль и др., произведения к-рых или вовсе замалчивались или враждебно расценивались консервативной академической критикой.

Литературно-критическая деятельность М. развивалась преимущественно под знаком «переоценки ценностей», столь характерной для всего американского литературного движения начала 20-х гг. Критические выступления М. сигнализировали кризис американской литературы в той мере, в какой она развивалась на основе традиций «нежного реализма», насаждавшегося в свое время В. Д. Гоуэллсом: положение последнего о том, что «самые оптимистические взгляды на жизнь - самые американские», легло в основу творчества целого ряда консервативных мелкобуржуазных писателей Америки. Значительная доля литературно-критических работ М. была посвящена развенчанию этих эпигонов школы «нежного реализма» (Гертруда Эзсертон (Atherton), Бутс Таркингтон (Tarkington), Эдит Уортон (Wharton) и др.).

Выход из тупика, в который завело американскую литературу творчество этих писателей, М. видел в литературной деятельности Драйзера, Льюиса, Андерсона и др. представителей возродившегося в послевоенные годы стиля радикальной мелкой буржуазии. Типичный мелкий буржуа, воспринимавший общественную жизнь как неподдающуюся организации стихию, М. оказался бессильным возвести в систему свои отдельные высказывания и в методологическом отношении не дал ничего нового американской критике.

С 1924 по основании журн. «Американский Меркурий» - М. работает преимущественно в публицистике. В редакционных статьях «Американского Меркурия» и в особом отделе «Американа» (отрывки из «Американы» напечатаны в «Вестнике иностранной литературы», М., 1928, №№ 1 и 9) М. ставит себе задачу дать развернутую критику современной общественной действительности. Однако радикализм Менкена не в силах выйти за пределы эмпирического бунтарства. Его протест в конечном счете весьма поверхностен, половинчат и противоречив.

Ведя борьбу со старыми традициями в литературе и искусстве, объявляя войну религии («Трактат о богах» - «A Treatise on Gods», 1930), восставая против бытовых условностей современной буржуазной Америки, Менкен ни на минуту не покидает в своих высказываниях базы собственнической идеологии, провозглашая себя защитником капиталистического строя.

Деятельность М., сыгравшая в прошлом известную положительную роль, становится в настоящее время исторически пройденным этапом в развитии американской критики. Разложение радикального литературного течения и одновременное обострение борьбы между двумя полюсами литературного фронта Америки - пролетарско-революционной литературой и литературой фашизирующейся буржуазии - приводят М. в лагерь фашизма. В проповеди крайнего индивидуализма, в установлении фашистской диктатуры организованной плутократии М. видит выход из кризиса американского капитализма («Заметки о демократии» - «Notes of Democracy», 1926). Столь же фашистский характер носит и теперешняя позиция М. по отношению к СССР (см. напр. его ответ на анкету Международного бюро революционной литературы о защите СССР в связи с угрозой войны, опубликованный в «Вестнике иностранной литературы», № 5, 1930).

Библиография:

I. Кроме указанного в тексте: Georges Bernard Shaw - His Plays, 1905; The Philosophy of Friedrich Nietzsche, 1908; The American Language, 1918, и др.

II. Синклер Э., Деньги пишут! (Money Writes!), Гиз, М. - Л., 1928; Boyd E., H. L. Mencken, N. Y., 1925; Goldberg J., The Man Mencken, A Biographical and Critical Survey, N. Y., 1925.

III. Frey C., A Bibliography of the Writings of H. L. Mencken, Filadelphia, 1924.

МЕНЦЕЛЬ

МЕНЦЕЛЬ Вольфганг (Wolfgang Menzel, 1798-1873) - немецкий писатель и критик. Дебютировал в 1823 сатирическими стихами «Steckvers», в 1824-1825 издавал с Фолленом в Цюрихе «Europaische Blatter», с 1825-1848 редактировал «Literaturblatt» в Штуттгарте, в к-ром защищал национально-буршеншафтские идеи, выступая против «негерманских» французско-революционных тенденций. В своей «Немецкой литературе» (1827, 2 тт.) нападал на Гёте за его «безнравственность». Получил печальную известность своими выступлениями против «Молодой Германии» как оплота «безнравственности» и «антихристианских» устремлений. Выступление М. вызвало постановление германского союзного совета о запрещении произведений «Молодой Германии». Менцель написал также сказки («Rubezahl», Stuttgart, 1829, «Narzissus», там же, 1830), роман из эпохи Тридцатилетней войны («Furore», 1851, 2 тт.), ряд исторических и историко-литературных работ. Гейне написал против Менцеля свой известный памфлет «uber den Dennunzianten», а Бёрне - «Менцель французоед» (Menzel der Franzosenfresser, 1837).

В русской литературе Менцель получил некоторую известность благодаря статье В. Белинского «Менцель - критик Гёте» (см. «Белинский»).

Библиография:

I. На русск. яз. перев.: Немецкая словесность из книги В. Менцеля, 2 чч., перев. В. К. (Комаровский), СПБ, 1837; Die deutsche Literatur, Stuttgart, 1828; Deutsche Dichtung von der altesten bis auf die neueste Zeit, 3 B-de, Stuttgart, 1858; Kritik des modernen Zeitbewusstseins, Frankfurt, 1873; Denkwurdigkeiten, hrsg. v. K. Menzel, 1877.

II. Белинский В. Г., Менцель - критик Гёте, «Сочин.», т. I, СПБ, 1911; Meyer R. M., Gestalten und Probleme, Berlin, 1905; Harsing E., Wolfgang Menzel und das junge Deutschland, Munsterer Dissertation, 1909.

III. «Маркс и Энгельс об искусстве», Сборник под редакцией А. В. Луначарского, Москва, 1933 (по указателю).

МЕНЬШЕВИЗМ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕНЬШИКОВ

МЕНЬШИКОВ Михаил Осипович (1859-1918) - журналист; во вторую половину 80-х гг. либеральный публицист и сотрудник «Недели», специализировавшийся на ликвидации революционных настроений предшествующей эпохи и проповеди «малых дел». М. занимался в частности приспособлением нравственно-религиозного учения Л. Толстого к запросам крепостнической реакции. Перейдя в «Новое время», М. вскоре развернулся как самый беспринципный и в то же время самый реакционный публицист этой газеты. Вплоть до 1917 М. почти ежедневно заполнял страницы «Нового времени» огромными статьями, источавшими бешеную злобу против революции и демократии. После 1905 М. усердно агитировал в печати в пользу карательных экспедиций, виселиц, погромов.

М. претендовал на роль Каткова в лагере бюрократии, но стать новым Катковым мешала ему полная политическая беспринципность. Он обслуживал интересы самодержавия в период полного разложения последнего. Гниение режима пропитывало политической гнилью и все статьи М. Он стал самой ненавистной фигурой в дореволюционной печати, и, чтобы сохранить свое существование после февраля 1917, редакция «Нового времени» исключила М. из своего состава. В буржуазных газетах 1917 для него не нашлось места, а в 1918 он был расстрелян как отъявленный и непримиримый враг трудящихся.

Литературные оценки М. целиком вытекают из его реакционных идейно-политических позиций. Критические статьи М. о Горьком, Л. Толстом, Чехове, Пушкине, Гоголе и мн. др. печатались в «Книжках недели» в 90-х гг. и вышли отдельным изд. под заглавием «Критические очерки» (СПБ, 1899), «Народные заступники» (СПБ, 1900), «О писательстве» (СПБ, 1898), «Вожди народные». Отвергая прогресс общества, наличие в обществе класса пролетариата («общество - это интеллигенция», а «босяки - пролетарии, отбросы общества, способные лишь на гниение») и всякое восстание эксплоатируемых против эксплоататоров (ибо «главная задача человеческого существования - великий завет любить ближнего»), М. считал полезными литературные произведения только тех художников, к-рые поучают этим и им подобным идеям. «Песнь о соколе» М. называл «злой моралью», потому что, по М., спасает мир не «безумство храбрых», несущих восстание, а «мудрость кротких», вроде чеховской Липы («В овраге»).

Библиография:

I. Кроме упомянутого: Думы о счастье, СПБ, 1898; О любви, СПБ, 1899; Письма к ближнему, СПБ, 1900-1904; Письма к ближним 1915 г. П., 1916.

II. Протопопов М., По поводу одной сердитой книжки, «Русская мысль», 1899, II; Его же, Критика критиков, «Русская мысль», 1900, VIII; Волынский А., Борьба за идеализм, СПБ, 1900; Протопопов М., Критические статьи, М. 1902 («Публицист-идиллик»); Неведомский М., О мудрости кротких (По поводу «Писем к ближнему» и др. писаний г. Меньшикова), «Мир божий», 1903, XII; Михайловский Н., Отклики, т. I, СПБ, 1904; Его же, Последние сочинения, т. II, СПБ, 1905 (Об «Иудушке»); Богданович А., Годы перелома (1895-1906 г.) СПБ, 1908; Поссе В., На темы жизни, СПБ, 1909.

МЕРЕДИТ

МЕРЕДИТ Джордж (George Meredith, 1828-1909) - английский беллетрист и поэт. Р. в семье военного портного в Портсмуте, провел подростком несколько лет в Германии. По возвращении в Англию отдался журналистике. В 1851 выпустил «Poems». Через пять лет вышли «Shaving of Shigpat» (Бритье Шигпэта) - романтические вариации на темы арабских сказок - и «Farina» - аналогичная разработка старинной немецкой легенды. «The Ordeal of Feverel» (Испытание Февереля, 1859) открыл собой ряд больших романов М.: «Evan Harrington» (1861), «Emilia in England» (Эмилия в Англии, 1864, позднее переименован в «Sandra Belloni»), «Rhoda Fleming» (1865), «Vittoria» - продолжение «Emilia in England» (1867), «The Adventures of Harry Richmond» (Приключения Гарри Ричмонда, 1870-1871), «Beauchamps Career» (Карьера Бьючэмпа, 1874-1875). В 1879 вышел «The Egoist» (Эгоист) - наиболее значительное произведение М., в 1880 - «Tragic Comedians» (Трагические комедианты) - повесть о любовной истории Лассаля - и в 1885 - «Diana of the Crossways» (Диана перекрестков) - первый роман М., имевший успех, что следует отнести гл. обр. за счет использованной в нем сенсационной политической сплетни. С 90-х гг. М. начинает пользоваться признанием, перешедшим вскоре в безудержное поклонение. После смерти М. либералы, числившие его за собой, ведут кампанию за перенесение его праха в Вестминстерское аббатство.

Творчество М. отразило эволюцию английской буржуазной интеллигенции за вторую половину XIX в. М. вступил в литературу в эпоху расцвета английского капитализма. «В 1848-1868 монополией пользовалась только Англия... других стран ни с богатейшими колониями, ни с промышленной монополией не было» (Ленин). Естественно, в такое время английская буржуазия, опьяненная своими успехами и, казалось, незыблемой властью, могла позволить себе роскошь известного радикализма, выраженного группой так наз. free thinkers - свободомыслящих. Среди них Маркс и Энгельс отличали людей, искренно сочувствовавших делу рабочего класса, вроде проф. Бисли, от «дельцов», выполнявших волю имущих классов. Идеологией этой последней части «свободомыслящих» проникнуто значительнейшее произведение М. того времени - «Beauchamps Career». Тенденциям этой фракции английской буржуазии и ее интеллигенции М. остается верен и тогда, когда заигрывает с консерваторами (он участвует в их прессе), поддерживая их стремление сохранить неизжитые устои «старой Англии», сочувствуя их взглядам по рабочему вопросу. Излюбленные персонажи М. в то время - блестящие аристократы, умеющие сочетать традиции своего прошлого с широкими перспективами и прогрессивными «сверхклассовыми» принципами.

Второй этап творчества Мередита совпадает с началом упадка промышленной монополии Англии. «Свободомыслие» буржуазной интеллигенции сменяется определенно реакционными умонастроениями. Наметившееся уже раньше сближение с консерваторами заканчивается политической капитуляцией либералов. На творчестве М. 80-90-х гг. лежит отпечаток разложения буржуазного свободомыслия этого периода. Тогда получают полное развитие те черты его дарования, благодаря которым он провозглашен был в годы славы «не последним из викторианцев, а первым из школы современного романа»: вычурно-ироничный психологизм, преутонченный анализ, философичность отступлений, отвлеченность действия, почти условного в данной обстановке его романов, затрудненный язык. Если в первый период своего творчества Мередит, обрушиваясь всей силой своего сарказма на засилие чувства, взывает к разуму, к ratio как мощному орудию всяческой либеральной эмансипации, то сейчас его «меч здравого смысла», его призыв к «благоразумию», имеет целью стимулировать своего рода самокритику либерализма. Такого рода «самокритика» поправевшего М., эволюционирующего от «свободомыслия» к реакции, не могла не быть защитой собственника и охраняющего его буржуазного государства. Трусливый позитивист с уклоном в мистику (таинственное воссоединение человека с природой - один из основных мотивов М. в этот период), исполненный снобизма «аристократ духа» (Диккенс для него - однодневная народная литература), М. при всем своем ироническом анализе капитулирует перед ханжеской викторианской моралью.

Известно, что он наотрез отказался выступить на защиту Уайльда, к восторженным похвалам которого был раньше вовсе не равнодушен.

Третий этап творчества М. - наименее плодовитый - отразил те социально-политические сдвиги, к-рыми характеризуется империалистическая Англия начала XX в., когда стираются грани между либералами и консерваторами и образуется блок эксплоатирующих классов против растущей активности пролетариата. В немногочисленных произведениях последних лет - особенно в поэтических произведениях - М. поднимает знамя империализма, выражая ближайшим образом запросы рантье, устрашенного перспективой потери колоний - этой основы его паразитического существования. Этим запросам соответствуют декадентский эстетизм, резкий индивидуализм и мистицизм М. последнего периода. Манерность, присущая М., переходит в последних его романах (напр. «Lord Ormont and his Arminta» - «Лорд Ормонт и его Арминта») в эвфуистическую игру, затемняющую смысл и в значительной мере самоцельную. Темная символика стихов М. этого периода нуждается в специальной расшифровке.

Этой общей эволюцией творчества М. определяются и те влияния, к-рым оно подвергалось. Если вначале М. испытал сильное влияние Карлейля, его резкой критики капитализма, то затем образцом для М. становится реакционная поэзия последнего периода творчества Вордсворта, поэзия Мильтона, у которого Мередит, как он сам заявлял, заимствовал не революционные, а идеалистическо-мистические мотивы.

В настоящее время М. сделался кумиром реакционных кругов буржуазной Англии.

Библиография:

I. Русск. перев.: Трагические комедианты, М., 1912; Эмилия в Англии, М., 1865. и отд., СПБ, 1865; Карьера Бьючемпа, Роман, перев. М. Цебриковой, Петербург, 1876; Эгоист, СПБ, 1894. В 1912 «Современные проблемы» предприняли изд. собр. сочинений Мередита, остановившееся на I т.: первая половина «Эгоиста». Полное собрание сочинений: Works, Memorial Edition, 27 vv., London, 1909-1911 (с полной библиографией).

II. Венгерова З., Джордж Мередит, «Вестник Европы», 1895 (перепеч. в кн. «Литературные характеристики», СПБ, 1897, и в урезанном виде как предисл. к «Эгоисту», М., 1912); Ф. У., Современный роман в Англии, «Изящная литература», М., 1884, II; Филон О., Английский роман в 1896, «Северный вестник», М., 1897 № 2 (об «An Amazing Marriage»); Ellis S. M., George Meredith: His Life and Friends in Relation to his Work, L., 1919 (изд. 2-е, 1920); Federn K., Essays zur vergleichenden Literaturgeschichte, Munchen. 1904; Henderson J. S., George Meredith, Novelist, Poet, Reformer, L., 1908; Trevelyan G. M., The Poetry and Philosophy of George Meredith, London, 1906; Priestley J. B., George Meredith, L., 1926.

III. Forman M. B., Bibliography of Writings in Prose and Verse of G. Meredith, 1922; Его же, Meredithiane: Supplement to the Bibliography of Meredith, 1924.

МЕРЕЖКОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕРЗЛЯКОВ

МЕРЗЛЯКОВ Алексей Федорович (1778-1830) - поэт, переводчик, профессор Московского университета по кафедре «российского красноречия, стихотворства и языка». Происходил из провинциальной мелкобуржуазной семьи и получил среднее и высшее образование на «казенный кошт». Сближение с Жуковским (см.) и другими членами Дружеского литературного об-ва оказало заметное влияние на поэтическое творчество М. Последнее не отличается ни самостоятельностью ни однородностью. В нем чрезвычайно сильны рудименты витийственного классицизма (популярные у М. формы патриотических од на случай, религиозные стихотворения). Однако жанры эти играют в творчестве М. подчиненную роль, свидетельствуя о сильном влиянии на М. дворянского стиля. Наибольшее развитие получают у него новые сентиментальные жанры медитативной и любовной лирики (элегия и романс).

Получает у М. развитие и такой характерный жанр, как «мещанский романс». У современного М. читателя пользовались значительной популярностью песни М., стилизованные под народное творчество («Среди долины ровныя», «Чернобровый, черноглазый молодец удалый»), романсы («Велизарий»). М. проявил себя как переводчик «Идиллий» г-жи Дезульер, «De arte poetica» (Наука стихотворения) Горация и «Освобожденного Иерусалима» Тассо. По своим литературным взглядам М. был последователем Иог. Эшенбурга (1733-1820), либерально-буржуазного интерпретатора «классической теории». У Эшенбурга М. заимствует историческую точку зрения, к-рую впрочем в своих лекциях и статьях проводит в достаточно скромной форме. Ему понятна и историческая обусловленность эстетических понятий: «В раскрытой перед нами огромной книге природы читаем мы один только листочек, и только тот, на к-рый нам указали нужда и обстоятельства... По сей-то причине писатели обязаны из прекрасной вообще природы выбирать то, что нам (разрядка М.) только кажется прекрасным или совершенным, или что называется у нас изящным в отношении к предметам». В полном соответствии с воззрениями Эшенбурга М. полагает, что «каков бы ни был гений писателя, он более или менее в выборе и предложении своих предметов ограничен степенью образования своих сограждан, нравами, обычаями, прихотями их, понятиями их о славе, о чести, добродетели и пороках, в бесчисленных подробностях и отношениях». Наряду с этими проявлениями исторического понимания «науки словесности» М. обнаруживал одновременно приверженность к «классической» системе и каноническим образцам.

Библиография:

I. Стихотворения, Под редакцией М. Н. Полуденского, 2 чч., М., 1867; Речи и статьи Мерзлякова, рассеянные по повременным изданиям первой трети XIX в., в «Трудах Общества любителей российской словесности», «Вестнике Европы», «Амфионе» и др., - не собраны; наиболее значительные из них: Рассуждение о российской словесности в нынешнем ее состоянии, «Труды Об-ва любителей росс. словесности», ч. 1, 1812, кн. I; Речь о начале, ходе и успехах словесности, там же, ч. 13, кн. XIX.

II. Мочульский В., Смена принципов в русской критике XIX ст., «Филологич. записки», 1906, I (и отд.); Виноградов Ф. А., Ал-й Ф. Мерзляков, изд. «Отчета о состоянии 6-й СПБ гимназии за 1907-1908 год», П., 1908; Луначарский А. В., Русские критики от Ломоносова до предшественников Белинского, в сб. «Очерки по истории русской критики», т. I, Гиз, М., 1929, стр. 77-80.

III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Пиксанов Н. К., Два века русской литературы, изд. 2-е, Гиз, М., 1924, стр. 68-69.

Предыдущая страница Следующая страница