Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "И" (часть 1, "ИАГ"-"ИЗД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "ИАГ"-"ИЗД")

ИАГИЕР

ИАГИЕР Пиеро (Piero Jahier, 1884-) - современный итальянский писатель. Р. в Генуе, выходец из бедной еврейской семьи, занимавшейся сельским хозяйством. Литературную деятельность начал в 1911, в кружке, образовавшемся при журналах «La Voce» и «Unita» (Флоренция). В нем участвовали Преццолини, Папини, Муссолини и Сальвемини; в целом кружок этот представлял собой смесь разных политических течений: социалистов-анархистов, националистов и индивидуалистов. Здесь под влиянием Джованни Папини И. скатывается от материализма к мистицизму. В этот период он переводит Клоделя, печатает литературно-критические статьи. Его первая книга, написанная еще под влиянием левого литературного течения, «Risultanza in merito alla vita e al carattere di Gino Bianchi» (смысл жизни Джино Бианки, 1915), посвящена «чиновнику, к-рый еще не стал человеком, и человеку, к-рый еще не стал чиновником». Со вступлением Италии в мировую бойню И. переходит в лагерь националистов. Он записывается добровольцем и на фронте издает журнал «Astico»; в 1918 выпускает сборник стихов «Canti di soldati», переработанный им в 1920 под заглавием «Con me e con gli alpini». В 1919 издает автобиографическую повесть «Ragazzo», к-рая и считается лучшим его произведением. В 1920 выпускает сборник с предисловием: «Proudhon P. G., La guerra e la pace. Pagine scelte». Все остальные его работы насыщены вероискательским мистицизмом. И. - блестящий стилист, по содержанию однако не поднявшийся над обычным уровнем писателя-националиста.

ИБН-АЛЬ-МУТАЗА

ИБН-АЛЬ-МУТАЗА - см. Арабская литература.

ИБН-АЛЬ-ФАРИД

ИБН-АЛЬ-ФАРИД - см. Арабская литература.

ИБН-КУЗМАН

ИБН-КУЗМАН - см. Арабская литература.

ИБН-ТУФАЙЛЬ

ИБН-ТУФАЙЛЬ - философ, медик и астроном арабской Испании XII в., автор романа-трактата «Хайй ибн Якзан» - «Живой сын неспящего» (т. е. бога). Герой романа вырастает на необитаемом острове, куда был занесен волнами или где он, по другому преданию, более привлекающему автора, появился на свет путем самозарождения в «первичной глине». Выкармливает его газель, потерявшая детеныша; подрастая Хайй научается подчинять себе окружающую природу и отвлеченно мыслить, самостоятельно добывая всю сумму философских знаний человечества и достигая в конце экстатического единения с божеством. Роман, художественно написанный, можно отнести к огромной семье «Робинзонов», но, в отличие от буржуазных робинзонад XVII-XVIII вв., автора - идеолога мусульманского феодализма - интересуют не технические открытия и завоевания героя (как Дефо), не нравственное его просветление и исправление (как напр. Кампе), не возможность основания идеальной общины (как в «Острове Фельзенбурге» Шкабеля), а выработка одинокой личностью строго логического миросозерцания и «полной истины путем слияния с божественным интеллектом». Основные идеи романа: одинокий и одаренный человек развивается правильнее, чем член общества. Эти противообщественные воззрения «аристократов ума», как и амальгама аристотелизма с неоплатонизмом, очень характерны для той эпохи (см. Арабская литература).

Библиография:

I. Роман Ибн-Туфайля издан с французским переводом Gauthier в Алжире, 1900; русский перев. - изд-во «Всемирная литература», М., 1920.

II. Крымский А., История арабов и арабской литературы, М., 1911; Brockelmann K., Geschichte der arabisch. Literatur, Weimar-Berlin, 1897-1902.

ИБН-ХАМДИС

ИБН-ХАМДИС - см. Арабская литература.

ИБРАГИМОВ

ИБРАГИМОВ Галимджан (1887-) - современный крупнейший татарский писатель, научный работник и общественный деятель, член ВКП (б). Р. в духовной семье в деревне Султанмуратово, Стерлитамакского уезда, бывш. Уфимской губернии. До 11 лет учился в сельской татарской и русской школе, затем в медрессе старого типа в Оренбурге, откуда был исключен за принадлежность к джадидской группе. Переехав в Уфу, И. поступил в медрессе Галия, в высшее восточное мусульманское учебное заведение джадидского направления, курса к-рого ему однако не удалось окончить. И. долгое время занимался педагогической деятельностью.

Как революционер И. выступает впервые среди шакирдов (учащихся в медрессе) в 1906, затем работает среди мусульманских студентов в Киеве (1912-1913). В дни Февральской революции И. редактирует газету левых эсеров в Уфе. В январе 1918 И. - член Учредительного собрания, переезжает в Петроград, как левый эсер избирается на III Всероссийском съезде советов во ВЦИК. И. работает в мусульманском комитете при Наркомнаце, затем направляется в тыл Колчака для подпольной работы, а в последние годы работает в качестве председателя академического центра Татнаркомпроса, председателя комиссии по переводу и изданию на татарском языке сочинений Ленина, редактирует журналы «Безнен-Юл», «Маариф» и т. д. В ряды ВКП(б) И. вступил в 1920.

И. выступил в татарской литературе в 1907 с рассказом «Изгнание из медрессе Заки-Шакирда», напечатанным в органе шакирдов-реформистов «Эль-Ислах», к-рый был встречен татарской читательской массой с огромным интересом. В этом рассказе, как и в последующих художественных очерках, рассказах и романах, И. дает яркую картину борьбы старого быта, традиций и устоев жизни с молодым буржуазно-реформаторским революционным движением. И. ставит в татарской художественной литературе проблему взаимоотношений между женщиной и мужчиной, дает образ восставшей против семейного и общественного гнета татарской женщины. В произведениях первого периода И. - писатель-реалист, бытовик. В годы реакции, когда крупные татарские литераторы (Тукаев, Гафури, Дердмент и др.) поют о разбитых надеждах, о суетности жизни, впадают в мистику, И. не составляет исключения. Однако в отличие от других Ибрагимов сравнительно быстро освобождается от романтически-пессимистических настроений, и в дальнейших произведениях - «Дети природы», «Наши дни» и т. д. - он снова реалист. К этому времени относятся его крупные лит-ые работы.

В 1917-1919 И. принимает активное участие в политической жизни, литературой он занимается очень мало. Советский период литературной деятельности И. отличается от предыдущих своей тематикой и приемами. И. пишет ряд повестей, одну пьесу и романы: «Дочь казака», «Красные цветы», «Алма чуар» и вторую часть романа «Наши дни», в к-рых рисует картины классовой борьбы, гл. обр. в татарской деревне, эпизоды гражданской войны, изображает борьбу крестьянской молодежи в Октябрьскую революцию. В 1928 И. выпустил (законченный уже в 1926) большой роман «Глубокие корни», который явился крупным событием в татарской пролетарской лит-ре. «Глубокие корни» ярко живописуют классовую борьбу в современной татарской деревне.

И. имеет большие заслуги и в области татарского литературного языка. Он обогатил татарский язык, ввел много оборотов и слов из всех говоров и наречий татарского яз., способствуя созданию единого татарского литературного языка.

И. принадлежит также и ряд исторических работ, в к-рых он рассматривает отдельные этапы истории татар, истории революционного движения среди татар. Особого внимания заслуживает его большой труд «Татары в революцию 1905 года» (переведен на русск. яз.), являющийся ценным вкладом в историческую лит-ру.

Бесспорны заслуги И. как татароведа, работающего в области лингвистики. Грамматика татарского языка И., изданная в 1911, сыграла крупную роль в развитии грамматической литературы у татар, хотя сейчас имеет преимущественно историческое значение. Несмотря на то, что И. является активным коммунистом и считается марксистом-литератором, он в последние 2-3 года сделал ряд крупнейших ошибок в области культурных проблем. И. как председатель академического центра Татнаркомпроса и председатель татарской делегации на I Тюркологическом съезде в Баку 1926 занимал непримиримую позицию по вопросу о введении нового тюркского алфавита, возглавляя группу арабистов. И. сумел признать неправильность своей позиции по этому вопросу и призвал всю советскую культурную общественность осуществить латинизацию татарского алфавита. Специальное заявление об этом он опубликовал в 1927. Только после упорной борьбы с арабистами в 1928 новый тюрко-татарский алфавит окончательно победил в Татарии.

По вопросу национальной культуры И. стоял также на неправильной позиции; взгляд на национальную культуру был высказан им в его труде «По каким путям будет развиваться татарская культура». Хотя позиция И. была ближе к партийной установке по вопросу о национальной культуре, чем позиция его противников - ваганяновцев, но все же эта позиция не совпадала с подлинной установкой партии в этом вопросе. Точка зрения И. по вопросу о национальной культуре вообще и судьбе татарской, в частности, была осуждена партийной организацией Татарии.

И. как крупный художник, литератор и татаровед занимает в татарской лит-ре выдающееся место.

Библиография:

I. а) Лит-ые произведения на татарском языке: Изгнание из медрессе Заки-Шакирда, Казань, 1907; Судьба татарской женщины, 1909; Из жизни молодежи, Казань, 1910; Сто лет тому назад, Оренбург, 1911; На море, Оренбург, 1911; Старый батрак, Оренбург, 1912; Мулла-вор, Казань, 1912; Молодые сердца, Казань, 1912; Дети природы, Казань, 1914; Наши дни, Казань, 1919; Новые люди, Казань, 1921; Сказание о красных цветах, Казань, 1922; Люди, Казань, 1923; Дочь степей, или казакская девушка, М., 1924; Глубокие корни, Роман, Казань, 1926. На русск. яз.: Дети природы, альм. «Советская страна», № 2, и газ. «Красная Татария», 1928, № 49; Люди, Рассказ; Дочь степей, или казакская девушка - одна глава помещена в газете «Красная Татария», 1927, № 42. б) Исторические работы на татарском языке: Древняя исламская культура, Оренбург, 1909; Великая Октябрьская революция и диктатура пролетариата, Казань, 1922; Татары в революцию 1905 г., Казань, 1925 (последняя работа переведена и издана на русск. яз.). в) Научные работы: Синтаксис татарского языка, Казань, 1911; Этимология, Казань, 1911; Новая литература (учебник), Казань, 1914; Татарские поэты, Казань, 1913; Теория татарской словесности, Казань, 1916; Уроки литературы, Казань, 1916; Новая литература, тт. I и II. Вопросы орфографии, языка и литературы, Казань, 1924; Черные маяки или белая литература, М., 1924 (эта работа переведена и издана на узбекском и тюркском яз.); О пролетарской литературе, М., 1924; О судьбе татарской культуры в условиях пролетарской революции и социалистического строительства, Казань, 1927, и т. д.

II. На русск. яз.: Самойлович А. Н., акад., Ибрагимог как татаровед; Фирсов Н. Н., Г. Ибрагимов как историк-политик; Коган П. С., Поэт красоты и свободы; Саади А., Г. Ибрагимов и его литературное творчество, «Вестник Научн. о-ва татароведения», Казань, 1928, № 8; Валидов Дж., Очерки истории образованности и литературы татар, М., 1923; Аршаруни А., Старые ошибки, журнал «Юный коммунист», 1927, № 10.

ИБСЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАНОВ В. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАНОВ В. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАНОВ И. И.

ИВАНОВ Иван Иванович (1862-) - историк лит-ры и критик. Автор диссертации «Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII в.» (М., 1895), книги «Тургенев» (изд. 1-е, СПБ., 1896), «Истории русской критики» (СПБ., 1898), ряда этюдов о Шекспире, Байроне (в «Библиотеке великих писателей» С. А. Венгерова) и др. Будучи первое время своей научной деятельности либералом, И. впоследствии круто поворачивает «вправо». Научный метод И. тяготеет к историко-культурной школе, но в отличие от других представителей этого метода И. пользуется им в резко консервативном духе. Его «История русской критики» изобилует рядом злобных выпадов против Писарева, Чернышевского и др. представителей радикально-социалистической интеллигенции, в книге о Тургеневе дана клеветническая оценка Герцена. Все это лишает работы И. научного значения.

ИВАНОВ П. А.

ИВАНОВ Петр Анисимович (1884-) - современный рабочий-беллетрист. Р. в Ростове на Дону, в семье железнодорожного слесаря. С 16 лет - на заводе, с 1901 - в революционном движении, участвовал в Октябрьской революции, член ВКП (б). С 1926 состоит научным сотрудником Музея революции. Печатается с 1925. И. известен своим романом «От станка к баррикаде», выдержавшим несколько изданий. В этом романе отображены жизнь и борьба пролетариата накануне и во время революции 1905 - возникновение революционных кружков, участие в них интеллигенции и рабочих, столкновения с полицией, сходки и манифестации, погромы, нарастание и углубление революционной волны. Художественные достоинства этого романа невелики: его фабула примитивна, язык страдает чрезмерной газетностыо и штампованностью. На многих героях и типах лежит печать схематичности. Однако в становлении пролетарской литературы И. сыграл известную положительную роль.

Библиография:

I. Сухая гильотина (продолжение упомянутого выше романа), предисл. Д. Горбова, «ЗИФ», М., 1927, изд. 2-е, в том же году.

II. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.

ИВАНОВ-РАЗУМНИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАНО-ХОМЕИ

ИВАНО-ХОМЕИ - см. Японская литература.

ИВАШКЕВИЧ

ИВАШКЕВИЧ Ярослав (1894-) - современный польский поэт, беллетрист, переводчик. Гимназию и университет окончил в Киеве. Из отдельных книг Ивашкевича следует назвать: «Dionizje» (Дионисии, 1922, - наиболее удачный сборник стихов И.), повести «Gody jesienne» (Осенние годы, в кн. «Legendy») и «Demeter» (1921), а также «Hilary, syn buchaltera» (Гилярий, сын бухгалтера, 1923) и т. п.

Поэзия И. отличается капризно-эстетской вычурностью, но в ней порой очень тонко использованы искания таких поэтов, как Рэмбо и Аполлинер. Прозаические вещи И. лишены широкой социальной значимости, а в формальном отношении - крепкой повествовательной спайки, но своеобразную целостность придает им лиризм автора. Об языке И. с большим энтузиазмом отзывался Жеромский в книге «Snobizm i postup» (Снобизм и прогресс).

ИВИК

ИВИК - древнегреческий поэт, один из второстепенных представителей хорической лирики VI в. до христ. эры. Эта разновидность лирики была определена бытием греческого полиса, государства-города с его развитой общественностью, и выражала чувства коллектива на общегосударственных празднествах в честь богов и героев. Родившись в г. Региуме (на юге Италии), И. подобно Анакреонту (см.) - странствующий поэт, отщепенец от своего класса. Подобно тому же Анакреонту он пристроился на о. Самосе при дворе тирана Поликрата, покровителя искусств. Изнеженное и развращенное на восточный манер придворное общество тирана повлияло на характер стиля его поэзии. От И. сохранилось лишь 40 стихов из 7 книг его лирики, но мы знаем, что, идя навстречу вкусу придворных кругов, он создал особый жанр хоровой лирики - энкомий - хвалебную любовную песнь в честь определенного лица. По преданию, поэт был убит недалеко от г. Коринфа, когда шел на общегреческий праздник («Истмийские игры»), но убийцы «любимца муз» не остались безнаказанными: они выдали себя своей болтливостью. Эта легенда дала сюжет Шиллеру для его баллады «Ивиковы журавли», мастерски переведенной Жуковским.

Библиография:

Круазе А. и М., История греческой литературы, перев. В. С. Елисеевой, Под редакцией и с предисл. С. А. Жебелева, П., 1916; Nageotte, Histoire de la poesie lyrique grecque, I-II, P., 1886-1889; Romagnoli, Nel regno d’Orfeo. Studi sulla lirica e la musica greca, Bologna, 1921.

ИВНЕВ

ИВНЕВ Рюрик (псевдоним Михаила Александровича Ковалева) (1893-) - поэт и беллетрист. Р. в Тифлисе, в семье офицера. Первый сборник стихотворений («Самосожжение», лист первый) выпустил в 1912 в Петербурге, первый роман - «Несчастный ангел» - в 1917. Вместе с Есениным, Мариенгофом и Шершеневичем основал в 1919 поэтическую школу имажинистов (см.). Как имажинист И. впрочем не типичен: его поэтика, в основном сложившаяся еще в дореволюционный период творчества (сборники «Самосожжение», листы первый - четвертый, «Пламя пышет золотом смерти» и в период имажинизма сборник - «Солнце во гробе»), остается более простой и эмоционально непосредственной, чем произведения «метров» школы - Шершеневича и Мариенгофа. Поэзия И. выражает психоидеологию упадочной мелкобуржуазной богемы, бегущей от революционной действительности и замкнувшейся в кругу интимных и пессимистических переживаний. Творчество И. характеризуется чертами глубокого декаданса, не случайно напоминая некоторые мотивы поэзии Бодлера. В своих романах, рисующих быт и психологию богемы и бывших людей в советских условиях («Любовь без любви», М., 1925, «Открытый дом», Л., 1927), И. констатирует тот тупик, в к-рый уперлась эта группа, но не видит надлежащего выхода из него. «Герой романа» (Л., 1928) представляет собой типичного приспособленца, относящегося к людям как к средству для достижения своих личных целей. Чрезвычайно характерно, что этого беспредельного индивидуалиста, типичного представителя оформляющейся новой буржуазии, - сам автор считает человеком, созвучным эпохе. Прозаическое письмо И. отличается неровностью, скользя от метких и тонких психологических штрихов к риторическим, порой тривиальным сентенциям.

Библиография:

I. Кроме указанного: Осада монастыря, сб. «Имажинисты», М., 1925; мелкие лирические стихотворения в сборниках: «Мы», «Явь», «Конница бурь», М., 1920, и др.

II. Гусман Б., Сто поэтов, Тверь, 1923; Шершеневич В., Кому я жму руку, М., 1924; Сакулин, Предисловие к роману «Любовь без любви»; рецензии в «Красной нови», 1927, № 2 (П. Жучров), «Комсомольск. правде», 1928, № 266 (Б. Киреев); Ермилов В., Буржуазная и попутническая литература, «Ежегодник лит-ры и искусства» за 1929. См. также библиографию к ст. «Имажинизм».

ИВЧЕНКО

ИВЧЕНКО - см. Украинская литература.

ИГНАТОВ

ИГНАТОВ Давид (David Ignatow-Ignatowsky, 1885-) - один из основателей школы «молодых» в американско-еврейской лит-ре. Р. в местечке Брусилове, Киевской губ., в хасидской семье. В 1906 эмигрировал в Северную Америку. Дебютировал там рассказом «Пробуждение», напечатанным в сборнике «Молодость». С этого времени И. становится участником, а потом одним из наиболее энергичных руководителей той «группы молодых», к-рая вплоть до окончания империалистической войны занимала виднейшее место в американско-еврейской лит-ре. Эта группа под влиянием новых экономических отношений, изменявших социальный облик еврейских иммигрантов в Америке, порвала с традицией мелкобуржуазных американско-еврейских писателей, в творчестве к-рых основным мотивом была романтизация «старой родины» - России, Польши, Румынии. Но в то же время она порвала с революционной традицией первых пролетарских писателей - М. Винчевского и др. «Группа молодых» отмечала в своих произведениях зарождение новых американско-еврейских типов: рабочего, фермера, интеллигента. Изображая рабочую жизнь, она все же весьма далека была от классовой пролетарской точки зрения. Эта группа также сделала очень много для выработки четкого и гибкого лит-ого еврейского яз. Во всем этом движении И. играл очень видную роль.

Его перу принадлежит ряд романов: «В водовороте», «Меж двух солнц», «Фиби» и др. Из этих произведений наибольшей художественной цельностью отличается роман «Фиби», рисующий жизнь еврейского фермера в Америке. Но этот же роман, пропитанный изрядной дозой мистицизма и символики, знаменует резкую перемену в творчестве И.: художник чем дальше, тем больше начинает углубляться в национально-религиозную романтику и создает ряд произведений, посвященных «Чудесным историям старой Праги», «Царице Саббат» и т. п. темам. Бывший вождь «молодых» отрывается от живой действительности, не замечая ожесточенной классовой борьбы, все более обостряющейся в американско-еврейской жизни.

Библиография:

I. Собр. сочин. в 4 тт., изд. «Amerika», N.-Y., 1919.

II. Ш. Н., «Jud. Welt», V, 1913; Кац М., «Dos Naie Leben, N.-Y., 1913; Штейнберг Н., Jung-Amerika, 1919.

ИГНАТОВИЧ

ИГНАТОВИЧ Яков (1824-1888) - сербский писатель, основоположник сербского реалистического социального романа. Р. в Венгрии, в революцию 1848 воевал на стороне венгерцев. Редактировал журнал «Сербская летопись» (1854-1856), где напечатан ряд его статей о лит-ре и культуре, в к-рых И. обвиняет современных ему сербских писателей в схоластике, указывает на необходимость создания оригинальной, живой лит-ры и предлагает разрабатывать темы исторического и социального характера.

Однако исторические романы И. - «Дюрадь Бранкович» (1880-1881), «Манзор и Джемила» (1862), «Кровь за кровь» (1862) и др. - страдают идеализацией исторических событий; временами писатель впадает в наивную фантастику и романтику; слог сух и бесцветен. Гораздо большее значение имеют его социальные романы, в к-рых И. показал себя хорошим наблюдателем. В его романах «Васа Решпект» (1875) и «Вечный жених» (Вечити Младоженья, 1878) отражен процесс разложения сербского городского сословия. В романе «Старые и новые мастера» (1883) изображена жизнь ремесленников и на сравнении одного поколения с другим показан процесс деклассирования этой части сербского общества. В романе «Чудный свет» (1869) дана картина классового расслоения сербского крестьянства. Особенное значение в сербской лит-ре имеет его роман «Страдалица» (Патница, 1888), являющийся завершением его творчества; в нем обрисован во всей сложности процесс упадка и расслоения всего сербского общества под влиянием новых капиталистических отношений. Эти произведения в своей совокупности отражают целый период сербской общественной жизни. Несмотря на ряд изъянов стилистического характера, они являются значительными социальными документами.

Библиография:

Савич М., Игнатович, из срп. кньижевности, «Нови сад», 1898; Скерлич Я., Игнатович, Кньижевна студия, изд. СКА, Белгр., 1904.

ИГНАТОВСКИЙ

ИГНАТОВСКИЙ Всеволод Макарьевич (1881-) - историк Белоруссии и историк и критик белорусской лит-ры. Р. в семье народного учителя в б. Гродненской губ. Разработкой истории Белоруссии стал заниматься в 1905, когда был выслан после январских событий из Петербурга, где учился в Историко-филологическом институте. В конце 1906 вновь поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, но вскоре был выслан в Олонецкую губернию. Дерптский университет окончил в 1911. По окончании работал в средних школах в Вильно, а с 1914 в Минском учительском институте - преподавателем истории. Одновременно вел научно-исследовательскую работу по истории Белоруссии. В 1921 избирается профессором Белорусского государственного университета. С 1917 И. принимает активное участие в революционном движении, состоит членом партии эсеров. В ВКП(б) И. вступает в 1920. Последовательно является членом Военно-революционного комитета Белоруссии, наркомземом, наркомпросом, членом и президентом Белорусской академии наук, ЦК и Бюро ЦК, членом ЦИКа БССР и СССР.

История белорусской лит-ры занимает И. в связи с общей историей социально-экономического, культурного и национального развития Белоруссии. Отдельных, более крупных работ, посвященных исключительно вопросам лит-ры, у И. нет. Однако уже в книжке «Кароткi нарыс нацыянальна-культурнаго адраджэньня Беларусi (Минск, 1921) И. дает схему главных периодов белорусской лит-ры и дает их характеристику. В других работах, относящихся к белорусской лит-ре («Гiсторыя Беларусi Сћ XIX i пачатку XX сталецьця» (Минск, 1925) и «Увагi аб вынiкнавеньнi беларускага руху» (журнал «Молодняк», №№ 10, 11, 12 за 1926)), И. углубляет и развивает намеченную ранее схему, дает социальную и экономическую оценку белорусской лит-ры на главных этапах развития. Данная И. классификация лит-ых периодов принимается в основном другими белорусскими литературоведами (проф. Пиотухович и др.) и критиками.

Тем не менее признать установку И. удачной и правильной с марксистской точки зрения нельзя. Достаточно указать, что в названных работах такие белорусские писатели XIX в., как Дунин-Марцинкевич и Богушевич, крепостники и клерикалы, И. характеризуются как народники. В оценке как белорусской лит-ры XIX в., так и «нашенивцев» он недостаточно вскрывает их классовую природу, и весьма часто национальные моменты выпячиваются в ущерб классовым. Эти недостатки в той или иной степени имеют место также и в критических статьях И. по послеоктябрьской лит-ре («Мотывы лiрыкi беларускага песьняра М. Чарота» (Минск, 1922), «Сучасныя мотывы беларускай лiрыкi (Я. Журба)» в № 2 за 1921 журн. «Вестник Наркомпроса Белоруссии»). Впоследствии в статье «Босыя на вогнiшчы. Крытычны нарыс» (1922) И. отвергает свою прежнюю оценку поэмы Чарота. В 1926 пишет предисловие, проникнутое пролетарской бодростью, к другой поэме Чарота - «Марына». Прежние свои взгляды и ошибки И. сам решительно раскритиковал и осудил в своем письме в белорусской печати в 1929.

Библиография:

I. В журнале «Полымя» за 1924, № 4 (12) ст. «Этапы революцыйнае чыннасьцi, т. V. М. Р†гнатоСћскага».

II. Жылуновiч З., Будаваньне Савецкае Беларусi i роля у гэтым М. Р†гнатоСћскага, журн. «Молодняк», 1925, № 6.

ИГНОТУС

ИГНОТУС (1869-) - псевдоним Гуго Файгельсберга, венгерского писателя, критика и публициста. Юрист по образованию, И. однако всю жизнь работал исключительно в области литературы. В 1891 вышел его первый сборник стихов «Страдания Шлемеля», написанный под сильным влиянием Гейне и Иосифа Кисса. Стихи эти проникнуты ироническим отношением к самому себе, сочетающимся со скептицизмом и чувственным жизнеощущением. По форме поэзия И. приближается к строгой замкнутости лирики И. Арани. Впоследствии И. переходит к критической работе, к-рая занимает первое место в его лит-ой деятельности. В 90-х годах, в противовес националистическим мелкобуржуазным устремлениям венгерской лит-ры, И. является поборником натуралистического и реалистического направления. В основе его критических работ лежит теория «искусства для искусства», из к-рой он делает самые крайние выводы. И. горячо поддерживал все новые течения, и когда в XX в. в Венгрии разгорелась ожесточенная полемика между лит-ыми группировками ультранатурализма, символизма и экспрессионизма и старыми направлениями, он стал главным редактором органа «молодых» - «Der Westen». В политическом отношении И. находился под различными влияниями: политический сотрудник консерватора-аристократа Юлия Андраши, И. был также связан и с представителями мелкобуржуазного радикализма. Проповедывал нечто вроде феодально-консервативного социализма и вместе с тем заигрывал с мелкобуржуазной революционной демократией.

Во время войны И. поддерживал в лицемерно-пацифистском духе империалистическую политику монархии. После революции (во время венгерской керенщины) ему была доверена политическая работа за границей, в связи с чем он долгое время не мог вернуться в Венгрию после победы контрреволюции. Чтобы искупить свое космополитическое прошлое, И. развернул за границей широкую журналистскую деятельность в националистическом духе.

В настоящее время И. опять принимает активное участие в венгерских литературно-критических дискуссиях, хотя его влияние далеко не так значительно, как перед войной. Он провозглашает и теперь абсолютный приоритет формы, техники, и при этом его борьба против тенденциозности в литературе направлена по существу против литературы революционной. В политических статьях И. находит себе выражение упадочническое настроение мелкой буржуазии, разочаровавшейся в революции. Разбросанные в различных органах статьи И. собраны в нескольких сборниках.

ИГРОВЫЕ ПЕСНИ

ИГРОВЫЕ ПЕСНИ - см. Песни.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ

ИДЕАЛИЗАЦИЯ - одностороннее изображение какого-либо объекта со стороны его положительных качеств при полном игнорировании качеств отрицательных. Литературное творчество всякого писателя детерминировано бытием того класса, психоидеологию которого он выражает. Восприятие писателем окружающего мира вследствие этого неоднородно: оно тяготеет к акцентированию в нем вредных явлений в том случае, когда действительность чужда автору и, наоборот, когда художник изображает явление социально близкое, он подчеркивает в нем положительные стороны.

Классическим примером такой И. может служить экспозиция Штольца. Штольц играет в романе Гончарова функцию контробраза по отношению к Обломову. Характеристика его изобилует поэтому упоминанием о всех тех качествах, к-рые у Обломова отсутствуют вовсе. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь... Движений лишних у него не было... Он шел твердо, бодро, жил по бюджету... Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе... У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд...» и т. п. («Обломов», часть 2, гл. II). В характере и поведении такого рода деятелей русского промышленного капитализма было немало темных и отрицательных сторон; Гончаров не говорит о них, ибо сочувствует Штольцу, ибо образ последнего соответствует всем социальным устремлениям гончаровского творчества, яркого выражения процесса распада буржуазного патриархализма.

Однако объект И. не обязательно должен принадлежать к той же классовой группе, какая представлена данным автором. Не менее часты случаи, когда идеализируются образы, лежащие на пути социальной ориентации соответствующей классовой группы. Так напр. идеализирован «первый хозяин, к-рый когда-либо бывал на Руси» - Костанжогло в «Мертвых душах» Гоголя: у него и сеянный лес («у другого в пятьдесят лет не поднялся так, а у него в восемь вырос»), и блестящее имение, и несметное богатство, и, главное, необыкновенное уменье хозяйствовать. Этот образ кулака-буржуа дан в сугубо восторженных характеристиках, в противовес рушащемуся миру мелкопоместной Руси, как предмет вожделений «приобретателя» Чичикова.

Не менее характерен и другой пример - И. мужика в творчестве Льва Толстого.

В образе Платона Каратаева подчеркнуты как раз те черты, которые должны показать читателям Л. Толстого с наилучшей стороны русского крестьянина. Черты эти - ласковая доброжелательность к барину, набожность, незлобивость к врагу, доходящая до полного непротивления злу, наконец какая-то особая «певучесть» голоса, округлость манер и т. п. Такой образ мужика закономерно возникает у художника русской кающейся аристократии, и идеализация Каратаева обусловлена исканиями Пьера Безухова. «В произведениях Толстого народ фигурирует только мимоходом и только в той мере, в какой он нужен художнику для того, чтобы изобразить душевное состояние героя-дворянина» (Г. Плеханов, Н. А. Некрасов, Сочин., т. X, стр. 379).

Подробнее об И. - см. статью Образ. Там же даны и библиографические указания.

ИДИЛЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДИОМА

ИДИОМА (от греческого idios - «собственный», «свойственный») - лингвистический термин, обозначающий выражение (оборот речи), употребляющееся как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей. Ср. «спустя рукава». Характерным для И. является то, что значение ее не равно значению ее составных элементов: значение выражения «спустя рукава» не связано со значениями отдельных слов «спустить» и «рукава». Будучи всегда достоянием одного только языка (исключение составляют так наз. «кальки» (см.)), И. является частным случаем идиотизма.

ИДИОМАТИКА

ИДИОМАТИКА - отдел лингвистики, посвященный изучению идиом (см.) и идиотизмов (см.) яз. См. Фразеология.

ИДИОТИЗМ

ИДИОТИЗМ (от греческого idios - «собственный», «свойственный»).

1. Термин традиционной стилистики, обозначающий местное слово или оборот речи, вводимые в лит-ый язык; в этом значении (засвидетельствованном напр. у Лонгина и Сенеки) И. равнозначен провинциализму (см.) и входит в общее понятие диалектизма (см.); некоторые новейшие ученые (напр. R. Meyer) определяют И. как вводимую в литературный яз. индивидуальную особенность речи («von Haus aus» у Гегеля), отличая его так. обр. от провинциализма; но подобное определение И. пока не стало еще общепринятым.

2. Лингвистический термин, обозначающий оборот речи (или шире, вообще какую-либо черту языковой структуры), присущий только данному языку или говору и непереводимый буквально на другие языки. Ср. «в ус себе не дует», «держит нос по ветру», «пошел, куда глаза глядят». Наряду с особенностями фразеологии к И. языка можно отнести и особенности синтаксиса и даже морфологии. Ср. напр. в русск. яз. употребление настоящего времени глаголов совершенного вида (обычно имеющего значение будущего) в описаниях прошлого («как он прыгнет!»), употребление инфинитива вместо личных форм глагола («а он - реветь») и т. п.

ИДИШ

ИДИШ - см. Еврейский язык.

ИЕГОАШ

ИЕГОАШ (1871-1927) (псевдоним Иегоаш-Шлойме Блюмгартена) - один из виднейших представителей американско-еврейской лит-ры. Поэт-лирик, баснописец и переводчик, он писал также прозу и критические статьи. В 1890 эмигрировал в Америку, печатался во многих американско-еврейских журналах и поддерживал одновременно связь с еврейской лит-рой в России. Начал палестинофильски-сентиментальными стихами; затем значительно расширил свою тематику в направлении национальных мотивов. Лишь изредка И. выходил за пределы идеализированного национального прошлого, большей частью он застывал в националистической замкнутости. Одно из наиболее видных мест в творчестве И. занимает поэтическая интерпретация библейских идей. В целом ряде небольших поэм, стихотворений и драматических этюдов И. пытался воплотить героические библейские образы, проникнутые единой идеей грядущего национального возрождения. Однако благодаря своему глубокому скептицизму поэт не остался в пределах библейской тематики: от нее он переходил к быту; но и тут внимание И. больше всего привлекали либо «бытовые легенды», «баллады», либо интеллигентское безделье, шумливая суета еврейской богемы в Нью-Йорке. Эту богему поэт высмеивал в своих либеральных юмористических стихах, баснях и сатирах. Процессы животрепещущей борьбы широких масс, еврейское рабочее движение остались вне поля зрения поэта. В идеологическом отношении И. - эклектик, стремившийся соединить романтически-библейский «палестинизм» и «семитизм» с «эстетическим» народничеством, выражавшимся в собирании и обработке еврейских легенд и баллад. И. - типичный представитель романтически настроенной, беспочвенной мелкобуржуазной еврейской интеллигенции, мечтавшей о сохранении национального единства, искавшей утешения в образах прошлого после краха иллюзий о возрождении целостной нации и горьких разочарований.

Во время империалистической войны И. проникается мессианистскими настроениями, к-рые в последний период его творчества сменились мистической созерцательностью на фоне эстетического индивидуализма; последний и сблизил И. с группой молодых эстетов-индивидуалистов («интроспективистов»), издававшей в Нью-Йорке журнал «In sich» (1920-1925).

В отношении формы И. имеет несомненные заслуги перед еврейской поэзией: он ввел новые ритмы, утончил образность и усовершенствовал белый стих. Особое значение И. имеет как автор в сущности первого литературно-художественного перевода Библии на еврейский яз. (идиш). И. также перевел целый ряд произведений с английского и арабского.

Библиография:

I. Новое изд. в 10 тт., изд. «Oifgang», N.-Y.

II. Леелес A., «In sich», 1920, 5; Ланду З., Ontologie, V-VI; Баал-Махшовес, Schriften, IV; Ольгин, In der welt vun gesangen, стр. 186-218; Его же, «Freiheit», 28/X 1922; Кац M., Ст. в «Der Emes», декабрь 1927; Хрестоматия «Idische Literatur», Киев, 1928.

ИЕНСЕН В.

ИЕНСЕН Вильгельм (Wilhelm Jensen, 1837-1911) - немецкий писатель, сын чиновника, родом из Гольштинии. Еще студентом И. примкнул к мюнхенскому кружку писателей-эстетов; с 1865-1872 редактировал газеты буржуазной немецкой партии («Schwabische Volkszeitung» в Штутгарте и «Norddeutsche Zeitung» в Фленсбурге); затем отдалился от политической жизни.

И. - один из самых плодовитых писателей в немецкой литературе (написал свыше 100 книг); он по преимуществу - новеллист (его романы, в сущности, большие новеллы); в этой области И. продолжает линию немецкого реализма, в особенности Т. Шторма (см.). В более поздних произведениях реализм И. местами переходит в фантастику и мистицизм, иногда уступая место мотивам поэзии «кошмаров и ужаса». Он обычно берет свои темы из прошлого Германии, от средневековья до Рококо, и на этом историческом фоне дает более или менее реалистический колорит эпохи, окружая ее вместе с тем и мистическим полумраком. На двойственном, подчас болезненном творчестве И. отразилось неустойчивое положение немецкой буржуазии 60-70-х гг., очутившейся, по выражению Шпильгагена, «между молотом и наковальней»: с одной стороны, буржуазия притеснялась феодальным юнкерством, а с другой - против нее уже выступал пролетариат. Некоторые из мелких повестей И. переведены на русск. яз. («У моря», «Аукцион» и др.).

Библиография:

I. Главные произведения Иенсена: Новеллы: Magister Timotheus, 1866; Die braune Erika, 1868; Unter heisserer Sonne, 1869; Eddystone, 1872; Aus den Tagen der Hansa, 3 Bde, 1885; Aus schwerer Vergangenheit, 1888; Hunnenblut, 1892. Романы: Nirvana, 3 Tle, 1877; Versunkene Welten, 1882. Лирика: Gedichte, 1869; Lieder aus Frankreich, 1871; Aus wechselnden Tagen, 1878. Лучший лирическ. рассказ: Der Holzwegtraum, 1876;

II. Erdmann G. A., W. Jensen, Sein Leben und Dichten, 1907; Barchfeld W., W. Jensen, als Lyriker, 1913; Arminius W., W. Jensen, 1913; Fraas O., W. Jensen, 1913; Freud Siegm., Der Wahn und die Traume in W. Jensens «Gradiwa», 2 Aufl., 1912.

ИЕНСЕН И. В.

ИЕНСЕН Иоганнес Вильгельм (Iohannes V. Iensen, 1873-) - современный датский беллетрист. Дебютировал в 90-х гг., в период распада школы Брандеса и разброда разочаровавшейся в социал-радикализме датской интеллигенции. Иенсен выступил резко, по выражению буржуазных критиков - «с медицинским цинизмом» (по образованию И. - медик), против реакционных настроений и ухода мелкобуржуазной интеллигенции от жизни в мистику, в католицизм. Не связывая себя с какой бы то ни было из предшествовавших и современных лит-ых школ, И. присоединился к авангарду группы датских писателей-ютландцев (Бергстед, Нексе и др.), с успехом штурмовавших монополию столичной вычурно-эстетской литературы. В своих ярко реалистических миниатюрах-картинах ютландской природы и быта («Гиммерландские повести» - «Himmerlands Historier», 3 чч., 1898, 1904, 1910) И. противопоставил мягкотелости островных датчан твердый закал трезвых крепких землеробов континента. Эти повести были исходным и кульминационным пунктом его творчества: в них уже заложены основы последующих исторических и «проблемных» романов И. Ютландское крестьянство - главный коллективный герой большого исторического романа «Падение короля» (Kongens Fald, 1900); И. выдвигает проблему вырождения датчан, причиной к-рого является утрата крестьянством экономической самостоятельности. Его проповедь идеи возрождения «истинной» германской расы в Европе («Готический ренессанс - «Den gotiske Renaissance», 1901) и идеализация фермерской Америки отражают настроения зажиточного крестьянства и датской буржуазии, для к-рых тягостна экономическая зависимость Дании от Европы. Америка в романах И. изображается «страной обетованной», «райским» простором для свободных земледельцев и предприятий. В ряде американских романов («Мадам д’Ора» - «Madame d’Ora», 1904, «Колесо» - «Hjulet», 1905, и др.) И. дает живое, конкретное и в то же время восторженное изображение Америки и американцев как наиболее удачных выразителей исконных начал германской расы. «Америка - это центр арийцев, их вторая родина: здесь вращается колесо свободы, здесь мельница перемалывает разноплеменные расы в свободные народы мира. Здесь разрушительная и вместе с тем созидательная первобытная северная стихия перемалывает Швецию, Норвегию, Данию, Англию и Германию в Америку» (из романа «Колесо»). В целой серии романов под общим заглавием «Долгий путь» (Den lange Reise) И. изображает в характерных моментах всю историю германской расы, ее закал в ледниковый период («Глетчер» - «Bralln», 1909), ее столкновение с античным Римом («Поход кимвров» - «Cimbrerner Tog», 1916) и христианским, католическим миром в походах викингов («Корабль» - «Skibet», 1912) и т. д. Даже открытие «Нового Света» И. представляется делом чудодейственной германской расы; Колумба он превращает в кровного сородича викингов («Колумб» - «Columbus», 1920). Апология германской расы, проходящая красной нитью во всех его произведениях, чрезвычайно характерна для Иенсена - представителя патриархального мещанства, видящего в современном капиталистическом строе свою гибель. Даже его наименее тенденциозное произведение «Экзотические новеллы» (Eksotiske Noveller, I-III, 1907-1915) проникнуто стремлением уйти от подлинной датской действителньости, ее бюрократизма и филистерства. По своей литературной манере Иенсен близок к немецкому экспрессионизму. Самое оригинальное в его творчестве - язык, который соединяет отшлифованность датского лит-ого яз. С типичными элементами ютландской речи.

Библиография:

I. Selvbiografi i Himmerlands Historier, III, 1910; Kirken i Farse, 1903; Собр. сочин., в 9 тт., изд. Саблина, М., 1910-1912; Отдельными книгами в изд. «Всеобщей библиотеки» и Гиза, в серии «Комсомольская библиотека».

II. Brandes G., Samlede Skrifter, XV, 1905; Helms O., Iohannes V. Iensen og Johannes Larsen, Kbhvn, 1927.

ИЗВЕСТИЯ ОТДЕЛЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И СЛОВЕСНОСТИ АКАДЕМИИ НАУК СССР

«ИЗВЕСТИЯ ОТДЕЛЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И СЛОВЕСНОСТИ АКАДЕМИИ НАУК СССл («ИОРЯС») - возникли в 1896 в Петербурге. Издание прекращено в 1927 в связи с присоединением ОРЯС к Отделению гуманитарных наук. За это время вышло 32 тт. (96 книг). До 1916 ежегодно выходило по одному тому (4 книги), в 1916-1920 - по 2 книги и в 1920-1927 - по одной книге.

Главное внимание в журнале уделялось истории письменности, славяноведению, языкознанию и фольклору.

Литературоведческие статьи ограничивались материалами биографического или текстологического характера. Преимущественному изучению подвергались гл. обр. писатели XVIII и начала XIX вв.: Сумароков, Державин, Ломоносов, Дмитриев, Крылов, Грибоедов, Жуковский, Пушкин, Гоголь и др. менее значительные, забытые, малоизученные или малоизвестные писатели. Значительную ценность представляет ряд библиографических указателей и публикаций неизданных материалов русских писателей. Таковы напр.: Бертенсон С. Л., Библиографический указатель литературы о Гоголе за 1900-1909 гг., т. XIV, кн. 4, т. XVII, кн. 3, т. XIX, кн. 2, т. XXII; Корш Ф. Е., Разбор вопроса о подлинности окончания «Русалки» Пушкина, т. III, кн. 3, т. IV, кн. 1, т. IV, кн. 2; Орлов А. С., О некоторых особенностях стиля великорусской исторической беллетристики XVI-XVII вв., т. XIII, кн. 4; Сумцов Н. Ф., О литературных нравах южно-русских писателей XVII ст., т. XI, кн. 2; Бобров Е. А., Из истории русской литературы XVIII и XIX вв., т. XI, кн. 4, т. XII, кн. 2, 3, т. XIV, кн. 1; Глаголева Т. М., Материалы для полного собрания сочинений А. Д. Кантемира, т. XI, кн. 1, 2; Сумцов Н. Ф., М. П. Старицкий как драматург, т. XIII, кн. 3; Брант Р. Ф., Ф. И. Тютчев и его поэзия, т. XVI, кн. 2, 3; Бычков И. А., Из неизданных стихотворений Н. М. Языкова и В. А. Жуковского, т. XVI, кн. 2; Лернер Н. И., Стихотворения Н. Ф. Щербины, т. XIV, кн. 4; Фатов Н. Н., Библиографические материалы для изучения жизни и творчества Е. А. Ган, т. XIX, кн. 2; Максимов А. Г., Юбилейная лермонтовская литература, т. XIX, кн. 4, 1914.

Библиография:

Указатель авторов и статей, напечатанных в «Изв. Отд. русск. яз. и словесности» за время существования этого издания с 1896 по 1927, тт. I-XXXII, изд. Акад. наук, Л., 1928. Ранее были выпущены: «Общее содержание I-V тт. (1896, 1900)», СПБ., 1901, и «Общее содержание I-XII тт. (1896-1907)», СПБ., 1911.

ИЗДАТЕЛЬСТВА

ИЗДАТЕЛЬСТВА - см. статью Книгоиздательства.

Предыдущая страница Следующая страница