Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕР"-"ДЖИ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДЕР"-"ДЖИ")

ДЕРЖАВИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕСМОНД

ДЕСМОНД Шоу (Shaw Desmond, 1877-) - английский писатель. Д. долгое время жил в Дании, и его первая книга - «Фру Данмарк» (Fru Danmark, 1917) была написана на датском яз. В 1918 появилось его исследование быта и нравов Дании - «Душа Дании» (The Soul of Denmark), а через год - роман «Демократия» (Democracy; русск. перев. А. Ф. Полоцкой, Б. Д. Прозоровской, Под редакцией А. Горнфельда, изд. «Сеятель», Л., 1924). Д. дает в этом романе изображение социальных сдвигов в среде мелкой буржуазии после войны. Мещанский писатель, Д. видит в восстании лишь слепой бунт тупых и ограниченных рабочих. В дальнейшем, в связи с общим кризисом радикального мелкобуржуазного движения в Англии, Д. выступает решительным противником социализма и СССР: его роман «Рагнарок» (Ragnarok, 1926) - контрреволюционное произведение. Д. уходит от окружающей действительности или в будущее («Рагнарок») или в далекое прошлое (роман о древнем Риме - «Эхо», 1927), в его творчестве усиливаются мистические и упадочнические тенденции («Остров привидений» - «The Isle of Ghosts, 1925, «Боги» - «Gods», 1921).

Библиография:

Кроме указанного выше, на русский яз. переведен роман «Красный сев», с предисл. В. Яроцкого, изд. ВЦСПС, М., 1925.

ДЕСНИЦКИЙ

ДЕСНИЦКИЙ Василий Алексеевич (1878-) - литературовед-марксист (псевдоним - Строев), в прошлом член ЦК РСДРП (б), теперь беспартийный, - редактор ряда большевистских изданий и газет: «Борьба» (1905), сб. «Текущий момент» (1906), «Новая жизнь» (1917-1918), «Вестник просвещения» (1918-1919), юбил. сб. М. Горького (1928), «Вопросы педагогики» и др. В настоящее время заведует отделением яз. и литературы Ленинградского педагогического института имени Герцена и программно-методическим отделением Ленинградского института научной педагогики.

Библиография:

М. Горький, П., 1919; Введение в изучение искусства в литературы (хрестоматия по классикам марксизма), Гиз, Л., 1926; Статьи по методике преподавания лит-ры («Вопросы педагогики», предислов. к книге Томашевского, Н. Соколова и др.); Предисловие к книге Горнфельда «Муки слова» (Гиз, М. - Л., 1927), к юбил. сб. о М. Горьком (Л., 1928), к собр. сочин. Чапыгина (Гиз, Л., 1928), Достоевского (Гиз, Л., 1929), С. Цвейга («Три мастера», Л., 1929) и др.

ДЕСНЯК

ДЕСНЯК (псевдоним Василия Трофимовича Василенко) (1897-) - украинский лит-ый критик-публицист, член КП(б)У. Р. на Киевщине, в семье крестьянина-середняка. Учился в Черниговской учительской семинарии, потом в Московском институте журналистики и в Высшем литературно-художественном институте. В настоящее время состоит аспирантом Украинского института марксизма в Харькове и редактирует марксистский журнал «Критика». С 1917 все время - на партийной и советской работе. Из литературно-критических этюдов Д. особо надо отметить исследование о поэтессе Л. Украинке и книгу о новом романе Винниченко «Солнечная машина».

Библиография:

I. Отд. изд.: Про «Сонячну машину» В. Винниченка, 1929; Мотив творчiсти Лесi Украiнки, «Критика», 1928, № 7-8; В завороженiм крузi (Про творчiсть О. Кобилянськоi), «Критика», 1928, № 1; За життя розплата тiльки кровью, «Критика», 1928, № 5 и др.

II. Лейтес А. i Яшек М., Десять рокiв украiнськоi лiтератури, ДВУ, 1928.

ДЕТЕКТИВНЫЙ РОМАН

ДЕТЕКТИВНЫЙ РОМАН - см. Роман.

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - см. Литература для детей. Последний термин более соответствует содержанию понятия, гак как в термине «Детская литература» смешиваются понятия «Литература для детей» и «Детское литературное творчество».

ДЕТУШ

ДЕТУШ Филипп (Philippe Destouches, он же Nericault, 1680-1754) - французский драматург послемольеровского периода. Был в молодости странствующим актером, в дальнейшем - дипломатическая деятельность дала ему возможность проникнуть в аристократическую среду. Произведения его пользовались популярностью. Не столько частичные заимствования у Мольера, сколько влияние Сервантеса и главным образом английского театра обеспечило его пьесам огромный успех. Наиболее значительны комедии Д.: «Le Glorieux» (1732), «Le Philosophe marie» (1727, русск. перев. В. Каратыгина, «Женатый философ», СПБ., 1827), «Le Dissipateur» (1736), «La fausse Agnes» (1727, русский перевод А. Нартова, «Притворная Агнеса, или сельский стихотворец», СПБ., 1764). Ни серьезностью замысла, ни глубиной характеров они не отличаются, но блещут живым юмором и острыми словечками. Д. писал для развлечения аристократической знати и своей покровительницы m-me дю Мэн, по заказу которой и создал большинство своих мелких комедий. Основной темой последних являются чванство и тщеславие. Особенно удавались ему типы прислужников и лакеев. Как отщепенец буржуазии он был чуток ко всем ее недостаткам и зло высмеивал выскочек. Последние годы своей жизни Д. писал злостные эпиграммы на энциклопедистов.

Библиография:

Theatre choisi du XVIII siecle, choix de pieces des meilleurs auteurs: Regnard, Le Sage, Destouches, Dancourt, Collin, Harleville, Piron, Gronet, Sedaine, 2 vv., 1914; Favart Ch. S., A. Largillieres, Polichinelle, comte de Paonfier, parodie ined. du Glorieux de Destouches, 1732, suivie de Champs Elyses de MM. de Caumont et Destouches, 1714, 1924; Ouvres dramatiques, 4 vv., 1757.

ДЕФО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕЦИМА

ДЕЦИМА - 10-строчная строфа испанской поэзии (отсюда название), пишется 4-стопным хореем, схема расположения рифм - abbaa ccddc.

ДЕШАН

ДЕШАН (Deschamps) - Эмиль (Emile, 1791-1871) и Антони (Antony, 1800-1869) - братья - французские поэты, критики и переводчики. Стояли в центре романтического движения 20-х и 30-х гг. XIX в. Эмиль Д. - автор сборника «etudes francaises et etrangeres» (1828), наряду с предисловием В. Гюго (см.) к «Кромвелю» явившегося манифестом романтизма. Дешану принадлежат переводы Шекспира и Данте, чрезвычайно способствовавшие успеху романтического движения. Как художник значителен лишь Эмиль Д. («Huguenots», «Contes physiologiques», 1854, «Realites fantastiques», 1854, «Poesies»).

Из произведений Антони Д. следует отметить «Satires politiques» и «Dernieres paroles».

Библиография:

I. Собр. сочин. Эмиля Д., изд. в 1872-1874, в 6 тт.

II. Lasserre P., Le romantisme en France, 1907, 1922; Van Tieghem P., Le mouvement romantique, 1912, 1927; Seche Leon, Le cenacle de la Muse Francaise, 2 vv., 1909-1913; Его же, Muses romantiques, 1914; Girard H., Emile Deschamps, 1921.

ДЖАБАРЛЫ

ДЖАБАРЛЫ Джафар (1899-) - тюркский драматург, переводчик «Гамлета». Самые крупные свои произведения Д. создал после революции. В своих пьесах он - идеолог утопически настроенной мелкобуржуазной интеллигенции. Его центральные и организующие образы - деклассированные интеллигенты, протестующие против морально-политических устоев капиталистического общества. Протестуя, герои Джабарлы однако против революционного движения рабочих, и ведут непротивленческую политику в отношении капиталистов. Ницшеанское философствование, ибсеновское «все или ничто», «борьба ради борьбы», пьянство, бродяжничество и гибель - характерны для главных действующих лиц его пьес: «Айдин», «Октай-Эль-оглу» и «Од Гялины» (Невеста огня). Его последнее произведение «Севиль», несмотря на революционную устремленность, не меняет характера творчества Д., - здесь он только внешне приближается к нашей современности.

В современной азербайджанской лит-ре Д. принадлежит к числу попутчиков. Произведения Д. не печатались, но несмотря на это он достаточно известен в широких массах театральных зрителей всех категорий. Популярность Д. объясняется тем, что сцена является одним из основных звеньев в культурной жизни Азербайджана.

ДЖАВАД АХУНД-ЗАДЭ

ДЖАВАД АХУНД-ЗАДЭ (1892-) - современный тюркский поэт. Р. в Ганджинском уезде Азербайджана. Его лит-ая деятельность развертывается в период оживления националистического движения среди помещичье-буржуазной интеллигенции. Творчество Д. выражает ее идеологию. Эта интеллигенция, в лице партии «муссаватистов», пришла к власти в 1918, и два года господства «муссавата» являются днями расцвета творчества Д. Муссаватисты справедливо считают Д. своим поэтом: он открыто проповедует идеи шовинизма, пантюркизма и т. д. После революции Д. неоднократно выступал в печати со своими антисоветскими лирическими стихами. Лирика его превратилась в непосредственное орудие пропаганды национализма.

Библиография:

«Кошма», сборник стихов, Баку, 1918; «Далгалар», сборник стихов, Баку, 1919.

ДЖАВАХИШВИЛИ

ДЖАВАХИШВИЛИ Михаил (1884-) - современный грузинский беллетрист. Выразитель идеологии грузинской «демократической» интеллигенции. На литературное поприще выступил в начале XX века, уделяя главное внимание изображению жизни трудового населения. После советизации Грузии (1921) имя Д. становится сравнительно популярным благодаря тому, что он освещает животрепещущие вопросы современности. В выпущенном в 1924 романе «Джакос Хизнеби» («Хизаны Джако») Д. попытался дать тип грузинского деклассированного интеллигента, напуганного Октябрьской революцией и не способного отдаться социалистическому строительству. Воспитанный на дореволюционных традициях, Джавахишвили в названном романе не смог воспринять коммунистической революции в ее творческих моментах: в современности он видит лишь косные обломки старого общества, а также изворотливых плутов, приспособляющихся «ко всяким временам». Среди последних тип кулака (главный персонаж «Джако»), приспособляющегося к советской власти с единственной целью использовать ее в своих личных интересах. Подобные мотивы характерны и для других произведений Д. - «Гивишадури», «Дампатиже». В романе «Тетри Сакело» (Белый воротник) Д. поставил проблему взаимоотношения города и деревни. Уставший от городской жизни и культуры, герой романа - инженер - покидает город и уходит в отдаленный и отсталый в культурном отношении край (в Хевсуретию). Первобытное состояние этого края лишь ненадолго увлекает инженера - сына «цивилизации», и он возвращается в город. Но такая «победа города» отнюдь не является разрешением поставленной проблемы, т. к. автор не смог вскрыть сущности взаимоотношения города и деревни в современных политических условиях. В этом же романе Д. стремится этнографически нарисовать специфические стороны быта Хевсуретии. Но зная недостаточно этот быт, писатель лишь поверхностно описывает второстепенные явления отживающего уклада хевсурской жизни.

Необходимо особо отметить еще одну весьма характерную черту в творчестве Д.: эротические мотивы, переходящие иногда в порнографию. Идя, так. обр., навстречу запросам и настроениям мелкобуржуазных группировок грузинского общества, писатель часто подпадает под власть грубого сексуализма («Мусуси», «Хизаны Джако», «Золотой зуб», «Дампатиже» и др.). В настоящее время Д. находится на правом фланге грузинской лит-ры.

Библиография:

На русск. яз. из сочинений Д. изд.: Ламбало и Гаша, Гиз, М., 1927; Хизаны Джако, Гиз, М., 1928; Белый воротник, Заккнига, Тифлис, 1929.

ДЖАВИД

ДЖАВИД Гусейн (1889-) - крупный современный поэт Азербайджана. Р. в г. Нахичевани на Араксе, в семье мусульманского ахунда (священника). Начальное образование получил в Персии, у духовного лица; в дальнейшем в качестве купца некоторое время жил в Константинополе, где находился под сильным влиянием турецкого философа и поэта Риза-Тевфик-бея и был его учеником. По возвращении в Азербайджан занимался педагогической и литературной деятельностью.

Первые произведения Д. были напечатаны в бакинском журнале «Фиюзат» (см.) под псевдонимом Раси-Задэ. В период своей «философской учобы» в Константинополе Д. печатался в органе панисламистов «Сыратуль Мустаким». Наиболее характерные его произведения написаны после войны - драмы в стихах и в прозе: «Ана» (Мать), «Афет», «Шейх-Санан», «Иблис» (Демон), «Шейда, «Учурум» (Пропасть), «Пейгамбэр» (Пророк), «Топал Теймур» (Тамерлан), «Азер» и «Дели Князь».

В тюркской литературе Азербайджана Д. выступает как идеолог крупной буржуазии, отображая в своих произведениях последний этап ее развития. Если Мамед Хади (см.) гл. обр. певец восходящей буржуазии, то Д. - идеолог последних дней буржуазии; это очень ярко сказалось в его мистико-романтическом пафосе и стиле.

Первоначально Д. (в драме «Шейх-Санан») находится под влиянием персидского суфизма (мистицизма). Во втором произведении - «Иблис», написанном после империалистической войны, в период расцвета кемалистского движения, намечается уже переход Д. к своеобразному сочетанию рационализма и субъективизма, социального идеализма и мистицизма.

В «Иблис» и «Ариф» выявлено идеологическое credo Д., и последующие его драмы являются только дополнением к ним. Драма «Шейда» - апология послереволюционной буржуазии. После апрельского переворота в Азербайджане Д. отвернулся от реальной действительности, в своем творчестве ушел в далекое прошлое, пытался по-своему воспроизвести Магомета с его религиозной революцией и Тамерлана с его кровавыми нашествиями. Эти два события изображены у Д. красочно, а герои - Магомет и Тамерлан - идеализированы. В своих последних произведениях Д. делает явно неудачную попытку приблизиться к советской действительности. Не постигнув смысла революционной эпохи, Д. в современной азербайджанской литературе остается выразителем буржуазной идеологии.

Библиография:

I. Ана, Гечмишь Гюнляр, Марал, Афет, Шейх-Санан, Иблис, Учурум, Пейгамбэр, Топал-Теймур; Стихи в журн. «Маариф вэ Меденийет», Баку, 1923-1927, в журн. «Шарк Кадыны», Баку, 1925-1928; Эдеби Парчалар, Баку, 1926 и т. д.

II. Критические статьи в тех же журналах и в константинопольском журнале «Тюрк-Юрд», 1927; Дан-Юлдузу, Тифлис, 1928; в газете «Коммунист», Баку, 1927-1928.

ДЖАВТОПЕЛЫ

ДЖАВТОПЕЛЫ Зиядгин Менлы Азиз (1905-) - современный крымско-татарский поэт. Р. в семье среднего крестьянина. Учился в сельской школе, потом в педтехникуме, после окончания к-рого некоторое время был учителем. С 1928 Д. работает в органе OK ВКП(б) «Ени Дунья» (Новый мир).

Джавтопелы - первый комсомольский татарский поэт Крыма; печататься начал с 1923 в газетах и журналах, выходящих на крымско-татарском языке. Его стихи полны революционного пафоса, призыва к борьбе со старым патриархальным бытом. И хотя со стороны формы они слабее произведений дореволюционных поэтов, некоторые из них блещут исключительной художественной силой. На оформление стихов Д. раннего периода и некоторых позднего оказал влияние турецкий поэт Мемед-Эмин (бек).

Библиография:

Инклаби шиирлар, сб. ранних поэтов; Инкляби шиирлар, сб. Д.; журн. «Оку шилеры», «Илеры», «Илк Адым», Коз аидын»; газ. «Яш куввет», «Ени Дунья».

ДЖАЙНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДЖАЙНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - см. Индийская литература.

ДЖАКОМО

ДЖАКОМО - см. Итальянская литература.

ДЖАЛИЛ

ДЖАЛИЛ - см. Татарская литература.

ДЖАЛЬСКИЙ

ДЖАЛЬСКИЙ - см. Дяльский.

ДЖАЛЯЛЬ

ДЖАЛЯЛЬ (по местному произношению Галяль, 1829-1898) - видный арабский писатель и переводчик. Наиболее интересны его переделки, соответственно арабским нравам и быту, комедий Мольера («Тартюф», «Ученые женщины» и т. п.). Действующие лица говорят у него народным, а не старым лит-ым яз. Эта особенность, теперь все более укореняющаяся на арабской сцене, была в 70-х гг. прошлого века смелым новшеством, встреченным враждебно. Переводил кроме того Расина (уже лит-ым яз.) и др.; писал исторические произведения, учебники.

ДЖАМАНАКЛЫ

ДЖАМАНАКЛЫ - см. Крымско-татарская литература.

ДЖАМИ

ДЖАМИ (Абдеррахман Нуреддин-ибн-Ахмед) (1414-1492) - персидский поэт, ученый и суфий XV в. Сын простолюдина - выходца из Исфагана. Р. в местечке Джам. В зрелом возрасте был приглашен ко двору в столицу Хорасана Герат, где под покровительством гл. обр. просвещенного султана-тимурида Хусейна Бейкара и его знаменитого везиря - мецената (и поэта) Али Шир Неваи (см.) - и протекает его лит-ая деятельность. Еще при жизни Д. был общепризнанным величайшим (в современности) поэтом мусульманского мира.

Лит-ое наследство Д. очень велико: свыше 30 прозаических сочинений разнообразного содержания - трактаты на богословско-суфийские темы, комментарии к классикам суфийской лит-ры, работы по поэтике, просодии, стилистике, музыке, грамматике и истории, из к-рых важнейшее: «Нефехат-аль-онс» (Дуновения искренней приязни) - биографический свод, в основу которого легли «Разряды суфиев» Ансари - источник первостепенной важности для историка лит-ры и суфизма. Венцом же лит-ой славы Д. являются его поэтические произведения: 4 лирических дивана (см.) и 7 эпических поэм, объединенных в «седмерицу» под общим названием «Хефт Авренг» (буквально - «7 престолов» - Семизвездие Большой медведицы), к-рую составляют: 3 дидактических поэмы - «Золотая цепь», «Дар благородных», «Четки праведных», аллегорическая поэма «Селяман и Абсаль», романтические поэмы - «Лейла и Меджнун» (см.), «Юсуф и Зулейха» (см.) и заключительная морализаторская - «Книга мудрости Александра» (Македонского).

Вся «седмерица» отредактирована в последние годы жизни поэта (1480-1485). К 1487 относится написанный в поучение сыну «Бехаристан».

В истории персидской лит-ры Д. завершает собой целую эпоху - так наз. «классический период». Новых мотивов в его творчестве нет. Социальные условия после потрясений монгольской эпохи и походов Тимура не давали почвы для роста и возникновения новых идей. То был период застоя как для Ирана, так и для всего мусульманского мира. В спокойной культурной обстановке Герата, после походов Тимура, на грани безнадежного упадка (до XIX в.) естественно было подвести итоги богатому лит-ому прошлому. Идеология суфизма (как основного явления духовной культуры средневекового Ирана) в его наиболее развитом виде сочетается поэтому в творчестве Д. с совершенством формы. Отделка формы, доходящая до грани вычурности, плавность стиха, четкость ритма и богатство рифмы, сочетание реализма с символизмом - вот основные черты стиля Джами. Находясь под влиянием своих великих предшественников, Д. в то же время возвращается к традициям домонгольского периода, к стилю так называемой (персами) «туркестанской школы», к которой принадлежал и Эмир Хосров Дехлийский (см.), оказавший сильное влияние на Д. Значение Д. - в многогранности его творчества, которому были чужды лишь панегиризм, сатира и героический эпос. Исключительно ценная рукопись Д. - «Куллийят» (Полное собрание) находится в СССР, в Аз. музее Академии наук. Это автограф самого поэта (см. Розен В. Р., Manuscrits persans. Collections scientifiques de l’Inst. des langues orient. d. Minist. d. Affaires etrangeres, СПБ., 1886).

Библиография:

Библиографические данные сообщены Крымским А., в XX томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона под «Джами». Rosenzweig V., v., Biographische Notizen uber Mevlana Abdurrahman Dschami, Wien, 1840; Nassau Lees W., Lives of the Mystics, Calcutta, 1859.

ДЖАНИБ

ДЖАНИБ Али (1887-) - турецкий поэт и критик. Литературно-идеологическая эволюция Д. типична для мелкобуржуазной интеллигенции Турции начала XX века. Д. совместно с Зия Гег Али и Омар Сейфаддином издавал журнал «Гянч-Калемлэр» (молодые писатели). Основными лозунгами этого органа были: чистый турецкий яз. в литературе, реализм в искусстве и национализм в идеологии. Эти лозунги Д. противопоставлял господствующему в турецкой литературе течению - «сэрвэт-фюнун» (см.), представителем которого был Шахабаддин-Джанаба (см.).

Литературно-идеологическую свою декларацию Д. иллюстрировал поэтическими произведениями. В них он является представителем революционной части мелкобуржуазно-народнической интеллигенции, на к-рую в дальнейшем опирался пантюркизм. Поэтические и критические произведения Д. глубоко социальны. Большой популярностью пользуются его стихи «Горизонты Востока» и «Уличный фонарь», сильный пафос которых долго выражал стремление к европеизации и отходу от восточной мистики. Последний пункт, где окончательно остановился Д., это - кемализм. Исторически кемализм явился синтезом предыдущих прогрессивных движений в истории Турции. Он организовал вокруг себя наиболее здоровую часть дореволюционной интеллигенции. Д., как представитель последней, стал одним из наиболее энергичных участников культурной революции Кемаля. Д. много работает и в области лит-ой критики. Принимал активное участие в выработке того национального образа в литературе, который является идеалом современной общественной мысли буржуазной Турции.

Библиография:

I. Журналы: «Гянч-Калемлер», Салоники, 1910; «Ени-Маджмуа», Константинополь, 1919-1920; «Хаят», Ангора, 1925-1929; «Тюрк-Юрду», журн. лит-ого факультета Константинопольского университета; сборник «Тюркийят», 1926 и т. д.

II. Исмаил Хабиб, История новейшей турецкой литературы, Константинополь, 1925; Исмаил Хикмет, История турецкой литературы, т. I, ч. 3, Баку, 1925.

ДЖАРАР КУЛИ ХАН НЕВА

ДЖАРАР КУЛИ ХАН НЕВА - см. Нева Джарар Кули Хан.

ДЖАТАКИ

ДЖАТАКИ (Jātaka - «повесть о (предыдущих) рождениях (Будды)») - один из важнейших памятников повествовательной лит-ры буддизма. В той форме, в к-рой Д. входят в настоящее время в «Собрание малых повествований» (Khuddakanikāya) - одну из частей третьей «корзины поучений» (Suttapiṭaka) буддийского канона «Трех корзин» (Tipiṭaka - см. Типитака), - они представляют обширный прозаический комментарий к стихотворным изречениям - гатхам, составляющим, так сказать, тематическое зерно каждого повествования. Так. обр. в современной форме каждое Д. распадается на следующие части: 1. история о настоящем (Paccuppan-navatthu), излагающая обстоятельства, при к-рых была рассказана Буддой 2. история о прошлом (Atītavatthu), включающая самое Д., и 3. связанные с последним стихотворные изречения (Gāthā), к к-рым присоединяется 4. толкование стихов (Veyyākaraṇa) и 5. разъяснение связи (Samodhāna) между героями истории о настоящем и истории о прошлом. Прозаические части этого комментария, носящего заглавие «Описание смысла Д.» (Jātakaṭṭhavaṇṇanā), по яз. значительно моложе гатх и заставляют исследователей предполагать, что первоначально были зафиксированы только эти стихотворные изречения, прозаические же части воспроизводились импровизацией рассказчика.

Включение в канон Д., широко черпающих из тематики устной народной словесности, является показателем постепенной демократизации буддизма. Характерно, что в древнейших частях канона возбраняется монахам рассказывание сказок о царях, разбойниках, войнах, женщинах, богах, всяких приключениях и т. п. В позднейших текстах строгая церковность уступает место стремлению к популярности и, как мы видим, в Д. сам Просветленный изображается рассказчиком занятных повестей. Пятьсот сорок семь Д. канона представляют необычайную пестроту повествовательных форм: прозаические формы со вставными строфами варьируются от короткого анекдота до небольшого романа; стихотворные формы представлены диалогом, собранием изречений и эпическими отрывками. Такую же пестроту являет и тематика Д., в к-рой представлено множество так наз. «бродячих сюжетов» (в том числе сюжеты о коте-монахе, о шакале-советнике, об осле в львиной шкуре, о шакале, восхвалявшем пение вороны, об аисте, переносившем рыб в пруд, о танцующем женихе, о благодарных животных и неблагодарном человеке, о Соломоновом суде, о царе, понимавшем птичью речь, о «скатерти-самобранке», о кубке счастья, об услужливом глупце, о Шемякином суде, о свинопасе и принцессе, о кладе и убийцах и т. д. и т. п.). Это совпадение сюжетов Д. с сюжетами древних и средневековых восточных и европейских сказок и новелл побудило в свое время ученых (см. Бенфей) искать именно в повествовательной литературе буддизма источник всей зап.-европейской новеллистической литературы. В настоящее время эта крайняя точка зрения оставлена, и большинство ученых, признавая обмен сюжетами между Западом и Востоком, склонны видеть в Д. сравнительно поздние варианты общеиндийских сказочных и новеллистических сюжетов.

Библиография:

Изд. V. Fausboll, vv. I-VII, L., 1877-1897. Переводы: англ. - Т. W. Rhys Davids, Buddhist Birth Stories, L., 1880; Под редакцией E. В. Cowell, The Jataka, vv. I-VI, Cambridge, 1895-1907; немецк. - Dutoit, Lpz. 1912; Luders, Buddhistische Marchen, Jena, 1921. См. также «Бенфей», «Сюжеты бродячие», «Сказка».

ДЖАУФРЕЙ

ДЖАУФРЕЙ (чаще Жофруа) Рюдель (Jaufre Rudel de Blaya, первая половина XII в.) - знаменитый провансальский поэт, принадлежавший к феодальной аристократии; в средневековой поэзии сыграли большую роль его канцоны, обращенные к «живущей в далекой земле» возлюбленной, которую он якобы полюбил заочно и которую увидал лишь смертельно больной, во время крестового похода. Этот мотив, введенный впервые Джауфреем в поэзию, является, как доказано исследователями XIX века, только поэтическим приемом. Д. явился героем многих поэтических произведений (стих. Гейне, Уланда, «Princesse Lointaine» Ростана (см.), переведенные на все языки, в том числе и на русский). Среди трубадуров Д. - наиболее яркий и колоритный представитель любовной лирики.

Лучшие канцоны его: «Amors de terra lonhdana» (Любовь в далекой земле) и «Tanquan li jorn son lonc en may...» (Напрасно майские дни длинней...).

Библиография:

Appel, Provenzalische Chrestomatie; Anglade J., Les Troubadours; Zade L., Der Troubadour Jaufre R. und das Motiv der Fernliebe in der Weltliteratur, 1919; Jaufre, Der altprovenzalische Abenteuerroman des XIII Jahrhunderts, mit Einleitung, hrsg v. H. Breuer, Gottingen, 1925.

ДЖАХИД

ДЖАХИД Гусейн (1875-) - турецкий писатель, критик, публицист и политик. Р. в г. Баликсер, Европейской Турции, в семье чиновника. Первоначальное образование получил в гражданской школе «мэктебимюлькийэ», в Константинополе. До революции 1908 работал в области просвещения, после революции начал издавать газету «Танин» и из автора сентиментальных рассказов и повестей превратился в политического деятеля. Д. был зам. председателя второго меджлиса. После захвата Константинополя Антантой был сослан на о. Мальту. По возвращении вновь издавал газету «Танин», к-рая позднее была запрещена правительством Кемаля, ввиду ее резкой оппозиционности. В настоящее время Д. издает громадную переводную библиотеку по искусству, религии, истории и философии, под общим названием «Библиотека моего сына». Особенно ценны его переводы работ Дюркгейма, Тэна и т. д.

Лит-ая деятельность Д. относится к младотурецкому периоду турецкой общественной мысли. Д. выступил адвокатом-защитником младотурецкого движения в литературе. Его талантливые критические статьи были направлены против противников «национальной» лит-ры. Политически это была борьба «европеизированной» мелкой и торговой буржуазии против идеологических позиций мусульманского средневековья. «Кавгаларым» (Мои драки) Д. - заключительное звено этой борьбы, памятник победы прогрессивного движения в лит-ре. Д. завершил политическую революцию младотурок в области идеологии.

Художественные произведения Д. не отличаются особенной ценностью или социальной значимостью. Стержневой образ первых художественных произведений Д. («Хаяти-Мухайяль», «Хаяль-Ичинд») - интеллигент-мечтатель, живущий в созданном им самим мире мечты и фантазии, носящем глубоко сексуальный характер. Позднейшие произведения Д. содержат реалистические элементы, но и они не выходят из круга обычных тем Д. Его художественные произведения по содержанию и манере письма ничем не отличаются от обычных произведений его времени.

Политически Д. всегда был и остался представителем партии «Иттихад вэ Таракки», более прогрессивной и здоровой ее части. Либерально-буржуазное партийное прошлое Д. помешало ему понять буржуазную революцию Кемаля, и он оказался в рядах его противников.

Д. выступил ярым защитником латинизации турецкой письменности.

Библиография:

I. Комплекты газеты «Танин»; сочинения: Хаяти-Мухайяль (Роман), Хаяль-Ичинде (Повесть), Хаят-Хакикийе сахифелери (Рассказы), Кавгаларым (Сб. критич. статей); Грамматика турецкого языка.

II. Гордлевский Вл., Очерки по новой османской литературе, М., 1912; Исмаил Хикмет, История турецкой литературы, т. I, ч. 3, Баку, 1925; Исмаил Хабиб, История новейшей турецкой литературы, Константинополь, 1926.

ДЖЕВДЕТ

ДЖЕВДЕТ Абдуллах (Abdullah Djeuvdet, 1869-) - современный турецкий поэт, мыслитель и переводчик западных классиков.

Родился в г. Арабкир, в Восточной Анатолии. Окончил военно-медицинскую академию. Один из основателей младотурецкой партии «Иттихад вэ Таракки» (Единение и прогресс). Был сослан Абдул-Гамидом. Из ссылки бежал. С 1905 до наших дней с некоторыми перерывами издает журнал «Иджтихад» (в Женеве, в Каире и в Стамбуле), к-рый отражает его социально-поэтические взгляды. Свои поэтические произведения Д. с одинаковым успехом писал на трех языках (турецкий, французский и персидский), вкладывая в них всю революционность либерально-буржуазной интеллигенции конца XIX и начала XX вв. Пафос и энтузиазм, временами переходящие в «крик тоски» (Кахрият), ненависть к абдул-гамидовской Турции, переходящая в философский нигилизм или в политическое англофильство, наконец жажда свободы, обожествление «революции», глубокий мистицизм и т. д. - вот основные психо-социальные черты той интеллигенции, выразителем которой был Д. в первый период лит-ой деятельности. Политико-экономические и философско-эстетические статьи Д. являются теоретическим обоснованием его художественной платформы. К характерным произведениям этого периода относятся его ранние стихи («Димаг», «Хадж», «Тюлуат», «Тюрбеи ма’сумийэт» и т. д.), «Кахрият» и стихи на французском языке (см. библиографию). В этих произведениях своеобразно сочетаются персидский мистицизм, лозунги Великой французской революции с глубоким пессимизмом и ницшеанством, - идеи и настроения тех слоев либерально-революционной интеллигенции Стамбула, к-рые считали себя спасителями отечества и свободы.

Второй период творчества Д. начинается приблизительно с войны 1914 года. Он усиленно пропагандирует теоретические учения империалистической Антанты, переводит произведения Густава ле Бона об империалистической войне. Во имя «всеобщей истины и справедливости» Д. высказывается за превращение Турции в духовную и культурную колонию Антанты. Он с большим упорством доказывает единство «идеальной культуры человечества» с империалистической цивилизацией.

Третий период творчества Д. относится ко времени кемалистской революции. Это период полного упадка поэтического и социально-теоретического творчества Д. Он не только исчерпывает себя субъективно, но и объективно становится человеком вчерашнего дня. Монистический европеизм, т. е. свободный от всего азиатского, «выдержанный» («культурный», по мнению кемалистов) капитализм, к к-рому движется современная Турция, не приемлет ни поэзии, ни философии, ни эстетики Д. Последние объявляются устарелой фантазией, к-рая в состоянии увлечь лишь узкий круг довоенного турецкого чиновничества. Исмаил Хабиб в своей «Истории новейшей турецкой лит-ры» ни одним словом не упоминает о Д. «Иджтихад Эви» (Дом Иджтихада), бывший когда-то храмом революционной мысли для турецкой молодежи, превратился в собрание «бывших талантов» и людей вчерашнего дня.

Но Д., гибкий по своей социальной природе, не хочет отставать от «современности». Если не своей поэзией, то своей экономической теорией он пытается это доказать. Предвидя неизбежность ожесточенных классовых боев при капитализме, он проповедует теорию «мира в промышленности» и «материальной заинтересованности» рабочих при капиталистическом способе производства. Наступление «мира в промышленности» должно, по его мнению, привести Турцию к идеальной цивилизации, минуя кровавый этап социалистической революции. Но теория эта не вернула Д. его былой популярности. Она не нашла пока сторонников в Турции.

Библиография:

I. «Кахрият», Сб. стихов; Fievre d’ame, Вена, 1901, с предисловием Ernest Raynaud и библиографическим очерком Т. Bourguignon; La Lyre Turque, Вена, 1902, с предисловием Gustave Kahu; Les quatrains maudits et les reves orphelins, Париж, 1903; Rafale de Parfums, Женева, 1905; Физиология мышления (на тур. яз.), Константинополь, 1895; Necessite d’une ecole, les educateurs sociaux, P., 1900 (представлен на Интернациональный конгресс социального воспитания в Париже); журн. «Иджтихад» (выходит с 1905 до наших дней в Женеве, Каире и в Константинополе); Дильмести мевлана; Рубаийят-Омар-Хайям (перевод и комментарий Хайяма); переводы: «Гамлета» Шекспира, «Вильгельм Телля» Шиллера (Каир, 1896), «Шильонского узника» Байрона, «Юлия Цезаря» и «Макбета» Шекспира; Китабиль Истибдад; Хюкюмдар вэ Эдэбийят (перевод с итальянского); Нюсуси Фельсефе (Философские изречения); переводы из Gustave le Bon.

II. «Феюзат», журн., Баку, 1906, № 4; Исмаил Хикмет, История турецкой литературы, т. I, ч. 2, Баку, 1925.

ДЖЕКОБС

ДЖЕКОБС Виллиам Уаймарк (William Wymark Jacobs, 1863-) - плодовитый английский писатель, автор юмористических и «страшных» рассказов, романов и пьес (последние написаны совместно с Луисом Н. Паркером) из быта моряков и мещанства. Одно время (с Дж. К. Джеромом и Ф. Энстеем) редактировал старейший английский юмористический журнал «Пэнч». Начиная с 1896 (книга «Много грузов»), написал 10 книг рассказов, 6 романов (в том числе - «Обручение шкипера», 1897) и несколько пьес. Многократно, и до и после революции, переводился на русский язык. Д. - писатель английской консервативной мелкой буржуазии; его юмор никогда не перерастает в сатиру, действительность изображается им без ее социальных противоречий.

ДЖЕЛАЛЬ САДРИ

ДЖЕЛАЛЬ САДРИ - см. Татарская литература.

ДЖЕЛЯЛЕДДИН

ДЖЕЛЯЛЕДДИН Руми (1207-1273) - знаменитый персидский поэт. Р. в г. Балхе (Ср. Азия), в семье популярного в народе придворного ученого богослова-юриста и проповедника-суфия - Бехаеддина, вынужденного бежать из родного города и, после долгих скитаний, обосновавшегося в М. Азии (Рум) при дворе турок-сельджуков в г. Кония. Д. получил хорошее образование не только богословско-юридическое, но и в области точных наук. В 1231 отец Д. умер, и Джеляледдин занял его место при дворе. Впечатления скитальческой жизни, социальных неурядиц Ирана, надвигающейся грозы монгольского нашествия углубили суфийские настроения Д. и привели его в лагерь крайних суфиев - пантеистов, что вызвало столкновение с клерикальным духовенством и повлекло гибель сына Д. и друга-учителя Шемса Тебризи (см.). Он основал дервишский орден «мевлеви». Последние годы Джеляледдина были посвящены делам ордена, получившего широкую известность, и литературному творчеству, тесно связанному с его деятельностью шейха-суфия.

Лит-ая деятельность Д. не многообразна, но очень значительна. Но Д. был прежде всего поэтом. Его лирический «Диван» (см.), еще детально не обследованный, содержит касыды (см.), газели (см.) и четверостишия - рубаийя. Поэт проводит в них идею ценности человека независимо от его земного величия; он протестует против мертвящего формализма религиозной обрядности и схоластики. Эти идеи, выраженные пламенным яз. в своеобразных формах, под покровом религиозного идеализма могли создавать и порой создавали определенно революционное настроение, способное сочетаться (и сочетавшееся) со стихийными выступлениями народных масс. Ряд лирических стихотворений говорит о практических удобствах суфизма, житейского и философского аскетизма. Такое сочетание идеализма и практицизма характеризует и грандиозную эпико-дидактическую поэму (ок. 50000 стихов) Д. - «Месневи» (Двустишия). Здесь в эпической форме поучительных рассказов, сопровождаемых нравоучениями или прерываемых лирическими отступлениями, проводятся те же идеи, но в более популярной форме. В целом эти рассказы составляют как бы энциклопедию суфизма.

Единства сюжета в «Месневи» нет; все произведение однако проникнуто единым настроением; форма его - рифмующие двустишия, выдержанные в одинаковом ритме. В эпических частях Д. выступает как художник-реалист, иногда как натуралист (его натурализм способен шокировать европейского читателя, для Востока он обычен). «Месневи» Джеляледдин частично продиктовал любимому ученику и преемнику (в качестве главы ордена) Хасану Хусамеддину, который вероятно и побудил своего учителя к творчеству (вернее к фиксированию произведения).

Д. - поэт не столько персидский, сколько общемусульманский; в Турции и Индии он популярен больше, чем в Иране. «Месневи» - одна из наиболее почитаемых (конечно не фанатичным духовенством) и читаемых книг мусульманского мира. И в мировой лит-ре Д. может быть назван величайшим поэтом-пантеистом. Известны рукописи его пантеистического трактата «Фихи ма фихи» (В нем то, что в нем). С осторожностью можно допустить, что в противоположность другому великому поэту XIII в. Саади (см.) - идеологу городского торгового класса - Д. был ближе к феодальной аристократии, к классу землевладельческому.

Библиография:

Крымский А., Джеляледдин Руми, Монография, «История Персии и ее лит-ры», т. III, М., 1914-1917, с библиографией и извлечениями из произведений Д.; Rosenzweig V., v., Auswahl aus den Divanen d. grossten myst. Dichters Persiens, Wien, 1838; Rosen G., Mesnevi oder Doppelverse, Lpz., 1849; Munch., 1913; Ethe H., Der Sufismus und seine drei Hauptvertreter, Morgenland-Studien, Lpz., 1870; Redhouse, The mesnevi of mevlana... Rumi, book I, London, 1881; Nicholson R., Selected poems from the Divan, Cambridge, 1898; Whinfield, Masnavi, Rumi, London, 1898; Wilson, The Masnavi by Jalalud’din Rumi, book II, London, 1910.

ДЖЕМИСОН

ДЖЕМИСОН (Mrs. Cecilia Viets (Dakin) Jamison, 1848-1909) - американская писательница для детей. Из ее повестей переведены на русский язык: «Леди Джен» или «Голубая цапля» (Lady Jane; русск. перев. Сысоевой, СПБ., 1892, и переделка Ф. Г. Поляковой, изд. «Светоч», Одесса, 1927) и «Приемыш черной Туанетты» (Toinette’s Philip). Обе книги написаны на сюжет о потерянных детях и проникнуты идеологией буржуазной американской среды. Из них большой популярностью пользуется первая. Сентиментальный и слащавый образ сиротки-героини, занимательная фабула этой книги делают ее любимым чтением детей среднего возраста. Книги Д. своей установкой не соответствуют требованиям советской педагогики.

Библиография:

I. Журн. «Что и как читать детям», 1916, № 5-6, стр. 166-170.

II. Соболев М. В., Справочная книжка по чтению для детей всех возрастов, изд. 2-е, СПБ., 1907 (Отзывы о «Леди Джен», «Безродный мальчик» (Приемыш черной Туанетты) - № 897), О детских книгах, изд. «Труд», М., 1908 (Отзывы № 359, 360).

ДЖЕМС

ДЖЕМС - см. Джэймс.

ДЖЕРМАНЕТТО

ДЖЕРМАНЕТТО Джиованни (Giovanni Germanetto, 1886-) - итальянский пролетарский писатель. Сын рабочего-металлиста. С 1902 принимает ближайшее участие в революционном движении Италии. Коммунист. Был агитатором, журналистом и организатором. Работал в газетах «Аванти» (Милан), «Ордине нуово» (Турин), «Коммунист» (Рим), «Лавораторе» (Триест), «Юманитэ» (Париж), «Роте Фане» (Берлин), и в русских: «Правда», «Труд», «Гудок», «Ленинградская правда» и др. Постоянный сотрудник журнала «Красный Интернационал профсоюзов». Был главным редактором итальянских еженедельников «Иль Лаворо» и «Ла Рискосса». Написал повесть «Записки цирюльника» (воспоминания итальянского революционера), несколько новелл на социально-революционные темы: «Европейская цивилизация», «Арапка в Генуе», «Конгресс павших на войне», «С нами бог...», «Индус, кокаин и красивые женщины». Дал ряд статей о СССР в эмигрантской итальянской печати. Член Исполбюро Профинтерна и член ЦК КПИ.

Библиография:

I. Записки цирюльника (Воспоминания итальянского революционера), «ЗИФ», М., 1929; Iconsigli di fabbrica in Italia, 1924 (вышла и в русск. перев.); I marinai e la reazione, 1927; Италия под пятой фашизма, изд. МОПРа, М., 1929.

II. Календарь коммуниста на 1929, изд. «Моск. рабочий», М., 1929, стр. 726.

ДЖЕРОМ

ДЖЕРОМ Джером Клапка (Jerome К. Jerome, 1859-1927) - английский писатель-юморист, постоянный сотрудник «Punch», редактировал с 1892-1897 журналы «Лентяй» (Idler) и «Сегодня» (To-day), опубликовал в 1889 «Праздные мысли лентяя» и «Трое в одной лодке», поставившие его в ряды значительных юмористов.

Произведения Д. лишены сатирической заостренности. Персонажи ему нужны только для того, чтобы ставить их в «смешное» положение, и именно на этих положениях, на «юморе ситуации», Д. концентрирует свое внимание. У Д. нет таланта юмористической характеристики; ему чужда и другая стихия английского юмора - описание, построенное на неприметных, смешных деталях с диалогом, острота к-рого обусловливается рядом неожиданностей, игрой слов. Отчасти в связи с этим Д. более популярен на континенте, чем другие английские юмористы, но стремясь к общепонятности и изобретая для своих героев ситуации, Д. впадает нередко в шарж, достаточно грубый.

Следуя традициям большинства британских юмористов, Д. любит морализировать и часто сентиментален: его пьеса «с моралью» «The Passing of the third Floor Back» (1907) имела большой успех на английской сцене.

Лучшие его повести - «Они и я» (1909), где выведены дети, «Наброски для романа» (1893) и некоторые другие - свободны от грубого шаржа. Кроме юмористических повестей, Д. написал несколько книг, не возвышающихся над уровнем среднего английского романа (напр. «Энтони Джон», 1922), а в 1926 издал пространную автобиографию: «Моя жизнь и эпоха».

Джером - писатель мещанства, не плохо знал быт мелких буржуа, городских служащих. Его любимый образ - разоренный мелкий буржуа, надеющийся вернуть утраченное, разбогатеть, уверенный, что он будет рано или поздно вознагражден за свои добродетели и страдания.

Книги Д. выходили на русском языке неоднократно. В 1912 в изд. Сытина вышло собрание его сочинений.

Библиография:

Русские переводы Д. появляются уже в 90-х гг. За последние годы изданы и переизданы след.: Энтони Джон, Роман, изд. «Прибой», 1926; Скряга из Саардама, Расск.; Человек, который не верил в счастье, Расск. (оба в изд. Гиза, 1927); Трое в одной лодке, с предисл. В. Узина, изд. «Мол. гвардия», 1927 и др.

ДЖИБС

ДЖИБС Филипп Гамильтон (Philip Hamilton Gibbs, 1877-) - английский писатель. С 1902 - деятельный журналист, сотрудник крупнейших газет Лондона. Путь от корреспондента к беллетристу через очерк, многосторонний бытовой политико-психологический этюд, прошли весьма многие современные писатели Англии, как и Джибс бывшие военными корреспондентами (J. Hay, N. Lyons, D. Figgis, С. Owen и др.). Джибс написал несколько романов в обычном стиле бытового реализма - «Middle of the Road» (Посреди дороги), «Heir-Apparent» (Будущий наследник) и др., не отличающихся большими литературными достоинствами. В книге «Realities of War» (Образы войны, американское издание), «Now it can be told» (Теперь об этом можно рассказать) и особенно в «Unchanging Quest» (Неустанные поиски, 1926) затронуты военные темы. Последний роман показателен для обывательских страхов английской буржуазии, так как в нем рассказаны события будущей «мировой войны». Претензия решать огромную социальную проблему средствами репортажа обесценивает отдельные живые сцены романа, а мещанский идеал будущего мира, рисуемый Джибсом, свидетельствует о мелкобуржуазной основе его творчества. В своих последних произведениях Джибс, как и многие другие художники английской мелкой буржуазии, начинает тяготеть к мистицизму и к сверхъестественной, таинственной тематике («Сумеречные комнаты» - «Darkened Rooms», 1929).

ДЖИВАНИ

ДЖИВАНИ (1846-1909) - крупный армянский ашуг (см.). Р. близ г. Ахалкалаки, в раннем возрасте сделался ашугом, организовал группу певцов-ашугов. С большим успехом пел свои песни в Тифлисе, Батуме, Баку, Карсе и др. городах Закавказья. Творчество Дживани более разнообразно, разносторонне, чем творчество его современников ашугов. Армянская литература XIX века оказала сильное влияние на творчество Д., особенно на его яз. Д. - автор любовных песен, моралист, писал сатиры на злобу дня, застольные песни и т. д. Отдельные произведения Д., имеющие большое художественное значение, неоднократно переводились на русский язык.

Библиография:

«Поэзия Армении», Под редакцией В. Я. Брюсова, М., 1916.

Предыдущая страница Следующая страница