Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГЕР"-"ГИМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГЕР"-"ГИМ")

ГЕРЕН

ГЕРЕН Морис, де (Maurice de Guerin, 1810-1839) - французский поэт. Р. в обедневшей дворянской семье, в 1832 сошелся с христианско-социалистическим кружком аббата Ламенэ, впоследствии сотрудничал в католических изданиях «Revue Europeenne» и «La France Catholique», переселился из провинции в Париж, где вел тяжелую борьбу за существование, но от романтической богемы стоял несколько в стороне. Кроме стихотворений и дневника, Г. принадлежат несколько поэм в прозе. Лучшая из них - «Centaure» (Кентавр), где Г. в образе кентавра - обитателя высоких гор, презирающего жителей «долины», с тщетными поисками смысла бытия, приводящими его к полному пессимизму, изобразил самого себя, потомка старой дворянской семьи, сознавшего свою неприспособленность к деятельности в новом буржуазном обществе. Произведения Г. опубликованы после его смерти Жорж Санд (см.) в «Revue des Deux Mondes». Ближайшей помощницей Герена в работе являлась его сестра Евгения (1805-1848); их переписка опубликована в 1862 Барбэ д’Оревильи. В XX в. на Г. обратили внимание критики-символисты, как на непосредственного предшественника и учителя Бодлера и символизма, особенно в жанровой области. «Кентавр» считается одним из лучших образцов романтической «поэмы в прозе».

Библиография:

I. Le Centaure, 1838; La Bacchante, 1838; Reliquiae, publiees 1861 par M. Trebutien; Ouvres completes de Maurice et d’Eugenie de Guerin (3 vv.), 1869 et 1922.

II. Le Franc, M. de Guerin, s. a.; Gourmont R., de, Promenades litteraires, V-e serie, 1913; Ziromski, M. de Guerin, 1921; Jaloux Ed., L’esprit des livres, 1-e serie, 1925; Саводник В., ст. в сборн. «Под знаменем науки», М., 1922.

ГЕРКУЛЕС

ГЕРКУЛЕС - см. Геракл.

ГЕРМАН

ГЕРМАН Эммануил Яковлевич (1892-) - поэт. Р. в семье адвоката. Печатается с 1911 (журналы «Сатирикон», «Летопись», одесская пресса). Выдвинулся в 1917 (под псевдонимом Эмиль Кроткий) своими едкими фельетонами-сатирами в «Новой жизни» М. Горького.

По своей тематике все поэтическое творчество Германа может быть разделено на два цикла: стихи о революции и миниатюры исторического содержания. Находясь под несомненным влиянием акмеизма (большая четкость ритма, точный конкретный словарь, тяга к вещным образам, к вещи вообще), Г. совмещает однако формально-акмеистические элементы с сильной общественно-идейной струей. Революция воспринята Г. очень восторженно, пафосно, но наряду с этим поэт обнаружил довольно слабое понимание сущности общественно-политического сдвига 1917. Революцию Г. понимает гл. обр. как привнесение в противоречивую русскую «азиатскую» действительность западного начала. Г. часто ищет в нашей революции сходства с Великой французской революцией.

Культура стиха у Г. стоит на довольно высоком уровне. Все же следует отметить некоторое однообразие его приемов (малое количество разрабатываемых ритмов, повторяемость отдельных образов, метафор). Особенно удаются ему отдельные штриховые зарисовки лирико-эпического характера. Сейчас Г. - газетный работник.

Библиография:

I. Растопленный полюс, изд. «Парус», П., 1918 (тоже, изд. «Огонек», М., 1929); Разговор с Вильсоном, Поэма, Харьков, 1919; Скифский берег, Харьков, 1920; Стихи о Москве, Гиз, Екатеринбург, 1922.

II. Гусман Б., 100 поэтов, Тверь, 1923.

ГЕРМАНИЗМ

ГЕРМАНИЗМ - слово или оборот речи, заимствованные из немецкого языка и противоречащие нормам русской речи. Примеры: «...слеза относилась нами к гемюту» (Герцен); «Теперь он делает свой комплимент» (Jetzt macht er sein Kompliment - вместо «теперь он раскланивается», русск. перев. Гофмана, изд. Гиз); «Помните моего близко, помните моего далеко» (Gedenken Sie mein in der Nahe, gedenken Sie mein in der Ferne - стихи Карла Ивановича в «Детстве» Л. Толстого). Много Г. в формах словообразования современного русского яз.: глаголы на «изировать» («национализировать»), существительные на «изация» («большевизация», «советизация»), сложение основ без соединительной гласной («Волгастрой», «пионеротряд») и т. п. Германизм - один из видов варваризма (см.).

ГЕРМАНСКИЕ ЯЗЫКИ

ГЕРМАНСКИЕ ЯЗЫКИ представляют особую ветвь так наз. индо-европейской группы языков (см.). В настоящее время Г. яз. насчитывается девять: английский, голландский, верхненемецкий, нижненемецкий, фризский, датский, исландский, норвежский и шведский. Первые пять составляют зап.-германскую группу, вторые четыре - сев.-германскую (скандинавскую). Ранее существовала еще восточная группа в составе яз.: готского, вандальского и бургундского. Но только готский яз. известен по памятникам IV-VI вв., а также по небольшой записи отдельных слов, сделанной в XVI в. голландцем Бусбеком от готов Крыма, где язык их - так наз. крымско-готский - существовал еще до XVI века. Все Г. языки отличаются от остальных индо-европейских языков своеобразными чертами, особенно в области согласных (так наз. «первое» и «второе передвижение согласных») и в области морфологии (так наз. «слабое спряжение глаголов»). Эти черты обычно объясняются смешанным (гибридным) характером Г. яз., наслоившихся на явно не-индо-европейскую иноязыковую основу, в определении к-рой мнения ученых расходятся.

Библиография:

О смешанном характере Г. яз. ср.: Meillet, Les caracteres generaux des langues germaniques, P., 1925; Feist S., Indogermanen u. Germanen; Его же, Die germanische und die hochdeutsche Lautverschiebung, P. - В., В. 36; Его же, Noch einmal zur germanischen und zur deutschen Lautverschiebung, P. - B., B. 37. Braun T., Die Urbevolkerung Europa’s und die Herkunft der Germanen, Lpz., 1922 (о яфетидизмах Г. яз.); Бубрих Д., О языковых следах финских тевтонов - чуди. Язык и литература, I, Л., 1926 (о финских элементах в Г. яз.). О Г. яз. см. в капитальном труде - Grundriss der germanischen Philologie, hrsg. von H. Paul, Bde I, II, 1907, где указана и вся предшествующая литература (ныне выходит новым изданием в Берлине у Gruyter). Краткий очерк у Loewe R., Germanische Sprachwissenschaft, Sammlung Goschen, № 238.

ГЕРМЕНЕВТИКА

ГЕРМЕНЕВТИКА (греческ. ερμηνευω - толкую) - учение об истолковании какого-нибудь произведения, установлении подлинного его смысла и точного понимания его содержания. Термин Г. применялся чаще всего в отношении библейских текстов, затем - в значении учения о восстановлении первоначального смысла лит-ых памятников, дошедших в искаженном и частичном виде, непонятных без комментариев, а также в значении истолкования всякого произведения (сюда относятся напр. объяснительные издания авторов). В этом смысле Г. - дисциплина филологической критики (см. ст. Ф. Зелинского «Филология» и Малеина «Филологическая критика» в Энцикл. слов. Брокгауз-Ефрон, т. 70). За последнее время Г. придается в литературоведении более широкое значение необходимого в исследовании всякого художественного памятника момента - объективного его истолкования.

Библиография:

Ионин, О филологической герменевтике, Журн. МНП, 1863, ч. 120; Blass, Hermeneutik und Kritik, русск. перев. О., 1891.

ГЕРО И ЛЕАНДР

ГЕРО и ЛЕАНДР - герои античного мифа. Основные составные элементы мифа о Г. и Л. (тайные свидания посвященной богине (Афродите) Геро со своим возлюбленным, трудный путь любовника (Л. переплывает Геллеспонт), уничтожение путеводного огня и гибель любовника, наконец самоубийство Г., бросающейся с высоты башни) принадлежат к числу мотивов, широко распространенных в народных поверьях, песнях и встречающихся как самостоятельно, так и в сочетаниях с другими мотивами.

Миф о Г. и Л. неоднократно подвергался литературной обработке как в античной поэзии (Овидий), так и в лит-ре нового времени (Шиллер, Грильпарцер).

ГЕРОИЧЕСКИЙ СТИХ

ГЕРОИЧЕСКИЙ СТИХ - стих, употреблявшийся в героических или эпических произведениях, напр. гекзаметр (см.), александрийский стих ложноклассических трагедий (шестистопный ямб); в Англии и Италии Г. С. называют и пятистопный ямб, в России и Польше - силлабический тринадцатисложник и т. д.

ГЕРОЙ

ГЕРОЙ - см. Образ.

ГЕРРИК

ГЕРРИК Роберт (Robert Herrick, 1868-) - американский писатель. Вместе с С. Крэйном, Ф. Норрисом (см.) и Х. Гарлэндом Г. выступил в конце прошлого века как художник радикальных слоев мелкой буржуазии. Противоречия действительности Г. видит главным образом в области нравственной, его внимание больше всего привлекают те моменты человеческой психики, когда обрываются нити, связывающие «я» с традиционным, условным и неподвижным бытом, и личность обретает новые, более совершенные жизненные основы. Произведения Г. разделяются на два основных цикла. В первом он обращается к положению женщины и проблеме брака в буржуазном обществе. Г. показывает, что внешне-романтическое отношение к женщине в Америке не позволяет ей быть равноправным членом общества (Милли в «Жизнь одной женщины» - «One Woman’s Life», 1913; жена доктора в «Исцелителе» - «The Healer», 1911, «Простая Лилла» - «Homely Lilla»; Маргарет Поль в романе «Вместе» - «Together», 1908). Реализм Г. в этих произведениях противостоит условному «нежному» (bland) реализму писателей консервативной мелкой буржуазии (Г. Джемс, У. Гоуэлс и др.). Уже в этом первом цикле Г. обнаруживает отрицательное отношение к буржуазному обществу, в последующих романах он обращается к более широким социальным проблемам. В «Обычной судьбе» (The Common Lot, 1904) Геррик показывает, как капитализм искусство подлинное подменяет искусством, цель которого - прибыль. В «Воспоминаниях американского гражданина» (The Memoirs of an American Citizen, 1905) писатель обращается к политическому миру Америки и обрисовывает его резко отрицательно. В «Трубах» (Chimes) Г. с неменьшей художественной силой выступает против лицемерия, приспособленчества и делячества в среде ученых.

Как и большинство американских мелкобуржуазных писателей, Г. видит выход из противоречий буржуазного общества в возвращении к простоте и непосредственности деревенской жизни («Поле Кларка» - «Clark’s Field», 1914), в самоусовершенствовании («Жизнь за жизнь» - «Life for Life», 1910), в преодолении эгоизма (жена архитектора в «Обычной судьбе», Джонстоны в «Together», сестра Гаррингтона в «Воспоминаниях американского гражданина») и в создании здоровых условий существования на основе изменения общественного строя (Рено в «Together», Гольден в «Исцелителе», герой «Хозяина гостиницы» - «The Master of the Inn», 1908).

Библиография:

I. Русск. перев.: Еще не поздно (Homely Lilla), Ром., перев. Л. Л. Домгера, Под редакцией Д. М. Горфинкеля, изд. «Книга», Л., 1927; Лавка учености (Chimes), Ром., перев. Н. Вольпина и Н. Чуковского, Гиз., М. - Л., 1928; Опустошение (Waste), 1928, русск. перев. (с пред. автора к русск. изд.), ЗИФ, 1929.

II. Синклер Э., Деньги пишут, Гиз; Contemporary American Novelists, by Carl van Doren, N.-Y., 1923.

ГЕРЦЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРШЕНЗОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕССЕ

ГЕССЕ Герман (Hermann Hesse, 1877-) - современный немецко-швейцарский писатель-неоромантик. Проповедь пассивного отношения к жизни, вера в безграничную власть рока над человеком, искание спасения лишь в уединении - все это выражено в первых произведениях писателя - «Hermann Lauscher» (1901), «Unterm Rad» (1906), особенно в «Peter Camenzind» (1904). В последнем произведении Гессе повествует о развитии деревенского мальчика, который прошел все ступени современной капиталистической цивилизации и в конце концов возвратился обратно в деревню. Идее ухода из мира действительности в космический и символический мир посвящены и романы Г. - «Gertrud» (1910) и «Rosshalde» (1914). Во время войны 1914-1918 Гессе, типичный мелкобуржуазный интеллигент, не видел выхода из «хаоса». Он призывал к сознанию своей вины в этом хаосе и воздействию на молодежь, которая должна своим внутренним возрождением исправить мир («Klingsors letzter Sommer», «Demian», «Zarathustras Wiederkehr», «Marchen» и др. - все 1919). К этому же времени и относится его книга о Достоевском «Blick ins Chaos» (1920). В культе Достоевского на Западе Гессе усматривает признак близкого заката Европы, приближение «царства Карамазовых». Он ищет «мира и покоя» в индийских сказках, в буддизме и в природе («Siddhartha», 1922). Характернее всего для теперешнего Г. и его двойственной психики роман «Степной волк» (Steppenwolf, 1927).

Библиография:

I. На русск. яз. перев.: Петер Каменцинд, Роман, перев. М. Кадиш, с критич. очерком Ю. Айхенвальда, М., 1910; Окольные пути, Рассказы, авторизованный перев. А. Даманской, М., 1913; Тропа мудрости, Индусский роман, перев. Г. Д. Прозоровской, изд. «Петроград», Л., 1924; Gesammelte Werke, 1925 и др. Автобиография: Kurzgefasster Lebenslauf, 1925.

II. Kubin Alfred, Hermann Hesse, 1907; Stolz Heinz, Hermann Hesse, «Die Literatur», 1923/24; Ball Hugo, Hermann Hesse und sein Werk, 1927; Witkop Philipp, Hermann Hesse, «Die schone Literatur», 1927; Buhner Karl Hans, Hermann Hesse und G. Keller, 1927.

ГЕССНЕР

ГЕССНЕР Соломон (Salomon Gessner, 1730-1788) - немецкий писатель, родом из Швейцарии. Один из крупнейших мастеров европейского Рококо (см.). Представитель буржуазного варианта стиля. Автор знаменитых в свое время идиллий («Idyllen», 1756-1772), сделавших Г. одним из известнейших европейских писателей XVIII в. В своих «Идиллиях» (русск. перев. Вас. Левшина, М., 1787) Г. выступает в качестве тонкого миниатюриста, избегающего излишней вычурности. В несколько абстрактной манере он изображает «жизнь пастухов и пастушек», этих «детей природы». Карамзин, весьма ценивший Г., дает ему меткую характеристику: Г. в восторге пел «невинность, простоту, пастушеские нравы и нежные сердца свирелью восхищал» («Поэзия»). Гесснер - автор стихотворений - «Gedichte» (1762). Гесснер был также выдающимся художником, гравером, с успехом иллюстрировавшим собственные литературные произведения. К его занятиям изобразительным искусством относятся: «Briefe uber die Landschaftsmalerei (Письма о пейзажной живописи, 1772).

Библиография:

I. На русск. яз.: Полное собр. сочин. Г., перев. И. Тимковского, 4 чч., М., 1802-1803. Более ранние перев. см. в «Росписи российским книгам из биб-ки А. Смирдина, СПБ., 1828; Werke, Auswahl herausg. von A. Frey, б. г.; Избранные произведения Г. в «Deutsche Nationalliteratur» Kurschner’а, т. 41.

II. Hottinger I., S. Gessner, 1796; Mordani F., Elogio di Salomone Gessner, 1872; Wolfflin H., S. Gessner, 1889; Bergman F., S. Gessner, 1913.

ГЁТЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕТЛЬ

ГЕТЛЬ Фердинанд - современный польский писатель, уже первой своей книгой «Kar-Chat» (1923) обративший на себя внимание критики. В книгах Г. уделено много места Туркестану, где автор был во время войны и революции. В 1928 Гиз выпустил перевод романа Г. «Z dnia na dzien» (русск. перев. М. Грановской, с пред. Феликса Кона, - «Изо дня в день»), очень интересного как по материалу, так и по композиции. Творческий облик Г. характеризуется глубоким презрением к современному буржуазному обществу, с к-рым он все же не может порвать.

ГЕТТНЕР

ГЕТТНЕР Герман (Hermann Hettner, 1821-1882) - немецкий историк лит-ры и искусствовед. В университетах Берлина, Гейдельберга, Галле изучал философские и филологические науки. Много путешествовал с научной целью по Греции, Италии, Франции и Англии. Был доцентом в Гейдельберге, затем - профессором истории искусств и директором музеев в Дрездене. - Г. - один из ближайших учеников философа Фейербаха, в отличие от идеалистов выдвинувшего принцип позитивистического понимания исторических фактов. Г. принцип этот положил в основу объяснения культурно-исторических явлений из области науки, искусства и лит-ры и в своих работах вел борьбу за новую методологическую концепцию. Основным его трудом считается шеститомная «История всеобщей лит-ры XVIII в.» - эпохи, когда старая схоластическая образованность, под напором выступившей на общественную арену буржуазии, уступала место новой - реалистическому миропониманию, проникнутому гуманистическими настроениями, позитивной науке.

У Г. предпосылку анализа культуры названной эпохи составляет мысль, так ярко указанная в его раннем произведении - «Vorschule zur bildenden Kunst der Alten»: «Отдельные произведения искусства являются не результатами какой-нибудь произвольной, единичной, личной фантазии художника, к-рый рефлектирует над отдельными сюжетами и формами и сознательно выбирает между ними; напротив, они по форме и содержанию гораздо более вырастают из целого чувства их определявшей эпохи; я сказал бы, - вырастают инстинктивно; поэтому и развитие отдельных искусств совершается в самой тесной параллельности и взаимодействии, потому что все одинаковым образом являются глубочайшим выражением своего времени». И дальше: «Задача всей истории искусства в том, чтобы показать, что за формальным образованием известного художественного произведения в художнике действовала душа всемирной истории, через него проявляла она в его произведениях известные высшие пункты своего развития и, таким образом, в ряде следовавших одно за другим художественных произведений диктовала образными письменами свои летописи».

Г. говорит здесь о внутреннем взаимодействии искусства и жизни. По его мнению, искусство является «зеркалом и сокращенной хроникой века» с динамикой его общественных противоречий и борьбой общественных формаций. Во втором томе его «Истории» (разряд II, гл. III) имеется характерная глава «Общественные противоречия в искусстве и поэзии». Г. указывает здесь на «историческую необходимость» смены лит-ры придворно-аристократической лит-рой буржуазной.

Но Г. не ограничивается одним лишь основным социально-экономическим фактором при объяснении явлений из области идеологической надстройки. Он привлекает сюда и производные факторы, напр. влияния, идущие из других стран, влияния, порой художественно оформляющие те или другие стремления отдельных социальных группировок. Он устанавливает в своей «Истории» взаимодействие лит-р Англии, Франции и Германии, объясняемое социальными явлениями.

Однако было бы ошибкой думать, что Г. был последовательным материалистом. Ведь он - сын своего времени, когда материализм, особенно в истории лит-р, граничил еще с идеалистическим миропониманием, когда литература не отделялась от ряда других явлений (философских, научных) на идеологическом фронте, не изучалась еще научно. Отсюда понятен несомненный эклектизм Г. и непоследовательность его в объяснении исторических фактов. Он далеко не всегда твердо стоит на своих материалистических позициях, в частности при анализе лит-ых явлений Германии, к-рые он рассматривает особенно подробно (английской лит-ре посвящен первый том, французской - второй том, немецкой - третий, четвертый, пятый и шестой). Многие его историко-литературные построения устарели, как напр. некоторые суждения об эпохе Sturm und Drang’a.

Работы Г. были популярны не в одной лишь Германии, но и во Франции и в Англии. В России появились только его классические «Итальянские этюды» и «История всеобщей лит-ры XVIII в.». Г. не прошел бесследно и для русских историков лит-ры. Сильно его влияние на А. Пыпина, автора «Истории русской лит-ры» и переводчика Г. Кроме того труд Г. подготовил в России путь другому иностранному ученому - Тэну, автору «Истории английской лит-ры».

Г. и Тэн и были тем лит-ым наследством, при учете к-рого в России сложилась позитивистическая лит-ая методология; носителями ее явились русские буржуазные ученые от Пыпина до Овсянико-Куликовского включительно.

Библиография:

I. Die romantische Schule in ihrem Zusammenhang mit Goethe und Schiller, 1850; Das moderne Drama, 1852; Griechische Reisenskizzen, 1853; Anselm Feuerbachs Schriften, 1853; Italienische Studien, Zur Geschichte der Renaissance, 1879; Классическая работа Г. - Literaturgeschichte des XVIII Jahrhunderts, 6 тт., была начата в 1856, закончена в 1870; Italienische Studien, 1879; Kleine Schriften, 1884. Русск. перев.: История всеобщей литературы XVIII в., 3 тт., т. I, перев. А. Пыпина, изд. Н. Тиблена, СПБ., 1863; т. II, перев. А. Пыпина, СПБ., 1866; т. III, кн. 1-я, перев. А. Пыпина и А. Плещеева, изд. Солдатенкова, М., 1872; т. III, кн. 3-я, перев. П. Барсова, М., 1875 (2-я книга III т. на русск. яз. не переведена); 2-е изд. О. Поповой, СПБ., 1896-1897.

II. Stern A., Hettner, ein Lebensbild, 1885; Spitzer H., Hettners kunstphilosophische Anfange und Literaturaesthetik, 1903.

ГЕХТ

ГЕХТ Бен (Ben Hecht, 1893-) - американский писатель. В 1910 Г. отправился в Чикаго, чтобы поступить виолончелистом в оркестр, но вместо этого сделался репортером «Дэйли Ньюс» (Daily News) и проработал в этой газете 13 лет. В 1920 появились две пьесы Г. - «Герой святой Марии» (The hero of Santa Maria) и «Чудесная шляпа» (The wonder hat), написанные совместно с К. С. Гудманом (K. S. Goodman). В 1921 появился в печати первый роман Г. «Эрик Дорн» (Erik Dorn). Уже в этом романе даны все элементы последующих произведений писателя: сверхчеловечность и предельный эгоцентризм главных героев, обостренный интерес к сексуальному, оригинальность тропов, использование декадентского и «таинственного» словаря, психологическо-монологическая интерпретация действительности и, наконец, урбанизм.

В этом же плане написаны и последующие романы Г.: «Хампти-Дампти» (Humpty-Dumpty), «Королевство зла» (The Kingdom of Evil) и «Граф Бруга» (Count Brugga). В рассказах, печатавшихся в газетах, а затем собранных в два сборника «Тысяча и один день в Чикаго» (1001 Afternoons in Chicago) и «Сломанные шеи» (Broken Necks, 1926), Г. приемами репорт-жанра передает различные эпизоды городской жизни: стачку, казнь преступника и т. п. Роман «Флорентийский кинжал» (The Florentine Dagger) относится к детективному жанру, «Fantazious Mallare» - к фантастическому. Американский критик Б. Раско (Burton Rascow) с полным основанием в предисловии к «Эрику Дорну» отмечал близость Г. к Гюисмансу. Но Г. отделен от Гюисманса насыщенным большими историческими событиями периодом, его творчество протекает в иных социальных условиях, и то, что Гюисманс и европейские писатели-декаденты брали «всерьез», Г. принимает уже иронически, вводя в свои произведения сверхъестественное зачастую как комический материал, высмеивая спиритов и мистиков. Это не мешает, однако, Г. быть художником упадочнической деклассированной интеллигенции.

Библиография:

I. Игра в жизнь, М. - Л., 1927; Гений наизнанку, М., 1927; Грешник, Л., 1927; Эрик Дорн, Л., 1928; Тысяча и один день в Чикаго, М., 1928.

II. Midwest Portraits, by Hansen H., N.-Y., 1923.

ГИАТУС, ИЛИ ГИАТ

ГИАТУС, или ГИАТ (зияние) - неудобопроизносимое стечение подряд нескольких гласных звуков в стихе на стыке двух слов, напр.: «Анастасии и Ирины» (см. Фоника).

ГИДАШ

ГИДАШ Анатолий (Antal Hidas, 1899-) - венгерский поэт, р. под Будапештом в семье мелкого ремесленника. 15 лет поступил рабочим на фабрику. После 1920 был служащим, работал в газете, в рекламном предприятии и пр. Начало его литературной деятельности относится к 1921. Он жил тогда в Чехо-Словакии, был связан с группой венгерских «активистов» (см. Aktion); одновременно принимал участие в работе венгерской группы «Пролеткульта» и в культсекторе юношеской организации. Работа Г. в юношеских организациях сказалась на его упрощенном стиле, заимствованном у активистов. Он начал тогда писать агитационные песни и стихотворения. В 1923 Г. вернулся в Венгрию, где активно участвовал в рабочих кружках и других культурных организациях и написал ряд стихотворений, к-рые собраны в сборнике «В стране контрреволюции» (Az ellenforradalom foldjeu» (см. отзыв Б. Иллеш в журнале «На лит-ом посту», № 9, 1927)), изданном зарубежным партийным издательством уже после того как Г. эмигрировал из Венгрии. Г. в этом сборнике от полуэкстатичных образов «активизма» переходит к реальным образам революционной рабочей поэзии. С этого времени Г. печатается в разных периодических изданиях зарубежных венгерских секций КП. Особенно популярны среди рабочих его революционные («Будапештский марш») и обработанные им крестьянские трудовые и бытовые песни, отличающиеся силой выразительности, ритмом и простотой языка. В последнее время Гидаш отказался от свободного стиха и пишет рифмованным стихом. С 1926 он занялся прозой, написал ряд рассказов из крестьянской жизни («Михаил Дерю», русский перевод в журнале «Октябрь») и из жизни пролетарских детей. Совместно с Б. Иллешем написал роман-утопию «1967 год» (русский перевод, «Московский рабочий», 1929, печ.). С конца 1925 Гидаж живет в Москве и является одним из организаторов Союза венгерских революционных писателей; Г. - член ВАППа. Переводы его стихотворений печатались в журналах «Октябрь», «Смена», «Пионер» и в газете «Правда».

Библиография:

Иллеш Б., Поэт подполья, журн. «Октябрь», № 9, 1926.

ГИЕРАТИКА

ГИЕРАТИКА - см. Египетская литература и Египетский язык.

ГИЕРОГЛИФЫ

ГИЕРОГЛИФЫ - см. Египетская литература и Египетский язык.

ГИЗ

ГИЗ - см. Государственное издательство.

ГИЗО

ГИЗО Франсуа-Пьер-Гильом (Francois-Pierre-Guillaume Guizot, 1787-1874) - знаменитый французский историк, критик и политический деятель. Для истории литературы имеют большое значение его труды о Корнеле (1813) и о Шекспире (1825). Вместе с романтиками Г. проповедывал во Франции культ Шекспира (см. Романтизм), а у Корнеля отмечал в особенности те элементы творчества, к-рые выходят из рамок классического канона. Любопытна историко-социологическая трактовка Гизо театра Шекспира как результата неудовлетворенности английской буржуазии народным театром, процветавшим в Англии до Шекспира. Несколько менее ясно анализирует Г. творчество Корнеля, театральная реформа которого, по Г., явилась в результате установления во Франции абсолютистского строя после борьбы с гугенотами. Социологизм Г. есть лишь проявление его историзма; в лит-ре его можно назвать представителем «исторического метода». Критические работы Г., целиком связанные с его историческими штудиями, явились провозвестниками социологического изучения лит-ры. Для лингвистики большое значение имел составленный Г. словарь синонимов французского яз.

Библиография:

I. Nouveau dictionnaire des synonymes de la langue francaise, 1809; Corneille et son temps, 1813; Shakespeare et son temps, 1822; предисл. к перев. Шекспира - «Shakespeare», 1825, переизд. с дополн., 1854.

II. О Г. см. у Плеханова, Предисловие к «Коммунистическому манифесту»; Scherer Edm., Etudes critiques sur la litterature contemporaine, 1863; Bardoux M. A., Guizot, P., 1894, гл. IV; Pouthas Charles H., Guizot pendant la restauration (1814-1830), 1923.

ГИЛЛ

ГИЛЛ Джо (Joe Hill, ?-1915) - псевдоним американского поэта Дж. Гиллстрома (J. Hillstrom). Швед-эмигрант, Г. изучил английский яз. во время плавания на корабле матросом между Швецией и Англией, затем поселился в Америке, где был бродячим рабочим «хобо», познакомился с марксизмом и социализмом, присоединился к синдикалистской организации «Индустриальных рабочих мира» (I. W. W.) и вскоре стал одним из активных организаторов и агитаторов. В 1915 Г. был обвинен в убийстве, арестован и в 1915, по приговору суда, расстрелян в штате Утаха.

Г. - поэт-агитатор, большинство его стихов - призыв в поэтической форме к организации единого союза рабочих («Сила - в союзе» - «There is Power in a Union»), изложение синдикалистской программы («Чего мы хотим» - «What we want»), призыв к объединению и восстанию пролетариата («Рабочие всего мира, пробудитесь» - «Workers of the world, awaken). Иногда Г. обращается к сатире, используя ее также как средство политического воздействия на пролетариат: в «Мистере Блоке» он дает портрет рабочего-реформиста, с головой «крепкой, как булыжник», в известном стихотворении «Пастор и раб» Г. высмеивает религию и верующих. У Г. почти нет бытовых стихотворений и лирики, единственное произведение этого рода - «Красная девушка». Наряду с революционными мотивами Г. выявлял иногда и типичные для «хобо» настроения люмпенпролетариата (например его песня «Аллилуйя, я бродяга» и до сих пор популярна среди американских бродяг и рабочих).

Г. писал преимущественно песни, используя популярные мотивы, иногда сочиняя и музыку.

Библиография:

I. Песни Г. вошли в сб. «I. W. W. Song Book», Chicago, The Equity Press, 1922.

II. Уольф Р., Американская поэзия, «Вестник иностр. лит-ры», 1928, № 5; Динамов С., Литература американских бродяг, там же, 1928, № 8; Ст.: J. Hill, by Ralph Chaplin в журн. «The New Masses», N.-Y., 1929, № 1; Социолог Nels Anderson в своей кн. «The Hobo» (Chicago, 1923) приводит несколько песен Г. и др. поэтов «хобо».

ГИЛЬ

ГИЛЬ Рене (R. Ghilbert, псевдоним Rene Ghil, 1862-1925) - французский поэт, теоретик так наз. «научной поэзии», основания к-рой он формулировал в своем «Трактате о слове», вышедшем в 1886.

Первая книга Г. - «Легенда душ и крови» (1885) - снабжена довольно большим предисловием, к-рое явилось манифестом «научной поэзии» и в к-ром он положил начало своим исследовательским опытам по стихосложению. Но эти первые опыты его не удовлетворили. Он неоднократно к ним возвращался, пополняя и развивая их, и только в 1887 нашел окончательную формулировку своей теории. По примеру Золя, приобщившего лит-ру к современным ему достижениям науки и обосновавшего свой «экспериментальный роман» на научных исследованиях Клод Бернара, Г. также воспользовался научными открытиями своего времени при разработке проблем стихосложения. Уже имея перед собой опыт живописной теории художников-импрессионистов, использовавших оптические исследования Гельмгольца, Г. применил идеи этого ученого о «звуковых впечатлениях» к своей теории «словесной инструментации» (instrumentation verbale). Несмотря на недочеты философского обоснования, теория Гиля оказала положительное влияние на новую поэтику; она заострила проблему словесного материала и поэтического образа в противовес преувеличенному значению, придававшемуся символистской школой звуку и символу. Другой особенностью теории Г. является требование единства в противоположность раздробленности и разбросанности поэтических форм и выражений, объединенных часто по случайному признаку в «Сборники стихов». Это единство Гиль старался реализовать с планомерной последовательностью в своем цикле книг, к которым его «Трактат о слове» явился лишь преддверием. Но ни упадочнические настроения эпохи, ни талант Г. не соответствовали такому заданию.

Теория Г. вызвала в свое время немало споров и создала ему, наряду с противниками, очень много приверженцев. Отдельными моментами ее впоследствии воспользовался Жюль Ромен и отчасти Дюамель для развития поэтического унанимизма.

Влияние Г. было довольно значительно в России в среде некоторых символистов. Особенно оно заметно на творчестве Валерия Брюсова. Г. постоянно сотрудничал в русских журналах «Весы» и «Аполлон», и за период символизма о нем было написано в различных русских изданиях немало критических статей. Во Франции Г. сотрудничал в «Mercure de France» и главным образом в руководимом им журнале «Ecrits pour l’art».

Библиография:

I. Legende d’amis et de sang, 1-е изд., 1885, Traite du Verbe-Giraud, 1886; Le geste ingenu, Vanier, 1887; все эти изд. разошлись, но существуют более поздние, выпущенные в «Mercure de France»; они включены также в полное собр. его сочин.: En methode a l’Ouvre, livre preface, 1891. Затем открывается цикл произведений первой части его «Ouvres» (Творения): Dire du mieux, livre I; Le meilleur devenir, livre II; Le geste ingenu, livre III; La preuve egoiste, livre IV; Le voeu de vivre, livre V; L’ordre altruiste, 3 vv.; вторая часть: Dire des sangs, livre I; Le pas humain, livre II; Le toit des hommes etc. Стихи Г. переводились В. Брюсовым (Французские лирики XIX в., СПБ., 1909 и перепеч. в «Полн. собр. сочин. и перев. Брюсова», т. XXI, СПБ., 1913) и И. Тхоржевским (Французские поэты, 1910). Постоянные обзоры новых явлений французской поэзии Г. печатал, кроме французских изданий, в «Весах» (1904-1909) и в «Русск. мысли» (1910-1913).

II. Брюсов В., Рене Гиль, Крит.-биографич. очерк по неизданн. материалам, «Весы», № 12, 1904; Его же, Литературная жизнь во Франции, II, Научная поэзия, «Русск. мысль», VI, 1909; Saunier Ch., R. Ghil, 1894; Gourmont R., de, Le 2-me livre des masques (русск. перев.: Реми де Гурмон, Книга масок, Под редакцией М. Волошина, СПБ., 1912); Leautaud P., Poetes d’aujourd’hui; Duhamel G., Les poetes et la poesie, 1912; Fusil C., La poesie scientifique de 1750 a nos jours, 1917; Royere J., Rene Ghil, «Mercure de France», 1925.

ГИЛЬБО

ГИЛЬБО Анри (Henri Guilbeaux, 1883 (?)-) - французский писатель, коммунист. Один из основоположников французского варианта футуризма - динамизма (см.). Творческий путь Г. можно разделить на два периода: довоенный и послевоенный. Довоенная лиро-эпика Г. как тематически, так и формально лишена конкретного общественно-классового содержания и построена на отвлеченном урбанизме. Основную задачу современной поэзии Г. видит в отображении «мощного движения пролетарских масс, больших мировых городов, международных торговых сношений, индустрий банкового капитала».

Его книжка стихов - «Берлин. Запись одинокого» - является лишь фиксацией впечатлений большого города. Довоенные стихи Г. написаны или свободным размером, или ритмической прозой Уитмена («Гимны и псалмы»).

Убежденный пацифист, Г. после объявления войны переселяется в Швейцарию и издает демократический пацифистский журнал «Завтра». Его поэзия становится все более революционной, и после поездки Г. в Россию, куда он прибыл после ареста в 1918, Г. черпает содержание своего творчества исключительно в русской действительности; таковы сборники поэм: «Красный Кремль», «Легенда о трех волхвах» и др. По форме эти произведения приближаются к ритмизированной агитационной прозе. Г. написана также книга о Ленине.

Библиография:

I. Владимир Ильич Ленин; описание его жизни, изд. «Прибой», П., 1924 (2-е и З-е изд. в этом же году и в том же изд-ве); То же, перев. с авторизованного изд. В. М. Вельского и Г. А. Зуккау, Гиз, Л., 1925 (2-е изд., Гиз, М., 1925); Ленин (Фрагменты), в кн. Эфрос Абрам, Поэзия войны и революции на Западе, М., 1926, стр. 69-71; Красный Кремль, перев. Б. Гернунга (из поэмы), в кн. «Революционная поэзия современного Запада», М., 1927, стр. 58-59.

II. Фриче В. М., Западно-европейская литература XX в. в ее главнейших представителях, изд. 2-е, Гиз, М., 1928; Parmentier, La litterature francaise de tout a l’heure.

ГИЛЬДИН

ГИЛЬДИН Хаим (1885-) - еврейский писатель-рабочий. Один из первых еврейских пролетарских поэтов советского периода и организаторов еврейской пролетарской литературы СССР. Активно работал во Всероссийском пролеткульте.

Его стихи первых пооктябрьских лет (отд. изд. «Hamer-Klangen») носят на себе отпечаток пролеткультовского направления: абстрактная патетическая риторика, гимны Труду, Коллективу, Космосу. Риторической является и написанная им позже большая и одообразная поэма «Leniniada» (вышла отд. изд.). В последнее время Г. дал бытовые поэмы. Он пишет также прозой, преимущественно на темы гражданской войны (героика).

Библиография:

Litwakow M., «In Umru», II; Bronstein J., «Stern», № 4, 1926.

ГИЛЬОМ ДЕ ЛОРИС

ГИЛЬОМ де ЛОРИС - см. Роман о Розе.

ГИЛЯРОВСКИЙ

ГИЛЯРОВСКИЙ Владимир Алексеевич (1855-) - беллетрист, поэт и журналист. Учился в Вологодской гимназии. В 1871, не окончив гимназии, Г. ушел на Волгу, в народ, и там начал свою разнообразную и богатую приключениями жизнь. Последовательно, в десятилетний промежуток времени, пока Г. не стал литератором, т. е. до 1881, он был крючником, бурлаком, рабочим на белильном заводе, табунщиком в задонских степях, добровольцем в войну 1877, актером и т. д.

Первую вещь Г. напечатал в 1873, в Вологде; регулярно начал писать с 1881, с переезда в Москву. Занимался репортажем. Первая его книга «Трущобные люди», изображающая быт плотовщиков, бурлаков, ранних рабочих и вообще городской бедноты, была сожжена цензурой в 1887. В последующие годы объектом его рассказов были те же трущобные люди. Воспоминания Г. - «Мои скитания», - любопытные как мемуарный материал много видавшего на своем веку человека, дают лишь незначительный материал для характеристики эпохи.

Библиография:

I. Забытая тетрадь, Стихотв., М., 1894, 1896 и 1901; Московские нищие, М., 1896; Портной Ерошка, М., 1897; Негативы, Рассказ, М., 1900; На родине Гоголя, Исследование, М., 1902; Были, Рассказы, М., 1909; Шутки, Рассказы, М., 1912 (подпись «Дядя Гиляй»); Грозный год, Стихотв., М., 1916; Петербург, Поэма, М., 1922; Стенька Разин, Поэма, М., 1922 и 1928; Москва и москвичи, М., 1926; От Английского клуба к Музею революции, Изыскание, М., 1926; Мои скитания, ч. I, М., 1928.

II. Словарь членов О-ва любителей российской словесности, М., 1911 (автобиографические сведения и библиография); Львов-Рогачевский, журн. «Город и деревня», М., 1924, № 8-9.

III. Писатели современной эпохи, Био-библиографический словарь русских писателей XX в., т. I, M., 1928.

ГИММЕЛЬФАРБ

ГИММЕЛЬФАРБ Борис Вениаминович (1883-) - лит-ый критик, историк лит-ры (западной). Г. принадлежит ряд очерков в журналах и газетах, вступительных статей и предисловий к русским переводам иностранных авторов. Г. специально изучал творчество Валлеса.

Библиография:

Критики и комментаторы Штирнера, СПБ., 1908; Социальная философия Штирнера, 1913; Маркс и Энгельс, «Святой Макс», перев. Под редакцией и с вступ. ст. Гиммельфарба, Гиз, М., 1919; Творчество Г. Манна, Гиз Укр., 1923; Великие писатели Запада, Харьков, 1925; Статьи в сб. «Иностранные писатели в школе», 1927; Творчество Золя, 1929; Творчество Диккенса (вступит. ст. к избранным произведениям Диккенса в изд. «Молодая гвардия», 1929).

Предыдущая страница Следующая страница