Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Г" (часть 11, "ГУБ"-"ГЮН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 11, "ГУБ"-"ГЮН")

ГУБЕРНАТИС

ГУБЕРНАТИС Анджело, де (Angelo de Gubernatis, 1840-1913) - известный итальянский литературовед и фольклорист. Участвовал в анархическом движении; член I Интернационала. Последователь сравнительного метода (см. Методы), Г. широко применяет его в своих исследованиях; в своих фольклорных работах он - сторонник мифологической теории. Велико значение Г. и как востоковеда (особенно в области изучения индусской поэзии) и библиографа. Был сотрудником «Вестника Европы» (см. Каталог журн. «Вестн. Европы» за двадцать пять лет, 1866-1890, СПБ., 1891).

Библиография:

Главные труды Г.: Zoological Mithology («Зоологическая мифология» на английском яз., 1872), посвященный мифу и фольклору (по-русски рефериров. А. Н. Веселовским, «Вестник Европы», 1872, № 10); Dicionario biografico dei scrittori contemporanei (Биографический словарь современных писателей, 1879-1882, расширенное изд. 1905-1906); Storia Universale della Letteratura (Всеобщая история лит-ры, 1882-85), монографии об Ариосто, Данте (1911), Мандзони, Метастазио, Гольдони и др., исследования обрядовых песен, несколько драм на сюжеты из индусской мифологии; Storia comparata d’usi funebri in Italia e presso altri popoli indi-europei, изд. 2-е, Milano, 1878; La Russia descritta e illustrata da Dixon, Biancardi, Moynet, Vereschaguine e Henriete dal prof. A. de Gubernatis, изд. 2-е, 2 тт., Milano, 1880; Carlo Goldoni. Corso di lezioni fatte nell’universita di Roma, 1910-1911, Firenze, 1911.

ГУД

ГУД Томас (Thomas Hood, 1799-1845) - английский поэт. Р. в семье книгопродавца-издателя. Писать начал рано. Известен стал благодаря своим юмористическим и сатирическим стихам «Whims and Oddities», писал также новеллы и романы («National Tales», «Talney Hall»), но все это было неоригинально и крайне слабо по форме. Г. был бы давно забыт, как и многие из поэтов его времени, если бы к концу своего творческого пути он не обратился к социальной лирике. Наибольшую известность получили: «Песнь о рубашке», «Сон леди», «Мост вздохов» и др. В 40-х годах усилилась классовая борьба буржуазии и пролетариата, положение рабочих было настолько тяжелым, что даже буржуазия не отрицала этого. Радикальная городская интеллигенция считала своим долгом открывать имущим глаза на «бедственное положение рабочих». Социальная лирика Г. характерна для умонастроения интеллигенции той поры. Его «Песнь о рубашке» (Song of the Shirt), пользовавшаяся громадным успехом, дает картину тяжелого труда в ужасной нищенской обстановке, но не фабричного рабочего, а швеи, работающей у себя на дому. Переведена на все европейские яз. Мастерски написан «Сон леди». Леди видит во сне бесконечные вереницы замученных непосильным трудом людей, к-рые «вселяют в нее ужас», но только во сне. Наяву леди вовсе не казалось, что шелковое платье выкрашено кровью рабочих. Социальная лирика Г., далекая от революционной борьбы, все же являлась протестом, хотя и слабым, против существовавшего порядка вещей и способствовала обострению классовой борьбы.

Библиография:

I. Complete Poetical Works of Т. Hood, ed. W. Gerold, L., 1906; Poems of Th. Hood, selection, Oxford, 1923; The Humorous Poems of Th. Hood, illustr., L., 1928; На русск. яз.: «Песнь о рубашке», «Сон леди», «Сон Евгения Адама», «Мост вздохов», «У смертного одра», «Стансы» и др. - даны у Гербеля, Английские поэты в биографиях и образцах, СПБ., 1875. В последнее время «Песнь о рубашке» перевел Э. Багрицкий, см. его кн. «Юго-запад», М., 1928.

II. Стороженко Н., Из области литературы, М., 1902 (ст. «Поэты нужды и горя»); Фриче В. М., Пролетарская поэзия, М., 1919; Gerold W., Thomas Hood, his life and time, 1907.

ГУДЗИЙ

ГУДЗИЙ Николай Калинникович (1887-) - историк русской литературы (преимущественно средневековой). Являясь приверженцем историко-филологического изучения (см. Методы) лит-ры, Г. сторонится социологической ее интерпретации.

Библиография:

I. Ст. Прение живота и смерти и новый укр. список, «Русск. филол. вест.», 1910; Максим Грек и его отношение к эпохе итальянского Возрождения, «Изв. Киев. ун-та», 1911; Литература «Слова о полку Игореве» за 1894-1913, «ЖМНП», 1914; К истории легенды о папе Григории, «Изв. Ак. наук», 1914, XIX-4; К легенде об Иуде Предателе, «Русск. филол. вестн.», 1915; Переводы ywotow Switych П. Скарги в юго-западной Руси, Киев, 1917; К истории русского сентиментализма, «Изв. Тавр. арх. ком.», 1919; Поэты декабристы, «Каторга и ссылка», 1925, VIII; Аллитерация и ассонанс у Тютчева, «Slavia», 1927, B. V, S. 3; Из истории раннего русского символизма. - Толстой и Лесков, «Искусство», М., 1927-1928; Die altruss. Literaturgeschichte in 1914-1926, «Zeitschrift f. slav. Philologie», 1928, В. V, H. l - 2; Толстой о русской литературе, сб. «Эстетика Толстого», 1929 и др.

II. Писатели современной эпохи, т. I, изд. ГАХН, М. 1929.

ГУДЗОН

ГУДЗОН Вильям (William Hudson, 1840-1922) - английский писатель. Биография его почти неизвестна («Моя жизнь - мои книги», - говорит Г.). Р. в пампасах Ла-Платы, где и жил долгое время вдали от города. Принимал участие в местных революциях, выступая на стороне радикалов. Позднее переселился в Англию; там написал все свои произведения.

Г. отрицательно относится к современной эпохе индустриализма: «условия жизни в городах кажутся мне искусственными... Цивилизованные люди - вне моего мира - реального мира» («Hampshire Days» - «Дни в Хэмпшайре», 1903). Городу он противопоставляет «голубое небо, черную землю под ногами, траву, деревья, животных, ветер, дождь и звезды», частицей чего Г. себя чувствует. Отрицание капиталистической «городской» действительности нашло в произведениях Г. двоякое отражение в самом выборе сюжета. Г. изображает будущее человечество в идеалистическо-утопическом романе XXX в. - «A Crystal Age» (Хрустальный век, 1906), или обращается к экзотике - «Green Mansions» (Зеленые дворцы, 1904 - наиболее известное из всех произведений Г.), отображению природы и быта обитателей тропиков - «The Purple Land that England lost» (Пурпурная страна, утерянная Англией, 1885) и «Tales of Pampas» (Повести пампасов). Кроме романов, создавших ему известность, Г. написал несколько книг очерков («The Land’s End» - «Конец земли», 1908; «South American Sketches» - «Южно-американские наброски», 1909, «Afoot in England», 1909; «A Shepherd’s Life» - «Жизнь пастуха» 1910); сборник исторических рассказов («Dead Man’s Plack and Old Thorn» - «Монета мертвеца и старый терновник», 1920) и ряд исследований о жизни животных и птиц («Птицы в деревне», 1893; «Британские птицы», 1898; «Книга натуралиста», 1919 и др.).

Библиография:

I. Русск. переводы: Зеленые дворцы, Роман из жизни в тропическом лесу, перев. Охрименко П., предислов. Голсуорси Д., изд. «Современные проблемы», М., 1926; Натуралист на Ла-Плате (автор указан, как У. Хедзон), изд. Сойкина, части первая и вторая (изд. доревол., год не указан); 24-томное собр. сочин. Г. издается Е. Р. Dutton and С0.

II. W. H. Hudson: Bird Man, by Harold Goddard, N.-Y., 1928, изд. E. P. Dutton.

III. Wilson G. F., Bibliography of writings of W. Hudson, 1922.

ГУДРУНА

ГУДРУНА - см. Кудрун.

ГУКОВСКИЙ

ГУКОВСКИЙ Григорий Александрович (1902-) - литературовед, историк русской поэзии XVIII и начала XIX в., опубликовал ряд исследований в сборниках «Поэтика» и выпустил отдельную кн. - «Русская поэзия XVIII века» (Л., 1927, изд. «Academia»), - сборник статей об отдельных моментах литературного развития той поры. Работы Г. свидетельствуют о большой эрудиции автора, но формалистический подход к изучению литературы невыгодно отражается на его выводах и наблюдениях, заставляя расценивать его работы гл. обр. как сводки фактического материала, до сих пор мало исследованного.

ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ

ГУЛАК-АРТЕМОВСКИЙ Петр Петрович (1790-1865) - украинский поэт, один из классиков новой украинской лит-ры. Попович по происхождению, ловкий и пронырливый, он сделал блестящую карьеру профессора и ректора Харьковского университета, хотя и не возвышался над посредственностью. Начало его поэтической деятельности относится к 1816-1819, когда он напечатал в «Украинском вестнике» несколько переложений басен Игн. Красицкого («Пан та собака», «Солопий та Хивря» и т. д.), переделок од Горация, получивших сразу же широкую популярность. С начала 30-х гг. поэт совершенно перестает печататься (по-видимому, находя лит-ую деятельность несовместимой с административной карьерой) и лишь время от времени пишет стихи на случай, в большинстве невысокой художественной ценности. В истории украинской лит-ры значение Г.-А. определяется его положением следующего за Котляревским поэта, который, используя творческие методы последнего (бурлеск, травестия), попытался ввести в украинскую лит-ру ряд новых жанров (баллады: «Твардовський», «Рибалка»). Старые историки лит-ры не раз твердили о большом либерализме ранних произведений Г.-А., его резком осуждении крепостничества и т. п., хотя общая социальная характеристика поэта дает право усомниться в подобном «либерализме». Критикуя отдельные отрицательные явления социальной жизни того времени, Г.-А. все же принимал систему крепостничества как нечто непреложное. Однако даже это частичное отрицание отдельных сторон этой системы, национально-украинский характер творческих увлечений Г.-А. и т. д. - характерны для начала XIX в., в частности, для зарождавшегося украинского национального движения.

Библиография:

О Г.-А. см. Гулак-Артемовский П., Твори, ред. i. Айзенштока, ДВУ, 1928, там же вводная статья и комментарии.

ГУЛУЕВ

ГУЛУЕВ Андрей - современный осетинский поэт; пишет по-русски преимущественно о жизни горцев. Гулуев - поэт-романтик, индивидуалист. В его творчестве порой слышны мотивы русской лирики, субъективизма и индивидуализма и в особенности тютчевские мотивы. Так напр. слова Г. «Страдай в тоске один, страдай один в тиши» близко напоминают содержание стихотворения Тютчева «Silentium». Лирика Г. не чужда мотивов борьбы за свободу, за лучшее будущее. Он чутко реагирует па печаль и радость своего народа.

Библиография:

В ночи бессонные, «Известия Осетинского института краеведения», т. 1-2, Владикавказ, 1925, 1926.

ГУМАНИСТЫ

ГУМАНИСТЫ. - Гуманистами называли себя представители светской интеллигенции эпохи Возрождения, социальной группы, вызванной к жизни развивавшимся в Европе с конца XIII века торговым капиталом. Г. были носителями идеологии нового буржуазного общества, к-рое они обслуживали в качестве ученых, публицистов, историков, чиновников, поэтов. Одной из своих основных задач Г. считали реабилитацию, «возрождение» классической культуры, вследствие чего вся эпоха получила название: «Эпоха Возрождения» (см. Ренессанс). Греческую и римскую культуры, достигшие своего высокого развития на почве денежного хозяйства, Г. противопоставляли феодальной культуре средних веков, к-рую они истолковывали как упадочную, варварскую. Античность была знаменем Г., ее культура - всечеловеческой, образцовой, больше того - единственно возможной для них культурой; они не только разыскивали греческие и римские рукописи, не только совершали раскопки с целью обнаружения памятников античного искусства и быта, не только пропагандировали с университетских кафедр науку и поэзию древних, но также считали необходимым писать не на туземных языках, а на латинском, иногда даже на греческом. Многие Г. отказывались от своих имен и фамилий, взамен к-рых брали имена и фамилии античные (так немецкий Г. Шнитер стал называть себя Агрикола и т. п.). Г. настолько сроднились с формами и символами античной культуры, что на современность они глядели сквозь призму этой последней. Так напр. гуманист Леонардо Бруно пишет по-гречески книгу о государственном и общественном устройстве Флоренции, причем флорентийская республика описывается терминами, взятыми из афинской политической и общественной жизни. Желая стать новыми греками или римлянами и презирая все средневековое, в том числе и вышедшие из средних веков новые национально-государственные образования, гуманисты не чувствуют себя связанными ни со своей нацией, ни со своей страной. Они космополиты и в теории и на практике. «Где хорошо, там и отечество» - провозглашали они, переходя из одной страны в другую, от одного покровителя к другому. Борясь за новое буржуазное мировоззрение, Г. восставали на средневековые способы познания, нашедшие свое выражение в схоластике (Рабле, Рейхлин - «Письма темных людей», Эразм Роттердамский и др.); представляя собой интеллигенцию светскую, враждебную и по своему духу и по своим интересам интеллигенции церковной, гуманисты высмеивали монахов и попов (Бокаччо - «Декамерон», Поджо - «Фацеции», «Письма темных людей» и др.), противопоставляли аскетическому идеалу жизни - идеал жизни, построенной на здоровой чувственности (Лоренцо Валла - «О наслаждении», Рабле и др.), они утверждали, что не знатность, но личная талантливость, способности делают человека достойным уважения и подлинно благородным (Поджо - «О дворянстве», Бруни - «Спор о дворянстве». С подобными мыслями мы встречаемся уже у Данте, который в «Пире» становится на точку зрения восходящей буржуазии, но затем отказывается от этого взгляда в своих позднейших произведениях).

Гуманистическое движение возникает в Италии, в стране, ранее других подвергшейся капиталистическому перерождению. Именно здесь живет родоначальник гуманистической поэзии - Петрарка, пишущий на латинском языке свою поэму «Африка» о римском полководце Сципионе. Движение, начатое Петраркой, нашло свое завершение в поэзии гуманистов-северян XVI в. (Конрад Цельтес - латинская лирика, Рейхлин - латинские комедии и пр.), Италия, бывшая в XIV и XV вв. очагом гуманистического движения, уступает в XVI в., в связи с развитием в ней феодальной реакции, свое место странам северной и центральной Европы (Германия, Англия, Франция), которые достигают к этому времени высокой стадии развития торгового капитала. См. Ренессанс.

ГУМБОЛЬДТ

ГУМБОЛЬДТ Вильгельм - см. Эстетика.

ГУМИЛЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУМИЛЕВСКИЙ

ГУМИЛЕВСКИЙ Лев Иванович (1890-) - беллетрист. Р. в семье чиновника. Печатается с 1914. До революции Г. - писатель с явно выраженными тенденциями более или менее умеренного либерализма. Для этого периода творчества Г. характерно «жаление» рабочего (см. напр. рассказ «День самоубийц»). После революции Г. пишет повести, рассказы, пьесы - с внешне революционной ситуацией, но по существу являющиеся крайне антихудожественным резонерством, с претензией на серьезное разрешение «проблем». Наиболее популярной книгой Г. считается роман «Собачий переулок», вызвавший в свое время большие споры, гл. обр. в комсомольской и вузовской среде. Роман этот, незаслуженно принесший автору известность, пытается в якобы художественной форме ставить и «ортодоксально» разрешать вопросы половой этики и морали молодого пореволюционного поколения. Однако на самом деле «Собачий переулок» является по всей своей и идейной и стилевой установке вещью явно рассчитанной на дешевую сенсацию в обывательских и мещанских кругах. Сомнительный успех, выпавший на долю «Собачьего переулка», следует объяснить, с одной стороны, наличием нездоровых настроений среди части читателей (гл. обр. городской обыватель, смакующий половую проблему), с другой - актуальностью самой проблемы, к-рую Г. сумел ловко преподнести вместе с сюжетно-занимательной интригой (сюжет развернут по принципу ординарного авантюрно-адюльтерного романа). Общественный вред Г., ориентирующегося на читабельность и коммерческий успех, - несомненен.

Художественная ценность творчества Г. ничтожна. Язык - до крайности сер и штампован. «Герои» Г. менее всего могут быть названы живыми людьми. Внешне Г. пишет в жанрах психологического и социального реализма; в действительности же его творчество ходульно, даже явно халтурно. Несерьезность работы писателя над своими произведениями доказывается хотя бы количеством книг (40), выпущенных Г. за 11-летний период. За один 1925 им выпущено 13 книг.

Г. - писатель явно приспособленческого типа с установкой на якобы общественную значимость содержания, а объективно - на дешевую обывательскую «сенсацию».

Библиография:

I. Собр. сочин.: т. I, Чортова музыка, Расск.; т. II, Вторая казнь, Расск.; т. III, Собачий переулок, Роман, изд. «Никитинские субботники», М., 1928; т. IV, День самоубийц, Расск., изд. «Никитинские суббот.», М., 1929.

II. Автобиограф. сведения см. в сб. В. Лидина «Писатели», М., 1926.

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, изд. ГАХН, М., 1928.

ГУ-МО-ЖО

ГУ-МО-ЖО - один из наиболее талантливых современных молодых писателей и поэтов Китая. Родом из провинции Сы-чуань. Основал в 1922 вместе с Ю-Да-фу (см.) и др. журнал «Чуан-Цзао» - левого лит-ого направления (см. Китайская литература). Социальные воззрения и взгляд Г. на литературу и ее значение высказаны в статье «Революция и литература» («Чуан-Цзао», т. I, в. 3).

«Революция и литература, - говорил он, - одно и то же. Живой прогрессивной лит-рой будет только та, к-рая идет вперед с прогрессом общества». Г. требовал от лит-ры сочувствия идее пролетарского общества. К этим взглядам он пришел в революцию 1923-1924, когда одна часть писателей-интеллигентов определенно перешла на сторону буржуазии, а другая - пошла по пути социальной революции. К числу таких попутчиков, рвущих с прошлым, но несущих в себе классовые буржуазные тенденции, относится Г. Творческая деятельность Г. делится на два периода, до и после перелома. В первый период Г. говорил, что литераторы - «это люди, к-рые живут в особом мире. Их горизонт - ветерок, цветы, снег, луна. Вопросов мира они не касаются». К этому времени относится рассказ Г. «Цветы Мандача» - из жизни китайских студентов в Японии - и 42 стихотворения «База», помещенные редакцией журнала «Чуан-Цзао» с оговоркой, что взгляды Г. изменились. Эти стихотворные произведения Г. - типичная лирика; написаны простым лит-ым яз. с соблюдением рифмы в новом стиле, т. е. с отказом от тональности и единообразия размера стиха.

На развитие Г. оказали влияние западные идеи и формы. В том же журнале «Чуан-Цзао» напечатаны стихи Г., посвященные Франческе да Римини, и переводы Шелли. Перу Г. принадлежит, между прочим, первая в китайской литературе статья о ритме («Лунь-цзе-цзоу»), написанная на основании иностранных источников.

Как интеллигент-попутчик революции Г. более решительно становится на путь пролетарской литературы в своих драматических произведениях, хотя и здесь он не в силах освободиться вполне от прошлого своего класса.

ГУНДОЛЬФ

ГУНДОЛЬФ Фридрих (Gundolf - псевдоним Фридриха Гундельфингера) (Friedrich Gundelfinger, 1880-) - немецкий литературовед, главный представитель метафизически-феноменологического течения в духовно-исторической школе, наиболее тесно связанной с современной идеалистической философией в Германии. В молодости Гундольф печатал стихи в духе Георге (см.) в «Blatter fur die Kunst» (1899-1919) и вместе с Ф. Вольтерсом издавал журнал «Jahrbuch fur die geistige Bewegung» (1910-1912). Впервые Г. применил свой новый литературоведческий метод в книге «Шекспир и немецкий дух» (1911), встреченной всеми сторонниками «науки о духе» с большим энтузиазмом. В ней же Гундольф формулирует три основных пункта, отличающих гл. обр. его метод от остальных литературоведческих методов «науки о духе»:

1. Весь фактический материал (биографического и историко-филологического характера) должен быть отнесен к «преддверию науки», как не имеющий существенной связи с литературоведением.

2. Задачей исследователя является «символическое толкование» писателя.

3. Личность писателя играет решающую роль.

Но четкое оформление метод Г. получил лишь в его нашумевшей книге о Гёте (1916, изд. 12-е, 1925). Своей абсолютно субъективной и глубоко мистической концепцией исторического процесса эта книга вызвала огромную полемическую лит-ру (Корф, Стефанский, Бертрам, Цизарц, Зауэр и мн. др.) и послужила поводом для резкого размежевания отдельных направлений, наметившихся к тому времени среди представителей духовно-исторической школы. Метод Г. в целом был отвергнут не только представителями историко-филологической школы и формалистами, но и Б. Кроче (см.) выступил с целой книгой о Гёте (1920), направленной в особенности против мистицизирования истории. Но Г. приобрел в то же время сторонников, и его направление сделалось одним из наиболее влиятельных в немецком литературоведении в течение последнего десятилетия. Основные произведения Г. - биографии: «Holderlins Archipelagus» (1911, изд. 2-е, 1916), «George» (1920), «Dichter und Helden» (1921, изд. 2-е, 1923), «Heinrich von Kleist» (1922, изд. 2-е, 1924), «Martin Opitz» (1923), «Paracelsus» (1927) и особенно «Caesar, Geschichte seines Ruhms» (1924), «Caesar im 19 Jahrhundert» (1926) и капитальный труд «Shakespeare, sein Wesen und sein Werk» (2 тт., 1928).

Метод Г. является прежде всего резкой реакцией против историко-филологической и формально-эстетической школ; отрицательное отношение его ко всему биографическому в старом понимании и ко всякому «критическому» аппарату дошло до того, что Г. не указывает, откуда он берет цитаты, устанавливает свои правила правописания и знаки препинания. Но метод Г. вместе с тем - реакция против материализма и реализма вообще, и в этом отношении он отражает общефилософское развитие (буржуазное) Германии в конце XIX и в начале XX веков. Провозглашением синтеза единовременности переживаний и творчества Г. пытался устранить дуализм метода Дильтея (см.), создателя теории так. наз. «науки о духе», на учение к-рого о структурной связи между переживаниями писателя и их художественным оформлением вполне правомерно опирались как формалисты, так и сам Г. Жизнь и творчество, по Гундольфу, едины, искусство не есть следствие или цель человеческого бытия, а первичная форма жизни; великий художник существует лишь постольку, поскольку он проявляется в своих произведениях - искусство есть сама жизнь. Жизнь и произведения писателя являются лишь разными атрибутами одной и той же субстанции, одного телесно-духовного единства, проявляющегося одновременно как движение и форма.

Такое своеобразное «преодоление» Г. дуализма Дильтея находится в тесной связи с развитием идеалистической философии последних десятилетий, гл. обр. с философией Бергсона, который рассматривает жизнь не только как часть всемирного бытия, а именно как абсолютное, как совокупность бытия, как цель и мерило всего. Г., так же как и Бергсон, признает источником познания жизни не объективное исследование, а интуицию. И подобно тому как Бергсон истинным знанием считает лишь постижение живого существа, так и Г. всецело переносит исследование художественной лит-ры в область психологии (интуитивной) и находит основной мотив творчества в «философии жизни», в «жизненном потоке, в вечном изменении жизни человека». Но тут есть глубокое противоречие: вечно движущаяся, в безграничном потоке непрерывно изменяющаяся жизнь доступна в искусстве нашему мышлению и созерцанию лишь как неподвижная художественная форма. Г. тщетно пытается устранить это противоречие.

Исходя при анализе художественного творчества не из реальных, объективно существующих явлений, определяющих мировоззрение писателя и процесс его творчества, а из абстрактной, «вечно» существующей идеи и саморазвивающегося духа, видя задачи литературоведения не в «объяснении» явлений, а в их «понимании», Гундольф прежде всего требует «коренного изменения мировоззрения литературоведа», ибо всякий метод, опирающийся на формальные свойства художественного произведения, бесплоден.

Но если, как полагает Г., предметом истории является лишь живое, а тем, что литературовед считает живым, определяется его миропонимание - то неизбежна полнейшая субъективизация исторического процесса. Для Г. этим живым являются особые силы, проявляющиеся в личности и творчестве великих художников. Основная задача литературоведа - выделить из всех замаскированных течений и тенденций эпохи движущее, первичное начало и конструировать носителя его, «единый образ», «сильного художника», способного проявить свою сущность и преодолеть внешние препятствия. Писатель так. обр. становится предметом субъективного переживания его исследователя, писатель становится «мифом». В то же время немецкая идеалистическая философия провозгласила лозунг: наука и миф - равноправные формы познания. И биография Гёте Г., напр., имеет мало общего с историческим Гёте: это - оформленное художественное мировоззрение самого Г. В чем же сущность этого мировоззрения? Прежде всего Г. различает в творчестве два вида переживаний: «Urerlebnis» и «Bildungserlebnis». Первые переживания - это потрясения, которые человек испытывает в своей внутренней сущности, как например религиозные, титанические, эротические переживания. Вторые - последствия духовно-исторического влияния, оформленного в историческом развитии идей в области искусства, религии и науки. Идеалом «цельного человека», космически-одухотворенного, трагически или героически возвышенного «вечного человека» Гундольф считает пять символических прототипов: Гёте, Гельдерлина, Георге, Наполеона и Ницше. Антиподом этого типа является «прогресс»; он начинается с реформации, освобождающей скованные до нее «взрывчатые силы» христианства (неудовлетворенность, чувство виновности и раскаяние) и создающей «борющуюся душу», к-рая представляет собой такой же лживый идеал современности, как и неутомимый предприниматель. «Прогресс» создал раздвоенность между становлением и бытием, судьбою и жизнью, идеалом и действительностью - этот «прогресс», «властелин XIX в.», превратил народ в «хаотическую массу», сделав его объектом всеобщего образования. Г. стремится к восстановлению «настоящего», «античного» человека, к-рый один лишь может устранить двойственность и стать цельным, работая над собою с величайшей энергией и волей.

Идеологическое содержание метода Г. - это своеобразное сочетание неоромантических идей мелкобуржуазного интеллигента, уходящего из давящего его капиталистического мира в средневековье, с требованием аристократического художника-жреца, возводящего искусство в религиозный культ строгого неоклассического стиля.

Наиболее талантливыми сторонниками Г. в немецком литературоведении можно считать Э. Бертрама («Nietzsche», 1918 и др.) и Г. Цизарца («Erfahrung und Idee», 1921 и мн. др.); последний старается подвести теоретический фундамент под метод Г. в своей известной книге «Literaturgeschichte und Geisteswissenschaft» (1926). Влияние Г. сказалось особенно сильно прежде всего в так наз. новой биографике (Э. Людвига, Ст. Цвейга, Гофмансталя и др.) и затем в жанре «писательского романа».

Библиография:

Wandrey Conrad, Fr. Gundolf und Stephan George, «Neuer Merkur», Juli, 1921; «Euphorion», 14, Erganzungsheft (Gundolf-Heft), Wien, 1921; Cysarz H., Fr. Gundolf und die deutsche Geisteswissenschaft, «Der Morgen», August, Berlin, 1927; Bohtlingk A., Gundolfs «Shakespeare» in deutscher Sprache, Ein Vademecum, 1929.

ГУРАМИШВИЛИ

ГУРАМИШВИЛИ Давид (1705-1786) - грузинский поэт. Происходил из состоятельной дворянской семьи. Воспитывался в эпоху, когда Грузия подвергалась нашествию персов, тюрков и лезгин. В 1725, во время внезапного нападения лезгин на северный район Восточной Грузии, Г. был взят в плен и отправлен в Дагестан; оттуда он вскоре бежал в Россию. Здесь Г. занимал военные должности, принимал участие в Русско-прусской войне (1756-1763), во время которой был взят в плен и заключен в Магдебургской крепости. После выкупа из плена остался жить в России.

Собрание сочинений («Давидиани» или «Гурамиани») Г. является весьма ценным документом, освещающим политическую жизнь феодальной Грузии XVIII в. - внешние войны, процесс разложения помещичьего строя, междоусобные войны феодалов и полный распад грузинского государства. Последние обстоятельства усилили в творчестве поэта депрессивные настроения, но Г. не терял надежды на «возрождение» Грузии. Он призывал к объединению под единой государственной властью. В сочинениях Г., наряду с национально-историческими и автобиографическими, выступают морально-дидактические мотивы, к-рые в иносказательной форме выражают некоторые житейские правила и наставления о сохранении старых, пошатнувшихся под влиянием капитала, нравственных норм. Кроме эпических произведений, Г. принадлежат также и лирические стихотворения религиозно-мистического и любовного характера.

Библиография:

Хаханов А., История грузинской словесности, вып. III, М., 1903; Кекелидзе К., История грузинской литературы, т. II., Тифлис, 1924.

ГУРБАН-ВАЙЯНСКИЙ

ГУРБАН-ВАЙЯНСКИЙ Светозар (Hurban-Vajansky, 1847-1916) - известный словацкий романист, сын видного деятеля словацкого возрождения И. Гурбана. Учился в Будапеште, был адвокатом, а затем редактором газеты «Narodni noviny»; подвергался преследованиям со стороны венгерского правительства за свои либерально-националистические взгляды.

Г. начал свою лит-ую деятельность как стихотворец; первые стихи его появились в печати в 1873. Ему принадлежит несколько сборников стихотворений: «Горы и море» (Tatry a more, 1880); «Ирод» (Herodes, 1912); «Стихи» (1890); «Книга стихов» (1912). Но в этой области он не достиг значительных успехов. С именем Г. главным образом связан современный словацкий реалистический роман. Из общей массы написанных им рассказов, повестей и романов наиболее выдающимися являются «Летучие тени» (Letace tene, 1883) и «Сухая ветвь» (Sucha ratolest, 1882), переведенные на иностранные языки. Меньшей популярностью пользуются романы: «Пустоцвет» (1894), «Корень и побеги» (Koren a vyhonky), «Котлин (1901).

Занимая выдающееся положение среди словацкой буржуазной интеллигенции, Г.-В. сумел с большим мастерством, как в своих рассказах, так и романах, отобразить жизнь буржуазного общества. С особенной любовью он останавливался на близких ему по классу типах «земанов» - словацких средних землевладельцев. Г. известен также как автор красочных очерков и историко-литературных исследований (bivotopis (биография) stefana Moyzesa, 1897).

Библиография:

I. Переводы на русск. яз. см.: Гербель Н. В. (ред.), Поэзия славян, СПБ., 1873; Славянское обозрение, 1892. I, VII-VIII; «Жизнь», 1898, I; «Славянский век», 1900, IV; 1901, XIX-XXIX; 1904, XXIX; «Славянские известия», 1908, I-III.

II. О Гурбане-Вайянском на русск. яз. см. «Слав. изв.», 1907, VIII,; «Русск. филологич. вестн.», 1907; Jakubec J. a Novak A., Geschichte der cechischen Literatur, Pr., 1913; Novak J. a A., Prehledne dejiny ceske liter., Olomonc, 1922; Prazak A., Slov. prehlede, 1909; Machal J., Slovanske lit., Dil. III.

ГУРЕВИЧ

ГУРЕВИЧ Любовь Яковлевна (1866-) - беллетрист, лит-ый критик, театровед, переводчик (псевдонимы - Л. Горев, Н. Н.). В 90-х гг. - участница идеалистического движения. Близкая символизму, Г. в то же время боролась против антиобщественных тенденций декадентства. В 1891-1898 Г. - издатель и редактор первого органа этого течения - «Северного вестника» (см.). Проза Г. - психологические этюды, преимущественно рисующие переживания современной русской интеллигенции. С 1907 Г. занимается гл. обр. историей и теорией театра. С 1912 была редактором литературно-художественного и критического отдела «Русской мысли». Г. принадлежат переводы «Дневника» М. Башкирцевой, «Стихотворений в прозе» Бодлера, произведений Мопассана, А. Франса, Стендаля, Шницлера и др., предисловия к русск. изд. Ампа, Мак Орлана, Юнга и др.

Библиография:

I. Плоскогорье, Роман, СПБ., 1897; Седок и др. рассказы, СПБ., 1904; Критические статьи Г. собраны в сб. «Лит-ра и эстетика», М., 1912; Творчество актера, М., 1927 и др.

II. Гуревич Л., История «Северного вестника», «Русск. литература XX в.», Под редакцией С. А. Венгерова, т. I (здесь же во 2 т. обширная библиография о Г., сост. А. Г. Фоминым); Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Писатели современной эпохи, т. I, изд. ГАХН, М., 1928.

ГУРИЕЛИ

ГУРИЕЛИ Мамия (1836-1891) - грузинский писатель. Крупный феодал, князь Гурии (Западная Грузия). В 1853 поступил на военную службу и принимал участие в разных походах совместно с русской армией. В 50-е гг. быстрое разложение помещичьего строя и развитие торгового капитала Грузии произвели резкий перелом в общественных отношениях. Г., воспитанный в феодальной среде и на отживающих традициях родовитой знати, не смог приспособиться к потребностям нового, буржуазного общества. Эти обстоятельства обусловили творчество Г., выражающее тоску и меланхолию. Потеря Грузией своей политической независимости (с ее «присоединением» к России в 1801), гибель грузинской государственности еще усиливали в поэзии Г. чувство недовольства современной им жизнью. В ряде своих патриотических стихотворений и поэм («Карчкальские горы», «Рашид-Вардан», «Алаверды», «Кобулетская поэзия» и др.) он воспевал свою «разоренную родину» и ее «обиженную и караемую судьбу». (В этом отношении он находился под влиянием Н. Бараташвили (см.) и А. Церетели (см.)). Единственное утешение Г. находит в исчезнувшей славе родины и в воспоминаниях о грузинской старине. Г. известен также и как переводчик Байрона, Пушкина, Лермонтова и Надсона, под влияние к-рых он часто подпадал, подражая их творческим мотивам.

Библиография:

Хаханов В., Очерки по истории грузинской словесности, вып. IV, 106, М.

ГУРЛО

ГУРЛО А. (1892-) - белорусский поэт-лирик. Р. в крестьянской семье, в г. Копыле, получил начальное образование. В 1911 поступил рабочим на завод «Вулкан» в Ленинграде. В 1917 вместе с ленинградским пролетариатом сражался на Октябрьских баррикадах, а в 1918, как красногвардеец, в одном из боев на Волге был неизлечимо ранен и потерял физическую трудоспособность; после этого он исключительно отдался лит-ре, журналистике и культурной работе.

Выступив в 1909 в газ. «Наша нiва» как типичный крестьянский поэт «нашенивского» направления (см. Белорусская литература), Г. современем становится поэтом и фабричного поселка. Такие заглавия, как «Люблю я фабрык пераклiчку», «Завод», «Думкi рабочага», «Ранiца у горадзе» и др., нередки в сборниках его стихотворений.

Лирика Гурло преимущественно песенного склада; она захватывает читателя не столько своим художественным оформлением, сколько искренностью и интимностью переживаний, близких трудящимся массам, что объясняется глубокой почвенной связью поэта с этими массами.

Библиография:

I. Вышли следующие сборники стихотворений Г.: «Барвенак» (1924), «Спатканьнi» (1925), «Сузоре» (1926), «Зорнасьць» (1927).

II. Жилунович З., У надзеях над прасторамi, журн. «Полымя», № 4, 1925; Чарнушевич Н., А. Гурло як поэта i грамадзянiн, журн. «Маладняк», № 6, 1925.

ГУРМОН

ГУРМОН Реми, де (Remy de Gourmont, 1858-1915) - французский писатель. В 1889 основал и вплоть до смерти редактировал орган символизма - «Mercure de France». Гурмон - плодовитый и многосторонний писатель. Крупную роль во французской лит-ре сыграли его философские очерки и критические статьи. Философия Г. адогматична и утверждает относительность всего сущего. Эстетические взгляды Гурмона - яркое выражение той тенденции к универсализму, к-рая возобладала во французской литературе конца XIX и начала XX вв. Позитивная наука и художественное творчество сливаются у Гурмона воедино; ему грезится идеал слияния всех проявлений человеческого духа. Г. - один из создателей художественной критики как жанра, но не меньшую художественную ценность имеют его натурфилософские и биологические этюды («Le physique de l’amour», 1908), его лингвистические опыты («Le probleme du style», 1893, «L’esthetique de la langue francaise», 1899 и др.) и историко-литературные работы. Он сочетает большую филологическую и историко-литературную эрудицию с популяризаторским дарованием; являясь, в общем, по своему методу эклектиком, все же дал немаловажные для истории литературы труды («Le latin mystique», 1902; «Dante, Beatrice et la poesie amoureuse», 1909; критические издания Теофиля де Вио, Сирано де Бержерака, некоторых средневековых памятников, как напр. «Aucassin et Nicolette»). Один из лучших знатоков средневековья, он извлекает оттуда все, что может быть как-либо воспринято эстетом-европейцем XX в. Его «Promenades litteraires» (Лит-ые прогулки, 1904-1914) представляют собой статьи о наиболее ярких лит-ых явлениях всех веков: он пишет о «фейных сказках» и о Бодлере, о Вилье де Лиль Адане, Маллармэ и Шекспире. Его «Livre des masques» (Книга масок, есть русский перевод) дает много портретов крупнейших деятелей современной ему литературы. «Новые веяния» 10-х годов XX века им уже не были затронуты. В области эстетических оценок Г. остается верен своему адогматизму. Общественные движения и отражение их в литературе Г. игнорирует. Убежденный сторонник искусства для искусства, он выражал взгляды чуждой общественных интересов верхушки буржуазной интеллигенции, материально обеспеченной и пресыщенной, ищущей утонченных впечатлений. Ей, гурманствующей, скользящей по поверхности всех эстетических впечатлений, и потребовалось легкое, утонченное и жизнерадостное мировоззрение, ни к чему не обязывающее, и эстетика, согласно которой искусство - только один из видов наслаждения. Таким мировоззрением проникнуты и художественные произведения Г. И здесь в центре - ощущения. В своей лирике он чрезвычайно конденсирует гаммы цветовых и звуковых ощущений; песенность, повторы, метафоры играют у него большую роль; лучшим его лирическим произведением является «Le livre des Litanies» (1891), где сгущенная эротика сочетается с ярким пантеизмом. Стих Гурмона часто переходит в ритмованную прозу с «припевами». В его новеллах («Couleurs», «Choses anciennes», 1907) и романах («Les chevaux du Diomede», 1896, «Sixtine», 1896, «COur virginal», 1907) приемы стихотворного языка доминируют («prose artistique»), действие сосредоточено вокруг нескольких эпизодов, связанных с теми или иными ощущениями (как например цвета в «Couleurs»); чрезвычайно большую роль и здесь играет эротика, порою весьма рискованного свойства. Влияние Г. на лит-ру огромно, но он не создал школы; его писания гораздо большее воздействие оказывали на пассивно воспринимающего читателя, нежели на писателей-символистов, для к-рых он был прежде всего организатором и философию которых выражал в своих этюдах.

Библиография:

I. Главнейшие произведения Г., кроме указанных: 1. Философия: La culture des idees, 1903; Le paganisme eternel (Вечное язычество), 1903; Promenades philosophiques, 1905; Epilogues: reflexions sur la vie, 1909; Dans la tourmente, 1916. 2. Эстетика, критика, история лит-ры: Le chemin de velours, 1902; La poesie populaire, 1910. 3. Лирика: Hieroglyphes, 1886; Simone, 1907. 4. Новеллы и романы: Merlette, 1889; Une nuit a Luxembourg, 1892; Le songe d’une femme, 1901; Proses moroses, 1903; Le pelerin du silence, 1908; Lettres d’un satyre, 1913. Русские переводы: Леда и Джиоконда, Интимн. роман в письмах, перев. Под редакцией А. Волынского, изд. «Посев», СПБ., 1909; Цвета, русский перев. Вилькиной, с предисл. З. Венгеровой, М., 1910 («Универ. биб-ка»); Книга масок, Под редакцией М. Волошина, изд. «Грядущий день», СПБ., 1912.

II. Г. А., Живое слово и клише, «Русск. мысль», 1902, XI (по поводу статей Реми де Гурмона о стиле); Луначарский А. В., Реми де Гурмон, газ. «Киевская мысль», 1911, № 258; Его же, Гурмон и Крокан, газ. «День», 1915, № 302; Его же, Этюды критические, Зап.-европ. литература, М., 1925; Coulon Marcel, La complexite de Remy de Gourmont, «Mercure de France», 1909; Его же, Remy de Gourmont (ibidem, август, 1910); Escoube Р., La femme et le sentiment de l’amour chez Remy de Gourmont, 1923; Legrand-Chabrier, Remy de Gourmont et son Ouvre, 1926; Escoube Р., Remy de Gourmont et son Ouvre, 1927.

III. Querlon P., de, Remy de Gourmont: biographie, suivie d’une bibliographie, 1923.

ГУСЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ

ГУСЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ Сергей Иванович (1867-) - писатель. Р. в Оренбурге, в купеческой семье. Учился в семинарии, после чего был священником в одной из мордовских деревень. Первый рассказ Г.-О. («Самоходка») был написан в 1893. После шестилетнего пребывания сельским священником Г.-О. снимает с себя сан и окончательно становится профессионалом-писателем - изобразителем жизни провинциального духовенства и крестьянской бедноты. По формальному характеру своего творчества Г.-О. является в значительной мере продолжателем бытописательской народнической традиции, к-рая впоследствии перемежается с более новыми и даже модернистскими влияниями. В социально-тематическом отношении Г.-О. берет для себя отправной точкой рассказ Гл. Успенского «Неизвестный» (история диакона, ищущего смысла жизни и постигнувшего несправедливость общественных отношений). «Добрым пастырем» открывается первый том его рассказов, а дальше этот образ пастыря варьируется и в ряде других произведений («Отец Памфил», сельский поп (в рассказе «Конокрад»), отец Гедеонский («Миша»), отец Илья («Капитан Кук»), рассказ «Идеалист»). Отрицательные стороны жизни духовенства Г.-О. хотя и захватывает, но недостаточно широко. Произведения Гусева-Оренбургского из крестьянской жизни («Агасфер», «Сквозь преграды», «Где ветлы стояли», «Последний час» и др.) не вносят ничего нового после народнической беллетристики, посвященной жизни крестьян. Кроме того нередко изображаются деревенские персонажи в тонах сгущенного сентиментализма (рассказ «На родину»). Лучшим произведением Г.-О., к-рым он обратил на себя внимание лит-ой критики и современных ему читателей, является повесть «Страна отцов», написанная осенью 1904 (напечатана в IV т. сб. «Знание», СПБ., 1905), т. е. в эпоху нараставшего революционного подъема. Здесь Г.-О. изображает переживания попа Ивана на фоне широкой картины развивающегося хищнического капитализма в одном из крупнопромышленных центров восточной окраины. Крупный капиталист-хищник Широкозадов, озлобленное, ограбленное им, обнищавшее крестьянство, волнения рабочих города, готовых на стачку, рабочая демонстрация, - вот тот фон, на к-ром показан уход учащейся молодежи, детей алчных черносотенных попов - в стан борцов за права трудящихся. К сожалению и это произведение Г.-О. грешит не только публицистикой, призванной притти на помощь там, где нехватает силы изображения, но и риторикой, хотя и поданной с самыми благими намерениями. Процесс превращения попа Ивана - самодовольного кулака в рясе на первых страницах повести - в обличителя лживости духовенства и в человека, уходящего из этого лагеря лицемеров православия, - художественно слабо мотивирован. Но все же необходимо сказать, что в свое время повесть «Страна отцов» имела, хотя и временное, но большое общественно-агитационное значение. Минуя ряд произведений писателя, где указанные нами недостатки принимают еще более отчетливый характер, упомянем повесть «Призраки», полную искренности и правдивости. В 1923 Г.-О. выпустил книгу о погромах во время гражданской войны на юге, ценную по богатству фактического материала. В настоящее время Г.-О. живет в Америке, где редактирует журнал «Жизнь».

Библиография:

I. Рассказы Г.-О., 3 тт., изд. «Знание», СПБ., 1903-1910; Собр. сочин. Г.-О. (1893-1916), изд. «Жизнь и знание», тт. I-XIV. Кроме того т. XV («Борьба» и другие рассказы), изд. «Жизнь и знание», М., 1918; Страна отцов, Гиз, М., 1923; За свободу, Повесть в стихах, изд. Казанск. губ. ком. РКП, Казань, 1919; Багровая книга, Харбин, 1922; В Красной Москве, Пьеса в 4 д., Харбин, 1922; Книга о погромах на Украине в 1919, ред. и послесловие М. Горького, Гиз, М., 1923.

II. Веселовский Ю., Замкнутый мир, «Вестн. знания», 1903, IX; Коробка Н., Из глухого угла, «Образование», 1904, III; Неведомский М., О современном художестве, «Мир божий», 1904, VIII и X; Коробка Н., Страна отцов, «Вестн. и библ. самообразования», 1905, XV; Фриче В., Очерки современной литературы, Новая жизнь, «Правда», 1905, IX-X; Редько А., Литературные наблюдения, «Русское богатство», 1905, X; Богданович А., Годы перелома, СПБ., 1908; Луначарский А., О XXIII сб. «Знание», «Лит-ый распад», т. II, 1909; Львов-Рогачевский В., На диком мустанге, «Наша заря», 1910, V-VI (и в сб. критич. статей: Снова накануне, М., 1913); Гусев-Оренбургский, Писатели о себе, «Новая русская книга», 1922, VII.

III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, ред. Н. К. Пиксанова, Гиз, М., 1928.

ГУСЕЙН-ЗАДЭ-АЛИ-БЕК

ГУСЕЙН-ЗАДЭ-АЛИ-БЕК - тюркский писатель, поэт и публицист. Родился в г. Салян, в семье крупного ахунда. Высшее образование получил в Петербурге. Г.-З. является одним из первых деятелей печати и идеологом тюркской крупной буржуазии Азербайджана. Созданные им газета «Хаят» (Жизнь) и журнал «Фиюзат» (см.) сделались самыми влиятельными и организующими изданиями азербайджанской буржуазной общественности после революции 1905. В противоположность реалистически-народнической литературной школе, созданной Мирза Фатали Ахундовым (см.), Г.-З. возглавлял романтическую школу, к-рая находилась под сильным влиянием танзиматской (см.) литературы. Последняя по языку и содержанию была доступна только высококвалифицированному читателю.

Г.-З. известен как переводчик «Фауста» и автор статей в «Фиюзате». Как поэт Г.-З. не отличается значительным талантом, но его политико-философские статьи написаны яз. художника. Основным лозунгом Г.-З. было национальное самоопределение в рамках халифата и ислама («Мы должны стать по убеждению мусульманами, по внешности френгами (людьми Запада), а по идеям - европейцами»).

Задолго до революции Г.-З. уехал в Турцию, где живет до сих пор, занимая кафедру на медицинском факультете Константинопольского университета.

Библиография:

Журнал «Фиюзат», 32 №№, Баку, 1906; газета «Хаят», 1905-1906.

ГУСЕЙН-САДЫК

ГУСЕЙН-САДЫК (1887-) - современный тюркский писатель. Первые критико-публицистические статьи его появились в печати после революции 1905 года, в журналах Баку, где он был одно время наборщиком.

В своих рассказах Г.-С. разоблачает лицемерие националистической муссаватистской партии, к которой он сам когда-то принадлежал, вскрывает сущность мелкой буржуазии и отражает борьбу молодежи со старым бытом. Г.-С. принадлежит к левопопутническому крылу азербайджанской литературы (см. Тюркская литература).

Библиография:

Сеид-Гусейн, Ени-Хаят-Иолунда. Сб. рассказов, Азгиз, Баку, 1928; Рассказы в журналах «Маарифвэ-Меденийэт» «Инклаб вэ-Меденийэт», «Шарк Кадыны» (Баку, за 1927/28).

ГУТТЕН

ГУТТЕН Ульрих, фон (Ulrich von Hutten, 1488-1523) - немецкий гуманист. Происходил из старинного рыцарского рода. Вел деятельную, полную приключений жизнь. Был студентом, странствующим поэтом, придворным, воином. В 1522 Г. стоял вместе с Ф. фон Сикингеном во главе восстания мелкопоместного дворянства, деградировавшего в условиях развивавшегося капитализма. Восстание ставило своей целью возродить разрушаемый торговым капиталом феодализм. Однако движение не было поддержано широкими кругами дворянства, приспособлявшегося к капиталистическим условиям, и окончилось неудачей. Сикинген пал в битве, Г. пришлось бежать в Швейцарию, где он вскоре и умер.

Если идеи Г. - идеи о восстановлении «доброго старого времени» не находили отклика у дворянских, тем более бюргерских читательских масс, то Г. как сатирик, памфлетист - враг папского Рима, был весьма популярен.

Г. рано обнаружил свои гуманистические склонности. В одном из первых своих произведений, в стихотворении «Nemo», он громил схоластическую науку; когда же возгорелась борьба между Рейхлином и обскурантами, Г. решительно стал на сторону великого гуманиста, написав в прославление последнего стихотворение «Триумф Капниона» (1517), и принял участие в составлении «Писем темных людей» (Epistolae obscurorum virorum, 1515-1517, см.) главным образом их второй части.

В 1515 герцог Ульрих Вюртембергский убил двоюродного брата Г. Г. публикует против герцога «Речи» и диалог «Phalarismus» (1517), причем в этих произведениях впервые выступает в качестве политического трибуна. В лице герцога Вюртембергского он нападает на княжеский абсолютизм вообще, на политическую форму, развившуюся на почве торгового капитала. В диалоге «О придворной жизни» Г. весьма мрачными красками рисует жизнь мелкого тирана и его приближенных.

К 1520-1521 годам относятся самые замечательные произведения Гуттена - его знаменитые сатирические диалоги в стиле Лукиана: «Фортуна», «Лихорадка» I и II, «Вадиск, или римская троица», «Зритель» (1520), «Истребитель булл», «Советчик» I и II, «Разбойники» (1521). Написанные сперва на латинском, они вскоре были переведены автором на немецкий яз., для того «чтобы они стали доступны и простому человеку». Деятели реформации отнеслись к ним восторженно. Впрочем диалоги не были продиктованы Г. его особой привязанностью к протестантскому движению, которое он расценивал в качестве чисто религиозного. Проблемы веры мало занимали Гуттена, склонявшегося к гуманистической арелигиозности. Главный объект сатиры Г. - папский Рим, способствующий капиталистическому перерождению Германии, содействующий усилению княжеского абсолютизма и ослаблению центральной императорской власти, католическое духовенство, развратное, тупое, ожиревшее от безделья. В этих диалогах, проникнутых волнующим сарказмом, Г. обнаруживает свой огромный сатирический темперамент. Наиболее значителен диалог «Вадиск, или римская троица». Вадиск, побывавший в Риме, сообщает своему приятелю Эрнгольду: тремя вещами торгуют в Риме - Христом, священническими местами и женщинами. Три вещи в избытке в Риме: проститутки, попы и писцы. Три вещи, напротив, изгнаны из Рима: простота, умеренность и благочестие. Трех вещей желает всякий в Риме: коротких обеден, старого золота и сладострастной жизни. Напротив, о трех вещах там неохотно слушают: о всемирном соборе, о преобразовании духовенства и о том, что немцы начинают умнеть, и т. п. Выслушав рассказ Вадиска, Эрнгольд восклицает: «Теперь я ясно вижу, что Рим - источник всякой заразы, океан всех пороков, клоака всяческого нечестия и что к уничтожению этой заразы должны быть направлены усилия всех честных людей в Германии».

Диалоги «Зритель» и «Разбойники» содержат критику буржуазного строя, враждебного Г., идеологу мелкопоместного дворянства, и апологию феодальной старины. Ростовщики, купцы и юристы стали хозяевами жизни. Германию объяла страсть к наживе. Купцы ввозят в страну экзотические пряности, предметы роскоши, содействуя тем самым распространению изнеженности и порочной жизни. Повсюду торжествуют обман, сладострастие, трусость. Города - очаги заразы. Отвергая настоящее, Г. прославляет эпоху натурального хозяйства, когда не знали денег, когда умеренность, храбрость и прямодушие были распространеннейшими добродетелями, когда дворяне были господами в своих замках и потребляли только то, что производилось в их поместьях. Г. призывает вернуть это время, восстановить на почве феодального строя единую германскую империю.

Г. - писатель-агитатор. Заставить массы действовать - цель его лит-ой деятельности. Все произведения Г. насыщены страстным ораторским пафосом. Форма, которой он с особым блеском владеет, - речь, инвектива, диалог. Его стихотворение «Новая песня» (Ain new Lied, 1521 г.), которое начинается словами девиза Г.: «Я решился...» (Ich habs gewagt mit Sinnen...), - значительное явление в истории ораторской лирики.

Библиография:

I. Полное собр. сочин. Г. издано Бёкингом (Bocking, Lpz., 1859-1862, 5 тт., с дополнением, заключающим в себе «Epist. obsc. vir.» и обстоятельные к ним примечания, 1864-1870); перечень их в «Index bibliographicus Huttenianus» Бёкинга (1858); на русск. яз. см.: Письма темных людей, перев. Н. Куна в «Источниках по истории реформации», изд. Моск. женск. высших курсов, в. II, М., 1907; Диалоги, перев. и пересказ В. Протопопова, там же, в. I, М., 1906.

II. Биография Г. написана Штраусом: «U. v. Hutten», Lpz., 1858-1860; нов. изд., 1914; Бонн, 1896 (русск. перев. Под редакцией Радлова, изд. Л. Пантелеева, СПБ., 1896); Фриче В. М., Защитники «доброго старого времени» в эпоху реформации, «Русская мысль», 1903, VI; Tzamatolski, Ulrich v. Huttens deutsche Schriften, Strassburg, 1891; Geiger L., Renaissance und Humanismus in Italien und Deutschland (в сб. Онкена, 1882; см. вторую часть этого сочинения, переведенного на русск. яз.: «Немецкий гуманизм», изд. О. Поповой, СПБ., 1899); Voigt, Ulrich v. Hutten in der deutschen Literatur, 1905; Jordan G. F., Hutten als Vorlaufer unsrer Zeit, 1908; Kalkoff P., Ulrich von Hutten und die Reformation, 1920; Gundolf F., Hutten, Klopstock, Arndt, 1924; Gewerstock O., Lucian und Hutten, 1924; Kalkoff P., Huttens Vagantenzeit und Untergang, 1925.

ГУХ

ГУХ Рикарда (Ricarda Huch, 1864-) - современная немецкая писательница, примыкает к неоромантизму; в первый период своего творчества она, в противовес натурализму, проповедывала уход от действительности. Основная тема ее романов - гибель, под натиском новой буржуазии, купеческой аристократии старых торговых городов. В романе «Erinnerungen von Rudolf Ursleu dem Jungeren» (Воспоминания Рудольфа Урслея Младшего, 1893) - герой - сын гамбургского патриция - после бурной жизни и гибели его рода переходит в католичество и находит покой в монастыре. В другом неоромантическом романе - «Aus der Triumphgasse» (С Триумфальной улицы, 1901) - описывается, порой натуралистическими приемами, жизнь обездоленных в переулке «Triumphgasse», но основное и здесь, как и в романе «Vita - Somnium breve» (Жизнь - короткий сон, 1902), - переживания разорившегося патриция, хвалебный гимн красоте и прославление стихийных сил (Urkrafte) жизни. В этот период Г. также написала свои известные историко-литературные работы - «Blutezeit der Romantik» (Расцвет романтизма, 1899) и «Ausbreitung und Verfall der Romantik» (Распространение и распад романтизма, 1902) и стихи - «Gedichte» (1891 и 1894) и «Neue Gedichte» (1907). От современности Г. затем обратилась к миру минувшего, к христианскому средневековью, написав ряд исторических романов и повестей. В них Г., как отчасти уже в первых романах, не является типичной представительницей неоромантизма; характернейшая черта ее творчества - борьба романтизма и реализма - здесь выявляется яснее. Усиление реалистических элементов особенно явственно в маленьких, мастерски написанных рассказах - «Der Mondreigen von Schlaraffis», приближающихся к новеллам Г. Келлера и К. Ф. Мейера. Но под реальностью Г. понимала «героическую» реальность. Героев губит их демон («Wallenstein», 1915, «Luthers Glaube» (Вера Лютера), 1916); идея, которой они служат, переносится и в сферу символически возвышенного («Federigo Confalonieri», 1910). Сюжет остается романтическим, но тенденции к реализму сказываются так сильно, что Г. кладет в основу своих исторических романов - «Verteidigung Roms» (Защита Рима, 1906 г.), «Kampf um Rom» (Борьба за Рим, 1908) - тщательно обработанные исторические данные; то, что должно было стать историческим мифом, в процессе обработки слагалось из реалистических деталей. Однако основным движущим моментом является романтический демонический образ, отрицание рассудка и организованного действия. Гух защищает Гарибальди против Мадзини, Лютера - против Цвингли, Бакунина - против К. Маркса («Michael Bakunin und die Anarchie» (Бакунин и анархия), 1923). В соответствии с этими противоречиями своего творчества Г. с особенной любовью повествует о таких эпохах народных движений, как итальянское национальное движение и 30-летняя война в Германии («Der grosse Krieg in Deutschland» (Великая война в Германии), 1912-1914), т. е. эпохах, когда действительность переплетается с легендой. И наконец в третий период своего творчества Г. становится патриоткой и верующей протестанткой и превращает стихийные творческие силы, о которых она говорила раньше, в божественные, как первоисточник всякого творчества («Der Sinn der Heiligen Schrift» (Смысл Священного писания), 1919; «Entpersonlichung», 1921; «Vom Wesen des Menschen, Natur und Geist» (О сущности человека, природы и духа), 1922; «Der wiederkehrende Christus» (Возвращающийся Христос), 1926). Бесконечное, свободное развитие общества противопоставляется капиталистическому прогрессу. - Как рассказчица Г. считается одной из лучших в современной немецкой буржуазной литературе.

Библиография:

I. Дело доктора Деруги, перев. П. С. Бернштейн и Т. Н. Жирмунской, Под редакцией А. Г. Горнфельда, изд. «Время», Л., 1926.

II. Gottlieb Eltriede. R. Huch. Ein Beitrag zur Geschichte der deutschen Lyrik, 1914; Walzel О., R. Huch. Ein Wort uber Kunst des Erzahlens, 1916; Gilischewski Eva, Das Schicksalsproblem bei Huch, 1925; Goebel H., R. Huch, 1926.

ГУЦКОВ

ГУЦКОВ Карл (Karl Gutzkow, 1811-1878) - немецкий писатель, главный представитель «Молодой Германии». Сын придворного слуги, он провел свои юные годы в Берлине, где имел возможность наблюдать первые зачатки будущего индустриального города. Его лит-ое образование базировалось на последних произведениях классицизма и позднем романтизме. Июльская революция во Франции и ее отзвуки в Германии возбудили в Г. интерес к политической жизни и сочувствие делу пробуждающейся буржуазии, и он начал все более и более подпадать под влияние публицистики Л. Бёрне. В 1831 году Г. переехал в Южную Германию, где в то время происходила борьба вокруг требований, выдвинутых либеральной буржуазией. Здесь он становится «адъютантом» националистического демократа-буршеншафтера В. Менцеля и сотрудником его «Лит-ого листка» - «Literaturblatt» (1832-1834). Но по мере того как Г. знакомится с идеями прогрессивной буржуазии по произведениям Бёрне и Гейне, а также утопического французского социализма (Сен-Симон, Ламенэ, Ж. Санд и др.), он отходит от романтическо-националистического мировоззрения и становится глашатаем складывающейся идеологии немецкой революционной буржуазии, пропагандируя свободу совести, личности, печати, эмансипацию женщины и т. п. В романе «Maha Gura, Geschichte eines Gottes» (Мага Гура, история одного бога, 1833) он восстает против церковно-религиозных верований, а в следующем своем знаменитом, хотя и слабом романе «Валли сомневающаяся» (Wally die Zweiflerin, 1835) он излагает мысли об эмансипации плоти и свободной любви в духе Ж. Санд и Байрона. В это же время Гуцков вместе с другими представителями молодой литературы собирается издавать журнал «Deutsche Revue» (Немецкое обозрение), но Менцелю, объявившему «Валли» произведением антиморальным, посягающим на основы христианского государства и церкви, удалось натравить реакционные германские правительства на писателей так наз. «Молодой Германии». В 1835 Союзный совет запретил все их произведения (не только вышедшие, но и те, к-рые когда-либо будут написаны), а Г. даже пришлось сидеть за свою «Валли» три месяца в тюрьме. Написанное там сочинение «Zur Philosophie der Geschichte» (K философии истории, 1836) означает известный перелом в творчестве Г. в сторону примирения с существующим. После отбытия наказания он оказался во главе «Молодой Германии». Осенью 1836 начал издавать «Frankfurter Borsenzeitung» (Франкфуртскую биржевую газету), а когда она в начале 1837 года прекратила свое существование, превратил ее приложение «Телеграф» в самостоятельный орган, издание к-рого с 1838 перешло к известной фирме «Гофман и Кампе» в Гамбурге. Годы редактирования этого журнала (1838-1842) являются апогеем славы и литературно-общественной деятельности Г. Он сумел собрать вокруг себя наиболее талантливых представителей молодой немецкой лит-ры (в их числе был и молодой Ф. Энгельс), образовав так наз. «праворейнскую» группировку «Молодой Германии», приверженцев Бёрне, которую противопоставлял «леворейнской» (Мундт, Лаубе и др. - сторонники Гейне). Но Г. не понимал движущих сил революционно-буржуазной мысли (левогегельянского движения), и спор «Молодой Германии» выродился в литературную склоку. Г. попытался было оздоровить движение ремесленным коммунизмом Вейтлинга, но вскоре вообще ушел со сцены общественной жизни.

Основная заслуга Г. - в создании немецкой буржуазной драмы («Werner», 1840, «Ottfried», 1854, и др.). В «Richard Savage» (1839) он восстает во имя буржуазной свободы против угнетения бюргерства; в «Patkul» (1843) - против княжеского деспотизма; в главной и лучшей своей драме «Uriel Akosta» (Уриэль Акоста, 1847), переведенной на все европейские языки, Г. защищает свободу мысли от гнета церкви, в других он восхваляет буржуазные добродетели и патриотизм (отметим здесь его «Wullenweber», 1848, «Zopf und Schwert» (Косица и меч), 1844, «Pugatscheff», 1846, «Das Urbild des Tartuffe» (Прообраз Тартюфа), 1847).

В революции 1848 Г. не принимал активного участия; уже с 1852-1862 он издает журнал «Unterhaltungen am hauslichen Herde» (Беседы у домашнего очага) в жанре высмеянной им когда-то литературы для «семейного чтения». От драмы Г. теперь переходит к роману, к жанру, который был им надолго оставлен после «Blasedow und seine Sohne» (3 тт., 1838); он - пионер реалистического стиля, отражающий настроения разочарованной революцией либеральной интеллигенции. Так в грандиозной картине немецкой общественной послереволюционной жизни - «Die Ritter vom Geiste» (Рыцари духа, 1850-1852) как господствующие, так и угнетенные классы изображены испорченными и вся надежда возложена на интеллигенцию, «на рыцарей духа». В другом обширном романе «Der Zauberer von Rom» (Римский волшебник, 9 тт., 1858-1861) Г. указывает на опасность, грозящую со стороны католицизма. Но дальнейшие его романы, напр. «Hohenschwangau» (1867), очень слабы. Как немецкая либеральная буржуазия, так и ее идеолог Г. примиряется после 1848, из страха перед пролетариатом, с реакцией и становится противником рабочего движения, социализма и коммунизма; этот «человеколюбивый демократ» теперь советует «ответить на требования рабочих винтовкой наготове». И бывший борец за свободу мысли заключает мир с протестантской церковью. Таким образом Гуцков прошел все стадии развития немецкой либеральной буржуазии, отражая в своем обширном художественном творчестве смену последних проявлений классицизма и романтизма буржуазной драмой и реализмом.

Библиография:

I. Вернер, или сердце и смерть, Драма, перев. Н. П. М., «Пантеон», 1842, V-XII; Нерон, Трагикомед., перев. Буренина В., «Вестн. Европы», 1869, III, V-VII; Дети Песталоцци, Роман, СПБ., 1870; Немецкое общество после франко-прусской войны, «Вестн. Европы», 1877, VIII-X; Рыцари духа, Соц.-полит. и бытовой роман в 3 тт. и 9 кн., СПБ., 1871; Сквозь мрак к свету, Повесть, «Отеч. записки», 1870, IX-XI; Фриц Эльродт, Роман, СПБ., 1872; Уриэль Акоста, перев. Вейнберга П. И., «Отеч. записки», 1872, II, XI, XII (отд. изд. Ледерле, СПБ., 1895; изд. «Вятск. т-ва», СПБ., 1910; изд. Скирмунта (4-е), СПБ., 1905; Гиз, 1920 (Театр. отд. НКП), с предисл. П. С. Когана); Пугачев, П., 1918; Gesammelte Werke, 12 Bde, 1870-1878; Reihe dramat. Werke, 4 Bde; Полн. собр. сочин., 20 тт., 1880; Избран. сочин., H. Hauben, 12 тт., 1903; изд. Gensel, 2 тт., 1908; изд. Р. Muller, 4 тт., 1911.

II. В. М. Р., Из истории немецкой литературы XIX в., «Русск. мысль», 1890, VIII; Брандес Г., Главные течения литературы XIX в. Немецкая литература, М., 1881 (и в собр. сочин. изд. «Просвещение»); Фогт М. и Кох М., История немецкой литературы от древнейших времен до настоящего времени, СПБ., 1901; Фриче В. М., Немецкие писатели и франко-прусская война, «Голос минувшего», П., 1915; Proelss Joh., Das Junge Deutschland, 1892; Houben H., Studien uber die Dramen K. Gutzkows, 1899; Его же, Gutzkow-Kunde, 1901; Его же, К. Gutzkow. Leben und Schaffen, 1908; Caselmann A., K. Gutzkow. Stellung zu den religioseethischen Problemen seiner Zeit, 1909; Dreseh J., Gutzkow et la jeune Allemagne, 1904; Metis E., K. Gutzkow als Dramatiker, 1915; Maenner L., K. Gutzkow und der demokratische Gedanke, 1921 (и многочисленные работы на немецком и русск. яз. о «Молодой Германии»); Schinnerer O. P., Women in the life and work of Gutzkow, 1924; Palgen R., Hebbel und Gutzkow, 1925.

ГЬЕТВАИ

ГЬЕТВАИ Иоганн (Janos Gyetvai, 1890-) - венгерский пролетарский писатель. Г. начал свою лит-ую деятельность еще до войны 1914-1918 в центральном органе соц.-дем. партии («Nepszava»). Первые его небольшие рассказы проникнуты духом этического социализма. Во время пролетарской диктатуры в Венгрии Г. был активным деятелем революции. После падения рабочей власти он эмигрировал в Вену, затем работал в Чехо-Словакии и в Германии. В настоящее время живет в Америке. Г. - один из первых венгерских писателей-эмигрантов, пытавшихся создать реалистические образы революционной борьбы венгерского пролетариата и крестьянства. Первые работы этого периода - в том числе изданная в Германии повесть «An der Spitze der Bauern» (Во главе крестьян, 1924) - являются для писателя переходным этапом его развития. В них еще немало романтики, немало абстракций; и встречаются даже и мистически обобщенные настроения. Вторая вышедшая на немецком яз. книга Г. «Eine Nacht» (Ночь, 1926) уже в более ясной, сильно драматизированной форме повествует о июльской контрреволюции в Будапеште. Тема последней работы Г. - пролетарская диктатура в Венгрии и события последующего белого террора. В этом романе («Adam Peter», N.-Y., 1928) автор окончательно освободился от всяких романтических пережитков и дал сильное реалистическое произведение.

ГЭЙЛ

ГЭЙЛ Зона (Zona Gale, 1874-) - американская писательница и драматург (пьесы «Мисс Лулу Бетт», 1921, «Соседи», 1914) и поэт («Тайный путь» - «The secret Way», 1921). В своих наиболее известных произведениях - «Городок Фрэндшип Виллэдж» (Friendship Village, 1908) и «Любовные истории из жизни Фрэндшип Виллэдж» (Friendship Village Love Stories, 1909) - Г. поэтизирует мелкобуржуазный быт, особое внимание уделяя семейным отношениям. В «Прологе жизни» (есть в русском переводе) Г. обнаруживает слабую попытку понять социальные противоречия, но основным и в этом романе попрежнему остается изображение семейного быта. Вместе с Э. Уортон, Б. Таркингтон, Э. Фербер и др. Г. принадлежит к группе писателей, выражающих психоидеологию консервативной мелкой буржуазии.

Библиография:

Пролог жизни (Preface to a life), Роман, перев. З. Выгодской, Под редакцией Д. М. Горфинкеля, изд. «Прибой», Л., 1928; Romance Bland, 1906; The Loves of Pelleas and Etarre, 1907; Mothers to Men, 1911; Christmas, 1912; Heart’s Kindred, 1915; A daughter of Tomorrow, 1917; Birth, 1918; Peace in Friendship Village, 1919; Miss Lulu Bett, 1920; The Secret Way, 1921; Faint Perfume, 1923; Portage, Wisconsin, and other essays, 1928.

ГЭМИНГУЭЙ

ГЭМИНГУЭЙ Эрнест (Ernest Hemingway) - американский писатель, принадлежит к группе послевоенных писателей-упадочников (Стейн, Р. Мак-Альман, Д. Герман, Т. Уайльдер, К. Эйкон, В. Ривер, Г. Раймен и др.), выступивших против художников-реалистов (Драйзер, С. Льюис и др.) с требованиями независимости искусства от общества, с отказом от социального содержания. Как сформулировал Клифтон П. Фэдимэн, писатель «должен быть всецело занят разрешением чисто эстетических проблем, возникающих в самом процессе творчества». Настроения упадочничества, противопоставление безыдейного искусства социальным произведениям художников-реалистов обусловлены разложением мелкой буржуазии, тем более ощутимым, что упадку предшествовал краткий период подъема мелкобуржуазного радикализма после войны.

Первые книги Г. - «Потоки весны» (The Torrents of Spring) и «В наше время» (In our Time) - прошли незамеченными, ибо появились еще в тот период, когда радикализм уже начал спадать, но еще не уступил места настроениям упадочничества. Более поздний роман Г. - «Солнце так же всходит» (The Sun also rises, 1926, английское издание «Fiesta») - сразу выдвинул его в первые ряды нового поколения писателей. Г. обращается в этом романе к быту посетителей баров и ресторанов. Его герои - проститутки и люди, все существование которых сводится к вину и женщинам. Писатель перенасыщает роман описанием бесконечных деталей отельно-ресторанного существования. Действительность берется в ее мелочах, к которым Гэмингуэй относится, как к чему-то существенному для художника, изображение быта сводится к внимательному и подробному перечислению марок вин, рецептов и отличительных свойств коктейлей, стоимости поездок и т. д. Продолжая свою галерею пьяниц и бездельников в книге рассказов «Мужчины без женщин» (Men without Women, 1927), Г. пытается расцветить ярким диалогом психологическую бесцветность и общий фон их бессодержательного существования, вводит в сказ парадоксы, оксюмороны, неожиданные сравнения, но все эти приемы не могут скрыть его творческой опустошенности; слова Г. Штейн - «Вы все - погибшее поколение», взятые эпиграфом к книге «Солнце так же всходит», получают свою особую выразительность в свете этой его последней книги.

Библиография:

I. In our time, Stories, 1925; Sun also rises, 1926; Torrents of Spring, A romantic novel in honor ol the passing of a great race, 1926.

II. Новые тенденции в американской литературе, «Вестник иностранной лит-ры», 1928, № 7; Гольд М., Три школы американской литературы, там же, 1928, № 11; Мишо Р., Новейшие течения в американской литературе, «На лит-ом посту», 1929, № 8; The End of Art by J. W. Crutch, «Nation», v. 125, № 3254, p. 548, 1927.

ГЭНДЗИ-МОНОГАТАРИ

ГЭНДЗИ-МОНОГАТАРИ (Повесть о Гэндзи) - роман, один из лучших образцов придворно-аристократической лит-ры Японии Хэйанского периода (IX-XII века христ. эры). Автор - фрейлина Мурасаки Сикибу. Основу фабулы повести составляет эротическая биография Гэндзи - побочного сына императора. Выбор темы (любовные авантюры героя, томящегося от безделья вельможи) и фона (дворцовый мирок конца Х века) всецело отвечал «социальному заказу» придворной аристократии, которой приелись наивные «моногатари» - повести со сказочными фабулами. Роман представляет собой цепь новелл, каждая из которых излагает отдельный эпизод из эротической практики Гэндзи - японского Дон-Жуана, во времени на много опередившего своего западного брата. Автор с большим тактом сохраняет позу невозмутимого биографа, чуждого морализирования или идеализации. На протяжении 44 частей (весь роман состоит из 54 частей) герой с изысканно скучающим видом покоряет всех попадающихся ему под руку женщин, начиная с податливых сановных дам и кончая дворцовыми служанками. Этот любовный мартиролог дает возможность автору показать галерею женских типов хэйанского придворного мира. Герой не наделен особой разборчивостью: от наложницы своего отца он идет к юной фрейлине, затем к даме, у коей «нос большой и красный, отвратный, как у слона», затем к сановной 58-летней старухе и даже пытается соблазнить свою приемную дочь-подростка. Роман сугубо реалистичен, сюжет развивается очень медлительно (этому способствует язык романа - жеманный церемонный язык фрейлин того времени). Повседневный быт хэйанских аристократов и праздная упадочная атмосфера дворцового квартала переданы с большим и изысканным мастерством. Роман переведен на ряд европейских языков, в том числе и на русский (частично). См. Японская литература.

Библиография:

Конрад Н., Повесть о Гэндзи, блистательном принце, журн. «Восток», кн. IV, 1924; Его же, Мурасаки Сикибу, Вечерний лик, журн. «Восток», кн. V, 1925; Его же, Японская литература в образцах и очерках, т. I, Л., 1927; Maximilian Muller Jabusch. Die Abenteuer des Prinzen Genji, Munchen, 1912.

ГЮГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЮИСМАНС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЮЙО

ГЮЙО (Jean Marie Guyau, 1854-1888) - см. Эстетика.

ГЮНТЕР

ГЮНТЕР Иоганн Христиан (Johann Christian Gunther, 1695-1723) - немецкий поэт эпохи Барокко, видный представитель так наз. «второй силезской школы», подражавшей французской поэтике; был признан и оценен Гёте, как значительный лирик. Г. - по преимуществу поэт узко субъективных интимных переживаний, наиболее характерный представитель богемы своего времени. Оказал некоторое влияние на Ломоносова.

Библиография:

I. Сочинения Г. неоднократно издавались: в 1723, 1742, 1766, 1874. Отдельно изданы «Lenoren Lieder» (1913).

II. Hoffmann von Fallersleben, J.Gunther, 1833; Roquette, Leben u. Dichten J.Gunthers, 1860; LitzmannB., Zur Textkritik und Biographie J. Gunthers, 1880; WittigG.K., Neue Entdeckungen zur Biographie des Dichters J.Gunther, 1881; Его же, Urkunden und Beitrage zu Gunthers Forschung, 1895; HoffmannA., Deutsche Dichter im Schlesischen Gebirge, 1897; Его же, Die Wahrheit uber Gunthers Lenore, 1925; Его же, Die Wandlungen in Chr. Gunthers Lebensbild innerhalb der letzten sechzig Jahre, 1926.

Предыдущая страница Следующая страница