Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГРИ"-"ГУБ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 10, "ГРИ"-"ГУБ")

ГРИЗАР

ГРИЗАР Эрих (Erich Grisar, 1898-) - современный немецкий рабочий поэт, работавший долго на фабрике, но сейчас отошедший от своего класса. С 1924 - писатель-профессионал. Свои лучшие стихи Г. написал после войны, когда он после тяжелых переживаний в окопах стал снова на фабричную работу.

Библиография:

На русск. яз. перев.: «Бьется сердце земли», перев. Б. В. Гиммельфарба, изд. «Недра», М., 1925. Сб. стихов: Morgenruf, 1923; Das Herz der Erde hammert, 1924; Unser ist der Tag, Ein Spiel, 1924; Gesange des Lebens, 1925; Schreie in der Nacht, 1925; Роман - Heinrich Volkmann, 1927.

ГРИЛЬПАРЦЕР

ГРИЛЬПАРЦЕР Франц (Franz Grillparzer, 1791-1872) - немецко-австрийский писатель. Сын адвоката. С 1813-1832 служил чиновником, с 1832-1856 - директором архива министерства финансов. Первые драмы Г. сделали его популярным, последующие его произведения разочаровали публику, но после революции 1848-1849 гг. он стал пользоваться огромным успехом и был провозглашен национальным поэтом. Эта странная лит-ая судьба объясняется характером его творчества и его эпохи. Творчество Г. компромиссно по своей природе. В нем уживаются элементы немецкого классицизма и романтизма. Благодаря огромному дарованию Г. временами достигает синтеза этих стилей. В эпоху, когда Австрия превращалась из страны феодально-помещичьей в страну капиталистическую, в эпоху ожесточенной борьбы между меттерниховской реакцией и буржуазной оппозицией Г., не примыкавший ни к той, ни к другой, отвергался обеими борющимися сторонами. Когда же после революции 1848 капитализм из страха перед рабочим классом пошел на открытый компромисс с феодализмом, драмы Г. всем выраженным в них умонастроением (идеи просвещенной монархии, философский идеализм Канта), двойственностью своего художественного стиля как нельзя лучше соответствовали процессу частичной психоидеологической феодализации буржуазии, явившемуся следствием ее примирения со старым врагом.

Первая драма Г. - «Blanca von Castilien» (Бланка Кастильская, 1807-1809), написанная в классическом стиле Шиллера, осталась неопубликованной. Вторая - «Ahnfrau» (Праматерь, 1816) - является типичной трагедией рока (Schicksalstragodie) романтизма. Следующие произведения - «Sappho» (Сафо, 1817) и трилогия «Das goldene Vlies» (Золотое руно, 1822) - также написаны еще в классическом стиле, но это одновременно и преодоление классицизма: спокойное созерцание Гёте и Шиллера переходит в психологический конфликт, являющийся следствием столкновения варварства и античной цивилизации. В «Золотом руне» главная героиня, Медея, вырывается из своего дикого, но целостного бытия, цивилизация приносит ей ревность, отчаяние и чувство ответственности. Хотя в тяжелой душевной борьбе ей и удается вернуть свою прежнюю силу, но лишь для того, чтобы погубить себя и своих близких.

Если классицизм был частично преодолен в «Золотом руне», то в следующей крупной драме - «Konig Ottokar» (Король Оттокар, 1825) - Г., правда, разрабатывает романтическую тему и пользуется романтическими приемами, но уже порывает с Schicksalstragodie романтиков: Оттокар погибает не вследствие неотвратимой судьбы и даже не вследствие собственной вины; вся драма основана на личных свойствах героя, душевных страданиях и т. п. Очень характерными для Г. как выразителя психоидеологии австрийской буржуазии являются и другие его исторические драмы. Так в «Ein treuer Diener seines Herrn» (Верный слуга своего господина) правитель Банкбан должен сохранить верность королю, хотя эта верность и разрушает его семейное счастье и личную жизнь. Рудольф II в «Bruderzwist im Hause Habsburg» (Вражда братьев в доме Габсбургов, 1850) обязан как верховный глава империи вмешаться в раздоры между протестантами и католиками, хотя это и ускоряет его личную катастрофу и вынуждает его осудить собственного сына. В «Judin von Toledo» (Еврейка из Толедо) Альфонс должен отказаться от любимой женщины, ибо этой жертвы требует его сан (Альфонс - король Испании). Везде личность подавлена обязанностями, вытекающими из ее общественного положения, высокого или низкого («Der Traum, ein Leben», 1834). Герои этих драм обуреваются противоречиями, их психика является ареной борьбы двух сил - стремления к независимости и своеволию, вытекающего из человеческой природы, и необходимости подчинять свое «я» нормам социального быта. Наиболее часто встречается у Г. образ человека, ощущающего эти нормы как гнет над ним стоящих сил и стремящегося через самоотречение к примирению с ними, либо же гибнущего при попытках отстоять от них независимость своего «я», противопоставить себя обществу и его законам. Это преклонение перед «устоями», перед роковой мощью общественной традиции и морали и привлекало к Г. симпатии отрекшейся после 1848 от былой революционности буржуазии. Мотив отречения во имя долга, продиктованного человеку данным социальным порядком, оттенен в его сказках. Лишь в мире сказок и саг можно, по Г., быть свободным от гнета общественных обязанностей. Свою мечту о гармонии и свободе личности Г. и воплотил в прекрасную романтическую сказку «Des Meeres und der Liebe Wellen» (Волны моря и любви, 1831); правда, герой Леандр и здесь посвящает свою жизнь другому человеку, но он эту обязанность возлагает на себя добровольно. В комедии «Weh dem der lugt» (Горе лгущему, 1838) герой также добровольно берет на себя обет не лгать, довольствуясь внутренним сознанием своей правоты. В сказке «Libussa» (Либусса, 1844-1847) дочь эльфы, хотя и жертвует своей природой, отдаваясь человеку, но поступает так сознательно.

Г. писал и стихи, эпиграммы, новеллы: «Der arme Spielmann» (Бедный музыкант), «Das Kloster bei Sendomir» (Сендомирский монастырь) и др.; изучал старую испанскую драму (Кальдерон, Лопе де Вега) и подражал ей (что также роднит его с деятелями романтической школы).

Сам поэт усматривал свое значение в верности заветам немецкого классицизма, но оно не в этом. Оно и не в романтизме, который Г. пытался примирить с классицизмом.

Свое новое слово Г. сказал тогда, когда использовал классическую и романтическую тематику для более ясной и резкой постановки психологических проблем. Он вводит в немецкую драму интимные переживания, часто проявляющиеся в бессознательных выражениях и жестах его персонажей. Подсознательная жизнь, иррациональные моменты, а не сознательные решения, определяют действия его героев. Конфликты и развязка драм подготовляются деталями психологической характеристики. Элементам немецкой буржуазно-психологической драмы в творчестве Г. и принадлежало будущее. Он проложил дорогу ее крупнейшим творцам - Геббелю, Р. Вагнеру и О. Людвигу.

Библиография:

I. Полное собр. сочин. Под редакцией H. Laube, 1873, 10 тт.; с 1910 выходит академическое собр. сочин. Под редакцией А. Зауэра, изд. «Grillparzer-Gesellschaft» (основ. в 1890) и изд. «Jahrbuch» (с 1891). Русск. перев. из Грильпарцера: Сафо, Трагедия, перев. Н. Арбенина, М., 1895; Праматерь перев. А. Блока, СПБ., 1909; Пьесы, т. I, перев. А. Блока, Е. Р. Малкиной, С. Тужимы, ред. Н. Гумилева и М. Лозинского, вступит. ст., предисл. и примеч. Ф. Ф. Зелинского М. - П., 1923 («Всемирная литература»).

II. Schonbach A., Grillparzer, 1870; Laube H., Grillparzers Lebensgeschichte, 1884; Volkelt J., Grillparzer als Dichter des Tragischen, 1888; Trabert A., F. Grillparzer, 1890; Koch M., Grillparzer. Eine Charakteristik, 1891; Sauer A., F. Grillparzer, 1892; Reich E., Grillparzers Dramen, 1894; Farinelli A., Grillparzer und Lope de Vega, 1894; Ehrhard A., Grillparzer. Le Theatre en Autriche, 1900 (немецк. изд., 1902); Wartenegg W., v., Erinnerungen an F. Grillparzer, 1901; Lessing O. E., Schillers Einfluss auf Grillparzer, 1902; Его же, Grillparzer und das neue Drama, 1904; Sittenberger H., Grillparzer, sein Leben und Werke, 1903; Strich F., Grillparzers Aesthetik, 1905; Smekal, Grillparzer und Raimund, 1910; Bucher W., Grillparzers Verhaltnis zur Politik seiner Zeit, 1913; Tibal A., Etudes sur Grillparzer, 1914; Ebner-Eschenbach M., von, Meine Erinnerungen an Grillparzer, 1916; Kleinberg A., F. Grillparzer, der Mann und das Werk, 1917; Fries A., Intime Beobachtungen zu Grillparzers Stil und Versbau mit Exkursen zu Klopstocks, Goethes und Shakespeares Stil, 1922; Katann O. U. A., Grillparzer Studien, 1924.

ГРИММ

ГРИММ братья (Grimm) - Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1787-1859) - знаменитые немецкие ученые, основатели германской филологии. Детство и юность провели в суровой бедности, почти нищете. Воспитание получили в одном из закрытых учебных заведений, соединявших благие намерения с нелепейшей программой; поступили затем, согласно воле родителей, на юридический факультет университета, вразрез с личными склонностями. По окончании его работали из-за куска хлеба в коллегиях и библиотеках, пока не получили профессорских кафедр и места в Академии наук. Наиболее ярким моментом в их политической жизни является отказ от присяги нарушившему конституцию королю Ганноверскому (1837), повлекший их изгнание из университета. Научные заслуги братьев Г. в разных областях знания огромны. Наряду с историей культуры и историей яз. Г. уделяли много внимания вопросам, имеющим более непосредственное отношение к литературоведению. В области сравнительной мифологии Якоб Гримм открывает исследованию новые материалы - мифологию континентальных немцев, указывая ее пережитки и в поверьях новейшего времени («Deutsche Mythologie» - «Немецкая мифология», 2 тт., 1835; 2-е перераб. изд., 1844; 3-е, 1854; 4-е, Под редакцией E. H. Meger, 1875-1878). Большую роль в свое время сыграла и теория происхождения животного эпоса, изложенная Якобом Г. в предисловии к его изданию «Reinhart Fuchs» (Рейнеке Лис, В., 1834; ср. Колмачевский А. Л., Животный эпос на Западе и у нас, Казань, 1882).

Для истории немецкой литературы очень важны работы братьев Г. по изучению средневековых немецких текстов («Der arme Heinrich» - «Бедный Генрих», 1815; «Rosengarten» - «Цветник», изд. В. Г., 1828; «Vridanks Bescheidenheit» - «Поучения Фриданка», изд. В. Г., 1834 и др.) и по переводу памятников других германских лит-р («Altdanische Heldenlieder» - «Стародатские героические песни», перев. В. Г., 1811; «Lieder der Edda» - «Песни Эдды», 1815, новое изд., 1885); для понимания средневековой немецкой лит-ры имели в свое время большое значение положения Г. о естественной (народной и героической) и искусственной (куртуазной) поэзии; их взгляды по вопросу о делении средневековой немецкой лит-ры на периоды, о немецком героическом сказании изложены в работах: Jacob G., «Ueber den altdeutschen Meistergesang» (О старонемецком мейстергезанге, 1811); Wilhelm G., «Die deutsche Heldensage» (Германские героические сказания, 1829, издание 3-е, 1889) и др.

Но величайшая заслуга братьев Г. в области литературоведения - это реабилитация прозаической устной «народной сказки» и «сказанья» путем собирания и издания знаменитых «Kinder- und Hausmarchen» (Детские и семейные сказки, 1812, множество изданий) и менее известных, но сыгравших все же большую роль - «Deutsche Sagen» (Немецкие сказания, 1816, изд. 3-е, 1891). В сказке Г. открывают одну из древнейших форм человеческого творчества, один из драгоценнейших памятников «народного духа», отражение древнейшей мифологии народа и его древнейшей истории. В сказаниях они выявляют пережитки исторических преданий, раскрывают причины их географической локализации. Особенно настаивают собиратели на необходимости точной неприкрашенной записи сказок. В примечаниях к своему сборнику Г. отмечают многочисленные параллели, существующие между сказками различных европейских народов, и выдвигают гипотезу, по которой эти сходные черты являются общим наследием этих народов от их единого народа-предка (так наз. «арийская теория» Якоба Г.).

Влияние «Kinder- und Hausmarchen» Г. на развитие фольклористики огромно; можно сказать, что именно с этого сборника начинает свое существование наука о сказке (Marchenforschung) как особый отдел изучения устной словесности; недаром и в настоящее время фольклористика пользуется классификацией сказочных типов, в основном опирающейся на сборник Г. (Aarne A., Verzeichnis der Marchentypen, Helsing., 1911; F. F. Communic. № 1-4). И столь же большое значение имели в развитии сравнительного метода «примечания» братьев Г. из. к-рых в настоящее время выросли три толстых тома исследования Bolte u. Polivka, «Anmerkungen zu den Kinder- und Hausmarchen» (1914-1918), систематизирующего весь огромный материал общих сюжетов и мотивов вокруг сборника бр. Гримм. Правда, «арийская теория» Якоба Г. довольно скоро уступает место менее рискованным научным теориям: «теории заимствований» Бенфея (см.), «антропологической теории» Ланга (см.). Но все же за Г. остается незабываемая заслуга - первая попытка сравнительного изучения сказок.

Наряду с реабилитацией сказки как объекта литературоведения, сборник Г. реабилитировал сказку и как форму художественного творчества. Г. заставили впервые взрослого «образованного» читателя оценить специфические формы сказочного стиля, ввели их в лит-ру. Отсюда - огромное влияние сборника Г. на форму лит-ой художественной сказки XIX в. В этом отношении особенно поучительно сопоставление сказки старших романтиков (Тика и даже Брентано и Гофмана) со сказками Гауффа и в особенности Андерсена.

Библиография:

I. Из русск. перев. «Сказок» бр. Гримм надо указать: Сказки, иллюстр. Ф. Грот-Иоганном и Р. Лейнвебером, перев. Под редакцией П. Н. Полевого, изд. Маркса, СПБ., 1893; Сказки и легенды, перев. А. Фридман, 2 тт., с рис., изд. О. Поповой, СПБ.; Briefwechsel der Bruder J. u. W. Grimm mit K. Lachmann, hrsg. von A. Leitzmann, mit einer Einleitung von K. Burdach, 2 Bde, 1925-1927; Kinder- und Hausmarchen, Vorwort v. Max Cornicelius, Volksbildungsverein, Wiesbaden, 1927; Kinder- und Hausmarchen, mit 75 Holzschnitten von Ludwig Richter, Hegel a Schade, Lpz., 1927; Marchen, Urfassung nach der Original Handschrift der Abteil. Oelenberg im Elsass, hrsg. von J. Lefftz, Heidelberg, C. Winter, Berlin, 1927.

II. Фелькель Ю., Бр. Гримм, «Атеней», 1858, XLVII, XLVIII; Шерер В., История немецкой литературы, т. II, СПБ., 1893; О влиянии бр. Гримм на русскую науку см. у Пыпина А. Н., История русск. этнографии, т. II, СПБ., 1891; Duncker A., Die Bruder Grimm, Cassel, 1884; Steig R., Cl. Brentano und die Bruder Grimm, St., 1914; Schultz F., Die Marchen der Bruder Grimm in der Urform nach der Handschrift herausg. (2 Jahresausgabe der Frankfurter Bibliophilen-Gesellschaft), 1924. См. также «Сказка».

ГРИММЕЛЬСГАУЗЕН

ГРИММЕЛЬСГАУЗЕН Ганс Якоб Кристоффель (Hans Jacob Christoffel v. Grimmelshausen, 1625-1676) - немецкий писатель XVII в., автор популярного романа «Приключения Симплициссимуса» (Der abenteuerliche Simplicissimus, 1668). Сын крестьянина, принимал участие в 30-летней войне; служил денщиком, затем мушкетером в протестантских войсках; по окончании войны (1648) странствовал по Европе. В 1667 - деревенский староста.

Г. - реалист; ему свойственна несколько грубоватая манера письма. В его произведениях фигурируют представители низов буржуазного класса. В романе «Симплициссимус» (к-рый по своей структуре близок к плутовским повестям) изображается жизнь Германии времен опустошительной 30-летней войны. Начавшись как борьба германских областных князей с императорской властью, стремившейся преодолеть партикуляризм, война вскоре приобрела международный характер. Она подорвала экономическую мощь Германии, явилась причиной страшного обнищания широких слоев населения. В центре произведения - история простака Симплициссимуса (см.), претерпевающего нескончаемые приключения. Симплициссимус попеременно: пастух, отшельник, шут, повар, вор, охотник, слуга, гусар, богач, актер, лекарь, мушкетер, разбойник, пилигрим, офицер, нищий, пустынник. Ставя Симплициссимуса в разные положения, сталкивая своего героя с жизнью различных слоев тогдашнего общества, Г. получает возможность изображать самые разнообразные стороны немецкой действительности: страдания горожан и крестьян, ужасы войны, одичание военщины и мн. др. Апофеозом романа является уход Симплициссимуса от жизни, столь беспокойной и превратной: он становится отшельником и вдали от людей кончает свое существование. Покой найден, но это покой необитаемого острова. В романе нашли отражение настроения мелкой буржуазии, особенно пострадавшей от 30-летней войны: бессильный ужас перед разбушевавшейся военной стихией и мечты о мирной жизни, к-рые в романе символизированы в образах уединенного острова и анахорета. Не столь значительны, как «Симплициссимус», другие произведения Г.: «Trutz Simplex oder Lebensbeschreibung der Erzbetrugerin und Landstorzerin Courasche» (около 1669), «Der seltsame Springinsfeld» (1670), «Das wunderbarliche Vogelnest» (1672|, сатирические сочинения: «Schwarz und Weiss» (1666), «Der deutsche Michel» (1670), «Das Rathstubel Plutonis» (1672) и др.

Г. писал под псевдонимами: Samuel Greifenson v. Hirschfeld, Seigneur Messmahl, Michael Rehulin v. Sehmstorff, German Schleifheim v. Sulsfort и др., к-рые являются (это было обычно в эпоху Барокко) анаграммами его настоящего имени.

Библиография:

I. На русск. яз. имеется сокращ. перев. «Симплициссимуса» - «Чудаковатый Симплициссимус, или описание жизни одного чудака по имени Мельхиор Штернфельд ф. Фуксгейм», перев. Е. Г. Гуро, изд. «ЗИФ», М., 1925 (фактически 1924). Новые сочин. Г.: в «Bibl. des Lit. Vereins in Stuttgart», 1854-1862, 4 Bde; Ред. A. v. Keller, Simplicianische Schriften, 1854-1862, 4 Bde; Ред. H. Kurz; Ред. J. Gittman (1877, 2 тт.); Insel-Verlag, 2 Bde, 1905-1908; R. Buchwald, 1916; H. Borcherdt (Werke, 1922, 4 Bde).

II. Antoine J., Etude sur le Simplicissimus de Grimmelshausen, 1882; Neumann F., Ueber den Abenteuerlichen Simplicissimus und die Simplicianischen Schriften, 1888; Bledau C.-S., Simplicissimus und seine Vorganger, Berlin, 1906; Bechtold A., Grimmelshausen und seine Zeit, Heidelberg, 1914; Lochner K., Grimmelshausen, 1924; Ermatinger E., Weltdeutung in Grimmelshausens Simplicius Simplicissimus, 1925; Konnecke G., Quellen und Forschungen zur Lebensgeschichte Grimmelshausens, l Bd., 1926, 2 Bd., 1928.

ГРИН А.

ГРИН Александр (1880-) - псевдоним Александра Степановича Гриневского, беллетриста. Р. в семье мелкого служащего, поляка (мать - русская). «Талантливый эпигон Гофмана, с одной стороны, Эдгара По и английских авантюрно-фантастических беллетристов - с другой» (Лелевич), Грин в современной буржуазной литературе занимает особое место романтика и фантаста. Начал печататься в 1906 («Биржевые ведомости»). До 1924 напечатал более 350 произведений. Ни к каким литературным группировкам Г. не принадлежит.

Библиография:

I. Черный алмаз, Рассказы, Л., 1928; С 1928 выходит полное собр. сочин. Грина в изд. «Мысль».

II. Войтоловский Л. Н., газ. «Киевская мысль», 1910, № 172 и 1914, № 120; Кранихфельд В. Б., «Современный мир», 1910, V; Автобиографические сведения см. в сб. Лидина В., «Писатели», М., 1926; Динамов С., Современная авантюрная литература, «Красное студенчество», 1926, II.

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I. Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, изд. ГАХН, М., 1928.

ГРИНЕВИЧЕВА

ГРИНЕВИЧЕВА Катря - украинская писательница, выступившая в 1903 во Львове с полемическими статьями в защиту символизма в украинской литературе. Идейно примыкала к нашумевшей в Галиции группе украинских модернистов «Молода муза». В 1926 в Львове вышел сборник рассказов Гриневичевой «Непоборнi» на темы о войне 1914-1918. Этот сборник проникнут мистикой и национализмом.

Библиография:

I. Непоборнi, Львiв, 1926.

II. Коряк В. Нарис iсторii Украiнськоi литератури, т. II, ДВУ, Харкiв, 1929.

ГРИН Ж.

ГРИН Жюльен (Julien Green, 1903-) - современный французский романист, по происхождению американец. Приобрел мировую известность романами «Mont-Cinere» (1926) и «Adrienne Mesurat» (1927) - русский перевод - «Адриена Мезюра» (изд. «Время», Л., 1927), с большой реалистической силой изображающими трагедию задавленной семейным деспотизмом современной французской женщины. Один из основных мотивов в творчестве Грина - патологическая психология героев, приводящая их к преступлению или самоубийству.

Библиография:

I. Кроме упомянутых: Le voyageur sur la terre, 1927; Christine, 1928; Leviathan, 1929; сб. критич. ст. «Suite anglaise».

II. Jaloux Edm., J. Green, «The Bookman», 1928, III; Gandon Yves, Sur le «Leviathan» de Julien Green, «Vient de Paraitre», 1929, V.

ГРИН Р.

ГРИН Роберт (Robert Greene, ок. 1560-1592) - английский драматург, один из предшественников Шекспира. Биографические данные о нем крайне скудны. Известно, что Грин учился в Кембридже и Оксфорде, ездил за границу, в 1579 получил степень магистра искусств. С этого приблизительно времени переехал на жительство в Лондон. Умер заброшенным, в нищете. Сперва Г. писал романы, новеллы, пасторали и любовные памфлеты, но постепенно начал писать для театра, так как это было выгоднее. Время написания его драм тоже не установлено. Из них «Альфонс, король Арагонский» и «Неистовый Орланд» напоминают произведения Марло (см.). «Монах Бэкон и монах Бэнгэй» и «Король Джемс IV» отличаются от первых значительной простотой. Действие происходит на фоне сельской жизни и английского быта. Комедия «Векфильдский полевой сторож», принадлежность к-рой Г. еще оспаривается, местами переходит в фарс. Сюжет ее взят из древней повести «History of George-a-Greene», типа баллад о «Робин Гуде». Творчество Г. представляет наиболее удачную комбинацию трагического и комического в дошекспировской драме, одним из виднейших представителей которой он и является. Многим обязан Шекспир и «Монаху Бэкону» и «Векфильдскому полевому сторожу» (ср. «Цимбелин»). Новелла Г. «Пандосто» - источник «Зимней сказки» Шекспира. Грин считается одним из творцов так наз. народно-романтической драмы, основанной на преданиях и на изображении народного быта.

Библиография:

I. Наиболее полное собрание сочинений Г. изд. А. Б. Грозартом, 15 тт., 1881-1886. К нему приложена работа Стороженко о Г. в англ. перев. как вводная статья. Драмы изданы в 1905 Коллинсом. Отдельные драмы Г. выходят до последних дней.

II. Стороженко Н., Грин, его жизнь и произведения, М., 1878; Gayley Ch., Representative English comedies, 1903; Jordan J. С., R. Greene, N.-Y., 1915; Harvey G., Robert Greene, four letters, 1923.

ГРИНЧЕНКО

ГРИНЧЕНКО Борис Дмитриевич (1863-1910) (псевдонимы: Васыль Чапченко, Ив. Перекати-поле и др.) - украинский писатель и общественный деятель, идеолог особого вида национально-культурнического народнического движения - «просвiтянства» (от слова «просвiта» - просвещение, образование). Лозунгом этого движения, возникшего в среде нарождающейся сельской буржуазии, было: «не в волнах кровавых, как говорят революционеры, надобно омыть наш край, чтобы он воскрес для новой жизни, а в ясных поющих волнах широкого украинского просвещения» (из рассказа Гринченко «Спроба» - «Попытка»). Культурнические задачи вместо активной революционной борьбы, просветительные товарищества вместо общественно-политических кружков, ориентация на украинское село, а не на руссифицированный город, национализм против «космополитизма», т. е. зарождения революционных идей в среде украинской интеллигенции, - вот основные мысли, изложенные Г. в его публицистике («Листи з надднiпрянськоi Украiни») и являющиеся полемическим ответом на выступления М. Драгоманова (см.). Те же мысли Г. последовательно проводит в своих многочисленных рассказах и повестях: «Сонячний промiнь», «На розпуттi», «Серед темноi ночi», «Брат на брата», «Пiд тихими вербами» и т. д. Лишь последняя повесть представляет некоторый интерес и для современного читателя, показывая зачатки расслоения крестьянства и социальной борьбы в украинском селе. Вся многосторонняя лит-ая деятельность Г., - его стихи, беллетристические и драматические произведения, - служила средством пропаганды «просвiтянства» и в годы реакции конца XIX в., при отсутствии украинской прессы, жестоко гонимой царским правительством, являлась почти единственным способом выявления общественно-политической мысли. Отсюда ее значение и влияние, несмотря на риторичность изложения, ходульность и идеализацию героев, сравнительную бедность художественных приемов.

Вплоть до Октябрьской революции произведения Гринченко пользовались громадной популярностью, так как в лозунгах «просвiтянства» оформлялась кулацкая идеология и украинский мелкобуржуазный национализм.

Как и его великий современник, Иван Франко - основоположник украинской пролетарской литературы, неизмеримо выше его стоявший по силе таланта и в идеологическом отношении, - Гринченко обладал неутомимой энергией и колоссальной продуктивностью. Его перу принадлежит множество популярных брошюр «для народа», масса разнообразных переводов (среди них - «Вильгельм Телль» и «Мария Стюарт» Шиллера, несколько стихотворений Гёте, Гейне и др. поэтов); Г. был также редактором капитальнейшего «Российско-украинского словаря» Уманца, вышедшего в 1907 в 4 томах и служащего до настоящего времени одним из основных трудов в этой области.

Библиография:

О Гринченко см. в новейшем полном собр. сочин., изд. «Рух», Харьков, 1928-1929.

ГРИППЕНБЕРГ

ГРИППЕНБЕРГ Бертель (Bertel Grippenberg, 1878-) - современный финляндский поэт, пишущий на шведском яз. Г. - представитель националистической шведской аристократии в Финляндии. Принадлежа к старому дворянскому роду, он стал наиболее ярким выразителем крайнего индивидуализма, шведского шовинизма и фашистских настроений.

Его первый сборник стихов («Стихи», 1903), был ударом по обывательщине. В своих ранних произведениях Г. - поэт юношеского сенсуализма и любовных страстей. Он сразу обнаружил себя мастером стихотворной формы. Книга эта взбудоражила общественное мнение, была лит-ым событием в смысле формальных достижений.

В его третьем сборнике «Решетчатые ворота» (1905) горячие, бурные чувства, владевшие им в первый период, оказались уже значительно охлажденными. Еще рельефнее это «нисхождение» выразилось в «Розовом городе» (1907). Сенсуализм сменяется пессимизмом, чувством одиночества и пустоты. Не жизнь, а смерть становится центральным мотивом поэта («Поземка», 1909). Но по форме эти стихи продолжали быть наиболее блестящими во всей шведской поэзии того времени. Стихи «Осколки» (1917) уже - поэзия крайнего упадочничества.

Революция 1917, однако, расшевелила этого последнего могикана помещичьей литературы. Во время гражданской войны в Финляндии (1918), когда финляндская белогвардейщина с помощью германского милитаризма подавляла финляндскую рабочую революцию, Г. вступил в ряды наиболее непримиримой контрреволюции. Его книга «Под знаменем» (1918), которой Г. завершил свой лит-ый путь, - поэзия типично обывательского ура-патриотического толка, лишенная даже формальных достоинств.

В общем Г. - один из наиболее ярких представителей умирающей шведской аристократии. Его творчество - лебединая песнь сходящего с исторической арены класса. Исключительное формальное мастерство ставит его в первые ряды шведской лит-ры.

ГРИФ

«ГРИФ» - московское издательство (С. А. Соколова), к которому примыкала крайняя религиозно-мистическая группа символистов, противостоявшая эстетизму брюсовской группы (изд-во «Скорпион»). К «Г.» тяготели «младшие символисты», группа «аргонавтов» (см.). Изд-вом «Г.» выпущено 4 альманаха «Г.» (1903, 1904, 1905, 1914) с участием А. Белого, А. Блока, В. Иванова, Эллиса, Бальмонта и мн. др. В альманахе 1903 впервые появились в печати стихи Белого и Блока. «Г.» издан первый сборник стихов Блока, книги Белого, Бальмонта, Анненского и ряда второстепенных авторов, примыкавших к символизму - Н. Петровского, Миропольского, С. Кречетова и др. См. Символизм (русский).

ГРИФИУС

ГРИФИУС Андреас (Andreas Gryphius, 1616-1664) - крупнейший немецкий драматург эпохи Барокко (см.). Был домашним учителем, с 1650 - синдиком княжества Глогау. Основной психоидеологический комплекс его творчества - устремленность к потустороннему, страх жизни. Дух поэта пребывает в постоянном смятении - «...я не прожил без боязливого чувства ни одного дня» (сонет «Der Welt Wollust»). Здешний мир - бренен - «...вмиг рассеется мир и его великолепие» («Katharina von Georgien»). В основе всего земного лежат горе и ужас - «...где наслаждения, - там ужас, где радость, - там стенания» (сонет «Der Welt Wollust»). Герои трагедий Грифиуса порываются к нездешнему, к богу, радостно приемлют смерть (Екатерина Грузинская, Карл Стюарт, Карденио и Целинда), презирают красоту, богатство, наслаждения. Творчеству Г. чужды гедонистические настроения, столь типичные для произведений баро`чных поэтов дворянства. Ему свойственен эпический пафос, он отрицательно относится к гипертрофированной орнаментике, ко всему вычурному, чрезмерно пышному, в этом сказывается его буржуазная природа, в минимальной степени подвергшаяся аристократизации. Из немецких драматургов эпохи Барокко лишь Г. ввел в трагедию представителей «третьего сословия» (трагедия «Cardenio und Celinde»). Эта пьеса справедливо считается предшественницей «Мисс Сарры Сампсон» Лессинга. Характерно и ее возрождение в драматическом творчестве «Молодой Германии» (Иммерман, «Карденио и Целинда»). Как и другие писатели Барокко, Г. склонен пользоваться антитезой. Его сопоставления контрастны: буря - увеселительный сад, кладбище - ночь любви, красота - могила, богатство - руины. Учители Грифиуса - Сенека и Вондель.

Г. написаны: трагедии - «Лев Армянин» (Leo Armenius, 1650), «Екатерина Грузинская» (Katharina von Georgien, 1657), «Карденио и Целинда» (Cardenio und Celinde), «Карл Стюарт» (Carolus Stuardus), на современный автору сюжет - «Папиниан» (Aemilius Paulus Papinianus, 1659); комедии: «Г-н Петер Сквенц» (Herr Peter Squenz, 1663), «Хоррибиликрибрифакс» (Horribilicribrifax, 1663) - картина нравов немецкого общества по окончании 30-летней войны, «Влюбленная Дорнроза» (Die geliebte Dornrose, 1660), - комедия, написанная на силезском диалекте (Дорнроза - здесь собственное имя).

Библиография:

I. В «Bibl. des Literarischen Vereins in Stuttgart»: «Lustspiele» (1879); «Trauerspiele» (1880); «Lyrische Gedichte» (1885). Избранные стихотворения: «Das dunkle Schiff», ред. Klabund (1916).

II. Kollewijn R. A., Ueber den Einfluss des Hollandischen Dramas auf A. Gryphius, Amersfoort u. Heidelberg, 1880; Wysocki, Gryphius et la tragedie allemande au XVII-e siecle, P., 1893; Mannheimer V., Die Lyrik des A. Gryphius, 1904; Harring W., A. Gryphius und das Drama der Jesuiten, 1907; Keppler E., A. Gryphius und Shakespeare, 1921; Fleming W., A. Gryphius und die Buhne, Halle, 1921; Schieck W., Studien zur Lebensanschauung des A. Gryphius, 1924; Ermatinger E., A. Gryphius. Ein protestantischer Dichter der Barockzeit (Zeitwende, I Jg.), 1925; Gundolf Fr., A. Gryphius, 1927.

ГРИФЦОВ

ГРИФЦОВ Борис Александрович (1885-) - литературовед, искусствовед и беллетрист. Р. в семье чиновника. Окончил Московский университет по философскому отделению историко-филологического факультета.

Печататься начал с 1906 (журнал «Зори»), позже участвовал в журналах и газетах - «Русской мысли», «Софии», «Власти народа» и др. В своем главном литературоведческом труде - «Теория романа» (М., 1927) - Г. стремится стать «ближе к вопросам литературной техники», разрабатывая их в духе зап. - европейского формализма. В русском литературоведении специальные монографии о романе крайне немногочисленны. Книга эта, весьма спорная в теоретическом отношении, содержит разнообразный, хотя далеко не полный материал.

Библиография:

I. Три мыслителя (К. Леонтьев, В. Розанов, Л. Шестов), М., 1911; Искусство Греции, М., 1923; Бесполезные воспоминания, Повесть, Берлин, 1921 и др.

II. Писатели современной эпохи, т. I, изд. ГАХН, М., 1928; Нусинов И., рец. в «Печать и революция», 1929, VI.

ГРИШАШВИЛИ

ГРИШАШВИЛИ Иосиф Григорьевич (1889-) - современный грузинский поэт-лирик. Происходит из мелкокупеческой семьи. Был наборщиком грузинской типографии, затем суфлером и актером на второстепенных ролях. С 1910 года Г. целиком отдался лит-ой деятельности. Печататься начал еще с 1907. Мировоззрение Г. складывалось в период реакции после 1905 г., когда большая часть городской буржуазной интеллигенции отошла от революционного движения. Поэзия Г., выражая упадочнические настроения этой интеллигенции, была насыщена эротическими мотивами. После Февральской революции Г. попытался подойти к социальным темам. Большевистскую революцию в Грузии (1921) Г. как поэт не принял. Он почти перестал писать стихи: эпоха советского строительства чужда его творчеству. В настоящее время Г. отдался исключительно критико-библиографической работе. Стихи Г. отличаются ритмичностью и музыкальностью. Под его влиянием формировалось много молодых поэтов, примкнувших потом к школе грузинских символистов. Стихи Г. привлекают внимание композиторов, некоторые из них переложены на музыку. Гришашвили принадлежит также ряд стихотворений для детей.

Из критико-библиографических работ большую научную ценность представляет его монография о народном поэте XVIII в. Саят-Нова (1918) и исследовательская работа - «Лит-ая богема старого Тифлиса», в к-рой Г. дает весьма ценный материал о социальном быте и культурной жизни старого Тифлиса. Г. является также переводчиком крупного армянского поэта О. Туманяна на грузинский яз. (Тифлис, 1924). Отдельные сочинения Г. переведены на русский, французский, немецкий, армянский и тюркский языки.

Библиография:

I. Сочин. Г., т. I, 1914, т. II, 1922, Гиз Грузии, Тифлис; Саят-Нова, Тифлис, 1918; Литературная богема старого Тифлиса, Гиз Грузии, Тифлис, 1927. На русск. яз. перев.: С. Городецкого, Мандельштама и др.: «Гришашвили», Тифлис, 1921.

II. Критич. ст. о Г. разбросаны по разным грузинским журналам и газетам. Г. Т-ли

ГРОБИАНИЗМ

ГРОБИАНИЗМ - особое течение в немецкой лит-ре, появившееся в конце XV в. и достигшее своего расцвета в XVI в.; возник как пародийное подражание лит-ре «Tischzuchten» (см.). Первое произведение такого рода - «Grobianus Tischzucht» - появилось еще в 1538; здесь, как и в ряде последующих произведений гробианской школы, преподавались иронические наставления, как себя вести неблагопристойно за столом. Основателем этого течения является Фр. Дедекинд (1525-1598), написавший латинскими дистихами «Grobianus» (1549), сатиру на пьянство и грубость нравов того времени, получившую широкое распространение и переведенную Каспаром Шейдтом на немецкий язык рифмованными стихами. Гробианизм - типично бюргерское течение, осмеивавшее подражание романским (французским и итальянским) модам, - отсюда и латинский суффикс слова «Grobianus». Ударяя по студенческой богеме, с одной стороны, по подражательности дворянства и тяготевших к нему кругов общества - с другой, гробианская сатира (с типичным для бюргерства лицемерием) упивается той самой грязью, к-рую она якобы бичует. Отсюда - позднейший протест против этих форм сатиры - антигробианизм - тех же бюргерских кругов.

Библиография:

Hauffen A., Kaspar Scheidt, der Lehrer Fischarts. Geschichte der grobianischen Literatur in Deutschland; Его же, Grobianische Dichtung. Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte, hrsg. von P. Merker und W. Stammler, I В., Berlin, 1920-1926 (там же подробная библиография).

ГРОМЫКО

ГРОМЫКО М. (1887-) - современный белорусский драматург и поэт. Р. в интеллигентской семье, окончил Московский университет. С 1918 Г. пишет исключительно по-белорусски; его произведения пользуются популярностью, главным образом у читателя-интеллигента.

Г. особенно популярен как драматург. Уже его первый опыт в этом направлении («Зьмiтрок з высокай Буды») свидетельствовал о драматургических способностях автора. Его драмы «Над Нёмнам» (из жизни и революционной борьбы крестьянства в Западной Белоруссии) и «Каля тэрасы» (из эпохи Октября в Белоруссии) имели большой успех на сцене Белорусского государственного театра. Драмы Г. написаны преимущественно в реалистических тонах.

ГРОССМАН

ГРОССМАН Леонид Петрович (1888-) - современный литературовед. Р. в семье одесского врача. По образованию юрист. Преподавал в ВЛХИ, состоял ученым секретарем литературной секции ГАХН. В настоящее время работает в литературно-художественном отделе Госиздата.

Методологические воззрения Г. близки к формализму. «Углубленное исследование языка, композиции, поэтической техники, особенностей художественной манеры данного автора понемногу ликвидирует все господствовавшие недавно историко-литературные приемы, от социологии и культурной истории до биографии и психологии» (ст. «Метод и стиль», 1922). Однако Г. остаются чуждыми и технологический практицизм формалистов, и их небрежение вопросами тематики. Констатируя исконный разрыв между «формой» и «содержанием», Г. предлагает заменить эти метафизические термины старинным понятием « стиля - самого видного наружного выражения самой внутренней сокровенной жизни духа» (Леонтьев). «Вместо истории идей, игнорирующей один из важнейших признаков лит-ого произведения - его форму, вместо исключительного формального анализа, изучающего автора как неодушевленный предмет, исследование стиля способно охватить облик поэта во всей его цельности и полноте...» Представление о литературоведении как о «новой углубленной эстетике, построенной на созданиях художественного слова», сближает Г. с такими представителями эстетического интуитивизма в русской историографии, как Евлахов, а его импрессионизм - с Айхенвальдом.

Работы Г. многочисленны. Они посвящены самым различным вопросам: исследованию поэтической техники («Онегинская строфа»), прототипология («Бакунин в Бесах »), анализу критических систем («Аполлон Григорьев»), установлению лит-ых воздействий («Композиция романов Достоевского»), эволюции поэтических жанров («Поэтика сонета», «Мадригалы Пушкина») и пр. «В план лит-ого исследования необходимо включать все, что служит выразительности и своеобразию данного творческого облика. В этом смысле вкусы поэта, его умственные наклонности, его увлечение теми или иными философскими системами часто совершенно равноправны с вопросами строения и выбора его художественных форм» («Метод и стиль»).

В каком же взаимном отношении находятся эти компоненты стиля, какова их функциональная роль в создании поэтического целого, чем обусловлен наконец самый стиль, какие социальные причины вызвали его к жизни? От решения этих капитальных проблем Г. или уклоняется, или решает их неправильно. Его понимание стиля всецело импрессионистично. «Синтетический облик Брюсова являет нам черты бесстрашного укротителя слов, поэта-комбатанта, уверенного мастера и отважного конквистадора в безбрежных далях российской поэзии». Как воспитался этот «синтетический облик», волю каких групп выполнял в лит-ре Брюсов, рупором чьего сознания он являлся - Г. нам не сообщает. Детерминированность творчества им просто-напросто отрицается. Автор «Записок охотника» рисовал образы дворовых, разрабатывал крестьянские мотивы. И то и другое очевидно обусловлено было социальным генезисом тургеневского стиля, вызывалось к жизни тягой «охотника» к «простой жизни», его мечтательностью, мягкосердечностью и т. п. По мнению же Г., здесь имел место «умный технический ход и совершенно правильный художественный прием»: «Темы любви оказались недостаточными для придания очеркам нужной динамичности. И как новый действенный фермент драматизма Тургенев принимает для своих охотничьих рассказов явление крепостничества». Автор поступил не так, как требовала от него социальная природа его образов, а так, как ему самому казалось удобнее!

Аналогичным образом разрешаются проблемы лит-ой динамики. Исследуя историю русского мадригала, Г. обходит совершенным молчанием причины его упадка в 40-х годах, хотя связь этого жанра с аристократической культурой очевидна. «Эволюция поэтического рода являет нередко картину органического развития живого существа с тем же процессом накопления жизненных сил, их концентрации и затем их медленной утраты и даже подчас полного исчезновения» («Мадригалы Пушкина»). На самом деле деградация жанров обусловлена деградацией культивировавших их классовых групп.

Изложение Г. увлекательно, его «эссэ» и «портреты» всегда построены по тщательно обдуманному плану, композиция их отчетлива, язык образен. Однако изложение его часто грешит излишней манерностью. Г. питает пристрастие к эффектам. Самые обыкновенные факты быта превращаются им в «примечательные», «обостренные» и «фатальные» происшествия. «Не фатально ли совпадение столетнего юбилея Лермонтова с разгаром кровопролитнейшей войны?» «Пути Брюсова снова так фатально и знаменательно скрестились с путями молодого Артюра Рембо...» «Действие последнего романа Тургенева происходит в 1870. События Нови разворачиваются в момент прелюдии к катаклизму 1914. Но даже пушки, штурмующие Страсбург, бессильны заглушить для Тургенева переливчатый звон старинного клавесина» («Портрет Манон Леско»). Как ни соблазнительно это «фатальное предзнаменование», в нем нет ни грана истины: события «Нови» датированы 1868 годом!

Библиография:

I. Собр. сочин. Г. выпущено в 5 тт. издательством «Современные проблемы», М., 1928.

II. Биографию Г. см. в сб. «Писатели современной эпохи», т. I, М., 1928 (здесь и библиография); Благой Д. Д., Новая книга по истории литературы, «Печать и революция», 1926, II (о книге Г. «От Пушкина до Блока», М., 1926); Полонский Вяч., Три статьи в сб. «Спор о Бакунине и Достоевском», Л., 1926 (совместно с Г.); Боровой А. А. и Отверженный Н., Миф о Бакунине, М., 1925; Цейтлин А. Г., «Преступление и наказание» и «Les Miserables», «Лит-ра и марксизм», 1928, кн. V; Немеровская О., Леонид Гроссман во весь рост, «На лит-ом посту», 1929, VI.

ГРОССМАН-РОЩИН

ГРОССМАН-РОЩИН Иуда Соломонович (1883-) - современный критик. Родился в зажиточной купеческой семье. Начал политическую работу в возрасте 17-18 лет, неоднократно арестовывался. В 1905 был сослан в Сибирь, откуда бежал за границу, где примкнул к анархистам, организовав фракцию «чернознаменцев». Отошел от анархизма в 1921-1922.

Основную работу Г.-Р. ведет в настоящее время в РАППе (см.). Напечатал (в журн. «На литературном посту», «Октябрь» и др.) ряд работ о творческом методе пролетарской лит-ры, полемизировал с теоретическими противниками РАППа - с лефовцами, группой Воронского и прочих. В художественных произведениях Г.-Р. интересуется преимущественно их идейной стороной. Выпустил сборник статей «Художник и эпоха» (М., 1928) и книгу «Искусство изменять мир» (1929). Марксистский метод применяется в них не всегда правильно.

Библиография:

См. перечень работ Г.-Р. у Мацуева Н. И., Художественная литература и критика русская и переводная, 1926-1928, М., 1929.

ГРОТ

ГРОТ Яков Карлович (1812-1893) - лингвист и историк литературы, академик. Будучи с 1840 г. профессором русского языка и словесности в Гельсингфорсе, Г. опубликовал целый ряд сочинений по истории финской и шведской лит-ры, скандинавской мифологии и фольклору. В 1852-1862 гг. занимал кафедру русского яз. в Александровском лицее. За этот период он особенно много работал в области филологии; целый ряд написанных им статей - «О системе звуков русского языка», «Об областных великорусских словах» и др. - составил впоследствии обширный труд: «Филологические разыскания. Материалы для словаря, грамматики и истории русского яз.» (СПБ., 1873); второй том - «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне» (СПБ., 1873) - во 2-м издании переработан и издан отдельно (СПБ., 1876 г.). С 60-х гг. Г. отдался изучению многих русских писателей и деятелей культуры; им написаны этюды о Ломоносове, Державине, Хемницере, Карамзине, Дмитриеве, Пушкине, Крылове, Плетневе, Жуковском, Екатерине II и других. Из многочисленных трудов Г. по истории русской литературы и яз. наиболее значительны: издание сочинений Державина (9 тт., 1864-1883) и «Русское правописание» (СПБ., 1885); первое положило начало особому - «гротовскому» - типу изданий классиков, снабжаемых подробными историко-литературными примечаниями, другое - первоначально не встретило единодушного признания, но постепенно начало входить во всеобщее употребление и наконец установилось как обязательное.

С 1891 стал издаваться под редакцией Г. «Словарь русского языка».

Библиография:

I. Труды Я. К. Грота, Под редакцией К. Я. Грота, в 5 тт., СПБ., 1898-1903; Переписка Я. К. Грота с П. А. Плетневым, в 3 тт., СПБ., 1896.

II. Плетнев П. А., О профессоре и академике Я. К. Гроте, СПБ., 1856; Грот Я. К., Материалы для жизнеописания академика Я. К. Грота, СПБ., 1912; Его же, Хронологическ. обзор жизни и деятельности Я. К. Грота, СПБ., 1912; Памяти акад. Я. К. Грота (торжественное чествование 100-летней годовщины). Речи акад. А. А. Шахматова, Е. В. Петухова и П. О. Морозова, воспоминания И. В. Ягича и А. Ф. Кони, СПБ., 1913.

III. Венгеров С. А., Источники словаря русск. писателей, т. II, СПБ., 1910; Материалы для словаря действ. членов имп. Акад. наук, ч. 1, П., 1915 (биографич. очерк, сост. К. Я. Гротом, и обширная библиография сочин. Г. и литературы о нем).

ГРОТЕСК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРУЗДЕВ

ГРУЗДЕВ Илья Александрович (1892-) - современный литературовед. С 1914 помещал фельетоны в газете «Жизнь искусства», рецензии и критические статьи его печатались в различных журналах, альманахах и сборниках. Г. примыкает к содружеству «Серапионовы братья» (см.), в организации к-рого он участвовал. В отношении методологии Г. тяготеет к формализму. В последнее время Г. разрабатывает биографию Горького; ввел в научный оборот много малоизвестных фактов из этой области.

Библиография:

I. Максим Горький, Биографич. очерк, Гиз, Л., 1925 (изд. 2-е, М. - Л., 1928); Жизнь и приключения М. Горького, Гиз, Л., 1926 (изд. 2-е, Гиз, 1928); Упрямая кобыла (О творчестве П. Романова), журн. «Звезда», 1926, № 6; Критика как труд, там же, 1927, № 3. Готовится к печати: Книга о Горьком, Очерки по истории критики и др.

II. Писатели современной эпохи, т. I, изд. ГАХН, М., 1928.

ГРУЗИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРУЗИНСКИЙ

ГРУЗИНСКИЙ Алексей Евгеньевич (1858-) - литературовед, этнограф и педагог. С 1905 по 1922 - председатель Общества любителей российской словесности. До 1922 преподавал в I Московском университете, в университете Шанявского, на Высших женских курсах и др. учебных заведениях. В последнее время - заведывал Толстовским кабинетом Ленинской библиотеки.

Работы Г. - преимущественно историко-литературные характеристики отдельных писателей (сб. «Лит-ые очерки», статьи в коллективной истории русской лит-ры XIX века, изданной «Миром»). Г. принадлежит также немало учебно-популярных пособий для средней школы и для самообразования. В последние годы Г. работал над текстами Льва Толстого (в связи с подготовкой 90-томного издания его сочинений).

Библиография:

I. Литературные очерки, 1907; И. С. Тургенев, М., 1918; Биографические очерки о Лермонтове, Кольцове, Никитине при избр. сочин. этих авторов в изд. «Моск. ком. грамотности», М., 1891-1894 и др.; ст. в сб. «Памяти Тихонравова», «10 чтений по лит-ре», М., 1895 и др.; Под редакцией Г.: Сказки Афанасьева, М., 1897; Сочинения Тихонравова, М., 1898; сб. памяти Белинского, М., 1899; Письма Л. Толстого, 1904; сб. «Песни, собр. П. Н. Рыбниковым», М., 1909-1910; История русской литературы XIX в., изд. «Мир», 1910; Библиотека европейских классиков, изд. «Окто»; Историко-литературная биб-ка, изд. Сытина, 1 и 6 тт.; Полное собр. сочин. Л. Толстого под общей редакцией Черткова; неиздан. тексты Л. Толстого (в журн. «Новый мир», 1925, в биб-ке журн. «Огонек», 1926) и др.; совместно с Алферовым - хрестоматии по допетровской лит-ре (1906), по русск. лит-ре XVIII в. (1907).

II. Словарь членов Общества любителей российской словесности, М., 1911 (автобиографич. сведения и библиография); Писатели современной эпохи, т. I, М., 1928.

ГРУЗИНСКИЙ ЯЗЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРУНТВИГ

ГРУНТВИГ - см. Скандинавская литература.

ГРУШЕВСКИЙ

ГРУШЕВСКИЙ Михаил Сергеевич (Михайло Грушевський, 1866-) - украинский историк, историк литературы и писатель. Р. в семье педагога, юношеские годы провел на Кавказе, где учился в Тифлисской гимназии. В 1890 Г. окончил Киевский университет по историко-филологическому факультету; вскоре эмигрировал за границу. В 1894, когда во Львовском университете была основана кафедра всемирной истории, Г. было предложено занять эту кафедру. Постепенно Г. становится руководителем всей научно-культурной жизни Галиции: в 1895 он стал редактором «Записок Наукового Товариства iмени Шевченка», а в 1897 был избран председателем этого общества. В 1898 по инициативе Г. были основаны сыгравшие в истории украинской лит-ры большую роль журнал «Литературно-науковий вiстник» и издательство «Видавнича спiлка». Лит-ая деятельность Г. началась в 1884, когда он, еще будучи гимназистом, напечатал в «Дiлi» и «Зорi» несколько рассказов на украинском яз. В 1891 была издана в Киеве первая историческая работа Г. - «Очерк истории Киевской земли», в 1894 - «Барское староство». Во Львове Г. написал и издал большинство своих исторических работ: «Виiмки з жерел до iсторii Украiни-Руси» (Л., 1895), «Описи королiвщини в землях руських XVI в.» (Л., 1895-1903, 4 тт.), «Розвiдки й матерiяли до iсторii Украiни-Руси» (Л., 1896-1904, 5 тт.) и восьмитомную «iсторiю Украiни-Руси», над окончанием к-рой продолжает работать и в настоящее время. После революции 1905 Г., продолжая оставаться профессором Львовского университета и председателем «Наукового Товариства», пытается занять кафедру в Киевском университете, но получает жестокий отпор со стороны черносотенной профессуры. Он руководит деятельностью «Наукового Товариства в Киiвi», переносит сюда издание «Литературно-наукового вiстника». В 1914 Г., после 20-летней работы во Львовском университете, переехал на жительство в Киев, где был арестован и выслан в г. Симбирск. После Февральской революции Г. возвращается на Украину, где избирается председателем Центральной рады и остается там до печального конца этого соглашательского парламента. Историк-идеалист, недооценивавший роль пролетариата и выступивший против его диктатуры во имя «общенационального» движения, опиравшегося на «крестьянство в целом», Г. оказался недальнозорким, мелкобуржуазным политиком и стал игрушкой в руках поднявшихся кулацких контрреволюционных сил. Политика Центральной рады, испугавшейся победы пролетариата и призвавшей немцев на Украину, увенчалась «скоропадщиной», во время разгула которой и самому Г. пришлось жить на нелегальном положении. В 1919 Грушевский очутился в лагере украинской эмиграции. С 1922 у Г. началось расхождение с эмиграцией; он занялся исключительно научной работой, написал пятитомный труд по истории украинской литературы. В эмиграции Г. проявил себя как противник ориентации на Польшу Пилсудского и как противник интервенции. Порвав с эмиграцией, Грушевский занялся переоценкой ценностей, что и привело его, как и многих его последователей, на сторону советской власти. Как член Украинской академии наук Г. в 1924 переезжает в Киев, «намереваясь, - как говорит он в своей автобиографии, - повести интенсивную научную работу в новых условиях - на непосредственную пользу украинских рабоче-крестьянских масс и социалистического строительства на Украине». В настоящее время Г. состоит председателем исторической секции первого отделения академии, редактирует исторический журнал «Украiна»; на последних выборах избран в члены Всесоюзной академии наук. В историю украинской литературы Г. войдет как беллетрист, драматург и историк литературы. Беллетристика Г. была или увлечением юности или опытами ученого, пытавшегося найти в художественном творчестве отдых от научных трудов. Из двадцати рассказов Г. некоторый литературный интерес представляют только рассказы на исторические темы: «Ясновельможний сват», «Розмова з Кривоносом», «Вихрест Олександер», «Як ми стрiчали новий рiк». Большее значение имеют его две исторические драмы: «Хмельницький в Переяславi» и «Ярослав Осмомисл», написанные в ссылке. В первой из этих пьес Г. остановился на переговорах Хмельницкого с послами короля Яна Казимира, использовав дневник Мясковского и свой богатый научный багаж. Но все же значение этой пьесы заключается только в ярких исторических фактах и ценных наблюдениях историка; как драматическое произведение пьеса «Хмельницький в Переяславi» очень слаба. Зато трагедия «Ярослав Осмомисл» насыщена действием и подлинным драматизмом.

Сюжетом для этой трагедии послужила запись в Ипатьевской летописи (от 1173) об изгнании галичанами князя Ярослава Осмомысла за женитьбу при живой княгине на дочери «смерда». Здесь автор пытался реконструировать язык и быт начала XII в., но эта попытка не увенчалась успехом. Главным вкладом Г. в литературоведение является его «iсторiя украiнськоi литератури», труд еще незаконченный (вышло пять томов), но уже являющийся основным источником в области изучения древней украинской литературы. В основе труда - мысль о том, что исследование так наз. «древнерусской лит-ры» требует специального украинского подхода. Г. высказывается против того общерусского взгляда, к-рым руководствовались прежние исследователи «древнерусского наследства», в том числе и историк украинской литературы, академик С. А. Ефремов, полагавшие, что так наз. «древнерусская литература» послужила корнем не только для украинской, но и для русской литературы. Г. подвергает радикальному пересмотру вопрос «о древнерусском наследстве». Устанавливая преемственность между «древнерусской» и украинской литературой, он оспаривает эту преемственность у русской лит-ры, опираясь на труды многочисленных своих предшественников и гл. обр. на богатый мало исследованный материал. Первые три тома «iсторii украiнськоi литератури» охватывают устное творчество и начало развития письменности. Очень интересный четвертый том посвящен устному творчеству поздней княжеской эпохи и переходных веков XIII-XVII. Здесь центральное место занимает вопрос о происхождении былинного эпоса как эпоса украинского, что представляет большой интерес и для русских исследователей. Г. считает, что значительная часть былинного эпоса в его первичной форме зародилась на Украине и тут же развилась на протяжении княжеско-переходной эпохи. Пятый том «iсторii украiнськоi литератури» посвящен культурным и лит-ым течениям на Украине в XV-XVI вв. и периоду «первого возрождения» (1580-1610). Свой метод исследования лит-ры Г. называет «социологическим методом»: он пытается понять лит-ое произведение как «социальный факт» и определить его «социальную функцию». Являясь последователем французского социолога Дюркгейма и не будучи в состоянии понять великий закон классовой борьбы, Г. вносит в свои ценные работы массу эклектизма.

Библиография:

I. Отд. изд.: Грушевський М., Пiд зорями, Оповiдання, начерки, замiтки, iсторичнi образи, вид. «Pyx», Харкiв; Грушевський Михайло, iсторiя украiнськоi литератури, т. I-III, Киiв - Львiв, 1923; т. IV, ДВУ, Киiв, 1925; т. V, ДВУ, Киiв, 1926.

II. Юбiлей академика М. С. Грушевського, изд. юбил. к-та, Киiв, 1927; Багалiй Д. i., акад., Нарис iсторii Украiни на соцiяльно-економичним грунтi, т. I (Глава, посвященная месту Грушевского в украинской историографии), ДВУ, 1928.

ГРЭБ-СТРИТ

ГРЭБ-СТРИТ (Grub Street) - от английского «Grub» - захудалый, замухрышка - название писателей «неудачников», которых обычно жестоко эксплоатируют буржуазные издательства. В конце XVII и начале XVIII веков этим именем называлась улица в Лондоне, населенная преимущественно нуждающейся писательской массой, которая из-за нужды писала что угодно и за какую угодно плату. Г.-С. дала многих крупных представителей английской науки и лит-ры. В 1830 эта улица была переименована в «Мильтон-Стрит». В последнее время термин Г.-С. вытесняется термином «богема», который не является однако его синонимом.

ГРЭХЭМ

ГРЭХЭМ Стифен (Stephen Graham 1884-) - английский писатель. До Октябрьской революции жил в различных областях России (Украина, Москва); своим путешествиям по Кавказу, Уралу и Северу посвятил ряд книг, очерков и набросков: «Бродяжничество по Кавказу» (A Vagabond in the Caucasus, 1911), «Неоткрытая Россия» («Undiscovered Russia, 1912), «С русскими паломниками в Иерусалим» (With the Russian Pilgrims in Jerusalem, 1913), «Россия и мир» (Russia and the World», 1915), «Через русскую центральную Азию» (Through Russian Central Asia, 1916), «Россия в 1916 году» (Russia in 1916, 1917). Либерал по своим политическим воззрениям, Г. - враг Октябрьской революции: его книга «Распавшаяся Россия» (Russia in Division, 1925), написанная им после путешествия по Балканам, направлена против СССР. Из других книг Г. следует отметить «Путешествие с поэтом по горам» (Tramping with a Poet in the Rockeis, 1922), в которой Грэхэм описывает свое путешествие с Вэчеллом Линдсэй по Дальнему Западу, и две книги художественных очерков о ночной жизни Лондона и Нью-Иорка: «Лондонские ночи» (London Nights, 1925) и «Нью-иоркские ночи» (New-York Nights, 1928). Г. написал также своеобразный справочник путешественника - «Благородное искусство бродяжничества» (The Gentle Art of Tramping, 1927).

Романы Г. весьма посредственны. Как художник-психолог он беспомощен. Грэхэм тяготеет больше к этнографическому материалу: «Летняя музыка» (Midsummer Music, 1927), «Дно Лондона» (Under London, 1923) и др. представляют собой ряд жанровых картин, внешне скрепленных сюжетом.

Библиография:

Лондонские ночи, перев. О. П. Червонского с предисл. М. О’Калахан, Гиз, 1928 (другие изд.: В тумане Лондона, перев. Н. Чуковского, изд. «Мысль», Л., 1927).

ГРЯДУЩЕЕ

«ГРЯДУЩЕЕ» - первый пролетарский литературно-художественный журнал, издававшийся в 1918-1921 в Петербурге. Первый номер был выпущен в январе 1918 «Союзом рабочих писателей» - «Искусство и социализм»; со второго номера «Г.» издавалось уже Пролеткультом. Журнал ставил себе целью способствовать выявлению пролетарских творческих сил. Помимо беллетристических произведений в нем помещались статьи по вопросам пролетарской культуры. В журнале сотрудничали: Аксень-Ачкасов (И. Садофьев), Я. Бердников, Бессалько, Грошик (С. Копейкин), Горемыка (С. Ефремов), В. Кириллов, И. Кедр, И. Кузнецов, А. Луначарский, А. Поморский, В. Полянский, Самобытник (А. Маширов), Тверцов, В. Торский (М. Царев), Н. Тихомиров, Иер. Ясинский и др. «Г.» сыграло большую роль в деле организации пролетарской лит-ры и послужило примером для ряда провинциальных пролеткультовских журналов.

ГУБАЙДУЛИН ГАЗИЗ

ГУБАЙДУЛИН ГАЗИЗ - см. Татарская литература.

ГУБЕР

ГУБЕР Борис Андреевич (1903-) - беллетрист. Родился в семье агронома. Печататься начал с 1920 («Красный артиллерист»). С 1925 состоит в литературной группе «Перевал» (см.). - В своей первой книге «Шарашкина контора» Губер соединил четыре рассказа, посвященных деревне, совхозу, мужику. Здесь автор, хотя и щеголяет новыми лит-ыми приемами, по существу - натуралист-бытовик, не столько претворяющий, сколько копирующий действительность, не брезгающий случайностью, анекдотом.

Перед нами - «сельские» и подобные им «обыватели», а среди них несколько забитых, раненых, неприкаянных человеческих душ. В первом рассказе Зина - работница, попавшая в родную деревню по случаю «сокращения штатов», - так же тоскует и стремится «в Москву», как одна из чеховских «Трех сестер». В Москву приезжают «жить», деревня доводит до самоубийства; в Москве «дни светлы и радостны», в деревне и близ деревень - превращаются в ночь, напоминающую «В овраге» Чехова по жути и безнадежности. Остается одно - погибать или бежать, если только можно, - «в Москву жить».

У Г. - чеховские герои третьего поколения, перенесенные в новую жизненную обстановку, в новые условия, в иную общественную среду. Жизнь деревни разворошена, яз. обновлен, но для Г. - душа ее попрежнему бессловесна, мысль темна и суеверна, властны похоть и самогон, праздность, зависть и злоба. Город лишь светится далеким маяком своим заброшенным в деревню одиночкам. Но голос его замирает в снежных полях. - Такова установка первой книги несомненно наблюдательного и вдумчивого автора. «Шарашкину контору» обесценивает ее бесперспективность, объясняющаяся невосприимчивостью художника к внутреннему динамизму изображаемой жизни, к сложной диалектике взаимоотношений деревни и города, - уж слишком «метафизично» противопоставленных, - при диктатуре пролетариата.

Последовавшие за сборником «Шарашкина контора» рассказы Губера не свидетельствуют о каком-либо значительном изменении его творческой установки. Автор продолжает изображать «лишних людей», выброшенных из жизни или неумеющих войти в нее («Осколки», Пассажир»). Новая деревня дана в тех же неприглядных тонах, как в «Шарашкиной конторе», правда, и сквозь призму восприятия городского человека, - «управдела», ищущего в деревне своих воспоминаний, - персонажа, сильно напоминающего фигуры интеллигентов у Б. Зайцева. Когда же Г. от интеллигентского лиризма переходит непосредственно к современной советской деревне («Веселое заговенье»), то впечатление получается такое, что все специфически советское как бы «в стороне» от нее. Из произведений Г. обратил на себя внимание и рассказ «Известная Шурка Шапкина». Лица и события последнего хотя и взяты из современной деревни, но уместны в любой обстановке. Рассказ, подкупающий читателя юмором и изобразительностью, слишком эпизодичен: сводится к спасению влюбленного в Шуру Шапкину агронома, устремившегося к ней в ледоход по реке.

Эпизодичны и другие рассказы Губера. Чуждый творческим процессам современности, воспринимая в ней больше внешнее, переходящее иногда в его творчестве в анекдотическое, он остается пока тем же натуралистом, с примесью лиризма беспочвенного интеллигента, часто не заглядывающим дальше «простых причин».

Библиография:

I. Шарашкина контора, Повести и рассказы, М., 1926; Джаир, Повесть, М., 1927; Соседи, Повести и рассказы, М., 1927; Шарашкина контора, Повесть, М., 1927; Известная Шурка Шапкина, Рассказы, М. - Л., 1928; Простая причина, Рассказы, М., 1928.

II. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I, Гиз, М., 1928; Мацуев Н. И., Художественная литература и критика, русская и переводная, 1926-1928, М., 1929.

Предыдущая страница Следующая страница