Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
СЕНТ-БЕВ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф

СЕНТ-БЕВ

СЕНТ-БЕВ (Charles Auguste de Sainte-Beuve, 1804-1869) - яркий представитель французского романтизма в литературоведении и лит-ой критике. Плодовитый и разнообразный писатель, С.-Б. пробовал свои силы и в поэзии, и в романе, и в истории, но основная сфера его деятельности - история литературы и литературная критика, в к-рой С.-Б. создал свой метод, получивший позже название «биографического». Начав литературную деятельность в годы Реставрации и широко развернув ее во время Июльской монархии и Второй империи, С.-Б. с первых шагов примкнул к мелкобуржуазной группе французских романтиков. Отвращение к капиталистической действительности, сочувствие всем обездоленным торжеством капитализма - от бедняка-крестьянина до родовой знати, - одновременно неопределенность социальных формулировок, «общечеловеческие» идеалы, тенденции замыкания в мир душевных переживаний, вкус к психологическому анализу и интерес к формальным проблемам искусства, все эти черты, характеризующие французский романтизм, определяют творческие и теоретические установки С.-Б. Выступив впервые (1824) в журн. «Globe» - органе «молодого поколения», пропагандировавшем романтизм, - со статьями о В.Гюго, С.-Б. быстро сблизился с кружком Гюго и сделался присяжным критиком этой группы. Первая крупная работа С.-Б. - «Tableau historique et critique de la poesie francaise et du theatre francais au XVI siecle» (1828) - посвящена историческому обоснованию и оправданию романтизма как завершения подлинных традиций французской литературы, прерванных временным господством классицизма. «Предков» романтизма С.-Б. видит в Ронсаре, дю Беллэ и др. поэтах XVIв. К периоду дружбы с кружком романтиков, ознаменованному интенсивной работой в журн. «Globe», относится и первая попытка С.-Б. сказать свое слово в художественной литературе - книга «Vie, poesies et pensees de Joseph Delorme» (1829). За ней следуют две книги стихов «Consolations» (1830) и «Pensees d’aout» (1837) и роман «Volupte» (1834) - история самоуглубленной и жаждущей наслаждений души. Художественные произведения С.-Б, не имели значительного успеха, и с 1837 он отдался исключительно историко-литературной и критической работе.

Литературный и жизненный путь С.-Б. был путем метаний и поисков. Вскоре после Июльской революции он порвал связи с кружком Гюго и предался новым увлечениям. Стоя в резкой оппозиции к буржуазной Июльской монархии, он перешел от сенсимонизма к католическим идеям Ламеннэ, сочетая идейную близость к литературному вождю республиканской Франции Каррелю с активной симпатией к роялистскому салону m-me Рекамье, меняя социалистический «Globe» на республиканский «National» и «National» на светскую «Revue des deux mondes», ведя непрерывно блестящую, страстную и сопровождающуюся неизменным успехом литературную работу. В 1844 бывший романтик С.-Б. вошел во Французскую академию, покровительствуемый роялистами и сторонниками классицизма, но уже в 1848 выпустил книгу «Chateaubriand et son groupe litteraire sous l’Empire», в к-рой резко порывал с монархическими и католическими тенденциями. Позднее он декларировал преданность Наполеону III, осыпая насмешками легитимистов и орлеанистов, в последние же годы жизни примкнул к «свободомыслящим», разрывая с империей. Правоверный католик в 30-х гг., он выступил в 60-х как умный и смелый противник клерикализма.

Метания С.-Б. заставили буржуазных историков литературы ломать голову над причинами столь необычайной изменчивости и подчеркивать крайнюю сложность индивидуальности С.-Б. Сам С.-Б., объявляя себя «самым изломанным и склонным к метаморфозам умом», кокетничал своею способностью к крупнейшим поворотам, видя в ней залог «надклассовости» своих суждений и той «беспартийности» и «беспристрастности», к-рая казалась ему, как и его буржуазным интерпретаторам и последователям, ценнейшим качеством мыслителя и критика. Однако размах политических и философских колебаний С.-Б. не выходит из узких рамок мелкобуржуазного мировоззрения. С романтиками С.-Б. идеализировал личность, гибнущую в пошлом царстве наживы, с утопистами он искал идеального выхода из этого царства; сближаясь с католиками и роялистами, он скорбел о докапиталистическом прошлом, сочувственно тяготея ко всем обиженным господством капитала; в лицемерном режиме Второй империи он хотел видеть режим, установленный «народом» и направленный против владычества буржуазии. С.-Б. не переходил на позиции ни пролетарского социализма ни мировоззрения промышленной буржуазии. Он до конца был верен мелкобуржуазной идейной концепции, нашедшей столь полное выражение в романтизме, от к-рого С.-Б. рьяно открещивался в позднейшие годы, но который определил теоретические предпосылки его трудов.

С.-Б. не оставил теоретических, в узком смысле слова, трудов. Его монументальные «Портреты», «Causeries du lundi», «Nouveaux lundis» представляют собою сборники конкретно-критических статей, в течение долгих лет появлявшихся в парижских журналах. Но метод этих статей, представлявших принципиально новый жанр критики, восходит к целостной концепции, в основу к-рой положен определяющий теорию и практику всей романтической школы философский индетерминизм. С.-Б. не исследует законов творчества, законов, обусловливающих литературный процесс. Самое понятие закона в соотнесении его к явлениям литературы связано для романтика с классическими канонами, к-рые он призван потрясти и разрушить. С.-Б. интересует не общее, но особенное. Раскрытие творческой индивидуальности во всем ее своеобразии - единая задача лит-ой критики. С.-Б. не отказывается от изучения «эпохи, общества и движения умов», но это изучение в его трудах должно быть соотнесено с ролью «couleur locale» (местного колорита) в творческой практике романтизма, и напрасно было бы рассматривать учет исторических условий существования художника как руководящий принцип критического метода С.-Б. С.-Б. допускает исторический подход к художнику лишь с оговорками. Он мало пригоден по мнению С.-Б., «когда речь заходит о поэтах и художниках, которые часто ведут уединенную и замкнутую жизнь, потому что тут очень часты исключительные явления». Художник как исключительное явление, творец и творчество как замкнутое единство - вот объект статей и этюдов С.-Б. Изучение личности и проекции ее в творчестве определяет границы историко-литературного анализа. С.-Б. стремится изучить «моральную физиологию» автора, дать исчерпывающий анализ его психики. Отсюда - любовь к мелочам биографии, интерес переписки, мемуарам, дневникам. Детальное знание жизни и переживаний автора открывает путь к решению основной задачи лит-го исследования: «смело и осторожно дотронуться скальпелем до тех мест, где замыкается панцырь, разыскать место перехода души в талант». Это определение «места перехода души в талант» на основе воссоздания душевного мира автора, проникновения в тайники его сердца достигается интуитивным постижением, творческим вдохновением критика.

В соответствии с методом находится и лит-ный слог С.-Б. «Его способ изложения изменчив, как его предмет, он смешивает биографию с критикой, вставляет множество затемняющих условий и скобок в свои периоды, нагромождает кучу фраз, к-рые смягчают и ослабляют друг друга; предпочитает неопределенные обороты» (Брандес). Итог работы С.-Б. - живой портрет художника. Острый ум С.-Б. наталкивает его зачастую на верные догадки, зоркий глаз его умеет наблюдать и схватывать, но портрет в целом основан на произвольном изменчивом воображении критика, и его «длительное изучение моральной физиологии» отнюдь не приближается к процессу научного исследования.

Стремление к резко выраженной индивидуальности творца, признание независимости художника от законов, отказ от обобщений в пользу неповторимого, единичного, особенного - эти принципы эстетики французского романтизма канонизировали свободу фантазии поэта и романиста, породили теорию «актерского нутра», создали особый жанр лит-ой критики, опирающейся на интуитивное прозрение, на творческую догадку. Творчески реализованные в литературе Гюго и Мюссе, в музыке Берлиозом и Обером, в театре Бокажем и Дорваль, эти принципы были блестяще представлены в критике «вдохновенным критиком» С.-Б. на всем протяжении его почти полувековой лит-ой работы.

Библиография:

I. Кроме указ. в тексте: Poesies completes (собр. стих. С.-Б.), P., 1840; Histoire de Port-Royal (история янсенизма), 4 vv., P., 1840-1848, 2-me ed., 5 vv., P., 1860; Portraits de femmes, P., 1844; Portraits litteraires, 2 vv., P., 1844, 3 vv., P., 1864; Portraits contemporains, 2 vv., P., 1846; Causeries du lundi, 15 vv., P., 1857-1862; Etude sur Virgile, P., 1857; Nouveaux lundis, 13 vv., P., 1863-1872; Souvenirs et Indtscretions, P., 1872; Les cahiers de Sainte-Beuve, P., 1876; Correspondance de C.A.Sainte-Beuve (1822-1865), P., 1877-1878; Nouvelle correspondance de C.A.Sainte-Beuve, P., 1880; Cahiers intimes inedits, P., 1933; Correspondance generalet de Sainte-Beuve, recuillie, classee et annotie p. J.Bonnerot, P., 1935 (в 1935 вышел т.I).

II. LevalloisJ., Sainte-Beuve, P., 1872; MorandF., Les jeunes annees de C.A.Sainte-Beuve, P., 1872; HaussonvilleO., d’, C.A.Sainte-Beuve, sa vie et ses Ouvres, P., 1875; PonsA.-J., Sainte-Beuve et ses inconnues, P., 1879; NicolardotL., La confession de Sainte-Beuve, P., 1882; TroubatJ., Souvenirs du dernier secretaire de Sainte-Beuve, P., 1890; BrunettiereF., Evolution des genres dans l’histoire de la litterature, P., 1890; Его же, L’evolution de la poesie lyrique en France au XIX siecle, P., 1894; HugoV., Correspondance, t.I. P., 1896; SandO., Lettres a A. de Musset et a Sainte-Beuve, P., 1897; FaguetE., Politiques et moralistes du XIX-e si ecle (3 serie), P., 1899 (русск. перев., М., 1910); PailleronM.L., F.Buloz et ses amis, Sa vie litteraire sous Louis Philippe, P., 1919; ChoisyL.F., Sainte-Beuve, l’homme et le poete, P., 1921; MichautG., Sainte-Beuve, P., 1921; BellesortA., Sainte-Beuve et le XIX-e siecle, P., 1927; PrevostJ., Les epicuriens francais, P., 1931; БрандесГ., Литература XIXв. в ее главных течениях. Французская литература, СПБ, 1895; ЛансонГ., История французской литературы, т.II, М., 1898; ЕвлаховА.М., Введение в философию художественного творчества, т.III, Ростов н/Дону, 1917; ПлехановГ.В., В.Г.Белинский, Гиз., М. - П., 1923 (статья «Литературные взгляды Белинского»); МашкинА., Литературная методология позитивизма, «Наука на Украине» (Харьков), 1922, №4, сентябрь.

В начало словаря