Наши партнеры

https://www.wpripper.ru плагин отзывов для wordpress на русском expert review плагин.
https://artwoodbase.ru доска ясень цены от 942 купить.

Литературный словарь
Статьи на букву "Я"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница

ЯВЛЕНИЕ

ЯВЛЕНИЕ (от лат. - сцена) — выделенная в тексте часть драматического произведения, на протяжении которой состав действующих лиц на сцене остается неизменным, определяется их приходом или уходом. На явления обычно делятся составляющие драматического текста - действия (акты) или картины (сценические эпизоды). Термин «сцена», как правило, употребляется в качестве синонима то явления, то картины. Впервые отмеченные в рукописях римских комедий, явления упрочились в драматургии последующих эпох, но на рубеже XIX-XX веков перестали фиксироваться и утратили свое прежнее значение. Реплики персонажей А. П. Чехова, М. Горького, Л. Н. Андреева, А. А. Блока составили как бы единый, непрерывный поток. В дальнейшем большинство драматургов стало разделять пьесы только на сценические эпизоды.

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - язык художественных произведений, словесного искусства. Отличается от литературного языка, обслуживающего различные сферы жизни общества и закрепленного литературной нормой в различных словарях и грамматиках, ориентированностью на поэтическое отражение действительности, на поиск изобразительных средств (см.) для выражения авторского замысла и особой художественной образностью.

ЯМБ

ЯМБ (от греч. - музыкальный инструмент) — в русском силлабо-тоническом стихосложении - размер, образуемый стопами из двух слогов, где ударный слог следует за безударным Например, у Ф. И. Тютчева:

Природа - сфинкс. И тем она верней

Своим искусством губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

В ямбическом стихе ударения падают на четные слоги, но не на все. В случае пропуска ударения появляется особая «вспомогательная» стопа из двух безударных слогов, способная замещать стопу и ямба, и хорея. Называется она пиррихий. В приведенном выше стихотворении пиррихий встречается во втором, третьем и четвертом стихах. Возможность пропуска ударения служит одной из причин ритмического богатства ямбических размеров. В русской поэзии распространенным является 3-х, 4-х, 5-ти и 6-ти стопный ямб. Примечательно, что ямб во всех его видах - самый любимый и самый предпочтительный стихотворный размер в произведениях А. С. Пушкина. Кроме пиррихиев встречаются и другие, менее частые нарушения единообразия стоп, - сверхсхемные ударения, которые, не ломая размера, создают некоторый перебой ритма, выделяя стих из ряда обычных. Образуясь исключительно односложными словами, сверхсхемные ударения, которые принято называть спондеями, чаще стоят в начале стиха.

Швед, русский, колет, рубит, режет.

(А. С. Пушкин)

ЯМБИЧЕСКИЙ

ЯМБИЧЕСКИЙ - относящийся к ямбу; состоящий из ямбов.

ЯМБОХОРЕЙ или ЯМБХОРЕЙ

ЯМБОХОРЕЙ или ЯМБХОРЕЙ - в античной метрике, сложная, четырехсложная, шестиморная стопа, короткий + два долгих + короткий слог, UŪŪU; то же, что антиспаст.

Предыдущая страница