Наши партнеры
ЯВЛЕНИЕ (от лат. - сцена) — выделенная в тексте часть драматического произведения, на протяжении которой состав действующих лиц на сцене остается неизменным, определяется их приходом или уходом. На явления обычно делятся составляющие драматического текста - действия (акты) или картины (сценические эпизоды). Термин «сцена», как правило, употребляется в качестве синонима то явления, то картины. Впервые отмеченные в рукописях римских комедий, явления упрочились в драматургии последующих эпох, но на рубеже XIX-XX веков перестали фиксироваться и утратили свое прежнее значение. Реплики персонажей А. П. Чехова, М. Горького, Л. Н. Андреева, А. А. Блока составили как бы единый, непрерывный поток. В дальнейшем большинство драматургов стало разделять пьесы только на сценические эпизоды. |
ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - язык художественных произведений, словесного искусства. Отличается от литературного языка, обслуживающего различные сферы жизни общества и закрепленного литературной нормой в различных словарях и грамматиках, ориентированностью на поэтическое отражение действительности, на поиск изобразительных средств (см.) для выражения авторского замысла и особой художественной образностью. |
ЯМБ (от греч. - музыкальный инструмент) — в русском силлабо-тоническом стихосложении - размер, образуемый стопами из двух слогов, где ударный слог следует за безударным Например, у Ф. И. Тютчева:
В ямбическом стихе ударения падают на четные слоги, но не на все. В случае пропуска ударения появляется особая «вспомогательная» стопа из двух безударных слогов, способная замещать стопу и ямба, и хорея. Называется она пиррихий. В приведенном выше стихотворении пиррихий встречается во втором, третьем и четвертом стихах. Возможность пропуска ударения служит одной из причин ритмического богатства ямбических размеров. В русской поэзии распространенным является 3-х, 4-х, 5-ти и 6-ти стопный ямб. Примечательно, что ямб во всех его видах - самый любимый и самый предпочтительный стихотворный размер в произведениях А. С. Пушкина. Кроме пиррихиев встречаются и другие, менее частые нарушения единообразия стоп, - сверхсхемные ударения, которые, не ломая размера, создают некоторый перебой ритма, выделяя стих из ряда обычных. Образуясь исключительно односложными словами, сверхсхемные ударения, которые принято называть спондеями, чаще стоят в начале стиха.
|
ЯМБИЧЕСКИЙ - относящийся к ямбу; состоящий из ямбов. |
ЯМБОХОРЕЙ или ЯМБХОРЕЙ - в античной метрике, сложная, четырехсложная, шестиморная стопа, короткий + два долгих + короткий слог, UŪŪU; то же, что антиспаст. |