Наши партнеры
ЦЕЗУРА (от лат. - сечение, рубка, рассечение, разрез) — постоянный словораздел в стихе, ритмически переламывающийся стих, делящийся на два полустишия или на три части. Широко использовалась в античной поэзии, где применялись такие многосложные стихи, как гекзаметр. В русской поэзии, чем длиннее стих, тем больше он нуждается в цезуре, где она обычно является сильной интонационной паузой:
|
ЦЕНЗУРА (от лат. - оцениваю) — осуществление, в виде предварительного просмотра, надзора органами власти за содержанием печатных изданий, перепиской, радио- и телепередачами, театральными постановками и пр., а также специальное государственное учреждение, ведающее надзором за печатью. Значительный ущерб русской литературе нанесли царская и советская цензуры. От цензурных вмешательств страдали произведения А. Н. Радищева, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Д. С. Мережковского, В. В. Розанова. В советскую эпоху цензурный запрет нередко мог сочетаться с репрессиями против писателей, литературных критиков, литературоведов, заканчивавшимися порой высылкой за пределы страны. |
ЦЕНТОН - (от лат. cento - лоскутное одеяло) - 1. Жанр, популярный в поздней античности и представляющий собой мозаику цитат (см. ЦИТИТА). 2. Стихотворение, целиком составленное из строк (цитат) других поэтических произведений: "Выхожу один я на дорогу, // В старомодном ветхом шушуне. // Ночь тиха, пустыня внемлет богу, // Не густи так шибко обо мне"; "Однажды, в студеную зимнюю пору, // Сижу за решеткой в темнице сырой. // Гляжу, поднимается медленно в гору // Вскормленный в неволе орел молодой. // И, шествуя важно, в спокойствии чинном, // Мой верный товарищ, махая крылом, // В больших сапогах, в полушубке овчинном // Кровавую пищу клюет под окном". Эффект Ц. основан на совпадении или контрасте нового контекста с контекстом-источником. В современной литературе - художественный прием в постмодернистской поэзии. См. ПОСТМОДЕРНИЗМ |
ЦИКЛ, ЦИКЛИЗАЦИЯ (от греч. - круг, колесо) — объединение нескольких художественных произведений, каждое из которых имеет самостоятельное значение, в единое целое жанровым, тематическим или содержательным замыслом; одним рассказчиком, исторической эпохой, местом действия. В мировой литературе циклы обнаруживают себя на всем протяжении ее развития («Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера, «Декамерон» Дж. Боккаччо, «Еврейские мелодии» Дж. Г. Байрона, «Крымские сонеты» А. Мицкевича; циклы драматических хроник У. Шекспира, «Театр революции» Р. Роллана и т. д.). Первые русские циклические образования встречаются в фольклоре - в былинах об Илье Муромце, о Добрыне Никитиче, об Алеше Поповиче, о Василии Буслаеве. Циклы, принадлежащие к лирике («Подражания Корану»), эпосу («Повести Белкина») и драме («Маленькие трагедии»), созданы А. С. Пушкиным. Цикличными по своей природе являются «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, очерки М. Горького «В Америке» и «Мои интервью», «Стихи о Прекрасной Даме», «Вольные мысли», «Кармен», «На поле Куликовом» А. А. Блока, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Реквием» А. А. Ахматовой, драматургическая трилогия М. Ф. Шатрова, посвященная В. И. Ленину («Шестое июля», «Тридцатое августа. Большевики», «Синие кони на красной траве»), «Часть речи» И. А. Бродского. Циклы разделяются на авторские (к ним относятся те, состав и последовательность произведений в которых определена самим автором) и неавторские (собранные воедино редакторами - «Вечерние огни» А. А. Фета, или исследователями - «денисьевский цикл» Ф. И. Тютчева). |
ЦИТАТА (от лат. - привожу, вызываю) — дословное включение автором в собственный текст фрагмента из другого текста. Хотя встречаются и автоцитаты, чаще всего цитаты представляют собой выдержки из «чужого» текста. Они встречаются как в словесно-художественном, публицистическом, литературно-критическом, научном текстах, так и в обиходе, а также театральном и кинематографическом искусствах. В связи с этим можно говорить о двух функциях, одновременно выполняемых цитатой: она одновременно является и элементом вновь создаваемого текста, и частью старого. Во многих литературно-художественных и литературно-критических произведениях неотъемлемой частью текста становятся цитатные эпиграфы. В XX веке широкое распространение в мировой литературе получили цитатные заглавия. Среди произведений отечественной словесности можно к таковым отнести «Хождение по мукам» А. Н. Толстого (заглавие из древнерусского сказания «Хождение Богородицы по мукам»), «Живи как хочешь» М. А. Алданова (из афоризма Эпиктета: «Свобода есть не что иное, как право жить как хочется»), «Поэма без героя» А. А. Ахматовой (из подзаголовка романа У. М. Теккерея «Ярмарка тщеславия: Роман без героя»), «Река времен» Б. К. Зайцева (из начальной строки последнего стихотворения Г. Р. Державина «Река времен в своем стремленьи...»). |