Наши партнеры

Live-ставки на водное поло

Литературный словарь
Статьи на букву "Ф"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

ФАБУЛА

ФАБУЛА (от лат. - рассказ, повествование, басня) — событийный рассказ, более или менее подробный пересказ эпического, драматического и, в некоторых случаях, лирического произведения. В отличие от сюжета, развертывающее перед нами действие как нечто совершающееся на наших глазах, фабула только сообщает об этом действии, указывает на него и информирует нас об основных его перипетиях.

ФАКСИМИЛЕ

ФАКСИМИЛЕ (от лат. - сделай подобное) — абсолютно точное воспроизведение подписи, рукописи, документа и т. д. фотографическим или печатным способом. В этой связи большую научную ценность представляют факсимильные издания отдельных словесно-художественных текстов, сборников произведений, периодической печати. Факсимиле также называется печать-клише, воспроизводящая собственную подпись человека.

ФАНТАСТИКА

ФАНТАСТИКА (от греч. - способность, искусство воображать) — одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся исключительно на вымышленном автором «чудесном мире», на изображении странного и неправдоподобного. Не случайно поэтика фантастического связана с удвоением мира, его расчленением на реальное и придуманное. Фантастическая образность присуща таким фольклорным и литературным жанрам, как сказка, эпос, аллегория, легенда, гротеск, утопия, сатира.

ФАРС

ФАРС (от лат. - начиняю) — малый комический жанр средневекового народного театра. В сущности фарс был началом комедии в европейской литературе. Неприхотливые по содержанию сценки, служившие развлечением городским, главным образом, жителям, чужды какой-либо сентиментальности или трагизма, или психологизма, или морально-дидактической направленности. Не случайно фарсу свойственны массовость, реалистическая конкретность, сатирическая тенденция, вольнодумство по отношению к существующему общественному строю. Героем и победителем в нем был тот, кто проявлял искрометную находчивость, настоящую жизненную хватку. Поэтому плут всегда вызывал зрительскую симпатию, а изображенные в фарсе разные социальные типы (простые горожане, многое повидавший солдат, впавший в нищету дворянин, продавец грамот об «отпущении грехов», монах-шарлатан, беспутная монахиня) надолго запоминались. Традиции фарса прослеживаются и в мировой литературе XVII-XX веков.

ФЕЛЬЕТОН

ФЕЛЬЕТОН (от фр. - лист, листок) — литературно-публицистическое произведение, написанное в насмешливом, часто сатирическом тоне. Фельетон занимает промежуточное положение между газетной или журнальной статьей, а также малыми жанрами художественной прозы (рассказ, новелла, очерк) и поэзии (стихотворный фельетон). Кроме того, фельетоном в России во второй половине XIX века назывались литературно-критические тексты (статьи, рецензии, обзоры, литературные портреты), опубликованные на страницах газеты, причем такие материалы нередко печатались с продолжением в нескольких номерах. Начиная с XX столетия получил распространение литературный фельетон, обычно посвященный творчеству писателей, критиков, литературоведов и обязательно пронизанный сатирической интонацией. Фельетонные произведения изобилуют разнообразными стилевыми манерами.

Историю фельетона в России отсчитывают с 1830-х годов, но уже задолго до появления термина фельетонный жанр существовал на страницах периодических изданий. В сатирических журналах XVIII века по сути фельетонами становились статьи, очерки, письма, послания, принадлежавшие перу А. П. Сумарокова, Н. И. Новикова, М. Д. Чулкова, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова; немало фельетонных материалов содержала публицистика декабристов. Великолепные образцы фельетонного жанра были созданы А. С. Пушкиным, Ф. В. Булгариным, О. И. Сенковским, Н. А. Полевым, В. Г. Белинским, А. В. Дружининым, Н. А. Добролюбовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Н. К. Михайловским, В. П. Бурениным; в жанре стихотворного фельетона писали И. И. Панаев, Н. А. Некрасов, Козьма Прутков, B. C. Курочкин, Д. Д. Минаев; с литературно-критическими фельетонами в столичных и провинциальных газетах выступали В. В. Чуйко, Л. Е. Оболенский, A. M. Скабичевский, М. О. Меньшиков. В начале XX века «королями» русского фельетона называли А. В. Амфитеатрова и В. М. Дорошевича; заметную роль в развитии жанра сыграло творчество А. Т. Аверченко, А. С. Бухова, Н. А. Тэффи, Саши Черного, В. В. Маяковского. Впоследствии отечественная фельетонистика особенно ярко была представлена в произведениях М. М. Зощенко, М. А. Булгакова, Ю. К. Олеши, М. Е. Кольцова, И. Ильфа и Е. Петрова, Н. И. Ильиной, Л. С. Ленча, Л. И. Лиходеева, А. А. Суконцева, B. C. Бушина, В. Л. Топорова, В. А. Шендеровича.

ФИГУРЫ

ФИГУРЫ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ (от лат. - очертания, внешний вид, образы) — особые стилистические обороты, выходящие за рамки общепринятых языковых норм. Очень широко используются поэтами, прозаиками и драматургами в целях определенной художественной выразительности (не случайно в русской художественной литературе, литературной критике и публицистике это понятие тесно связано с «риторическими» или «фигуральными» выражениями). К фигурам относятся все тропы и многие другие стилистические приемы, используемые в словесно-художественном тексте.

ФИНАЛ

ФИНАЛ - (от лат. finis - конец) - элемент композиции произведения: его завершающая часть, подводящая итоги сюжетного действия, например, Ф. комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" - немая сцена, Ф. повести А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка" представляет собой одну фразу: "Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку".

ФОЛЬКЛОР

ФОЛЬКЛОР (от англ. - народ; мудрость) то же — народное поэтическое творчество, народная словесность, народная поэзия, устная словесность: совокупность различных видов и форм массового словесно-художественного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа. Главная особенность фольклора заключается в том, что он являет собой искусство устного слова. Отсюда его традиционность, непридуманная народность, вариантность, контактность творца или исполнителя со слушателем, коллективность создания и распространения. Фольклор представляет собой важнейшую часть национальной культуры каждого народа, однако, несмотря на выразительную национальную окраску фольклорных произведений, многие их темы, мотивы, образы и сюжеты оказываются очень близкими для разных народов. Среди многочисленных жанров фольклора выделяются былины, сказки, загадки, пословицы, поговорки, баллады, песни, частушки, обрядовая поэзия, притчи, легенды, духовные стихи.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ литературы — по определению В. В. Кожинова, «... основополагающие литературоведческие понятия, обобщающие в себе представления о внешней и внутренней сторонах литературного произведения и опирающиеся при этом на философские категории формы <...> и содержания <...>». Когда речь заходит о форме и содержании, необходимо учитывать, что эти понятия нерасчленимы, потому что форма всегда представляет собой содержание в его непосредственно воспринимаемом бытии, а содержание, в свою очередь, есть внутренний смысл данной формы.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - (от греч. phrasis - выражение и logos - слово) - устойчивые по составу словосочетания (выражения), смысл которых принципиально невыводим из значений составляющих их слов, например: набрать в рот воды - молчать, пятое колесо в телеге - лишний, нажимать на все педали - прилагать все усилия для достижения цели или выполнения какого-либо дела и др. Для Ф. характерны: постоянный состав (вместо кот наплакал нельзя сказать собака наплакала), недопустимость включения в их структуру новых слов (нельзя сказать вместо семь пятниц на неделе - семь пятниц на этой неделе), устойчивость грамматического строения (нельзя вместо шито белыми нитками сказать шито белой ниткой), в большинстве случаев строго закрепленный порядок слов (нельзя вместо битый небитого везет - небитого битый везет).

По происхождению различают Ф., заимствованные из старославянского языка и, как правило, восходящие к Библии (глас вопиющего в пустыне, вавилонское столпотворение и др.), пришедшие из античной мифологии (ахиллесова пята, гордиев узел и др.), исконно русские (во всю ивановскую, тянуть канитель и др.), кальки, то есть выражения, буквально переведенные с языка-источника (время - деньги - англ. time is money; приветствие добрый день - франц. Bon jour! и нем. Guten Tag! и др.). В художественной речи Ф. используются в качестве одного из изобразительных средств (см.), например: "Тут не надо брезговать никакими средствами. Пан или пропал. Выбираю пана, хотя он и явный поляк" (И. Ильф и Е. Петров). См. также КРЫЛАТЫЕ СЛОВА

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ - в зависимости от цели и обстановки общения в русском языке выделяют пять основных Ф. с. р.: разговорный (см.), научный (см.), официально-деловой (см.), публицистический (см.) и художественный (см.).

ФУТУРИЗМ

ФУТУРИЗМ (от лат. - будущее) — одно из авангардных направлений в искусстве и литературе XX века, с наибольшей полнотой выраженное в формалистических экспериментах поэтов и художников Италии и России в 1909-1921 годах. Основателем футуризма стал итальянский поэт Ф. Т. Маринетти, который выводил футуристическое искусство за пределы художественного творчества - в социальную сферу. Идеи итальянского футуризма оказались созвучными эстетическим поискам Д. Д. и Н. Д. Бурлюков, В. В. Хлебникова, А. Е. Крученых, В. В. Каменского, В. В. Маяковского, Е. Г. Гуро, М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой, М. В. Матюшина и др. История русского футуризма - это взаимодействие и противоборство четырех основных группировок:

  • «Гилея» - с 1910 года Московская школа «будетлян» (неологизм В. В. Хлебникова), или кубофутуристов;
  • петербургская группа эгофутуристов (1911-1916) -И. Северянин, Г. В. Иванов, И. В. Игнатьев, Грааль-Арельский (С. С. Петров), К. К. Олимпов, В. И. Гнедов, П. Д. Широков;
  • «Мезонин поэзии» (1913) - группа московских эгофутуристов «умеренного крыла» (В. Г. Шершеневич, Хрисанф (Л. Зак), К. А. Большаков, Р. Ивнев, Б. А. Лавренев);
  • «Центрифуга» (1913-1916) - Б. Л. Пастернак, С. П. Бобров, И. А. Аксенов, Божидар (Б. П. Гордеев), Н. Н. Асеев.

ФЭНТЕЗИ

ФЭНТЕЗИ (от англ.) — вид фантастической литературы, основанной на необычайном и порой непонятном сюжетном допущении. Это допущение не имеет, как правило, житейских мотиваций в тексте, основываясь на существовании фактов и явлений, не поддающихся рациональному объяснению. В отличие от научной фантастики, в фэнтэзи может быть сколько угодно фантастических допущений (боги, демоны, волшебники, умеющие разговаривать животные и предметы, мифологические и реальные существа, приведения, вампиры и т. п.). События в фэнтэзи происходят в условной реальности, в своеобразном «параллельном» мире, похожем на наш. Современные исследователи предпосылки этого жанра связывают с именами Н. В. Гоголя, О. М. Сомова, В. Ф. Одоевского. В XX столетии эта линия была продолжена Л. Н. Андреевым, А. И. Куприным, В. Я. Брюсовым, А. Грином, М. А. Булгаковым, А. Н. и Б. Н. Стругацкими и др.

Предыдущая страница Следующая страница