Наши партнеры

Ставки на сквош

Литературный словарь
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

УДАРНЫЙ СЛОГ и БЕЗУДАРНЫЙ СЛОГ

УДАРНЫЙ СЛОГ и БЕЗУДАРНЫЙ СЛОГ — основополагающие понятия стихосложения. Ударный слог всегда тяготеет к метрически сильным местам, безударный - к слабым местам. Это правило легко и неопровержимо подтверждается во всех текстах русской поэзии.

УМОЛЧАНИЕ

УМОЛЧАНИЕ — стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком, начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя; говорящий как бы объявляет, что не будет говорить о вещах, не требующих подробного или дополнительного объяснения. Нередко стилистический эффект умолчания заключается в том, что неожиданно прерванная речь дополняется выразительным жестом, которым, например, заканчивается басня И. А. Крылова «Гуси»:

Баснь эту можно бы и боле пояснить -

Да чтоб гусей не раздразнить...

(Здесь явно подразумевается: «Лучше помолчим»).

Умолчание в качестве стилистического приема широко используется в русской поэзии XIX-XX веков. Одним из примеров тому может служить фрагмент из поэмы А. С. Пушкина «Граф Нулин»:

Он входит, медлит, отступает,

И вдруг упал к ее ногам,

Она... Теперь, с их позволенья,

Прошу я петербургских дам

Представить ужас пробужденья

Натальи Павловны моей

И разрешить, что делать ей?

Она, открыв глаза большие,

Глядит на графа - наш герой

Ей сыплет чувства выписные...

УСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

УСЛОВНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - неотъемлемая черта любого произведения, связанная с природой самого искусства и состоящая в том, что созданные художником образы воспринимаются как нетождественные действительности, как нечто созданное творческой волей автора. Любое искусство условно воспроизводит жизнь, но мера этой У. х. может быть различной. В зависимости от соотношения правдоподобия и художественного вымысла (см.) различают первичную и вторичную У. х.. Для первичной У. х. характерна большая степень правдоподобия, когда вымышленность изображаемого не декларируется и не акцентируется автором. Вторичная У. х. - это демонстративное нарушение художником правдоподобия в изображении предметов или явлений, сознательное обращение к фантастике (см.), использование гротеска (см.), символов (см.) и др., для того чтобы придать тем или иным жизненным явлениям особую остроту и выпуклость.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - различные виды непрофессионального словесного творчества, создаваемые коллективным автором (народом) и бытующие в устной форме. Основные признаки У. н. т.: устная форма существования (произведения не записывались, а передавались из уст в уста), вариативность (многократное исполнение сказок, песен, былин и т. п. различными исполнителями (сказителями) приводило к созданию множества вариантов одного и того же произведения).

УТОПИЯ

УТОПИЯ (от греч. - место, которого нет; «Нигдения», «Блаженная страна») — литературное описание государственно-политической и частной жизни придуманной страны, отвечающей определенному идеалу общественной гармонии. Как правило, утопия создается в форме беллетризованного трактата; в современной литературе она относится к научно-фантастическим жанрам. Утопическое произведение рассказывает об одухотворенной светлой и справедливой жизни общества, окрыленного верой в исторический прогресс.

В отечественной литературе XIX-XX веков социально-утопическое мышление явственно обнаруживается в романах А. Ф. Вельтмана («3448 год»), В. Ф. Одоевского («4338 год»), Н. Г. Чернышевского («Что делать?»), А. А. Богданова («Красная звезда» и «Инженер Мэнни»), Л. М. Леонова («Дорога на океан»), в произведениях И. А. Ефремова, А. П. Казанцева, А. Н. и Б. Н. Стругацких и других научных фантастов. Название термину дала «Утопия» Томаса Мора, написанная в форме диалога на латинском языке в 1515-1516 годах.

Предыдущая страница Следующая страница