Литературный словарь
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

САГА

САГА (от др. сканд. - песнь, повествование, сказывать) — один из основных жанров древнеисландского эпоса, посвященного легендарным героям и историческим деятелям. Повествование в саге ведется, как правило, в прозе со стихотворными вставками. Источниками саги являются устные предания, рассказы очевидцев, различные документы исторического характера, многие из которых относятся к хроникам. В русской традиции термин «сага» обычно переносится на образцы древнеирландского эпоса, хотя в расширительном толковании «сагой» нередко называют всякое сказание. Именно в этом смысле термин упоминается в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»:

... Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то мутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он...

САЛОН

САЛОН (от фр. - общность, кружок, возникающие на основе близких литературных, художественных и социально-философских устремлений) — круг близких по социокультурным убеждениям людей, осуществляющих свою деятельность в рамках определенного общественно-литературного или эстетического направления.

В России среди наиболее известных и прославившихся салонов (кружков и обществ) следует отметить «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», «Беседу любителей русского I слова», «Арзамас», «Вольное общество любителей русской словесности», «Зеленую лампу», «Общество любителей российской словесности», «Репинский кружок писателей», «Суриковский литературно-музыкальный кружок», «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов», а также многочисленные литературные «среды», «пятницы», «субботы» и «воскресения», проводившиеся под патронажем известных русских писателей. После 1917 года создается многочисленное количество кружков, обществ, организаций, так или иначе отражавших новейшие веяния в русской литературе, в том числе и в литературе самиздатовской. Практически все выдающиеся отечественные писатели XIX-XX веков оказались причастными к многообразной и разностилевой литературе и культуре, книгоиздательской и газетно-журнальной деятельности.

САМИЗДАТ

САМИЗДАТ — форма нелегального распространения художественной и философской литературы в Советском Союзе в виде отпечатанных на пишущей машинке произведений, запрещенных чаще всего по идеологическим причинам. Термин возник после того, как в конце 1940 годов поэт Ы. И. Глазков стал называть свои напечатанные на машинке и не предназначенные для публикации в государственных издательствах стихи «самсебяиздат». При помощи самиздата заинтересованный читатель в СССР знакомился с произведениями М. А. Булгакова, А. П. Платонова, А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, А. И. Солженицына и других писателей, в том числе представителей русского литературного зарубежья. Начиная со второй половины 1980-х годов самиздатовские тексты печатались в периодике и выходили отдельными книгами с официального разрешения властей.

САРКАЗМ

САРКАЗМ (от греч., буквально - рву мясо) — один из видов комического; высшая степень иронии, едкая, злая насмешка над изображаемым явлением. Элементами сарказма наполнена практически вся сатирическая литература. Примеры сарказма обнаруживаются и в русской народной поэзии. Самое широкое распространение этот вид комического, благодаря особым обличительно-обвинительным формам, получил в лирических и дидактических жанрах, а также в ораторском искусстве. Сарказм является одним из важнейших стилистических средств, используемых в сатире и юморе.

САТИРА

САТИРА (от лат. - смесь; так определялся стихотворный жанр античной литературы, в котором разнообразная тематика была представлена в виде пародий, юмористических посланий, памфлетов и т. д.) — особый способ художественного воспроизведения действительности, ставящий своей задачей нелицеприятную критику, обличение, высмеивание, изображение несообразности различных ее явлений. Сатира всегда создает образ в значительной степени условный, что достигается за счет сознательного искажения реальности при помощи гиперболизации и гротеска. Для нее характерна отчетливо выраженная отрицательная окраска изображаемого. Сформировавшись в Древнем Риме в качестве обличительного жанра лирики, в дальнейшем сатира во многом определила жанровую специфику басни, бурлеска, комедии, памфлета, сатирического романа, фельетона, эпиграммы. Эстетическое назначение сатиры - вызывать и возрождать воспоминания о таких жизненных ценностях, как доброта, истина, справедливость, красота, оскорбляемых подлостью, низостью, глупостью, пороком.

В русской литературе сатира появилась в XVII веке. «Литература наша началась сатирою, продолжалась сатирою и до сих пор стоит на сатире», - писал в 1859 году Н. А. Добролюбов. У истоков отечественной сатиры стоят народные произведения - «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Фоме и Ереме», «Сказание о попе Савве», «Лечебник на иноземцев», «Слово о мужиках ревнивых» и др. Сатирические мотивы присутствуют и во многих фольклорных жанрах - в былинах, сказках, легендах, балладах, песнях, притчах, частушках. В них, как и в повестях, насмешкам подвергаются богатые купцы, помещики, судьи, разные тунеядцы, проходимцы, лентяи, скупцы, развратники. Родоначальником книжной сатирической поэзии является А. Д. Кантемир. Большую роль в развитии русской сатиры сыграли А. П. Сумароков, Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев. Сатирические образы, ставшие нарицательными, создают А. С. Грибоедов («Горе от ума»), Н. В. Гоголь («Ревизор», «Мертвые души»), А. В. Сухово-Кобылин («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»). Вершин мировой литературы достиг в своих сатирических произведениях М. Е. Салтыков-Щедрин. В XX столетии сатирическое начало ярко выразилось в стихотворениях и пьесах В. В. Маяковского, рассказах и повестях А. Т. Аверченко, Саши Черного, М. А. Булгакова, М. М. Зощенко, драматических сказках Е. Л. Шварца, прозе Е. И. Замятина, И. Ильфа и Е. Петрова, Е. А. Попова, В. А. Пьецуха и др.

СВОБОДНЫЙ СТИХ

СВОБОДНЫЙ СТИХ - См. ВЕРЛИБР

СЕКСТИНА

СЕКСТИНА - (позднелат. sextina < sextus - шестой) разновидность строфы (см.): строфа из шести стихотворных строк (стихов) с преобладающими схемами рифмовки: абабаа, аббабб, абабаб.

Как царство белого снега,

Моя душа холодна.

Какая странная нега

В мире холодного сна!

Как царство белого снега,

Моя душа холодна.

В. Я. Брюсов

СЕМИСТИШИЕ

СЕМИСТИШИЕ - См. СЕПТИМА

СЕНТЕНЦИЯ

СЕНТЕНЦИЯ (от греч. - мнение, суждение) — изречение нравоучительного характера, вид афоризма («мера важнее всего», «познай самого себя»). Занимает промежуточное положение между пословицей фольклорного происхождения и авторским афоризмом. Сентенция широко использовалась в качестве литературного приема в эпоху античности, в эпоху Возрождения и эпоху классицизма (прежде всего для афористически заостренной концовки или кульминации произведения).

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от англ. - чувствительный; фр. - чувство) — одно из основных направлений в европейской литературе и искусстве XVIII века. Свое наименование сентиментализм получил после выхода в свет романа «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» английского писателя Л. Стерна. Именно в Англии это течение получило наиболее законченное выражение. Основное внимание писателей-сентименталистов сосредоточено на жизни человеческого сердца; внешний мир природы в их произведениях тесно связан с внутренним миром человеческой души, с напряженным интересом к эмоциональной сфере и переживаниям отдельного человека. Возвышенное начало, основополагающее в трудах теоретиков классицизма, в сентиментализме сменяется категорией трогательного, сочувствием к ближнему, обращением к естественно-бытовому поведению человека, тягой к добродетели.

В России все основные произведения европейских сентименталистов были переведены еще в XVIII веке и пользовались большим читательским успехом, оказывали значительное влияние на отечественных писателей. Наивысшего расцвета русский сентиментализм достиг в творчестве Н. М. Карамзина («Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Письма русского путешественника» и др.), в произведениях М. Н. Муравьева, Н. А. Львова, В. А. Жуковского, И. И. Дмитриева.

СЕПТИМА

СЕПТИМА - ( от лат. septem - семь) - разновидность строфы (см.): строфа из семи стихотворных строк (стихов):

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

М. Ю. Лермонтов

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК - устойчивое сочетание (определение С. в. принадлежит Н. Оцупу), получившее в литературоведении терминологическое значение и обозначающее (по аналогии с "золотым веком" русской литературы - XIX в.) самобытный и исключительно продуктивный период развития русской культуры (прежде всего русского модернизма) конца XIX в. - первой четверти ХХ в., так называемый "русский культурный ренессанс" (Н. Бердяев). Это время характеризуется "двумя противоположными чертами - это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа... Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний" (Д. С. Мережковский). На зарождение культуры С. в. повлияли несколько факторов: развитие науки и капиталистических отношений; философские искания конца XIX в. - начала ХХ в. (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев и др.); западно-европейский символизм (творчество А. Рембо, П. Верлена, Ш. Бодлера и др.); почвой для зарождения модернистских течений С. в. считают также поэзию восьмидесятников (С. Надсона, К. Случевского, А. Апухтина и др.).

Под знаком С. в. объединяют представителей модернистских течений (символизма, акмеизма и др.), революционной поэзии (футуризма и др.) и относительно независимых авторов (М. Цветаева, В. Ходасевич и др.). Несмотря на пестроту художественно-эстетических и мировоззренческих программ, всем им был свойствен отказ от традиционных взглядов на искусство, активный творческий поиск нового содержания и форм его отражения, обогащение системы изобразительно-выразительных средств, признание несовершенства современной действительности и стремление ее изменить.

Параллельно с модернистскими течениями в эпоху С. в. продолжал развиваться и обновляться реализм. См. также: МОДЕРНИЗМ, ДЕКАДАНС, СИМВОЛИЗМ, АКМЕИЗМ, ФУТУРИЗМ, РЕАЛИЗМ.

СЕРЕНАДА

СЕРЕНАДА (от фр. - вечер) — вечерняя или ночная приветственная песня (чаще всего песня в честь возлюбленной), исполняемая в знак почитания и любви под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары. Развивалась из серены - «вечерней песни» провансальских трубадуров на тему запретной любви. В серенаде эта тема стала необязательной. Серенада не выработала твердых форм и в литературе нового времени обычно бытует как текст, рассчитанный на музыкальное сопровождение. К этому жанру нередко обращались известные русские поэты, значительно обогатив его новым жизненным смыслом. Стихотворения под названием «Серенада» встречаются у А. А. Фета, К. К. Павловой, А. А. Голенищева-Кутузова, Н. М. Минского, А. Белого, И. Северянина, В. Ф. Ходасевича и др. Вот, например, «Серенада» О. А. Лялечкина, опубликованная в 1891 году:

Пойдем со мной в тенистый сад,

Пойдем, мой нежный друг, -

Там жизнь, цветы и аромат,

И бархатный там луг...

Сгони пугливый сон с ресниц,

Покинь постель свою,

- В саду щебечут хоры птиц,

И я тебе пою.

Уж солнце весело глядит

В раскрытое окно,

И кущи темные ракит

Заждались нас давно.

Все громче свищет соловей,

Все ярче краски дня...

Пойдем же в сад гулять скорей,

Красавица моя!

СЕТЕВАЯ ЛИТЕРАТУРА (СЕТЕРАТУРА)

СЕТЕВАЯ ЛИТЕРАТУРА (СЕТЕРАТУРА) - вид творчества, конечный продукт которого (художественное произведение) размещается в компьютерной сети, может неоднократно редактироваться и быть доступным многим потребителям (читателям) одновременно. Обычная литература, перенесенная в сеть, не является С. л. Выделяют три основных свойства, отличающих С. л.: гипертекстовость (см. ГИПЕРТЕКСТ), возможность коллективного творчества, динамичность переработки текста.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. - слог) — система книжного равносложного стиха, в которой ударение не играет конструктивной роли; ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено. В силлабике различаются стихи Симеона Полоцкого:

Частость

Не сила капли камень пробивает,

Но яко часто на того падает;

Тако читаяй часто научится,

Аще и не остро умом си родится.

Что касается отношения силлабики к «духу русского язака», то нельзя не обратить внимания на то, что ни одна черта, ни один признак, присущий силлабическому стихосложению, не были в дальнейшем отвергнуты русскими поэтами. Равносложность встречается во многих силлабо-тонических стихах и даже почти обязательна для рифмующихся строк. Не подчиняется этому признаку только верлибр.

Русское силлабическое стихосложение сформировалось в XVII веке (с 1613 года).

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греч. - слог и ударение) — система стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. В России эта система получает распространение после появления трудов В. К. Тредиаковского («Новый и краткий способ к сложению российских стихов», 1735) и М. В. Ломоносова («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739), реформировавших русское стихосложение. Чередующиеся группы слогов, состоящие из одного ударного и одного или двух безударных, носят те же названия, что и в античном стихосложении: среди первых различаются стопы хорея и ямба , среди вторых - дактиля , амфибрахия и анапеста. Впервые термин был применен в 40-е годы XIX века Н. И. Надеждиным, назвавшим русский классический стих «силлабо-тоническим». До сих пор силлабо-тоническое стихосложение является в отечественной поэзии ведущим.

СИЛЬНОЕ МЕСТО

СИЛЬНОЕ МЕСТО - в стихосложении та предсказуемая слоговая позиция, на которую приходится ударение слова любой длины, то есть ударный с метрической точки зрения слог. Чередование сильных и слабых мест образует метр (см.).

СИМВОЛ

СИМВОЛ (от греч. - знак, опознавательная примета; в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля - «сокращенье, перечень, полная картина, сущность в немногих словах или знак») — по словам А. П. Квятковского, «многозначный предметный образ, соединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности». Символом могут быть предметы, животные, природные явления, различные признаки предметов, недосказанные действия, полупрозрачные намеки, личностное восприятие деталей окружающего мира. Символ часто прибегает к скрытому сравнению или уподоблению. Не случайно символ или символический образ в литературе, различных видах искусства оказывается приложим практически ко всем, даже самым неожиданным, сторонам жизнедеятельности. Символическое начало всегда присутствует и при создании запоминающихся литературных характеров-образов, и при мифотворчестве.

СИМВОЛИЗМ

СИМВОЛИЗМ (от фр., греч. - знак, опознавательная примета, символ) — литературно-художественное направление, заявившее о себе в Европе в конце XIX века, связанное с обновлением поэтического языка и общекультурного мышления. Через поэзию символизм связал себя в разных странах (Франции, Бельгии, Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, России, Италии, Польше, Испании) с прозой, драматургией, литературной критикой, литературоведением, живописью, дизайном, книжной графикой, музыкой, театром, философией и богословием. Прежде всего символизм являет собой интуитивное постижение мирового единства через символическое единство окружающего гуманитарного пространства. Многие философские и эстетические установки воспринял от западного русский символизм. Манифестные выступления Н. М. Минского, А. Л. Волынского, Д. С. Мережковского на рубеже 1880 — 1890 годов, поэтические и прозаические опыты З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсова, К. Д. Бальмонта, Вяч. И. Иванова, Ф. Сологуба, А. А. Блока, А. Белого, Ю. К. Балтрушайтиса и других подчеркнули самостоятельность символизма как литературно-философского течения в русской духовной и культурной жизни. Ныне разнообразные тенденции символического мироощущения и мировосприятия стали весьма значимым наследием в отечественной литературе XX столетия.

СИНЕКДОХА

СИНЕКДОХА (от греч. - соотнесение) — один из тропов, стилистическая фигура, представляющая собой вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного отношения между ними: большее вместо меньшего или меньшее вместо большего, например: «Скажите, скоро ль нам Варшава (то есть Польша) // Предпишет гордый свой закон?» (А. С. Пушкин), «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М. Ю. Лермонтов).

СИНОНИМИЯ

СИНОНИМИЯ (от греч. - одноименность, соименность) — стилистический оборот, употребление в художественной речи слов и выражений, разных по звучанию, но одинаковых или близких по значению.

Самыми распространенными в русском языке являются лексические синонимы, которые развиваются в рамках определенной части речи: существительные (жадность - алчность), прилагательные (интересный - достопримечательный), глагольные (примыкать - присоединяться), наречные (однообразно - монотонно). Существуют также фразеологические синонимы (тянуть канитель - переливать из пустого в порожнее - толочь воду в ступе). Кроме лексических бывают синонимы морфологические (года - годы, столетия - столетья) и синонимы синтаксические (стихотворение написал - стихотворение написано). Наличие синонимии в языке отражает богатство его выразительных возможностей. Не случайно к этому приему часто прибегают русские писатели, особенно поэты. Например:

Чей страстный поцелуй живей

Твоих язвительных лобзаний?

(А. С. Пушкин)

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит.

(М. Ю. Лермонтов)

Плывем. Ни шороха. Ни звука. Тишина.

(А. Н. Апухтин)

СИНОПСИС

СИНОПСИС (гр. sinopsys обозрение) - 1) сборник сведений, статей, материалов по какому-либо вопросу (гл. образом по истории), чаще всего расположенных хронологически; 2) в богословской литературе - свод отрывков или сокращенное изложение толкований священного писания.

СКАЗ

СКАЗ — повествование от лица рассказчика-персонажа, обычно выдержанное в форме бытового говора. В русской литературе известны сказовые произведения Н. С. Лескова («Левша» (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе), П. П. Бажова (написанная в духе народного говора уральских горнозаводских рабочих книга «Малахитовая шкатулка»), Б. В. Шергина (повествующие о характере, культуре, быте, облагораживающем труде русских поморцев), М. Х. Кочнева (представляющие особенности языка, быта, рабочего фольклора ивановских ткачей). Своеобразное, точное и интересное определение сказа в «Шелковых крыльях» дал М. Х. Кочнев: «Сказ с рассказом живут рядом. Сказка тоже в дружбе с ними: рассказ и сказка как бы по бокам идут, а сказ - в середочке. У сказа, как у поговорки, уши чутки, глаза зорки. Только вот о чем не забывай: сказ не сам по земле ходит - его жизнь за собой водит».

СКАЗАНИЕ

СКАЗАНИЕ — в русском фольклоре общее название произведений исторического и легендарного характера, среди которых следует различать предания, легенды, бывальщины и т. п. Несмотря на то, что все они имеют отношение к действительным событиям, подобные произведения могут быть не всегда достоверными. Образы и сюжеты в сказаниях чаще всего отмечены следом поэтического вымысла. В древнерусской литературе сказаниями обычно называют опусы с историческим или вымышленным содержанием. Своим происхождением сказания обязаны фольклору. Именно отсюда жанровые и стилистические разновидности сказания тяготеют либо к преданиям, либо к сказам, либо к легендам. Как повествование о прошлом, сказания всегда стараются соотнести события ушедшего времени с настоящим и грядущим.

В древнерусской литературе сказания представляют собой повествовательно-житийный жанр с использованием исторических и легендарных материалов, включающих в себя традиционные образно-стилевые свойства фольклора или житийной литературы. Так, образцом древнерусского княжеского жития можно назвать анонимное «Сказание и страсть и похвала святою мученику Бориса и Глеба», пронизанное драматизмом повествования, эмоциональностью стиля и политической злободневностью. Среди наиболее заметных древнерусских сказаний, оказавших существенное влияние на развитие отечественной словесности, следует выделить «Сказание о Мамаевом побоище», «Сказание о Мономаховом венце», «Сказание о князьях Владимирских».

В отечественной литературе XIX-XX веков сказаниям прежде всего присущи приметы индивидуального творчества. Таковыми являются «Сказание о гордом Аггее» В. М. Гаршина, «Сказание о моем ровеснике» К. Д. Воробьева, «Дедовы сказанья» Б. В. Шергина.

СКАЗИТЕЛЬ

СКАЗИТЕЛЬ - исполнитель сказаний, народных эпических песен.

СКАЗКА

СКАЗКА — древнейший жанр устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Как и все народное искусство, сказка глубоко национальна, но в то же время большинство сказочных сюжетов встречается у многих народов мира. Если подобрать к слову «сказка» однокоренные слова, то в результате возникнет ряд слов, в определенной степени раскрывающий его смысл: сказка - рассказывать - сказывать. По сути сказка - то, что рассказывается, устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то, что она всегда ориентирована на вымысел, будь то нравоучительные рассказы о животных, волшебные сказки, авантюрные повести, сатирические анекдоты. Незнание сказок, как один из существенных недостатков воспитания, расценивал А. С. Пушкин: «Слушаю сказки - и вознаграждаю те недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! каждая есть поэма!»

Сказка-ложь на поверку оказывается самой настоящей правдой, потому что повествует о самом важном в нашей жизни, учит быть добрыми и справедливыми, при любых обстоятельствах противостоять злу, презирать льстецов и хитрецов, злодеев и врагов. Простые по содержанию рассказы о самых невероятных, фантастических событиях, как правило, имеют глубочайший жизненный смысл, а их нескрываемая неправдоподобность служит наиболее запоминающемуся выражению идей и поучительного смысла.

Мораль волшебной сказки всегда определяется народными представлениями о добре и зле, то есть представлениями простого народа об идеале, воплощенном в образах положительных героев, неизменно выходящих победителями в непримиримой борьбе со злом и несправедливостью. Волшебные сказки о змееборчестве, о мачехе и падчерице, неимоверно трудном добывании чудесных предметов получили всемирное распространение. В русских народных сказках самыми популярными стали сюжеты о трех царствах, о волшебном колечке, об Иване-дураке, о Сивке-бурке, о Василисе Премудрой, о Елене Прекрасной, о Кащее Бессмертном.

Необычайные приключения главного персонажа излагают авантюрные сказки. Герои их (солдат, купеческий сын, приказчик, шут) проявляют изобретательный и проницательный ум, невероятную находчивость, необыкновенную ловкость. К авантюрным сказкам примыкают исторические, сказки-новеллы о верной жене, о девушке-воине, о судьбе, о счастье. Самый распространенный вид сказок - сказки о животных, построенные на олицетворении разных зверей, птиц, рыб, несложные по своей композиции и, как правило, тяготеющие к диалогу. Если в мировом фольклоре известно около 140 сюжетов сказок о животных, то в русском фольклоре - 119, из которых значительная часть не повторяется ни у одного из народов («Лиса-повитуха», «Кот, петух и лиса», «Лиса, заяц и петух», «Терем мухи»). Многие русские сказки о животных связаны со смехом, с комическим эффектом.

Еще одна группа сказок, традиционно выделяемая в исследовательских классификациях, - бытовые (социально-бытовые). Эти сказки отражают не чудеса и перевоплощения, а реальную действительность, повседневный народный быт. По своему строению они близки к анекдоту и обычно пронизаны острой социальной направленностью. Обычно сказочник представляет крестьянина, работника или солдата в хорошо известной ему обстановке. Для русского сказочного репертуара самыми характерными являются сатирические сказки, высмеивающие бытовое поведение барина или попа. Герой бытовой сказки всегда выходит победителем в непримиримой борьбе со своими врагами.

Следует заметить, что единой классификации русских народных сказок по сей день не существует, но об одном уникальном явлении в этой связи невозможно не упомянуть. Совершенно особое место в репертуаре русских народных сказок занимают докучные сказки. Такие сказки создавались как шуточные и обязательно веселые... Они сочинялись прежде всего для того, чтобы отбиться от истовых ревнителей сказок в лице не только детей, но и взрослых. Эти произведения начинаются привычно-завлекательным зачином, а заканчиваются странной концовкой, когда внимательный слушатель оказывается в неожиданной растерянности. Несколько наиболее красноречивых примеров:

Вокруг кольца

Вокруг кольца

Ходили журавль да овца:

Сметали они стожок сенца -

Не сказать ли с конца?

Жили-были

Жили-были дедушка и бабушка.

У них было под окошечком озерцо. Бабушка говорит: «Дедушка, поди поставь вёршу, не попадет ли что?» Ему попали щука да елец, кривой жеребец.

И сказка вся.

Царь Ватута

Жил-был царь Ватута -

И вся сказка тута!

Сказка про белого бычка

«Сказать ли тебе сказку про белого бычка?» - «Скажи». - «Ты скажи, да я скажи; да сказать ли тебе сказку про белого бычка?» - «Скажи!» - «Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?»

и т. д., пока не наскучит одному спрашивать, а другому отвечать.

Русская народная сказка часто является основой авторских литературно-художественных произведений. Среди них: В. А. Жуковский, П. П. Ершов, А. С. Пушкин, В. Ф. Одоевский, С. Т. Аксаков, Л. Н. Толстой, Вс. М. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Г. Гарин-Михайловский, М. Горький, Ю. К. Олеша, A. M. Ремизов, А. Н. Толстой, М. М. Пришвин, В. В. Бианки, К. Г. Паустовский.

Народная сказка оказала заметное воздействие на живопись, мультипликацию и кинематограф, а также музыкальное творчество и театр.

СКАЗКА ЛИТЕРАТУРНАЯ

СКАЗКА ЛИТЕРАТУРНАЯ - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой (см.), но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Некоторых писатели перерабатывали фольклорные сюжеты (сказки Ш. Перро , братьев В. и Я. Гримм, "Конек-горбунок" П. П. Ершова, "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" А. С. Пушкина и др.), другие создавали оригинальные произведения в жанре С. л. (О. Уайльд "Рики-тики-тави", сказки для детей К. И. Чуковского, сатирические сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина и т. д.).

СКАЗКА ФОЛЬКЛОРНАЯ

СКАЗКА ФОЛЬКЛОРНАЯ - эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов (ср. ПРЕДАНИЕ, ЛЕГЕНДА). В С. всегда изображается противостояние добра и зла, герои делятся на положительных (Иван-дурак, Золушка, Спящая Красавица и т. д.), которые в С. являются воплощением народных представлений о высокой морали, добре, справедливости, подлинной красоте, и отрицательных (Кащей Бессмертный, дракон, злая мачеха и т. д.), олицетворяющих темные силы, враждебные человеку. Существуют три основных вида народных сказок: волшебные (иногда их называют мифическими, фантастическими, чудесными), бытовые, С. о животных.

Волшебная С., как правило, использует устойчивый набор композиционных приемов и изобразительных средств: начинается произведение зачином ("В некотором царстве, в некотором государстве...", "Жили-были..." и др.), а завершается концовкой ("Стали они жить-поживать и добра наживать"); непреложными для волшебной С. являются закон троичности, троекратного повторения (герой проходит три испытания, три боя с врагом, три сына и т. д.) и набор поэтических формул - так называемых общих мест ("Ни в сказке сказать, ни пером описать", "Конь бежит - земля дрожит" и др.); постоянные эпитеты (см.), присказки (см.).

Любимый народом герой всегда имеет волшебных помощников, в роли которых могут выступать как животные (конь, корова, серый волк), так и предметы, наделенные чудесными свойствами (кольцо, зеркальце, волшебная палочка и др.). Среди бытовых С., сюжеты которых разворачиваются не в вымышленном мире, а в некоей условной реальности, отражающей повседневный быт народа, различаются анекдотические и новеллистические. В анекдотических бытовых С. конфликт построен на одурачивании ловким и умным представителем народа - солдатом, работником, ловким вором и т. п. - глупого и жадного хозяина (попа, купца, судьи и т. п.).

Новеллистическая С., носящая ярко выраженный социально-бытовой характер, изображает повседневную жизнь человека (сюжеты о женитьбе или замужестве, об испытании жены и т. д.), прославляет тружеников (мужика, работника и т. д.) и карает бездельников (царя, барина и т. п.), повествует о противостоянии богатых и бедных, сильных и слабых, жестоких и справедливых, причем первые всегда оказываются победителями, что отражает народные представления о правде и справедливости.

Сюжеты С. о животных (о хитрой лисе и глупом волке, смелом петухе и несчастном зайчике и др.), как правило, носят развлекательно-поучительный характер, такие С. нередко имеют аллегорический смысл (см. АЛЛЕГОРИЯ), осмеивая под видом животных пороки людей. Основная черты С. - занимательность и поучительность. Поскольку С. существует в устной форме, ее текст мог иметь несколько вариантов, так как сказитель (см.) во время исполнения зачастую вносил изменения и создавал собственный вариант, однако фабула (см.) повествования при этом оставалась неизменной.

СКАЛЬД

СКАЛЬД (от исл. - поэт) — в древней Исландии и Норвегии так называли человека, владеющего мастерством стихосложения. Скальды преимущественно стремились к изощренности стиля, необычным и трудным для восприятия размерам, насыщенной выразительности. Основными жанрами поэзии скальдов являются хвалебные и хулительные песни.

СКОМОРОХ

СКОМОРОХ (чудной, игрец, потешник, веселый молодец) — в русском средневековье название бродячих актеров, которые одновременно были авторами большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных И драматических произведений. Своего расцвета скоморошество достигло на Руси в XV-XVII веках, а в XVIII столетии постепенно угасло, передав традиции своего необычайного искусства народной драме, балагану и райку. Обычный репертуар скомороха включал в себя шуточные песни, шутливые сценки, социальную сатиру, исполняемую в «скоморошьем платье» под непременный аккомпанемент домры, волынки, бубна. Скоморохи и скоморошество, как явление культурно-литературной жизни, постоянно подвергалось гонению со стороны церкви, а в XVII веке дважды издавались государственные указы о запрещении скоморошества.

СКОРОГОВОРКА

СКОРОГОВОРКА — краткое произведение устного народного поэтического творчества, обязательно построенное на аллитерациях. Состоит из подбора слов, трудно произносимых при быстром и многократном повторении всей фразы или поэтически оформленной строфы. Содержание скороговорки, как правило, носит юмористический характер; этот жанр является частью художественного мира ребенка. Наиболее любопытные примеры скороговорок:

Ехал грека через реку.

Видит грека - в реке рак.

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку греку цап.
 

Петр Первый

Пошел погулять,

Поймал перепелку,

Пошел продавать.

Просил полтинник,

Получил подзатыльник.
 

Побила меня маменька уздой

Перед избой,

Перед избицей.
 

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

Полпуховика и полполувыпуховика,

Цельный пуховик и полполувыпуховик.
 

Добр бобр для бобрят.
 

Шел Сашко по суше

И сосал сушку.

Сшит колпак не по-колпаковски.

Надо его переколпаковать.

СЛАБОЕ МЕСТО

СЛАБОЕ МЕСТО - в стихосложении слоговая позиция, на которую не падает ударение, то есть безударный как с фонетической, так и с метрической точки зрения слог; интервал между сильными слогами. Чередование сильных и слабых мест образует метр (см.).

СЛОВО

СЛОВО — в Древней Руси заглавие произведения, относящегося к торжественному красноречию. В светской литературе словом часто называли историческую повесть или историческую поэму («Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли», «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского»). В духовной литературе Древней Руси словом называлась проповедь. К этому жанру относятся посвященные церковным праздникам торжественные «Слова» Кирилла Туровского, свидетельствующие о той большой художественной высоте, на которую поднялось ораторское искусство на Руси, «Слово о покаянии» Максима Грека, «Слова» митрополита Даниила, связанные с религиозно-догматическими, обрядовыми и бытовыми вопросами. В русской литературе XX века лексема «слово» нередко употребляется для обозначения торжественного выступления («Слово о Толстом» Л. М. Леонова; «Слово благодарности» М. А. Шолохова; «Слово о Лонгфелло» В. А. Луговского) или в значении «обращение» («Слово по докладу Висс. Саянова о поэзии на пленуме ЛАПП» Б. П. Корнилова; «Слово охотника» А. Я. Яшина), или «слово о» («Слово о партизане Пустовите» Н. Н. Ушакова; «Слово о 28-ми гвардейцах» Н. С. Тихонова; «Слово Есенину» И. П. Уткина; «Слово Владимиру Маяковскому» А. А. Прокофьева).

Слово является кратчайшей единицей языка, которая выражает своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах или отношениях между ними.

СМЕЖНАЯ РИФМОВКА

СМЕЖНАЯ РИФМОВКА - рифмовка, по расположению рифмующихся стихов соответствующая схеме: аабб. При С. р. созвучны первая и вторая, третья и четвертая строки соответственно, например:

О чем, прозаик, ты хлопочешь?

Давай мне мысль какую хочешь:

Ее с конца я завострю,

Летучей рифмой оперю...

А. С. Пушкин

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА - термины литературоведения, обозначающие внутреннюю (С.) и внешнюю (Ф.) стороны художественного произведения, находящиеся в органическом единстве. К С. относятся основные смыслообразующие аспекты произведения: тема, идея, проблема, конфликт (см.). Однако С. не может существовать вне Ф., под которой обычно понимают элементы художественного произведения, имеющие формальный характер: стиль, жанр, композиция, фабула, художественная речь, ритм (см.). Иными словами, С. - то, о чем говорится к произведении, а Ф. - то, как говорится. Особым содержательно-формальным элементом считается сюжет (см.).

СОНЕТ

СОНЕТ (от итал., от прованс. - песенка) — стихотворение из четырнадцати строк, образующих два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). Возникнув в XIII веке в Италии, в разное время и в разных странах сонет приобрел различные формы и варианты. В России первый сонет написан В. К. Тредиаковским в 1735 году; впоследствии сонеты писали А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, А. А. Дельвиг, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Я. П. Полонский, А. А. Фет, А. А. Григорьев, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, И. А. Бунин, A. M. Федоров, А. А. Коринфский, Вяч. И. Иванов, И. Л. Сельвинский, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, А. А. Блок, В. А. Рождественский и многие другие выдающиеся русские поэты XVIII-XX веков. В нашей стране сонеты обычно были ориентированы на 5-ти стопный и 6-ти стопный ямб, но обращение к 4-х стопным ямбам, хореическим стихам, а также трехсложным размерам было распространенным явлением. Известны в русской поэзии и сонеты с разностопными строками, так называемые «хромые сонеты». На конструкцию данной формы стиха несомненное воздействие оказали параллелизм, перенос, анафора и другие широко употребительные явления поэтического синтаксиса.

Из всех твердых стихотворных форм европейской поэзии сонет - единственная свободно применяемая и в любовной, и в пейзажной, и в философской лирике. Четкое внутреннее членение сонета, несомненно, способствует внятному выражению самых сокровенных и разнообразных мыслей и чувств. Можно без труда выделить общие схемы развития лирического сюжета в сонете по четырем его строфам: тезис - развитие тезиса - антитезис - синтез. Наиболее яркая мысль, как правило, заключена в последних двух стихах, так называемом «сюжетном замке».

Один из лучших русских сонетов, написанных в XX столетии, принадлежит И. А. Бунину:

Собака

Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей

Ты смотришь золотистыми глазами

На вьюжий двор, на снег, прилипший к раме,

На метлы гулких, дымных тополей.

Вздыхая, ты свернулась потеплей

У ног моих - и думаешь... Мы сами

Томим себя - тоской иных полей,

Иных пустынь... за пермскими горами.

Ты вспоминаешь то, что чуждо мне:

Седое небо, тундры, льды и чумы

В твоей студеной дикой стороне.

Но я всегда делю с тобою думы:

Я человек: как Бог, я обречен

Познать тоску всех стран и всех времен.

СОЦАРТ

СОЦАРТ - постмодернистское течение в искусстве последней трети ХХ в. (термин В. Комара и А. Меламида): концептуальное искусство, сделавшее предметом изображения и средством художественного выражения язык и образы советской эпохи, ее идеологемы и мифологемы (например, коммунистические лозунги). С. деконструирует язык власти, в этом смысле он близок к политическому анекдоту. В отечественной литературе С. разрабатывался В. Сорокиным, П. Пепперштейном, Г. Сапгиром, И. Холиным и др. См. также ПОСТМОДЕРНИЗМ, КОНЦЕПТУАЛИЗМ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - официально признанный в Советском Союзе и в других социалистических странах творческий метод в литературе и искусстве, утвердившийся в конце 20-х годов XX в. С. р. отражал процесс переустройства мира в духе коммунистического идеала и с позиций марксистко-ленинской идеологии и преобладал в советской литературе до середины 80-х гг. Основными требованиями к произведению С. р. были: жизнеутверждающий пафос, народность, постановка и решение задач воспитания народных масс в духе социалистического гуманизма, верности идеалам социализма, интернационализм. Судьба человека и общества рассматривалась художниками С. р. в неразрывной связи, провозглашалась идея ответственности личности перед историей, характер героя, как правило, был обусловлен принадлежностью к тому или иному социальному слою (рабочему классу, крестьянству, интеллигенции, буржуазии и т. п.).

Основной задачей литературы считалось утверждение социалистических идеалов, изображение новых людей и новых общественных отношений. С. р., не отказываясь от реалистического принципа правдоподобия, активно эксплуатировал приемы и художественные средства романтизма: при верности бытовых и художественных деталей, произведения С. р. «приукрашивали» действительность, творили новые социальные мифы (например, о неизбежной победе коммунизма во всем мире, во имя которой отрицалась ценность отдельной человеческой личности, о массовом героизме и др.). К писателям С. р. относят В. В. Маяковского, М. А. Шолохова, А. А. Фадеева, Ф. В. Гладкова, Н. А. Островского и др.

СПОНДЕЙ

СПОНДЕЙ (от греч. - возлияние) — в русском силлабо-тоническом стихосложении условно называемое сверхсхемное ударение в двусложной стопе; не является самостоятельной стопой. В отечественной поэзии спондеи встречаются гораздо реже, чем пиррихии. В принципе, не уродуя размера стиха, спондей все же создает заметный ритмический перебой и тем самым выделяет тот или иной стих из ряда соседних. Поэтому стихотворцы иногда пользуются спондеем как средством подчеркивания нужного стиха или даже отдельного слова. В большинстве случаев спондеи приходятся на начало стиха:

Мне мил мой стол, он право мне дает...

(М. Ю. Лермонтов)

Скопление спондеев в подобных случаях отяжеляет ритм стиха, и читатель вынужден распределять интонационно ритм стихотворения. Примечательно, что в середине стиха, когда его ритмическая организация определилась, внеметрическое (сверхсхемное) ударение сильно деформирует размер, утяжеляя при этом стих. Поэтому спондей в середине строки является редкостью для русской поэзии. Употребляется он в данном случае обычно после ярко выраженной внутристиховой паузы:

Скучна мне оттепель: вонь, грязь -

весной я болен...

(А. С. Пушкин)

После сильной паузы прерванное ритмическое движение как бы начинается опять, вследствие чего спондей хотя и вызывает ритмический перебой, все же не ломает стих.

Из русских поэтов, пожалуй, только Г. Р. Державин допускал скопление спондеев в середине стиха, что, безусловно, создавало ощущение затрудненного, как бы заторможенного ритма:

Пастушьего вблизи внимаю рога зов,

Вдали тетеревей глухое токованье,

Барашков в воздухе, в кустах свист соловьев.

Рёв крав, гром жолн и коней ржанье.

(Барашки - бекасы; гром жолн - стук дятлов.)

Все внеметрические (сверхсхемные) ударения стоят, как правило, на односложных словах в начале стиха или, гораздо реже, после внутристиховой паузы.

СРАВНЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ — вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. Сравнение включает в себя сравниваемый предмет (объект сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения) и их общий признак (основание сравнения). Сравнение выполняет изобразительную и выразительную функции или совмещает их обе. Формой сравнения служит соединение двух его членов при помощи союзов «как», «словно», «подобно», «будто» и т. п. Встречается и бессоюзное сравнение («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом...» Н. А. Заболоцкий).

СТАНСЫ

СТАНСЫ (от итал. - строфа; буквально - местопребывание, остановка) — элегическое стихотворение, состоящее из небольших строф (обычно по четыре стиха, чаще всего 4-х стопного ямба), каждая из которых характеризуется законченностью. Схема рифм одинакова во всех строфах. Содержание стансов, как правило, медитативное или любовное. Расцвет стансов приходится на XVIII-XIX века (образцом могут служить пушкинские стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и «В надежде славы и добра...»), но, хотя жанровые признаки стансов неотчетливы и постепенно стираются, форма такого стихотворения сохраняется и в XX столетии (например, «Стансы» («Простишь ли ты мои упреки...») И. Северянина).

СТИЛИЗАЦИЯ

СТИЛИЗАЦИЯ — литературная умышленная или явная имитация характерных особенностей другой речевой манеры для определения поставленной художественной цели, родственная по своей жанровой принадлежности сказу и пародии. Стилизация обязательно предполагает отчуждение от собственного стиля автора, посредством чего воспроизводимый стиль сам становится объектом или субъектом художественного изображения.

СТИЛИСТ

СТИЛИСТ - человек, владеющий искусством литературного стиля, пишущий хорошим стилем.

СТИЛИСТИКА

СТИЛИСТИКА - 1) раздел теории литературы, рассматривающий свойства языка художественной литературы; 2) в языкознании - раздел, посвященный изучению выразительных средств языка.

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФИГУРА

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФИГУРА - оборот речи, применяемый для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.

СТИЛЬ

СТИЛЬ (от лат. - остроконечная палочка для письма, манера письма) — общность всех сторон и элементов произведения, обладающая несомненной авторской оригинальностью. В современном литературоведении категория стиля прилагается не только к творчеству отдельного художника слова или к его конкретному произведению, но и к определенному течению или направлению в литературе разных стран; принято говорить о национальных и религиозных стилях, а также о стилях той или иной эпохи.

СТИХ

СТИХ (от греч. - ряд, порядок, строй, строка) — художественная речь, наполненная особым ритмически организованным звучанием, в связи с которым слова расположены в непривычной для русской фразеологии композиционной последовательности. Всякий стих основан на системе повторности, определяемой четко выстроенным чередованием ударных и безударных слогов. Противоположным понятием стиху является проза, где членение текста определяется прежде всего синтаксическими паузами, расположенными в произвольной, а не изначально заданной форме.

СТИХОМИТРИЯ

СТИХОМИТРИЯ (гр. stichomythia) - распределение стихов между говорящими лицами драмы с таким расчетом, чтобы каждый ответ состоял из одного стиха.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СТИХОСЛОЖЕНИЕ — способ организации звукового состава стихотворной речи, в которой, в отличие от прозаической, текст разделяется на относительно короткие отрезки. Заданное членение на стихи является необходимым и достаточным признаком стихотворного текста.

СТИХОТВОРЕНИЕ

СТИХОТВОРЕНИЕ — написанное стихами произведение относительно небольшого объема, преимущественно лирического или гражданского звучания. В европейской культуре нового и новейшего времени стихотворение становится универсальным жанровым обозначением для всей лирики (отсюда появился термин «стихотворение в прозе» в значении «лирическая проза»). Это определяет особое внимание к графическому оформлению стихотворения: каждый стих печатается отдельной строкой, а каждая строфа - с отбивки.

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ - термин, которым обозначают прозаическое произведение, напоминающее по своему характеру лирическое стихотворение (см. ЛИРИКА), но лишенное стихотворной организации речи, то есть поэтическое по содержанию и прозаическое по форме. Как правило, в С. в п. можно определить размер (или несколько размеров, как в свободном стихе). К произведениям такого рода относятся известные "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева, "Поэмы в прозе" Ш. Бодлера и др. Таким образом, С. в п. характеризуется своеобразным сочетанием признаков стиха (см.) и прозы (см.), чем и объясняется его оксюморонное наименование: обычно прозой называют как раз такие формы речи, которые по своей организации полярны стиху. Так организованная проза может быть вкраплена в общее повествование (например, авторские отступления в "Мертвых душах" Н. В. Гоголя), но может иметь и самостоятельное значение. С. в п. - явление, возникающее на "стыке" лирики и эпоса (см.) - двух основных форм развертывания образов и организации художественной речи в литературе. См. также ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

СТОПА

СТОПА («калька» с греч. или лат. - нога, стопа, ступня; ступень; степень) — основная единица стиха в силлабо-тоническом стихосложении, представляющая собой группу слогов, состоящую из одного ударного или двух или нескольких безударных; их повторение определяет размер стиха; в конце строки (стиха) стопа нередко остается неполной. По количеству слогов стопа делится на дву-, трех- и четырехсложную. Принято различать стопы двусложные (хореическая, где ударный слог предшествует безударному, и ямбическая, где ударный следует за безударным); трехсложные (дактилическая, где ударным является первый из трех слогов, амфибрахическая, где ударным является второй из трех слогов, и анапестическая, где ударным является третий слог) и т. д. Двусложные и трехсложные стопы являются наиболее употребительными в русском стихе. Именно стопа служит важнейшим компонентом при анализе внутристрочного построения стиха.

СТРОФА

СТРОФА (от греч. - кружение, поворот) — сочетание стихов (строк), объединенных между собой каким-либо формальным признаком (рифмовкой, количеством и т. п.), который периодически повторяется и составляет ритмико-синтаксическое целое, отделенное от смежных стихосочетаний графически выделенной и заметной на слух паузой. Минимальная строфа - моностих (одностишие); максимальный ее объем в различных стиховедческих трудах объясняется по-разному и произвольно: двенадцать, четырнадцать, восемнадцать стихов. Абсолютную границу в данном случае определить невозможно. Отсюда происходит богатство строфических форм в русском стихосложении, где они играют исключительную роль в выразительном рисунке стиха и помогают раскрыть внутреннее содержание стихотворения. Среди отечественных поэтов в этом плане особенно выделяются А. П. Сумароков, А. А. Фет, А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Л. А. Мей, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Ю. С. Белаш, П. А. Ра-димов, Н. И. Тряпкин, Ю. П. Кузнецов, А. С. Кушнер, Ю. Б. Рейн, Ю. М. Кублановский.

СТРОФИКА

СТРОФИКА (от строфа) — раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в строфы, т. е. композиционное целое стихотворения, а также особенности индивидуального построения стихотворений в творчестве разных поэтов.

СТЫК

СТЫК — звукосочетание на грани двух смежных слов или словесный повтор в конце стихотворной строки и в начале следующей. Например:

На горных главах луч палящий

Кору ль льдяную растопил.

Земли ль из сердца ключ шипящий

Истоки тайные пробил?

(А. Н. Майков)

О весна, без конца и без краю,

Без конца и без краю мечта!

(А. А. Блок)

Стык широко распространен в русских народных песнях и былинах:

Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская,

Степь Моздокская!

Широко ли, далеко, степь, ты протянулася,

Протянулася,

От Саратова ты, степь, до села Царицына,

До Царицына:

Пролегла по степи большая дороженька,

Дорожка широкая...

СЦЕНАРИЙ

СЦЕНАРИЙ (итал., от лат. - сцена) — основа сценического представления или фильма в кратком изложении либо детально выписанная драматургическая форма, в которой с прямой речью персонажей сосуществует и тесно взаимодействует описательно-повествовательная речь. В театре XX века сценарий представляет собой тщательно детализированный план спектакля и наряду с текстом драматургического произведения является неотъемлемой частью современной театральной драматургии. Он составляет также основу инсценировок недраматических произведений. Наконец, сценарий - литературный фундамент художественных и документальных фильмов. Киносценарий, изначально предназначенный для чтения, часто обретает качества собственно литературного произведения («Бегство мистера Мак-Кинли» Л. М. Леонова; «Живет такой парень», «Калина красная» В. М. Шукшина; «Заповедник» А. Г. Битова). Существуют также оперные, балетные и пантомимические сценарии, которые чаще именуются либретто.

СЮЖЕТ

СЮЖЕТ (от фр. - предмет) — развитие действия, ход событий в повествовательных, драматических и лирических произведениях. «Сюжет, - по определению В. В. Кожинова, - живая последовательность всех многочисленных и многообразных действий, изображенных в произведении, - не может быть пересказан, ибо, <...> произведение и есть наиболее сжатый, не имеющий ничего лишнего, рассказ о сюжете, словесное воплощение сюжета».

СЮРРЕАЛИЗМ

СЮРРЕАЛИЗМ - (франц. surrealisme, букв. - сверхреализм) - авангардистское (см. АВАНГАРДИЗМ) течение в западноевропейском искусстве и литературе ХХ в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом - разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреалисты были последовательными противниками реализма. С. сложился в 1920-х гг., его приверженцами были писатели А. Бретон, Ф. Супо, Т. Тцара, Л. Арагон, П. Элюар, художники М. Эрнст, Ж. Арп, Ж. Миро, С. Дали, П. Блум и др. С. повлиял на зарождение ряда течений в европейской и латиноамериканской литературе ХХ в.

Предыдущая страница Следующая страница