Наши партнеры

https://artwoodbase.ru баня из необрезной доски липы. Необрезная доска липа для бани.

Литературный словарь
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

НАДПИСЬ

НАДПИСЬ — малый стихотворный жанр, восходящий к античной эпиграмме. Краткая надпись к статуе, портрету, на книге, в альбом и пр. была популярна в русской поэзии XVIII и начала XIX веков. Таковы, например, «Надпись к статуе Петра Великого», «Надпись на иллуминацию», «Надпись на оказание высочайшей милости ее величества в Москве, 1753 года», принадлежащие В. М. Ломоносову; таковы надписи А. С. Пушкина «К портрету Жуковского», «Царскосельская статуя», «На статую играющего в свайку», «На статую играющего в бабки»; «Надпись к портрету князя Петра Ивановича Багратиона» Д. В. Давыдова; «Надпись к картине (Ангел спасает две души от сатаны)» А. С. Хомякова; шутливая «Надпись на своем портрете» А. Н. Апухтина. Текст последней надписи таков:

Взглянув на этот отощавший профиль,

Ты можешь с гордостью сказать:

«Недаром я водил его гулять

И отнимал за завтраком картофель».

НАЗВАНИЕ

НАЗВАНИЕ - См. ЗАГЛАВИЕ

НАПЕВНЫЙ СТИХ

НАПЕВНЫЙ СТИХ - один из интонационных типов стиха, наряду с декламационным (ораторским) и говорным. Различают три вида Н. с.: куплетный, песенный, романсный. См. также ИНТОНАЦИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ

НАПРАВЛЕНИЕ (течение, школа) — литературная общность, способная носить самый разный характер, исторически складывающаяся в ходе литературного процесса. Постепенно наряду с понятием «направление» стали употреблять синонимичное, но более нейтральное по сути понятие «течение». Как и направление, течение отличается отчетливо явленной смысловой неопределенностью. Школой принято обозначать небольшое объединение литераторов, близких по художественным устремлениям и принципам, как правило, сформулированным теоретически в манифестах, программах и т. п.

НАРОДНОСТЬ

НАРОДНОСТЬ - 1. Близость художественного произведения, его духа широким народным массам; способность выражать и художественно воплощать общенародные, общенациональные интересы, взгляды, пристрастия, настроения, симпатии и антипатии, "быть верным действительности при изображении и низших, и средних, и высших сословий" (В. Г. Белинский). Проявляется в правдивости содержания, глубине и значительности идей, в пафосе, сюжете, характерах, средствах художественной выразительности. Н. не является сугубо внешней категорией, а определяется в значительной степени духом произведения, его внутренней связью с народом, общенациональными приоритетами.

2. Воспроизведение в фольклоре и литературе народной психологии, изображение и оценка событий с точки зрения народа, связь произведения с народной образностью и символикой.

НАРОДНЫЙ СТИХ

НАРОДНЫЙ СТИХ - тонические стихотворные формы устного народного творчества: говорной стих (поговорки, пословицы, загадки, прибаутки), речитативный (былины, баллады, исторические песни, духовные стихи), песенный (лирические песни).

НАТУРАЛИЗМ

НАТУРАЛИЗМ (от фр.; от лат. - природа) — один из основных стилей, одно из ведущих направлений литературы XIX-XX веков. В широком смысле слова натурализм определяется как биологизм, соединяющий в себе опыт понимания одушевленной и предметно-материальной природы через эволюцию самой природы. В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» В. М. Толмачев подчеркивает, что именно биологизм мироотношения определяет отношение натурализма к задачам творчества: «Натуралисты сравнивают себя с естествоиспытателем, медиком, знатоком низовой народной жизни, экспериментатором, инженером литературы, психологом, создателем этюдов и очерков, репортером».

Натурализм по-разному и в разное время обозначил свои приоритеты в национальных литературах. В русской литературе - это прежде всего «бытописательство», «реализм» и «правдоподобие». Становлению эстетических принципов отечественного натурализма во многом способствовали литературно-критические и публицистические работы В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. К. Михайловского, A. M. Скабичевского, В. В. Чуйко, Л. Е. Оболенского. Наиболее заметные достижения русского натурализма связаны с именами П. Д. Боборыкина, Д. Н. Мамина-Сибиряка, И. Н. Потапенко, Л. Н. Андреева, Ф. Сологуба.

"НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА"

"НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА" - литературное течение, сыгравшее важную роль в развитии русской литературы 40 - 50-х гг. XIX в. Н. ш. - Н. ш. - особый этап в развитии русского реализма, преемственно связанный с именем Н. В. Гоголя: художники Н. ш. развили творческие и идейные принципы писателя. Главным идеологом Н. ш. был В. Г. Белинский ("Взгляд на русскую литературу 1847 г."). Через период увлечения идеями Н. ш. в ранний период творчества прошли Д. В. Григорович, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов и др. Программными для Н. ш. стали сборники "Физиология Петербурга" (1845) и "Петербургский сборник" (1846). Русской Н. ш. был свойствен обостренный интерес к теме "маленького человека" из социальных "низов". Художественные принципы Н. ш. наиболее четко выразились в жанре "физиологического очерка" - произведения, ставящего своей целью предельно точное фиксирование определенных социальных типов (помещика, крестьянина, чиновника, городского бедняка и т. п.), их бытовых и профессиональных особенностей, привычек и т. д., в "физиологическом очерке" часто использовались статистические и этнографические данные. Кроме "физиологического очерка" основными жанрами Н. ш. были роман и повесть (например, "Бедные люди" Ф. М. Достоевского, "Обыкновенная история" И. А. Гончарова). Определение Н. ш. принадлежит Ф. Булгарину, иронически обозначившему этим словосочетанием новое направление.

НАТЮРМОРТ

НАТЮРМОРТ литературный (от фр. - мертвая природа) — словесное изображение различных неодушевленных предметов: утвари, плодов, срезанных цветов, съестного, атрибутов искусства. Как отдельное произведение под заглавием «натюрморт» в словесно-художественном творчестве встречается очень редко, однако натюрмортные вставки и вкрапления в текст широко распространены и в поэзии, и в прозе. Например, в стихотворении Г. Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская» читаем:

Я озреваю стол, - и вижу разных блюд

Цветник, поставленный узором:

Багряна ветчина, зелены щи с желтком,

Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,

Что смоль, янтарь-икра, и с голубым пером

Там щука пестрая - прекрасны!

В качестве классического натюрморта в прозе можно привести знаменитое описание бюро Плюшкина из поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя: «Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которую хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов». Оригинальный образец «живого» натюрморта представляет собой стихотворение художника и поэта XX века П. А. Радимова «Блины»:

Кучу больших рогачей,

круторогих в обхвате, раздвинув,

Чапельник цепкий взяла баба:

пекутся блины;

В липовой кадке опара,

туда и ныряет половник;

Смазана маслом,

шипит жаркая сковорода.

Шлепнется тесто ноздристым,

прилипчивым комом в середку

И, разойдясь по краям,

круг весь займет на огне.

Полымя бок зарумянит,

а чапельник сунется в печку, -

Чтобы тот блин не сгорел,

вынуть его на шесток.

Нож с деревянною ручкой,

скользнувши под испод немедля,

Блин на весу обернет,

снова тот сунут на жар.

Вот и испекся. А вышел красавцем,

с двойною середкой.

Пышен, поджарист, румян, коркой,

как хворост, хрустит.

Целую стопку сложила в тарелку

таких же стряпуха,

После на стол подала к ним

из пера помазок,

В масло топленое в чашке его

обмакнуть не забыла.

Коли ты в гости пришел,

тут же садись и за стол.

Мажь, не жалеючи сдобы:

еда ведь на редкость какая!

Блин и другой закусив,

добрую бабу хвали.

(Чапельник - сковородник, укрепленная на рукояти железная лопаточка с крючком для захватывания сковороды).

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА - СМ. ФАНТАСТИКА

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ - разновидность литературного языка: один книжных стилей речи, обслуживающий сферы науки и образования.

НЕБЫЛИЦА

НЕБЫЛИЦА - жанр устного народного творчества: небольшое по объему прозаическое или стихотворное повествование, обычно комического содержания, в основе сюжета которого лежат несообразность, абсурд, изображение перевернутой, нарочито искаженной действительности; сказка, основанная на нарушении смысловой сочетаемости слов, «перевертыш». Например:

Жил высокий гражданин

Маленького роста…

У него детишек нет,

Только сын и дочка.

Сыну восемнадцать лет –

В люлечке качается.

Дочке года полтора –

Замуж собирается.

В литературе к жанру Н. обращались многие детские писатели, например: К. И. Чуковский «Путаница».

НЕКРОЛОГ

НЕКРОЛОГ (от греч. - мертвый; слово, речь) — печатный отклик на чью-либо кончину, содержащий сведения о жизни и деятельности умершего. Специального исследовательского интереса заслуживают некрологические или «поминальные» статьи, посвященные писателям. Под некрологической статьей следует понимать весьма распространенный в литературной критике второй половины XIX века тип сжатого монографического очерка творчества писателя, являющийся одновременно непосредственным и оперативным откликом на его кончину, призванный не столько провозгласить дифирамб, сколько дать подробную, порой нелицеприятную аттестацию созданного автором. Особое внимание обращают на себя объемные некрологические материалы, посвященные И. С. Тургеневу, М. Е. Салтыкову-Щедрину, Ф. М. Достоевскому, И. А. Гончарову.

НЕЛЕПИЦА

НЕЛЕПИЦА , поэзия нонсенса (бессмыслица, нелепость) — литературный жанр, связанный с художественным приемом заостренно-комедийного изображения действительности, основанным на сознательном нарушении логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми поступками и явлениями. Хотя этот жанр считается специфически английским, его традиции оказали воздействие на всю мировую литературу. Аналог английской традиции нелепицы можно найти в русских докучных сказках (например, «Царь Додон»: «Жил-был царь Додон - Замарал себе ладонь!»), в частушечных нескладушках:

Сидит заяц на заборе,

Не женатый, холостой,

Опоясавши осокой,

К осени жеребится.

НЕОЛОГИЗМ

НЕОЛОГИЗМ (от греч. - новый; слово; понятие) — слово, оборот речи, словосочетание, созданные для обозначения нового предмета, явления или выражения нового понятия (астронавт, космодром, компьютерщик, видеотехника). После того, как слово начинает широко употребляться, оно перестает быть неологизмом (колхоз, комсомолец, профсоюз, пятилетка, совхоз, шагающий экскаватор). Вместе с тем некоторые неологизмы перешли уже в разряд устаревших слов (губком, наркомат, нэпман, продразверстка и др.). Неологизм может возникнуть в быту (карманник, взяточник, мешочник, рублевка, афганец), появиться в качестве заимствования из другого языка (синхрофазатрон, риэлтер).

Возникновение некоторых новых слов и понятий связано с именами писателей: Н. М. Карамзина (будущность, общественность, человечность, промышленность), М. Е. Салтыкова-Щедрина (злопыхательство), В. Г. Белинского (миросозерцание), А. И. Герцена (гласность, перестройка), В. В. Маяковского (прозаседавшиеся). Однако неологизм, созданный автором конкретного произведения с определенной стилистической целью, чаще всего не получает широкого распространения и не входит в словарный состав языка: «помужествуем» (Н. М. Языков), «зеленокудрые» (Н. В. Гоголь), «стальная конница» (С. А. Есенин), «громадье», «многопудье», «молоткастый», «серпастый» (В. В. Маяковский), «надвьюжный» (А. А. Блок).

НЕОМИФОЛОГИЗМ

НЕОМИФОЛОГИЗМ - концепция, рассматривающая мифологизм (соотнесенность с мифом) как наиболее характерную форму художественного мышления искусства ХХ века. Согласно этой концепции, весь ХХ век предстает как сложная система искусно сопрягаемых и взаимоотражающих друг друга культурно-эстетических мифов. Н. - специфическая для ХХ века форма художественного мышления, предполагающая особое отношение к мифологическим сюжетам, образам и символам, которые не столько воспроизводятся, сколько проигрываются или пересоздаются, тем самым рождая новые мифы, соотносимые с современностью. Таким образом, неомифологическое искусство ХХ века как бы постоянно ссылается на древнейшие образцы, соизмеряет себя с избранной культурной традицией (например, в "Докторе Фаустусе" Т. Манна, в роли мифа выступают различные легенды и художественные произведения (К. Марло, И. В. Гете) о докторе Иоганне Фаусте, волшебнике и чернокнижнике, жившем в ХVI в. и продавшем душу дьяволу). См. также МИФ

НЕОРЕАЛИЗМ

НЕОРЕАЛИЗМ - течение в литературе второй половины ХХ века: так называемая "традиционная проза", ориентированная на традиции классики (возвращение к реалистической эстетике XIX века) и обращенная к историческим, социальным, нравственным, философским и эстетическим проблемам современности. Примером неореалистического произведения может считаться роман Г. Н. Владимова "Генерал и его армия" (1994). См. также РЕАЛИЗМ

НЕОРОМАНТИЗМ

НЕОРОМАНТИЗМ - возрождение романтической традиции в литературе конца XIX - начала XX столетия, с последующим ее переосмыслением и дополнением. Для Н. характерны романтическое двоемирие (конфликт идеального и реального), повышенный интерес к сильной личности и т. д. К Н. относят творчество таких художников рубежа веков, как К. Бальмонт, А, Блок и др. См. также РОМАНТИЗМ

НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ

НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ — особый прием повествования, форма передачи чужой речи, сочетающая в себе элементы прямой и косвенной речи. Этот прием широко распространен в прозе XX-начала XXI века, но истоки его обнаруживаются уже в начале XIX столетия. Несобственно-прямая речь позволяет писателю сочетать собственно авторскую характеристику с самохарактеристикой героя. Здесь отражаются языковые особенности чужого высказывания, манера речи персонажа произведения. В несобственно-прямой речи эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, передается не от имени литературного героя, а от имени автора, рассказчика, который в этом случае выражает мысли и чувства своего персонажа, сплавляет воедино его речь со своей речью. Таким образом воспроизводится «внутренняя речь» героя, его размышления, настроения (и в этом плане «говорит» он), но выступает за него автор. Поэтому объективная оценка событий совмещается с преломлением их сквозь призму восприятия персонажа. Характерным типом несобственно-прямой речи является форма вопросительных и восклицательных предложений. Например: «Что удерживало его? Робость, гордость или кокетство хитрого волокиты? Это было для нее загадкою». (А. С. Пушкин). «Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае!» (Л. Н. Толстой).

НОВАТОРСТВО

НОВАТОРСТВО - отказ от традиции или ее принципиальная ломка, выражающаяся в обновлении содержания (идей, тем, проблем, пафоса) и формы (образной системы, изобразительных средств) произведения; открытие нового пути в литературе. Развитие литературы идет во взаимодействии Н. и традиции.

НОВЕЛЛА

НОВЕЛЛА (от итал. - новость) — жанр повествовательной литературы, небольшой по объему рассказ, отличающийся от обычного рассказа острым, нередко парадоксальным сюжетом, четкостью композиции, отсутствием описательности, словесной отточенностью и неожиданной концовкой. Жанр сложился в Италии в эпоху Возрождения. Новелла занимает значительное место в творчестве таких зарубежных писателей, как Э. Т. А. Гофман, П. Мериме, Э. А. По, Ги де Мопассан, О. Генри, Дж. Лондон, Э. Хемингуэй. Из русских писателей признанными мастерами новеллы являются А. П. Чехов, М. Горький, А. С. Грин, И. Э. Бабель, В. А. Каверин, В. П. Катаев, К. Г. Паустовский, С. К. Никитин.

НОКТЮРН

НОКТЮРН (от фр. - ночной) — заимствованное из музыки авторское обозначение (заголовок или подзаголовок) литературно-художественного произведения на ночные темы. В литературе понятие «ноктюрн» схоже с такими, как «ночь», «ночная пьеса», «ночная повесть». Круг образов ноктюрна обычно охватывает мрачные размышления о жизни и смерти, лирические картины ночной природы, мистические и любовные переживания. Пример ноктюрна:

Что томленье ночное?

Под золой уголек.

Дотлевает земное,

Вечный день недалек,

Но в томленье ночное

Кто-то душу увлек.

В эти мрачные воды

Загляделась луна...

Ни любви, ни свободы,

Ни блаженного сна...

В эти мрачные воды

Погрузилась она.

(Ф. Сологуб)

«Ночные стихи» нередко встречаются в творчестве М. Н. Муравьева, М. В. Милонова, А. Н. Майкова, А. А. Фета, С. Я. Надсона, И. Ф. Анненского, И. Северянина, Ф. Сологуба, Н. М. Рубцова, И. А. Бродского и многих других поэтов XVIII-XX веков.

Предыдущая страница Следующая страница