Наши партнеры

Live-ставки на odds booster

Литературный словарь
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

КАКОФОНИЯ

КАКОФОНИЯ - неприятное для слуха сочетание слов в поэзии (или звуков в музыке).

КАЛАМБУР

КАЛАМБУР (от фр. - игра слов) — стилистический оборот или самостоятельная миниатюра, основанная на нарочит той или невольной двусмысленности, порожденной сходным звучанием слов и словосочетаний, имеющих разное значение и придающих речи или тексту оттенок комизма. Например: «Имя Осип не нравилось ей, потому что напоминало гоголевского Осипа и каламбур: "Осип охрип, а Архип осип"» (А. П. Чехов); «Оптимистенко: Виноват, гражданин, как же можно Пашку увязать. Проситель: Это верно, одному никак не можно увязать» (В. В. Маяковский).

В юмористических и сатирических стихотворениях в качестве добавочной стилистической детали используется каламбурная рифма, построенная на омонимических словах или словосочетаниях, представляющих игру слов:

Область рифм – моя стихия.

И легко пишу стихи я;

Без раздумья, без отсрочки

Я к строке бегу от строчки.

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром.

(Д. Д. Минаев)

Женихи, носов не весьте,

Приходя к своей невесте.

Ценят золото по весу,

А по шалостям - повесу.

В полудневный зной на Сене

Я искал напрасно сени,

Вспомнив Волгу, где, на сене

Лежа, слушал песню Сени:

«Ах, вы, сени мои, сени!..»

(Д. Д. Минаев)

КАЛАМБУРИСТ

КАЛАМБУРИСТ - мастер придумывать каламбуры.

КАЛАМБУРНАЯ РИФМА

КАЛАМБУРНАЯ РИФМА - составная рифма, образованная неожиданным сочетанием слов, например: "даже к финским скалам бурым обращаюсь с каламбуром" (Минаев).

КАЛЕВАЛА

КАЛЕВАЛА - эпос карело-финского народа, собранный Э. Ленротом и изданный им в 1835 г. Калевала отражает древний быт и воззрения карельского народа. Главный герой Калевалы - певец, земледелец, рыбак и охотник Вяйнямейнен.

КАЛЕВИПОЭГ

КАЛЕВИПОЭГ - эстонский народный эпос, составлен и издан в 1861 г. Ф. Крейцвальдом; в основе эпоса лежат народные предания и песни о богатыре-исполине Калеве.

КАЛЛИОПА

КАЛЛИОПА (гр. Kalliope) - в древнегреческой мифологии - старшая из девяти муз, покровительница эпоса и красноречия.

КАНОН

КАНОН (от греч. - норма, правило) — система устойчивых норм и правил создания словесно-художественных произведений определенного стиля, обусловленного мировоззрением и идеологией эпохи. Художественный канон является не только образцом, но и критерием положительной оценки всех произведений, созданных по его правилам. Канон обычно является эталоном художественного творчества. Особое значение канон имел для литературы XVIII века, когда существовала строгая система жанров и традиционных формул. В литературе XIX-XX столетий, когда происходит разрушение идеологических основ и моральных устоев, канон как нормативное предписание перестает существовать.

Каноном называют также вид религиозного гимна, своим содержанием выражающего суть празднуемого события и его внутреннее значение. Каноны бывают полные - из девяти песен - и неполные -из одной-четырех песен. На Руси канон известен с XII века.

КАНТАТА

КАНТАТА (ит. cantata от cantare петь) - вид лирического торжественного стихотворения.

КАНТИЛЕНА

КАНТИЛЕНА (лат. cantilena петь) - старинная лирико-эпическая французская песня.

КАНЦОНА, КАНЦОНЕТТА

КАНЦОНА, КАНЦОНЕТТА (ит. canzone песня, canzonetta песенка) - вид лирического стихотворения в старофранцузской и итальянской поэзии (Данте, Петрарка).

КАПИТОЛО

КАПИТОЛО (capitolo) - староитальянский термин, ныне в других языках мало употребительный, означает поэму, написанную терцинами; каждая глава Божественной комедии Данта - капитоло, так как, имея заключительный стих, должна быть рассматриваема с точки зрения строфичности, как завершенное целое.

КАРИКАТУРА

КАРИКАТУРА (от итал. - перегружать) — намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение внешности, черт характера, манеры говорить какого-либо лица, а также ироническое утрирование каких-то событий. Карикатура по своим свойствам и направленности жестче юмористического, но мягче и тоньше гротескового. В отличие от комически обыгрывающей чужое пародии, карикатура по своей природе и выполняемым задачам оригинальна. Карикатурны многие образы, созданные Н. В. Гоголем, Ф. М. Достоевским, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А. П. Чеховым, М. А. Булгаковым, М. М. Зощенко. Особую область карикатуры в литературе составляют имена собственные: Скорбященский, Трясучкин, Гегемониев, Доброзраков, Двоекуров, Негодяев, Грустилов, Перехват-Залихватский - у М. Е. Салтыкова-Щедрина; Щелколобов, Подзатылкин, Измученков, Заплаксина, Салютов, Шельмецов, Укусилов, Прекрасновкусов - у А. П. Чехова; Бельмесов, Морщинкин, Банкин, Макаронов, Пылинкина, Цацкин, Колесакин, Подходцев - у А. Т. Аверченко... Перечень подобных имен весьма обширен, а начинать его следует с комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

КАСИДА

КАСИДА - в арабской поэзии - близкое к оде стихотворение хвалебного или поучительного характера, рифмующее первые две строки, а дальше - через строку.

КАТАЛЕКТИКА

КАТАЛЕКТИКА (гр. katalёktikos конечный) - учение об окончании стиха, то есть о слогах, расположенных после последнего ударения стихотворной строки.

КАТАЛЕКТИЧЕСКИЙ СТИХ

КАТАЛЕКТИЧЕСКИЙ СТИХ (μέτρον καταληκτικός, versus catalecticus) - стих, в котором длина последней стопы по слогам уменьшена; например, дактилический каталектический гекзаметр, ŪUU // ŪUU // ŪUU // ŪUU // ŪUU // ŪU, где последняя каталектическая стопа - трохей ŪU после усечения краткого слога U, ‘nōn ego; nām satis ēst equitēm mihi plāudere, ut āudax’ (Hor. Serm. I 10, 76); или например, ямбический каталектический диметр после гликонея в фалекейском одиннадцатисложном стихе, ŪŨ // ŪUUŪ // // UŪ // UŪ // U; где последняя каталектическая стопа - первый короткий слог U ямбического метра после усечения трёх остальных Ū // UŪ.

КАТАРСИС

КАТАРСИС (от греч. - очищение, прояснение, освобождение души от тягостного и ненужного, а тела от вредных веществ) — введенный Аристотелем в «Поэтике» термин, связанный с его учением о трагедии и обозначающий душевную разрядку зрителя, который, сопереживая событиям, разворачивающимся в трагедии, испытывает сострадание к героям пьесы, неподдельный страх за их судьбу. Это волнение и приводит зрителя к катарсису, то есть очищает его душу, возвышает над окружающей действительностью и в конечном итоге оказывает на него глубокое воспитательное воздействие.

КАТАФОРА

КАТАФОРА - употребление слова (словосочетания), в смысл которого входит отсылка к другому слову (словосочетанию), следующему далее в тексте, например: когда я у нее последний раз был, Маша плохо выглядела; потрясающая новость: наш шеф женится!

КАТАХРЕЗА

КАТАХРЕЗА (гр. katachrёsis злоупотребление) - соединение противоречивых, несовместимых понятий, например "электрическая конка"; обычно представляет ошибку, но в некоторых случаях входит в обиход, например "красные чернила".

КАТЕХИЗИС

КАТЕХИЗИС (гр. katёchёsis наставление, поучение) - краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов.

КАТРЕН

КАТРЕН - (от франц. quatrain - четыре) - вид строфы (см.): четверостишие, строфа из четырех строк:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

А. С. Пушкин

КИПРИЙ

КИПРИЙ (гр. cyprios) - в античной метрике, сложная, пятисложная, семиморная стопа; короткий + долгий + два коротких + долгий слог, UŪUUŪ.

КИТЧ (КИЧ)

КИТЧ (КИЧ) - (от нем. Kitsch - халтура, дурной вкус) - произведения массовой литературы, рассчитанные на невзыскательный вкус. К. характеризуется подчеркнутым эклектизмом, нарочитостью. Может быть непреднамеренным и намеренным (художественный прием, создающий иронический, пародийный эффект). "По сути, К. есть зарождение и одна из разновидностей постмодернизма. Произведение, принадлежащее к К., должно быть сделано на высоком художественном уровне, в нем должен быть увлекательный сюжет. Но это не настоящее произведение искусства в высоком смысле, а искусная подделка под него. В К. могут быть глубокие психологические коллизии, но там нет подлинных художественных открытий" (В. Руднев).

КЛАССИКИ

КЛАССИКИ (от лат. - самый выдающийся, образцовый) — все писатели,определенных исторических периодов, считающихся временем расцвета той или иной национальной культуры, чьи творения сохраняют значение образцовых и «знаковых», а также все крупные писатели, творчество которых вошло в сокровищницу не только национальной, но и всемирной литературы. К такому представлению восходят понятия классической традиции и классической манеры. Классиками, кроме того, именуют специалистов по классической филологии.

КЛАССИЦИЗМ

КЛАССИЦИЗМ (от лат. - первоклассный, образцовый) — литературно-художественное направление, зародившееся в эпоху Возрождения и продолжавшее свое развитие до первых десятилетий XIX века. В историю литературы как понятие классицизм вошел в конце XIX-начале XX века. Основные его приметы определялись в соответствии с драматической теорией XVII века и с основными идеями трактата Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674). Классицизм рассматривался как направление, ориентирующееся на античное искусство. В определении классицизма выделяли прежде всего стремление к ясности и точности выражения, равнение на античные образцы и строгую подчиненность правилам. В эпоху классицизма обязательными были принципы «трех единств» («единство времени», «единство места», «единство действия»), которые стали условным обозначением трех правил, определяющих организацию художественного времени, художественного пространства и событий в драматургии. Своей долговечности классицизм обязан тем, что писатели этого направления понимали собственное творчество не как способ личного самовыражения, а как норму «истинного искусства», обращенного к общечеловеческому, неизменному, к «прекрасной природе» как постоянной категории. Строгий отбор, стройность композиции, набор определенных тем, мотивов, материал действительности, ставшей объектом художественного отражения в слове, были для писателей-классицистов попыткой эстетического преодоления противоречий реальной жизни. Поэзия классицизма устремлена к ясности смысла и к простоте стилистического выражения. Хотя в классицизме и развиваются активно такие прозаические жанры, как афоризмы (максимы) и характеры, особенное значение в нем имеют драматические произведения и сам театр, способный ярко и органично исполнять одновременно нравоучительную и развлекательную функции.

Коллективной эстетической нормой классицизма является категория «хорошего вкуса», выработанная так называемым «хорошим обществом». Вкус классицизма многословию предпочитает краткость, вычурности и сложности выражения - ясность и простоту, экстравагантному - благопристойное. Основным законом классицизма является художественное правдоподобие, которое изображает вещи и людей такими, какими они должны быть в соответствии с нравственной нормой, а не такими, какие они есть в реальности. Характеры в классицизме строятся на выделении одной главенствующей черты, что должно превратить их в универсальные общечеловеческие типы.

Выдвигавшиеся классицизмом требования простоты и ясности слога, смысловой наполненности образов, чувства меры и нормы в построении, сюжете и фабуле произведений до сих пор сохраняют свою эстетическую актуальность.

КЛАУЗУЛА

КЛАУЗУЛА (от лат. - заключение, концовка) — конец стихотворной строки, состоящей из слогов, следующих за последним ударением. Различаются следующие клаузулы.

Односложная, мужская клаузула (дорогой):

Старик! я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас -

Зачем?.. Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах,

Душой дитя, судьбой монах.

(М. Ю. Лермонтов)

Двусложная, женская клаузула (дорогая):

Не все-то на севере худо,

Не все на родном некрасиво:

Нет! Ночь наша майская - чудо!

Июньская светлая - диво!

(В. Г. Бенедиктов)

Трехсложная, дактилическая (дорожающий):

Ночи безумные, ночи бессонные,

Речи несвязные, взоры усталые...

Ночи, последним огнем озаренные,

Осени мертвой цветы запоздалые!

(А. Н. Апухтин)

Четырехсложная, гипердактилическая клаузула (дорожающие):

Лунный дьявол, бледно-матовые,

Наклонил к земле рога.

Взоры, призрачно-агатовые,

Смотрят с неба на снега,

Словно тихо мир захватывая

В сети хитрого врага.

(В. Я. Брюсов)

КЛИМАКС

КЛИМАКС - вид градации, ряда выражений, относящихся к одному и тому же явлению; причем выражения эти располагаются в порядке повышающейся значимости, т. е. так, что каждое из них усиливает значение предыдущего («нарастание»), например: «Вы должны были бы... испустить ручьи... что я говорю! - реки, озера, моря, океаны слез» (Достоевский).

КОДА

КОДА (ит. coda букв. хвост) - добавочный стих в сонете и других стихотворных формах, имеющих точное число строк.

КОЛИЧЕСТВО ЗВУКА

КОЛИЧЕСТВО ЗВУКА - относительная долгота или краткость звука.

КОЛЛИЗИЯ

КОЛЛИЗИЯ - (от лат. collisio - столкновение) - отображенная в художественном произведении борьба противоположных взглядов, интересов, стремлений, жизненных принципов, выражающаяся в конкретных событиях Типы К.: любовная, нравственная, социальная и т. д.

КОЛОН или КОЛА

КОЛОН или КОЛА (гр.) - объединение стоп в известную систему, которая оканчивается большой (рифменной) паузой, что можно назвать также стихом, либо стихотворной строкой; в ударном стихосложении основное ударение - ударение стопы, следующее по силе - диподическое, т. е. главное ударение двух объединенных стоп, и, наконец, - сильнейшее колоническое или строчное ударение - превалирующее ударение в стихе.

КОЛОРИТ

КОЛОРИТ - (от лат. color - краска, цвет) - в живописи - сочетание цветов, тонов, оттенков, в литературе - компонент эмоциональной окраски художественного произведения. Часто К. реализуется в "цветовом решении" той или иной сцены, всего произведения в целом (доминанта красного, черного, серого в главе "Бой" в "Пастухе и пастушке" В. Астафьева, преобладание ярких, сочных тонов и оттенков желтого в "Солнечном ударе" И. А. Бунина, серый цвет как атмосфера человеческого существования в чеховской "Даме с собачкой" и т. п. ).

КОЛЬЦО

КОЛЬЦО - разновидность повтора (см): обрамление, повторение в конце произведения каких-либо элементов его начала (звуковых, лексических, синтаксических, смысловых).

Не пой красавица при мне

(звуковое К.)

Стихия Александра Блока -

Метель, взвивающая снег.

Как жуток зыбкий санный бег

В стихии Александра Блока.

Несемся - близко иль далеко? -

Во власти цепенящих нег.

Стихия Александра Блока -

Метель, взвивающая снег.

Ф. Сологуб

(лексическое и синтаксическое К.)

КОМЕДИЯ

КОМЕДИЯ (от греч. - веселая процессия и песнь) — один из двух основных драматургических жанров, отражающий смешное и «низкое»; всякая смешная пьеса. По Аристотелю, разница между трагедией и комедией состоит в том, что одна «стремится подражать худшим, другая лучшим людям, нежели нынешние». Комедия занимает заметное место во всех литературных направлениях от античности до современности. В России этот жанр активно разрабатывался у классицистов в XVIII веке, хотя считался гораздо ниже эпоса и трагедии. Тем не менее именно русская литература данного периода едва ли не самых больших успехов достигла именно в национальной комедии (Д. И. Фонвизин). В XIX столетии самые выдающиеся комедии в мировой литературе были созданы в России А. С. Грибоедовым, Н. В. Гоголем, А. Н. Островским и А. П. Чеховым. Примечательно, что Островский называл комедиями всевозможные пьесы, в том числе и такие драматичные, как «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»; подзаголовок «комедия» дал своей «Чайке» А. П. Чехов, а в «Вишневом саде» именно комедийным началом старался как бы сгладить печаль прощания с уходящим прошлым. В литературе XX века к лучшим образцам комедии по праву относят «Мандат» и «Самоубийцу» Н. Р. Эрдмана и пьесы М. А. Булгакова.

Выделяются следующие жанрово-тематические виды комедий: античная комедия (посвященная Дионису культовая драма, исполняющаяся хором и актерами); комедия-балет (драматическая форма, созданная Ж. Б. Мольером, включавшим в действие комедии балетные сцены); бытовая комедия (наиболее общее название комедий на темы повседневной жизни); комедия масок или комедия дель арте (главный элемент жанра - коллективное творчество актеров, которые выступали не только как исполнители, но и как авторы пьес, причем каждый вносил что-то новое, используя свой профессиональный и культурный опыт); комедия идей (пьесы, в которых в остроумной форме обсуждаются различные теории и идеи); комедия интриги или комедия положений (жанр комедии, основанный на сложном сюжете с несколькими линиями и резкими поворотами действия); комедия нравов (жанр, в котором основное внимание уделено манерам и поведению героев, живущих по определенным общественно-этическим правилам); комедия «плаща и шпаги» (жанр испанской комедии, получивший свое название от костюмов главных персонажей - дворян, наделенных чувством собственного достоинства, верой и преданностью королю); сатирическая комедия (форма комедии, созданная с целью обличать и высмеивать пороки и глупость общества); сентиментальная комедия (пуританская чувствительная драма); слезная комедия (содержание такой комедии носило морально-дидактический характер, а трогательные сентиментальные сцены вытесняли в ней комические); ученая комедия (жанр, распространенный в Италии XVI века, возникший в результате подражания античной комедии, использовавший традиции остросюжетной итальянской новеллистики); комедия характеров (здесь изображалась гипертрофированная односторонность человеческих качеств - лживость, ханжество, хвастовство и т. п.).

КОМИКС

КОМИКС (от англ. - комический, смешной) — жанр массовой литературы; небольшая книжка или серия рисунков с краткими сопроводительными текстами, образующими связное повествование, развлекательного характера. Комикс возник в американских газетах 1890-х годов, а широкое распространение получил в 30-е годы XX века. Огромные тиражи сборников комиксов стали одним из основных видов печатной продукции в США. Основная тематика книжек-комиксов: приключения животных; смешных героев; приключения популярных героев кинофильмов; «Дикий Запад» (вестерны); похождения суперменов; приключения в джунглях; преступления; подвиги солдат во время Второй мировой войны; «классические» комиксы с предельно сжатым пересказом пьес Шекспира, романов Ч. Диккенса, американских писателей. Примитивность изобразительно-выразительных средств, утрата изначального комизма в угоду низкому содержанию (прославление грубой физической силы, жестокости, агрессивности) свидетельствуют о том, что комиксы не несут в себе никакого эстетического заряда и, по словам ученых-психологов, отрицательно воздействуют на психику массового читателя, особенно детей. Тем не менее в последние десятилетия комиксы получили широкое распространение во многих странах, в том числе и у нас.

КОМИЧЕСКОЕ

КОМИЧЕСКОЕ - (от греч. komikos - смешной, веселый) - эстетическая категория, отражающая противоречия действительности и содержащая их критическую оценку. В основе К. - противоречие, несоответствие безобразного и прекрасного, ничтожного и возвышенного, реального и идеального и т. п. Виды К.: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск.

КОММЕНТАРИЙ

КОММЕНТАРИЙ (от лат. - толкование) — жанр филологического исследования, представляющий собой разъяснительные примечания к словесно-художественному, публицистическому, литературно-критическому, литературоведческому тексту. В России комментирование началось с первых публикаций памятников древнерусской литературы. Принято различать следующие виды комментариев: текстологический (включает в себя анализ источников текста, его историю, обоснование конъектур), реальный (сообщает о событиях и лицах, упоминаемых в тексте), историко-литературный (прослеживает связи конкретного произведения с различными явлениями литературы), лингвистический (поясняет особенности словоупотребления у того или иного писателя и непонятные слова). Порой комментарий издается как самостоятельное исследование отдельной книгой. Например: Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий; Бродский Н. Л. «Евгений Онегин». Комментарий к роману А. С. Пушкина; Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий; Белов СВ. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий; Пустовой П. Г. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». Комментарий; Фомичев С. А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий; Вишневский К. Д. Поэма В. В. Маяковского «Хорошо!». Комментарий; Пинаев М. Г. Роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Комментарий. В зависимости от назначения и степени освещенности тех или иных вопросов комментарий бывает популярным и научным.

КОМПАРАТИВИЗМ

КОМПАРАТИВИЗМ (от лат. comparativus сравнительный) - сравнительный литературно-исторический метод в литературоведении (установление сходства и исторического развития образов, сюжетов в произведениях литературы и фольклора разных народов) и в языкознании (установление соответствий между родственными языками с целью восстановления более древнего их состояния).

КОМПИЛЯЦИЯ

КОМПИЛЯЦИЯ (от лат. - ограбление) — работа, составленная путем заимствования фрагментов чужих произведений или на основе чужих текстов без самостоятельной обработки источников и без ссылок на авторов.

КОМПОЗИЦИЯ

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. - складывание, построение) — одна из формальных сторон литературного произведения: соответствующее расположение деталей в крупных частях текста и их взаимное соотношение. Законы композиции преломляют важнейшие свойства художественного сознания и непосредственные связи различных явлений. Композиция вместе с тем обладает содержательной значимостью, ее приемы заметно обогащают смысл изображаемого. Она представляет собой систему сопоставлений либо по сходству, либо по контрасту. Композиция литературного произведения включает своеобразную расстановку персонажей, событий и поступков героев, способов повествования, подробностей обстановки, поведения, переживаний, стилистических приемов, вставных новелл и лирических отступлений. Важнейший аспект композиции - последовательность введения изображаемого в текст, способствующая развертыванию художественного содержания. В основе временной организации произведения лежат определенные закономерности. Каждое последующее звено в тексте должно что-то приоткрывать читателю, обогащать его какими-то сведениями, тревожить его воображение, чувство, мысль, которые не вызвали той или иной реакции сказанным ранее. Существенными звеньями композиции являются повторы и вариации. В литературе XIX-XX веков заметна склонность к усложненному построению, требующему пристального читательского внимания. Таковы произведения Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. А. Булгакова, М. А. Шолохова, Л. М. Леонова и ряда других писателей.

КОМПОНЕНТ

КОМПОНЕНТ - как термин поэтики, в учении о литературной композиции обозначает такие части произведения, которые могут быть выделены как существенные для его строения и состава; в качестве внешних компонентов произведения могут рассматриваться: глава, строфа, даже иногда отдельная фраза, стопа и пр.; или - стилистически обособленные моменты, как повествовательные, описательные части, прямые и косвенные характеристики, диалог, лирические отступления, поскольку они характерны в своих сочетаниях для композиции целого; или - такого рода части, как вступление, заключение, эпилог и т. п.; компонентами могут обозначаться и элементы внутренней структуры: сюжет, тема, мотив, отдельные персонажи в их группировках.

КОНСОНАНС

КОНСОНАНС - (фр. consonance от лат. consonans) - рифма с различными ударными гласными (кедр - бодр).

КОНСПЕКТ

КОНСПЕКТ - (от лат. conspectus обзор) - краткое изложение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи и т. п.

КОНСТАНТА

КОНСТАНТА (от лат. - постоянный) — постоянный признак, определяющий ритмическую природу стиха в различных системах стихосложения. Обычно термин «константа» употребляется в более узком значении - это постоянное ритмообразующее ударение в конце стиха. Так, в русском силлабо-тоническом стихе в каждой строке есть несколько метрических ударений, но только последнее - константа, остальные же могут пропускаться. Примером тому может служить пиррихий в ямбе.

КОНСТРУКТИВИЗМ

КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. - построение) — литературно-эстетическое направление 1920-х годов, объявившее себя новой литературной школой. История конструктивизма, его идеологические, общественно-эстетические принципы яркое отражение нашли в творчестве И. Л. Сельвинского. Идеологом направления, теоретиком конструктивистского стиха был К. Л. Зелинский. К конструктивистам принадлежали поэты В. А. Луговской, Э. Г. Багрицкий, Н. Н. Ушаков, В. М. Инбер, прозаики и очеркисты Е. И. Габрилович, Н. Огнёв, Б. Н. Агапов. Себя конструктивисты называли «конструкторами», а свои произведения «конструэмами». Претендуя на создание конструктивистского стиля в поэзии, конструктивизм провозгласил основные творческие принципы так называемого «мотивированного искусства»: «смысловую доминанту», «уплотнение смысла», повышение смысловой нагрузки на «единицу словесного материала», «локальный прием», «инфляцию прозы», введение в поэзию четко разработанного сюжета, приемы звукозаписи, насыщение произведения этнографическим, статистическим и прочим научным материалом.

КОНТАМИНАЦИЯ

КОНТАМИНАЦИЯ (от лат. - соприкосновение, смешение) — в текстологии с оединение текстов разных редакций одного произведения. К ней прибегают в тех случаях, когда существующие источники не дают редакции, соответствующей предполагаемому замыслу автора. Контаминация приводит к созданию предположительного текста, не во всем соответствующего авторскому. Таковым, например, является текст поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон».

КОНТЕКСТ

КОНТЕКСТ (от лат. - сцепление, соединение, связь) — относительно законченная часть письменной или устной речи, в которой слово, фраза, а также любое средство художественной выразительности (язык, поэтическая фигура, стихотворный ритм и т. д.) обретают конкретный смысл, точное значение и определенное стилистическое единство. Контекст позволяет судить о содержательных, эстетических и иных особенностях произведения не только в пределах его текста, но и в сопоставлении с другими текстами предшествующей и современной эпох. Контекст, как правило, определяет отбор слов данного стилистического ряда. Нарушение контекста, с одной стороны, разрушает художественное единство текста и художественный образ (например, вне контекста невозможно уловить иронию), а с другой, иногда используется для создания стилистического эффекта (например, в пародиях). Кроме того, следует учитывать, что контекст находится в тесной зависимости от индивидуальных способностей воспринимающего.

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ (от лат. - столкновение) — схватка между персонажами литературно-художественного произведения или между персонажами и средой, героем и обстоятельствами, противоречие внутри сознания героев. Характером конфликта определяется своеобразие эстетического содержания произведения. Термин «конфликт» в литературоведении значительно потеснил и в чем-то заменил термин «коллизия», который Г. -Э. Лессинг и Г. -В. -Ф. Гегель использовали в качестве обозначения различных острых столкновений идеологического и социально-бытового характера, прежде всего свойственных драме.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ

КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. - понятие) — искусство идеи, когда художник создает и представляет не столько художественное произведение, сколько определенную художественную концепцию.

В России концептуализм в качестве особого художественного направления заявил о себе в неофициальном искусстве 1970-х годов. В поэзии это течение связано с творчеством В. Н. Некрасова, Я. Н. Сатуновского, Д. А. Пригова, Л. С. Рубинштейна, в прозе - В. В. Сорокина. Отталкиваясь от стремления к чистоте и самодостаточности выделенной художественной формы, концептуалисты переводят главную проблематику в другую плоскость, занимаясь не формой самой по себе, а условиями ее возникновения, не столько текстом, сколько контекстом. Отсюда концептуализм иногда именуют «контекстуализмом».

В художественной практике концептуализм переходит от авторского монологизма к множественности равноправных языков. В результате не автор создает художественный язык, а язык — автора. Тезис «не мы владеем языком, а язык - нами» нашел наиболее непосредственное художественное воплощение именно в концептуализме.

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ - (от лат. conceptio - восприятие) - система взглядов, точка зрения; способ рассмотрения каких-либо явлений; общий замысел.

КОНЦОВКА

КОНЦОВКА - устойчивая словесная формула, которой завершаются сказки, былины и другие произведения устного народного творчества: "Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало" (сказочная К.); "Тут ему и славу поют..." (былинная К.) и др.

КОНЪЕКТУРА

КОНЪЕКТУРА (от лат. - догадка, предположение) — исправление или восстановление испорченного текста, расшифровка текста или его частей, не поддающихся прочтению.

КОРАН

КОРАН - (от ар. quran чтение) - основная "священная" книга ислама, сборник религиозно-догматических, мифологических и правовых текстов.

КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

КОСВЕННАЯ РЕЧЬ - передача речи другого лица, поставленная в формальную зависимость от речи лица, ее передающего, в противоположность прямой речи, переданной дословно, вне зависимости от речи лица, служащего передатчиком; примеры: прямая речь: Он сказал: «Я завтра приду»; косвенная речь: Он сказал, что он завтра придет»; в русском языке косвенная речь связывается с речью лица передающего с помощью союзов что и будто с изменением форм лица прямой речи применительно к лицу передающему.

КОСВЕННЫЙ ВОПРОС

КОСВЕННЫЙ ВОПРОС - вопросительное предложение, связанное с другим предложением и относящееся, как зависимое, к глаголу или глагольному слову, входящему в это другое предложение: «Расспроси хорошенько, что за приезжий»; «Его мучила мысль, останется ли он жив».

КОСМОНИМ

КОСМОНИМ - См. ПСЕВДОНИМ

КРИПТОНИМ

КРИПТОНИМ - См. ПСЕВДОНИМ

КРИТИК

КРИТИК - (гр. kritikos) - писатель, занимающийся критикой художественных, научных, публицистических и др. произведений.

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ

КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ (от греч. - искусство разбирать) — «Пристрастное интуитивно-интеллектуальное прочтение словесно-художественных текстов, пронизанное при этом интересами, волнениями, соблазнами, сомнениями, связующими словесное искусство с многоцветной реальностью жизни» (В. В. Прозоров). Почти всегда представляя в одном лице и писателей, и читателей, литературный критик является обязательным посредником на пути словесно-художественного текста от автора к читателю. Именно литературный критик, как правило, становится первым интерпретатором нового произведения, возбуждает полемику вокруг него, определяет пути и направления разворачивающейся дискуссии по поводу наиболее значимых литературных явлений.

Следует различать профессиональную, писательскую и читательскую литературную критику. Профессиональная критика подразумевает литературно-критическую деятельность, ставшую для автора главным родом занятий. Она занимает как бы пограничное положение между словесно-художественным творчеством и литературоведением. Писательская критика, отличающаяся нетрадиционностью взглядов и мышления, ассоциативностью, осознанным субъективизмом, подразумевает литературно-критические и критико-публицистические выступления тех литераторов, чье творчество в основе своей состоит из художественных текстов (статьи, дневники, записные книжки, письма В. А. Жуковского А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова, А. А. Блока, М. Горького, А. Т. Твардовского, А. П. Платонова, Л. М. Леонова, В. П. Астафьева, А. И. Солженицына). Читательская критика - это самые разные реакции на художественную словесность людей, профессионально не связанных с литературной деятельностью.

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА

КРЫЛАТЫЕ СЛОВА (строки) — цитаты и выражения из литературно-художественных произведений, различные изречения исторических лиц, имена мифологических, фольклорных и литературных персонажей, оторвавшиеся от первоисточника и получившие вторую жизнь в обыденной речи («лебединая песнь», «растекаться мыслью по древу», «Фома неверующий», «не от мира сего», «начало конца», «сверхчеловек», «Сизифов труд», «не в своей тарелке», «рыбак рыбака видит издалека», «на всякого мудреца довольно простоты», «есть еще порох в пороховницах», «не мудрствуя лукаво», «слона-то я и не приметил» и т. п.). Своеобразие крылатых слов заключается в их афористичности, которая чаще всего приобретается на протяжении конкретного временного отрезка. Весьма существенной является роль крылатых строк в формировании общенационального языка (строки У. Шекспира, М. де Сервантеса, И. В. Гете, И. А. Крылова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского и ряда других). Источником пополнения крылатых слов являются античные и библейские мифы, фольклорные произведения разных жанров, всемирная художественная литература, публицистика, мемуары, опубликованные исторические документы.

КСЕНИИ

КСЕНИИ - (гр. xenia) - короткие стихотворения в форме эпиграмм и афоризмов; первым так назвал свои застольные эпиграммы древнеримский поэт Марциал.

КУЛЬМИНАЦИЯ

КУЛЬМИНАЦИЯ (от лат. - вершина) — момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению. В литературно-художественных творениях эпических жанров, значительных по объему, таких как «Анна Каренина» и «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Идиот» и «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» М. А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Лес» и «Пирамида» Л. М. Леонова, где, как правило, переплетаются несколько сюжетных линий, возможны не одна, а несколько кульминаций, каждая из которых может играть решающую роль в восприятии текста читателями.

КУМУЛЯЦИЯ

КУМУЛЯЦИЯ - (от лат. cumulatio - увеличение, скопление, нагромождение) - количественное накопление тех или иных элементов в произведении. Термин используется применительно к фольклору (например для обозначения принципа организации композиции в так называемых кумулятивных сказках "Колобок", "Теремок", "Репка" и др.).

КУПЛЕТ

КУПЛЕТ (от фр. - связка) — строфа песни; куплет - неотъемлемая часть вставной песни в водевиле, оперетте, эстрадном шоу. В классицизме куплетами назывались строфы в комедии, сатире, басне, стансами - в элегиях, собственно строфами - в одах.

КУПЮРА

КУПЮРА (от фр. - разрезать) — сокращение или пропуск в тексте литературно-художественного, публицистического, литературно-критического произведения. Часть текста может быть исключена самим автором, а также редактором, составителем, цензором, чтецом-исполнителем. Понятие купюры тесно связано с историей цензуры и является одним из основных приемов ее деятельности. В XVIII-XX столетиях в нашей стране купированию без какого-либо обозначения в тексте подвергались почти все переводные литературно-художественные книги и отечественные произведения. Купюры, сделанные другими лицами, как правило, могут быть восстановлены по прошествии времени или при переизданиях текстологами. Купюры же, появившиеся в результате авторской работы над текстом, нередко утрачиваются навсегда.

КУРТУАЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА

КУРТУАЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА - (фр. courtois любезный, вежливый) - литература западноевропейского средневековья, посвященная воспеванию рыцарской чести, любви и т. д.

КУСТОДЫ

КУСТОДЫ - (от лат. custos страж) - в старинных рукописных и печатных книгах - помещенные в конце страницы первое слово или первый слог следующей страницы; заменяет колонцифру - цифру, указывающую порядковый номер страницы книги, журнала и т. д.
 

Предыдущая страница Следующая страница