Наши партнеры

Ставки на пляжный волейбол

Литературный словарь
Статьи на букву "Б"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

БАЙТ

БАЙТ (букв. дом, палатка) - по-арабски стих, являющийся вместе с тем и древнейшей строфой (т. к. он состоит из двух полустиший: шатр или мисра - букв. половина, створка двери), а с европейской точки зрения скорее двустишием, иногда равным 30 и более слогам.

БАКХИЙ

БАКХИЙ (ο βακχειος, bacchius, вакхический) - в античной метрике, простая стопа, трёхсложная, пятиморная; краткий + долгий + долгий слог, UŪŪ. Употреблялся преимущественно в гимнах в честь бога Вакха и у латинских поэтов.

БАЛЛАДА

БАЛЛАДА (фр., от прованс. - танцевальная песня) — жанр лирической поэзии, носящий повествовательный, сюжетный характер. Развивалась баллада из народной плясовой песни любовного содержания. Наиболее существенное влияние на всю европейскую литературу оказала англо-шотландская народная баллада трагического звучания с отрывистым повествованием, таинственностью, драматическим диалогом. Основные темы баллад - кровавая месть, несчастная любовь, исторические эпизоды (например, о пограничных войнах), легенды (например, о Робине Гуде).

Мрачный колорит баллад особенно ощутим во всех переводных и оригинальных произведениях этого жанра В. А. Жуковского. Баллада как сюжетное стихотворение представлена в поэзии А. С. Пушкина («Песнь о вещем Олеге»), М. Ю. Лермонтова («Баллада» и «Воздушный корабль»), И. С. Тургенева («Баллада»), А. К. Толстого («Василий Шибанов»). Здесь обычно разрабатывалась сказочная, любовная или историческая тематика.

Героикой военно-революционных событий в России XX века проникнуты баллады Н. С. Тихонова, С. А. Есенина, Э. Г. Багрицкого, Н. Н. Асеева. Во время Великой Отечественной войны жанр баллады занял заметное место в творчестве К. М. Симонова, П. Г. Антокольского, М. А. Матусовского и др. В последние десятилетия к балладе нередко (хотя некоторые произведения балладами названы весьма произвольно) обращаются Р. И. Рождественский, А. А. Вознесенский, А. П. Межиров, Е. А. Евтушенко, Э. А. Асадов и другие поэты.

БАЛЛАДНАЯ СТРОФА

БАЛЛАДНАЯ СТРОФА - вид строфы. Первоначально баллады писались так называемыми Б. с., в которых четные и нечетные стихи состояли из разного количества стоп:

Есть монахиня в древних Драйбургских стенах:

И грустна и на свет не глядит;

Есть в Мельрозской обители мрачный монах:

И дичится людей и молчит.

В. А. Жуковский

Позднее закрепленность балладной строфы за жанром ослабла, поэты-романтики, в частности, изобретали для своих Б. новые разнообразные строфы.

БАРД

БАРД (от др. - ирланд.) — придворный певец в древней Ирландии, в чьи обязанности входило прославление благородных подвигов и неустрашимой отваги королей и высокопоставленных лиц. Вплоть до XVII века барды оставались единственными хранителями устного эпоса. Их поэзия оказала заметное воздействие на английских поэтов-романтиков. Ныне это слово приобрело более широкое значение: бардом называется исполнитель своих собственных песен, обычно под аккомпанемент гитары.

БАРОККО

БАРОККО (от порт. — жемчужина неправильной формы) — одно из направлений в искусстве и литературе XVII века, сохранившееся и развивавшееся в некоторых европейских странах (Германия, Австрия, Италия, Россия) и в XVIII столетии. Термин употребляется как для обозначения главенствующего стиля искусства или литературы, так и отдельных направлений и стилей. Понимание барокко в широком смысле дает возможность говорить не только о его художественных стилях, но и о философии и науке барокко, о «человеке барокко». При этом подразумеваются не только определенные внешние формы быта и культуры, но и «чувство природы», «барочный космизм» - проникновение в различные концепции художественного мышления, фантастики и т. д.

Барокко противоречиво и потому способно сочетать в себе чувственность и духовность, аскетизм и безудержное веселье, отвлеченную символику и натуралистичность, наивную простоту и сознательную усложненность. В барокко всегда ощутимо стремление к напряженному, неожиданному, поражающему воображение сочетанию идей и образов. Среди многочисленных признаков барокко выделяются вычурные сравнения, метафоры и гиперболы. Литература барокко, способствовавшая выработке реалистических средств художественного изображения, отличается энциклопедизмом, вбирает поражающий своей редкостью и экзотичностью внелитературный материал.

В России барокко начиналось с первых опытов виршевой поэзии, публицистики и проповеди XVII века. Оно связано с именами Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева. Обилие натуралистических подробностей позволяет говорить о приметах барокко в «Жизнеописании протопопа Аввакума». Второй период развития барокко в России связан прежде всего с переходом к новой системе стихосложения. О значительности и эстетической ценности наследия барокко свидетельствуют обращения к его художественным средствам в творчестве М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, Г. Р. Державина.

БАСА

БАСА - анакруса со второстепенным ритмическим ударением.

БАСНЯ

БАСНЯ — (в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля дано следующее определение: «<...> вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного <...> словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными») - короткий рассказ в стихах или прозе нравоучительного характера, где в аллегорической форме изображаются человеческие поступки и социальные отношения. В поучительном сюжете басен действующими лицами чаще всего являются условные басенные звери или вещи. В России басня получила широкое распространение с середины XVIII века. Среди видных русских баснописцев в первую очередь вспоминаются имена А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева, В. А. Жуковского, В. Л. Пушкина, других известных стихотворцев. Своего расцвета на российской почве басня достигает в творчестве И. А. Крылова. «Басни Крылова, - писал В. Г. Белинский, - сокровищница русского практического смысла, русского остроумия и юмора, русского разговорного языка; они отличаются и простодушием и народностью». Не случайно дидактика крыловских басен легко воспринимается школьниками начальных классов. В русской литературе XX века наиболее существенные достижения в басенном жанре связаны с именами Д. Бедного и С. В. Михалкова, хотя этот вид стихотворчества приобретает особую популярность в советскую эпоху. «Изобличителям» недостатков и изъянов развивающегося социалистического общества посвящена ироничная и остроумная «Новогодняя басня» А. Т. Твардовского (1959):

Так повелось издревле в мире:

Где праздничный спешит на елку дед,

Там бабке будничной - сатире

Понятно, места нет.

К тому же басня - жанр особой меры,

Дошедший к нам из глубины веков,

И в наши дни удел ее таков:

Прибрал к рукам сначала Михалков,

А вслед за ним - пенсионеры.

Взялись чесать -

Держись, печать! -

Забыв про отдых на досуге,

Пороки наши и недуги

Изобличать...

И тем не менее следует помнить, что басня всегда была и остается до сих пор труднейшей формой поэзии, а баснописец - чрезвычайно редкое явление в литературе.

БАТРАХОМИОМАХИЯ

БАТРАХОМИОМАХИЯ (война лягушек и мышей) - древнегреческая поэма в 304 стиха; написана в начале V в. до христианский эры в духе одержавшей победу демократии; карикатура на высокий стиль гомеровского эпоса, прославлявшего героев свергнутой аристократии.

БЕДНАЯ РИФМА

БЕДНАЯ РИФМА - рифма, в которой согласные звуки совпадают только после ударного гласного, например: «страх» и «размах».

БЕЗУДАРНЫЙ СЛОГ

БЕЗУДАРНЫЙ СЛОГ - См. УДАРНЫЙ СЛОГ

БЕЛЛЕТРИСТ

БЕЛЛЕТРИСТ - писатель, работающий в области беллетристики.

БЕЛЛЕТРИСТИКА

БЕЛЛЕТРИСТИКА (от фр. - изящная словесность) — огромный, разнообразный содержательно и разноплановый тематически весь книжный массив, лежащий за пределами высокого искусства, имеющий отношение к прозаическим произведениям. Чаще всего беллетристика становится уделом второстепенных авторов, но при этом к ней всегда приложим критерий литературного качества, никогда не опускающийся до пределов читательского ширпотреба. Беллетристика может быть и развлекательной (типичные примеры - произведения Ф. В. Булгарина, В. И. Даля, И. И. Лажечникова, Г. П. Данилевского, В. И. Немировича-Данченко, Ю. П. Германа, П. Ф. Нилина, Ю. С. Семенова) и серьезной, содержательно насыщенной (книги П. Д. Боборыкина, Ф. М. Решетникова, Н. И. Успенского, Д. А. Фурманова, Ф. Сологуба, Н. А. Островского, А. А. Фадеева, А. С. Серафимовича). Беллетристика никогда не бывает однородной, и именно поэтому, если мы отграничиваем второй ряд прозаических произведений от первого, то и внутри второго ряда необходимо качественное разделение произведений отечественной изящной словесности в зависимости от их воздействия на литературный процесс и читательское сознание конкретной исторической эпохи.

Нередко этот термин употребляется для характеристики установившейся манеры письма. Существует также понятие «беллетризация» применительно к сочетанию научно-документального материала с элементами художественного повествования в научно-художественной литературе. Ярким примером тому могут служить многочисленные беллетризованные биографии выдающихся деятелей культуры и науки, государственных и общественных деятелей, более ста лет печатающиеся в популярной серии «Жизнь замечательных людей».

БЕЛЫЙ СТИХ

БЕЛЫЙ СТИХ — название стопных стихов без рифм, произошедшее от того, что окончания стихов, где обычно помещается созвучие (рифма), остаются в звуковом отношении незаполненными, т. е. «белыми». Возникновение белого стиха непосредственно связано с рифмованным стихом, в соотношении с которым и ощущается отсутствие рифмы. Широкое распространение получил в драматических («Борис Годунов», «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина; «Стено», «Искушение святого Антония» И. С. Тургенева; «Князь Таврический» А. Н. Апухтина) и эпических стихотворных произведениях («Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова; книги поэм В. А. Луговского «Жизнь», «Середина века»). В лирике белый стих широко использует различные стихотворные размеры, но окончания стиха нередко подбираются по системе, как правило, предусмотренной рисунком и замыслом строфы. Одним из многочисленных примеров тому может служить стихотворение Д. С. Самойлова:

Что-то вылепится

Из глины.

Что-то вытешется

Из камня.

Что-то выпишется

Из сердца.

Будь как будет! Не торопись!..

БЕОВУЛЬФ

БЕОВУЛЬФ (VIII в.) - англосаксонская эпопея о герое Беовульфе, который побеждает Бреку в плавании, поражает морских чудовищ, освобождает датчан от великана-людоеда Гренделя (похищавшего воинов из палат короля Хродгара) и его свирепой матери, затем он становится королем, обороняет свой народ от дракона, но сам погибает от яда убитого им чудовища; написан древнегерманским аллитерированным стихом; является эпическим памятником мирового значения наряду с песнями о Нибелунгах, Роланде, Сиде и т. п.

БЕССОЮЗИЕ

БЕССОЮЗИЕ , или асиндетон (от греч. - несвязанное) — такое построение поэтической речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены для усиления выразительности и оживления фразы. Классические примеры бессоюзия в русской поэзии:

Швед, русский колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет.

(А. С. Пушкин)

Прямо дороженька, насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

(Н. А. Некрасов)

БЕСТИАРИЙ

БЕСТИАРИЙ (лат. bestiarius) - средневековый литературный жанр, содержащий описание зверей с аллегорическим их истолкованием.

БЕСТСЕЛЛЕР

БЕСТСЕЛЛЕР (от англ. - товар) — книга, пользующаяся наивысшим спросом среди покупателей. Применительно к книжному рынку англоязычных стран (в первую очередь США) это слово употребляется с 1890-х годов. В последние десятилетия оно стало широко употребляться в русской литературной критике и книготорговой практике России.

БИБЛЕИЗМЫ

БИБЛЕИЗМЫ - См. Крылатые слова

БИБЛИОГНОЗИЯ

БИБЛИОГНОЗИЯ (руководство к познанию книг) - то же что и книговедение или библиология.

БИБЛИОГРАФИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ - (от греч. biblion - книга и grapho - пишу)

1. Отрасль знания о методах и способах составления указателей, списков, обзоров произведений печати.

2. Перечень книг, журналов и статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и т. п.).

3. Отдел в периодических изданиях, посвященный краткому разбору недавно вышедших книг.

БИБЛИОФИЛИЯ

БИБЛИОФИЛИЯ (гр. букв. любовь к книгам) - собирание книг, особенно редких.

БИБЛИЯ

БИБЛИЯ (гр. biblia книги) - название собрания произведений религиозной литературы, признаваемого в христианской и иудейской религиях священным. Различаются христианская и еврейская Библии; первая, кроме книг, входящих в состав еврейской Библии, содержит еще ряд произведений древнехристианской литературы, так называемый Новый завет; еврейская часть христианской Библии называется Ветхим заветом. Как целое Библия представляет собой сборник, состоящий из разносторонних частей и написанный в разные времена, в котором представлены почти все литературные жанры (ритуальные и юридические трактаты, хроники и космогонические мифы, саги и народные песни, религиозная и эротическая лирика, собрания притч и изречений и т. д.). Объединяющим началом для отдельных частей Библии является одна общая религиозная идея.

БИСПЕЛЬ

БИСПЕЛЬ (ср. в. нем. bîspel, новонемецк. Beispiel) - форма средневековой немецкой дидактической поэзии, изложенная в двустишиях краткая притча о людях, животных или растениях.

БИТНИК

БИТНИК (англ. beat бить, разбить) - представитель литературного движения, возникшего в США в 50-х гг., характеризующегося субъективизмом, анархическими настроениями.

БОГАТАЯ РИФМА

БОГАТАЯ РИФМА - рифма, в которой согласные звуки совпадают и до и после ударного гласного, например: «страх» и «кострах».

БРАХИГРАФИЯ

БРАХИГРАФИЯ (гр. brachys короткий + grapho пишу) - общее название всякой системы сокращенного письма.

БРАХИЙ

БРАХИЙ (ο βραχος πους, brachys, краткий) - в античной метрике, псевдо-стопа (т. е. не имеющая ритм. ударения), односложная, одноморная; краткий слог, U. Употребляется в анакрузе.

БРАХИКАТАЛЕКТИЧЕСКИЙ СТИХ

БРАХИКАТАЛЕКТИЧЕСКИЙ СТИХ - стих, усеченный на стопу по сравнению с предыдущим, например: «До рассвета поднявшись, коня оседлал знаменитый Смальгольмский барон» - второй стих короче.

БРАХИКОЛОН

БРАХИКОЛОН - короткочленное стихотворение, каждая строка которого состоит из одного слога, например: Гол Бес Шел В лес. Вдруг Стоп. Жук В лоб. Бес Рад: Влез В ад.

БРАХИТ

БРАХИТ - античный метр, образуемый одним кратким словом; в русском стихосложении невозможен.

БРАХИХОРЕЙ

БРАХИХОРЕЙ - в античной метрике, производная стопа, образуется брахием и хореем в том случае, когда хорей вводит анакруза из одного краткого слога, брахия, U // ŪU.

БРАХМАНЫ

БРАХМАНЫ - древнейшая форма индийской прозаической литературы, толкование предписанных ведами ритуала жертвоприношений, собрание мифов: космогонические мифы, миф о потопе, миф о жертвоприношении отцом сына и т. д.

БРЕВИАРИЙ

БРЕВИАРИЙ (Breviarium) - первоначально конспект, впоследствии - римско-католический молитвенник на латинском языке, содержащий псалмы, отрывки из священного писания отцов церкви, жития святых, гимны и др. С XVI в. эти молитвенники стали обязательными для всех католиков.

БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ

БРОДЯЧИЕ СЮЖЕТЫ - термин, использующийся литературоведами и исследователями устного народного творчества для обозначения сюжетов, имеющих сходство в фольклоре и литературе разных народов. Появление Б. с. связывают с взаимодействием народных культур и миграцией людей. К Б. с. относят, в частности, сюжеты о Золушке, Дон Жуане и др., в русской литературе – сюжет о кавказском пленнике.

БРОШЮРА

БРОШЮРА (от фр. - сшивать) — печатное издание объемом от 5 до 48 страниц (по международному стандарту), являющееся одним из самых распространенных средств массовой пропаганды. Брошюры стали предшественниками газет и журналов и чаще всего выпускались в качестве своевременного отклика на определенную политическую тему. Как массовые издания, с начального периода книгопечатания брошюры выходили в виде листков-памфлетов и специальных руководств. Особую популярность этот вид издания приобрел во второй половине XIX и в XX веке как самое удобное и практически незаменимое средство распространения общественно-политических и религиозных идей, а также научно-популярных и литературно-эстетических знаний. В брошюрный объем всегда укладывались выходившие на протяжении нескольких десятков лет интереснейшие выпуски многотиражной «Библиотеки "Огонек"», которые, следуя традициям иллюстрированного журнала, еженедельно дарили читателям избранные произведения в прозе, поэзии, литературной критике, публицистике (Ю. М. Нагибина, Ю. П. Казакова, В. Т. Шаламова, А. Т. Твардовского, Е. А. Евтушенко, В. Я. Лакшина, В. Н. Турбина, A. M. Туркова, Ю. Г. Буртина и многих-многих других).

БУКОЛИКА

БУКОЛИКА , БУКОЛИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ  (от греч. - пастушеский) — обозначение жанра античной поэзии в широком значении этого понятия, впервые оформившегося в творчестве древнегреческого поэта Феокрита (IV—III вв. до н. э.). Источниками буколики стали как литературная традиция, так и устное народное творчество, прежде всего песни сицилийских пастухов о Дафнисе, первом сочинителе пастушеских песен, его любви и смерти. Персонажами буколик поэтому чаще всего оказывались пастухи, состязающиеся между собой в пении, обсуждающие будничную жизнь, рассказывающие о своей возвышенной или неразделенной любви. В буколиках всегда рисуется прекрасный южный пейзаж, безмятежная мирная жизнь, а все горести персонажей связаны только с несчастной любовью. Важнейшими формами буколики являются идиллия, эклога и буколический роман. Стилизация и обособленный интерес к жизни обыкновенного человека среди природы, как две основные характеристики античной буколики, определили главные пути ее воздействия на различные направления в новой европейской литературе.

БУЛЬВАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА

БУЛЬВАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА (фр.) - произведения, лишенные художественного значения и рассчитанные на невзыскательный, дурной вкус; изобилуют похождениями преступников, любовными приключениями и т. п.

БУРИМЕ

БУРИМЕ (от фр. - рифмованные концы) — стихотворение, написанное на заранее заданные рифмующиеся слова, которые нельзя изменять или переставлять и которые должны быть связаны между собой осмысленным текстом, хотя эти слова могут быть и тематически несхожими. Буриме были популярны в России в «легкой поэзии» XVII-XIX веков (В. Л. Пушкин, Д. Д. Минаев и др.), их составление порой являлось предметом состязания нескольких стихотворцев или литературной игры.

БУРЛЕСК

БУРЛЕСК , или бурлеска (от итал. - шутка) — вид комической и пародийной поэзии, а также драматургии. В нем отчетливо заявлено несоответствие между темой произведения и ее стилистическим воплощением. Часто возвышенная тема в бурлеске излагается просторечным слогом и в юмористической форме. Бурлескная поэтика предполагает и расщепление сложных психологических явлений на ряд простых, нередко противоречивых, когда происходит своеобразная «натурализация» стихийных сил человеческой психики, а идеальное сводится, как правило, к материальному. Не случайно в бурлескной поэме украинского поэта И. П. Котляревского «Энеида» (1809), близкой к русской сатире XVIII века, сюжет заимствован из поэмы Вергилия «Энеида», но все персонажи говорят на жаргоне украинских семинаристов того времени.

В бурлеске отчетливо прослеживается связь с сатирической и юмористической традицией народной поэзии, с основными приемами пародии. Здесь могут использоваться народные пословицы и поговорки, элементы поэтики сказок и небылиц, бытовые детали, простонародная сниженная лексика, вульгаризмы и т. д.

В России бурлеск впервые отчетливо проявился в поэмах В. И. Майкова «Игрок ломбера» (1763), «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771), а широкого распространения достиг в середине XIX столетия. Бурлеск активно внедрялся в сатирическую журналистику 1850-1870-х годов наряду с пародией и другими комическими жанрами. Ярчайший пример бурлеска этого периода являет собой поэтическое творчество Козьмы Пруткова (А. К. Толстого и братьев A. M. и В. М. Жемчужниковых).

БУРЯ и НАТИСК

БУРЯ и НАТИСК (нем. «Sturm und Drang») - революционное литературное течение в немецкой литературе второй половины XVIII в.

БЫЛИНА

БЫЛИНА (СТАРИНА) — один из жанров русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, героических событиях или примечательных исторических эпизодах истории Древней Руси. В первоначальном виде былины возникли в Киевской Руси. Для обозначения этих песен на севере России существовал термин «старина», или «старина», «старинка». Как научный, термин «былина» был введен в первой половине XIX века на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» «былинах сего времени».

Русские былины представляют собой одно из самых оригинальных явлений в мировом фольклоре и с точки зрения содержания, и с точки зрения формы. В них с потрясающей силой отразился дух независимого, могучего, трудолюбивого, сурового и добродушного русского народа, а их основными приметами стали врожденный патриотизм и неиссякаемая жизнерадостность. Былины отразили многие исторические события, связанные прежде всего с борьбой древнерусского государства против кочевников. При этом сказители не стремились передать хроникальную последовательность исторических событий, а при помощи художественного вымысла пытались донести до слушателей важнейшие моменты, посвященные славной истории Киевской Руси. Именно былины донесли до нас имена реально существовавших лиц: Владимира Святославовича, Владимира Мономаха, Добрыни, Алеши Поповича, Ильи Муромца, Садко, половецких и татарских ханов Тугоркана и Батыя.

Науке известно около ста сюжетов былин, которые остались разрозненными, но по месту действия (Киев, Великий Новгород) и по героям (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василий Буслаев) можно говорить о своеобразных былинных циклах.

Поэтический язык былин подчинен задаче изображения чего-то значительного, даже грандиозного. Былины исполнялись без музыкального сопровождения, речитативом, хотя в древности их, вероятно, исполняли под аккомпанемент гуслей. Вот как передавал впечатление от услышанного исполнения былин их собиратель и выдающийся исследователь Павел Николаевич Рыбников (1831-1885): «Я улегся на мешке около тощего костра <...> и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления. Сквозь дрему я рассмотрел, что в шагах трех от меня сидит несколько крестьян, а поет-то седатый старик с окладистою белою бородою, быстрыми глазами и добродушным выражением в лице. Присоединившись на корточках у потухавшего огня, он оборачивался то к одному соседу, то к другому, и пел свою песню, прерывая ее иногда усмешкою. Кончил певец, и начал петь другую песню: тут я разобрал, что поется былина о Садке-купце богатом госте. Разумеется, я сейчас же был на ногах, уговорил крестьянина повторить пропетое и записал с его слов. Мой новый знакомый <...> пообещал мне сказать много былин <...>. Много я впоследствии слыхал редких былин, помню древние превосходные напевы; пели их певцы с отличным голосом и мастерскою дикциею, а по правде скажу, не чувствовал уже никогда того свежего впечатления...» Повествование в былинах велось неторопливо и величаво. Сюжет разворачивался, как бы опираясь на многочисленные повторы («черным-черно», «много-множество», «злодей-разбойник», «драться-ратиться» и т. п.). Главным художественным приемом былин следует признать гиперболу. Примечательно, что сами исполнители былин, по свидетельству собирателей, воспринимали гиперболы как достоверное изображение реальных событий и человеческих качеств.

На Руси длительное время существовала традиция рукописных сборников былин. В середине XVIII века на Урале или в Западной Сибири сложился получивший впоследствии всемирную известность сборник Кирши Данилова, который впервые увидел свет в Москве в 1804 году под названием «Древние русские стихотворения», а впоследствии многократно переиздавался. На сегодняшний день существуют десятки научных изданий русского эпоса, созданных на основе собирательской деятельности и кропотливой исследовательской работы видными отечественными фольклористами.

Не случайно сюжеты и образы былин отображены в отечественной классической литературе («Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Чужое горе», «Змей Тугарин», «Поток-богатырь» А. К. Толстого, «Волхв», «Александр Невский», «Песня про боярина Евпатия Коловрата» Л. А. Мея, «народные рассказы» Л. Н. Толстого), а также явились источником вдохновения целого ряда художников, композиторов, кинематографистов.

БЫЛИННЫЙ ЗАПЕВ

БЫЛИННЫЙ ЗАПЕВ - внесюжентный элемент (см.) былины: предшествующий зачину (см.) и прямо не связанный с сюжетом фрагмент текста, который выполняет иные, нежели зачин, функции - играет роль обращения к слушателям или рисует величественные картины природы, настраивая слушателя на восприятие чего-то важного, значительного

"Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота, окиян-море,

Широко раздолье по всей земли,

Глубоки омоты днепровския".

Нередко Б. з. соотнесен с тематическим содержанием былины. Например, Б. з. одного из вариантов былины «Добрыня и Алеша» рисует картину русской земли (Волгу, города, расположенные на ней), тем самым подчеркивая национальный характер былины и указывая, что события разворачиваются именно на Руси:

"Из-за гор-то было из-за высокиих,

Из-за лесу-то было лесу темнаго,

Да повышла, повышла-повыкатила

Да широкая-то матушка быстра Волга река,

Да широкая-то Волга под Казань прошла,

Да пошире подала под Васторокань...".

БЫЛИЧКА

БЫЛИЧКА - жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с "нечистой силой". Зачастую Б. становятся основой сюжета художественного произведения (Н. В. Гоголь "Вий") или включаются в текст (например, И. С. Тургенев включил Б. в рассказ "Бежин луг").

БЫЛЬ

БЫЛЬ (также бывальщина) — в русском народном творчестве короткий устный, так называемый суеверный, рассказ о каком-либо случае, якобы имевшем место в действительности (о невероятном происшествии, о встрече с «нечистой силой»). К героям бывалыцин принадлежат лешие, полевики, водяные, русалки, домовые, кикиморы, банники, овинники и другие существа народной демонологии, а также так называемые заложные покойники (люди, умершие преждевременно-насильственной смертью, от несчастного случая, самоубийцы), мертвые колдуны и черти. Пример были - рассказ «Банник»:

Дед Тимофей Распутин рассказывал.

Построили одни баню, и в это время заболела у них дочка. А под подушкой каждое утро мать находила кусочки сахара. Уже и покупать стали сахар песок, а все равно каждое утро мать находила сахар. А девочка все хуже и хуже себя чувствует.

В это время в их доме остановился старик проезжий. У него-то и спросил отец, почему девочка болеет. Тот посмотрел и сказал сходить в двенадцать часов на кладбище, накрыть стол белой скатертью и поставить на него две рюмки и бутылку водки. Причем рюмки должны быть не граненые, не с рисунком, а простые, светлые.

Все так и сделал отец. Стоит и ждет. Вдруг слышит: водка наливается. Он повернулся, а никого не видит. Смотрит, а рюмка уже пустая, и вдруг кто-то говорит:

- Баня у тебя не на месте.

Послушался его отец и стал разбирать баню. А девочка помаленьку стала выздоравливать. И уже когда оклад разбирал, вышла девочка на крыльцо.

Видно, правду говорил, что баннику место не понравилось.

Предыдущая страница Следующая страница