Наши партнеры

https://www.wpripper.ru praison seo wordpress плагин.

Литературный словарь
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Следующая страница

АББРЕВИАТУРА

АББРЕВИАТУРА (от лат. - сокращаю) — существительное, которое состоит из усеченных слов, входящих в первоначальное словосочетание, или из усеченных частей отправного сложного слова.

Образование аббревиатуры (аббревиация) принято считать особым способом словообразования в русском литературном языке, направленным на рождение более коротких слов по сравнению с исходными словосочетаниями. Широкое распространение аббревиация получила в XX столетии, что нашло отражение и в художественной литературе («Р. В. С.» А. П. Гайдара, «Заседание парткома» А. И. Гельмана, «ТАСС уполномочен заявить...» Ю. С. Семенова), и в многочисленных названиях литературных течений, групп и группировок («Пролеткульт» - пролетарская культура; «ЛЕФ» - левый фронт искусств; «ОБЭРИУ» - Объединение реального искусства; «СМОГ» - Смелость. Мысль. Образ. Глубина. - Иронически расшифровывается как Самое Молодое Общество Гениев). В русской и зарубежной литературах аббревиатура употребляется в качестве неотъемлемого компонента стилистического значения в самых разных жанрах (поэтических, прозаических, драматических, публицистических, литературно-критических, литературоведческих).

АБЕЦЕДАРИЙ

АБЕЦЕДАРИЙ - форма средневековой поэзии, в которой первые буквы каждой строфы или каждого стиха следуют в порядке алфавита; применяется как в религиозной (см. «Гимны»), так и в светской дидактической поэзии (например, «ABC des femmes», нач. XIV в.).

АБЗАЦ

АБЗАЦ (нем. Absatz) - 1) часть текста от одного отступа до следующего; 2) отступ в начальной строке текста;

АБРАКАДАБРА

АБРАКАДАБРА (ср. -лат. abracadabra) - 1) бессмысленное слово, которому в старину приписывалась чудодейственная магическая сила; 2) бессмыслица, непонятный набор слов.

АБРЕЖЕ

АБРЕЖЕ (фр. abrege) - сокращенная передача, выписка, извлечение из сочинения.

АБСТРАКЦИОНИЗМ

АБСТРАКЦИОНИЗМ - (от лат. abstraktus - отвлеченный) - авангардистское (см. Авангардизм) течение в изобразительном искусстве XX века. Представители А. декларируют, что они не отражают действительность, а творят свою собственную "новую реальность", принципиально отказываясь от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Авторы А. оперируют исключительно формальными элементами: линиями, цветовыми пятнами, отвлеченными конфигурациями и т. п.

АБСУРД

АБСУРД - (от лат. absurdum - нелепость, бессмыслица) - способ изображения действительности, для которого характерны подчеркнутое нарушение причинно-следственных связей, гротескность, продиктованные стремлением продемонстрировать нелепость и бессмысленность человеческого существования (например, поэтические опыты ОБЭРИУтов).

АВАДАНА

АВАДАНА (сказание о подвиге) - один из жанров буддийской художественной литературы - повесть о благочестивых или греховных деяниях и отражении их на последующих воплощениях совершивших их существ.

АВАНГАРДИЗМ (АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО, АВАНГАРД)

АВАНГАРДИЗМ (АВАНГАРДНОЕ ИСКУССТВО, АВАНГАРД) - (от фр. avant-garde - передовой отряд) - широкое понятие, объединяющее экспериментальные, принципиально разрывающие связи с классической традицией, подчеркнуто новаторские поиски в искусстве XX в. Включает в себя такие направления, как футуризм (см.), экспрессионизм (см.), сюрреализм (см.) и др. Общие черты: отказ от норм изобразительности, свойственных реализму (см.), часто - от завершенности произведения, субъективизм, стремление к новизне форм, выразительных средств. Поиск новых художественных средств ("выразить невыразимое"), с точки зрения представителей А., является самоценным и самодостаточным. Нередко целью произведения А. становится воздействие на публику, эпатаж. К представителям А. относят, в частности, В. Маяковского в поэзии, Сальвадора Дали в живописи. Противопоставлено понятию модернизм (Ср. МОДЕРНИЗМ).

АВЕСТА

АВЕСТА (ср. -перс. apastak текст, основной текст) - священные книги у некоторых древних народов Средней Азии, Азербайджана и Ирана; ранние части Авесты приписываются преданием пророку Заратустре (Зороастру); с комментариями называется Зенд-Авеста.

АВТОБИОГРАФИЯ

АВТОБИОГРАФИЯ (от греч. - сам; жизнь; пишу) — описание своей собственной жизни, преимущественно в прозе. К автобиографии относятся разные по жанровой схеме тексты, которые самими авторами могут определяться как воспоминания или мемуары, записки о своей жизни, дневники, записные книжки, различные разговоры с реальным или воображаемым собеседником, даже анекдоты. В узком смысле слова под автобиографией подразумевается документ, содержащий необходимые анкетные данные, написанный в соответствии с нормами делового стиля речи.

Автобиография остается важнейшим источником сведений о жизни и творчестве писателя, который нередко дает в ней оценку своим произведениям, повествует о реальных событиях, положенных в их основу, раскрывает свои творческие замыслы. Ценность автобиографий прежде всего заключается в документальной точности описываемых событий, в передаче подробностей, деталей, духа эпохи. Многие произведения художественной литературы пронизаны автобиографизмом, а личность автора (внутренний мир и особенности поведения) является в них, как правило, прототипом главного героя.

В западно-европейской литературе жанр автобиографии широкое развитие получает с эпохи Возрождения. В отечественной литературе первой автобиографией, отличающейся высокими художественными достоинствами, следует признать «Житие протопопа Аввакума» (около 1673 года). Становление жанра автобиографии в России происходит в XVIII веке, когда создаются «записки» Екатерины II, Е. Р. Дашковой, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина. Вершиной автобиографического жанра является книга А. И. Герцена «Былое и думы», содержащая подробный рассказ о своей жизни и литературной деятельности. Традиции автобиографического жанра были продолжены и в русской литературе XX века. Среди самых замечательных публикаций следует назвать трилогию М. Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты»), «Историю моего современника» В. Г. Короленко, «Мои скитания» В. А. Гиляровского, «Перед восходом солнца» М. М. Зощенко, «Другие берега» В. В. Набокова, «Люди, годы, жизнь» И. Г. Эренбурга, «Вечерний день» В. А. Каверина, «Бодался теленок с дубом» А. И. Солженицына, «Дневник» Ю. М. Нагибина.

АВТОГРАФ

АВТОГРАФ (от греч. - сам; пишу) — рукописный или машинописный текст, принадлежащий самому автору, являющийся важнейшим источником для установления подлинного (признанного правильным) литературного текста, а также предметом изучения исследователей. Различают автографы черновые, отражающие творческий процесс писателя, и беловые, когда текст переписан «начисто». Коллекции автографов (в том числе писем, дарственных надписей на книгах) хранятся в крупнейших архивах, библиотеках, музеях и частных собраниях.

АВТОКРИТИКА

АВТОКРИТИКА - самокритика, соображения писателя о своем произведении или о себе самом как авторе.

АВТОЛОГИЯ

АВТОЛОГИЯ (гр. autos сам, собственный + logos слово, понятие) - употребление слов в их собственном (или прямом) смысле, в противоположность фигуральному (или переносному) значению.

АВТОНИМ

АВТОНИМ (гр. autos сам, собственный + onoma, onyma) - подлинное имя автора, пишущего под псевдонимом.

АВТОР

АВТОР (от лат. - виновник, основатель, учредитель, сочинитель) — создатель литературно-художественного, литературно-критического, публицистического литературоведческого произведения; одно из самых значимых, ключевых понятий литературной науки. Принято различать автора биографического и автора в его внутритекстовом, художественном воплощении. В первом значении автор является писателем, имеющим свою личную биографию, сочиняющим другую реальность при помощи художественно-словесных высказываний различного рода и жанра.

В этом случае автор участвует в литературной жизни своего времени, вступая в непосредственные отношения с другими авторами, литературными критиками, книгоиздателями, редакциями газет и журналов, в переписку с читателями, общаясь с ними при помощи радио, телевидения, интернета. Автор в его внутритекстовом бытии предстает перед нами прежде всего как автор-творец, создающий особый художественный мир. Он уже не способен влиять на судьбу своего собственного произведения, на его реальную жизнь среди читателей разных поколений.

Особое место в литературоведении занимает проблема образа автора в художественной литературе, позволяющая обнаруживать различные формы присутствия автора в его творении. Прежде всего эти формы зависят от родовой и жанровой принадлежности произведения. Субъективное авторское начало проявляется также в заглавии, эпиграфе, начале и концовке основного текста, в посвящениях, авторских примечаниях, предисловиях, послесловиях. К тому же кругу вопросов можно отнести использование авторами псевдонимов с выразительными значениями: Максим Горький, Андрей Белый, Игорь Северянин, Иван Приблудный, Павел Беспощадный, Иван Вольнов.

По сей день проблема автора остается одной из самых спорных в литературной науке.

АВТОРИЗОВАТЬ

АВТОРИЗОВАТЬ (фр. autoriser разрешать) - дать полномочие, разрешение на перевод своего произведения; авторизованный перевод - перевод, сделанный с согласия автора или утвержденный им.

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ — произведение, созданное в особой музыкальной стилистике и тональности, исполняющееся, как правило, под гитару (нередко в сопровождении нескольких шести- или семиструнных инструментов).

От других песенных жанров авторскую песню отличает своеобразная мелодика, проникновенная лиричность, сосредоточенность на содержательной стороне стихотворного текста. Не случайно А. А. Галич, один из выдающихся представителей этого поэтического направления, признавался: «Я поэт, я пишу стихи, которые только притворяются песнями, а я притворяюсь, что их пою». Тематика авторской песни в основном касается социально-бытовой сферы, человеческих взаимоотношений, душевных и нравственных состояний (любовь, дружба, одиночество, память, предназначение на земле и т. д.); часто авторская песня носит юмористический, шуточный характер. В ее основе всегда лежит текст, а музыка отходит на второй план, как бы помогая восприятию. Именно авторская песня стала непременным атрибутом походно-туристической романтики, студенческой жизни, тесных дружественных компаний, знаком идейного и духовного единения людей.

Наряду с собственно авторскими, авторской песней следует признавать и песню, написанную на стихи других поэтов (среди наиболее востребованных из них - Н. М. Рубцов, Б. А. Слуцкий, Д. С. Самойлов, Ю. Д. Левитанский, Г. М. Поженян, Ю. П. Мориц, Б. А. Ахмадулина).

Расцвет авторской песни приходится на 1960-1970-е годы. Самыми яркими представителями являются: Б. Ш. Окуджава, Ю. И. Визбор, B. C. Высоцкий, Ю. М. Ким, A. M. Городницкий, Е. В. Бачурин, B. C. Берковский, А. А. Дольский, Н. А. Матвеева, А. Я. Розенбаум, В. А. Долина, О. Г. Митяев и др.

Понятие «авторская песня», введенное в общее употребление вместо «самодеятельной песни» B. C. Высоцким, очень быстро прижилось, потому что эти песни на самом деле отражают окружающий мир глазами автора и принципиально не пишутся на заказ. В них непременно заключается то главное, чем хочется поделиться с близкими, настоящими друзьями.

В России и во многих странах мира традиционно проводятся праздники авторской песни. В нашей стране на протяжении нескольких десятков лет главным, любимым и неподражаемым остается Грушинский фестиваль под Самарой, в котором принимают постоянное участие не только давно и широко известные поэты, композиторы, исполнители, но и начинающие авторы.

АВТОРСКОЕ ПРАВО

АВТОРСКОЕ ПРАВО - исключительное право автора на воспроизведение и распространение его труда.

АГАДА

АГАДА (Agada или Hagada) - большая область талмудической литературы, содержащая афоризмы и поучения религиозно-этического характера, исторические предания и легенды.

АГИОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, АГИОГРАФИЯ

АГИОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, АГИОГРАФИЯ (гр. hagios святой + grapho пишу) - вид церковно-исторической литературы, содержащей жизнеописания (жития) "святых" и церковных деятелей. См. ЖИТИЯ СВЯТЫХ 

АГИТАЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА

АГИТАЦИОННАЯ ЛИТЕРАТУРА - совокупность художественных и нехудожественных произведений, которые, воздействуя на чувство, воображение и волю людей, побуждают их к определенным поступкам, действию.

АГОН

АГОН (гр. борьба, состязание) - словесный спор, столкновение мнений; композиционный элемент древнеаттической комедии - часть, идущая за пародом (см.) и заключающая спор действующих лиц, в котором побеждает лицо, выражающее идею автора.

АДАПТАЦИЯ

АДАПТАЦИЯ (от лат. - приспособлять) — сокращение и упрощенный пересказ словесно-художественного, публицистического, литературно-критического, литературоведческого текста в соответствии с читательскими потребностями (обычно рассчитана на малоподготовленного читателя вне зависимости от его возраста), а также в познавательных и учебных (произведения на иностранном языке) целях.

АДАПТИРОВАННЫЙ ТЕКСТ

АДАПТИРОВАННЫЙ ТЕКСТ (лат. adaptare приспособлять) - текст (например, книги), приспособленный для малоподготовленных читателей (см. адаптация).

АДОНИЕВ СТИХ

АДОНИЕВ СТИХ (μέτρον Αδώνιον, versus Adonicus) - стих античной метрики, хориямб + половина ямбической или трохеической стопы, ŪUUŪ // Ũ, например, ‘Rīsit Apōllō’ (Hor. Carm. I X, 12). Название связано с именем Адониса, возгласы-славословия в честь которого имеют такую конфигурацию слогов: ω τον Αδωνιν. Обычно употребляется в заключении сапфической строфы. Относится к логаэдам.

АДРЕС

АДРЕС (фр. adresse) - письменное приветствие, обращение.

АКАТАЛЕКТИКАС

АКАТАЛЕКТИКАС - случай отсутствия рифменного окончания сверх естественной границы стопы: мужское окончание для ямба и анапеста, женское - для хорея и амфибрахия, дактилическое - для дактиля.

АКАТАЛЕКТИЧЕСКИЙ СТИХ

АКАТАЛЕКТИЧЕСКИЙ СТИХ (μέτρον ακαταληκτικός, versus acatalecticus) - стих, в котором все стопы сохраняются без изменений; т. е. последняя стопа не уменьшена и не увеличена. Например, акаталектический дактилический тетраметр ‘Nūnc decet āut viridī nitidūm caput…’ (ŪUU // ŪUU // ŪUU // ŪUU, Hor. Carm. I IV, 9); «мча́тся ту́чи, вью́тся ту́чи» (ÚU // ÚU // ÚU // ÚU).

АКМЕИЗМ

АКМЕИЗМ (от греч. - вершина, высшая степень чего-либо, цветущая сила) — поэтическое течение в литературе серебряного века, возникшее в начале 1910-х годов в среде молодых поэтов как своеобразная оппозиция символизму. Один из основоположников и главных теоретиков акмеизма Н. С. Гумилев писал в 1913 году в статье «Наследие символизма и акмеизм»: «На смену символизма идет новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли <...>, или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь), - во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме».

У истоков акмеизма стояла группа из шести поэтов разных индивидуальностей. В нее входили Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, В. И. Нарбут и М. А. Зенкевич. Ахматова любила повторять: «Седьмого акмеиста не было». Других поэтов, зачастую причисляемых к данному направлению, главным образом учеников и соратников Гумилева, следует считать поэтами акмеистической ориентации или младшими акмеистами. Среди них наиболее заметные фигуры - Г. В. Иванов, Г. В. Адамович, Н. А. Оцуп, И. В. Одоевцева.

Декларируемому мистицизму и туманности символизма акмеисты пытались противопоставить чувственное восприятие окружающего мира, возврат слову его изначального, а не символического смысла. Очевидное влияние акмеистских текстов и мироощущения испытали многие русские поэты XX столетия, в том числе и современные.

АКРОМОНОГРАММА

АКРОМОНОГРАММА - стихотворение, в котором конечный слог каждого стиха повторяется в следующем за ним стихе как начальный, например: "И плещет светлая волна // На золотой песок"; распространенной акромонограммой является один из видов стихотворений с так называемой "начальной рифмой", например: "Реет тень голубая, объята // Ароматом нескошенных трав".

АКРОСТИХ

АКРОСТИХ (от греч. - краестишие) — стихотворение, в котором начальные буквы (реже - слоги или слова) каждой строки, читаемые сверху вниз, составляют слово или фразу и обычно указывают, кому посвящено стихотворение или имя его автора. Акростих прежде всего рассчитан на зрительное восприятие. Акростих из последних букв стихов называется телестих, из средних - месостих (мезостих). В русской поэзии такие стихи встречаются с XVII века. Пример акростиха - «сонет-ответ» И. Северянина «Валерию Брюсову» (1912):

Великого приветствует великий,

Алея вдохновением. Блестит

Любовью стих. И солнечные блики

Елей весны ручьисто золотит.

Ручьись, весна! Летит к тебе, летит

Июнь, твой принц, бессмертник неболикий!

Юлят цветы, его гоньбы улики,

Божит земля, и все на ней божит.

Рука моя тебе, собрат-титан!

Юнись душой плескучий океан!

Самодержавный! мудрый! вечный гордо!

О близкий мне! мой окрылитель! ты -

Ваятель мой! И царство Красоты -

У нас в руках. Мне жизненно! мне бодро!

АКТ

АКТ (лат. actus) - действие, часть драматического произведения.

АКЦЕНТНАЯ СИСТЕМА

АКЦЕНТНАЯ СИСТЕМА - система стихосложения, основанная на том, что в ней регулируется главным образом число ударных слогов в стихотворной строке, число же безударных слогов более или менее свободно, например: "Дне́й бы́к пе́г, // Ме́дленна ле́т арба́, // На́ш бо́г бе́г, // Се́рдце — на́ш бараба́н".

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ - стихотворный размер в тоническом стихосложении (см.). В стихотворении, написанном А. с., строки равны по числу ударений, а количество безударных слогов, расположенных между ударными, произвольно и может составлять от одного до семи. Например:

Армия пролетариев,

встань стройна!

Да здравствует революция,

радостная и скорая!

Это -

единственная

великая война

из всех,

какие знала история.

В. Маяковский.

АКЦЕНТ РИТМИЧЕСКИЙ

АКЦЕНТ РИТМИЧЕСКИЙ - в метрике усиление каких-либо слогов, закономерно повторяющееся и образующее ту или иную принципиально сходную ритмическую инерцию, создающую стихотворный ритм.

АКЫН

АКЫН - народный поэт-певец у казахов, киргизов и некоторых других народов.

АЛАНКАРА

АЛАНКАРА (букв. украшение) - термин древнеиндийской поэтики, обозначающий совокупность стилистических форм (фигуры, тропы), придающих речи характер поэтической.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ - стихотворный размер: строка шестистопного ямба, состоящая из двенадцати слогов с цезурой после третьей стопы. В эпоху классицизма А. с. писались трагедии, сатиры и другие произведения высоких и средних жанров:

"Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!"

(К. Ф. Рылеев).

АЛКЕЕВ СТИХ

АЛКЕЕВ СТИХ (μέτρον Αλκαικον, versus Alcaicus) - стих античной метрики, введённый Алкеем (греческий лирик VII-VI вв. до н. э.). Существует три А. с. 1) одиннадцатисложный (το Αλκαικον ενδεκασύλλαβον, versus Alcaicus hendecasyllabus); анакруза + дихорей + хориямб + ямб или пиррихий, Ũ // ŪUŪU // ŪUUŪ // UŨ); например, ‘Ōdī profānum vōlgus et ārceō’ (Hor. Carm. III I, 1); относится к логаэдам; 2) десятисложный (το Αλκαικον δεκασύλλαβον, versus Alcaicus decasyllabus); дактиль + хориямб + каталектический ямбический метр, ŪUU // ŪUUŪ // UŪ // Ũ; например, ‘vīrginibūs puerīsque cāntō’ (Hor. Carm. III I, 4); относится к логаэдам; 3) девятисложный (το Αλκαικον εννεασύλλαβον, versus Alcaicus enneasyllabus); ямбический диметр + каталектический ямб, UŪ // UŪ // ŨŪ // UŪ // U; например, ‘audīta Mūsārūm sacērdos’ (Hor. Carm. III I, 3).

АЛКМАНОВА СТРОФА

АЛКМАНОВА СТРОФА - двустрочная строфа античной метрики; первая строка - дактилический каталектический гекзаметр, вторая - Алкманов стих; например, ‘Īnachiām tēr nōcte potēs, mihi sēmper ad ūnum // mōllis opūs. Pereāt male quāe tē’ (Ū́UU // Ū́Ū // Ū́UU // Ū́UU // Ū́UU // Ū́U // Ū́UU // Ū́UU // Ū́UU // Ū́Ū, Hor. Ep. ΧΙΙ, 15-16).

АЛКМАНОВ СТИХ

АЛКМАНОВ СТИХ - стих античной метрики, введённый Алкманом (представитель греческой хоровой лирики 2-й пол. VII в. до н. э.); каталектический дактилический тетраметр, в котором последняя стопа обязательно спондей, ŪUU // ŪUU // ŪUU // ŪŪ; например, ‘mōllis opūs. Pereāt male quāe tē’ (Hor. Ep. ΧΙΙ, 16).

АЛКОРАН

АЛКОРАН - устаревшее то же, что Коран.

АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ

АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ - иносказательный.

АЛЛЕГОРИЯ

АЛЛЕГОРИЯ (от греч. - иносказание) — литературный прием, основой которого является иносказание: изображение отвлеченного понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделенного жизненными реалиями. Так, зеленая ветка в руках человека с давних пор считается аллегорическим изображением мира, змея и чаша являются аллегорией врачевания, медицины. Библейское изречение: «Перекуем мечи на орала» - аллегорический призыв к миру, к окончанию войн.

В художественной литературе аллегория используется как средство усиления поэтической выразительности. Образное, предметное ее воплощение создает дополнительные, а порой и новые художественные и смысловые оттенки. Например, лев, волк, медведь, лиса, слон и т. п. в читательском сознании уже имеют свою особую репутацию и поэтому воспринимаются не только как «опредмеченные» подобия той или иной морали, но и как «живые» очеловеченные типы. Не случайно в сказках и баснях хитрость показывается в образе лисы, жадность - в обличии волка, коварство - в виде змеи и т. д. И ныне аллегория может оставаться весьма выразительным приемом повествования, когда скрытый, чаще всего «идеологический» смысл выражается посредством иронической или сатирической интонации («Кролики и удавы» Ф. А. Искандера).

АЛЛИТЕРАЦИЯ

АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. - созвучие) — один из старейших приемов звукописи в поэзии и прозе, достигающий их выразительности за счет повторения согласных звуков, чаще всего в начале слова. В русской литературе аллитерация широко используется в стихосложении в качестве специального и яркого приема интонационного выделения и смыслового скрепления важнейших слов («Пора, перо покоя просит...» А. С. Пушкин; «И столетие мы лелеем // Еле слышный шелест шагов» А. А. Ахматова; «Живей рубанок, шибче шаркай...» В. В. Казин; «Шар-пей - это память о людях и лете, // о русской рулетке, о флейте столетья, // о пуле в поэте, повысившей рейтинг» А. А. Вознесенский).

АЛЛОНИМ

АЛЛОНИМ (от греч. - другое имя) — принадлежащее чужому лицу подлинное имя, использованное писателем в качестве псевдонима. Например, по свидетельству современников, Надежда Дмитриевна Хвощинская (1824-1889) подписывала свои произведения фамилией первого встретившегося ей на улице мальчика - В. Крестовский; поэтесса Вера Игнатьевна Гедройц (1876-1932) подписывалась именем умершего брата - Сергей Гедройц; выдающийся литературовед и культуролог Михаил Михайлович Бахтин (1895—1975) книги «Формальный метод в литературоведении» (1928) и «Марксизм и философия языка» (1929) подписал именами своих друзей-учеников - П. Н. Медведева (первая) и В. Н. Волошинова (вторая).

АЛЛОТРИОЛОГИЯ

АЛЛОТРИОЛОГИЯ - внесение в речь посторонних мыслей, не связанных непосредственно с главным предметом; в современной литературе - один из часто употребляемых приемов, например: "В газетах петитом шесть строгих строк // (Воет трам и авто трубит): // Иван Иванов окончил срок. // Иван Иванов — убит".

АЛЛЮЗИЯ

АЛЛЮЗИЯ (от лат. - намек, шутка) — отсылка к широко известному высказыванию, конкретному факту литературной, исторической, общественно-политической жизни, к тому или иному словесно-художественному тексту. Многочисленные культурно-религиозные аллюзии встречаются в хронике «Соборяне» (1867) и ряде других произведений Н. С. Лескова. Особенно богата литературными аллюзиями «Поэма без героя» (1940-1962) А. А. Ахматовой.

АЛОГИЗМ

АЛОГИЗМ (от греч. - не-, без-; разум, рассуждение) — намеренное, нарочитое нарушение логических связей в художественном произведении для создания комического, иронического эффекта; непредсказуемое совмещение разнородных понятий. Например: «Лев Савич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт» (А. П. Чехов). Алогизм в словосочетаниях, образах и сюжетах встречается в произведениях Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Козьмы Пруткова, Д. И. Хармса, Н. М. Олейникова; он является одним из самых распространенных художественных приемов в литературе абсурда.

АЛЬБА

АЛЬБА (прованс. alba букв. рассвет) - в поэзии трубадуров - утренняя песня.

АЛЬМАНАХ

АЛЬМАНАХ (от араб. - календарь) — сборник произведений (поэтических, прозаических, драматических, литературно-критических, публицистических, научных), как правило, объединенных по какому-либо признаку, издающийся чаще всего периодически. Первые российские альманахи появились в XVIII веке; они были переводными.

В 1771 году увидел свет альманах «Российский Парнас»; большой известностью пользовались в конце столетия альманахи «Аглая» и «Аониды, или Собрание разных новых стихотворений». В XIX веке популярность среди читателей приобрели такие издания, как «Северная лира», «Северные цветы», «Одесский альманах», «Невский альманах», «Утренняя заря», «Театральный альманах», «Радуга», «Русская Талия». Бурное развитие альманаха как вида изданий приходится на двадцатое столетие. В литературном процессе этого исторического промежутка заметную роль сыграли альманахи «Шиповник» , «Литературная Москва», «Тарусские страницы», «Поэзия», «Шаги», «Альманах библиофила», «Зеркала», «Апрель».

АЛЬТЕРНАТИВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

АЛЬТЕРНАТИВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА - (от лат. alter - один из двух, каждая из исключающих друг друга возможностей) - прозаический жанр современной литературы, основанный на предложении автором своего хода развития исторических событий в противовес существующему в реальности и исследующий несостоявшиеся варианты истории нашего общества. Например, В. Аксенов в романе “Остров Крым” исходит из допущения, что большевикам в 1920 году не удалось разгромить врангелевскую армию, в силу чего Крым на десятилетия стал анклавом буржуазной демократии.

В. Пьецух в романе “Роммат” предполагает, как шло бы развитие России в случае победы декабристов в 1825 году, В. Рыбаков в литературном проекте “Хольм ван Зайчик” показывает, что случилось бы с Россией и миром, если бы в XIII веке Русь и Орда в результате союза Александра Невского и Сартака – сына хана Батыя объединились в государство Ордусь, а в романе “Гравилет “Цесаревич”" - "что было бы, если бы" Александр II подписал Конституцию и революционное движение в России не получило развития. Расцвет жанра приходится на 90-е годы XX века. Как тип прозы А. -и. п. (альтернативная история) восходит к таким жанрам, как утопия и антиутопия (см.), однако, в отличие от них, осмысляет уже свершившуюся историю с современной точки зрения.

Для А. -и. п. характерны изображение мира совершеннее, чем он есть, описание не реальных, а вымышленных событий, поиск общественного идеала, масштабность изображаемого, романный конфликт, зачастую фантасмагоричность повествования, иногда доходящая до абсурда, игра с историческими сюжетами. По мнению С. Чупринина, можно говорить об А. -и. п. как об одном из наиболее популярных подразделов современной фантастики (см.), что подчеркнуто учреждением в 1995 году специальной премии “Меч в зеркале”, присуждаемой произведениям этого жанра. Ср. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

АМЕБЕЙ

АМЕБЕЙ (гр. amoebaeus) - восьмиморная стопа из двух долгих, двух коротких и одного долгого слогов; ÚÚUUÚ.

АМЕБЕЙНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

АМЕБЕЙНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - прием композиционного параллелизма, заключающийся в том, что стихотворение имеет двучленный характер: распадается на два, параллельно развивающиеся ряда, причем периоды, входящие в эти ряды, также обычно парны; широко распространен в народной поэзии, например: «Золотой мой друг и братец, // Дорогой товарищ детства... // Редко мы бываем вместе, // Редко ходим мы друг к другу... // Так давай свои мне руки, // Пальцы наши вместе сложим» (Калевала).

АМПЛИФИКАЦИЯ

АМПЛИФИКАЦИЯ (лат. amplificatio распространение, увеличение) - в стилистике - накопление нескольких сходных определений, усиливающих характеристику явления, например "он храбрый, отважный человек".

АМФИБОЛИЯ

АМФИБОЛИЯ (гр. amphibolia двойственность, двусмысленность) - в стилистике - выражение, могущее быть истолкованным различным образом.

АМФИБРАХИЙ

АМФИБРАХИЙ (от греч. - с двух сторон краткий) — в русском силлабо-тоническом стихосложении - размер, образуемый стопами из трех слогов, где на втором месте находится ударный слог, а на первом и третьем - безударные. В русской поэзии этот размер начинает употребляться с начала XIX века в балладах и романсах. Наиболее частые размеры:

4-х стопный амфибрахий:

«Последняя туча рассеянной бури...»

(А. С. Пушкин),

3-х стопный амфибрахий:

«По синим волнам океана...»

(М. Ю. Лермонтов),

а также их чередование:

Куда так проворно, жидовка младая?

Час утра, ты знаешь, далек...

(М. Ю. Лермонтов).

Последняя стопа стихотворной строки, как в данном случае, может быть лишь двусложной, заканчиваясь ударным слогом. Встречаются в русской поэзии и чередования 5-ти стопного и 3-х стопного амфибрахия:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

(М. Ю. Лермонтов).

АМФИМАКР

АМФИМАКР (ο αμφίμακρος πους, обоюдодолгий), тж. КРЕ́ТИК (ο κρητικός, критский) - в античной метрике, простая стопа, трёхсложная, пятиморная; долгий + краткий + долгий слоги, ŪUŪ.

АНАБАСИС

АНАБАСИС (гр. anabasis восхождение, движение в глубь страны) - название двух древнегреческих сочинений о великих походах: а) описание похода Кира младшего (автор Ксенофонт); б) история похода Александра Македонского в Азии (автор Арриан).

АНАГОГА

АНАГОГА (или анагогическое толкование) - иносказательное, аллегорическое объяснение библейских текстов.

АНАГРАММА

АНАГРАММА (от греч. - перестановка букв) — слово или словосочетание, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово. Например, «ропот» - «топор», «мука» - «кума». К анаграммам относятся и некоторые псевдонимы, например, Харитон Макентин (Антиох Кантемир), имена (женское имя Нинель, появившееся в честь В. И. Ленина). Анаграмма может применяться в загадках и шарадах.

АНАДИПЛОСИС

АНАДИПЛОСИС (гр. anadiplosis удвоение) - стилистическая фигура, состоящая в том, что отрезок речи (стих, фраза) начинается словами, которыми заканчивается предыдущий, например "Голова болит, мало можется. Мало можется, нездоровится".

АНАКЛАСИС

АНАКЛАСИС (надлом, загиб) - в античном стихосложении, приём, при котором в некоторых метрах краткие и долгие слоги меняются местами, особенно часто в иониках, где вместо группы ŪU получается UŪ.

АНАКОЛУФ

АНАКОЛУФ (гр. anakoluthon) - стилистическая фигура, состоящая в нарушении грамматической или логической правильности речи, например: "Ее жених в прошлом был поляком" (М. Зощенко).

АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ

АНАКРЕОНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ (гр.) - вид лирической поэзии, воспевавшей веселую, беззаботную жизнь, любовь, вино, пиры и т. п. (по имени древнегреческого поэта Анакреон(т)а, жившего около 500 г. до н. э., автора любовных и застольных песен).

АНАКРЕОНТОВ СТИХ

АНАКРЕОНТОВ СТИХ - стих античной метрики, введение которого приписывается Анакреонту; то же, что хориямб, ŪUUŪ.

АНАКРУЗА, АНАКРУСА

АНАКРУЗА, АНАКРУСА - в античной метрике, самостоятельный долгий или краткий слог в начале стиха; предшествует первому ритмическому ударению (икту) и собственно стопой не является; например, первый долгий неударный слог в Алкеевом одиннадцатисложном стихе, Ũ // ŪUŪU // ŪUUŪ // UŨ; например, ‘Ōdī profānum vōlgus et ārceō’ (Hor. Carm. III I, 1). В русском стихосложении - лишние (т. е. превышающие число слогов в стопе) слоги в начале ритмического периода; например, «Руса́лка // плыла́ по // реке́ го // лубо́й, // О // заря́е // ма по́лной // луно́й» (Лермонтов); первый слог второй строки - анакруза в амфибрахии.

АНАЛЕКТЫ

АНАЛЕКТЫ (гр. analekta избранное) - избранные сочинения одного или нескольких писателей.

АНАЛОГИЯ

АНАЛОГИЯ (гр. analogia) - лингв. изменение грамматической формы по образцу другой формы, связанной с данной формой в грамматической системе языка, например: форма "договора́", "шофера́" (вместо правильной "договоры", "шоферы") образована по аналогии с формами типа "мастера́".

АНАНИМ

АНАНИМ - см. ПСЕВДОНИМ

АНАПЕСТ

АНАПЕСТ (от греч. - отраженный назад, обратный дактилю) — в силлабо-тоническом стихосложении - размер, образуемый стопами из трех слогов, где первый и второй слоги безударные, а третий ударный. В самом звучании анапестического стиха всегда слышно нечто песенное, напевное, что особенно видно, когда строка состоит из двух стоп:

Так и рвется душа

Из груди молодой!

Хочет воли она,

Просит жизни другой!

(А. В. Кольцов)

Широко распространен в русской поэзии 3-х стопный и 4-х стопный анапест. Пример 3-х стопного анапеста:

Появилась она, расцветая,

И в расцвете своем умерла...

Ты блаженна, весна молодая:

После юности ты не жила!

(Н. Ф. Щербина)

Пятистопный и шестистопный анапест встречается довольно редко, потому что такой размер должен основываться на длинной фразе, что не может не утяжелять стих.

АНАПЕСТОЯМБ

АНАПЕСТОЯМБ - сложный метр, вводившийся в России противниками дактило-хореического гекзаметра в начале прошлого века.

АНАФОРА

АНАФОРА , или единоначатие (от греч. - вынесение вверх) — стилистическая фигура (то есть словесный оборот, особый стилистический прием, придающий литературному языку и речи отдельных персонажей особую языковую и смысловую выразительность: «Каждый язык имеет свои обороты, свои условленные риторические фигуры, свои условные выражения» -А. С. Пушкин), состоящая в повторении самостоятельных отрезков речи, к которым относятся слова, полустишья, строки, строфы, фразы и т. д.

Встречается не только словесная («Клянусь я первым днем творенья, // Клянусь его последним днем...» М. Ю. Лермонтов; «Жди, когда наводят грусть // Желтые дожди, // Жди, когда снега метут, // Жди, когда жара, // Жди, когда других не ждут...» К. М. Симонов), но и звуковая анафора с повторением отдельных созвучий («Рдяны краски, // Воздух чист, // Вьется в пляске // Красный лист, - // Это осень, // Далей просинь, // Гулы сосен, // Веток свист....» М. А. Волошин), а также анафора синтаксическая («Ветки, темным балдахином свешивающиеся, // Шумы речки, с дальней песней смешивающиеся, // Звезды, в ясном небе слабо вздрагивающие, // Штампы роз, свои цветы протягивающие...» В. Я. Брюсов). Кроме того, на анафоре может строиться и целое стихотворение. Ярчайшим примером тому служит знаменитое стихотворение А. А. Фета, предположительно созданное в начале 1880-х годов:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод.

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы.

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы.

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все - весна.

АНАХРОНИЗМ

АНАХРОНИЗМ (от греч. - назад, против; время) — отнесение различных событий, явлений, бытовых и культурных примет одной эпохи к другой в художественном произведении. Так, анахронизмами буквально пестрят драмы У. Шекспира. В реалистической русской литературе исторической тематики обнаруживается органичный сплав прошлого и настоящего, минувшее максимально приближается здесь к современности, а достигается это в том числе и при помощи сознательного использования анахронизма. Достаточно вспомнить «Бориса Годунова», «Медного всадника», «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина, «Тараса Бульбу» Н. В. Гоголя, «Ледяной дом» И. И. Лажечникова, «Войну и мир» Л. Н. Толстого, «Христоса и антихриста» Д. С. Мережковского, «Я пришел дать вам волю» В. М. Шукшина, «Кануны» В. И. Белова.

АНАЦИКЛИЧЕСКИЕ СТИХИ

АНАЦИКЛИЧЕСКИЕ СТИХИ - стихи, которые можно читать и с начала и с конца, причем они не теряют своего смысла, например "Хочу тебя любить, любить тебя хочу".

АНДЕГРАУНД

АНДЕГРАУНД и андерграунд (от англ. - подземелье, подполье) — литература и искусство в целом, отвергаемые официальной идеологией.

В 1950-1970-е годы в США это понятие прилагалось к произведениям, откровенно и открыто расходившимся с общепринятыми нравственными установками и ориентированным на небольшой, «подпольный» круг читателей, слушателей, зрителей. В России об андеграунде всерьез заговорили на рубеже 1980-1990-х годов, характеризуя это явление как прозу неформалов, как литературный «самосев». Формируясь и утверждаясь вне официально признававшегося литературного процесса, литература андеграунда (или «другая» проза, по определению критики) выработала свои общие черты - черты оппозиционности, стремление противостоять всему официальному.

Как раз в указанный период в отечественную словесность буквально ворвались писатели, чьи произведения публиковались главным образом за рубежом или же вовсе не печатались в силу идеологических соображений: С. Соколова, В. В. Ерофеева, Э. Лимонова, Е. А. Попова, В. В. Сорокина, Ю. В. Мамлеева, Вик. В. Ерофеева и др.

АНЕКДОТ

АНЕКДОТ (от греч. - неопубликованный) — короткий занимательный рассказ о незначительном, но характерном происшествии, особенно из жизни исторических лиц (правителей, государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, артистов, ученых и т. д.). Анекдотическая миниатюра начало свое ведет от итальянской забавной новеллы эпохи Возрождения - фацеции. В России анекдот получил широкое распространение со второй половины XVIII века. В центре этого рассказа находится обычно странное, неожиданное, нелепое событие, нередко несовместимое с повседневным течением жизни. Часто анекдот строится не просто на невероятном событии, а на событии, специально не совпадающем с читательскими или слушательскими ожиданиями.

Хотя сфера бытования анекдота устная, жанр представляет собой прежде всего особый вид словесного искусства, а потому несомненно литературен. Следует помнить, что тексты, создававшиеся по законам анекдота, как бы играющие под реальность, ни в какой мере не могут быть с этой реальностью отождествлены. Анекдот не только сочиняется, вымышляется, нередко он встречается записанным в опубликованных и неопубликованных воспоминаниях, дневниках, записных книжках, письмах, становясь важным достоянием культуры.

Линию литературных анекдотов XVIII века в XX столетии продолжил Д. И. Хармс циклом «Анекдоты из жизни Пушкина» (один из «анекдотов»: «Пушкин любил кидаться камнями. Как увидит камни, так и начнет ими кидаться. Иногда так разойдется, что стоит весь красный, руками машет, камнями кидается, просто ужас»), а также его подражатели, в том числе и безымянные.

В нынешнем словоупотреблении под анекдотом обычно понимается небольшой шуточный рассказ с остроумной и непредсказуемой концовкой, очень часто пронизанный политическим содержанием.

АННАЛИСТ

АННАЛИСТ (лат.) - летописец.

АННАЛЫ

АННАЛЫ (лат. annales годовой, годичный, погодный) - летопись.

АННОТАЦИЯ

АННОТАЦИЯ (от лат. - замечание, примечание, пометка) — краткая разъясняющая или критическая обобщенная характеристика книги (или ее части), статьи, другого опубликованного или готовящегося к печати материала, дающая представление об их содержании, читательском назначении, форме и других особенностях. Принято различать аннотации справочные и рекомендательные, общие и специализированные.

Обычно аннотация следует за библиографическим описанием какого-либо сочинения (на обороте титульного листа книги, на каталожной карточке, в рекомендательных, издательско-книготорговых, научно-вспомогательных библиографических пособиях и указателях). Начиная с XIX века, в связи с интенсивным развитием в России газетно-журнального дела, аннотация обретает положение литературно-критического жанра.

АНОНИМ

АНОНИМ , АНОНИМНОСТЬ (от греч. - безымянный) — автор, напечатавший свое произведение без указания имени или псевдонима, а также само произведение, не подписанное именем автора, которое принято называть анонимным сочинением. Из-за преследования властями или по каким-то личным причинам анонимно публиковались многие литературно-художественные, философские, литературно-критические произведения: сатирические тексты Н. И. Новикова, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, сочинения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, статьи и рецензии В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Примечательно, что еще большее количество анонимных произведений распространялось в списках.

АНОНС

АНОНС (от фр. - объявлять) — предварительное краткое сообщение о предстоящей публикации прозаических, поэтических, публицистических, литературно-критических произведений, мемуаров, писем, дневников и других материалов из литературного наследия того или иного писателя в журнале, альманахе, газете; издательские объявления о вышедших из печати или готовящихся к выпуску в свет книг. Как правило, анонс носит рекламный характер, и основная его цель - привлечь внимание читателей.

Анонс, как специфический рекламно-информационный "литературно-критический жанр, призван увлекательно, а порой и навязчиво подчеркнуть наиболее значимое в содержательной части представляемого материала, эстетические, жанрово-композиционные, сюжетные, лексико-стилистические и другие особенности. Обычно анонс составляется авторитетным сотрудником периодического издания или издательства, но никогда не подписывается конкретным именем.

Его становление в русской журналистике и издательской практике начинается во второй половине XIX века, окончательное же формирование анонса приходится на 80-90-е годы XX столетия и связано с заметно обозначившейся конкуренцией в борьбе за читателя между печатными органами и различными издательствами.

АНТАМЕБЕЙ

АНТАМЕБЕЙ (гр. antamoebaeus) - семиморная стопа из двух коротких, двух долгих и одного короткого слогов; противоположная амебею; UUÚÚU.

АНТАНАКЛАЗИС

АНТАНАКЛАЗИС - игра слов, каламбур, дилогия; употребление одного и того же слова в различных значениях, например: "тот прав, у кого больше прав".

АНТАНАПЕСТ

АНТАНАПЕСТ (гр. antanapaestus) - пятиморная стопа из двух долгих и одного короткого слогов; ÚÚU.

АНТИБАКХИЙ

АНТИБАКХИЙ (ο αντίβακχειος πους, antibacchius) - в античной метрике, простая стопа, трёхсложная, пятиморная; долгий + долгий + краткий слог, ŪŪU.

АНТИГЕРОЙ

АНТИГЕРОЙ — особый тип литературного героя, нарочито лишенный героических примет, но занимающий господствующее место в произведении и в какой-то мере выступающий «доверенным лицом» автора. В литературный оборот слово «антигерой» ввел в 1864 году Ф. М. Достоевский в «Записках из подполья». Антигерой появляется в прозе и драматургии Л. Н. Толстого («Крейцерова соната», «Живой труп»), А. П. Чехова («Ионыч», «Иванов»), Л. Н. Андреева («Бездна», «Анатэма»). В русской литературе советского и постсоветского периода к антигероям можно отнести как бы раздвоенных главных персонажей А. В. Вампилова («Утиная охота»), А. Г. Битова («Пушкинский дом»), А. А. Слаповского («Я - не я»), B. C. Маканина («Андеграунд, или Герой нашего времени»), которые не рвутся к нравственному возрождению, предпочитая оставаться в своем маленьком, неуютном мирке.

АНТИДАКТИЛЬ

АНТИДАКТИЛЬ (ο αντίδάκτυλος πους, antidactylus) - в античной метрике, простая стопа, трёхсложная, четырёхморная; краткий + краткий + долгий слог, UUŪ; то же, что анапест.

АНТИКЛИМАКС

АНТИКЛИМАКС - в риторике предложение (или период), части которого представляют ряд нисходящих по силе выражений, например "он стучал кулаком, требовал, просил, уговаривал"; противоположен климаксу.

АНТИКРИТИКА

АНТИКРИТИКА - возражение автора или его сторонника на неблагоприятную критику в целях ее опровержения.

АНТИМЕТАБОЛА

АНТИМЕТАБОЛА - антиметатеза, антиметалепса; повторение во второй части предложения слов, которые в первой части стоят в ином порядке, c целью изменения смысла, например: «Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть».

АНТИСПАСТ

АНТИСПАСТ (ο αντίσπαστος πους, antispastus, растянутый в противоположные стороны) - в античной метрике, простая стопа, четырёхсложная, шестиморная: краткий + долгий + долгий + краткий слог, UŪŪU.

АНТИСТРОФА

АНТИСТРОФА (гр. antistrophe) - часть текста в драматических хорах древних греков, следовавшая после строфы.

АНТИТЕЗА

АНТИТЕЗА (от греч. - против; положение) — противопоставление различных понятий или явлений, постановка рядом противоположных по значению слов:

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь - я раб - я червь - я бог!

(Г. Р. Державин)

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь.

(Н. А. Некрасов)

Антитеза бывает словесная или стилистическая, образная, композиционная, фактически содержательная. Она всегда усиливает эмоциональную окраску поэтической речи, подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы может быть построено все произведение (ярким примером тому служит стихотворение А. А. Фета «Сон и смерть»).

АНТИТЕЗИС

АНТИТЕЗИС - риторическое противопоставление в одном и том же периоде, в одной и той же фразе двух совершенно противоположных выражений или слов.

АНТИУТОПИЯ

АНТИУТОПИЯ (от греч. - против; утопия) — пародийный текст на жанр утопии или утопическую идею. Как и сатира, антиутопия придает эстетическое своеобразие роману, поэме, рассказу, пьесе. Большинство антиутопических произведений, заключающих в себе и пророческую сатиру, и элементы фантастики, и мистификацию, предлагают читателю самому разобраться, как расплачивается обыкновенный человек, простой обыватель, за так называемое «всеобщее счастье». Расцвет жанра приходится на XX столетие, когда утопические идеи стали воплощаться в жизнь. Впервые они были реализованы в России, а одним из первых пророческих романов считается роман «Мы» (1920) Е. И. Замятина. Только в 1980-1990-е годы у нас были напечатаны написанные в 20-30-х годах повесть «Ленинград» и рассказ «Крокодил. Три дня из жизни Красного Прищеповска» М. Я. Козырева, «Чевенгур» и «Котлован» А. П. Платонова.

Конфликт в антиутопии возникает как правило там, где главный герой восстает против существующего строя, а острота конфликта обычно зависит только от поведения персонажа, от степени его сопротивления власти. В антиутопии подчеркивается, что люди, находящиеся на разных ступенях социальной лестницы, не могут существовать в обществе на равных правах.

В 1980-1990-х годах в отечественной антиутопии, представленной прежде всего именами Ф. А. Искандера, B. C. Маканина, В. Н. Войновича, Ю. П. Алешковского, А. Т. Гладилина, сформировались такие жанровые разновидности, как сатирическая антиутопия, детективная антиутопия, социально-философская антиутопия и др.

АНТИФРАЗИС

АНТИФРАЗИС - определение, данное кому-либо в противоположном, ироническом смысле. Например называют слабого - Гераклом, океан - лужей; говорят: «какой вы чистый» - грязному. Вообще - употребление слов в противоположном смысле.

АНТОЛОГИЧЕСКИЙ

АНТОЛОГИЧЕСКИЙ (гр.) - 1) написанный в духе древнегреческой лирической поэзии; 2) относящийся к антологии.

АНТОЛОГИЯ

АНТОЛОГИЯ (от греч. - собрание цветов, цветник) — сборник отдельных произведений (стихотворений, рассказов, литературно-критических работ, отрывков, изречений) различных авторов, дающих представление о тематике и проблематике литературы определенного народа, периода, того или иного литературного течения, направления. Антологии были известны уже в древнерусской литературе и назывались «изборниками» и «пчелами», в русской литературе XVIII-начала XIX века - сборниками и альманахами. До середины XIX века в России антологиями называли в основном только сборники античной поэзии, а антологическими - стихотворения, переведенные с древнегреческого и латинского языков, а также написанные на темы, мотивы и по образцу античных. Антологические стихи занимают заметно место в творчестве Г. Р. Державина, Н. И. Гнедиа К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина.

АНТОНИМ

АНТОНИМ (от греч. - против; имя) — слово или понятие, противоположное по значению другому слову или понятию. В русской поэзии антонимы нередко используются в словесных парах:

Стихи мои, птенцы, наследники,

Душеприказчики, истцы,

Молчальники и собеседники,

Смиренники и гордецы!

(А. А. Тарковский)

АНТОНОМАЗИЯ

АНТОНОМАЗИЯ (гр. antonomasia) - род метонимии, замена имени нарицательного собственным (или наоборот), например: "Крез" вместо "богач".

АОНИДЫ

АОНИДЫ (гр. Aonides) - то же, что музы.

АПАРТЕ

АПАРТЕ - разговор про себя, в драматических жанрах употребляется как речь «в сторону»; произносится и в присутствии других лиц и условно считается неслышным для присутствующих. Основная функция апарте - сообщение зрителю всех внутренних состояний, движений, намерений и взаимоотношений действующих лиц.

АПЕЛЛЯТИВ

АПЕЛЛЯТИВ - то же, что нарицательное существительное.

АПЕЛЛЯТИВАЦИЯ

АПЕЛЛЯТИВАЦИЯ - деонимизация, переход собственного имени (онима) в имя нарицательное (апеллятив) без изменения формы: п-ов Ньюфаундленд - ньюфаундленд (порода собак); Георг Симон Ом - ом (единица сопротивления).

АПОКАЛИПСИС

АПОКАЛИПСИС (гр. apokalypsis букв. откровение) - часть библии, одна из книг "Нового завета", содержащая мистические пророчества о "конце света".

АПОКОПА

АПОКОПА (гр. apokope усечение) - отпадение одного или нескольких звуков в конце слова, например: "чтоб" вместо "чтобы".

АПОКРИФ

АПОКРИФ - (от греч. apokryphos - тайный, сокровенный) - в средневековой христианской литературе признанная неканонической (т. е. не совпадающей с официальным вероучением) и не вошедшая в состав Священного Писания книга, которая развивает и дополняет отдельные его сюжеты: сказания Библии, жития святых (см.), легенды о рае и аде, Страшном суде, вечной жизни праведников и т. д. Изобилующие экзотическими деталями и описаниями разнообразных чудес, А. пользовались большой популярностью на Руси, куда проникали преимущественно из Византии через посредство Болгарии, где были широко распространены начиная с Х века. Наиболее известные А.: Книга Еноха, псалмы Соломона, Апокалипсис Авраама, "Хождение Богородицы по мукам", "Откровение апостола Павла", Евангелие Фомы, Евангелие Никодима и др.

АПОЛОГ

АПОЛОГ (гр. apologos) - басня, иносказательное повествование из жизни животных, большей частью поучительного содержания.

АПОЛОГИЯ

АПОЛОГИЯ - речь или письменное произведение, направленное к оправданию или защите кого-либо или чего-либо; апологетические моменты встречаются в творчестве Достоевского, В. Соловьева и др.

АПОСИОПЕЗА

АПОСИОПЕЗА - умолчание, перерыв в конце фразы, многоточие, подчеркнутое несоответствие между объемом мысли, подлежащей выражению, и характером этого выражения, например: "Это ужас, это... Это нужно видеть."

АПОСТРОФА

АПОСТРОФА (гр. apostrophe) - стилистическая фигура, представляющая собой обращение к отсутствующему лицу как к присутствующему или к неодушевленному предмету как к одушевленному и т. д.

АПОФАЗИЯ

АПОФАЗИЯ - риторический прием, состоящий в опровержении только что высказанного положения самим высказывающим.

АПОФЕГМА, АПОФТЕГМА

АПОФЕГМА, АПОФТЕГМА (гр. apophthegma) - краткое, меткое и остроумное изречение, афоризм.

АРГО

АРГО (фр. argot) - социальный диалект определенной замкнутой группы лиц, например, воровское арго.

АРГОТИЗМ

АРГОТИЗМ - слово, заимствованное литературным языком из какого-либо арго.

АРИСТОФАНОВ СТИХ

АРИСТОФАНОВ СТИХ (μέτρον Αριστοφάνειον, versus Aristophaneus) - стих античной метрики, введённый Аристофаном (греческий комедиограф, ок. 446-385 до н. э.). Хориямб + каталектический ямбический метр, ŪUUŪ // UŪ // U; например, ‘sānguine vīperīno’ (Hor. Carm. I VIII, 13). Широко употреблялся в аттической комедии.

АРКАДИЯ

АРКАДИЯ (фр. Arkadia) - в идиллической поэзии - "счастливая пастушеская страна".

АРСИС

АРСИС (αρσις, поднятие) - в античной метрике после V-VI вв., сильная, ударная доля стопы, на которую падает икт, ритмическое ударение; например, в дактилическом каталектическом гекзаметре арсис всегда первая стопа: ‘Quī mōdō per totām flāmmīs stimulātus harēnam’ (Ū́Ū // Ū́UU // Ū́Ū // Ū́UU // Ū́UU // Ū́U, Mart. Spect. 19, 1). До V-VI вв. арсисом называлась, наоборот, доля стопы, на которую приходился подъём ноги при пляске; отсюда термин.

АРХАИЗМ

АРХАИЗМ (от греч. - древний) — устаревшее слово или словосочетание, либо грамматическая или синтаксическая форма, вышедшие из общего употребления. Архаизм бывает лексическим (например, славянизмы) и историческим (историзмами принято называть слова, обозначающие исчезнувшие предметы или понятия).

В художественной литературе архаизмы широко используются как изобразительный прием с различными стилистическими функциями, в прозаическом или драматическом произведении служат в качестве речевой характеристики персонажа, создавая исторический колорит описываемой эпохи (А. С. Пушкин «Борис Годунов»; И. И. Лажечников «Басурман»; Ю. Н. Тынянов «Кюхля»; А. Н. Толстой «Петр Первый»; Д. Н. Балашов «Государи Московские»), а поэтической речи они придают особую торжественность и приподнятость.

АРХЕОГРАФИЯ

АРХЕОГРАФИЯ - вспомогательная дисциплина литературной науки; изучение документов, рукописных источников.

АРХЕТИП

АРХЕТИП (от греч. - первообраз) — обозначение наиболее общих и основополагающих изначальных мотивов и образов, имеющих общечеловеческий характер и лежащих в основе любых художественных построений. В XX столетии термин введен в широкий культурный обиход швейцарским психоаналитиком и культурологом К. Г. Юнгом (работа «Об архетипах», 1937).

Являясь по своей сути не самим образом или мотивом, а его схемой, архетип обладает качеством универсальности, соотнося прошлое и настоящее, общечеловеческое и индивидуальное, уже свершившееся и потенциально возможное. Это ощутимо не только в художественной (от древнего ритуала и мифа до произведений новейшего искусства в широком понимании, в том числе литературы), но и в обыденной психической деятельности человека (прежде всего в снах, фантазиях). Юнгианская трактовка архетипа оказала самое непосредственное и заметное влияние на классическую зарубежную литературу прошлого века (Г. Гессе, Т. Манн, М. Фриш, Дж. Джойс, У. Голдинг, М. А. Астуриас, Г. Г. Маркес и др.).

АРХИЛОХОВ СТИХ

АРХИЛОХОВ СТИХ (versus Archilochius) - стих античной метрики, введённый Архилохом (греческий поэт с о-ва Парос, ок. 680-640 до н. э.). Акаталектический дактилический тетраметр + каталектический трохеический диметр, ŪUU // ŪUU // ŪUU // ŪUU // // ŪU // ŪU // ŪU, например, ‘Nūnc decet āut viridī nitidūm caput īmpedīre myrto’ (Hor. Carm. I 4, 19).

АРХИТЕКТОНИКА

АРХИТЕКТОНИКА (от греч. - строительное искусство, конструкция здания, архитектор) — построение литературно-художественных, публицистических и литературно-критических текстов как единого целого, взаимосвязь основных составляющих произведение частей и элементов. В последнее время в литературной науке получает распространение понимание архитектоники как ценностной структуры «эстетического объекта, т. е. мира героя, воспринятого читателем» (Н. Д. Тамарченко). В таком толковании архитектоника противопоставляется композиции.

АСИНАРТЕТ

АСИНАРТЕТ - стихи, состоящие из двух равных, но различных по своим размерам частей, обычно дактили и ямбы.

АСИНДЕТОН

АСИНДЕТОН (гр. asyndeton) - бессоюзие - стилистическая фигура, заключающаяся в опущении союзов для оживления и усиления речи, например: "пришел, увидел, победил". см. БЕССОЮЗИЕ

АСКЛЕПИАДОВ СТИХ

АСКЛЕПИАДОВ СТИХ (μέτρον Ασκληπιάδειος, versus Asclepiadeus) - стих античной метрики, введённый Асклепиадом (греческий поэт-эпиграмматист с о-ва Самос, III в до н. э.). Существует два А. с.. 1) Малый (ο ελαττον Ασκληπιάδειος στίχος, versus Asclepiadeus minor); первый каталектический феректратей + второй каталектический феректратей, ŪŨ // ŪUUŪ // // ŪUUŪ // UŨ; например, ‘Nōn ōmnīs moriār mūltaque pārs meī’ (Hor. Carm. III 30, 6). 2) Большой (ο μείζων Ασκληπιάδειος στίχος, versus Asclepiadeus maior); первый каталектический феректратей + хориямб + второй каталектический феректратей, ŪŨ // ŪUUŪ // // ŪUUŪ // // ŪUUŪ // UŨ; например, ‘Tū nē quāesierīs, scīre nefās, quēm mihi, quēm tibī’ (Hor. Carm. I 11, 1). Оба А. с. относятся к логаэдам.

АССОНАНС

АССОНАНС (от фр. - созвучие, лат. - откликаюсь) — 1) Неточная рифма, основанная на совпадении ударных гласных или слогов и несовпадении согласных; в широком смысле слова означает всякую неточную рифму. Например:

В суровую зимнюю ночь

Иду я задумчиво по лесу

Знакомой глухою тропой

К родному широкому озеру.

(Ю. Н. Верховский)

2) Повторение в поэтическом произведении гласных звуков, преимущественно ударных; всякое повторение одинаковых или похожих гласных звуков в тексте: «Без конца и без краю мечта» (А. А. Блок).

АССОЦИАЦИЯ

АССОЦИАЦИЯ - (от лат. associatio - соединение) - образ, возникающий в результате неожиданного сочетания далеких понятий; психологическое сближение отдельных образов, идей, представлений (связь между ними).

АСТЕИЗМ

АСТЕИЗМ - в риторике язвительное замечание, насмешка.

АСТРОНИМ

АСТРОНИМ (от греч. - звезда; имя) — один из видов псевдонима: обозначение имени автора каким-либо типографским знаком, обычно звездочками. Название связано с тем, что первоначально в Западной Европе для обозначения астронима использовались условные знаки небесных тел.

АСТРОФИЧЕСКИЙ СТИХ

АСТРОФИЧЕСКИЙ СТИХ (гр. а частица отрицания + строфа) - стих, лишенный строфической организации, не членящийся на строфы.

АТРИБУЦИЯ

АТРИБУЦИЯ (от лат. - приписывание) — установление авторства конкретного словесно-художественного, литературно-критического, публицистического произведения, когда оно опубликовано без подписи (анонимно) или под псевдонимом, а также определение времени и места его создания. Произведения, которые нельзя бесспорно признать принадлежащими данному автору, в академических изданиях сочинений писателя помещаются в специальном разделе «Dubia» (т. е. «сомнительное»).

АТТИЧЕСКИЙ

АТТИЧЕСКИЙ (гр. от attikismos утонченнность) - интеллектуальная образность речи, свойственные в древней Греции жителям Аттики; аттическая соль - тонкая острота, насмешка.

АФОРИЗМ

АФОРИЗМ (от греч. - определение, краткое изречение) — та или иная идея, мысль, записи дневникового характера, выраженные в лаконичной образной форме. В фольклоре к афоризмам принято относить пословицы и поговорки. Часто афоризмы извлекались из художественных произведений (античные и средневековые западно-европейские сборники), однако в литературе Европы бытовали и как самостоятельный жанр (Г. Х. Лихтенберг, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр). В русской литературе широко представлены пародийные афоризмы в творчестве Козьмы Пруткова. Афористичностью пронизано творчество И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, М. О. Меньшикова, К. Н. Леонтьева, В. В. Розанова, М. М. Пришвина, И. А. Ильина, Ф. А. Абрамова, А. И. Солженицына, В. А. Солоухина, В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, В. В. Бианки.

АЭД

АЭД - (от греч. aiodos - певец) - в Древней Греции странствующий певец-импровизатор, автор героических поэм (Гомер). Пел в сопровождении лиры или кифары. С утратой героическим эпосом своих позиций в обществе уступает место РАПСОДУ (см.).

Следующая страница