Энциклопедический словарь (2009)
М (В АВИАЦИИ)

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

М (В АВИАЦИИ)

М (в авиации) - М, марка самолетов, разработанных в конструкторском бюро В.М. Мясищева (см. МЯСИЩЕВ Владимир Михайлович), с 1978 - Экспериментальный машиностроительный завод имени Мясищева (ЭМЗ «Мясищев», г. Жуковский-5, Московская область).

История фирмы началась в 1951, когда профессор Московского авиационного института, авиаконструктор В.М. Мясищев обратился И.В. Сталину с предложением создать стратегический бомбардировщик дальностью полета 11-12 тысяч км. 24 марта 1951 для решения этой задачи было создано Опытно-конструкторского бюро №23 главного конструктора В.М. Мясищева.

Самолет М-4, оснащенный четырьмя турбореактивными двигателями, был спроектирован и построен через два года. На М-4 была отработана система дозаправки самолетов в воздухе. Дальнейшим развитием М-4 стал самолет 3М (М-6). На самолетах М-4 и 3М было установлено 19 мировых рекордов. В середине 1950-х гг. перед ОКБ была поставлена задача создания сверхзвукового стратегического ракетоносца. Выбранная компоновка - длинный тонкий фюзеляж и тонкое треугольное крыло с четырьмя турбореактивными двигателями - потребовала использования нестандартных, оригинальных конструктивных решений. Самолет, получивший название М-50, совершил первый полет в 1959. Одновременно разрабатывалась и сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета М-40 «Буран» класса «земля-земля». В развитие этого проекта была создана крылатая ракета М-44, предназначенная для вооружения сверхзвуковых ракетоносцев М-52 (РСС-52) и М-56. Для скрытного маловысотного прорыва систем ПВО разрабатывался стратегический сверхзвуковой самолет М-57. В 1957-1960-е гг. в КБ Мясищева были разработан проект первого советского космоплана ВКА-23 (М-48). Но осенью 1960 ОКБ-23 стало филиалом гораздо меньшего по размеру ОКБ-52 В.Н. Челомея (см. ЧЕЛОМЕЙ Владимир Николаевич).

Лишь в ноябре 1966 Мясищеву удалось добиться воссоздания своего конструкторского бюро. Он стал генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) в Жуковском, образованного на территории бывшей летно-испытательной и доводочной базы ОКБ-23. Авиазавод в Филях, являвшийся раньше частью фирмы Мясищева, был перепрофилирован для создания ракетной техники. Под руководством Мясищева на ЭМЗ проводились работы по увеличению дальности полета Ил-62, по использованию в авиации композиционных материалов, проектировались стратегические бомбардировщики М-18 и М-20.

В 1976 предприятие было включено в состав НПО «Молния», которое осуществляло работы по созданию космического корабля «Буран». На ЭМЗ были разработаны кабина экипажа, комплексная система аварийного спасения, система обеспечения жизнедеятельности и терморегулирования «Бурана». В 1981 совершил первый полет специализированный самолет-носитель, созданный на базе бомбардировщика 3М. Этот самолет, получивший обозначение ВМ-Т «Атлант (см. АТЛАНТ (самолет))», предназначался для транспортировки с заводов-изготовителей на космодром Байконур элементов конструкции ракеты-носителя «Энергия (см. ЭНЕРГИЯ (ракета-носитель))» массой до 40 т и диаметром 8м и космического корабля многоразового использования «Буран (см. БУРАН (космический корабль))». Перевозка грузов осуществлялась на «спине» самолета «Атлант», причем размеры грузов в два с лишним раза превосходили диаметр фюзеляжа самолета-носителя. В процессе проектирования «Атланта» впервые в мировом и отечественном авиастроении были решены проблемы создания компоновки, обеспечивающей эксплуатацию самолета в пяти разных конфигурациях (с четырьмя различными видами грузов и без груза). В 1990 на этом самолете установлено более 20 мировых рекордов высоты, скорости полета и скороподъемности. В 1982 совершил свой первый полет дозвуковой высотный разведчик М-17 «Стратосфера». Его гражданский вариант М-55 «Геофизика» приспособлен для ведения высотной экологической разведки, восстановления озонового слоя, противоградовой защиты.

В начало словаря