Энциклопедический словарь (2009)
КАРАЯН ГЕРБЕРТ ФОН

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

КАРАЯН ГЕРБЕРТ ФОН

Ка́рая́н Герберт фон (Karajan) (1908-1989), австрийский дирижёр. В 1955-1989 художественный руководитель Берлинского филармонического оркестра, в 1956-1964 - Венской государственный оперы. С 1948 выступал на крупнейших сценах Европы и Америки, в том числе с Венским и Лондонским филармоническим оркестром, в миланском театре «Ла Скала». В 1948-1989 художественный руководитель Общества друзей музыки в Вене. Основатель (1967) и директор Зальцбургского пасхального музыкально-театрального фестиваля. С 1965 дирижёр и режиссер фильмов-опер и фильмов-концертов («Паяцы», «Кармен», «Девятая симфония Бетховена»). Основал Общество Караяна (1968), в рамках которого проводится Международный конкурс молодых дирижёров в Берлине и открыт Исследовательский институт психологии музыки в Зальцбурге. В 1983 ЮНЕСКО учреждён Международный приз им. Караяна.

* * *

КАРАЯН Герберт фон - КА́РАЯ́Н (Karajan) Герберт фон (5 апреля 1908, Зальцбург - 16 июля 1989, там же), австрийский дирижер.

В довоенные годы. Опала снята

Родился в семье врача. Учился в зальцбургском Моцартеуме и в Венской музыкальной академии. В 1929-34 работал главным дирижером оперного театра в Ульме (Германия). Уже тогда снискал репутацию необычайно требовательного музыканта и руководителя. В 1935-42 занимал должность генералмузикдиректора в Аахене. В 1937 дебютировал в Венской государственной опере (см. ВЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА) («Тристан и Изольда» Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард)), год спустя, в 1938, - в Берлинской государственной опере («Тристан и Изольда», «Фиделио» Бетховена (см. БЕТХОВЕН Людвиг)); тогда же дал свой первый концерт с Берлинским филармоническим оркестром. Вступил в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (см. НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ) (НСДАП). В 1941-44 возглавлял симфонический оркестр Прусская государственная капелла (в то время второй симфонический оркестр Берлина). В 1945-46 был отстранен от работы как бывший член нацистской партии. Но после того, как в 1947 известный английский продюсер В. Легг пригласил его на запись в Швейцарию, а затем в Англию, с Караяна была снята опала.

Дирижер и постановщик

Караян выступал и записывался с лондонским оркестром Филармония (1947-60), с Венским филармоническим и Венским симфоническим оркестрами (с 1948), стал преемником В. Фуртвенглера (см. ФУРТВЕНГЛЕР Вильгельм) на посту главного дирижера Берлинского филармонического оркестра (1955), возглавлял Венскую государственную оперу (1956-64), был художественным руководителем Зальцбургских фестивалей (1956-60), а в 1967 учредил в Зальцбурге Пасхальные фестивали, посвященные главным образом оперному творчеству Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард), Верди (см. ВЕРДИ Джузеппе) и Р. Штрауса (см. ШТРАУС Рихард) (Караян не только дирижировал спектаклями, но и ставил их как режиссер).

Сотрудничал также с Парижским оркестром (Orchestre de Paris) и миланским театром Ла Скала (см. ЛА СКАЛА), однако основными центрами его деятельности оставались Берлин и Вена. Американский дебют Караяна состоялся только в 1967, когда он показал в Метрополитен-опера (см. МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА) свою зальцбургскую постановку «Валькирии» Вагнера. В 1960 Караян основал фонд своего имени с регулярными международными конкурсами молодых дирижеров (среди лауреатов - Д. Г. Китаенко (см. КИТАЕНКО Дмитрий Георгиевич), В. А. Гергиев (см. ГЕРГИЕВ Валерий Абисалович), японский дирижер Окко Каму); активно поддерживал молодых инструменталистов и вокалистов. В 1988 оставил пост руководителя Берлинского филармонического оркестра, однако концертировал и записывался до последних месяцев жизни.

Вклад Караяна

Караяна нередко критиковали за чрезмерное стремление к внешнему блеску, идеальной отшлифованности и, так сказать, рыночной привлекательности исполнения в ущерб его внутренней содержательности; с другой стороны, его лучшие записи убедительно передают величие и трагизм музыки Бетховена (все симфонии, опера «Фиделио», Торжественная месса), Вагнера («Кольцо нибелунга», «Тристан и Изольда», «Майстерзингеры», «Парсифаль»), Верди («Аида», «Отелло»), Брукнера (см. БРУКНЕР Антон) (все симфонии), Малера (см. МАЛЕР Густав) (чьи симфонии Караян начал исполнять только в 1970-х годах). Высочайшее мастерство дирижера проявилось и в исполнении программной музыки живописно-изобразительного характера (Мусоргский (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович)-Равель (см. РАВЕЛЬ Морис), Римский-Корсаков (см. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич), Р. Штраус, Респиги (см. РЕСПИГИ Отторино)). Значительное место в программах Караяна занимала музыка 20 в., от Шенберга (см. ШЕНБЕРГ Арнольд) и Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович) до Орфа (см. ОРФ Карл), Шостаковича (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич) (10-я симфония), Хенце (см. ХЕНЦЕ Ханс Вернер), Пендерецкого (см. ПЕНДЕРЕЦКИЙ Кшиштоф).

В начало словаря