Энциклопедический словарь (2009)
ДЖОРДЖОНЕ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ДЖОРДЖОНЕ

Джорджо́не (Giorgione), настоящие имя и фамилия Джорджо Барбарелли да Кастельфранко (Barbarelli da Castelfranco) (1476/1477 - 1510), итальянский живописец. Представитель венецианской школы, один из основоположников искусства Высокого Возрождения. Светская по духу, гармоничная, богатая оттенками живопись Джорджоне выражает поэтическое чувство влюблённости в красоту земного бытия, единство человека и природы («Юдифь», около 1502, «Спящая Венера», «Гроза»).

* * *

ДЖОРДЖОНЕ - ДЖОРДЖО́НЕ (Giorgione) (наст. имя и фам. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (ок. 1477-78, Кастельфранко, - 7 ноября 1510, Венеция), итальянский художник, первый по времени в плеяде ведущих мастеров венецианской живописи чинквеченто (см. ЧИНКВЕЧЕНТО) (16 в.).

Ореол тайны

Родился в маленьком городке в Венето (область на материке, входящая в Венецианскую республику), поэтому его именовали также «Дзодзи («Джорджо» на местном диалекте) из Кастельфранко». «Джорджоне» - это увеличительное произвище («Джорджище»), указывающее на его крупное телосложение. В целом биография Джорджоне полна лакун и загадок: она строится в основном на легендах, косвенных данных и стилистических параллелях, поскольку подлинных документов о нем сохранилось крайне мало.

Но таинственно, в первую очередь, само его творчество. С достаточной определенностью Джорджоне, прожившему совсем короткую жизнь, приписывается совсем немного, один или два (в зависимости от строгости ученых-аттрибуторов) десятка картин, причем все самые характерные и знаменитые из них каждая по отдельности представляют собой волнующую, до сих пор не раскрытую загадку. Дело в том, что Джорджоне гораздо решительнее, чем все его современники (даже такие как Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) или Рафаэль (см. РАФАЭЛЬ САНТИ)) перешел от композиций, основанных на четких символических программах, к свободным поэтическим импровизациям, смысл которых прихотливо меняется в зависимости от настроения зрителя.

Этот мечтательный лиризм сопряжен у него с замечательным живописным мастерством: тонкая световоздушная дымка, т. н. «сфумато (см. СФУМАТО)» (которое он ввел в североитальянскую живопись чуть позже Леонардо и, скорее всего, под влиянием последнего) обеспечивает пространственное единство, сочетаясь с предельно точными, знаковыми цветовыми акцентами и плавной композиционной ритмикой, гармонично связывающей фигуры с символическими деталями. В этих деталях нередко находили оккультные смыслы (связанные с алхимией, астрологией и тайными «домасонскими» обществами), - но все же главные секреты носят здесь сугубо эстетическое значение, выражая любовь мастера не столько к шифрам или иносказаниям, сколько к общей атмосфере романтической недосказанности.

Круг работ

Все вещи Джорджоне созданы в самом конце 15 в. и 1500-е гг. «Богоматерь на троне со Св. Георгием и Франциском» (алтарный образ, написанный для собора в Кастельфранко и до сих пор там хранящийся) иконографически традиционна, хотя и выделяется пространственной свободой своих пейзажных просторов. Среди других его религиозных композиций - сдержанно-грациозное, подчеркнуто скромное «Поклонение волхвов» и «Юдифь», где библейская героиня, убившая Олоферна, неожиданно предстает не воинственной, а задумчиво-нежной.

Воистину революционна по своей жанровой структуре «Гроза»: главным героем властно становится здесь именно грозовой пейзаж с молнией на заднем плане, а фигуры (воина слева и полунагой женщины, кормящей ребенка справа) превращаются почти что в чистый стаффаж (см. СТАФФАЖ), хотя, несомненно, и наделены какой-то, до сих пор неясной, сюжетной ролью (возможно, это Адам и Ева после Грехопадения).

Столь же интригующе-неопределенны и «Три философа»: старец, мужчина среднего возраста и юноша, представленные рядом с темной пещерой, на фоне заката (или восхода?) в горной долине, могут быть и тремя волхвами, и аллегориями разных наук (астрологии, философии и математики) и, наконец, фигурными воплощениями трех разных эпох в жизни человечества (ветхозаветно-библейской, средневеково-схолатической и новой, ренессансной).

Особый раздел наследия Джорджоне составляют портреты, где индивидуальные характеры сменяются поэтическими типажами (чаще всего это юные пастухи). Одна из таких типажных картин - изможденная «Старуха», выражающая всем своим обликом неумолимый бег времени.

Целый ряд работ Джорджоне создал в соавторстве с молодым Тицианом (см. ТИЦИАН). Около 1508 они расписали Немецкое подворье в Венеции, но от этих фресок сохранились жалкие, еле заметные остатки.

Руку Тициана находят и в « Сельском концерте», иногда даже (что, как полагает большинство исследователей, несправедливо) полностью приписывая ему данную картину (это живописная пасторальная поэма о природе, подчиняющейся волшебству искусства, которое олицетворяют здесь два юных музыканта вкупе с двумя нагими фигурами, - не то аллегориями, не то просто куртизанками на пикнике). Уже в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы является удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера».

«Спящая Венера» осталась незаконченной (пейзаж в ней написал Тициан). Джорджоне ушел из жизни внезапно, совсем молодым, став, скорее всего, жертвой какой-то эпидемии типа чумы.

Его авторитет в веках сохранялся достаточно прочно. Джорджоне даже называли «первым подлинно современным художником», считая его ранним предтечей романтизма. В 19 в. славу его упрочил Э. Мане (см. МАНЕ Эдуар), повторив в своем знаменитом «Завтраке на траве» (1863) главные мотивы его «Сельского концерта».

В начало словаря