Энциклопедический словарь (2009)
АБУЛАДЗЕ ТЕНГИЗ ЕВГЕНЬЕВИЧ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

АБУЛАДЗЕ ТЕНГИЗ ЕВГЕНЬЕВИЧ

Абула́дзе Тенгиз Евгеньевич (1924-1994), грузинский кинорежиссёр, народный артист СССР (1980). Работал на студии «Грузия-фильм». Иносказательность, пластическая выразительность, кинематографическая искусность приобретали всё большее значение в творчестве Абуладзе от ранних фильмов («Лурджа Магданы», 1955, совместно с Р. Д. Чхеидзе, «Я, бабушка, Илико и Илларион», 1963) до более зрелых работ («Мольба», 1968, «Древо желания», 1977), достигнув наивысшего выражения в «Покаянии» (1987) - одном из первых отечественных антитоталитарных фильмов. Ленинская премия (1988).

* * *

АБУЛАДЗЕ Тенгиз Евгеньевич - АБУЛА́ДЗЕ Тенгиз Евгеньевич (31 января 1924 Кутаиси - 6 марта 1994, Тбилиси), грузинский кинорежиссер, народный артист СССР, народный артист Грузинской ССР (1966), лауреат Ленинской премии (1988, за фильм «Покаяние»), Государственной премии Грузинской ССР (1979).

В 1943-1946 гг. Абуладзе учился в Тбилисском театральном институте имени Ш. Руставели (мастерская Г. А. Товстоногова и Д. Алексидзе), в 1953 окончил режиссерский факультет ВГИКа (см. КИНЕМАТОГРАФИИ ИНСТИТУТ) (мастерская С. Юткевича). С 1953 - режиссер киностудии «Грузия-фильм». В художественный кинематограф Абуладзе вошел совместным с Р. Чхеидзе (см. ЧХЕИДЗЕ Реваз Давидович) фильмом «Лурджа Магданы». Этот фильм принес им гран-при Каннского кинофестиваля (см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ) 1956 по конкурсу короткометражных лент. Режиссеры сочетали поэзию с «почвенным» реализмом. «Лурджа Магданы» подвела черту под старой эстетикой, и стала родоначальницей нового грузинского кино, истоком «грузинской школы».

Новизной стиля отмечен и следующий, уже самостоятельный фильм Абуладзе «Чужие дети» (1958), снятый под заметным влиянием итальянского неореализма. В фильме «Я, бабушка, Илико и Илларион» (1963) по Н. Думбадзе (см. ДУМБАДЗЕ Нодар Владимирович) наиболее полно проявилась склонность Абуладзе к поэтическому и философскому обобщению. Через характерные особенности быта, яркий и сочный язык героев, мягкий юмор режиссер глубоко раскрыл национальный характер, силу народа, проявившиеся во время войны.

Фильм «Мольба» (1967, главный приз Международного кинофестиваля авторского кино в Сан-Ремо, 1973) - сложная экранизация, в которой в поисках кинематографического эквивалента соединены две поэмы («Алуда Кетелаури» и «Гость и хозяин»), прозаические философские зарисовки и стихотворения великого грузинского поэта Важа Пшавела (см. ВАЖА ПШАВЕЛА).

В фильме «Ожерелье для моей любимой» (1973) по повести А. Абу-Бакара (см. АБУ-БАКАР Ахмедхан) режиссер продолжил поиски новой поэтики, попытавшись соединить эксцентрику народного дагестанского сказа и философскую притчу. В совершенной форме эта поэтика воплотилась в фильме «Древо желания» по Г. Леонидзе (см. ЛЕОНИДЗЕ Георг Николаевич) (1977), втором после «Мольбы» фильме триптиха, который завершился «Покаянием» (1984). «Древо желания» получило итальянскую премию «Давид» Донателло», «Золотой тур» за режиссуру на Тегеранского кинофестиваля 1977, главный приз Карловарского кинофестиваля 1978.

«Покаяние» стало главным фильмом последних периода существования СССР. С поразительной экспрессией и насыщенностью фильм показал трагизм и корни кровавого советского террора, его последствия и его конец. Это был первый из антитоталитарных фильмов, который потряс всю страну. На Каннском кинофестивале (см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ) 1987 фильм получил четыре премии: специальный гран-при приз жюри, приз актеру Автандилу Махарадзе, премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри.

Сочетание интеллектуального пути с интуитивными озарениями, изобразительной культуры с актерскими открытиями, которые могут быть запечатлены только средствами кино, - основа режиссуры Абуладзе. Он оказал большое влияние на грузинское кино, открыв новые горизонты, но не вызвав подражаний. Абуладзе был одним из инициаторов создания кинофакультета в Тбилисском театральном институте, где сам он вел курс кинорежиссуры.

В начало словаря