Энциклопедический словарь (2009)
ПРИЧАЩЕНИЕ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ПРИЧАЩЕНИЕ

ПРИЧАЩЕ́НИЕ -я; ср. Одно из семи таинств христианской церкви, состоящее в том, что верующие вкушают освящённые хлеб и вино, в которых воплощены тело и кровь Иисуса Христа, и тем самым приобщаются к нему; евхаристия. Первое п. Совершить обряд причащения. П. перед смертью.

* * *

причаще́ние (евхаристия), в христианстве одно из главных таинств. Согласно христианскому вероучению, причащающиеся приобщаются к Христу, вкушая во время литургии хлеб и вино, символизирующие его тело и кровь.

* * *

ПРИЧАЩЕНИЕ - ПРИЧАЩЕ́НИЕ (приобщение) [эллипсис: Причащение (Приобщение) Святых/-м Христовых/-м Таин/-ам; «причаститься» - стать причастным, участником, общником], один из важнейших элементов Евхаристии: вкушение христианами по заповеди Иисуса Христа (см. ИИСУС ХРИСТОС) Его Тела и Крови под видом хлеба и вина. Согласно вере христиан многих традиционных конфессий (православных, католиков, представителей древневосточных Церквей, англикан, старокатоликов, лютеран и некоторых других протестантских деноминаций), признающих реальное присутствие всецелого Христа в евхаристических видах, в причащении происходит реальное соединение верующего со Христом во всей полноте Его Божества и человечества (в ряде протестантских деноминаций, не признающих реального присутствия, подобный обряд, тем не менее, существует, но наделяется более или менее символическим значением).

Причащение осуществляется во время евхаристического богослужения (Литургия (см. ЛИТУРГИЯ (богослужение)), Месса (см. МЕССА)), которое может быть как полным (содержащим момент преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа), так и неполным (Литургия Преждеосвященных Даров (см. ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ)), на котором используются Дары, освященные заранее. Как на Востоке, так и на Западе широко развита практика причащения на дому больных и тех, кто по каким-то серьезным причинам не способен посещать богослужения. В древней Церкви существовала практика хранения мирянами Святых Даров (см. СВЯТЫЕ ДАРЫ) у себя дома и самопричащения в будние дни, когда не служилась Литургия, а также при невозможности пойти в храм (эта практика в основном прекратила свое существование после 10 в.). В современной Католической Церкви причащение верующих в отсутствие священника запасными Дарами может присоединяться к неевхаристическому богослужению и преподаваться диаконом (см. ДЬЯК), монашествующим или даже мирянином (по благословению епископа (см. ЕПИСКОП) мирянин может быть назначен «экстраординарным служителем Евхаристии» - для Причащения верующих).

Вероятно, первоначальным было принятие в руки освященного Хлеба с последующим вкушением его из собственных рук и питье освященного Вина непосредственно из чаши. Со временем в некоторых поместных Церквах возникает практика питья евхаристического вина при помощи серебряной трубочки (именовавшейся «сифоном»). Впоследствии из соображений «технического удобства» входят в обиход некоторые другие способы причащения, в частности, погружение Хлеба в Вино и преподание его в уста причастнику. В Византии утверждается обычай Причащения мирян частицами Тела Христова, соединенными в чаше с Божественной Кровью, при помощи ложки (церк.-слав. «лжица»). На Западе, где причащение под обоими видами (и Телом, и Кровью Христа) существовало вплоть до 11 в. включительно, в 12 в. за довольно короткое время повсеместно утверждается практика причащения мирян только Телом Христовым (вероятно, это было продиктовано в первую очередь соображениями «технического удобства», хотя, возможно, целью этого было отделение духовенства как «сословия» от мирян, как бы подчеркнутое еще раз на сакральном уровне; право причащения под двумя видами впоследствии отчасти сохранялось за коронованными особами, а также допускалось еще в некоторых особых случаях). В восточных обрядах Католической Церкви, как и в Православной и других Восточных Церквах, сохранялось причащение под двумя видами. К причащению под двумя видами вернулись англикане и многие другие общины, возникшие на Западе в результате Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ). После 2-го Ватиканского собора (см. ВАТИКАНСКИЕ СОБОРЫ) в латинском обряде Католической Церкви наметилось возвращение к древней практике причащения под двумя видами, вопрос о которой решается теперь на уровне епархий и общин.

В отличие от Востока, христианский Запад не знал обычая причащения младенцев. По мере повсеместного утверждения в Церкви практики крещения (см. КРЕЩЕНИЕ (праздник)) младенцев, на Востоке младенцев начинали причащать сразу же после крещения (но только под одним видом - Кровью Христовой). На Западе, однако, детей допускают к причастию только с сознательного возраста, когда ребенок способен видеть разницу между обычным хлебом и евхаристическим (практически с 7 лет).

В начало словаря