Энциклопедический словарь (2009)
ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ - ГЕО́РГИЙ ПОБЕДОНО́СЕЦ (в России Егорий Храбрый), христианский святой, великомученик. Согласно христианскому преданию, уроженец Каппадокии (на территории совр. Турции). Принял мученическую смерть в 303 во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане (см. ДИОКЛЕТИАН); день памяти в Православной церкви отмечается 23 апреля (6 мая), 26 ноября (9 декабря - Юрьев день (см. ЮРЬЕВ ДЕНЬ) ).

Древние легенды

Культ Георгия, по-видимому, распространился из города Лидда (Палестина), где в древности показывали гробницу святого. Древнейшие сведения о нем имеются во вьеннском палимпсесте (4-5 вв.). В христианской житийной литературе о нем говорится как о воине знатного происхождения, которого во время гонений Диоклетиана пытались принудить отречься от веры. Поэтому он вместе с Дмитрием Солунским, Феодором Стратилатом, Феодором Тироном (см. ФЕОДОР Тирон) и др. считается одним из «воинства небесного». Считается также и покровителем воинов на Западе и Востоке. Очень распространенная легенда повествует о победе Георгия над чудовищным змеем-драконом, пожиравшим молодых девушек. Георгий укрощает дракона силой божественного слова и приводит его в город, после чего горожане и правитель, пораженные силой веры, принимают крещение. В этом сказании явно видны отголоски языческих сюжетов (напр., Персей и Андромеда (см. ПЕРСЕЙ (в мифологии))), оно приводится обычно в редакции «Золотой легенды» Иакова Ворагинского (см. ИАКОВ из Варацце) .

Иконография. Народные предания

Каноническое изображение Георгия, согласно легенде, - всадник, поражающий змия. В византийской иконографии известно его изображение на молитве с собственной отрубленной головой в руках. В русских духовных «стихах о Егории Храбром» мотив поединка со змеем отсутствует, а Георгий изображается крестителем Руси, побеждающем на богатырском поединке язычника «царища Демьянища». В русской народной традиции Георгий выступает также и как покровитель домашнего скота («Из-за леса из-за гор едет дедушка Егор. Сам на лошадке, жена на коровке...»). Как змееборец он отвращает змей и от людей. В славянских народных вариантах его имени (Юрий, Юра, Юрай) некоторые исследователи видят перенесение на Георгия черт весенних божеств плодородия (Ярило и Яровит). В весенний Юрьев день на пастбища выгоняли скотину. Кроме змей, Георгий отгоняет от скота и волков, которых нередко называют его собаками.

Георгий-рыцарь

Легенда о Георгии была особенно популярна на Западе в эпоху крестовых походов. Он считался образцовым рыцарем, победителем язычников (змей - символ язычества), заступником Прекрасной Дамы. Крест святого Георгия - красный на белом поле. Он считается патроном Англии, ему посвящен орден Подвязки (см. ПОДВЯЗКИ ОРДЕН), позднее в Англии был учрежден крест святого Георгия.

Георгий в России и на Востоке

В России Георгий считался покровителем князей. Изображение всадника было эмблемой Москвы с 14 века, позднее этого всадника стали отождествлять со святым Георгием, а еще позже его изображение было включено в состав герба Российской империи (см. Двуглавый орел (см. ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ)). Георгию был посвящен военный орден (см. ОРДЕН ГЕОРГИЯ) .

В Грузии считается покровителем страны под именем Гиорги, особо почитается среди христиан Осетии. Георгий (Джирдис) - популярный герой мусульманских преданий, в которых особо подчеркивается мотив его троекратного умирания и воскресания во время пыток.

В начало словаря