Энциклопедический словарь (2009)
ЭКСПЕРИМЕНТ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ЭКСПЕРИМЕНТ

ЭКСПЕРИМЕ́НТ -а; м. [лат. experimentum]

1. Воспроизведение какого-л. явления или наблюдение нового явления в определённых условиях с целью изучения, исследования; опыт (3 зн.). Химический э. Эксперименты на кроликах. Приступить к эксперименту. Э. дал отрицательный результат. // Спец. Метод познания, основанный на чувственно-предметной деятельности исследователя.

2. Попытка сделать, предпринять что-л. (новое, ранее не испытанное); пробное осуществление чего-л. Первые эксперименты по созданию летательных аппаратов. Эксперименты в космосе. Рискованный э. Смелый э. Театральный э. Эксперименты в экономике.

* * *

экспериме́нт (от лат. experimentum - проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.

* * *

ЭКСПЕРИМЕНТ - ЭКСПЕРИМЕ́НТ (от лат. experimentum - проба, опыт), род опыта, имеющего целенаправленно исследовательский характер и проводимого в искусственных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения.

Как метод исследования, определенный логикой познающего разума Нового времени (17-19 вв.), эксперимент не просто инструмент познания, но его принципиальное основание, так что мышление эпохи в целом может быть названо экспериментирующим. Поэтому И. Кант (см. КАНТ Иммануил) считал свою «Критику чистого разума» философской рефлексией экспериментирующего познания и видел свою задачу в «распространении экспериментального метода на метафизику» (Кант И. Соч. в 6 тт. Т.3. М., 1964. С. 88-91).

Всякий опыт имеет смысл свидетельства, удостоверения или опровержения только потому, что фрагментарно выявляет определенный образ (строй) мира в целом, предполагаемый определенной формой (логикой) конструктивной мысли. Зрение в теоретически ориентированном опыте становится понимающим (умным) зрением, а образ целого приобретает зримость. Греческая теоретическая «фисиология» не менее опытна и не более умозрительна, чем натуральная философия И. Ньютона (см. НЬЮТОН Исаак). Они различаются как логикой умозрения, так и характером опытного базиса. Эйдетической логике понимания (понять - значит усмотреть сущее в неделимой форме его бытия) полностью соответствует искусство эйдетического опыта, т. е. восприятия сущего в его собственном эйдосе (см. ЭЙДОС) (т. е. в идеальной форме). Логике же новоевропейской науки (понять - значит познать, обнаружить сущностный закон, определяющий возможности существования вещей и явлений) и без-образности бесконечной в себе природы (Бруно - Ньютона) соответствует как раз техника экспериментального исследования.

Эксперимент познающего разума исследует изменение состояния наблюдаемого объекта в зависимости от изменяющихся условий, он ищет за природными субстанциями схему функциональной зависимости. Эксперимент становится методом познания, когда саму природу понимают как метод действия. Изменение условий в эксперименте строится как ряд последовательных приближений к предельному состоянию, как своего рода предельный переход из одного мира в другой. Так, Галилей (см. ГАЛИЛЕЙ Галилео) открывает существование коперниканского мира, экспериментируя с предельными формами мира аристотелианского. Открывая новые объекты, эксперимент одновременно открывает на них глаза - создает соответствующее им «умное зрение». Эту функцию эксперимента можно назвать сократической. Эксперимент устремлен к пределу, в котором исследуемое явление (напр., падение тела, химическое превращение, жизнь популяции, реактивное поведение) выступает в чистом виде, изолированно. Преобразующее действие эксперимента имеет целью изолировать элементарную связь причина-действие и, далее, свободное от действий (инерциальное) бытие объекта. Идея предельной изоляции свободного состояния и элементарного взаимодействия определяет эксперимент как процедуру идеализации (см. ИДЕАЛИЗАЦИЯ), как предельный переход к мысленному эксперименту с идеальными объектами (к которым относятся утверждения теории). Специальными техническими средствами эксперимент создает условия, максимально приближенные к идеальным (напр., абсолютная пустота, абсолютно твердое тело, идеальный газ, силовые линии электромагнитного поля, простой рефлекс, социальный тип, чистая фонема и т.д. ). Вместе с тем он указывает путь реализации идеального. Всякий реальный эксперимент имеет смысл только в горизонте мысленного эксперимента с идеальными объектами, но и всякий теоретический конструкт получает смысл реального понятия лишь в качестве идеального проекта реального эксперимента. В эксперименте природа исследуется в форме техники. Экспериментальная техника - то звено, через которое теоретическое открытие становится техническим изобретением, а достижения техники используются в исследованиях. Фундаментальные исследования являются и наиболее техноемкими (напр., современный ускоритель), и наиболее технически эффективными (ядерная физика, молекулярная генетика). В экспериментальной установке, построенной на базе теории, последняя утрачивает характер объектности, объективной картины мира, она приобретает форму инструмента исследования, направленного на мир. В форме эксперимента теоретическое знание вновь «выталкивает» мир из его объективной картины как непознанный и бесконечный в себе предмет.

Неклассическая физика 20 в. (релятивистская (см. РЕЛЯТИВИСТСКАЯ МЕХАНИКА) и квантовая механика (см. КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА)) обнаруживает внутренние границы эксперимента как метода познания. Принципы наблюдаемости, неопределенности (см. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ПРИНЦИП), дополнительности (см. ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИНЦИП) фиксируют неустранимое участие познавательного действия в определениях бытия познаваемого объекта (т. е. его не-объектность).

В начало словаря