Энциклопедический словарь (2009)
ИЛЛЮСТРАЦИЯ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ -и; ж. [лат. illustratio - наглядное изображение, живое описание]

1. = Иллюстри́рование. Заниматься иллюстрацией книг.

2. Рисунок в тексте книги, журнала, сопровождающий изложение или поясняющий содержание. Книга с иллюстрациями. Иллюстрации известного графика.

3. Пример, наглядно поясняющий что-л. Убедительные иллюстрации лектора.

Иллюстрати́вный (см.). Иллюстрацио́нный, -ая, -ое.

* * *

иллюстра́ция (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение), 1) объяснение с помощью наглядных примеров. 2) Изображение, сопровождающее и дополняющее текст. 3) Область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературного произведения. Первоначально рукописи иллюстрировались миниатюрами, после изобретения книгопечатания иллюстрация стала областью печатной книжной графики.

* * *

ИЛЛЮСТРАЦИЯ - ИЛЛЮСТРА́ЦИЯ (от лат. illustratio - освещение), пояснение словесной информации наглядными примерами, изображениями, а также область изобразительного искусства, составная часть искусства книги.

В средневековых рукописных книгах иллюстрации выполнялись в технике миниатюрной живописи пером, красками, золотом. В процессе развития рукописной книги книжная миниатюра стала изысканным по технике самостоятельным видом искусства, оказавшим значительное влияние на становление ранних форм станковой живописи. Позднее в западноевропейской рукописной книге вводятся миниатюры портретного, жанрового характера, иногда не связанные непосредственно с текстом книги (например, сцены поднесения книги заказчику, сцены времен года).

С изобретением книгопечатания иллюстрация входит в новый этап своего развития. В 15 веке в Германии появляются блочные книги, в которых текст и иллюстрации вырезаются на одной доске, иногда текст к такой книге вписывается от руки. В 1460-е годы гравированные на дереве иллюстрации стали включаться в печатную наборную книгу, при этом иллюстрации часто раскрашиваются от руки.

В эпоху Возрождения иллюстрация часто занимает равнозначное значение с текстом: страница гравюры нередко чередуется со страницей набора. Так был издан «Апокалипсис» с гравюрами на дереве А. Дюрера (см. ДЮРЕР Альбрехт) в 1498. В некоторых изданиях конца 15 века используются условные иллюстрации, когда изображения абстрактного города или человека выдаются за конкретные городские виды или портреты. В целом для иллюстраций эпохи Возрождения характерны четкость композиций, простота и условность образных решений, использование аллегорий и эмблематики.

В 17 веке использование усложненной техники гравюры на меди, применение крупных форматов обусловили отрыв иллюстраций от текста, в ряде случаев иллюстрации публиковались без текста (иллюстрации к Библии голландского издателя Пискатора (см. ПИСКАТОР Николас Иоаннис)).

В 18 веке интенсивно используется иллюстрация, гравированная на меди, обычно небольшого формата (Ш. Эйзен во Франции, Д. Н. Ходовецкий (см. ХОДОВЕЦКИЙ Даниель Николаус) в Германии). В научных и учебно-популярных изданиях развивается специфический вид научной иллюстрации, блестящие образцы которой создал Т. Бьюик - изобретатель и выдающийся мастер торцовой гравюры на дереве.

В 19 веке искусство иллюстрации пережило свой расцвет. Иллюстрации к произведениям наиболее популярных авторов издавались отдельно, в виде тетрадей или альбомов. К концу 19 века почти все техники репродуцирования иллюстраций оказались вытесненными различными видами фотомеханической печати (цинкографией (см. ЦИНКОГРАФИЯ), автотипией (см. АВТОТИПИЯ)).

В первые десятилетия 20 века в противовес стилю модерн (см. МОДЕРН) (виднейшими мастерами которого были О. Бердсли (см. БЕРДСЛИ Обри), И. Я. Билибин (см. БИЛИБИН Иван Яковлевич)) выдвигается движение «новая типография», вообще отрицавшее целесообразность иллюстрации и ставившее задачу создания визуальной системы книги чисто типографскими приемами. Однако в современном искусстве книги иллюстрация продолжает занимать видное место. Иллюстративные работы Р. Дюфи (см. ДЮФИ Рауль), А. Матисса (см. МАТИСС Анри), П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), Ф. Мазереля (см. МАЗЕРЕЛЬ Франс), Х. Эрни (см. ЭРНИ Ханс), Р. Гуттузо (см. ГУТТУЗО Ренато), В. А Фаворского (см. ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич), Д. Бисти (см. БИСТИ Дмитрий Спиридонович) стали выдающимся достижением культуры 20 века.

В начало словаря