Энциклопедический словарь (2009)
ФИЧИНО МАРСИЛИО

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ФИЧИНО МАРСИЛИО

Фичи́но Марсилио (Ficino) (1433-1499), итальянский философ-неоплатоник, глава флорентийской Академии платоновской. Перевёл на латинский язык сочинения Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла, часть «Ареопагитик», сделав их достоянием европейской философии XV-XVI вв.

* * *

ФИЧИНО Марсилио - ФИЧИ́НО (Ficino) Марсилио (1433-99), итальянский философ-неоплатоник, глава флорентийской Академии платоновской (см. ПЛАТОНОВСКАЯ АКАДЕМИЯ). Перевел на латинский язык сочинения Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла, часть «Ареопагитик», сделав их достоянием европейской философии 15-16 вв.

* * *

ФИЧИ́НО (Ficino) Марсилио (19 октября 1433, Фильине (?) - 1 октября 1499, Флоренция), итальянский гуманист и философ-неоплатоник.

Образование Фичино получил в университете Флоренции. Чтобы читать Платона в подлиннике, он изучил греческий язык. Козимо Медичи (см. МЕДИЧИ), банкир и фактический правитель Флоренции, обратил внимание на Фичино и покровительствовал ему. В 1462 он подарил Фичино имение неподалеку от своего собственного, а также греческие рукописи произведений Платона и некоторых других древних авторов.

Около 1462 Фичино перевел с греческого на латынь «Гимны» и «Аргонавтики» - сочинения, автором которых традиция считала легендарного поэта древности Орфея. Затем взялся за цикл гностических трактатов, известных под общим названием «Поймандр» (1471) и приписываемых Гермесу Трисмегисту. Только после этого Фичино в 1463 приступил к диалогам Платона, творчество которого он рассматривал как важнейшее звено в развитии «благочестивой философии», восходящей в своих истоках к самым отдаленным временам. Фичино начал с тех представителей «древнего богословия», кто, по преданию, одними из первых сообщили людям сокровенные божественные тайны, прикрывая их поэтическими образами, философскими притчами и т. п.

Перевод всех сочинений Платона на латынь и краткие пояснения к ним Фичино завершил в 1468. Тогда же он приступил к комментированию некоторых платоновских диалогов. В 1469-74 Фичино создал свое главное произведение - фундаментальный трактат «Платоновское богословие о бессмертии душ» (1482) с целью «показать во всем созвучие платоновских мыслей с Божественным законом», согласовать и примирить древнюю языческую мудрость с христианством. В трактате «О христианской религии» (1474) Фичино как бы возобновлял традицию раннехристианской апологетики.

Деятельность Фичино вызвала живейший интерес в обществе. Вокруг него начала складываться группа единомышленников, своего рода вольное ученое братство, получившее известность под именем Платоновской академии. Она не имела устава и фиксированного членства, в ее деятельности принимали участие люди самого разного звания и рода занятий: именитые патриции, купцы, дипломаты, должностные лица государства, священнослужители, врачи, университетские профессора, гуманисты, богословы, поэты, художники.

В 1484 Фичино опубликовал свои переводы Платона, в 1489 - собственный медико-астрологический трактат «О жизни». Продолжая исследовать дальнейшую традицию «благочестивой философии», Фичино с 1484 переводит и комментирует «Эннеады» Плотина (изданы в 1492). В это же время Фичино перевел сочинения Порфирия, Ямвлиха, Прокла, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Афинагора, Синезия, Михаила Пселла. В 1492 он написал трактат «О солнце и свете» (1493), а в 1494 завершил обширные толкования к нескольким диалогам Платона. В 1495 Фичино издал двенадцать книг своих «Посланий» . Умер Фичино за комментированием «Послания к римлянам» апостола Павла (см. ПАВЕЛ (апостол)).

Идеи Фичино оказали сильное влияние на богословскую и гуманистическую мысль, на художественную культуру Возрождения конца 15-16 вв.

В начало словаря