Энциклопедический словарь (2009)
КАМПАНЕЛЛА ТОММАЗО

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

КАМПАНЕЛЛА ТОММАЗО

Кампане́лла Томмазо (Campanella) (1568-1639), итальянский философ, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии; монах-доминиканец. В «Философии, доказанной ощущениями» защищал натурфилософию Б. Телезио; неоднократно обвинялся в ереси. В 1598-1599 возглавил в Калабрии заговор против испанского владычества, был схвачен, около 27 лет провёл в тюрьмах, где создал десятки сочинений по философии, политике, астрономии, медицине, в том числе «Город солнца» - произведение в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине (в рамках всемирной теократии), руководимой учёно-жреческой кастой и характеризующейся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и просвещения. Автор канцон, мадригалов, сонетов.

* * *

КАМПАНЕЛЛА Томмазо - КАМПАНЕ́ЛЛА (Campanella) Томмазо (5 сентября 1568, Стило, Италия - 21 мая 1639, Париж), итальянский гуманист, философ, богослов, поэт, политический деятель; создатель коммунистической утопии.

Сын сапожника, Кампанелла в 1582 вступил в доминиканский орден. Не удовлетворенный схоластической ученостью, культивируемой орденом, молодой монах познакомился с натурфилософией Б. Телезио (см. ТЕЛЕЗИО Бернардино), учение которого защищал в первом своем трактате «Философия, доказанная ощущениями» (1591). Кампанелла подвергался преследованиям за свои убеждения. Спасаясь от гонений, он бежал из Неаполя на север Италии, где его арестовали по обвинению в ереси. После суда и тюремного заключения в Риме Кампанелла вернулся в Неаполь и обосновался в Калабрии. Здесь в 1598 возглавил заговор против испанского владычества, который в результате доноса был раскрыт в августе 1599. Кампанелла был схвачен как политический преступник и еретик, подвергнут пыткам и осужден на пожизненное заключение.

В неаполитанских тюрьмах он провел 27 лет, в течение которых написал десятки сочинений по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике, в числе которых утопия «Город Солнца» (1602, опубликовано 1623, русский перевод 1906), «Монархия Мессии» (1633), «Метафизика» 1638), «Побежденный атеизм» (1631), «Апология Галилея» (1622). Его произведения распространялись в списках и даже были частично опубликованы в Германии. Главный труд Кампанеллы - утопия «Город солнца» - произведение в форме рассказа мореплавателя об идеальной общине, руководимой учено-жреческой кастой и характеризующейся отсутствием частной собственности, семьи, государственным воспитанием детей, общеобязательным трудом при 4-часовом рабочем дне, развитием науки и просвещения.

В 1626 благодаря покровительству папы Урбана VIII, заинтересовавшегося сочинениями Кампанеллы, в особенности его астрологическими предсказаниями, узник был передан в распоряжение римской инквизиции, а в мае 1629 освобожден и оправдан. Однако в 1635, в связи с требованиями испанских властей о его выдаче, Кампанелла бежал во Францию, где, пользуясь покровительством кардинала Ришелье, издал многие из своих сочинений и написал новые политические трактаты с целью подвигнуть правительство Франции к борьбе за освобождение Италии от испанского гнета.

Современник основателей философии и науки нового времени - Кеплера (см. КЕПЛЕР Иоганн) и Галилея (см. ГАЛИЛЕЙ Галилео), Бэкона (см. БЭКОН Фрэнсис (философ)) и Декарта (см. ДЕКАРТ Рене) - сам Кампанелла в большей мере принадлежал культуре уходящего Возрождения. Человек необычайной одаренности и разносторонних интересов, Кампанелла в своих сочинениях стремился к универсальному философско-научному синтезу, включающему идеи всех частных естественных и гуманитарных дисциплин, а также программу вселенского общественного и политического переустройства.

В философии Кампанелла отстаивал необходимость познания опытом и развивал учение о двойном откровении (Природы и Писания). Способность не только созерцать, но и изменять мир является, в глазах Кампанеллы, наиболее убедительным доказательством свободы и могущества человека, божественности его души, владычествующей над всей сотворенной природой. Выступив в защиту Галилео Галилея (см. ГАЛИЛЕЙ Галилео), он не принял учения о бесконечности Вселенной, но допускал существования множества миров. В своей философской антропологии Кампанелла подхватывает темы и мотивы, свойственные ранним гуманистам, прежде всего Петрарке (см. ПЕТРАРКА Франческо) и Манетти.

Коммунистическая утопия Кампанеллы представялет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества в рамках всемирной теократической монархии («Монархия Мессии»). В идеальной общине упразднены семья и собственность, дети воспитываются государством; труд обязателен для всех и почетен. Благодаря использованию машин и высокой производительности труда рабочий день в Городе Солнца сокращен до 4 часов в день. Огромное значение Кампанелла уделял развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию граждан. Руководство коммунистической общиной он возлагал на учено-жреческую касту.

Кампанелла мечтал воплотить свои грезы в реальность после освобождения Калабрии от власти испанцев, но после провала заговора стал возлагать надежды на европейских монархов, сначала испанского, затем французского королей и римского папу. Утопист стремился достичь духовного единства человечества в рамках реформированного в соответствии с его идеалами католицизма.

Поэзия Кампанеллы (канцоны, мадригалы, сонеты) с большой выразительностью утверджают веру в человеческий разум, раскрывают противоречия между несчастной судьбой личности и совершенством Вселенной, а также трагедию человека, зажегшего светоч знания во мраке невежества.

В начало словаря