Энциклопедический словарь (2009)
КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

КАВЕЛИН КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ

Каве́лин Константин Дмитриевич (1818-1885), российский историк государственной школы и публицист. Участник подготовки крестьянской реформы 1861, автор одного из первых проектов отмены крепостного права. Сторонник умеренных преобразований при сохранении самодержавия и помещичьего землевладения. Труды: «Взгляд на юридический быт Древней России» (1847), «Краткий взгляд на русскую историю» (опубликован в 1887) и др.

* * *

КАВЕЛИН Константин Дмитриевич - КАВЕ́ЛИН Константин Дмитриевич (1818-85), российский историк государственной школы (см. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА) и публицист. Участник подготовки крестьянской реформы 1861 (см. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА), автор одного из первых проектов отмены крепостного права (см. КРЕПОСТНОЕ ПРАВО) . Сторонник умеренных преобразований при сохранении неограниченной монархии и помещичьего землевладения. Труды: «Взгляд на юридический быт Древней России» (1847), «Краткий взгляд на русскую историю» (опубликован 1887) и др.

* * *

КАВЕЛИН Константин Дмитриевич [4 (16) ноября 1818, Петербург - 3 (15) мая 1885, там же], русский правовед, историк, публицист; общественный деятель, один из идеологов либерализма.

Из дворян. Отец - директор Главного педагогического института (Петербург), в дальнейшем (с 1819) преобразованного в университет; литератор-любитель, участник «Арзамаса (см. АРЗАМАС (литературный кружок))», впоследствии отошедший от либеральных взглядов . Двоюродный брат архимандрита Леонида (см. ЛЕОНИД (Кавелин)). Окончил юридический факультет Московского университета (1839), где в 1844 защитил магистерскую диссертацию и затем преподавал на кафедре истории русского законодательства. В своих статьях 1846-1847 сформулировал основные принципы государственного направления («государственной школы (см. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА)») в русской историографии. Статья Кавелина «Взгляд на юридический быт древней России» («Современник», 1847) стала, по словам Белинского (см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич), «эпохой в истории русской истории, с нее начнется философическое изучение нашей истории». С 1857 работал на кафедре гражданского права Петербургского университета. Активно участвовал в подготовке отмены крепостного права. В 1861 Кавелин выступил с протестом против полицейско-административного произвола по отношению к студентам и ушел в отставку. С 1878 занимал кафедру гражданского права Военно-юридической академии. Сторонник реформ, умеренный либерал в 1860-х гг., в период усиления революционного движения он порвал с леворадикальным лагерем, категорически отвергая тактику революционного террора; вместе с тем решительно осуждал и репрессивные меры властей. В политическом плане Кавелин всегда оставался сторонником умеренных административных реформ, проводимых «сверху».

Увлекавшийся в юности гегельянством (см. ГЕГЕЛЬЯНСТВО) и с почтением относившийся к славянофилам (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) (в особенности к А. С. Хомякову (см. ХОМЯКОВ Алексей Степанович)), Кавелин под влиянием В. Г. Белинского, а позднее А. И. Герцена (см. ГЕРЦЕН Александр Иванович) и Т. Н. Грановского (см. ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич) стал убежденным западником (см. ЗАПАДНИКИ) . Эти убеждения нашли последовательное выражение в его работе «Мысли и заметки о русской истории» (1866). В понимании истории Кавелин решающую роль отводил личностному началу: «Для народов, призванных ко всемирно-историческому действованию..., существование без начала личности невозможно... Личность, осознающая сама по себе свое бесконечное, безусловное достоинство, - есть необходимое условие всякого духовного развития народа». Смысл русской истории он видел в становлении и укреплении «начала личности», что должно было в конечном счете привести к подлинному сближению России с Западом. Исторический прогресс был для него немыслим вне нравственного развития человечества: «Нравственное развитие и деятельность составляют такую же настоящую практическую потребность людей, как и все другие стороны развития и деятельности». Итогом изучения проблемы нравственной личности, ее социального значения стала работа Кавелина «Задачи этики» (1885), которая оказала значительное влияние на молодое поколение 1880-х гг.

В начало словаря