Энциклопедический словарь (2009)
ПАРМИДЖАНИНО ФРАНЧЕСКО

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ПАРМИДЖАНИНО ФРАНЧЕСКО

Пармиджани́но Франческо (Parmigianino), настоящая фамилия Маццола (Mazzola) (1503-1540), итальянский живописец, представитель маньеризма. Изысканно холодный колорит, утончённый рисунок воплощает идеал холодной и одновременно чувственно-загадочной красоты («Мадонна с длинной шеей», 1534-40).

* * *

ПАРМИДЖАНИНО Франческо - ПАРМИДЖАНИ́НО (Parmigianino) (наст. имя, Джироламо Маццола, Mazzola) (11 января 1503, Парма - 24 сентября 1540, Казальмаджоре, Ломбардия), итальянский художник, один из крупнейших живописцев маньеризма.

Ранние годы

Родился в семье живописца Ф. Маццолы, который и был его главным наставником в искусстве. Позднее получил обычное для той эпохи топонимическое прозвище («уроженец Пармы»). Испытал влияние Рафаэля (см. РАФАЭЛЬ САНТИ) и Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти), но в первую очередь Корреджо (см. КОРРЕДЖО Антонио), именно в этом городе создавшего свои главные произведения.

Данное влияние четко проступает уже в ранних его произведениях («Мистическое обручение Св.Екатерины», ок. 1521; фрески в двух боковых капеллах пармской церкви Сан-Джованни-Эванджелиста, ок. 1522-23; и др.), соседствуя, однако же, с остроиндивидуальными стилистическими чертами, такими как особая, действительно «манерная» (как и следует из самого понятия «маньеризма (см. МАНЬЕРИЗМ)») элегантность поз и удлиненных, грациозных пропорций.

Уже в ранний период проявил себя и как выдающийся портретист, умеющий впечатляюще акцентировать аристократическое благородство своих моделей и окутывать их, благодаря эмблематическим деталям антуража, аурой многозначительной тайны («Галеаццо Санвитале», 1524).

Тревожная грация

В 1524 Пармиджанино прибыл в Рим, где был представлен новоизбранному папе Клименту VII (см. КЛИМЕНТ VII). Дабы продемонстрировать свое мастерство преподнес папе несколько картин, в том числе знаменитый «Автопортрет в выпуклом зеркале» (1524), где блестяще разрешил достаточно сложную перспективную задачу, в итоге придав своему изображению (с огромной рукой на переднем плане, более крупной, чем голова) почти «сюрреалистический» облик. В главном его религиозном образе того периода («Видение Св. Иеронима», 1527) закрепилось влечение Пармиджанино к идеалу загадочной, отрешенной от мира красоты.

После погромов, которыми сопровождался захват Рима (см. ИТАЛЬЯНСКИЕ ВОЙНЫ) войсками Священной Римской империи, в 1527 спешно уехал в Болонью, а оттуда в 1531 возвратился в родной город. В последние десять с небольшим лет своей недолгой жизни исполнил три лучшие свои религиозные картины - «Богоматерь со Св. Маргаритой и др. святыми» (кон. 1520-х), «Богоматерь с розой» (кон. 1520-х - нач.1530-х) и прославленную «Богоматерь с длинной шеей» (1534-40), ставшую его своеобразным творческим завещанием. Все в последней композиции - и «спиралевидная» поза Марии, и божественный Младенец, не то крепко заснувший, не то мертвый, и непонятная колонна позади (предметно акцентирующая неестественно-удлиненную шею Богоматери) - призвано заинтриговать зрителя, оставив его в тревожном беспокойстве.

Загадочного обаяния полна и т. н. «Антея» (портрет неизвестной юной женщины, скорее всего, куртизанки; ок.1535-37); ее взгляд, как это всегда бывает в портретах Пармиджанино, пристально, почти гипнотически направлен прямо на зрителя. С 1531 работал над росписями пармской церкви Санта-Мария-делла-Стекката, но задержка с их завершением привела в итоге к его заключению в тюрьму (1539). Выпущенный под залог, бежал в Казальмаджоре.

Оставил также значительное графическое наследие - рисунки и офорты (см. ОФОРТ) (Пармиджанино одним из первых итальянских художников освоил эту технику).

В начало словаря