Энциклопедический словарь (2009)
ФРЕСКА

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ФРЕСКА

ФРЕ́СКА -и; мн. род. -сок, дат. -скам; ж.

1. Живопись, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку. Изучать итальянскую фреску.

2. Произведение, выполненное в такой технике. Фрески Микеланджело. Средневековые фрески. Стены храма расписаны фресками.

Фре́сковый, -ая, -ое. Ф. грунт. Ф-ая композиция. Ф-ая живопись. Ф-ая манера письма. Ф-ая копия.

* * *

фре́ска (от итал. fresco - свежий), живопись по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде. Одна из техник стенных росписей.

* * *

ФРЕСКА - ФРЕ́СКА (от итал. fresco - свежий), живопись по сырой (свежей) штукатурке разведенными на чистой или известковой воде красками; а также техника стенных росписей, позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой. Сохранению фрески способствует очень тонкая прозрачная пленка карбоната кальция, образующаяся при высыхании краски и закрепляющая ее.

Штукатурный грунт для фрески готовится из гашеной извести и минеральных наполнителей (кварцевого песка, порошка известняка, дробленого кирпича или керамики), иногда в состав грунта включают органические добавки, например, солому, лен, пеньку и т. п. Наполнители предохраняют штукатурку, которая накладывается, как правило, в несколько слоев, от растрескивания.

Для фресковой живописи используются краски, не вступающие в химические соединения с известью: натуральные земляные пигменты (охра (см. ОХРА), умбра (см. УМБРА)); марсы, синий и зеленый кобальт и т. п.; реже краски медного происхождения (голубец и др.); растительные (индиго и баканы), киноварь. Синие и черные наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. Первоначальный яркий цвет красок при высыхании бледнеет; тускнеет цвет и при использовании большого количества красочных слоев.

С глубокой древности применяется роспись и по сухой штукатурке - а секко (см. А СЕККО). В этом случае используются краски, растертые на растительном клее или яйце, реже смешанные с известью.

Фресковая живопись известна со 2-го тыс. до н. э., ее использовали в эгейском искусстве (см. ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА). С первых веков нашей эры такого рода росписи появились у народов Востока (Индия, Средняя Азия и др.). Античные художники применяли многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли; заканчивали фреску по сухой штукатурке, используя темперу. С помощью темперы работали в Византии и Древней Руси (10-12 вв.; в 13-14 вв. - Феофан Грек (см. ФЕОФАН Грек), Андрей Рублев (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ), Дионисий (см. ДИОНИСИЙ (живописец))), в Грузии, Болгарии, Италии, Франции и других странах Европы. Выдающимися мастерами фресковой живописи были художники эпохи Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)): Джотто (см. ДЖОТТО ДИ БОНДОНЕ), Мазаччо (см. МАЗАЧЧО), Рафаэль (см. РАФАЭЛЬ САНТИ), Микеланджело (см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти) и др.

С 16 в. в Италии стали применять так называемую «чистую фреску» («буон фреско») - без применения темперы. Грунт при этом был двухлойным, верхний слой наносился только на ту часть, которая должна была быть закончена до его высыхания (1-2 дня).

Фресковую технику использовали в декоративно-прикладном искусстве и впоследствии, например, назарейцы (см. НАЗАРЕЙЦЫ) в Германии, представители модерна (см. МОДЕРН) в Щвейцарии (Ходлер (см. ХОДЛЕР Фердинанд) и др.), А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера (см. РИВЕРА Диего) в Мексике, В. А. Фаворский (см. ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич) и Л. А. Бруни (см. БРУНИ Лев Александрович) в России.

В начало словаря