Энциклопедический словарь (2009)
БЕНЕДИКТИНЦЫ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

БЕНЕДИКТИНЦЫ

БЕНЕДИКТИ́НЦЫ -ев; мн. Члены старейшего и крупнейшего католического монашеского ордена, устав которого включает три обета: постоянное проживание в монастыре, послушание и воздержание. ● По имени Бенедикта Нурсийского, основателя этого ордена в Италии около 530 г.

Бенедикти́нец, -нца; м. Бенедикти́нский, -ая, -ое. Б-ое братство. Б. монастырь.

* * *

бенедикти́нцы - члены католического монашеского ордена, основанного около 530 Бенедиктом Нурсийским в Италии. Были особенно влиятельны в X-XI вв.

* * *

БЕНЕДИКТИНЦЫ - БЕНЕДИКТИ́НЦЫ, католический монашеский орден, следующий Уставу св. Бенедикта Нурсийского (см. БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ) (латинское cокращение O. S. B.). Женская ветвь ордена - бенедиктинки, основана Св. Схоластикой, сестрой Бенедикта Нурсийского. В конце 6 в. после разрушения Монтекассино лангобардами монахи Св. Бенедикта пришли в Рим, принеся с собой бенедиктинское правило. Григорий I Великий (см. ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ) ввел его в своем монастыре, откуда благодаря миссионерам св. Августина Кентерберийского Устав распространился в Англии. В ирландско-франкских монастырях в 7 в. устав Св. Бенедикта использовался наряду с правилом Св. Колумбана (см. КОЛУМБАН). Дальнейшее распространение устава в Европе связано с деятельностью англо-саксонских миссионеров в конце 7 - первой половине 8 в., прежде всего Св. Бонифация (см. БОНИФАЦИЙ (апостол)).

Бенедиктинские монастыри не являлись в строгом смысле орденом, т. к. сохраняли полную независимость, будучи объединены только исполнением Устава. В начале 9 в. Св. Бенедикт Анианский при поддержке Людовика Благочестивого (см. ЛЮДОВИК Благочестивый) попытался реформировать монашество во франкской империи на основе Устава Св. Бенедикта (монашеский статут Capitulare Monasticum, принятый на соборе в Ахене в 817). В 10 в. в рамках Клюнийской реформы (см. КЛЮНИЙСКАЯ РЕФОРМА) образовалась обширная конгрегация, включавшая сотни монастырей, зависящих от центрального аббатства Клюни (см. Клюнийский орден (см. КЛЮНИЙСКИЙ ОРДЕН)). В 11 в. возникли ордена цистерцианцев (см. ЦИСТЕРЦИАНЦЫ), картузианцев (см. КАРТУЗИАНЦЫ) и камальдолийцев.

В средние века неоднократно предпринимались попытки объединить все существовавшие обособленно бенедиктинские монастыри в единый орден (булла Benedictina 1336 папы Бенедикта XII), однако более жизнеспособными оказались конгрегации из нескольких, как правило, не слишком удаленных друг от друга обителей, подчинявшихся единому центру: Санта Джустина в Падуе, основана в 1412; Бурсфельд в Саксонии, основан в 1446; Мельк в Австрии, позднее мавристы (см. МАВРИСТЫ) во Франции. Бенедиктинские монастыри сильно пострадали в результате Реформации (см. РЕФОРМАЦИЯ), Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) и секулярной политики европейских государств. В 19 в. началось возрождение бенедиктинцев (аббатство Солем во Франции, Бойрона в Германии и др). В 1893 папа Лев XIII поставил во главе всех бенедиктинцев аббата-примаса, и с этого времени бенедиктинское монашество существует как Конфедерация конгрегаций, сохраняющих существенную самостоятельность.

Бенедиктинское монашество, в течение веков занимавшее центральные позиции в Европе, сыграло огромную роль в сохранении и распространении учености и гуманитарного образования и развитии богослужения. В настоящее время бенедиктинцы ведут обширную ученую, педагогическую и миссионерскую деятельность.

В начало словаря