Энциклопедический словарь (2009)
ИКОНОСТАС

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ИКОНОСТАС

ИКОНОСТА́С -а; м. [от греч. eikōn - изображение, образ и stasis - стояние, место стояния] В православной церкви: стена с иконами, отделяющая алтарь. Реставрация иконостаса. / Шутл. О большом количестве орденов, медалей, значков, навешанных на чью-л. грудь. Нацепить на грудь и.

* * *

иконоста́с (от икона и греч. stásis - место стояния), перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в конце XIV - начале XV вв., в том числе в творчестве Феофана Грека и Андрея Рублёва. Схема древнерусского иконостаса.

* * *

ИКОНОСТАС - ИКОНОСТА́С (от икона (см. ИКОНА) и греч. stasis - место стояния), перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 - нач. 15 вв.

* * *

ИКОНОСТА́С (от греч. eikon - место для икон и stasis - место для стояния), перегородка, состоящая из нескольких поперечных брусьев (тябел), отделяющая алтарь (см. АЛТАРЬ) от средней части храма, на которой в определенном порядке расположено несколько рядов икон (см. ИКОНА). В раннехристианскую эпоху алтарь отделялся от остальной части храма низкой резной перегородкой (менее 1 м), обычно из мрамора. Открытый алтарь продолжал существовать в Западной Церкви на протяжении всего средневековья и сохранился до настоящего времени. В византийских храмах появилась более высокая мраморная алтарная преграда на колонках, между которыми вставлялись иконы; на верху этой стенки также мог размещаться один ряд икон. Высокий иконостас возник на Руси на рубеже 14-15 вв. впервые, вероятно, в Москве в кремлевских соборах; в их создании принимали участие Феофан Грек (см. ФЕОФАН Грек) и Андрей Рублев (см. АНДРЕЙ РУБЛЕВ). Полностью сохранившийся высокий иконостас, исполненный в 1425-27, находится в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (см. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА). Он состоит из трех рядов начала 15 в.: деисусного, представляющего Христа, восседающего на небесном престоле, и предстоящих Ему в молении о людском роде Богоматери (см. БОГОРОДИЦА), Иоанна Предтечи (см. ИОАНН Креститель), архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и других святых; праздничного, на иконах которого изображены главные события из земной жизни Иисуса Христа (см. ИИСУС ХРИСТОС) (Рождество Христово (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО), Сретение (см. СРЕТЕНИЕ) - принесение во хАܬ Крещение (см. КРЕЩЕНИЕ (праздник)), Преображение (см. ПРЕОБРАЖЕНИЕ), Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим (см. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ), Тайная вечеря (см. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ), Омовение ног ученикам, Распятие, Снятие с креста, Положение во гроб, Сошествие в ад, Вознесение (см. ВОЗНЕСЕНИЕ), Сошествие Святого Духа - Пятидесятница (см. ПЯТИДЕСЯТНИЦА)) и Богоматери (Благовещение (см. БЛАГОВЕЩЕНИЕ), Успение (см. УСПЕНИЕ Богородицы)); пророческого - поясных изображений ветхозаветных пророков со свитками писаний в руках, где предсказывается пришествие Христа в мир.

Нижний ряд иконостаса, называемый местным, обычно состоит из разновременных икон; в нем помещаются храмовый образ (в Троицком соборе - Троица (см. ТРОИЦА (церковный праздник)) начала 15 в.), иконы Христа, Богоматери и некоторые другие. В этом ряду имеются три двери, ведущие в алтарь: центральные, напротив престола - царские, или святые врата, северные (слева) и южные (справа), называвшиеся также дьяконскими. В центральные двери (предназначенные для Царя Славы - Христа) входят только лица, имеющие священный сан. Вверху на царских вратах изображается Благовещение, на створках - четыре евангелиста (либо образы составителей Литургии Василия Великого (см. ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО)и Иоанна Златоуста (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ)). На боковых дверях могут быть изображены: Благоразумный разбойник, покаявшийся и первым попавший в рай, архангелы, святые архидиаконы, а также ветхозаветные сцены. Верхний ряд иконостаса (над пророческим), возникший в 16 веке, состоит из икон праотцев (см. ПРАОТЦЫ). В Троицком соборе этот ряд с фигурами в рост появился в начале 17 в. Иконостас представляет в живописных образах историю спасения Богом людского рода от первородного греха и смерти через воплощение Бога Сына Иисуса Христа; приготовление праотцами его явления на земле; предсказания пророков; земную жизнь Спасителя; моление святых Христу Судии о людях, совершаемое на небе вне исторического времени. Иконостас показывает преображенный мир «будущего века», образ Рая, населенного святыми.

В русских храмах 15-16 вв. состав иконостаса (число рядов и количество икон в них) мог быть различным в зависимости от размеров церковных зданий. Деисусный, пророческий и праотеческий чины были как полуфигурные (поясные), так и в полный рост. В 17 в. иконостас богато украшался пышной золоченой резьбой; над праотеческим рядом иногда помещался ряд «страстей» (сцен страданий Христа); иконостас увенчивали резные образы небесных сил (херувимы, серафимы); завершался иконостас вырезанными из дерева изображениями Распятия с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом.

В начало словаря