Энциклопедический словарь (2009)
РОЛЛАН РОМЕН

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

РОЛЛАН РОМЕН

Ролла́н Ромен (Rolland) (1866-1944), французский писатель, музыковед. В 1922-38 жил в Швейцарии. В романе-эпопее «Жан Кристоф» (1904-12) - духовные искания и метания гениального музыканта на фоне картины упадка культуры Европы накануне 1-й мировой войны. В центре повести «Кола Брюньон» (1914, опубликован в 1918) - образ вольнолюбивого, никогда не унывающего народного умельца эпохи французского Ренессанса. Антивоенная публицистика (сборник «Над схваткой», 1915). Сочувствовал социалистическим идеям, выступал в защиту СССР (притом, что отвергал все формы революционного насилия), в котором длительное время видел «оплот социальной справедливости». Роман «Очарованная душа» (1922-33), в центре которого сложный внутренний мир героини, посвящён нравственным поискам интеллигенции, попыткам найти своё место в общественном движении масс. Художественно-биографические книги о Микеланджело (1907), Л. Н. Толстом (1911), М. Ганди (1923), цикл музыковедческих трудов о Л. ван Бетховене (1928-45). Трагедия «Робеспьер» (1939) - последняя из цикла драм о Французской революции конца XVIII в., созданных в 1898-1902. Нобелевская премия (1915).

* * *

РОЛЛАН Ромен - РОЛЛА́Н (Rolland) Ромен (29 января 1866, Кламси - 30 декабря, 1944, Везле) - французский писатель.

Любовь к революции

Писатель родился в Бургундии, одной из старейших провинций Франции. В Париж его семья переехала в 1880. Закончив Эколь Нормаль (1886), он через три года успешно прошел конкурс на должность преподавателя. Влияние Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), с которым Роллан состоял в переписке, сыграло важную роль в развитии столь заметных в его творчестве гуманистических и пацифистских взглядов, тогда как романтизм и смутный мистицизм были обусловлены, скорее всего, глубоким знакомством с немецкой литературой. Свою личную философию он изложил в книге «Credo quia verum» («Верую, ибо истинно», 1888), чье латинское название явно полемизирует со знаменитым изречением одного из отцов церкви Тертуллиана «Верую, ибо абсурдно». В 1889-1891 гг. Роллан проходит стажировку в Италии, где собирает в архивах материалы для «Истории оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» (1895) - первой в Сорбонне докторской диссертации на музыкальную тему.

Писатель начал свою карьеру как драматург и добился больших успехов на французской сцене. Первые свои пьесы («Эмпедокл», «Орсино», «Ниоба», «Калигула» и другие) он не решился публиковать, сделав исключение только для «Святого Людовика» (1895) и «Аэрта» (1897), названных позднее «Трагедии веры». Драма «Волки» (1898) была посвящена делу Дрейфуса. Драматургический цикл «Театр Революции» писатель создавал на протяжении всей жизни: «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1901), «14 июля» (1902), «Игра любви и смерти» (1925), «Вербное воскресенье» (1926), «Леониды» (1927), «Робеспьер» (1939). Роллан выступал за создание принципиально новой драматургии, однако его книга «Народный театр» (1903) получила довольно скромный отклик. Тогда же он написал первую из своих героических биографий «Жизнь Бетховена» (1903). Оставив на время сцену, Роллан начал свой самый известный роман «Жан-Кристоф» (тт.1-10, 1904-1912). Параллельно писатель продолжал создавать серию о знаменитых людях: вслед за книгами «Жизнь Микеланджело» (1905-1906) и «Жизнь Толстого» (1911) последовали биографии прославленных индийских мудрецов: «Махатма Ганди» (1923), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивекананды и всемирное евангелие» (1930).

В 1912 он оставил преподавательскую работу, целиком посвятив себя литературе и в канун Первой мировой войны завершил одно из лучших своих сочинений - повесть «Кола Брюньон» (опубликована в 1919), героем которой стал бургундский крестьянин, воплотивший галльское жизнелюбие. Обосновавшись в нейтральной Швейцарии, Роллан предпринимал безуспешные попытки добиться примирения между французскими, немецкими и бельгийскими интеллектуалами. Аргументы свои он изложил в ряде статей, изданных в сборнике «Над схваткой» (1915; в русском переводе «В стороне от схватки», 1919), а затем в послевоенных романах: «Клерамбо», «Пьер и Люс» (оба - 1920). В 1917 он восторженно приветствовал русскую революцию, однако вскоре стал осуждать ее крайности и вступил в полемику с Анри Барбюсом (см. БАРБЮС Анри) (1921-1922). К этому периоду относится начало работы над вторым большим романом «Очарованная душа» (тт.1-4, 1922-1933), герои которого меняются сообразно эволюции самого писателя. Примерно с 1927 Роллан стал горячим сторонником СССР. В 1935 он приехал в Москву и встретился с Максимом Горьким (см. ГОРЬКИЙ Максим), с которым поддерживал переписку с 1917 года. Несмотря на политические процессы 1937-1938 годов, он продолжал защищать политику Сталина, и только Пакт Молотова-Риббентропа (см. ПАКТ МОЛОТОВА-РИББЕНТРОПА) 1939 года заставил его отчасти пересмотреть свои взгляды, что нашло отражение в книге мемуаров «Внутреннее путешествие» (1942). Перед смертью Роллан работал над «Беседами о Евангелии», изданными в книге «У порога последней двери» (опубликована 1989).

Любовь к эпосу

Романы-эпопеи принесли писателю мировую известность. В 1915 получил Нобелевскую премию за свое первое эпическое сочинение, посвященное «свободным душам всех наций - тем, кто страдает, борется и побеждает». Жизнь гениального немецкого композитора Жана-Кристофа, которому Роллан придал много бетховенских черт, описывается с его рождения в маленьком рейнском городке до смерти в Италии: мальчик, рано открывший волшебный мир звуков, становится совершенным творцом. Главная героиня второго романа-эпопеи является современницей Первой мировой войны и революции в России. Под влиянием сына-антифашиста, погибшего в столкновении с итальянскими чернорубашечниками, она вступает в ряды борцов с несправедливым устройством общества.

В начало словаря