Энциклопедический словарь (2009)
КАБАЛА (В ИУДАИЗМЕ)

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

КАБАЛА (В ИУДАИЗМЕ)

КАБАЛА (в иудаизме) - КА(Б)БАЛА́ (др.-евр. kabbalah, букв.- получение), еврейское эзотерическое (см. ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ) учение с элементами магии и мистики.

Адепты Каббалы стремятся к постижению высшего смысла Торы (см. ТОРА) и других священных книг иудаизма. С точки зрения этого учения Каббалы, в священных книгах содержится символическое описание Божественной сущности, постижение которой осуществляется с помощью интуитивного мышления и особой системы символов.

Корни каббалистического учения восходят к первым векам н. э.; в это время на израильской земле и в Вавилонии появляются труды мистического характера, основанные на текстах книги Бытие (см. БЫТИЕ (книга)) и книги пророка Иезекииля (см. ИЕЗЕКИИЛЬ). Мистические представления ранней эпохи встречаются также в некоторых отрывках Талмуда (см. ТАЛМУД (иудаизм)). Одним из важнейших трудов, заложивших основы каббалистического учения, считается «Книга творения» (Сефер Иецира (см. СЕФЕР ЙЕЦИРА)), написанная, по одним данным, между 2 и 6 вв. н. э., а по другим - в 8-9 вв. В ней дается описание тридцати двух элементов мироздания, соответствующих двадцати двум буквам еврейского алфавита и десяти первочислам (т. н. «сфирот», мн. ч. от «сфира»). Со временем сфирот начали обозначать 10 Божественных ипостасей, каждая из которых характеризовалась собственными особыми качествами.

Другими источниками Каббалы были Мидраши (см. МИДРАШ) и произведения гаонов (см. ГАОНЫ) (6-11 вв.), отражавшие магические представления евреев раннесредневековой эпохи.

В 12 в. во Франции и Германии возникло еврейское мистическое учение, проповедовавшее смирение и аскезу (см. АСКЕЗА) и развившее представление о тайне херувимов, в которых усматривалось проявление скрытой Божественной сущности. Представители этого учения были среди тех, кому обязана своим появлением т. н. практическая Каббала - магическая практика, ставившая своей целью взаимодействие с высшими мирами с помощью созерцания тайного смысла Божественных имен, молитв и магических формул.

На формирование Каббалы оказали влияние и нееврейские источники, такие как неоплатонизм (см. НЕОПЛАТОНИЗМ) и гностицизм (см. ГНОСТИЦИЗМ). В частности, у неоплатоников была заимствована идея эманации, эволюционировавшая в Каббале в идею происхождения Божественных сущностей (сфирот) из бесконечной и неопределимой Божественной субстанции. То же происхождение, по-видимому, имеет и световая символика Каббалы.

От гностицизма в Каббалу пришло дуалистическое представление о Божественной сущности, в которой различаются бесконечное и непостижимое начало (Эйн-соф) и поддающиеся постижению сфирот - проявления Бога-Творца.

Временем оформления каббалистического учения принято считать рубеж 12-13 вв. Известно о существовании по крайней мере двух групп каббалистов в Провансе этого времени, и именно в этот период появляются первые труды, содержащие явные каббалистические элементы. Первым каббалистом обычно считают Ицхака Сагги Нахора (1165?-1235), составившего каббалистический комментарий к «Сефер Иецира».

Из Прованса Каббала проникает в христианскую Испанию, там центром учения становится Жерона, где составляются комментарии к десяти сфирот и к талмудическим легендам.

К середине 13 в. Каббала достигает в Испании своего расцвета. Не без влияния суфизма (см. СУФИЗМ) (исламская мистика) и исихазма (см. ИСИХАЗМ) (византийская мистика) здесь была создана особая молитвенная традиция, существующая до сих пор. В Кастилии получили развитие каббалистическая демонология и теория об эманациях зла, соответствующих системе Божественных эманаций.

В конце 13 века кастильским каббалистом Моше де Леоном был написан один из основополагающих каббалистических трудов - «Книга сияния (см. ЗОГАР) » (Сефер га-Зогар), которая вошла в число священных книг Каббалы наряду с Библией и Талмудом. Зогар - это сборник мидрашей, объединенных общей темой странствий рабби Шимона бар Йохая (именно ему традиция приписывает авторство этой книги) и его учеников по израильской земле. Темой мидрашей, иногда сопровождаемых каббалистическим комментарием, является познание Божественных тайн. Здесь нашло отражение большинство каббалистических теорий, которые, тем не менее, не были сведены в единую систему.

С точки зрения Зогара, равно как и всей Каббалы, материальный мир есть лишь видимая часть высшего, незримого мира и одновременно его символ. Оба мира взаимосвязаны и между ними есть соответствие, центром которого считается человек. Органы человеческого тела соответствуют десяти Божественным сфирот, и сам человек является участником Божественного творения, ибо с его помощью осуществляется взаимодействие высшей и низшей сфер. Руководством для человека служит Тора, сокровенный смысл которой следует расшифровать, чтобы достичь общения с Богом и постичь мировую гармонию.

В 15 веке каббалистическое учение начинает проникать в Италию; несколько позже, после изгнания евреев из Испании в 1492, появляется множество новых каббалистических центров на территории Европы, Азии и Северной Африки, и среди них одним из самых значительных становится Цфат (город на территории древнего Израиля).

В 15 веке в Европе зародилось движение, утверждавшее христианский смысл Каббалы. Его основоположником был итальянский гуманист Пико делла Мирандола (см. ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни). Это движение просуществовало до 18 века, одним из его последователей был знаменитый христианский мистик Якоб Беме (см. БЕМЕ Якоб).

Развитие каббалистической традиции продолжается до настоящего времени: в Польше она была прервана лишь с началом Второй мировой войны, а в современном Израиле каббалистические круги существуют до сих пор.

В начало словаря