Энциклопедический словарь (2009)
ЧЕЛОВЕК

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ЧЕЛОВЕК

ЧЕЛОВЕ́К -а; лю́ди; (устар. и шутл.) челове́ки; м. (с колич. сл. только косв. мн.: челове́к, челове́кам, челове́ками, о челове́ках).

1. Живое существо, обладающее мышлением, речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Ч. - разумное существо. Психология человека. Современный ч. Органы чувств человека. Духовный мир людей. // чего или какой. Лицо, являющееся носителем каких-л. внутренних характерных качеств, свойств, принадлежащее к какой-л. среде, обществу и т.п. Добрый, злой ч. Сумасшедший ч. Учёный, деловой, практичный ч. Ч. науки, искусства. Ч. дела, слова. Ч. большого ума, высокой нравственности. Ч. чести. Свой, близкий, родной ч. Ч. с большим сердцем (сердечный). // В значении единицы счёта (людей). Двенадцать человек. В классе тридцать два человека.

2. Личность как воплощение высоких моральных и интеллектуальных свойств. Быть настоящим человеком. Воспитать человека. Ч. с большой буквы. Стать человеком; из кого-л. вышел ч. (о том, кто достиг определённого положения, уважения, авторитета).

3. О каком-л. лице; кто-то, некто. Ч. попросил воды. Вас ч. какой-то спрашивает. Один ч. обещал достать путёвку. Не знаете, что он за человек? (что из себя кто-л. представляет).

4. В России до 1917 г.: дворовый слуга или вообще помещичий крепостной слуга. Послать человека в город. Крепостной ч. // Устар. Официант, слуга в трактире. Просить человека принести вина.

◊ Челове́к в футляре (см. Футля́р). Божий челове́к. Нар.-разг. Странник, нищий, юродивый. Мил челове́к. При вежливом обращении к постороннему человеку, прохожему. Молодой челове́к. При обращении к юноше или мужчине соответствующего возраста.

Челове́ческий; Челове́чий; Челове́чный (см.). Челове́чек, -чка; м. Уменьш. (1 зн.). Маленький ч.

* * *

челове́к - общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект исторической деятельности и культуры, выступивший в этом процессе своего самоосуществления как личность. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире неизменно остаются центральными проблемами религии и философии. Как биологический вид человек (Homo) включается в отряд приматов. Проблема его возникновения (антропогенез) - одна из сложнейших в антропологии. Предполагается, что 8-5 млн. лет назад африканские обезьяны разделились на 2 ветви: одна привела к человекообразным обезьянам (шимпанзе и др.), другая - к первым гоминидам (австралопитекам), обладавшим двуногой походкой. К австралопитекам относят так называемого человека умелого (Homo habilis), которого считают первым представителем рода Homo. Его ископаемые остатки находят вместе с древнейшими каменными орудиями олдувайской культуры (около 2 млн. лет назад). Около 1,6-1,5 млн. лет назад появился так называемый человек прямоходящий (Homo erectus). Представители этого вида (архантропы, палеоантропы) известны в Африке, Европе и Азии. По поводу времени, места возникновения и непосредственных предков человека современного типа - человека разумного (Homo sapiens) - в науке нет единого мнения. Согласно одной из гипотез, он возник в Африке около 200 тыс. лет назад и затем повсюду вытеснил более древних людей; по другим гипотезам, формирование человека разумного (так называемая сапиентация) происходило постепенно в разных частях планеты. Около 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, человек разумный становится единственным представителем семейства гоминид и к концу палеолита заселяет практически всю Землю.

* * *

ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕ́К, общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса - антропогенеза (см. АНТРОПОГЕНЕЗ), многие этапы которого до конца не ясны. Полагают, что 8-5 млн. лет назад африканские обезьяны разделились на две ветви: одна привела к человекообразным обезьянам (см. ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ) (шимпанзе), другая - к первым гоминидам (см. ГОМИНИДЫ) (австралопитекам, обладавшим двуногой походкой).

Вероятно, около 2 млн. лет назад австралопитеки дали начало роду «человек» (Homo), первым представителем которого многие ученые считают «человека умелого» (Homo habilis) - его ископаемые остатки находят вместе с древнейшими каменными орудиями (олдувайская культура). Около 1,6-1,5 млн. лет назад этот вид сменился в Восточной Африке «человеком прямоходящим» (Homo erectus). Различные по особенностям морфологии и степени развития представители этого вида (архантропы (см. АРХАНТРОПЫ), палеоантропы (см. ПАЛЕОАНТРОПЫ)) начали расселяться из тропической Африки по всему континенту, а также в Европе и Азии. По поводу времени, места возникновения и непосредственных предков человека современного вида - человека разумного (Homo sapiens) - в науке нет единого мнения. Согласно одной гипотезе, он возник в Африке около 200 тысяч лет назад и затем повсюду вытеснил более древних людей; согласно другой - формирование «человека разумного» (т. н. сапиентация) происходило постепенно в разных частях планеты. Около 40 тысяч лет назад, на рубеже верхнего палеолита, «человек разумный» становится единственным представителем семейства гоминидов и заселяет практически всю Землю.

Как биологический вид человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего приматами. Специфические особенности человека, резко выделяющие его из мира животных: прямохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь. Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства.

-----------------------------------

«Челове́к» - научно-популярный журнал РАН, с 1990, Москва. Учредители (1998) - Президиум РАН, Институт человека РАН. 6 номеров в год.

В начало словаря