Энциклопедический словарь (2009)
ИКОНОБОРЧЕСТВО

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ИКОНОБОРЧЕСТВО

ИКОНОБО́РЧЕСТВО -а; ср. В Византии в 8 - 9 вв. и в Западной Европе в 16 в. в период Реформации: религиозно-политическое движение, направленное против христианского культа икон.

Иконобо́рческий, -ая, -ое. И-ая ересь. И-ая секта.

* * *

иконобо́рчество - религиозное движение в Византии в VIII - первой половине IX вв., которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях («не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху... не поклоняйся им и не служи им». - Исход, 20, 4-5). Против иконоборчества выступил Иоанн Дамаскин. Торжественное восстановление в 843 иконопочитания празднуется Восточной церковью в первое воскресенье Великого поста («Торжество Православия»). Иконоборчество было характерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма) в ряде стран Западной Европы в эпоху Реформации XVI в. (Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества были уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы и др.).

* * *

ИКОНОБОРЧЕСТВО - ИКОНОБО́РЧЕСТВО, религиозное движение в Византии в 8 - 1-й пол. 9 вв., которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях («не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,.. не поклоняйся им и не служи им», - Исход, 20, 4-5). Различают два периода иконоборчества. Первый (726-787) связан с религиозной политикой императоров Исаврийской династии Льва III (см. ЛЕВ III Исавр) (717-740) и Константина V (см. КОНСТАНТИН V Копроним) (740-775), сводившейся к догматическому опровержению почитания икон и их массовому уничтожению. Этот период наименее полно и наиболее тенденциозно освещен в источниках, отчего многие события приобрели легендарный характер и реконструируются лишь гипотетически.

Первой иконоборческой акцией властей признается удаление надвратной иконы Христа Халкитиса, находившейся перед входом в Большой императорский дворец (ок. 726-730). Тогда же был издан эдикт Льва III (см. ЛЕВ III Исавр) против почитания икон. В 754 Константин V добился соборного осуждения иконопочитания, приведшего к падению авторитета и изоляции Константинопольской кафедры в христианском мире. Отказ от решений иконоборческого собора стал возможен лишь с изменением позиции власти. VII Вселенский (Второй Никейский) собор, созванный императрицей Ириной (см. ИРИНА (византийская императрица)) в 787, восстановил и догматически обосновал почитание икон.

Возобновленное в 815-842 иконоборчество носило гораздо более поверхностный характер. Инициатором и наиболее решительным проводником его выступил император Лев V (см. ЛЕВ V Армянин) (813-820), чья иконоборческая политика была главным средством восстановления полной государственной супрематии в церковных вопросах (то есть верховенства в решении церковных вопросов). Этой же политики придерживались императоры Аморийской династии Михаил II (см. МИХАИЛ II) и Феофил; со смертью последнего в 842 иконоборчество лишилось поддержки власти и в следующем году почитание икон было восстановлено (843). Борьба против иконоборчества породила значительное количество новомучеников, преимущественно монахов, оказывавших особенно упорное и последовательное сопротивление императорской политике. Их духовными лидерами были студийский игумен св. Феодор Студит (см. ФЕОДОР СТУДИТ) и православные патриархи-иконопочитатели святые Тарасий и Никифор, занимавшие столичную кафедру в 784-815. Учение в защиту почитания икон, легшее в основу канонов VII Вселенского собора, было разработано Иоанном Дамаскином (см. ИОАНН ДАМАСКИН), одним из наиболее прославленных отцов церкви.

Торжественное восстановление в 843 иконопочитания празднуется Восточной церковью в 1-е воскресенье Великого поста («Торжество Православия»). Иконоборчество было характерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма (см. КАЛЬВИНИЗМ), таборитов (см. ТАБОРИТЫ)) в ряде стран Западной Европы в эпоху Реформации 16 в. (Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества были уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы). Сжигание икон происходило и в годы разгула воинствующего государственного атеизма в СССР.

В начало словаря