Энциклопедический словарь (2009)
ЧЕЛЛИНИ БЕНВЕНУТО

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ЧЕЛЛИНИ БЕНВЕНУТО

Челли́ни Бенвенуто (Cellini) (1500-1571), итальянский скульптор, ювелир, писатель. Представитель маньеризма. Виртуозные по мастерству ювелирные изделия («Солонка Франциска I», 1539-43), статуи («Персей», 1545-54), рельефы. Мемуары.

* * *

ЧЕЛЛИНИ Бенвенуто - ЧЕЛЛИ́НИ (Cellini) Бенвенуто (3 ноября 1500, Флоренция - 13 февраля 1571, Флоренция), итальянский художник, крупнейший скульптор и ювелир периода маньеризма (см. МАНЬЕРИЗМ); был также и замечательным писателем.

Бурная судьба

Родился в семье плотника. Отцу хотелось, чтобы сын стал музыкантом, но тот поступил в 1513 в мастерскую ювелира М. де Брандини, где овладел методикой художественной обработки металла. За участие в свирепых уличных «разборках», в том числе и с конкурентами по профессии, дважды (в 1516 и 1523) изгонялся из родного города. Поменяв несколько мест жительства (Сиена и др.), установил (в 1524 в Риме) связи с высшими церковными кругами. Войдя в число защитников «вечного города», пытавшихся отразить его захват (см. ИТАЛЬЯНСКИЕ ВОЙНЫ) имперскими войсками (1527), был вынужден временно покинуть Рим. Вернувшись туда, занимал (в 1529-34) должность начальника папского монетного двора. Почти все его ранние произведения (за исключением нескольких медалей) не сохранились, поскольку были позднее переплавлены.

Жизнь его по-прежнему протекала крайне бурно. В 1531-34 он убил коллегу-ювелира (мстя ему за смерть брата), затем напал на нотариуса, а позднее, уже в Неаполе, убил еще одного ювелира за то, что тот осмелился дурно отозваться о Челлини при папском дворе. В 1537 был принят французским королем Франциском I (см. ФРАНЦИСК I Валуа) и исполнил его портретную медаль. В Риме же его арестовали, обвинив в краже папских драгоценностей, но он бежал, был вновь заключен под стражу и, наконец, освобожден (1538-39).

Затем жил при французском королевском дворе в Фонтенбло (см. ФОНТЕНБЛО) (1540-45). Завершил здесь работу над единственным своим сохранившимся ювелирным произведением, подлинность которого не подлежит сомнению; это один из величайших шедевров в истории данного вида искусства. Речь идет о большой солонке Франциска I (1540-43). Это изделие, изображающее по краям выемки для соли Нептуна и Юнону (которые олицетворяют стихии Воды и Земли), а также сами эти стихии (в виде волнующегося синего моря и холмистой земли - с рыбами и животными) впечатляюще передает, несмотря на свои скромные размеры, игру природных сил.

Скульптор и литератор

Освоив во Франции технику масштабного бронзового литья, Челлини с этой поры все чаще выполнял и крупные скульптурные заказы («Нимфа Фонтенбло», 1543-44; и др.). В этих работах впечатляюще четко проступило характерное свойство пластики маньеризма в целом: ювелирное искусство, все более роскошное, изысканное и новаторское, стало заметно опережать монументальную скульптуру, диктуя ей такие свойства как особая тщательность отделки, «орнаментальная» красота силуэта и прихотливое разнообразие ракурсов, рассчитанных на неторопливое, «знаточеское» разглядывание.

Все эти свойства ярко проявились в наиболее значительной из работ, исполненных Челлини на службе у герцога Козимо I Медичи (см. МЕДИЧИ Козимо Старший) во Флоренции (1545-53), статуе Персея, победно поднявшего голову Медузы-Горгоны (1545-54). Здесь он исполнил и ряд других скульптур, в т. ч. пару замечательных портретных бюстов («Козимо I Медичи»; «Банкир Б.Альтовити»; оба - 1545-48). Занимался также и реставрацией античной пластики.

В 1556 Челлини опять заключили в тюрьму за драку (жертвой его агрессивного характера опять стал ювелир), а в 1557 вынесли обвинение в гомосексуализме и поместили на четыре года под домашний арест. Последним его значительным монументальным произведением явилось «Распятие» (1555-62), исполнив его по обету, данному еще в римской тюрьме в 1530-е, для собственного надгробия, Челлини стремился доказать в этой вещи свое умение работать и в мраморе.

Сидя под домашним арестом, начал писать автобиографию (1558-67). Написанная на живом разговорном наречии, она представляет собой настоящий авантюрный роман и принадлежит к лучшим образцам литературы Возрождения (долго циркулировавшая в рукописных копиях, «Жизнь Челлини» была опубликована лишь в 1728). Его перу принадлежат также «Трактат о ювелирном деле» и «Трактат о скульптуре», начатые в 1565 и в 1568 изданные.

В начало словаря