Энциклопедический словарь (2009)
КАБАКОВ ИЛЬЯ ИОСИФОВИЧ

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

КАБАКОВ ИЛЬЯ ИОСИФОВИЧ

Кабако́в Илья Иосифович (р. 1933), российский график, художник-концептуалист. Графические серии (цикл альбомов «Десять персонажей», 1970-е гг.), пространственные композиции - «ассамбляжи» («Верёвки», 1985).

* * *

КАБАКОВ Илья Иосифович - КАБАКО́В Илья Иосифович (р. 1933), российский художник и теоретик искусства. Один из лидеров русского «неофициального искусства» (см. НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО). С 1988 живет за рубежом (преимущественно во Франции и США). Разработал близкий концептуальному искусству (см. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО), а с другой стороны - соц-арту (см. СОЦ-АРТ) тип графической серии, где тексты и изобразительные мотивы погружают обыденный советский быт в атмосферу романтической тайны (здесь сказался опыт Кабакова-иллюстратора детских книг). В 1990-е гг. все чаще переводил свои серии в трехмерное пространство, создавая инсталляции (см. ИНСТАЛЛЯЦИЯ), проникнутые воспоминаниями о России.

* * *

КАБАКО́В Илья Иосифович (р. 30 сентября 1933, Днепропетровск), российский художник. Один из наиболее известных и авторитетных мастеров, сформировавшихся в среде «неофициального искусства» (см. НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО).

Выходец из семьи слесаря. Обосновавшись в Москве, в 1957 окончил графический факультет Московского художественного института имени В. И. Сурикова, получив специальность художника-иллюстратора. С 1956 выступал как оформитель детских книг в издательстве «Детская литература», а также журналов «Малыш», «Мурзилка», «Веселые картинки». Активный участник многих выставок «неофициального» искусства, начиная с выставок 1965 года в Италии (л"Акуила), 1966 в Польше (Познань - Сопот) и выставки 1968 года в московском кафе «Синяя птица».

Испробовав стили абстрактного экспрессионизма, неосюрреалистического гротеска, в 1970-е годы нашел свою собственную манеру, за которой закрепилось имя «романтического концептуализма». Долголетняя работа в детской книге наложила отпечаток на его творчество, создав иронически-сказочную атмосферу его произведений, герои которых - «маленькие» люди, живущие в коммуналках, - претерпевают неожиданные метаморфозы, летая по воздуху, либо вообще исчезая в таинственных пространственных «дырах». Он последовательно расширяет масштабы своих композиций, переходя от фигурных графических циклов к так называемым «альбам» 1970-78 (от латинского «alba» - «белая») - листам, где доминируют пустые пространства, снабженные лишь надписями [предельно бытовыми («Кто забил этот гвоздь?») и предельно загадочными в своей недосказанности], - а затем к «жэковскому искусству» 1978-82 и «экспоарту», где образы составляют уже целые инсталляции (см. ИНСТАЛЛЯЦИЯ), напоминающие агитационные стенды и стенгазеты ЖЭКов. Сблизившись - в последнем случае - с сатирическими интонациями соц-арта (см. СОЦ-АРТ), он далее следует своим путем, соединяя воспоминания о коммунальной нищете со стандартными мотивами социалистического реализма.

С 1989 живет и работает за рубежом, в Германии, Франции и США. Пародия, философия, лирика причудливо соединяются в инсталляциях «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1986, галерея Р. Фельдмана, Нью-Йорк), «Большой архив» (1993, Городской музей, Амстердам), «Корабль моей жизни» (1996, центр Хеллерау, Дрезден) и других выставочных комплексах Кабакова. Рубежное значение его искусства, обозначившего радикальные политические и культурные сдвиги перестройки, получает большой международный резонанс. Воплощением этой исторической рубежности становится его участие как художника-оформителя в постановке «первой посткоммунистической оперы» «Жизнь с идиотом» в амстердамской Нидерландской опере (1992, по рассказу В. В. Ерофеева (см. ЕРОФЕЕВ Виктор Владимирович), музыка А. Г. Шнитке (см. ШНИТКЕ Альфред Гарриевич)), а также его «Красный вагон» (1990-1991, был использован в экспозиции российского павильона на Венецианской биеннале 1993). Композиция последнего подводит черту под политическими утопиями и иллюзиями советского периода, подчеркивая в своем сценическом пространстве, что «невозможно (по описанию самого художника) подняться в небо, пережив тягостную скуку «вечного ожидания» и оказавшись среди кучи грязи, обломков и мелкой чепухи».

В начало словаря