Энциклопедический словарь (2009)
ИЛАРИОН (МИТРОПОЛИТ)

В начало словаря

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

ИЛАРИОН (МИТРОПОЛИТ)

ИЛАРИОН (митрополит) - ИЛАРИО́Н (умер 1067 или после 1073), древнерусский писатель, оратор, церковно-политический деятель; киевский митрополит (1051-1054/55). В летописях Иларион характеризуется как человек исключительной учености, близкий ко двору князя Ярослава Мудрого (см. ЯРОСЛАВ Мудрый). До 1051 года он был священником церкви Святых апостолов в селе Берестове - загородной резиденции Ярослава. Иларион заложил начало традиции «печерского монашества» на Руси (жизни и молитвы в пещерах): для молитвы в уединении он выкопал себе небольшую, «двухсаженную» пещеру на берегу Днепра. Эта пещера будет найдена афонским монахом Антонием, который на этом месте основал Киево-Печерский монастырь (позднее - Киево-Печерская лавра (см. КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА)) и стал его первым игуменом.

Иларион - родоначальник традиции торжественного (эпидиктического) красноречия на Руси. В конце 1030-х годов он создал «Слово о законе и благодати» - выдающееся произведение древнерусской прозы. Предположительно оно было произнесено 25 марта 6546 (1038) года на праздник Благовещения в новоосвященной церкви Благовещения Богородицы на Золотых воротах в Киеве. Менее вероятна датировка создания «Слова» концом 1040-х годов, и его произнесение 26 марта 1049 года в Десятинной церкви или Софийском соборе. Полный текст «Слова» известен в рукописях 15-17 веков (реконструкция орфографии первоначального текста осуществлена Л. П. Жуковской). Основой идейно-политического содержания «Слова» является апология Руси, влившейся после принятия христианства в семью цивилизованных народов.

Автор стремится проникнуть в смысл и значение событий далекого прошлого славян и дать всестороннюю оценку современной ему действительности. Композиция «Слова о законе и благодати» трехчастна: 1) вступление, посвященное противопоставлению Ветхого и Нового заветов; Новый завет - это благодать, через святое крещение спасающий страны и народы; 2) повествовательная часть - истолкование сюжета из библейской истории об Аврааме и его детях - Измаиле и Исааке, явившихся прообразами закона и благодати; 3) заключение - похвала князю Владимиру, который крестил Русь. Главными темами «Слова» являются: превосходство христианства над иудаизмом и язычеством; победа и распространение христианского учения в языческих странах, в первую очередь - на Руси; прославление Владимира (выдвигается требование его канонизации), его сына Ярослава, рода киевских князей, Руси и ее столицы - Киева.

В «Слове» формируется доктрина национальной независимости и собственная патриотическая концепция всемирной истории. Доказывается равноправие «молодого» русского народа с народами, богатыми своей культурой; впервые в отечественной мысли представлена идея сквозной связи времен. В «Слове» Иларион проявил себя как мастер риторически украшенной речи, воспринимая от византийского искусства красноречия традицию украшенности речи при помощи различных тропов и фигур. Сочинение Илариона становится образцом для книжников 12-15 веков, которые используют отдельные приемы и стилистические формулы «Слова».

Иларион является также автором «Молитвы», близкой «Слову» по содержанию и стилю (долгое время считалась его заключительной частью) и «Исповедания веры», которое характеризуют богословская точность и ясность изложения. Принадлежность Илариону других сочинений («Слово к брату столпнику») не доказано. В 1051 году на соборе русских епископов Иларион был избран киевским митрополитом. Он стал первым митрополитом русского происхождения: до и после него митрополитами были греки, поскольку Киевская Русь входила в церковную юрисдикцию Константинопольского патриархата. Это свидетельствовало не только о признании заслуг Илариона, но и означало попытку Ярослава Мудрого утвердить самостоятельность русской церкви от Византии, что было следствием общего политического и культурного подъема Руси к середине 11 века.

Иларион - участник реформы византийского канонического права на Руси: он явился одним из составителей Церковного устава Ярослава Мудрого, закреплявшего правовую независимость русской церкви и основы ее материального существования. После смерти Ярослава Мудрого (1054) Иларион смещен со своего поста: под 1055 год в летописи упоминается новый митрополит, присланный из Византии, - Ефрем. После низложения Иларион удаляется в Киево-Печерскую лавру. Предположительно о нем - «черноризце Ларионе» - упоминается в Киево-Печерском патерике; его блаженная кончина последовала в 1067 году. Согласно другой точке зрения, Иларион пострижен в монастырь под именем Никон; именно он явился составителем Киевского летописного свода 1073 года и автором погодных летописных записей после 1054 года. Иларион не канонизирован, но его имя встречается в некоторых древних списках русских святых.

В начало словаря